УДК 37.032
Гордиенко Т.П., доктор педагогических наук проректор по научной и инновационной деятельности, профессор
Ткачук Л. Г. студент магистратуры 1 курса факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет
Росиия, г. Симферополь
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация: статья посвящена проблеме управления информационным образовательным пространством в дошкольном образовательном учреждении. В статье раскрывается концепция эффективного управления информационным образовательным пространством в дошкольном образовательном учреждении. В ходе исследования была анализирована научная литература, посвященная проблеме применения информационных и коммуникационных технологий, управления информационным образовательным пространством, организации информационной образовательной среды в ДОУ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная образовательная среда; ИКТ компетентность, информационная инфраструктура управления ДОУ, информационные ресурсы, информационные технологии, коммуникационные технологии.
Gordienko T.P. Vice-Rector for Research and Innovation doctor of pedagogical sciences, professor Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol Tkachuk L.G. master
1st year, Faculty of Psychology and Pedagogical Education Crimean Engineering and Pedagogical University
Russia, Simferopol APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Annotation: the article is devoted to the problem of managing the information educational space in a pre-school educational institution. The article reveals the concept of effective management of information educational space in a preschool educational institution. The study analyzed the scientific literature on the problem of the application of information and communication technologies, management of information educational space, organization of information
educational environment in pre-school educational institutions.
Keywords: information and communication educational environment; ICT competence, DOE management information infrastructure, information resources, information technologies, communication technologies.
В современных условиях проблема управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что информационные и коммуникационные технологии зачастую не используются в практике в дошкольных образовательных учреждений.
Цель статьи: раскрыть актуальность темы применения коммуникационных технологий в практике дошкольных образовательных учреждений.
Основное содержание статьи.
Процесс информатизации в дошкольных образовательных организациях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Информационные технологии значительно расширяют возможности в сфере дошкольного образования, они позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Проблемами создания информационной образовательной среды, ее содержанием, структурой, особенностями ее формирования и развития занимались А.А. Андреев, Ю.С. Брановский, П.В. Веденеев, С.Г. Григорьев, Р.Ю. Гурниковская, О.А. Ильченко, А.А. Кузнецов, Е.В. Мельникова, В.П. Мозолин, С.В. Панюкова, С.Н. Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткин, А.П. Тряпицына и др. [1; 2].
В настоящее время руководители дошкольных образовательных организаций заинтересованы в современных способах управления информационной образовательной средой. Это вызвано необходимостью систематизации в разработке, накоплении и практическом применении информационных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении [3]. Образовательный процесс в детском саду можно рассматривать как информационный, связанный с организацией производства, хранения, обмена и потребления различной информации. Таким образом, среду, в которой данный процесс протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды [4]. Сегодня существует множество трактовок понятия «информационная образовательная среда» (далее - ИОС).
По мнению В.А. Красильниковой, А.С. Заварихина, Т.Н. Казариной, ИОС - это социально-психологическая реальность, представляющая собой совокупность созданных психолого-педагогических условий, обеспечивающих познавательную деятельность и доступ к информационным
образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий. А.А. Андреев, В.И. Солдаткин и другие сходятся во мнении, что ИОС представляет собой единое информационно-образовательное пространство, интегрирующее информацию, компьютерно-телекоммуникационные, учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия [5].
По мнению Е.В. Мельниковой и П.В. Веденеева, ИОС - это система психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, обеспечивающая информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса [6].
По мнению С.А. Назарова, ИОС -это педагогическая система, объединяющая информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, инструменты управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, ориентированные на формирование интеллектуально-развитой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.
Построение информационной образовательной среды (далее - ИОС) относится к одной из сложных технических задач, позволяющих кардинально модернизировать технологическую основу системы образования [7]. Существуют различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. К субъектам образовательного процесса исследователи относят детей и воспитателей, к объектам - средства и инструменты образовательной деятельности. Применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) позволяет расширять состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Среду, формирующуюся на основе использования средств ИКТ, называют информационно-коммуникационной образовательной средой (далее -ИКОС).
Выделяют три типа ИОС:
> среда, ориентированная на представление знаний (в данную ИОС встраивается определенная методика обучения);
> среда, ориентированная на самостоятельную деятельность по приобретению знаний (активный процесс, направленный на извлечение, конструирование знания, а не на воспроизведение) ;
> смешанный (интеграция двух предыдущих типов сред. Смешанный тип среды одновременно является источником учебно-методического знания в конкретной области и средством организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности).
ИОС образовательного учреждения, является открытой самоорганизующейся системой. Постоянно повышается уровень организации и технического оснащения ИОС. Характеризуется единством педагогических целей и задач, решаемых субъектами образования, администрацией и другими сотрудниками дошкольной образовательной организации. Обеспечивает взаимодействие субъектов образования в
различных видах профессиональной деятельности с применением ИКТ [8].
Проектирование ИОС — одна из ведущих задач, решаемых дошкольной образовательной организацией в рамках развития процессов информатизации. Значимость проблемы определяется, с одной стороны, потребностью государства и общества в развитии информационного пространства дошкольного образования и, с другой — отсутствием программ и проектов, нацеленных на создание ИОС в ДОУ и его управление. В ходе проведения исследования нами была выдвинута рабочая гипотеза. Эффективное управление ИОС дошкольной образовательной организации, возможно при следующих организационно-педагогических условиях:
• создание материально-технической базы, необходимой для полноценного функционирования ИОС;
• рациональное размещение, хранение и использование базы данных образовательных ресурсов ДОУ;
• формирование ИКТ-компетентности сотрудников ДОУ.
В результате проведения исследования организационно-педагогических условий управления ИОС в ДОУ, нами были сделаны выводы, что создание материально-технической базы, необходимой для полноценного функционирования ИОС, находится на среднем уровне, рациональное размещение, хранение и использование базы данных образовательных ресурсов ДОУ — на низком уровне, формирование ИКТ -компетентности педагогов ДОУ — на низком уровне. С целью повышения эффективности ИОС в ДОУ нами был разработан и реализован проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ». В качестве основных задач проекта были определены:
1) Создание единого информационного пространства ДОУ.
2) Организация подготовки педагогических кадров к эффективному применению, как в управленческом, так и в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
3) Обеспечение участникам образовательного процесса свободного доступа к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
4) Применение информационных и коммуникационных технологий в управленческом и образовательном процессе.
5) Разработка банка дидактических и методических материалов, обеспечивающих эффективное применение информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно. Для конкретизации и уточнения деятельности в рамках реализации проекта нами был составлен план мероприятий (табл. 1).
Таблица 1
План мероприятий по реализации проекта_
Этап реализации проекта Ответственные Предполагаемый результат
1 2 3
I этап. Анализ состояния ИОС в ДОУ
Изучение теоретических и практических основ создания заведующий, старший воспитатель Уточнение понятий «ИОС», «компоненты ИОС»
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОУ и развития ИОС в ДОУ заведующий, старший воспитатель Определение проблем, связанных с функционированием ИОС в ДОУ
II этап. Планирование создания ИОС
Планирование закупки технических средств заведующий, главный бухгалтер, зам. зав. по АХЧ АХЧ Выбор поставщиков товаров, определение цены товара, составление сметы
Планирование создания и размещения ИОР и ЭОР старший воспитатель Определение способов наилучшего использования ИОС
III этап. Организация программно-технического комплекса
Приобретение технических средств зам. зав. по АХЧ АХЧ Приобретение сервера, ноутбуков, принтеров, МФУ, музыкальных центров, магнитофонов, диктофона, проектора для стационарного использования, экрана на штативе для использования в группах.
Приобретение лицензионных программных продуктов продуктов главный бухгалтер, старший воспитатель Приобретение программ: «Дошкольная психодиагностика», «Образовательная коллекция», «Познавательная коллекция» и других для работы сервера, ноутбуков
Монтаж и настройка проводной и беспроводной сети в ДОУ зам. зав. по АХЧ, старший воспитатель Наличие сети ЛД/1-Р1 на всей территории ДОУ, совместное использование сервера ДОУ
IV этап. Обучение персонала информационно-коммуникационным технологиям
Обучение педагогов базовым ИКТ ИКТ старший воспитатель Компетентность педагогов в сфере базовых ИКТ
Обучение сотрудников работе с ИОР и ЭОР, расположенных на сервере старший воспитатель воспитатель Компетентность сотрудников ДОУ в управлении и использовании
ИОР и ЭОР
Обучение педагогов работе с блогом старший воспитатель Компетентность педагогов в создании и управлении интернет-представительства
V этап. Создание комплекса ИО Р и ЭОР
Загрузка и упорядочивание ЭОР на сервере старший воспитатель Наличие образовательных и познавательных программ на персональных компьютерах для работы с детьми
Создание отдельных блогов узкими специалистами и воспитателями старший воспитатель Наличие у каждого специалиста и отдельной группы ДОУ своего блога для работы с семьями воспитанников
VI этап. Анализ достигнутых результатов развития
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОУ заведующий, старший воспитатель Определение достигнутых результатов, связанных с функционированием ИОС в ДОУ
VII этап. Апробирование практического применения ресурсов ИОС
Внедрение использования ИКТ- средств в образовательный процесс заведующий, старший воспитатель Электронное планирование образовательной деятельности, самообразование педагогов, применение ИКТ-средств в работе с родителями
Внедрение управленческого контроля через использование серверного оборудования заведующий, старший воспитатель Экономия временных ресурсов
VIII этап. Анализ достигнутых результатов развития ИОС ДОУ (полгода)
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОУ заведующий, старший воспитатель Определение достигнутых результатов
Реализация проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ» позволила решить поставленные задачи:
• повысить ИКТ-компетенции участников образовательного процесса;
• повысить эффективность процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ;
• повысить эффективность качества образовательного процесса в
ДОУ посредством использования программного обеспечения; индивидуализации процесса обучения; повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применения дидактического материала, методических разработок, компьютерных программ педагогами в образовательном процессе).
Также были определены организационно-педагогические условия управления информационной образовательной среды в ДОУ; разработан проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»; доказана результативность разработанного проекта управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации, что способствует эффективному управлению использования образовательных ресурсов ИОС ДОУ.
Использованные источники:
1. Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах [Текст] / А.А. Андреев // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. -С. 98-101.
2. Брановский, Ю. Работа в инновационной среде [Текст] / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 193-200.
3. Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс [Текст] / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. - 2007. - № 9. -С. 139-145.
4. Кириенко, С.Д. Использование образовательных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 226-232.
5. Информационная образовательная среда университета: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 92 с.
6. Малиатаки, В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект [Текст] / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82-2. - С. 103108.
7. Батенова, Ю.В. Информационное пространство: междисциплинарный ракурс [Текст] / Ю.В. Батенова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 4. - С. 7-19.
8. Кузбецкий, А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием [Текст] / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. - 2008. - №1. - С. 105-112.