Научная статья на тему 'Развитие способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи'

Развитие способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи»

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

В.В. Неволина, старший преподаватель кафедры государственной медицинской академии

оциальные условия современного российского об-

Сщества таковы, что из года в год растет число детей, ставших сиротами при живых родителях, и государство не может обеспечить надлежащую заботу о них. Проблема психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей - в домах ребенка, детских домах и интернатах - является острой, актуальной и все еще мало разработанной.

Отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей приводит к особенностям их психического развития, трудностям в социализации и личностной зрелости. Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. В настоящее время в психологической науке и практике имеются определенные предпосылки для решения проблемы эмоционального взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (Л.И. Божович, Дж. Боулби, И.В. Дубровина, Л.Н. Галигузова, Й. Ланг-мейер, М.И. Лисина, З. Матейчек, С.Я. Мещерякова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Р.А. Шпитц). По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье, вследствие влияния социальной и эмоциональной депривации. Недоразвитие эмоциональной сферы у этих детей приводит к сниженной эмоциональности, деформации детской личности в сторону обособления, поверхностности чувств, нарушениям аффективно-личностных отношений.

Известно, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. Именно в эмоциональной сфере выявляется полноценность или неполноценность социальной ситуации развития ребенка. Отклонения в процессе становления личности обнаруживаются в своеобразной эмоциональной дезорганизации - в потере избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональных процессов.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, в общении необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми. Недостаточный опыт эмоциональных переживаний препятствует осуществлению взаимоотношений с окружающими и пониманию их переживаний. Идентификация эмоций соотносится с общим эмоциональным развитием ребенка, а необходимым условием данного процесса выступает индивидуальный эмоциональный опыт ребенка (когнитивный и аффективный).

Специально организованное обучение способствует развитию социальных переживаний, помогая процессу социализации ребенка, развитию адекватного для данного ребенка стиля общения со сверстниками. Благодаря направленному воздействию взрослых у ребенка развивается представление о ценности другого человека, формиру-

общей психологии Оренбургской

ется потребность в его благополучии. Именно в общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Условием развития способности к эмоциональному взаимодействию является такое взаимоотношение, которое позволяет понимать другого, учитывать интересы, мотивы партнера. Существенная роль в развитии способности к эмоциональному взаимодействию принадлежит эмоциональной децентрации, эм-патии.

Формирование социальных чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и эталонов, которые присваиваются ребенком в процессе общения с окружающими, становятся достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения в общении.

В числе ведущих условий, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия. В процессе осмысленной деятельности ребенок реализует свои взаимоотношения с окружающим миром, начинает по-новому понимать и эмоционально реагировать на происходящие события и явления. Для того чтобы ребенок понял объективное значение норм и правил, проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, эти нормы и правила должны быть включены в содержательную совместную со взрослыми и сверстниками социальную деятельность [5].

В концепции социальной ситуации развития Л. С. Выготского обосновано следующее положение: "детерминанты психического развития личности ребенка, утратившего попечение родителей, находятся в ситуации социального взаимодействия с другими людьми, прежде всего со взрослыми". В ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов личности ребенка, лишенного семейного окружения [3].

Огромное значение имеет область отношений младшего школьника. Если круг значимых отношений у ребенка ограничен, то малейшие трения в отношениях могут привести к негативным последствиям. Различия в воспитании детей в семье и вне семьи связаны прежде всего с разницей в их общении с окружающими людьми.

Я.З. Неверович считает, что эмоции, возникающие в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми, способствуют усвоению нравственных норм, эталонов. Это усвоение проходит три этапа: 1) создание ориентировочной основы; 2) усвоение определенных способов поведения необходимых для успешного выполнения действий; 3) превращение требований, предъявляемых к ребенку в его внутренние нравственные побуждения [5].

Я.Л. Коломинский рассматривает совместную деятельность как основу формирования взаимоотношений детей, развития их сотрудничества. Он отмечает значимость роли задаваемых взрослыми социальных образцов-эталонов (деятельностных, эстетических, этических) в регуляции поведения ребенка и выполнении функции определяемых социумом ориентиров поведения, вызывающих определенные установки, отношения [4].

Потребность каждого из детей в общении со взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должна быть удовлетворена. Это важное условие, обеспечивающее устранение главных причин и признаков депривации, важно индивидуальное эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком. В том случае, когда между взрослым и ребенком устанавливается тесная взаимосвязь, ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным, самостоятельным, в меру активным и послушным.

Таким образом, в научной литературе в качестве условий, влияющих на эффективность развития способности младших школьников, воспитывающихся вне семьи, к эмоциональному взаимодействию, чаще всего авторы предлагают следующие: формирование индивидуального опыта ребенка (когнитивного и аффективного) необходимо для достижения понимания эмоциональных явлений (А.В. Запорожец), значимость роли задаваемых взрослы-

ми социальных образцов-эталонов (Я.Л. Коломинский), усвоение ребенком социальных ценностей, требований и норм (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), развитие эмоциональной децентрации как механизма эм-патического отклика (В.В. Абраменкова, Г.М. Бреслав, Т.П. Гаврилова); включение младших школьников в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность (В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский); общение представляет собой основной контекст "социального присвоения" детьми общественно-исторического опыта человечества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина).

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 2-е изд., доп. Мн.: Тетра Системс, 2000.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психол. исслед. / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К СЕБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

С.С. Кургинян, аспирант кафедры педагогики высшей школы МПГУ

нализ современной образовательной практики по-

Аказывает, что широкое распространение получают альтернативные модели воспитания, ориентированные на развитие «самости» человека. Особое место среди них занимают педагогическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в пространстве образования. Данные образовательные технологии организуются исходя из принципа заботы и помощи в преодолении трудно -стей (проблем), возникающих в ходе становления ребенка как личности. «Проблема ребенка» - исходная точка (предмет) отмеченных технологий. Она является тем основанием, при помощи которого пытаются объяснить саморазвитие ребенка и способы его организации в пространстве образования.

Отличительная особенность «содействия» в отношении отмеченных образовательных технологий - это то обстоятельство, что «исходной точкой» при организации процесса развития ребенка, включенного в образовательное пространство, является не «проблема ребенка», а его автономная образовательная деятельность - «самодеятельность», осуществляя которую, он строит свое «Я»: развивается как индивид («Я-индивид»), как личность («Я-личность»), как самостоятельный автономный субъект жизнедеятельности и образования себя («Я-субъект»), и в результате которой у него появляются ключевые ком-

петентности для последующего личностного роста. Роль педагога при таком виде деятельности заключается в определении направления этого роста/развития, путем инициации конструктивных действий развивающегося человека в направлении позитивных изменений сторон своего целостного «Я», проявляющихся в индивидной («Я-индивид»), личностной («Я-личность») и субъектной («Я-субъект») сфере его жизнедеятельности [3].

Проблема формирования личности в подростковом возрасте не может рассматриваться только через призму основного психологического новообразования данного возраста - становление и развитие нового уровня самосознания (Л.И. Божович). Наряду с ростом самосознания, обусловленного ведущими потребностями возраста, как правило, самоутверждения и общения со сверстниками (И. В. Дубровина), происходит становление системы отношений подростка к окружающему и к самому себе. Последнее становиться возможным благодаря формированию в личностной структуре подростка системы социальных отношений - отношений к «значимым другим» -преломленных, интериоризированных (в терминах Л. С. Выготского) им через призму своего индивидуального опыта и особенностей своей личности [2].

Являясь самостоятельным видом отношений личности, адекватное отношение к себе (самоотношение) лич-ностно обусловлено, т.е. представлено как образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.