Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИКТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / EDUCATIONAL POTENTIAL OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PRESCHOOL GENERAL EDUCATION / ICT-COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленко Н. В., Казарян М. Г.

Современные требования к владению педагогами информационно-коммуникационными технологиями, уровню их использования на практике в недостаточной мере реализуются в дошкольном образовании. Рассмотрен потенциал использования ИКТ в дошкольном образовании, его место в работе педагога с детьми. Определены направления развития готовности педагога к такой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленко Н. В., Казарян М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Modern requirements for teachers to own information-communication technologies, the level of their use in practice are not sufficiently implemented in preschool education. The potential of using ICT in preschool education, its place in the work of a teacher with children is considered. Directions for the development of teacher's readiness for such an activity are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.24.004

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Зеленко Н.В., Казарян М.Г.

PECULIARITIES OF USING INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Zelenko N.V., Kazaryan M.G.

Аннотация. Современные требования к владению педагогами информационно-коммуникационными технологиями, уровню их использования на практике в недостаточной мере реализуются в дошкольном образовании. Рассмотрен потенциал использования ИКТ в дошкольном образовании, его место в работе педагога с детьми. Определены направления развития готовности педагога к такой деятельности.

Abstract. Modern requirements for teachers to own information-communication technologies, the level of their use in practice are not sufficiently implemented in preschool education. The potential of using ICT in preschool education, its place in the work of a teacher with children is considered. Directions for the development of teacher's readiness for such an activity are determined.

Ключевые слова: образовательный потенциал ИКТ, дошкольное общее образование, ИКТ-компетентность педагога.

Keywords: educational potential of information-communication technologies, preschool general education, ICT-competence of teachers.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования повышает качество и доступность образования, способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм обучения (дистанционное обучение, электронное обучение, мобильное обучение, совместное обучение и т. д.) созданию электронных образовательных ресурсов и доступа к ним широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет.

В связи с этим особую значимость приобретает работа педагога дошкольного образовательной организации с обучающимися, родителями, другими педагогами. Впервые в работе с детьми дошкольного возраста применили компьютер в 1971 году, в Технологическом институте Массачусетса. Сегодня компьютер есть в каждом доме и организации ДОО также не могут игнорировать это средство. Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования его деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации [3].

Исследования, посвященные повышению квалификации педагогов в области использования средств ИКТ (О.А. Козлов, А.Ю. Кравцова, С.С. Кравцов,

Т.А. Лавина, Л.П. Мартиросян, И.В. Роберт и т. д.), ориентированы в основном на школьное и вузовское образование. При этом в практической деятельности педагога дошкольной образовательной организации профессионально-педагогические умения в организации педагогического процесса с использованием ИКТ исследованы не в полной мере.

Анализ применения средств ИКТ в деятельности педагогов ДОО (М.А. Войскунский, Н.В. Крючкова, О.А. Савельева, С.В. Товарниченко и др.) показал, что важно не только вооружить специалиста навыками их использования в образовательном процессе и самообразовании, но и дать ему возможность приобрести необходимые знания в соответствии с той областью, в которой он должен применять [2].

В настоящее время Правительством Российской Федерации принята Концепция модернизации Российского образования, приоритетной целью которой является повышение качества образования. Концепция в своей основе имеет системный подход к оптимизации системы образования в нескольких направлениях, а именно:

• повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики, в форме психолого-педагогического обеспечения образования;

• создание оптимальных кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении;

• организацию собственно информационно-методических условий реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования, которые, в свою очередь, должны обеспечиваться формированием современной информационно-образовательной среды, включающей комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [3; 4].

Изложение основного материала статьи

Информационно-коммуникационные технологии в России - один из важнейших механизмов модернизации образовательной системы, затрагивающих все ее основные направления. Их основная задача - эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

• возможность организации процесса познания, поддерживающего дея-тельностный подход к учебному процессу;

• индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

• создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями использования ИКТ на уровне ДОО являются:

1. Организационное:

- модернизация методической службы;

- совершенствование материально-технической базы;

- создание определенной информационно-коммуникационной среды.

2. Педагогическое:

- повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОО;

- внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОО [3].

Принятый в конце 2012 года Федеральный закон «Об образовании в РФ»

определяет дошкольное образование как начальный уровень системы ОО, тем самым предъявляя высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольных организациях, одним из которых является внедрение информационно-компьютерных технологий. Данное требование, являясь организационным условием, одновременно является одним из результатов освоения учащимися Основной образовательной Программы, а именно сформированной у обучающихся компетентностью в области использования информационно-коммуникационных технологий, что зафиксировано в Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС). На ступени дошкольного образования, как начальной в общей системе образования, предпосылками данной компетентности являются навыки самостоятельной деятельности, формирующиеся в ходе подготовки дошкольника к жизни в рамках информационного общества, обучение его компьютерной грамотности, создание чувства уверенности при работе за компьютером и воспитание психологической готовности к его использованию [1].

Информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день становятся все более востребованным источником получения информации, что связано с информатизацией научного знания. Это, в свою очередь, сильно меняет статус педагога - от воспринимаемой нами его как «носителя информации», до функционального значения педагога как «маяка, ориентирующего в потоке информации». Такая смена представлений отражена в новой парадигме современного образования, на первый план выдвигающей активную позицию субъекта (то есть самого обучающегося), заключающейся в произвольном акте выбора необходимой ему на данном этапе информации в имеющемся на избытке информационного потока [2].

В связи с этим выдвигаются новые требования к педагогу как компетентному лицу в использовании новых технологий образования, форм представления собственного опыта ориентации в информационных ресурсах сети Интернет. На данном переходном этапе к новой системе образования не все педагоги имеют опыт обучения с использованием ИКТ. Поэтому первое, что нужно сделать сейчас педагогу, чтобы выполнить свою миссию, - это приобрести свой собственный опыт деятельности обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс. Осваивая деятельностный метод, педагоги меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение

к проблемам на работе, в семье. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и свой жизненный опыт, и освоенный деятельностный инструментарий становится помощником им в работе и жизни [2].

В связи с этим еще одной немаловажной задачей методиста в образовательном учреждении является совместное с администрацией сопровождение педагогов на пути внедрения новых форм и способов обучения (в т. ч. ИКТ), обеспечивающее им эмоциональную поддержку, укрепляющее их веру в свои силы.

С этой целью в каждой организации ДОО следует разработать следующие программы: Программа повышения квалификации педагогических кадров; Программа повышения компетентности педагогов в области использования ИКТ; Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов. В коллективе ДОО должен поддерживаться постоянный взаимообмен передовым опытом на педагогических консультациях, обеспечиваться возможность обучения педагогов [3].

Предполагаемые результаты, позволяющие судить об эффективности проведенной в данном направлении работы в ДОО, приведены ниже:

• педагоги владеют способами оперативного доступа к информационным ресурсам учебно-методического, справочного, просветительского назначения;

• педагоги разработали информационно-методические разделы электронного сайта, содержащие обзор рабочих программ, используемых образовательных технологий;

• педагоги принимают активное участие в форумах и интернет-консультациях информационных центров [4].

Помимо требований по освоению информационно-коммуникативных технологий, предъявляемых педагогом к самому себе, ФГОС предъявляет требования по формированию ИКТ-грамотности у детей, как одного из направлений разработанной в ДОО Программы сохранения физического и психического здоровья детей, их нравственного воспитания с опорой на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, имеющей, среди прочих представленных ценностей, ценность здоровья человека.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе специалистов с детьми также обосновано необходимостью расширения багажа средств коррекционно-развивающего воздействия, которые Т.Д. Марцинков-ская подразделяет на следующие: предметно-манипулятивные, двигательно-экспрессивные; изобразительно-графические; музыкально-ритмические; вер-бально-коммуникативные. Детальный анализ использования ИКТ, как вида коррекционно-развивающего воздействия, позволяет квалифицировать его как комплексный, включающий в себя все вышеперечисленные средства коррек-ционно-развивающего воздействия, имеющий такие характеристики, которые переводят его в разряд наиболее эффективных, а именно обеспечивающий: огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами; широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение) в учебно-

воспитательном процессе; возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка; интерактивность компьютерных средств; экономию временных ресурсов.

Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание дошкольников с использованием компьютера должно осуществляться в форме игры, а игровую деятельность реализуют дидактические компьютерные игры. В России применение компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях сегодня не отстает от наиболее развитых стран, информатизация дошкольного образования началась в середине 80-х [1].

Помимо всех выше перечисленных преимуществ использования ИКТ, хотелось бы обратить внимание на еще одно немаловажное преимущество, связанное с понятием репрезентативной ведущей сенсорной системы - ау-диальной, визуальной, кинетической, с опорой на которую человек воспринимает информацию из окружающего мира [4]. Использование ИКТ в этом плане реализует принцип ориентации на индивидуальные особенности ребенка с учетом его физиологических особенностей, что позволяет ему получать информацию наиболее полным образом, во всех ее видах - аудиальной (музыкальное сопровождение, озвученные упражнения, задания), визуальной (качественные демонстрационные материалы-иллюстрации, показ видеофрагментов) и кинестетической, то есть закрепление полученного навыка через движение, так называемая «моторная память» (манипуляторная деятельность компьютерной мышью, функциональными клавишами, управление интерактивной доской, крупно- и мелкомоторные движения овладения иной техникой и т. д. ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калинина, Т. В. Управление ДОУ / Т. В. Калинина. - Текст : непосредственный // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М., 2008. -С.20-27.

2. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 224 с. -Текст : непосредственный.

3. Очирова, О. Д. Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Д. Очирова. - Чита, 2011. - 24 с. - Текст : непосредственный.

4. Ягодина, Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Ягодина. - М., 2010. -22 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Kalinina T.V. Preschool management. Novye Informacionnye Tekhnologii v Doshkol'nom Detstve = New Information Technologies in Preschool Childhood. M., 2008, pp. 20-27. (In Russian).

2. Ksenzova G.Yu. Perspektivnye shkol'nye tekhnologii [Promising school technologies]. M., Pedagogical Society of Russia, 2000. 224 p.

3. Ochirova O.D. Priobshchenie doshkol'nikov k regional'noj kul'ture posredstvom IKT [Introducing Preschoolers to Regional Culture through ICT]. Author's abstract dis. ... cand. ped. sciences. Chita, 2011. 24 p.

4. Yagodina L.A. Metodicheskie podhody k obucheniyu pedagoga-psihologa ispol'zovaniyu informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v doshkol'nom obrazovanii [Methodological Approaches to Training a Teacher-Psychologist in the Use of Information-Communication Technologies in Preschool Education]. Author's abstract dis. ... cand. ped. sciences. M., 2010. 22 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Зеленко, Н. В. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации / Н. В. Зеленко, М. Г. Казарян. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. - № 4. - С. 12-17.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Zelenko N. V., Kazaryan M. G. Peculiarities of Using Information-communication Technologies in a Preschool Educational Organization / N. V. Zelenko, M. G. Kazaryan / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 4, pp. 12-17. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.