УДК 37.032
Гордиенко Т.П., доктор педагогических наук проректор по научной и инновационной деятельности, профессор
Шашкова А. В. студент магистратуры 1 курса факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет
Росиия, г. Симферополь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе образования детей в дошкольном учреждении. Рассмотрены факторы, которые стимулируют к использованию данных технологий в дошкольном образовании, а так же факторы, влияющие на торможение процесса внедрения ИКТ в практику ДОУ. Приведена поэтапная методика внедрения вышесказанных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: ИКТ, инновационные технологии, информационно -коммуникационные технологии, методическая служба, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, дети дошкольного возраста.
Gordienko T.P. Vice-Rector for Research and Innovation doctor of pedagogical sciences, professor Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol Shashkova A.V. master
1st year, Faculty of Psychology and Pedagogical Education Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION WORK Annotation: This article discusses the features of the use of information and communication technologies (ICT) in the process of educating children in preschool institutions. The factors that stimulate the use of these technologies in preschool education, as well as factors affecting the inhibition of the process of ICT introduction into the practice of pre-school educational institutions, are considered. A step-by-step method of introducing the above technologies into the educational process of a pre-school educational institution is presented.
Keywords: ICT, innovative technologies, information and communication technologies, methodical service, pre-school educational institution, pre-school education, children of pre-school age.
Обновление форм и методов работы в образовательном процессе ДОУ, в частности, посредством применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), является одним из важных условий модернизации содержания дошкольного образования. Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений актуализирует задачу создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.
Цель статьи: раскрыть важность использования информационно -коммуникативных технологий в практике работы ДОУ.
Основное содержание статьи.
Современные социально- экономические условия страны кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ, а именно значительно выросла самостоятельность и вследствие этого выросла и ответственность за результаты образовании. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современному дошкольному образованию требуется слаженная, грамотная система методической работы.
Методическая работа - система мер, взаимосвязанный между собой, которые направлены на развитие творческого потенциала педагогов, повышение педагогического мастерства, что в конечном итоге приводит к росту воспитанности и образованности детей дошкольного возраста [1].
Сама система организации данной методической работы нуждается в совершенствовании ее структур, а так же активный переход на использование ИКТ в процессе образования.
Использование ИКТ позволяет достичь качественно новых образовательных результатов, ускоряющих процесс методической работы и повышающих ее эффективность. Информационно-коммуникативные технологии были внедрены в практику работы ДОУ для того, что бы улучшить качество дошкольного образования, ускорить сам процесс усвоения знаний детьми, а так же для повышения мотивации детей дошкольного возраста к получению новых, необходимых знаний.
Калинина Т. В. отмечает, что информационно-коммуникативные технологии являются инновационным процессом. Самой главной задачей процесса является способствование значительному повышению эффективности процесса образования, подготовка детей дошкольного возраста к жизни в информационном обществе, а так же обеспечение эффективности, и самое главное, доступности дошкольного образования [4].
Такую точку зрения поддерживают и другие исследователи, такие как: Назарова С.А., Парамонова Л.А., Новоселова Л.С., Гордиенко Т.П., Горвиц Ю.М. и др. Они подчеркивают, что в современный период развития общества на данном этапе характеризуется весьма сильным влиянием на
него информационно - коммуникативных технологий, которые активно внедряются абсолютно во все сферы деятельности современного человека [2; 4; 5].
Стимулом к использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольного образования выступает ряд факторов, которые непосредственно связанны с требованиями к подготовке отчётов и документации, наличии в образовательном учреждении компьютерной и проекционной техники и периферийных устройств (ксероксов, принтеров и прочих), что предоставляет возможность использование всего вышеперечисленного для повышения эффективности управления дошкольный образовательным учреждением [2].
Рассмотрим факторы, непосредственно тормозящие процесс внедрения в образовательный процесс информационно - коммуникативных технологий:
1. Психологическая неготовность методической службы к внедрению технологий в деятельность образовательного учреждения;
2. Наличие в образовательном учреждении разнопланового программного обеспечения, являющегося достаточно тяжелым для его использования и отладки[5, с. 22].
Использование в дошкольном образовательном процесс средств ИКТ имеет большое количество преимуществ, а именно:
1. Значительное повышение эффективности образовательного процесса;
2. Повышение объективности в мониторинге деятельности педагогов и воспитанников дошкольного учреждения;
3. Оперативность и доступность доступа к методической и организационной информации дошкольного образовательного учреждения;
4. Значительное сокращение объемов ежедневной работы;
5. Экономия времени для отдыха;
6. Экономия человеческих и экономических ресурсов;
7. Принятие наиболее эффективных управленческих решений;
8. Большая возможность применения целесообразных и обоснованных мер, которые нацелены на значительное повышение результативности дошкольного образования.
Если рассматривать методическую работу с точки зрения эффективности внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс дошкольного образования, то она должна осуществляться в 2 этапа:
1. Первый этап
На данном этапе происходит создание системы информационно -коммуникационного обеспечения, а также осуществляется организация и непосредственное моделирование построения необходимой информационной среды:
- создание почтового ящика образовательного учреждения;
- создание официального сайта образовательного учреждения в сети
Интернет, который предоставляет необходимую возможность быстрого получения необходимой информации о жизни учреждения;
- создание интернет- сообществ для родителей воспитанников, которые необходимы для сотрудничества в процессе образовательной деятельности и др.
2. Второй этап
Данный этап характеризуется модернизацией образовательного процесса при помощи использования ИКТ, а именно: создание базы данных, итоговой и оперативной информации, на базе, которого организованы разнообразнее формы отчетности и проведения мониторинга образовательного процесса.
- создание электронных картотек;
- разработка мультимедийных средств образования (презентации и
др.);
- создание электронных портфолио педагогов.
Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов возможно через такие формы методической работы как:
- семинары посвященные совершенствованию навыков работы на компьютерах со всевозможными программами, а так же использование информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе;
- проблемные семинары на основе изучения образовательных потребностей в использовании ИКТ;
-индивидуальные консультации;
- совещания;
- мастер- классы в области использования ИКТ;
- тренинги.
Все эти формы работы направлены на совершенствование и формирование информационной грамотности педагогов, что выражается в:
- способности понимания сущности обработки информации;
- способности находить необходимую информацию во всевозможных источниках;
- способности использования автоматизированных систем поиска и обработки информации;
- способности интерпретировать полученную информацию;
- способности использования моделирования для изучения разнообразных объектов и явлений;
- способности выполнять анализ информационных моделей;
- формирование умений правильного и осознанного использования современных ИКТ в процессе образования;
- ознакомление с электронными средствами учебного назначения, интернет ресурсами, мультимедийными справочными и учебными пособиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование
информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует значительному повышению профессионального уровне педагогов, побуждает их искать нетрадиционные, новые для себя методы и формы обучения, проявлять свои творческие способности, повышает качество усвоения детьми программного материала, повышает качество и уровня педагогической компетентности родителей воспитанников, информированности их о направлениях деятельности дошкольного учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничества родителей и ДОУ.
Использованные источники:
1. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
2. Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова, А.А. Хрулева. -Ялта, 2016. - 232 с.
3. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М.В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно -практическая конференция. - 2015 г. - С. 55-58
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М.: Сфера, 2008. -С. 20-27.
5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. -M.: Просвещение, 2011 г. - 128 с.
6. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ/ П.Н. Лосев. - М.: Сфера, 2005 г. - 68 с.