Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНОШИ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА / УСЛОВИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Федюк Николай Сергеевич, Козлов Игорь Валерьевич, Петрова Полина Сергеевна, Фадеев Александр Сергеевич

В статье затрагиваются проблемы и особенности подготовки юношей допризывного возраста в общеобразовательных организациях. Предложен исторический обзор подходов к армейской подготовке, существовавший в СССР. Исследователями отмечается снижение уровней психологической, стрелковой, строевой и физической готовности будущих призывников к прохождению военной службы, что в отдельных случаях перекликается с негативным мотивационно-ценностным отношением к армии. Авторы предлагают модель допризывной подготовки юношей в образовательных организациях, которая может способствовать повышению уровня стрелковой подготовленности и формированию необходимых физических качеств. Затрагивается проблема оптимизации процесса допризывной подготовки и создания положительной мотивации к прохождению военной службы у молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Федюк Николай Сергеевич, Козлов Игорь Валерьевич, Петрова Полина Сергеевна, Фадеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-CONSCRIPTION TRAINING FOR HIGH SCHOOLERS’ BASED ON THE DEVELOPMENT OF THE SHOOTING SKILLS

The authors of the article touch on the problems and specifics of the high schoolers' preconscription training in general education organizations. It offers a historical review of the approaches to army training that existed in the USSR. Researchers note a decrease in psychological, rifle, drill and physical readiness levels of future recruits for military service, which in some cases echoes a negative motivation and value attitude to the army. The authors propose a model of pre-conscription training in educational organizations to improve the level of rifle training and the formation of the necessary physical qualities. The scope of this paper concentrates on the problem of optimizing the process of pre-conscription training and the formation of the positive motivation for military service among young people.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 01.02.2021).

6. Поляковский Г.Б. Дошкольное образование: профессиональный диалог / Г. Б. Поляковский // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2016. - № 3. - С. 6-7.

REFERENCES

1. Voloshina, L.N., Vorobyova, G.E., Galimskaya, O.G. et al (2018), Actual problems of preschool education, IPR Media, Saratov.

2. Ishembitova, Z.G. (2014), "Problems of raising children in the family in a globalized society", Bulletin of the Bashkir University, No. 2, pp. 682-700.

3. Mardahaev, L.V. (2014), "Family education: problems and features", Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 13 (342). pp. 173-178.

4. Russian Federation (2012) Federal law No.273-FL "About education in Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (date of treatment 02/10/2020).

5. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013),"0n approval of the Federal State educational standard for preschool education", Order dated October 17, 2013, No. 1155, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (date of treatment 02/10/2020).

6. Polyakovsky, G.B. (2016), "Preschool education: professional dialogue", Hoop: education, child, student, No. 3, pp. 6-7.

Контактная информация: Reginasolenova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2021

УДК 373.6

РАЗВИТИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ В РАМКАХ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи г. Санкт-Петербург, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва; Николай Сергеевич Федюк, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Игорь Валерьевич Козлов, аспирант, филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя; Полина Сергеевна Петрова, младший научный сотрудник, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических

наук, доцент, Михайловская Военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург; Виталий Викторович Мазур, помощник командира по физической подготовке, г. Трех-

горный-1

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы и особенности подготовки юношей допризывного возраста в общеобразовательных организациях. Предложен исторический обзор подходов к армейской подготовке, существовавший в СССР. Исследователями отмечается снижение уровней психологической, стрелковой, строевой и физической готовности будущих призывников к прохождению военной службы, что в отдельных случаях перекликается с негативным мотивационно-ценностным отношением к армии. Авторы предлагают модель допризывной подготовки юношей в образовательных организациях, которая может способствовать повышению уровня стрелковой подготовленности и формированию необходимых физических качеств. Затрагивается проблема оптимизации процесса допризывной подготовки и создания положительной мотивации к прохождению военной службы у молодёжи.

Ключевые слова: допризывная подготовка, стрелковая подготовка, физическая подготовка, юноши допризывного возраста, условия военной службы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p425-431

PRE-CONSCRIPTION TRAINING FOR HIGH SCHOOLERS' BASED ON THE DEVELOPMENT OF THE SHOOTING SKILLS

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military academy of communications, St. Petersburg, Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Igor Valeryevich Kozlov, the post-graduate student, branch of Ivanovo State University, Shuya; Polina Sergeevna Petrova, the junior researcher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhailovskaya Military Artillery Academy, St. Petersburg; Vitaly Viktorovich Mazur, the assistant commander for physical training,

Trekhgorny-1

Abstract

The authors of the article touch on the problems and specifics of the high schoolers' pre-conscription training in general education organizations. It offers a historical review of the approaches to army training that existed in the USSR. Researchers note a decrease in psychological, rifle, drill and physical readiness levels of future recruits for military service, which in some cases echoes a negative motivation and value attitude to the army. The authors propose a model of pre-conscription training in educational organizations to improve the level of rifle training and the formation of the necessary physical qualities. The scope of this paper concentrates on the problem of optimizing the process of pre-conscription training and the formation of the positive motivation for military service among young people.

Keywords: pre-conscription training, rifle training, physical training, conditions of military service.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена снижением качества допризывной подготовки юношей к военной службе в системе школьного образования, которая в настоящее время носит лишь рекомендательный характер. Необходимость возобновления допризывной подготовки юношей-старшеклассников продиктована низким уровнем физической подготовленности призывников и отсутствием системного характера стрелковой подготовки.

Президент В. В. Путин на заседании Совета безопасности ещё 5 июля 2013 года подчёркивал, что вопрос подготовки юношей к военной службе является одним из приоритетных направлений в деле укрепления Вооруженных сил РФ и обсуждается на самом высоком уровне: «Многие десятилетия в нашей стране действовала эффективная система подготовки молодёжи к военной службе. В школах и секциях ДОСААФ школьников и студентов обучали военно-учётным специальностям, знакомили с воинскими традициями. Такая система подготовки востребована и в наши дни». Президент в своей речи указывал на необходимость повышения качества и развитие допризывной подготовки, внедрение новых современных методик и программ, помогающих молодежи подготовиться к современным условиям срочной службы и обязательному обеспечению этой системы необходимой учебно-материальной базой [3].

Целью настоящего исследование стало рассмотрение возможности реализации допризывной подготовки при непосредственном участии школы, а также определение роли стрелковой подготовки для будущего призывника.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Понятие «допризывная подготовка», безусловно, не является чем-то новым в системе подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, однако его однозначного определения не существует, и в разные исторические периоды допризывная

подготовка отвечала различным целям и задачам.

Согласно Большой советской энциклопедии допризывная подготовка - это первое звено в общей системе военной подготовки армии и населения, к главным задачам которой относятся военная, военно-политическая и физическая подготовка юношей с наименьшим отрывом последних от трудовой деятельности и в возможно кратчайшие сроки. В середине 70-х гг. прошлого века практический смысл допризывной подготовки состоял в том, чтобы дать молодым людям обширное представление о военной службе и военном деле, а также обучить их навыкам обращения с оружием, поскольку этот навык является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства [2]. «Физически дряблый незакалённый человек, пренебрегающий дисциплиной строя», -пишут авторы методических указаний к стрелковой и физической подготовке из отдела боевой подготовки ЦС ОСОАВИАХИМА СССР в 1933 году: «размагниченный в походке, не владеющий навыками обращения с оружием - никогда не будет настоящим хорошим бойцом» [9]. В высказывании прослеживается связь физического здоровья, строевой подготовки, дисциплины и стрелковых навыков. Адаптируя эту точку зрения к современным реалиям, уточним, на наш взгляд допризывная подготовка - это базовый этап в обучении молодежи допризывного возраста военному делу, который предполагает множественные последовательные шаги, направленные на укрепление здоровья и повышение уровня физической, специальной, строевой подготовки юношей с целью дальнейшего прохождения срочной службы в вооруженных силах страны.

Без малого 100 лет назад законом СССР от 18.09.1925 г. «Об обязательной военной службе» были регламентированы сроки общей продолжительности допризывной подготовки - 2 года по 210 часов, итого 420 часов. Допризывную подготовку советские юноши проходили после медицинского освидетельствования. Физически «негодные» к военному делу получали освобождение. Длительный подготовительный период сменялся 5-летним сроком службы по призыву. Уклонистов практически не было, службу в армии почитали за честь [8], что свидетельствует о высоком уровне патриотического воспитания.

Стрелковая допризывная подготовка советских школьников предполагала формирование не только твёрдых знаний индивидуального стрелкового оружия (винтовка, ручная граната) и правил его сбережения и хранения, но и отработку навыков владения оружием. В программах военной допризывной подготовки особое внимание уделялось вопросам изучения оружия и владению им. Подготовка к выстрелу была доведена до автоматизма: метко стрелять нужно было из любого положения, разборка, сборка, чистка и сбережение оружия отрабатывались на практике с акцентом не на скорость выполнения поставленных задач, а на точность и последовательность действий на каждом из этапов обращения с оружием. В обучении стрельбе и метанию гранат присутствовали соревновательные моменты [1]. Стрельба дробинками считалась наиболее доступным средством развития стрелкового спорта среди юношей. Вводились упражнения на развитие глазомера, одно из требований, предъявляемых к призывнику в тот период, было умение определять расстояние до цели выстрела.

В современную армию с 2008 года юноши призываются не на 2 года, а на 12 месяцев [6]. Времени на адаптацию и развитие необходимых к прохождению военной службы навыков нет. Потребность в подготовленных кадрах растет в геометрической прогрессии и усугубляется отсутствием у молодых людей мотивации служить в ВС. Защита Родины, гордость за принадлежность к вооружённым силам, воинские честь и достоинство не занимают привилегированного положения в системе культурных и духовных ценностей современных призывников. Это может объяснять растущее стремление молодых людей уклониться от прохождения военной службы.

В 2019 учебном году был инициирован опрос учащихся 10-11 классов, целью которого, в том числе, было и формирование позитивного облика военнослужащего. В закрытом анкетировании приняли участие 168 школьников, Выборгского района Санкт-

Петербурга. Результаты показали, что 108 человек (юношей) 64,2% не планируют служить в армии, 34 человека или 20,2% выражают безразличие, и только 26 молодых людей 10,5% расценивают службу в армии как необходимость.

Еще одной проблемой современной армии становится уровень физического развития и здоровья старших школьников, поскольку именно этими факторами определяется годность молодого человека к прохождению военной службы. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 % абсолютно здоровы, 21 % имеют хронические, в том числе приводящие к инвалидности заболевания. Непрерывную динамику демонстрирует и рост патологических состояний, связанных с ожирением. По данным российского эпидемиологического исследования (2007 г.) избыток массы тела зарегистрирован у 11,8%, в том числе ожирение у 2,3% детей. Увеличение количества детей, страдающих ожирением, имеет не только генетические и гормональные причины, но также связано с особенностями образа жизни ребенка - гиподинамией и нерациональным питанием [10]. В результате, общий показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается. В настоящее время около 30% выпускников школ получают отсрочку от призыва в армию по состоянию здоровья, что свидетельствует о недостаточном уровне пропаганды здорового образа жизни в школьной среде [7].

Анализ уровня физического развития юношей допризывного возраста, свидетельствует о наличии у 85% старшеклассников серьёзных проблем, обусловленных низкой двигательной активностью. Установлено, что уроки физической культуры в школах лишь на 10-18% компенсируют базовую потребность в движении [7].

Сегодня одним из приоритетных направлений повышения уровня физической подготовленности юношей к военной службе является выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [4]. При этом результаты сдачи этих нормативов лишь подтверждают низкий уровень физической подготовленности студентов призывного возраста к сдаче комплекса ГТО. Показатели, характеризующие основные физические качества в основном оцениваются на «неудовлетворительно», что вызывает серьёзную обеспокоенность не только за будущее здоровье нации, но и за национальную безопасность [5].

История войн подтверждает, что какой бы технически оснащенной ни была армия, решающей силой в достижении победы остается солдат. Этот солдат должен не только быть инициативным, технически грамотным, обладать соответствующими военными знаниями и умениями, но и иметь хорошее здоровье, быть физически развитым и отлично стрелять.

Современные молодые люди не знают базовых вещей, касающихся правил обращения с оружием, не владеют материальной частью и имеют весьма поверхностное представление о тактической подготовке. Основные знания и навыки в этой области они черпают из различных компьютерных игр, которые не развивают их физически, скорее наоборот, пресекают любую потребность в движении и ограничивают физические усилия необходимостью передвижения мышки по коврику. В результате призывники демонстрируют слабые навыки строевой и физической подготовки, а подавляющему большинству из них не под силу морально-психологическое напряжение военной службы.

Обозначенные проблемы нуждаются в поиске оптимальных путей их возможно быстрого решения. Мы полагаем, что повысить уровень морально-психологической готовности будущих призывников к прохождению воинской службы можно посредством активного внедрения физической и стрелковой подготовки. Очевидно, что последняя вызывает у школьников неподдельный интерес. В частности, по статистике более 70% девушек и 40% юношей не справляются со стрельбой из пневматической винтовки на 10-метровой дистанции. При этом стрельба не является обязательным нормативом ГТО, выбор на ней школьники останавливают сами. Многие из них стреляют впервые, а мотива-

цией к столь опрометчивому выбору, вероятно, служит интерес к стрелковому спорту, удовлетворить который можно, в том числе, и в рамках школы, и ДОСААФ [4]. А поскольку развитие меткости непосредственным образом коррелирует с развитием физических качеств, удовлетворение интереса к стрелковому спорту сопряжено с физическим развитием, здоровьем и морально-психологической подготовкой.

Допризывная подготовка юношей должна реализовываться в рамках школьной программы на уроках физической культуры и ОБЖ, а также в секциях ДОСААФ (рисунок 1). " _

Допризывная подготовка старших школьников

Урок

по физической культуре

Урок по основам безопасности и жизнедеятельности

Спортивная секция по стрельбе ДОСААФ

формирование здорового образа жизни

военно-патриотическое воспитание

укрепление здоровья

развитие физических качеств

основы военной службы

изучение правил и приемов стрельбы из пневматического оружия

выполнение нормативов комплекса «Готов к труду и обороне», участие

в соревнованиях, военно-спортивных конкурсах «Зарница»

изучение конструкции и боевых свойств оружия

развитие специальных физических качеств

соблюдение требований безопасности военной службы

формирование навыков стрельбы и морально-волевых (психических)качеств

Рисунок 1 - Модель организации допризывной подготовки в рамках школы и ДОССАФ

Мы предполагаем, что расширив курс школьной программы ОБЖ изучением конструктива стрелкового оружия, правилами обращения с ним можно стимулировать желание юношей к занятиям стрелковым спортом и прийти в секции ДОСААФ, где они получат уже практические навыки обращения со стрелковым оружием. Также интерес к стрельбе способен мотивировать к прохождению военной службы и сформировать патриотические настроения среди молодых людей.

Поскольку уроки физической культуры не могут полностью покрывать дефицит двигательной активности, учителям следует акцентировать внимание на пропаганде здорового образа жизни, привития правильных пищевых привычек и формирования позитивного образа спортсмена в глазах учащихся. Именно мотивация ученика к дальнейшему физическому самосовершенствованию - одна из ключевых задач, стоящих перед педагогом физической культуры. Если он сможет научить ребёнка самостоятельно подбирать физические упражнения в соответствии с его физическими потребностями, он выступит гарантом его психического и физического здоровья, долголетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стрелковый спорт развивает в спортсменах смелость, решительность, самообладание, целеустремленность, внимательность, а также ряд физических качеств, таких как выносливость, быстрота, ловкость и сила. Привлечение юношей к стрелковому спорту может не только существенно улучшить их физические показатели, но и мотивировать к прохождению военной службы. Соревновательная борьба и сопутствующее эмоциональное возбуждение способствуют развитию морально-волевых качеств юного стрелка, что

является неотъемлемым составляющим успешной службы в рядах ВС. Учитывая специфику предстоящей службы, навык владения оружием может стать для них жизненно-важным. Предлагаемая модель организации допризывной подготовки в условиях школьной среды и ДОСААФ будет способствовать повышению начального уровня подготовки призывника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состязание как средство повышения интенсификации и качества учебного процесса / А.М. Андросов, А.В. Горохов, Ю.В. Яковлев, А.О. Цыганок, В.В. Сердюковский // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 20-24.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т.1 / Под ред. А.М. Прохорова, - Изд.3 -Москва: Советская энциклопедия, 1970. - 608 с.

3. Выступление Президента России В.В. Путина на заседании Совета безопасности России // Президент России: официальный сайт. - Москва. - 2013 - [сайт]. - URL: http://special.kremlin.ru/events/security-council/18529 (дата обращения: 18.02.2021).

4. Уровень физической подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО / Я.С. Козиков, Н.С. Федюк, Е.В. Климова, О.В. Мухаметова, А.А. Мазенков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2020. - № 3 (27). - С. 55-60.

5. Ценностный потенциал физической культуры в системе высшего образования / Я.С. Козиков, Н.С. Федюк, Е.В. Климова, А.А. Мазенков, А.А. Тихончук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 147-151.

6. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения 31.03.2021).

7. О концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года : распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 19.02.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_97419/ (дата обращения 31.03.2021).

8. Об обязательной военной службе: Закон СССР от 18.09.1925 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ESU&n=5637#08705524855833384 (дата обращения 30.03.2021).

9. Строевая, физическая и стрелковая подготовка допризывников, вневойсковиков и мл. инструкторов ОСОАВИАХИМА программы и организация : программы и организационно-методические указания на зимний период. - Москва : Отд. боевой подготовки ЦС Осоавиахима СССР, 1933. - 47 с.

10. Щербакова, М.Ю. Ожирение у детей (данные амбулаторного обследования) / М.Ю. Щербакова, Г.И. Порядина, Е.А. Ковалёва // Лечащий врач. - 2010. - № 9 - С. 1-6.

REFERENCES

1. Androsov, A.M., Gorokhov, A.V., Yakovlev, Yu. V., Tsyganok, A.O., Serdyukovsky, V.V.

(2019), "Competition as a means of increasing the intensification and quality of the educational process", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 20-24.

2. Prokhorov, A. (1970), The Great Soviet Encyclopedia, Soviet Encyclopedia, Moscow, Vol. 1.

3. Putin, V. (2013), From the speech of the President of Russia at the meeting of the Security Council of Russia, available at: http://special.kremlin.ru/events/security-council/18529 (accessed 18.02.2021).

4. Kozikov, Ya.S., Fedyuk, N.S., Klimova, E.V., Mukhametova, O.V. and Mazenkov, A.A.

(2020), "The level of physical readiness of students to pass the norms of the TRP complex", Nauchno-sportivny vestnik Uralct and Sibiri, No. 3(27), рp. 55-60.

5. Kozikov, Ya.S., Fedyuk, N.S., Klimova, O.V., Mazenkov, A.A. and Tikhonchuk, A.A. (2020), "Value potential of physical culture in higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 147-151.

6. Federal Law, (1998), On Military Duty and Military Service, No. 53, available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (accessed 18.02.2021).

7. Government of Russian Federation (2020), On the concept of the federal system of training citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2024, available at:

http://special.kremlin.ru/events/security-council/18529 (accessed 18.02.2021).

8. The Law of the USSR (1925), On compulsory military service, available at: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=ESU&n =5637#08705524855833384 (accessed 18.02.2021)

9. The department of combat training of the OSOAVIAKHIM USSS (1933), Drill, physical and rifle training of pre-conscripts, non-military officers and junior instructors of the OSOAVIAKHIM program and organization - methodological guidelines for the winter period, Moscow.

10. Shcherbakova, M.Yu., Poryadina, G.I. and Kovaleva E.A. (2010), "Obesity in children (data of outpatient examination)", The attending physician. № 9, pp. 1-6.

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2021

УДК 796.012

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАТИКЕ ТОЛКОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА» И «ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

Ирина Юрьевна Стригельская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толкование и использование таких понятий как «физические качества» и «физические способности» до сих пор является предметом споров среди специалистов в области физической культуры. В статье представлен сравнительный анализ исследований специалистов в области физической культуры и спорта, касающийся данной проблематики.

Ключевые слова: физические качества, физические способности, знак равенства, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p431-434

ON THE PROBLEM OF INTERPRETATION AND USE OF THE CONCEPTS OF

"PHYSICAL QUALITIES" AND "PHYSICAL ABILITIES" Irina Yuryevna Strigelskaya, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University)

Abstract

The interpretation and use of such concepts as "physical qualities" and "physical abilities" is still the subject of controversy among specialists in the field of physical culture. The article presents a comparative analysis of the research of specialists in the field of physical culture and sports related to this issue.

Keywords: physical qualities, physical abilities, equal sign, students.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время появилось большое количество научных публикаций, в которых среди многих проблем теории физической культуры и спорта, одно из главных мест занимает проблема качеств и способностей. Толкование и использование таких понятий как «качества» и «способности» до сих пор является предметом споров среди специалистов в области физической культуры. Одни считают, что оба понятия характеризуют совокупность проявляемых физических возможностей человека. Другие в своей практике упраздняют понятие «двигательные качества» и применяют исключительно понятие «двигательные способности». Третьи считают, что эти два понятия тесно связаны между собой и являются синонимами. Тот факт, что определение понятия физического качества воспринимается через понятие «способность» (например: «быстрота - способность...», «выносливость - способность.», «сила - способность.») в большинстве случаев сви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.