МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТАХ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УДК/UDC 796.075
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 16.01.2015 г.
Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин1 Н.А.Зиновьев2
1 Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва
2 Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
UNIVERSITY SPORT DEVELOPMENT MODEL FOR MOSCOW AND ST. PETERSBURG UNIVERSITIES
Associate professor, Ph.D. M.A. Kuz'min1 N.A. Zinov'ev2
1 Gubkin Russian State Oil and Gas University, Moscow
2 National Mineral Resources University «Mining University», St. Petersburg
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы развития студенческого спорта в Москве и Санкт-Петербурге. Проанализирована деятельность университетов-лидеров в своих регионах в сегменте «студенческий спорт»: Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в Москве и Национального минерально-сырьевого университета «Горный» в Санкт-Петербурге. Рассмотрены вопросы развития массового студенческого спорта в университетах, спорта высших достижений, вопросы информационного обеспечения деятельности спортивных клубов и кафедр физического воспитания.
Новые подходы к организации работы по развитию студенческого спорта в вузах Москвы и Санкт-Петербурга на примере одних из ведущих университетов, во многом похожи, а также имеют общий вектор развития. На данный момент можно констатировать, что, изучив работу титульных вузов, мы представили общую модель развития студенческого спорта в университетах. Задачи на текущем этапе: модернизация данной модели, совершенствование ее качества и качества ее отдельных компонентов. Развитие же студенческого спорта в отдельном вузе во многом зависит от заинтересованности и воли руководителя, в частности от личности заведующего кафедрой физического воспитания. Направление развития вуза определяет руководитель. Ректор вуза - это лидер, отвечающий за все направления деятельности университета, качество, общий контроль и соответственно за уровень развития студенческого спорта в университете.
Ключевые слова: студенческий спорт, развитие, университет, массовый студенческий спорт, спорт высших достижений, информационное обеспечение.
Annotation
The paper deals with the issues of development of university sport in Moscow and St. Petersburg.
The activity of the leading universities in their regions in the segment "University Sport" was analyzed including: Gubkin Russian State Oil and Gas University (Moscow) and National Mineral Resources University "Mining University" (St. Petersburg). The problems of the development of mass university sport in higher school, elite sport, issues of Information support of activities of sports clubs and physical education departments.
New approaches to the organization of work on the development of university sport in Moscow and St. Petersburg higher schools on the example of one of the leading universities are similar in many ways and have a common vector of development. For now we can say that, having studied the work of the titled universities, the authors presented a general model of development of university sport in higher school. The current tasks include modernization of the given model, improvement of its quality and the quality of its individual components. But the development of university sport in a particular institution largely depends on the interest and the will of the head, especially on the personality of the head of the department of physical education. The direction of development of the university is determined by the head. Rector of the university is a leader in charge of all the University activities, quality and overall control and of the level of development of university sport in his institution.
Keywords: university sport, development, university, mass university sport, elite sport, information support.
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
Введение. В современных условиях в университетах России активизировалась работа по созданию спортивных клубов и развитию студенческого спорта. Данная деятельность полностью соответствует Посланию Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 12.12.2012.
В настоящее время в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга система развития студенческого спорта структурно организована в виде пирамиды с включенными в нее функциональными элементами. В основании данной структуры находится массовый студенческий спорт, а на вершине -спорт высших достижений. На примере ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга можно рассмотреть организацию спортивной и физкультурно-спортивной работы в современных университетах России.
Цель исследования - научно обосновать модель развития современного студенческого спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. В Национальном минерально-сырьевом университете «Горный»,
являющемся одним из лидеров студенческого спорта Санкт-Петербурга, сегодня культивируется 70 видов спорта. В Горном университете студентам созданы необходимые условия для занятий различными видами спорта и предоставлена возможность продолжить учебно-тренировочную деятельность в вузе по своей спортивной специализации. Большое количество видов дает возможность широкого выбора.
Многообразие видов спорта в вузе определяется структурой основных межвузовских соревнований для студентов: Спартакиадой, проводимой в Санкт-Петербурге Ко-
94
http://www.teoriya.ru
№ 6 • 2015 Июнь | June
митетом по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской региональной общественной студенческой физкультурно-спортивной организацией «Буревестник» (РОСФСО «Буревестник») и Научно-методическим советом (НМС), - которая включает в себя чемпионаты вузов по 70 видам спорта.
В вузах формируются студенческие сборные команды университета по видам спорта, которые защищают цвета вуза на межвузовских соревнованиях. Сборные формируются из лучших спортсменов вуза и спортсменов, выступающих на внутренних спартакиадах университета между факультетами. В сборные факультета входят сильнейшие спортсмены, проявившие себя на соревнованиях учебных групп.
Положение Спартакиады Санкт-Петербурга составлено таким образом, что общий результат или абсолютный общекомандный зачет определяется с учетом коэффициента количества и коэффициента качества участвующих команд вузов, где учитываются количество видов спорта, в которых участвует вуз, и командные места, занимаемые вузом по видам спорта. Соответственно, чем больше видов спорта, в которых участвует вуз, тем меньше у вуза будет показатель коэффициента количества (чем меньше, тем лучше) и выше место в итоговой турнирной таблице в общекомандном зачете. Коэффициент качества определяется количеством занятых с первого по шестое место в общекомандных зачетах по видам спорта. Соответственно, чем выше место, тем ниже коэффициент качества (по формуле чем ниже, тем лучше) и тем выше место университета в итоговой турнирной таблице. За места, занимаемые вузом ниже командного шестого, очки начисляются только за участие.
К1 - коэффициент массовости (количество) - характеризует относительное количество видов спорта, в которых принимает участие вуз.
где Nmax - количество видов спорта у вуза - лидера по этому показателю.
N - количество видов спорта у вуза.
Б^ - общее количество призовых мест (из шести) у вуза.
К^ - чем меньше, тем лучше.
К2 - коэффициент качества - характеризует уровень достижений вуза в видах, где он выступает.
52
где Б2 - сумма первых мест х 1 + сумма вторых мест х 2 + сумма третьих мест х 3 и т. д. до шестого места. К2 - чем меньше, тем лучше. К - общий коэффициент. К = К1х К2
К - чем меньше, тем лучше.
Лидером комплексного зачета становится университет с наименьшим значением коэффициента К.
Динамика выступления Горного университета в чемпионатах вузов Санкт-Петербурга за последние годы выглядит следующим образом: в 2005 г. университет выступил в 12 чемпионатах вузов Санкт-Петербурга и занял 24-е место в общекомандном зачете. В 2006 г. Горный университет выступил в 45 чемпионатах вузов и занял по итогам года 10-е общекомандное место. В 2007 г. участвовал в 68 видах программы и вошел в тройку сильнейших вузов Санкт-Петербурга. На тот момент Горный университет впервые в истории чемпионатов Санкт-Петербурга принял участие во всех чемпионатах вузов, проводимых в городе. Начиная с 2008 г. ниже 2-го места в общекомандном зачете Горный университет не опускался,
а в 2013 г. стал трехкратным чемпионом Санкт-Петербурга в абсолютном общекомандном зачете.
Данный подход определил вектор развития студенческого спорта в Санкт-Петербурге на ближайшие 10 лет. Ведущие вузы города стали выставлять свои команды в максимальном количестве видов спорта. Больше стало университетских команд, участвующих в чемпионатах вузов Санкт-Петербурга и, соответственно, общее количество студентов, принимающих участие в соревнованиях.
Большое многообразие видов спорта и участие вуза во всех чемпионатах предоставило студентам возможность, с одной стороны, раскрыть свой индивидуальный потенциал, найти свой вид спорта или выбрать свой любимый вид спорта, с другой - обеспечило вузу высокое место в абсолютном общекомандном зачете, что является одним из критериев оценки физкультурно-спортивной работы в вузе и развития в университете студенческого спорта в целом.
Количество выставляемых в чемпионатах сборных определялось перечнем видов спорта, культивируемых в вузах. Но не по всем видам спорта в вузах есть в наличии команды и не все виды спорта в университетах развиваются системно, что подразумевает в первую очередь наличие в системе трех основных структурных компонентов: тренер, учебно-методическое обеспечение, бюджет. Соответственно, в тех видах, где вид спорта полноценно не развивается, нет системы, на чемпионаты выставляются студенты-спортсмены, тренирующиеся в других спортивных обществах и клубах города. Таким образом, организовывается участие университета в чемпионате по некультивируемому в вузе виду спорта и вуз получает дополнительные очки по программе Спартакиады Санкт-Петербурга.
Выявление спортсменов по видам спорта, не культивируемым в университете, осуществляется через процедуру анкетирования, которое проводится ежегодно в университетах на первых организационных занятиях либо лекциях, с первыми курсами. Таким образом, весь контингент студентов, поступивших в вуз, становится охваченным и вовлеченным в орбиту массового студенческого спорта.
Практическая сторона и перспективность данного подхода заключаются еще и в том, что в течение определенного времени в вузах стали формироваться группы студентов по спортивным интересам, а в дальнейшем и целые команды по отдельным видам спорта, ранее не культивируемым в вузе, что послужило безусловной предпосылкой и достаточным основанием для постановки вопроса о системном развитии данных видов спорта в вузе. Таким образом, в Горном университете были сформированы сборные команды и получили системное развитие такие виды, как автомногоборье, таэквондо, регби, гиревой спорт, флорбол, хоккей, гандбол и др.
В Горном университете были созданы предпосылки, а затем и условия для развития массового студенческого спорта. В свою очередь, на практике в очередной раз были реализованы отечественный подход и советский принцип от количества к качеству.
Вершину описываемой пирамиды представляет спорт высших достижений. В данном направлении были выделены виды спорта, где работали тренеры высокой квалификации и на регулярной и системной основе готовили спортсменов высокой квалификации, которые становились призерами и победителями различных российских и международных соревнований. Надо отметить, что тренеры высокой квалификации есть практически во всех вузах Санкт-Петербурга. Поэтому задача состояла в создании данным специалистам условий для работы, обеспечении их всем необходимым, создании комфортной психологической обстановки, кото-
№ 6 • 2015 Июнь | _1ипе
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О (и
■ -О
с
га
^
О си .с Н
рая бы дала им возможность эффективно заниматься тем делом, в котором они являются профессионалами.
Спорт высших достижений в вузе - это, безусловно, «спортивная витрина» вуза, его яркое спортивное лицо, индикатор социального благополучия и здоровья университета. На сегодняшний день университет не может получить положительную оценку, восприниматься окружающей социальной и профессиональной средой как гармонично развивающийся вуз, если в нем отсутствует студенческий спорт, нет высококвалифицированных спортсменов, спортсменов-«брендов» или команд, представляющих вуз на самых высоких спортивных российских и международных форумах.
В Горном университете все выглядело достаточно прозрачным, за долгие годы основными видами спорта считались бокс и дзюдо, сборная университета по дзюдо многократно выигрывала чемпионаты вузов Ленинграда и Санкт-Петербурга, в составе команды было подготовлено несколько мастеров спорта СССР и России.
В перспективе данные виды спорта стали основой для формирования в вузе студенческого центра единоборств Санкт-Петербурга, в который вошли такие виды спорта, как карате-кёкусинкай, джиу-джитсу, таэквондо, греко-римская борьба, боевое самбо и многие другие виды. Таким образом, за 7 лет работы в Горном университете именно по профессиональному боксу, джиу-джитсу и карате-кёкусинкай было подготовлено 7 чемпионов мира и 2 заслуженных мастера спорта.
Также одной из важнейших задач, которую необходимо было решить, - это создание сбалансированной (по тендерному принципу) системы в развиваемых и предлагаемых студентам видах спорта. При большом количестве видов единоборств в Горном университете предложений для девушек или «женских» видов спорта было значительно меньше, чем «мужских», что вызывало определенный диссонанс в создаваемой общей системе спорта университета. Задача сбалансированности была решена. В вузе организовали новые секции по видам спорта, в частности развитие получили спортивно-бальные танцы и черлидинг, причем оба вида спорта развивались настолько успешно, что через некоторое время сборная команда университета по спортивно-бальным танцам стала лидером студенческого спорта Санкт-Петербурга в своем виде спорта, а по черлидингу было подготовлено несколько чемпионов Европы.
Развитие студенческого спорта в городе Москве будет рассмотрено на примере Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина являющегося одним из лидеров студенческого спорта в столице. Из 105 вузов, участвующих в Московских студенческих спортивных играх (МССИ), РГУ нефти и газа входит в пятерку сильнейших университетов Москвы.
Московские студенческие спортивные игры (МССИ) -главные московские соревнования для студентов между университетами Москвы и близлежащих университетов Московской области.
МССИ организуют и проводят Московское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (МРО ООО «РССС»), соревнования также проходят при поддержке Мо-скомспорта и Совета ректоров города Москвы и федераций по видам спорта.
МССИ во многом зеркальны Спартакиаде вузов, проводимой в Санкт-Петербурге. В рамках МССИ проходят чемпионаты по 78 видам спорта. Принцип подсчета общекомандного зачета похож, но имеются отдельные отличия. Сходство выражается в примерно одинаковом количестве и содержании видов спорта, включенных в программу
МССИ, а также в похожей системе подведения итогов, схож принцип в подходе, а именно: чем в большем количестве видов спорта принимает участие вуз, тем больше очков он набирает и тем выше в итоговой таблице абсолютного зачета оказывается. Этот показатель стимулирует университеты к участию в чемпионатах в как можно большем количестве видов спорта, что, безусловно, увеличивает количество участвующих в соревнованиях студентов и соответствует общей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р, согласно которой к 2020 г. спортом должны заниматься 80 % студентов от общего числа обучающихся.
Отличие в системах подсчета в Москве и Санкт-Петербурге заключается в том, что система подведения итогов в МССИ в большей степени диференцирована, так как при подведении итогов формула подсчета итогов МССИ учитывает каждое общекомандное место (с первого до последнего), а также общее количество вузов принимавших участие в каждом отдельном чемпионате по виду спорта. Соответственно, чем больше вузов участвует в Чемпионате Москвы по виду спорта, тем больше очков получает вуз.
Количество очков, соответствующее занятому вузом месту в виде спорта, умножается на коэффициент, соответствующий количеству команд, принявших участие в соревнованиях по данному виду спорта. Например: вуз занял 1-е место в виде спорта, где приняло участие 16 команд. Количество очков для комплексного подсчета равно: 150 х 1,16 = 174. При участии 24 команд: 150 х 1,24 = 186 и т. д. Чем больше очков наберет вуз, тем выше место университет займет в абсолютном общекомандном зачете.
В Санкт-Петербурге вузы получают одни и те же очки за места в различных чемпионатах вне зависимости от того, сколько университетов принимало участие в чемпионате вузов Санкт-Петербурга, что в меньшей степени дифференцировано.
РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина участвует в МССИ по 50 видам спорта. Подход к участию аналогичен санкт-петербургскому. Системно в университете учебно-тренировочная работа осуществляется по 35 видам спорта. То есть по данным видам спорта есть квалифицированные тренеры, проводятся учебно-тренировочные занятия, созданы все условия для тренировочной работы, имеется в наличии необходимое оборудование и инвентарь.
Примерно в 15 видах спорта команды выставляются на МССИ из спортсменов, тренирующихся в других спортивных обществах и клубах города Москвы. Такие спортсмены выявляются также при проведении анкетирования на первом курсе, дальнейшим курированием этих спортсменов занимается кафедра физического воспитания, а именно заместитель заведующего кафедрой по спортивной работе и студенческий спортивный клуб университета.
Необходимо отметить большой и важный вклад в спортивный результат вуза кафедры физического воспитания и спорта. Во многом благодаря ее деятельности есть возможность осуществлять качественную учебно-тренировочную работу, и контроль за деятельностью спортсменов и кадровую работу со студентами, благодаря организационным возможностям работников кафедры формируются и каждый год доукомплектовываются сборные команды университета.
Очень многое зависит и от руководителя подразделения (заведующего кафедрой физического воспитания и спорта), от его общей мотивации, успешности взаимодействия с ректором, нацеленности на результат, активности, желания развивать спорт на деле, а не формально.
96
http://www.teoriya.ru
№ 6 • 2015 Июнь | _1ипе
Отдельно хотелось бы остановиться на таком важном направлении деятельности в студенческом спорте, как информационное обеспечение. От качества выполнения данной работы во многом зависит развитие студенческого спорта в целом. Информационное обеспечение и сопровождение деятельности (и это можно констатировать объективно) в настоящий момент представляются недостаточными, но есть и отдельные положительные тенденции. В частности, в Москве начиная с 2012 г. активизировало свою деятельность по освещению Московских студенческих спортивных игр Московское региональное отделение Российского студенческого спортивного союза (МРО РССС). Данной организацией создан информативный ресурс, сайт МССИ, где оперативно размещается вся необходимая информация для участников, положения о соревнованиях, текущая информация, анонсы, отчеты, фотоотчеты и т. д. Начиная с 2014 г. МРО РССС перешел на электронную подачу предварительных заявок на 27-е МССИ, что, безусловно, соответствует сегодняшним требованиям времени. Конечно же, данный переход оказался не безболезненным, поскольку среди тренерского состава вузов много людей старшего возраста. Вопрос решается с помощью привлечения к данному виду деятельности членов команд из числа студентов. Помощники, капитаны команд или администраторы команд взяли на себя ответственность за данный информационно-технический сектор работы.
По аналогичному пути пошли ведущие вузы, в университетах созданы сайты спортивного клубов, а также группы в социальных сетях, в которых оперативно размещается информация о соревнованиях и текущих спортивных событиях. Данные информационные ресурсы дают студентам возможность быть в курсе событий, различных изменений в спортивном календаре и вовлекают в массовый студенческий спорт новых членов. Данный ресурс можно также рассматривать как механизм адаптации студентов к спортивной студенческой жизни и в целом к социальным условиям жизнедеятельности.
В Горном университете Санкт-Петербурга была создана одна из первых групп по освещению спортивной работы в социальных сетях (группа Спортивный клуб «Горняк»), на сегодняшний день она является самой многочисленной в сегменте студенческого спорта в России. Во многом благодаря правильному подходу и эффективному информационному освещению Горный университет стал вузом-лидером в Санкт-Петербурге и лидером по информационному обеспечению своей деятельности в России.
Кроме того, необходимо упомянуть о группе энтузиастов, которые организовали достаточно интересный и социально полезный проект «Кубок вузов». Идея заключалась в том, что
по итогам спортивного года вузу-лидеру вручался большой переходящий трофей «Кубок вузов». Данный трофей позиционировался как самый престижный спортивный вузовский трофей в Санкт-Петербурге. Первый «Кубок вузов» по итогам 2012/2013 г был вручен победителю абсолютного общекомандного зачета Санкт-Петербурга - Горному университету, в 2013/2014 г. - Государственному политехническому университету. Кроме вручения «Кубка вузов» данная группа энтузиастов создала информационный сайт «Кубок вузов», на котором оперативно обновлялась информация о результатах по видам спорта, общих результатах, в группе размещались анонсы соревнований, положения о соревнованиях и многое другое. Данная полезная инициатива нуждается в поддержке и в продвижении, что требует определенного финансового обеспечения.
Вывод. Новые подходы к организации работы по развитию студенческого спорта в вузах Москвы и Санкт-Петербурга на примере одних из ведущих университетов, во многом похожи, а также имеют общий вектор развития. На данный момент можно констатировать, что, изучив работу титульных вузов, мы представили общую модель развития студенческого спорта в университетах. Задачи на текущем этапе - модернизация данной модели, совершенствование ее качества и качества ее отдельных компонентов. Развитие же студенческого спорта в отдельном вузе во многом зависит от заинтересованности и воли руководителя, в частности от личности заведующего кафедрой физического воспитания университета. Направление же развития вуза определяет руководитель университета. Ректор вуза - это лидер, отвечающий за все направления деятельности университета, качество, общий контроль и, соответственно, за уровень развития студенческого спорта в университете.
Литература
1. Зиновьев Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов технического вуза в процессе физического воспитания / Н.А.Зиновьев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 6.
2. Лубышева Л.И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л.И. Лубышева, Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 39.
References
1. Zinov'ev, N.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov tekhnicheskogo vuza v protsesse fizicheskogo vospitaniya (Formation of healthy lifestyle of technical university students within physical education) / N.A. Zinov'ev // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2014. - № 2. - P. 6.
2. Lubysheva, L.I. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyanie i perspektivy (Analysis of development of university sport: Status and Prospects) / L.I. Lubysheva, N.V. Peshkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 1. - P. 39.
ИНФОРМАЦИЯ
Инновационные проекты ВЛГАФК
В настоящее время специалисты ВЛГАФК работают над следующими инновационными проектами:
1. «Разработка методики формирования и совершенствования специализированных усилий у спортсменов высокого класса (на примере стрельбы из лука)». По заданию Минспорта.
2. «Исследование механизмов взаимодействия супраспинальных и спинальных систем в регуляции генераторов шагатель-ных движений при неинвазивной стимуляции спинного мозга» (Грант Российского фонда фундаментальных исследований № 13-04-00720).
3. «Сенсорно-моторные механизмы регуляции позы и локомоции в норме и при спинальной патологии» (проект Российского научного фонда № 14-45-00024). Исследование выполняется совместно с Институтом физиологии им. академика И.П. Павлова РАН (г. Санкт-Петербург), с Институтом медико-биологических проблем РАН (г. Москва), Калифорнийским университетом (г. Лос-Анджелес, США).
№ 6 • 2015 Июнь | June http://www.teoriya.ru