Научная статья на тему 'Способность к эмоциональному взаимодейст вию: сущность, структурная организация'

Способность к эмоциональному взаимодейст вию: сущность, структурная организация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неволина Виктория Васильевна

В статье дается обзор подходов к изучению особенностей взаимодействия. Представлен теоретический анализ структурных компонентов эмоционального взаимодействия. На основе исследования учащихся младшего школьного возраста выявлены психолого-педагогические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO EMOTIONAL INTERACTION: ESSENCE, THE STRUCTURAL ORGANIZATION

There is a survey of points of view to studying peculiarity of interaction in this article. Theoretical analysis of components of emotional interaction is represented. As the result of research of junior schoolboys, there were discovered psycho-pedagogical conditions of development ability to emotional interaction.

Текст научной работы на тему «Способность к эмоциональному взаимодейст вию: сущность, структурная организация»

УДК 37.015.03

В.В. Неволина

СПОСОБНОСТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В статье дается обзор подходов к изучению особенностей взаимодействия. Представлен теоретический анализ структурных компонентов эмоционального взаимодействия. На основе исследования учащихся младшего школьного возраста выявлены психолого-педагогические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию.

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Любое явление, объект, состояние может быть познано в связи и отношениями с другими, т.к. все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Во многих отечественных исследованиях проблема взаимодействия связана с проблемами общения, взаимоотношений (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, H.H. Обозов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский).

Анализ научных работ показал, что взаимодействие рассматривается: как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), как единица совместной деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, H.H. Обозов и др.).

В цикле исследований, проведенных под руководством А.А.Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающие в результате межличностного восприятия и познания. Необходимым условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия [3].

Для В.Н. Мясищева [13] отношение — целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций.

Область проявления и формирования отношений ребенка с миром — это область общения и взаимодействия; по словам А.Н. Леонтьева — «общение есть актуализация отношений» [11].

Я.Л. Коломинский рассматривает понятие «личные взаимоотношения» как «субъективно-значимое эмоционально-когнитивное личностное отражение человека человеком» [10].

По мнению Н.Н. Обозова, межличностное взаимодействие включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношение, межличностное общение. Взаимное понимание невозможно без сформированности таких свойств личности как эмоциональная восприимчивость, чуткость, способность откликаться на переживания другого [14].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре межличностного взаимодействия исследователи выделяют три основных компонента: А.А. Бодалев выделяет практический, аффективный, гностический [3]; Б.Ф. Ломов — регулятивный, аффективный, информационный [12]; Я.Л. Коломинский [10], H.H. Обозов [14] — поведенческий, аффективный, когнитивный. Обзор данных исследований показал, что во всех указанных структурах взаимодействия присутствует эмоциональный компонент.

Аффективный компонент межличностного взаимодействия — это субъективное переживание отношения к другой личности. Этот процесс В.К. Вилюнас опреде-

ляет как эмоциональное взаимодействие — специфическая форма эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание [5].

Эмоциональное взаимодействие рассматривается нами как целостный процесс, состоящий из двух компонентов: импрессивного (восприятие и понимание другого) и эмпатического отклика как аффективного понимания эмоционального состояния другого.

Восприятие и понимание эмоциональных состояний другого человека имеет большое значение для создания целостной картины эмоционального взаимодействия. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности. Изучению особенностей восприятия человеком лиц других людей и дифференциации их выражений посвящены исследования К. Изард (1980), В.А. Лабунс-кой (1988), К.Д. Шафранской (1981) и др.

А.А. Бодалев [3], Т.П. Гаврилова [6] подчеркивают значительную роль в понимании эмоционального состояния другого человека опыта общения и взаимодействия, характера ситуации, индивидуально-типических особенностей.

В межличностных отношениях необходимым условием является распознавание состояния, переживаемого другим. Hа основе восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека возникает эмоциональный отклик. Изучению эмпатического отклика посвящены исследования В.В. Абраменковой, Л.П. Выговской, Т.П. Гавриловой, Л.В. Маликова, В.С. Мухиной, Л.П. Стрелковой, П.М. Якобсона и другие.

Т.П. Гаврилова определяет понятие «эмпатический отклик» как специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживания другого [6]. Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживайте») — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Психологические исследования В.В. Абраменковой [1], Т.П. Гавриловой [6], Л.П. Стрелковой [15] показывают, что эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

Исследователи Е.И. Изотова (1994), Е.В. Hикифоро-ва (1998), Л.П. Стрелкова (1987), В.Ю. Юсупов (1993) и др. выделяют различные формы протекания эмпатий-ных переживаний, фазы развития эмоциональной (эмпа-тической) регуляции: сопереживание, сочувствие, содействие. В отечественной психологии данные формы социальных переживаний трактуются в следующих значениях.

Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Сочувствие, в отличие от сопереживания, — осознанная, обобщенная форма переживания, включающая нравственное знание и осмысление собственного опыта.

Содействие — стремление оказать действенную помощь.

Исследователями (Я.З. ^верович, Л.П. Стрелковой и др.) доказано единство и однонаправленность (от сопереживания к сочувствию) данных процессов как звеньев единой эмпатической цепи, в дальнейшем ведущей к содействию.

^ основе анализа теоретических подходов, содержание понятия «способность к эмоциональному взаимодействию» определяется нами как сложное личностное образование, включающее эмоциональное восприятие и понимание партнера по взаимодействию, эмпатический отклик и способность к эмоциональной децентрации.

Фактором развития способности к эмоциональному взаимодействию является такое взаимоотношение, которое позволяет воспринимать другого, учитывать интересы, мотивы партнера; существенная роль принадлежит эмпатии и эмоциональной децентрации.

Hа основе исследования учащихся младшего школьного возраста нами выявлены условия развития способности к эмоциональному взаимодействию:

- условия, связанные с развитием способности воспринимать и понимать эмоциональные состояния другого (А.А. Бодалев, К. Изард, Г.А. Ковалев). От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Развитие личности ребенка, процесс ее социализации совершается в результате постоянного общения. Общаясь с другими людьми, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявление детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.

- Условия, связанные с развитием эмпатического отклика — развитие способности к сопереживанию, сочувствию, содействию (В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, Я.З. Шверович, Л.П. Стрелкова). Исследования показывают, что роль эмпатии во взаимоотношениях настолько велика, что о ней можно говорить, как о центральном механизме взаимопонимания и совместности взаимодействия. Сопереживая, ребенок проходит школу эмпатического взаимодействия с другими людьми.

- Условия, связанные с развитием способности к эмоциональной децентрации (В.В. Абраменкова, Г.М. Бреслав, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец). Децент-рация — это механизм преодоления эгоцентризма личности. Эмоциональная децентрация — общий механизм способности встать на позицию другого, понять и учесть его точку зрения. Эмоциональная децентрация позволяет ребенку установить перспективу во взаимоотношениях между людьми и переходить от непосредственного восприятия к тому, что он не видит и что подразумевается. Опыт пребывания в разных отношениях внутри целостного группового взаимодействия дает ребенку средство к децентрации — к различению объекта и своей точки зрения на объект.

- Условия, связанные с организацией взаимоотношений и общения младших школьников (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломинский, А.А. Люблинская). К этим условиям можно отнести процедуры, связанные с организацией взаимодействия младших школьников со сверстниками: различные формы сотрудничества, групповые формы работы на уроках и во внеурочное время, диалоговые формы обучения.

- Условия, связанные с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя (А.К. Маркова, Г.А. Цукерман). Особая роль принадлежит учителю, который поддерживает развитие внутренних сил ребенка, предоставляет ему возможности выбора и принятия ответственности за свои действия. Именно от учителя в значительной степени зависит воспитание мотивированной, инициированной и самостоятельной личности учащегося.

Библиографический список

1 .Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В.Абраменкова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 416 с.

2.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г.Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — Т.2— 287 с.

3.Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. — 123 с.

4.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.

5.Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 142 с.

6.Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова. М., 1977. — 178 с.

7.Изард, К.Е. Эмоции человека / пер. с англ. / К.Е. Изард. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 439 с.

8.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика.— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.

9.Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — М., 1993. — №1. — С.13 — 23.

10.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский. Мн.: Тетра Системс, 2000. — 432 с.

11 .Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд-е / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.

12.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.

13.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М., 1995. — 156 с.

14.Обозов, Н.Н. Психология межличностного взаимодействия / Н.Н. Обозов. — Л., 1979.

15.Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольника / Л.П.Стрелкова. М., 1987.— 218 с.

16.Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк / П.М. Якобсон. М., 1966. — 291 с.

Статья поступила в редколлегию

27.03.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.