Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИКТ'

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ДОУ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION INFRASTRUCTURE MANAGEMENT OF A PRESCHOOL INSTITUTION / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGY / COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачук Людмила Григорьевна

В статье рассматривается методика исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Определены критерии, показатели и уровни эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами ИКТ. Подобран диагностический инструментарий, представлено описание его проведения. Проанализированы и обобщены результаты констатирующего эксперимента, сделаны выводы о затруднениях в работе сотрудников ДОУ для планирования дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачук Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF RESEARCH OF EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION BY MEANS OF ICT

The article discusses the methodology for studying the effectiveness of managing a preschool educational institution using the means of information and communication technologies. Criteria, indicators and levels of management effectiveness of a preschool educational institution by means of information and communication technologies are defined. Diagnostic tools were selected, a description of its implementation is presented. The results of a stating experiment are analyzed and summarized, conclusions are made about difficulties in the work of employees of a preschool institution for planning further work.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИКТ»

УДК 37.032

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИКТ

магистрант Ткачук Людмила Григорьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогическийуниверситет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. В современных условиях проблема управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится одной из самых актуальных. Ее сущность заключается в том, что в управленческой деятельности зачастую средства ИКТ используются не эффективно. Недостаточное количество методических материалов по исследованию эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий обусловливает актуальность данной статьи.

Изложение основного материала исследования. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и повышения её эффективности.

Состояние проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях характеризуется его усиленной информатизацией [1].

Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий, современной вычислительной техники и средств связи [51. К таковым средствам традиционно относят: персональные компьютеры, оргтехнику (теле- и видео аппаратуру, принтеры, ксероксы, сканеры и пр.), а также мультимедийные технологии, оборудование и Интернет.

В настоящее время руководители дошкольных образовательных учреждений заинтересованы в современных способах управления информационной образовательной средой. Это вызвано необходимостью систематизации в разработке, накоплении и практическом применении информационных образовательных ресурсов [3]. Образовательный процесс в детском саду можно рассматривать как информационный, связанный с организацией производства, хранения, обмена и потребления различной информации. Таким образом, среду, в которой данный процесс протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды [4].

Для исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий была выбрана следующая методика.

Основываясь на теоретические положения исследования [2; 6], были выделены критерии и показатели эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий: материально-технический, мотивационный, деятельностный.

Соответственно к каждому критерию были подобраны эмпирические методы исследования, методики для проведения диагностической работы по выявлению уровня эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (таблица).

Таблица

Диагностический инструментарий эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий

Критерии Показатели Методики

Материально-технический - техническая оснащенность дошкольного учреждения средствами информационно-коммуникационных технологий; - рациональность движения информационных потоков и документооборота по вертикали. - анализ предметно-пространственной среды ДОУ на предмет оснащенности средствами ИКТ; - анализ структуры управления ДОУ и его информационных потоков.

Мотивационный - стремление управленческого персонала использовать в своей профессиональной деятельности средства ИКТ; - желание повышать навыки использования информационно-коммуникационных технологий. - анализ сайта ДОУ на наличие актуальной (постоянно обновляющейся) информации; - беседа с руководством ДОУ и педагогическим коллективом.

Деятельностный - умение создавать автоматизированную систему управленческой документации, информационной среды дошкольного учреждения; - умение оперативно доводить до сведения сотрудников нормативные, инструктивные, методические документы с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. - анализ информационной образовательной среды ДОУ; - наблюдение за методическим руководством и контролем правил работы с документами ДОУ

Используя уровневый подход для исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий была использована шкала, предусматривающая три основных уровня, соответствующих полноте сформированности ее показателей: высокий (оптимальный), средний (достаточный) и низкий (недостаточный).

Проведенная работа согласно представленному диагностическому инструментарию показала, что информационная образовательная среда дошкольного учреждения, принимающего участие в экспериментальной работе, находится еще в стадии своего становления.

Анализ предметно-пространственной среды МБ ДОУ №79 «Чайка» на предмет оснащенности средствами ИКТ показал, что в детском саду имеются следующие технические средства обучения: 4 компьютера; 7 ноутбуков; 5 принтеров: из них 1 с многофункциональным управлением, 1 - цветной; 10 телевизоров; 3 музыкальных центра. Кроме того, для обеспечения безопасности образовательного пространства МБДОУ № 79 «Чайка», установлена система видеонаблюдения, а также программное обеспечение для руководителя дошкольного учреждения, чтобы иметь возможность удаленного контроля за эффективностью работы сотрудников при отсутствии заведующей на рабочем месте.

Администрация ДОУ, специалисты владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. Делопроизводство организовано на базе использования программ Microsoft Word, Microsoft Ecxel. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку данных, быстро выполнять сложные подсчёты и наглядно представлять их в виде таблиц. Для более оперативного взаимодействия в учреждении частично создана локальная сеть, позволяющая ускорить работу с информацией. А также используются приложения для быстрого обмена сообщениями (Viber, Watsap).

Проведенный анализ информационных потоков позволил определить основные взаимосвязи внутри подразделений и их уровни. Также был сделан вывод о том, что оптимизация информационных потоков на уровне показателей, должна сократить объем информации, циркулирующей в системе и тем самым повысить эффективность работы МБДОУ №79 «Чайка».

В тоже время, стоит отметить, что наличие информационно-коммуникационных средств и их использование в управлении ДОУ еще не говорит о том, что это делается эффективно. Проведенный анализ показал, что имеются отдельные аспекты в управленческой деятельности, которые можно оптимизировать с помощью средств ИКТ.

В дошкольном учреждении имеется современная техническая база: компьютеры, ноутбуки, телевизоры, музыкальные центры, мультимедийное оборудование, есть выход в Интернет. Администрация, специалисты, педагоги ДОУ используют в своей работе Интернет-ресурсы. С информацией о деятельности учреждения можно ознакомиться на сайте, которая периодически обновляется. В тоже время, хотя многие сотрудники умеют создавать электронные документы, хранить и передавать их, но они испытывают значительные затруднения в обработке информации средствами ИКТ и предпочитают использовать в своей деятельности их бумажные аналоги, что приводит к хаотичным несистемным движениям информационных потоков по вертикали, дублированием информации в бумажном и электронном виде, что, в конечном счете, не снижает нагрузку, а увеличивает ее.

Выводы. Нами был сделан вывод, что единство усилий всех сотрудников ДОУ повышает эффективность управления и возможности достичь общих целей организации. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение и каждый сотрудник дошкольного учреждения будет работать эффективно сам по себе. Руководство должно рассматривать возможность скоординированных действий всех сотрудников. Информационно коммуникационные технологии -это действенная технология управления, которая может перевести процесс на качественно новый уровень и, в свою очередь, оптимизировать управленческую деятельность.

Аннотация. В статье рассматривается методика исследования эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Определены критерии, показатели и уровни эффективности управления дошкольным образовательным учреждением средствами ИКТ. Подобран диагностический инструментарий, представлено описание его проведения. Проанализированы и обобщены результаты констатирующего эксперимента, сделаны выводы о затруднениях в работе сотрудников ДОУ для планирования дальнейшей работы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда; ИКТ компетентность, информационная инфраструктура управления ДОУ, информационные ресурсы, информационные технологии, коммуникационные технологии.

Annotation. The article discusses the methodology for studying the effectiveness of managing a preschool educational institution using the means of information and communication technologies. Criteria, indicators and levels of management effectiveness of a preschool educational institution by means of information and communication technologies are defined. Diagnostic tools were selected, a description of its implementation is presented. The results of a stating experiment are analyzed and summarized, conclusions are made about difficulties in the work of employees of a preschool institution for planning further work.

Keywords: information and communication educational environment; information and communication compétence, information infrastructure management of a preschool institution, information resources, information technology, communication technology.

Литература:

1. Андреев A.A. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А.А. Андреев // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. - С. 98-101.

2. Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова, А.А. Хрулева. -Ялта, 2016.-232 с.

3. Кириенко С.Д. Использование образовательных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций / С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. -С. 226-232.

4. Уваров А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.

5. Малиатаки В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82-2. -С. 103-108.

6. Кузбецкий А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. -2008. -№1. - С. 105-112.

УДК 371

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

аспирант Туровский Александр Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Сегодня вся мировая общественность, представители науки, культуры и социальных институций направляют разнообразные усилия на повышения уровня экологии и состояния здоровья людей. Не стоит в стороне относительно решения указанных проблем и система образования России. По мнению A.A. Авладеева, в современных условиях при ухудшении состояния экологии, агрессивности внешней окружающей среды, а также с учетом экономических реалий существенно возрастает значение проблемы сохранения и повышения уровня здоровья подрастающего поколения как резерва развития отечественного общества. Учет этих проблем обосновывает потребность применения современных образовательных технологий с целью обеспечения субъектам процесса образования комфортных здоровьесберегающих социальных, физических, психических и духовных условий, реализации пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, развития физических способностей студентов [1].

Изложение основного материала исследования. В последние десятилетия противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределило критическую ситуацию, характерную для современной системы физического воспитания студенческой молодежи. Понимание этой ситуации со стороны как государства в целом, так и педагогической наукой в частности обосновало потребность разработки конкретных шагов по решению указанного противоречия.

Так, на данном этапе развитие здоровья молодежи и спортизация студенчества в образовательном пространстве России являются не просто актуальными вызовами времени, но требованиями государственной политики в сфере образования. Так, сущность аспекты и направления развития российского студенческого спорта в системе высшего профессионального образования регламентируются статьями № 19 и 28 Федерального закона № 329-ФЭ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в РФ», Федеральным законом № 384-ФЭ от 3 декабря 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», статьей 84 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года [2; 6; 7].

В статье 2 ФЗ № 384 представлено определение категории «студенческий спорт», отражающее современное видение данного понятия. Согласно дефиниции, представленной в законе, указанный термин означает часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях [6].

Так, студенческий спорт представляет собой обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психологических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

На современном этапе структура студенческого спорта в образовательном пространстве РФ представлена тремя основными сегментами:

- профессиональный спорт;

- полупрофессиональный спорт;

- любительский (массовый) спорт [3].

Реальная ситуация говорит о том, что основными направлениями работы вузов являются развитие полупрофессионального и любительского сегментов студенческого спорта, так как воспитание профессиональных спортсменов входит в перечень задач узконаправленных образовательных учреждений [4]. Развитие указанных сегментов, по словам A.A. Авладеева, проявляется в благоприятствовании инициативам по развитию тренировочного и соревновательного процессов, инфраструктуры, различных спортивных практик, а также материального и методического сопровождения [1].

Физическое воспитание и массовый спорт в сфере высшего образования направлены сегодня на обеспечение воспитание у студентов потребности самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками управления физическим развитием человека средствами спорта, физического воспитания и обучения, применять приобретенные ценности в жизнедеятельности будущих специалистов.

Выводы. Сегодня в педагогической теории и практике относительно вопросов физического воспитания и спортизации студенческой молодежи ведутся дискуссии, предметом которых являются методологические основы и методическое обеспечение реализации студенческого спорта в системе высшего профессионального образования. Анализ научных публикаций и диссертационных исследований позволяет определить наиболее острые аспекты проблемы студенческого спорта, изучающиеся в педагогической науке сегодня, среди них:

- место и значение студенческого спорта в системе образования и воспитания молодежи;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.