педагогические науки
Кабышева Марина Ивановна, Удовиченко Елена Валентиновна АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ...
УДК 378
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0017
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)
© 2020
AuthorlD: 333795
SPIN: 6891-6217
ORCID: 0000-0002-9984-0223
Кабышева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры
AuthorlD: 668768
SPIN: 4754-2310
Удовиченко Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры физической культуры Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, д.13, e-mail: voronall03@yandex.ru)
Аннотация. Сложившаяся в настоящее время в Оренбургском государственном университете организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентом вида спорта для занятий. Такая причина организационного порядка резко снижает ценностный потенциал физической культуры и спорта, значительно ограничивает возможности формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в вузе. Анализ результатов исследования и особенностей развития современных систем физического воспитания студентов позволил теоретически обосновать востребованность внедрения спортизации физического воспитания в учебный процесс студентов ОГУ. Спортизация физического воспитания это эффективное направление организации спортивно-массовой работы, позволяющее объединить студентов в тренировочные группы, однородные по интересам, потребностям, уровню физической подготовленности и особенностям физиологического развития. В результате исследования получены новые данные об уровне знаний, потребностях, интересах и ценностных ориентациях в области физической культуры и спорта, которые позволили определить новые формы организации физического воспитания в ОГУ, основанные на принципах спортизации. Предложенный способ построения учебного процесса по физической культуре в вузе позволяет создать больше возможностей для повышения эффективности занятий и освоения ценностей физической культуры и спорта.
Ключевые слова: студенты, концепция развития студенческого спорта, массовый спорт, высшее образование, физическое воспитание, знания, ценностные ориентации, интересы, потребности, спортизация, волейбол.
AXIOLOGICAL ASPECT OF SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF VOLLEYBALL)
© 2020
Kabysheva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education Udovichenko Elena Valentinovna, senior lecturer of the department of physical education Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, prospect Pobedy, 13, e-mail: vorona1103@yandex.ru)
Abstract. The current organization of physical education in Orenburg state University is not, focused on the student's choice of sport for classes. Such reason of organizational order sharply reduces valuable potential of physical culture and sports, considerably limits possibilities of formation of need for regular occupations by physical culture and sports in higher education institution. The analysis of research results and features of development of modern systems of physical education of students allowed to, prove theoretically demand of introduction of sportization of physical education in educational process of students of OSU. Sportization of physical education is an effective direction of the organization of sports and mass work, which allows, to, unite students in training groups, homogeneous in interests, needs, level of physical fitness and peculiarities of physiological development. As, a result of the study, new data on the level of knowledge, needs, interests and value orientations in the field of physical culture and sports were obtained, which allowed to determine new forms of organization of physical education in OSU, based on the principles of sportization. The proposed method of building the educational process in physical culture at the University allows you to create more opportunities to improve the effectiveness of classes and the development of the values of physical culture and sports.
Keywords: students, concept of development of student sports, mass sports, higher education, physical education, knowledge, value orientations, interests, needs, sportization, volleyball.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Поиск новых форм и методов эффективной организации спортивно-массовой работы в вузе, всегда являлся предметом исследований и активных обсуждений специалистов в области физической культуры и спорта. В настоящее время система приоритетных направлений развития массового спорта в целом определяется «Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года», которая является основным стратегическим документом, направленным на развитие студенческого спорта, утвержденным Министерством спорта России в октябре 2017 года [1].
Целью концепции является создание условий, дающих возможность для студентов профессиональных образовательных организаций и организаций высшего Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
образования вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, и повысить конкурентоспособность Российского спорта.
Основой концепции является разработка и дальнейшее внедрение экспертных предложений по совершенствованию спортивно-массовой работы со студентами и системы студенческих спортивных соревнований, основанных на принципах спортизации физического воспитания, позволяющих объединить учащихся в тренировочные группы, однородные по интересам, потребностям, уровню физической подготовленности, особенностям физиологического развития.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-
шенныхраньше частей общей проблемы._
Kabysheva Marina Ivanovna, Udovichenko Elena Valentinovna pedagogical
AXIOLOGICAL ASPECT OF SPORTIZATION OF PHYSICAL ... sciences
Российские исследователи успешно развивают идеи спортизации физического воспитания, основанные на создании значительных возможностей для приобщения студентов к ценностям физической культуры. Доказывают, что задачи спортизации физического воспитания могут быть решены в основном через командные игровые виды спорта такие, например, как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, при которых игроки развивают не только физические качества, двигательные умения и навыки, но и социализируются, приобретают опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений [2-18].
С позиций аксиологии образования процесс спорти-зации может рассматриваться как относительно новая методология исследований в сфере теории физического воспитания и спорта, с одной стороны, а с другой - как инновационная технология, позволяющая развивать педагогическую практику [19; 20].
По мнению Европейских исследователей, в области физической культуры и спорта важно использовать стратегии, которые выходят за рамки традиционного обучения. Традиционные теории обучения могут являться, лишь отправной точкой для преподавателей физической культуры и спорта, дающие возможность использовать и структурировать свои дидактические действия, а затем следовать гибким схемам к инновационным подходам [21; 22].
Такая методология понимания педагогического процесса зародилась как альтернатива традиционным подходам и основана «на спортивно - игровой деятельности ситуационного обучения, поскольку она предусматривает пренебрежение техническими аспектами спортивной деятельности и делает акцент на преподавании правил игры, в которую нужно играть через совместное обучение и действия» [23].
В вузах Италии физическое воспитание студентов ориентированно на инновационные виды спорта, «которые способны привлечь студентов и сделать путь обучения проще». Становится необходимым обеспечить студента конкретным «играйте в ситуации, не упуская из виду теоретические знания, чтобы достичь реальной и осознанной компетентности».
В Италии «Студенческие спортивные игры» направлены на то, чтобы способствовать выходу традиционного физического воспитания за рамки дисциплинарного направления, в сторону приобретения студентами позитивных ценностей эстетического и социального характера.
«Преподавание физических и спортивных наук нельзя ограничивать только развитием физических качеств способностей, оно обязательно должно включать в себя эмоциональные, социальные, познавательные и моральные аспекты. Основой целью является пропаганда здоровья и здорового образа жизни путем формирования знаний - умений владения своим телом, для развития: самоуважения и уверенности в себе, чувства ответственности, терпения, упорства и мужества» [24].
Целью физического воспитания вузов Италии является развитие компетенций социального взаимодействия методами и средствами игровой деятельности.
Американская система физического воспитания студентов имеет определенную самостоятельность в выборе спортивных программ, расписаний, содержании курсов и академических требований [25; 26].
В настоящее время в вузах Америки имеется три основные формы организации физического воспитания.
1. Занятия факультативных групп по выбранному курсу с обязательным посещением, выполнением определенных требований и сдачей зачетов для получения зачетных очков, идущих в диплом.
2. Участие в любых массовых соревнованиях по личному выбору.
3. Занятия каким-либо спортом или физической деятельностью в группе или самостоятельно без участия 72
в соревнованиях и сдачи зачетов, для изучения техники выбранного вида спорта, укрепления здоровья или просто для времяпровождения и общения с другими студентами спорта [27].
Таким образом, для привлечения студентов к факультативной форме занятий университеты предлагают студентам широкий спектр выбора видов физкультурно-спортивной деятельности и возможности заниматься в любое удобное время.
Расширена и усовершенствована физкультурно-спортивная база, за счет строительства новых спортивных сооружений к которых одновременно могут заниматься большое количество студентов [28; 29].
Сложившаяся в настоящее время в Оренбургском государственном университете организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентом вида спорта для занятий. Такая причина организационного порядка резко снижает ценностный потенциал физической культуры и спорта, значительно ограничивает возможности формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в вузе и определяет востребованность решения проблемы спортизации физического воспитания в вузе.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость внедрения спортизации физического воспитания в учебный процесс студентов ОГУ.
Задачи исследования:
1) выявить ценностные ориентации студентов занятий физической культурой и спортом в вузе;
2) разработать принципы и формы спортизации физического воспитания студентов (на примере волейбола).
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов.
Исследование проводилось в Оренбургском государственном университете в октябре 2019 года.
Всего в анонимном анкетировании приняли участие 221 человек (студентки) 1-3 курсов различных факультетов ОГУ. Студенткам были заданы 15 вопросов, на каждый вопрос предусмотрено несколько вариантов ответов.
Для уточнения отдельных позиций, полученных при анализе результатов массового опроса студенток использовались интервью и беседы.
На вопрос: «Какую форму занятий они хотели бы выбрать - занятия по видам спорта или обычную форму занятий физической культурой (ныне существующая форма)» - большинство студенток первого курса - 68,5 %, ответили, что предпочитают, либо секционные занятия, либо учебные занятия по видам спорта и только 31,5 % поддерживают обычную форму занятий.
75,2 % студенток, обучающихся на втором курсе с удовольствием, бы занимались различными видами спорта, чем просто посещали учебные занятия по физической культуре (24,8 %).
В отличие от студенток 1 и 2-го курсов, третьекурсницы, после двух лет учёбы, готовы начать заниматься в секциях (77,6 %).
На вопрос: «Какие виды спорта Вы бы хотели освоить на занятиях по физической культуре в вузе?» - девушки выбрали 26 видов спорта и оздоровления. Причем в сферу интересов студенток попали такие как: авторалли, бильярд, гольф, рок-н-ролл, хоккей, виндсерфинг, фигурное катание.
Удовлетворить потребности студенток в освоении многих видов из перечисленных видов спорта кафедра физической культуры не может, так как не имеет соответствующей материально-технической базы.
Также, по мнению студенток, наиболее привлекательными для занятий физической культурой в вузе являются традиционные виды спорта: волейбол (60,6 %), настольный теннис (33,3 %), баскетбол (27 %), гимнастика (25 %), стретчинг (13 %)._
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Кабышева Марина Ивановна, Удовиченко Елена Валентиновна АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ...
Несмотря на то, что высота роста большинства опрашиваемых студенток ниже среднего, на вопрос: «Хотели бы Вы научиться играть в волейбол?» - положительно ответили 71,9 % студенток первого курса, 57,4 % студенток второго курса и 52,7 % студенток третьего курса.
Причем, волейбол попал в круг интересов девушек среднего и ниже среднего роста также, как и девушек высокого роста (таблица 1).
Таблица 1 - Показатель высоты роста студенток ОГУ в %
Рост 1 курс (82 чел.) 2 курс (72 чел.) 3 курс (67 чел.)
Средний{1бб-1б§ см) 16,6 1S 20,9
Выше среднего (солее 168 см) 31,9 23,6 23,9
Ниже среднего (менее 166 см) 65,3 53,4 55,2
физической культуры и спорта достаточно низкий.
Таблица 2 - Понимание значения физической культуры для личного совершенствования в %
Эти данные говорят о том, что волейбол прочно занимает одно из ведущих мест в рейтинге предпочитаемых видов спорта для занятий и показатель роста студенток не влияет на такой выбор.
Результаты анкетирования показали, что уровень знаний студенток о волейболе достаточно высокий и находится в диапазоне от 47,3 % до 95,5 %. Студентки дали верные ответы на вопросы о правилах игры в волейбол и технических характеристиках волейбольного мяча и сетки.
В числе качеств, развиваемых с помощью средств волейбола и необходимых для будущей профессиональной деятельности студентки отметили: способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях (32 %), умение работать в команде (25 %), внимание (48,8 %), ловкость и координационные способности (36,6%).
Студентки выделяют несколько причин, мешающих активным занятиям волейболом в вузе. Основными причинами такого положения, на которые ссылаются студентки являются недостаток времени и отсутствие достаточных умений и навыков для занятий.
На недостаток времени ссылаются 56,37 % студенток первого курса, 59,72 % студенток второго курса и 82,24 % студенток третьего курса. Высокий процент этого показателя у студенток третьего курса, на наш взгляд, объясняется тем, что к третьему курсу многие студентки, уже начинают заниматься трудовой деятельностью, которая требует дополнительного времени. Что касается свободного времени вообще, наблюдения, публикации, социологические опросы по данной проблеме показывают, что необходимый минимум времени для ежедневных занятий спортом имеет абсолютное большинство студентов.
Недостаток умений и навыков, особенно выделяют студентки первого курса (25,6 %). Это говорит о том, что занятия физической культурой в школе не дают достаточных умений и навыков по волейболу.
Общий уровень физкультурных знаний студенток невысокий (42%), академическое образование как источник знаний стоит, лишь на четвертом месте. Степень понимания и освоения отдельных разделов теоретической вузовской программы различна. Особенно слабо студентки ориентируются в вопросах методики физической культуры. Существенных различий в общем уровне знаний в зависимости от возраста и семейного положения не обнаружено.
Нами выявлено, что понимание значения физической культуры для личного совершенствования недостаточно, особенно это видно из конкретизации показателей таблицы 2.
Большое сомнение вызвало, что занятия физической культурой способствуют быстроте мышления, саморегуляции психических состояний и моральному формированию человека. Казалось бы, бесспорное влияние занятий физической культурой на восстановление умственного утомления признается весьма незначительным количеством студенток. Именно эти варианты ответов позволили выявить серьезные затруднения студенток. Это свидетельствует о том, что уровень знаний студенток, нужных для понимания жизненной необходимости
Физическая культура 5 достаточной степени Б некоторой степени Затрудняюсь
Курс 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
здоровья 43 49 59 34 44 23 20 7 14 3 -
Коррекции 50 44 57 32 43 29 14 11 14 4 2 -
Улучшению координации движений. 32 34 34 37 39 34 24 20 27 7 7 5
умственного утомления 10 20 20 35 71 40 35 29 40
С аыор егу ляцнк 12 17 23 50 50 39 50 33 26
Пр о фил актике 21 17 21 31 17 45 36 50 30 7 16 4
мышления 5 18 60 50 37 40 50 40
Развитию волевых качеств 39 40 43 29 2S 33 14 26 21 18 6 3
Моральному формированию человека (этике, нравственности) 7 20 14 12 40 43 46 40 43 35
Свободному общению 11 13 17 17 20 17 31 32 50 41 35 15
Исходя из анализа сложившейся ситуации и востребованности новой организации физического воспитания в ОГУ, нами были разработаны основные принципы и определены формы спортизации.
1. Организация занятий физкультурно-спортивной деятельностью с учетом личных ценностей, мотивов и интересов студентов, в том числе развитие инновационных видов спорта.
2. Учебная форма. Обязательное посещение учебных занятий, выполнение требований для сдачи зачета по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности.
3. Факультативная форма. Вынос занятий за рамки учебного расписания, путем увеличения количества раз-но-уровневых спортивных секций (начальное обучение, спортивное совершенствование, сильнейшие сборные команды вуза), в том числе и секций, связанных с новыми физкультурно-спортивными направлениями.
4. Обязательное включение студентов в соревновательную деятельность, организация и проведение турниров внутри университета на первенство учебно-тренировочных групп, участие в городских и областных соревнованиях по видам спорта.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В результате исследования получены новые данные об уровне знаний, потребностях, интересах и ценностных ориентациях студенток в области физической культуры и спорта, которые позволили определить новые формы организации физического воспитания в ОГУ, основанные на принципах спортизации.
Внедрение принципов спортизации физического воспитания на примере волейбола позволит:
1) удовлетворить запросы студенток в овладении этим видом спорта;
2) способствовать развитию основных физических качеств, двигательных умений и навыков;
3) повысить функциональные возможности организма, т.к. волейбол - самодозирующееся упражнение исключающее переутомление, поэтому им могут заниматься студентки не только основной, но и специальной медицинской группы [30-32];
4) расширить социальные контакты, приобрести опыт творческой деятельности и эмоционально - ценностных отношений, который, затем, путём прямого положительного переноса может использоваться студентками в будущей профессиональной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость разработки учебной программы спортизации физического воспитания (по волейболу) и дальнейшего методического обеспечения данного направления работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_283321/ (дата обращения: 01.11.2019).
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
73
Kabysheva Marina Ivanovna, Udovichenko Elena Valentinovna AXIOLOGICAL ASPECT OF SPORTIZATION OF PHYSICAL ..
pedagogical sciences
2. Островский Б.И. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников / Б.И. Островский, Д.Г. Федотенков //Молодой ученый. — 20016. - №26. — С. 669-674.
3. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. -2015. —№ 4. — С. 94-101.
4. ЕременкоВ.Н., Медведева А.С., Левченко А.А. Роль физической культуры в жизни человека //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 353-355.
5. Короева Т.Б., Воробьева И.Н. Физическая культура как основной фактор саморазвития студентов //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 26-28.
6. Воронина В.Т. О развитии командных видов спорта в России // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 341-344.
7. Голобоков А.С., НаумоваМ.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.
8. Лубышева Л.И. Как понимать современный спорт / Л.И.Лубышева // Теория и практика физ. культуры. — 2015. — № 4. — С. 93.
9. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 41-43.
10. Еременко В.Н., Синько О.В., Федорова Н.П. Особенности развития спорта под влиянием научно-технического прогресса и его принятие человеком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 336-338.
11. Короев А.Г., Базрова Л.Р. Зависимость умственной работоспособности студентов от уровня их физической подготовленности //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 27-30.
12. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
13. Симоненков В.С. Спортивная работа в вузе / В.С. Симоненков // в сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2017. С. 4229-4235.
14. Серпер С.А. Экология и спорт: особенности взаимосвязи в процессе обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 218-220.
15. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 12-14.
16. ВасюковаВ.А., ВоробьеваИ.В., Коваленко Н.П., КуштоваМ.Х. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта как неотъемлемая часть элемента национальной экономики //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-73.
17. Битарова А.Л., Беглецова Д.В. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни гражданского населения // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.
18. Карпельсон А.А. Отрасль спорта и физической культуры в России: организационно-финансовые аспекты // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 108-110.
19. Лубышева Л.И. Спортизация образования: от научной идеи к инновационной практике / Л.И. Лубышева // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания. — М.: РГУФКСМиТ, 2016. — С. 32—42.
20. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева и др. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. —200 с.
21. D'Isanto T. Pedagogical value of the body and physical activity in childhood, Sport Science, 9, 2016, p. 13-18.
22. Raiola G. Body knowledge and motor skills, Knowledge Cultures, 1(6), 2015, p. 64-72.
23. Viscione I., Invernizzi, P., Raiola, G. Physical education in secondary higher education, Journal of Human Sport and Exercise, 2019, p. 14-17.
24. Viscione I. Elements and methods of organization, design and management of extracurricular sports activities, Journal of Physical Education and Sport, 2019, p. 1767-1772.
25. Brownell C.L. Health and Physical Education. A Job or a Profession/American Physical Education Review. —2016. — V. 19. — Issue six — P. 203—206.
26. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/mirovoy_opy-t/9582430-physical_edu (дата обращения: 09.12.2019).
27. Brownell C. The Preparation of Teachers in Health and Physical Education/American Physical Education Review.— 1929.— V. 34.— Issue 5.— 2013.— Р. 278—280.
28. [Электронный ресурс]. URL: https://topspinsport.ru/articles/ fizicheskoe-vospitanie-v-ssha-put-k-zdorovyu-natsii/ (дата обращения: 09.12.2019).
29. [Электронный ресурс] URL.: https://knowledge.allbest.ru/sport/3 c0b65635a3bd78b4d5206c36_0.html (дата обращения: 09.12.2019).
30. КабышеваМ.И. Волейбол на снегу как элективный вид спорта в вузе /М.И. Кабышева, Е.В Удовиченко // в сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 4575-4579.
31. Мельников В.С. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы в университетском комплексе / В.С.
Мельников, М.И. Кабышева // в сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) - Оренбург, 2013. С. 3310- 3313.
32. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lib.vlsu.ru/bitstream /123456789/6646/1/01685.pdf (дата обращения: 23.11.2019).
Статья поступила в редакцию 09.12.2019
Статья принята к публикации 27.02.2020
74
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)