Annotation. The article is devoted to substantiating the need for systematic pedagogical diagnostics of the level of formation of artistic taste of students. The paper describes the essence of this method, specifies the main theoretical methodological points. The purpose of the article is to characterize the levels (adaptive, reproductive, creative) of artistic taste formation of future specialists.
Keywords: artistic taste, pedagogical diagnostics, criteria, indicators, levels of formation of artistic taste of students.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.
2. Бирюков М.Ю. Методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 4. - С. 178-182
3. Ефремов О.Ю. Методы психолого-педагогической диагностики в деятельности преподавателя вуза. -СПб., 2002.
4. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1999. - 240 с.
5. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. - 172 с.
6. Мендубаева З.А. Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы учебной книги // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 291-299.
7. Семенова Е.А. Критерии и уровни сформированности у студентов технических специальностей вуза информационно-технологической компетентности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. -№2. - С. 118-123.
УДК 371
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ФОРМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
аспирант Туровский Александр Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. «В настоящее время роль спорта в обществе становится все более значимой, ценностный потенциал спорта является основой социального, психического и физического благополучия и обеспечивает прогресс развитая обществ а и личности, а спортивное движение является одной из важнейших в истории цивилизации объединительных идей, эффективным средством воспитания молодых людей и одним из самых популярных зрелищ на планете» [1,с. 32].
По словам О.В. Костромина, «развитие и совершенствование методик физического воспитания и студенческого спорта в техническом вузе всегда были очень актуальны. Высокая технологичность производства, проходящего, как правило, в сложных климатических условиях, требует подготовки специалистов с высоким уровнем технических профессиональных знаний и физического и психического здоровья» [2, с. 55].
Основными задачами развития студенческого спорта в системе высшего профессионального образования на современном этапе являются:
- привлечение студентов во внеучебное время к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в вузе;
- организация и проведение спортивных соревнований среди студентов;
- обеспечение участия студентов в соответствующих международных спортивных соревнованиях.
Изложение основного материала исследования. На современном этапе необходим поиск путей
реформирования сферы физического воспитания и спорта и внедрения организационно-методических основ деятельности, направленных на:
- комплексное решение задач спорта высших достижений, резервного и массового спорта;
- обеспечение преемственности занятий спортом будущих абитуриентов, студентов с различным уровнем спортивного мастерства, выпускников;
- привлечение общественности и меценатов к решению финансовых, материально-технических и других актуальных вопросов двигательной активности и спорта студенческой молодежи.
Одним из путей решения указанных задач является создание на базе учреждения высшего профессионального образования клубной системы организации занятий спортивных занятий, которая в следствии может перерасти в сетевое клубное спортивное взаимодействие студентов города, региона и государства.
В отечественной педагогической науке проблемы развития и воспитания личности в контексте клубной деятельности рассматривались в трудах таких ученых, как П.П. Блонский, Ю.Ю. Бойцов, В.В. Воробьев, Н.И. Засуха, А.У. Зеленко, Ф.Ф. Королев, Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, А.П. Пинкевич, В.И. Столяров, Г.И. Фролова, С.Т. Шацкий и др. В работах указанных ученых раскрывались: педагогический потенциал спортивного клуба в образовательном пространстве учреждения высшего профессионального образования, возможности клубных форм работы со студентами, которые бы способствовали физическому, интеллектуальному, социальному, творческому и гражданскому развитию будущих специалистов на основах самовыражения, самоутверждения и самореализации.
Современные исследования проблемы студенческого спорта направлены на изучение следующих аспектов:
- совокупности данных организационного и методического характера;
- совершенствования структуры и содержания студенческого спорта;
- анализа состояния материально-технического, научно-методического обеспечения студенческого спорта;
- улучшения правовой защищенности деятельности;
- мотивирования студентов учреждений высшего профессионального образования к систематическим занятиям спортом [1; 3].
Исследователи A.B. Никулин и Т.В. Лодкина дают следующее определение спортивному клубу: это общественное, добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, способствующее их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности [3].
Система клубных спортивных занятий будущих специалистов в рамках высшего образования как фактор становления и развития студенческого спорта может развиваться по следующим этапам алгоритма работы:
- объединение людей, сплоченных идеей спортивного и физического развития молодежи;
- создание спортивных клубов на базе специальных организаций физической культуры и спорта;
- формирование университетских спортивных клубов под шефством городских или региональных клубов;
- проведение соревнований между клубами учебных заведений города, региона, страны;
- объединение клубов в национальные спортивные университетские сорные и спортивные ассоциации;
- проведение международных встреч между командами спортивных университетских клубов;
- возникновения международных спортивных ассоциаций студентов;
- участие студентов в комплексных международных соревнованиях.
0.В. Костромин рассматривает три основных варианта создания студенческого спортивного вуза в условиях вуза:
- создание спортивного клуба как самостоятельного структурного подразделения со штатом независимых работников, ответственных за организацию спортивно-массовых мероприятий;
- спортивный клуб как самостоятельное финансовое структурное подразделение вуза со штатными тренерами, не входящими в структуру кафедры физического воспитания;
- организация спортивного клуба в рамках структуры кафедры физического воспитания [2].
По мнению автора, третий вариант является наиболее целесообразным и предпочтительным, так как при данном подходе спортивный клуб и кафедра развиваются по одним направлениям, в сфере физического воспитания и спорта активно развивается студенческая инициатива как важный и необходимый фактор формирования личности будущих специалистов [2].
Выводы. Таким образом, студенческие спортивные клубы представляют собой полностью сформированные независимые организации, которые взаимодействуют с кафедрой и отделом спорта учреждения высшего профессионального образования в направлении содействия по использованию спортивной базы, инвентаря, консультативных и других услуг.
Студенческие спортивные команды, сформированные в рамках клуба, являются показателем престижа вуза. Особое место в системе студенческого спорта занимают спортивные клубы, осуществляющие подготовку спортивного резерва, организацию и проведение соревнований.
Развитие клубной системы вузов как формы становления и расширения современного отечественного студенческого спота позволит решить многочисленные проблемы физического воспитания и всестороннего развития личности студента, сформировать активного, уверенного, здорового, социально и граждански активного специалиста, повысить престиж и ценность спорта и физической культуры среди представителей современной молодежи и общественности.
Аннотация. Статья посвящена решению проблем спортивного развития и физического воспитания представителей современной студенческой молодежи. В работе обоснованы задачи и направления развития современного студенческого спортивного движения. В работе в качестве одной их эффективных форм становления и развития студенческого спорта обоснован спортивный клуб, действующий в рамках учреждения высшего профессионального образования. В исследовании обоснован педагогический потенциал спортивного студенческого клуба, раскрыта его сущность как формы реализации студенческого спорта, указаны особенности организации спортивной клубной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса вуза.
Ключевые слова: sports, student sports, physical culture, physical education, sports club, tasks of development of student sports, pedagogical potential of a sports student club.
Annotation. The article is devoted to solving the problems of sports development and physical education of modern students. The paper substantiates the tasks and directions of development of the modern student sports movement. In this paper, as one of the most effective forms of formation and development of student sports, a sports club operating within the framework of higher professional education institutions is justified. The research substantiates the pedagogical potential of the student sports club, reveals its essence as a form of implementation of student sports, and specifies the features of organizing sports club activities within the educational process of the University.
Keywords: спорт, студенческий спорт, физическая культура, физическое воспитание, спортивный клуб, задачи развития студенческого спорта, педагогический потенциал спортивного студенческого клуба.
Литература:
1. Зотова Ф.Р., Файзуллин И.Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы // Наука испорт: современные тенденции, - 2015. - № 1.-С. 32-38.
2. Костромин О.В. Организационно-педагогическое управление спортивным клубом технического вуза // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 55-57.
3. Никулин A.B., Лодкина Т.В. Условия эффективности деятельности спортивного клуба по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза // Современный бизнес: актуальные проблемы экономики, организации и управления: Материалы VI межрегиональной науч.-практ. конференции / Под общей редакцией д. п. н., профессора Т.В. Лодкиной. - Вологда, 2006. - С. 124-131.