УДК 37.032
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИКТ
магистрант Ткачук Людмила Григорьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогическийуниверситет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
Постановка проблемы. В современных условиях проблема управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится одной из самых актуальных. Ее сущность заключается в том, что в управленческой деятельности зачастую средства ИКТ используются не эффективно. Недостаточное количество методических материалов по исследованию эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий обусловливает актуальность данной статьи.
Изложение основного материала исследования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и повышения её эффективности.
Состояние проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях характеризуется его усиленной информатизацией [1].
Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий, современной вычислительной техники и средств связи [51. К таковым средствам традиционно относят: персональные компьютеры, оргтехнику (теле- и видео аппаратуру, принтеры, ксероксы, сканеры и пр.), а также мультимедийные технологии, оборудование и Интернет.
В настоящее время руководители дошкольных образовательных учреждений заинтересованы в современных способах управления информационной образовательной средой. Это вызвано необходимостью систематизации в разработке, накоплении и практическом применении информационных образовательных ресурсов [3]. Образовательный процесс в детском саду можно рассматривать как информационный, связанный с организацией производства, хранения, обмена и потребления различной информации. Таким образом, среду, в которой данный процесс протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды [4].
Для исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий была выбрана следующая методика.
Основываясь на теоретические положения исследования [2; 6], были выделены критерии и показатели эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий: материально-технический, мотивационный, деятельностный.
Соответственно к каждому критерию были подобраны эмпирические методы исследования, методики для проведения диагностической работы по выявлению уровня эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (таблица).
Таблица
Диагностический инструментарий эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий
Критерии Показатели Методики
Материально-технический - техническая оснащенность дошкольного учреждения средствами информационно-коммуникационных технологий; - рациональность движения информационных потоков и документооборота по вертикали. - анализ предметно-пространственной среды ДОУ на предмет оснащенности средствами ИКТ; - анализ структуры управления ДОУ и его информационных потоков.
Мотивационный - стремление управленческого персонала использовать в своей профессиональной деятельности средства ИКТ; - желание повышать навыки использования информационно-коммуникационных технологий. - анализ сайта ДОУ на наличие актуальной (постоянно обновляющейся) информации; - беседа с руководством ДОУ и педагогическим коллективом.
Деятельностный - умение создавать автоматизированную систему управленческой документации, информационной среды дошкольного учреждения; - умение оперативно доводить до сведения сотрудников нормативные, инструктивные, методические документы с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. - анализ информационной образовательной среды ДОУ; - наблюдение за методическим руководством и контролем правил работы с документами ДОУ
Используя уровневый подход для исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий была использована шкала, предусматривающая три основных уровня, соответствующих полноте сформированности ее показателей: высокий (оптимальный), средний (достаточный) и низкий (недостаточный).
Проведенная работа согласно представленному диагностическому инструментарию показала, что информационная образовательная среда дошкольного учреждения, принимающего участие в экспериментальной работе, находится еще в стадии своего становления.
Анализ предметно-пространственной среды МБ ДОУ №79 «Чайка» на предмет оснащенности средствами ИКТ показал, что в детском саду имеются следующие технические средства обучения: 4 компьютера; 7 ноутбуков; 5 принтеров: из них 1 с многофункциональным управлением, 1 - цветной; 10 телевизоров; 3 музыкальных центра. Кроме того, для обеспечения безопасности образовательного пространства МБДОУ № 79 «Чайка», установлена система видеонаблюдения, а также программное обеспечение для руководителя дошкольного учреждения, чтобы иметь возможность удаленного контроля за эффективностью работы сотрудников при отсутствии заведующей на рабочем месте.
Администрация ДОУ, специалисты владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. Делопроизводство организовано на базе использования программ Microsoft Word, Microsoft Ecxel. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку данных, быстро выполнять сложные подсчёты и наглядно представлять их в виде таблиц. Для более оперативного взаимодействия в учреждении частично создана локальная сеть, позволяющая ускорить работу с информацией. А также используются приложения для быстрого обмена сообщениями (Viber, Watsap).
Проведенный анализ информационных потоков позволил определить основные взаимосвязи внутри подразделений и их уровни. Также был сделан вывод о том, что оптимизация информационных потоков на уровне показателей, должна сократить объем информации, циркулирующей в системе и тем самым повысить эффективность работы МБДОУ №79 «Чайка».
В тоже время, стоит отметить, что наличие информационно-коммуникационных средств и их использование в управлении ДОУ еще не говорит о том, что это делается эффективно. Проведенный анализ показал, что имеются отдельные аспекты в управленческой деятельности, которые можно оптимизировать с помощью средств ИКТ.
В дошкольном учреждении имеется современная техническая база: компьютеры, ноутбуки, телевизоры, музыкальные центры, мультимедийное оборудование, есть выход в Интернет. Администрация, специалисты, педагоги ДОУ используют в своей работе Интернет-ресурсы. С информацией о деятельности учреждения можно ознакомиться на сайте, которая периодически обновляется. В тоже время, хотя многие сотрудники умеют создавать электронные документы, хранить и передавать их, но они испытывают значительные затруднения в обработке информации средствами ИКТ и предпочитают использовать в своей деятельности их бумажные аналоги, что приводит к хаотичным несистемным движениям информационных потоков по вертикали, дублированием информации в бумажном и электронном виде, что, в конечном счете, не снижает нагрузку, а увеличивает ее.
Выводы. Нами был сделан вывод, что единство усилий всех сотрудников ДОУ повышает эффективность управления и возможности достичь общих целей организации. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение и каждый сотрудник дошкольного учреждения будет работать эффективно сам по себе. Руководство должно рассматривать возможность скоординированных действий всех сотрудников. Информационно коммуникационные технологии -это действенная технология управления, которая может перевести процесс на качественно новый уровень и, в свою очередь, оптимизировать управленческую деятельность.
Аннотация. В статье рассматривается методика исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Определены критерии, показатели и уровни эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами ИКТ. Подобран диагностический инструментарий, представлено описание его проведения. Проанализированы и обобщены результаты констатирующего эксперимента, сделаны выводы о затруднениях в работе сотрудников ДОУ для планирования дальнейшей работы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда; ИКТ компетентность, информационная инфраструктура управления ДОУ, информационные ресурсы, информационные технологии, коммуникационные технологии.
Annotation. The article discusses the methodology for studying the effectiveness of managing a preschool educational institution using the means of information and communication technologies. Criteria, indicators and levels of management effectiveness of a preschool educational institution by means of information and communication technologies are defined. Diagnostic tools were selected, a description of its implementation is presented. The results of a stating experiment are analyzed and summarized, conclusions are made about difficulties in the work of employees of a preschool institution for planning further work.
Keywords: information and communication educational environment; information and communication compétence, information infrastructure management of a preschool institution, information resources, information technology, communication technology.
Литература:
1. Андреев A.A. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А.А. Андреев // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 98-101.
2. Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова, А.А. Хрулева. -Ялта, 2016.-232 с.
3. Кириенко С.Д. Использование образовательных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций / С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. -С. 226-232.
4. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.
5. Малиатаки В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82-2. -С. 103-108.
6. Кузбецкий А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. -2008. -№1. - С. 105-112.
УДК 371
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
аспирант Туровский Александр Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Сегодня вся мировая общественность, представители науки, культуры и социальных институций направляют разнообразные усилия на повышения уровня экологии и состояния здоровья людей. Не стоит в стороне относительно решения указанных проблем и система образования России. По мнению A.A. Авладеева, в современных условиях при ухудшении состояния экологии, агрессивности внешней окружающей среды, а также с учетом экономических реалий существенно возрастает значение проблемы сохранения и повышения уровня здоровья подрастающего поколения как резерва развития отечественного общества. Учет этих проблем обосновывает потребность применения современных образовательных технологий с целью обеспечения субъектам процесса образования комфортных здоровьесберегающих социальных, физических, психических и духовных условий, реализации пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, развития физических способностей студентов [1].
Изложение основного материала исследования. В последние десятилетия противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределило критическую ситуацию, характерную для современной системы физического воспитания студенческой молодежи. Понимание этой ситуации со стороны как государства в целом, так и педагогической наукой в частности обосновало потребность разработки конкретных шагов по решению указанного противоречия.
Так, на данном этапе развитие здоровья молодежи и спортизация студенчества в образовательном пространстве России являются не просто актуальными вызовами времени, но требованиями государственной политики в сфере образования. Так, сущность аспекты и направления развития российского студенческого спорта в системе высшего профессионального образования регламентируются статьями № 19 и 28 Федерального закона № 329-ФЭ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в РФ», Федеральным законом № 384-ФЭ от 3 декабря 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статьей 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года [2; 6; 7].
В статье 2 ФЗ № 384 представлено определение категории «студенческий спорт», отражающее современное видение данного понятия. Согласно дефиниции, представленной в законе, указанный термин означает часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях [6].
Так, студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психологических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.
На современном этапе структура студенческого спорта в образовательном пространстве РФ представлена тремя основными сегментами:
- профессиональный спорт;
- полупрофессиональный спорт;
- любительский (массовый) спорт [3].
Реальная ситуация говорит о том, что основными направлениями работы вузов являются развитие полупрофессионального и любительского сегментов студенческого спорта, так как воспитание профессиональных спортсменов входит в перечень задач узконаправленных образовательных учреждений [4]. Развитие указанных сегментов, по словам A.A. Авладеева, проявляется в благоприятствовании инициативам по развитию тренировочного и соревновательного процессов, инфраструктуры, различных спортивных практик, а также материального и методического сопровождения [1].
Физическое воспитание и массовый спорт в сфере высшего образования направлены сегодня на обеспечение воспитание у студентов потребности самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками управления физическим развитием человека средствами спорта, физического воспитания и обучения, применять приобретенные ценности в жизнедеятельности будущих специалистов.
Выводы. Сегодня в педагогической теории и практике относительно вопросов физического воспитания и спортизации студенческой молодежи ведутся дискуссии, предметом которых являются методологические основы и методическое обеспечение реализации студенческого спорта в системе высшего профессионального образования. Анализ научных публикаций и диссертационных исследований позволяет определить наиболее острые аспекты проблемы студенческого спорта, изучающиеся в педагогической науке сегодня, среди них:
- место и значение студенческого спорта в системе образования и воспитания молодежи;