УДК 371
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
аспирант Туровский Александр Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Физическое воспитание как дисциплина в высшем учебном заведении не способствует эффективному решению проблем уменьшения дефицита двигательной активности студентов, что является одной из причин различных отклонений в состоянии здоровья. Традиционная организация, содержание и методы теоретико-методического обеспечение физического воспитания в высших учебных заведениях недостаточно отвечают современным требованиям и не обеспечивают всестороннюю подготовку будущего специалиста, способного на высоком профессиональном уровне решать производственные проблемы.
В этой связи актуализируется проблема активизации спортивно-оздоровительной деятельности студентов современных учреждений высшего профессионального образования, что требует не только решений со стороны государства и меценатов (финансирование, материально-техническое обеспечение), но и разработки новых теоретических и методических основ реализации данного процесса (научно-методическое обеспечение) в соответствии с последними достижениями науки, техники и спорта.
По словам В. И. Дубровского, спортивная деятельность включает следующие направления:
- интеллектуальное;
- психоэмоциональное;
- физическое.
Автор подчеркивает, что физическая составляющая выступает сильнейшим средством воздействия на развивающейся организм студента [2]. Что еще раз обосновывает потребность активизации спортивной деятельности студентов в высшей школе.
По мнению С.В. Лапочкина, «средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня психического и физического здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, а также формировать здоровый морально-психологический климат в обществе» [3, с. 108].
Изложение основного материала исследования. Современный студенческий спорт отмечается своей многогранностью, которая обусловлена функционированием на различных уровнях (от отдельного университета международных объединений), решением задач всех направлений спорта, участием людей разного возраста и уровня спортивного мастерства, необходимостью комплексного обеспечения [1].
Целостную систему спортивного воспитания студенчества можно создать лишь при условии, когда внедряются инновации, адаптированные к условиям вуза. Важным условием является взаимодополнение этих инноваций. Не менее важно создать такую образовательную среду, в которой каждый обучающийся, вне зависимости от первоначального уровня подготовленности и опыта участия в различных соревнованиях, в той или иной мере будет вовлечен в студенческий спорт [4].
Проблему инноваций в спортивной деятельности в отечественной науке исследовали Н.М. Ахтемзянова, О.С. Зданович, Л.Н. Прогонюк, В.А.Романович, Д.В. Фонарев, Е.А. Фонарева и др. Эффективность многих инновационных методик была доказана путем апробации их в реальной практической деятельности.
К ведущим инновационным формам развития студенческого спорта относят:
- спортивно ориентированное физическое воспитание;
- вузовский спортивный клуб;
- спортивная культура как учебный предмет;
- проект «Каждой образовательной организации - спортивную команду» [4].
Однако, внедряя инновации, нельзя забывать и о традиционных эффективных методах, технологиях и формах работы. Еще раз подчеркнем, целостность спортивно-образовательной системы может быть тостигнута путем комплексного применения эффективных форм, методов технологий обучения.
Так, основное внимание по реализации и развитию физического воспитания необходимо направить на совершенствование разнообразных форм занятий:
- урочных;
- дополнительных (факультативных) занятий;
- индивидуальных или групповых занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- внеакадемических форм занятий (спортивных секций, занятий в спортивных школах, самостоятельных занятий);
- спортивно-массовых мероприятий;
- физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Важным условием развития спортивного движения среди студенчества является целенаправленная систематическая работа по воспитанию физической культуры личности. Современные представление о физической культуре личности и о спорте не ограничены понятиями здоровья, развития физических качеств, функциональными возможностями организма и двигательными навыками. Важнейшими составляющими формирования и развития физической культуры с учетом положений личностно-ориентированного похода являются:
- мировоззрение;
- система ценностей;
- потребности;
- мотивационная сфера личности;
- основательность;
- глубина знаний;
- способность реализовывать ценности физической культуры в спортивной и общественной деятельности.
Мотивационно-ценностные ориентации и стремления достичь физического совершенства являются внутренними, скрытыми мотивами, которые способствуют формированию физической культуры будущего учителя. Основу же содержания физической культуры личности определяет практическая, деятельная сторона, специфическим ядром которой являются отношения, складывающиеся в процессе физкультурной деятельности.
Выводы. Активность педагога в вопросе формирования физической культуры личности студента должна проявляется в характере занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом, в организаторской, пропагандистской, педагогической, познавательной, судейской деятельности, в самосовершенствовании. Для активности педагога физического воспитания в любом из вышеуказанных видов деятельности характерно стремление наиболее полно реализовать свои творческие способности, заинтересованность в высоком качестве работы, инициативность и ответственность за ее результат.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития студенческого спорта в условиях образовательной организации высшего профессионального образования на современном этапе. В работе анализируются основные проблемы и противоречия развития студенческого спорта в настоящее время, приводятся методологические и методические рекомендации относительно оптимизации и совершенствования процесса спортизации образовательной среды вуза и повышения активности студентов в занятиях спортом и физической культурой. В исследовании обосновывается роль физической культуры личности в спортивном развитии.
Ключевые слова: спорт, студенчество, развитие студенческого спорта, студенческое спортивное движение, физическая культура, физическое воспитание, физическая культура личности, физические упражнения, инновационные формы и технологии спортивной деятельности, целостная система спортивного воспитания.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of development of student sports in the conditions of the educational organization of higher professional education at the present stage. The paper analyzes the main problems and contradictions in the development of student sports at the present time, provides methodological and methodological recommendations for optimizing and improving the process of sportization of the educational environment of the University and increasing the activity of students in sports and physical culture. The study substantiates the role of physical culture in sports development.
Keywords: development of student sports, student sports movement, physical culture, physical education, physical culture of the person, physical exercises, innovative forms and technologies of sports activity, integral system of sports education.
Литература:
1. Архипов Е.Ю. Состояние, проблемы и перспективы развития студенческого спорта в РФ и в мире / Е.Ю. Архипов, Л.Р. Файзериев // Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития современного студенческого спорта: на пути к Универсиаде - 2013 в Казани». - Казань, 2012. - С. 32-36.
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 2001. - 560 с.
3. Лапочкин С.В. Отдельные аспекты проектирования развития студенческого спорта и физической культуры в молодежной среде // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2. -С. 107-110.
4. Пешкова Н.В., Лубышева Л.И., Пешков А.А. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля // Теория и практика физической культуры. -2013. - № 12. - С. 88-95.
УДК 378
АУТЕНТИЧНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
доцент Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)
Постановка проблемы. Процесс обучения в техническом вузе включает изучение иностранного языка как важнейший элемент образовательного процесса, который не может быть заменен изучением наук и технологий, поскольку позволяет обучаемым получить доступ в современное мировое сообщество и участвовать в глобальных процессах. В процессе овладения иностранным языком потребности обучаемого не ограничиваются только лишь лингвистическими компетенциями, например, лексическими и грамматическими знаниями, но существует также потребность в способности использовать язык в ситуациях коммуникации определённого социума. Понятие коммуникативной компетенции предполагает знание и владение определёнными социальными правилами и нормами взаимодействия, знание историко- культурных аспектов взаимосвязи субъектов социума, которые составляют социокультурный аспект коммуникативной компетенции [3].
Целью статьи является исследование ресурсов аутентичных пособий по изучению французского языка как иностранного для развития важнейшей составляющей коммуникативной компетенции, а именно, социокультурной, которая представляет собой неотделимый элемент процесса коммуникации, в частности, при деловых и профессиональных контактах, поскольку создаёт представление о реалиях, понимание которых является значимым для профессионально ориентированной категории обучаемых. В техническом университете уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией у многих обучаемых свидетельствует о неравномерном развитии социокультурной составляющей. В этих условиях изучение возможностей аутентичных документов, работа с которыми мотивирует обучаемых, создаст дополнительные ресурсы для активизации иноязычной профессиональной коммуникации.
Изложение основного материала исследования. На современном этапе развития науки неоспорим тот факт, что коммуникативная компетенция предполагает согласованность нескольких составляющих, а именно,