ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 08.06.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
BEHAVIORAL STRATEGY IN RESPECT OF HEALTH OF GIRLS ENGAGED IN VARIOUS TYPES OF MOTOR ACTIVITY WITHIN SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION
Ph.D., Associate Professor N.V. Peshkova1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Проблема здоровья населения, особенно подрастающего поколения, на протяжении многих лет остается одной из наиболее актуальных. Во многом такое пристальное внимание к этому вопросу объясняется возрастающим влиянием различных негативных факторов, проявление которых у молодежи может быть связано в том числе с отсутствием внутренних средств разрешения кризиса юности, который присущ студенческому возрасту. Считаем, что преобразующей деятельностью для молодого человека на ступени индивидуализации может стать двигательная активность, которая в полной мере представлена в студенческом спорте.
Задачами исследования стали: оценка удовлетворенности студенток уровнем развития студенческого спорта в вузе, выявление эффективности спортивно ориентированного физического воспитания в формировании у девушек потребности в физическом самосовершенствовании, проведение сравнительного анализа поведенческой стратегии в области достижений и в отношении здоровья. Всего было опрошено и протестировано 102 студентки 2-3-го курсов, занимающихся в группах волейбола и атлетической гимнастики.
На основании проведенного исследования считаем необходимым в процессе учебных занятий в вузе актуализировать вопросы более глубокого осмысления значимости двигательной активности для поддержания высокого уровня здоровья, содействовать переводу ценностного отношения к здоровому образу жизни в практическую плоскость с учетом уровня субъективного контроля личности.
Ключевые слова: студенческий спорт, элективные курсы, спортизация, поведенческая стратегия в отношении здоровья.
Annotation
The problem of public health, especially health of the younger generation, has been one of the most pressing for many years. In many ways such close attention to this issue is due to the growing influence of various negative factors, the manifestation of which among young people can be related with a lack of internal resources to resolve the youth crisis, which is inherent in the student age. We believe that motor activity that is fully represented in university sport can be a transforming activity for young people in the phase of individualization. The objectives of the present study were to estimate the satisfaction of female students with the level of development of university sport in the higher school, to assess the effectiveness of a sports-centered physical education in the formation of the need for physical self-improvement, to conduct a comparative analysis of the behavioral strategy regarding achievements and health. 102 2-3-year students, training in volleyball and bodybuilding groups, were surveyed and tested.
Based on the findings the authors believe it is necessary to actualize in the course of university studies the questions of deeper understanding of the value of motor activity to maintain health on a high level, to facilitate changing of the value attitude to a healthy lifestyle into practice with regard to level of individual's subjective control.
Keywords: university sport, elective courses, sportization, behavioral health-related strategies.
Введение. Проблема здоровья населения, особенно подрастающего поколения, на протяжении многих лет остается одной из наиболее актуальных. Во многом такое пристальное внимание связано с возрастающим влиянием различных негативных объективных и субъективных факторов, таких
как загрязнение окружающей среды, развитие технических приспособлений, которые снижают двигательную активность человека в целом, курение и злоупотребление спиртными напитками, нерациональное питание, неадекватное реагирование на стрессовые ситуации и т. д. Причем проявление
Таблица 1. Результаты опроса студенток об участии в соревнованиях, проводимых в вузе, %
Вариант ответа Волейбол Атлетическая гимнастика
2-й курс 3-й курс 2-й курс 3-й курс
Да, всегда с большим интересом и желанием 54,5 60,0 20,8 -
Нет, но очень хотела бы поучаствовать 27,3 26,6 11,6 14,6
Нет, я занимаюсь только для себя и соревнования мне не нужны 18,2 13,4 61,8 70,8
Нет, никогда не было желания 0,0 0,0 5,8 14,6
си
V-□
. а
и
га у
г.
ч—
. О (и
га
V-
■ -О С
га
^
О си .с Н
вышеперечисленных негативных субъективных факторов у молодых людей может быть связано в том числе с отсутствием внутренних средств разрешения кризиса юности, который присущ студенческому возрасту.
По мнению В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева [5], период 17-21 года относится к ступени индивидуализации в развитии субъектности человека, и именно в процессе преодоления кризиса юности происходит становления авторства в собственной жизни. Важно отметить, что психологической основой данного кризиса является сравнение «идеального Я» с реальным, которое еще не может быть полностью оценено самой личностью. По мнению авторов, «единственное средство снять это противоречие - творчески преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир» [5, с. 60].
С нашей точки зрения, такой преобразующей деятельностью для молодого человека может стать двигательная активность, которая в полной мере представлена в студенческом спорте, в отношении понимания роли которого в личностном становлении и формировании здорового стиля жизни молодых людей за последние годы произошли достаточно существенные изменения. Л. И. Лубышева отмечает, что в каждом сегменте спорт выполняет важнейшие функции социализации, т. е. обеспечивает процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, социальных норм и общезначимых ценностей, позволяющих ему стать (или оставаться) полноценным членом общества [1].
Мы разделяем взгляды Л. И. Лубышевой и считаем, что студенческий спорт, интегрированный в систему физического воспитания посредством спортизации и положенной в ее основу элективной дифференциации, позволяет вовлекать студентов в планирование предстоящей работы, самоанализ умений, навыков и достижений, а также способствует воспитанию ответственности за собственный выбор в физкультурно-спортивной деятельности [3, 4].
Цель исследования - провести сравнительный анализ поведенческой стратегии в отношении здоровья девушек, занимающихся в рамках спортизации физического воспитания различными видами двигательной активности
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на кафедре физической культуры СурГУ в 2015 г. Поставленные задачи решались посредством применения специально разработанных опросных листов, показатели локус-контроля студенток в области достижений и в отношении здоровья изучались с помощью теста-опросника уровня субъективного контроля (Э. Ф. Бажин, Е. А. Голынки-на, А. М. Эткинд) [2]. Всего было опрошено и протестировано 102 студентки 2-3-го курсов, занимающихся в группах волейбола и атлетической гимнастики.
Участие в исследовании девушек именно этих двух элективных курсов обусловлено, во-первых, тем, что на протяжении длительного времени волейбол и атлетическая гимнастика являются наиболее предпочитаемыми вида-
Рис. 1. Результаты опроса студенток относительно удовлетворенности ими развитием студенческого спорта в университете, %
Рис. 2. Процентное соотношение типов контроля (УСК) у девушек 2-3-го курсов в области достижений (Ид) и в отношении здоровья (Из) (ЭТ - экстернальный тип, ИТ - интернальный тип)
ми двигательной активности, которые студентки выбирают по окончании этапа спортивной ориентации (совпадает с завершением первого года обучения в вузе). Во-вторых, волейбол относится к игровым командным видам спорта, в которых ярко проявляется дух соперничества, а результат соревновательной деятельности зависит от всех членов команды, в связи с чем предъявляются повышенные требования к коммуникативным навыкам студентов, умению и желанию быть в группе. Атлетическая гимнастика, напротив, -индивидуальный вид двигательной активности, и результаты тренировочного процесса зависят только от собственного усердия, потребности улучшить собственное тело, повысить уровень здоровья. И если в первом случае соревнование -это борьба с соперником, то во втором - борьба с самим собой, непреклонное движение к запланированному результату.
Вышесказанное позволило нам предположить, что у студенток, выбравших разные виды двигательной активности и далее занимающихся ими, возможно проявление отличных друг от друга показателей локус-контроля в области достижения и в отношении здоровья, что отражается на их включенности в соревновательную деятельность и формировании потребности в физическом самосовершенствовании.
Результаты исследования и их обсуждение. Итоги опроса студенток по поводу удовлетворенности организацией студенческого спорта в СурГУ представлены на рис. 1.
Установлено, что девушки 2-го курса в целом оценивают свою удовлетворенность более высоко по сравнению с 3-м
90
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег
Таблица 2. Ответы студенток на вопрос: «Планируете ли Вы после окончания вуза самостоятельно заниматься спортом?», %
Вариант ответа Волейбол Атлетическая гимнастика
2-й курс 3-й курс 2-й курс 3-й курс
Да, обязательно, я в этом уверена 22,7 53,4 38,2 38,7
Скорее да, чем нет, но точно не уверена 59,0 26,7 50,0 51,7
Скорее нет, чем да 13,6 6,5 8,8 3,2
Я пока не знаю 4,7 13,4 3,0 6,4
курсом, причем такая тенденция присуща как группе атлетической гимнастики, так и волейбола. Причиной неудовлетворенности волейболисток стало недостаточное количество проводимых соревнований, а в группе атлетической гимнастики - малое количество мероприятий, связанных с физической рекреацией (походы, выходы в лесопарковые зоны и др.).
Данные относительно вопроса: «Принимаете ли Вы участие в соревнованиях, проводимых в университете» (табл. 1), - в полной мере отвечают нашим предположениям о разной оценке соревновательной деятельности и желания участвовать в ней у представительниц элективных курсов.
Так, более 80 % волейболисток с большим интересом и желанием участвуют или хотели бы попасть в сборные команды институтов для участия в соревнованиях. Тогда как девушки из группы, занимающейся атлетической гимнастикой, в большинстве своем, а это более 60 %, как на 2-м, так и на 3-м курсах не проявляют интереса к соревновательной деятельности, обозначив в качестве ответа, что они занимаются только для себя и соревнования им не нужны.
Выявив такое отношение к соревновательной деятельности, можно было бы предположить, что у волейболисток поведенческие стратегии в области достижений будут более выражены, чем у девушек, занимающихся атлетической гимнастикой. Однако результаты, полученные по тесту-опроснику УСК, не позволяют нам делать таких однозначных выводов (рис. 2).
Данные, представленные на рис. 2, свидетельствуют о том, что у большинства студенток 2-го и 3-го курсов, занимающихся атлетической гимнастикой, как в области достижений, так и в отношении здоровья, преобладает интернальный тип контроля, а это дает возможность констатировать, что они в отличие от экстерналов считают себя ответственными за все, что с ними происходит в жизни, в том числе за собственное здоровье. У студенток-волейболисток 3-го курса по шкале интернальности в области достижений у 53,6 0% респондентов зафиксирован экстернальный тип, т. е. больше половины из них могут объяснять происходящие с ними положительные события результатом везения или помощи других людей. Остальные результаты по данной методике в группах девушек, занимающихся волейболом, имеют схожую с вышеизложенной тенденцию.
Важной задачей, решаемой в процессе спортивно ориентированного физического воспитания, является формирование потребности в физическом самосовершенствовании. Данные опроса студенток относительно продолжения самостоятельных занятий спортом после окончания вуза представлены в табл. 3. Анализируя полученные результаты, можно сделать заключение, что процент студенток-
волейболисток, которые полностью уверены в том, что после окончания вуза они будут заниматься спортом, увеличивается к 3-му курсу на 30,7 %, тогда как в группе девушек, занимающихся атлетической гимнастикой, данный показатель остается на прежнем уровне.
В связи с этим необходимо отметить, что достаточно большое количество студенток этой группы, а это более 50 %, как на 2-м, так и на 3-м курсах, находятся на этапе выбора и принятия решения относительно своей включенности в физическое самосовершенствование.
Вывод. На основании проведенного исследования считаем, что необходимо в процессе учебных занятий в вузе актуализировать вопросы более глубокого осмысления значимости двигательной активности для поддержания высокого уровня здоровья, содействовать переводу ценностного отношения к здоровому образу жизни в практическую плоскость с учетом уровня субъективного контроля личности.
Литература
Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4. - С. 94-101.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. - 704 с. Пешкова Н.В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-95. Пешкова Н.В. Интеграция студенческого спорта в систему физического воспитания в вузе / Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 3. - С. 89.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
3.
4.
5.
References
Lubysheva, L.I. Novy kontseptual'ny podkhod k sovremennomu ponimaniyu sotsial'noy prirody sporta (New conceptual approach to modern interpretation of social nature of sport) / L.I. Lubysheva, V.P. Mochenov // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2015. - № 4. - P. 94-101.
Osnovy psikhologii: Praktikum (Principles of Psychology: Tutorial) / Comp. ed. L.D. Stolyarenko. - Rostov-on-Don: Fenix, 2003. -704 P.
Peshkova, N.V. Sportizatsiya fizicheskogo vospitaniya kak uslovie razvitiya studencheskogo sporta v vuzakh nesportivnogo profilya (Sportization of physical education as a condition for development of university sport in universities not related to sports) / N.V. Peshkova, L.I. Lubysheva, A.A. Peshkov // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2013. - № 12. - P. 88-95.
Peshkova, N.V. Integratsiya studencheskogo sporta v sistemu fizicheskogo vospitaniya v vuze (Integration of university sport in physical education in university) / N.V. Peshkova // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2015. - № 3. - P. 89.
Slobodchikov, V.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoy real'nosti v ontogeneze (Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of Human Development: Development of subjective reality in ontogenesis) / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - Moscow: Shkol'naya Pressa, 2000. - 416 P.