приобщение студенческой молодежи к соревновательной деятельности с позиции голографического подхода
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 13.10.2015 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1 Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева2
1 Сургутский государственный университет, Сургут
2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
INTRODUCING STUDENTS INTO COMPETITIVE ACTIVITY IN CONTEXT OF HOLOGRAPHIC APPROACH
Associate professor, Ph.D. N.V. Peshkova1 Dr.Hab., professor L.I. Lubysheva2
1 Surgut State University, Surgut
2 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK), Moscow
Ш □
4J □
и
"(О и
i
a
a ■a с re
£ о ш
Аннотация
В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с поиском путей приобщения молодых людей к активным занятиям студенческим спортом. Авторы считают, что именно соревновательная деятельность и подготовка к ней создают молодому человеку условия для самосовершенствования и преодоления самого себя, сравнения своих способностей со способностями других, являются наиболее эффективным средством социализации, способным удовлетворить острейшую потребность в идентификации и самоидентификации.
В то же время в процессе опроса первокурсников относительно желания принимать участие в различных соревнованиях, проводимых в вузе, было выявлено, что процент студентов, с первых дней обучения в вузе заинтересованных в том, чтобы включиться в соревновательную деятельность по различным видам спорта, невысок. Причем те первокурсники, которые дали утвердительный ответ, в 100% случаев имели опыт участия в школьных соревнованиях.
В связи с этим авторы сделали заключение, что рассмотрение вопроса приобщения студенческой молодежи к соревновательной деятельности с позиции голографического подхода позволяет актуализировать необходимость учета витагенного опыта студентов-первокурсников, что создает условия для равноправного взаимодействия между участниками образовательного процесса в сфере физической культуры и спорта, способствует сотрудничеству и сотворчеству, формированию ценностного отношения и интереса к спортивным занятиям.
Ключевые слова: студенческий спорт, соревновательная деятельность, ви-тагенный опыт, голографический подход.
Annotation
The article concerns the current issue related to the search for ways to introduce young people into university sports classes. The authors believe that this competitive activity and training for it creates conditions for a young man to improve and overcome himself, compare his abilities with the abilities of other students, serves as the most effective way of socialization, that can meet the urgent need for identification and self-identification.
At the same time the survey of first-year students regarding their desire to take part in various competitions held at the university revealed a quite low percentage of students, who are concerned to engage in competitive activity in various sports from the first day of studies at the university. And those first-year students who agreed had the experience of participating in school competitions in 100% of cases.
In this regard, the authors concluded that the question of introducing students into competitive activity considered in the context of the holographic approach makes it possible to actualize the need to take into account the vitagenic experience of first-year students, which creates conditions for equal interaction of the participants of the educational process in the sphere of physical culture and sport, promotes cooperation and co-creation, formation of the value attitude and interest in sports activities.
Keywords: university sport, competitive activity, vitagenic experience, holographic approach..
Введение. За последнее время произошли достаточно существенные изменения в отношении понимания роли студенческого спорта и составляющей его основу соревновательной деятельности в личностном становлении молодых людей. Признается, что в условиях глобализации, урбанизации, интенсификации труда, информатизации современного общества спорт как универсальная модель соперничества (противостояния «другому») становится наиболее эффективным средством социализации, способным удовлетворить острейшую потребность в идентификации и самоидентификации [3].
Такое понимание спорта и его роли в формировании личностных характеристик молодого человека особенно актуально в связи с тем, что именно в студенческом возрасте преодолевается кризис юности и происходит становление авторства в собственной жизни. По мнению В.И. Слобод-чикова, Е.И. Исаева [6], психологической основой кризиса является сравнение «идеального Я» с реальным, которое полностью еще не может быть оценено самой личностью. Авторы считают, что «единственное средство снять это противоречие - творчески преобразующая деятельность, в ходе
которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир» [6, с. 60].
С нашей точки зрения, именно соревновательная деятельность и подготовка к ней создают молодому человеку возможность для самосовершенствования и преодоления самого себя, сравнения своих способностей со способностями других, помогает в противоборстве пережить радость победы или горесть поражения. Все это способствует формированию собственного стиля поведения в обществе, пониманию им необходимых для достижения жизненного успеха ориентировок, терпения и толерантности [1]. Однако, к сожалению, проведенные нами ранее исследования свидетельствуют о том, что в студенческой среде далеко не однозначно отношение к соревновательной деятельности: некоторые студенты считают, что соревнования им не нужны, и они занимаются физическим воспитанием только для себя [5], в данной ситуации можно сделать заключение, что ценностный потенциал спорта остается невостребованным.
В связи с вышесказанным считаем актуальным рассмотрение вопроса, посвященного поиску путей приобщения молодых людей к активным занятиям студенческим спортом и активизации участия в соревновательной деятельности с первых дней обучения в вузе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и определение путей целенаправленного влияния, обеспечивающего прогрессивные изменения активности студенческой молодежи и ее вовлеченности в соревновательную деятельность.
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на кафедре физической культуры СурГУ в сентябре 2015 г и состояло в проведении экспресс-опроса первокурсников. Всего в нем приняли участие 563 студента (189 юношей и 374 девушки, представители 45 городов и сельских поселений, поступивших в 2015 г на различные направления подготовки бакалавриата и специалитета).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы участвовать в соревнованиях, проводимых в СурГУ?» - представлены на рисунке.
Полученные данные свидетельствуют о том, что процент студентов-первокурсников, проявляющих желание с первых дней обучения в вузе включиться в соревновательную деятельность по различным видам спорта, невысок, причем показатели полностью соответствуют результатам опроса относительно участия в соревнованиях, проводимых в школе. Только 50,2% юношей и 37,9% девушек на момент поступления в вуз имели опыт соревновательной деятельности, и именно они в 100% случаев в анкетах ответили «да». Анализируя полученные результаты, можно заметить, что «желание» и «опыт участия» соотносятся не полностью, а с тенденцией к снижению у юношей на 18,5% и у девушек на 15%. Мы связываем это с периодом адаптации первокурсников к вузовскому обучению, новому коллективу, для многих молодых
100 80 60 40 20 0
-22J1-
46,6
44,8
девушки
да
пп
девушки
девушки
пока не знаю
Результаты опроса студентов, относительно желания участвовать в соревнованиях, проводимых в вузе, %
людей - к новым условиям проживания. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на проявление студентами активности в соревновательной деятельности.
Особого внимания, с нашей точки зрения, требует большое количество первокурсников, которые не имеют четкой позиции по данному вопросу, мы это объясняем во многом тем, что в школе они не были включены в соревновательную деятельность, спорт и все, что с ним связано, осталось за пределами их интересов и потребностей. Поэтому смещение вектора «желание-нежелания» в одну или другую сторону будет зависеть от качества организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе, создаваемых условий для проявления активности в спортивной деятельности, получения положительных эмоций в соревновательной борьбе.
В контексте обозначенной цели исследования считаем необходимым обратиться к основным положениям витаген-ного обучения, разработанного А.С. Белкиным. Обучение основано на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях [2]. Под витагенным (жизненным) опытом автором понимается ставшая достоянием личности информация, которая отложилась в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков «прожитых» человеком, имеющих для него самодостаточную ценность и связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения [2].
Востребование витагенного опыта в образовательном процессе является основой и «инструментом» голографиче-ского подхода (А.С. Белкин, Н.А. Вербицкая, К.А. Романов и т.д.). Голографический подход означает рассмотрение какого-либо объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех плоскостях. Мы вслед за А.С. Белкиным рассматриваем голографический подход как процесс многомерного объемного раскрытия содержания спортивной и соревновательной деятельности, сочетающий в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами.
Витагенная проекция - витагенная информация, востребованная преподавателем в процессе обучения и взаимодействия со студентами. Вектор: студент-знание-преподаватель.
Дидактическая проекция - информация, идущая от преподавателя, использующего витагенную информацию студентов. Вектор: преподаватель-знание-учение.
Конструирующая проекция - информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами и пр., создающая целостную голографи-ческую картину изучаемого явления. В контексте нашего исследования важно отметить, что жизненный опыт отдельного студента сам по себе не самоценен, он приобретает особую значимость лишь в соотношении с жизненным опытом других (например, на спортивной арене), когда находятся наиболее значимые точки соприкосновения, что в дальнейшем дает возможность осознать источники собственных успехов или неудач.
В связи с вышесказанным считаем, что для первокурсников, уже имеющих опыт участия в соревнованиях, важны постоянное его востребование и актуализация, дополнение новыми знаниями, положительными эмоциями и впечатлениями, создание возможности для постоянной работы над собой, запуска процессов самовоспитания и самосовершенствования. Необходимо отметить также то, что их витагенный опыт может выступать как источник конструирующей проек-
№ 12 • 2015 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
ции для студентов, которые до поступления в вуз не были включены в соревновательную деятельность.
Для данной категории первокурсников, не прошедших «школу спорта», в процессе занятий необходимо организовать процесс перехода витагенной информации в жизненный опыт, который, по мнению А.С. Белкина, содержит три стадии, а именно: 1-я - первичное, недифференцированное восприятие витагенной информации; 2-я - оценочно-фильтрующая (личность определяет значимость полученной информации в филогенезе, а затем в онтогенезе с позиции личной значимости); 3-я - установочная (личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание и принятие информации на конкретный период) [2].
Мы считаем, что такой переход необходимо осуществлять посредством большего включения первокурсников сначала в ситуации состязательности на учебных занятиях в рамках спортивно-ориентированного физического воспитания, а далее на соревнованиях различного уровня. Только пережив успех или поражение в противоборстве с другими, радость или разочарование в достигнутых результатах, молодой человек сможет определить окончательные приоритеты в своем отношении к студенческому спорту и дальнейшей включенности в соревновательную деятельность.
В связи с вышесказанным кафедра физической культуры совместно со спортивным клубом ведет постоянную работу по расширению спектра физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в вузе, создавая условия для того, чтобы каждый студент независимо от первоначального уровня подготовленности и опыта участия в различных соревнованиях в той или иной мере был вовлечен в студенческий спорт [4].
Вывод. Считаем, что рассмотрение вопроса приобщения студенческой молодежи к соревновательной деятельности с позиции голографического подхода актуализирует необходимость учета витагенного опыта студентов, что позволяет сделать их равноправными участниками образовательного процесса в сфере физической культуры и спорта, создавать ситуации сотрудничества и сотворчества, формировать ценностное отношение и интерес к спортивным занятиям.
Литература
1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография / С.В. Алексе-
ев, Р.Г. Гостев, Ю.В. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие / А.С. Белкин. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с.
3. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4. - С. 94-101.
4. Пешкова Н.В. Новое в системе управления развитием студенческого спорта в Сургутском государственном университете / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 11. - С. 85-87.
5. Пешкова Н.В. Поведенческая стратегия в отношении здоровья у девушек, занимающихся в рамках спортизации физического воспитания различными видами двигательной активности / Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 9. - С. 89-91.
6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
References
1. Alekseev, P.V. Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii: novye vyzovy sovremennosti: monografiya (Physical Culture and Sport in the Russian Federation: new challenges of modern time: monograph) / P.V. Alekseev, R.G. Gostev, Yu.V. Kuramshin, A.V. Lotonenko, L.I. Lubysheva, P.I. Filimonova. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2013. - 780 P.
2. Belkin, A.P. Osnovy vozrastnoy pedagogiki: ucheb. posobie (Fundamentals of developmental pedagogics: study guide) / A.P. Belkin. - Moscow: Akademiya, 2000. - 192 P.
3. Lubysheva, L.I. Novy kontseptual'ny podkhod k sovremennomu ponimaniyu sotsial'noy prirody sporta (New conceptual approach to modern understanding of social nature of sport) / L.I. Lubysheva, V.P. Mochenov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 4. -P. 94-101.
4. Peshkova, N.V. Novoe v sisteme upravleniya razvitiem studencheskogo sporta v Surgutskom gosudarstvennom universitete (Innovations in university sport development management system in Surgut State University) / N.V. Peshkova, L.I. Lubysheva, A.A. Peshkov, V.V. Apokin// Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2012. - № 11. - P. 85-87.
5. Peshkova, N.V. Povedencheskaya strategiya v otnoshenii zdorov'ya u devushek, zanimayushchkihsya v ramkakh sportizatsii fizicheskogo vospitaniya razlichnymi vidami dvigatel'noy aktivnosti (Behavioral health strategy for girls involved in different types of motor activity within sportization of physical education) / N.V. Peshkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015. - № 9. - P. 89-91.
6. Slobodchikov, V.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoy real'nosti v ontogeneze (Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of Human Development: Development of subjective reality in ontogenesis) / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - Moscow: Shkol'naya Pressa, 2000. - 416 P.
НОВЫЕ КНИГИ
□ и
Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция): монография. - Юев: НУФВСУ, изд-во «Олимп. лит.», 2015. - 704 с.
Концепция теории и методологии современного физического воспитания - результат многолетних (с 1972 г) исследо-£ ваний автора, разработки им проблем физического воспитания и физической культуры, физкультурной двигательной ак-¡£ тивности, спорта, спортивного воспитания и спортивной культуры, олимпизма, олимпийского воспитания и олимпийской о культуры, спартианского (мультикреативного) воспитания и т.д.
и В ее основе лежит положение о том, что физическое воспитание для эффективного функционирования и развития в современных условиях должно учитывать многосторонние социокультурные запросы, ценностную ориентацию разных групп , ^ населения. Современное физическое воспитание должно быть комплексным и системным. Система включает в себя три со-¡= ставляющие: телесное, личностно ориентированное двигательное и спортивное воспитание и имеет две модели - олимпийскую и спартианскую. В центре внимания автора - содержание, основные направления, цели и задачи, формы (модели) 8 компонентов современного комплексного физического воспитания и всей педагогической деятельности в целом. н