В. П. Кузьмина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ*
В статье представлены теоретические подходы исследователей к эмпатии и ее основным конструктам, раскрыта содержательная сторона феномена.
Эмпатия как психологический феномен имеет достаточно длительную историю изучения в зарубежных исследованиях и сравнительно короткую в отечественных.
Отправной точкой, или исходным уровнем, можно считать становление понятия в рамках философских дисциплин, где оно обозначалось термином «симпатия» и «связывалось» с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер; А. Смит; А. Шопенгауэр и др.). Проанализировав их работы, Т. П. Гав-рилова отмечает, что «симпатия» понимается авторами как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости [1].
Следующим может быть выделен социально-психологический уровень (Т. Рибо; В. Штерн; Т. Шибутани и др.), дальнейшая разработка которого осуществлялась в основном в рамках американской психологии (Е. Титченер; Мак Дау-голл; Ф. Олпорт; В. Штерн; С. Аш; А. Бандура и др.; К. Роджерс), где эмпатия представлена во всех традиционных гранях психического: и как процесс, и как свойство, и как состояние, обнаруживая в своем составе компоненты всех основных психических образований: эмоциональных (чувства), когнитивных (познание), поведенческих (мотивация, воля). На этом уровне разрабатывается понятийный аппарат, который используется в психофизиологических, психических и социально-психологических характеристиках феномена.
Следует отметить, что предъявляемые к понятийному аппарату требования определяются рядом параметров, в том числе и минимальным количеством предельно общих категорий, необходимых при рассмотрении выделенного понятия. Что касается эмпатии, то она характеризуется как
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 05-06-06-254 а.
КУЗЬМИНА Валентина Петровна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ВятГГУ
© Кузьмина В. П., 2007
концептуальной, так и терминологической неразработанностью (Л. П. Стрелкова; И. М. Юсупов; О. И. Цветкова; В. П. Кузьмина).
Анализ исследований показал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте, определяя ее как вчувствование в объекты социальной действительности (Т. Шибутани), как основу помогающего поведения (Т. Рибо; А. Валлон; Т. П. Гаврилова; В. П. Кузьмина и др.). Другие психологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания, «когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность представить поведение других людей» (А. В. Орлов, М. А. Хазанова). По утверждению Т. П. Гаври-ловой и Л. П. Стрелковой, в зарубежной психологии наиболее распространено в когнитивном аспекте понимание эмпатии как перцептивного акта, характеризующего способность личности оценивать чувства и мысли другого в воображаемом плане, или как социальный инсайт, коммуникацию во внутреннем плане.
Существуют взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов (3. Фрейд; К. Хорни; И. М. Юсупов). Так, И. М. Юсупов, объясняя структуру эмпатии, вводит понятие «комплементарность». Автор объясняет свою позицию: «Эмоциональные и когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности. Включение одного в другое происходит при дефиците информации в эмпа-тируемом объекте с целью «проникновения» в скрытый мир другого человека или антропомор-физированного объекта. Включение протекает как осознанная или подсознательная децентрация субъекта» [2].
В качестве следующего уровня изучения феномена может быть выделен уровень прикладных исследований. Исследуются механизмы эм-патии (В. К. Вилюнас; А. П. Сопиков; М. Хофф-ман; Т. И. Пашукова), изучается роль эмпатии в профессиональной деятельности (К. Роджерс; С. Б. Борисенко; А. Е. Штейнмец; Р. Гринсон; И. М. Юсупов; О. И. Цветкова; Е. А. Ичаловская и др.), рассматривается и ее роль в практике психотерапии (К. Роджерс; Р. Гринсон; М. И. Буянов; А. И. 3ахаров и др.), изучается взаимосвязь между воспитательными взаимодействиями в семье, в детских образовательных учреждениях и личностными характеристиками ребенка (С. Бек;
A. Валлон; Е. И. Васильева; О. И. Цветкова;
B. П. Кузьмина; С. Н. Сорокоумова).
Наконец, предельно конкретный уровень - это
выход в практику психологического консультирования и коррекции (А. С. Спиваковская; Г. В. Бурменская; Г. Л. Лэндрет; Л. П. Гримак; Р. В. Овчарова и др.).
В свете изложенного необходимо конкретизировать понятие «эмпатия». Слово «эмпатия» произошло от греческого «ешра1е1а» - сопереживать и рассматривается в психологии как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния. В Большом толковом психологическом словаре А. Ребера эмпатия трактуется:
1) как когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом случае основной коннотацией термина является интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого;
2) викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом случае явно подразумевается, что эмпа-тические переживания представляют собой разделение эмоций с другим человеком;
3) принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека [3].
Исследователь Т. П. Гаврилова дает определение эмпатии как «специфической способности человека отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфи-зированный предмет. Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживания другого» [4]. По мнению автора, эмпатия существует как устойчивое свойство... способ эмоционального реагирования по отношению к различным объектам. Такая трактовка феномена делает акцент на роли эмпатии в качестве механизма восприятия человека человеком.
Одной из характеристик изучения любого феномена принято считать функциональные возможности. Т. П. Гаврилова обнаружила при анализе зарубежных психологических источников две функции феномена: эмпатия как «детерминанта поведения», эмпатия как специфическая форма познания. Психолог И. М. Юсупов говорит о трех функциях: отражении, регуляции и коммуникации. Он пишет: «Коммуникативная функция имплицитно включена в функцию отражения и регулирования. Последние две выступают в действительности как основные. Без включенности в них коммуникативная функция применительно к структуре эмпатии теряет всякий смысл» [5]. Отражательно-оценочная функция связана с отношением личности к миру вокруг нее, к предметам и явлениям действительности и может быть положительной, отрицательной и нейтральной. Регулятивная функция обусловлена социальной средой, где личность учится регу-
лировать свое поведение на основе правил и норм общественной жизни. В основе регулятивной функции - «нравственное совершенствование индивида под влиянием общества» [6]. Коммуникативная функция реализуется в условиях общения с другими людьми и обеспечивает их совместную деятельность, их взаимосвязи и взаимоотношения.
Отечественные психологи также выделяют терапевтическую функцию эмпатии, но в большей степени функции эмпатии исследователями связываются:
- с профессиональной деятельностью, где эм-патия выступает как один из основных факторов успешности деятельности педагога, психолога;
- с развитием личности ребенка, его отношений с окружающими, развитием социальной де-центрации;
- с детско-родительскими отношениями, где эмпатия выполняет функцию оптимизации этих отношений и способствует накоплению гуманистического опыта у детей, проявляющегося позднее в отношениях с другими людьми. В рамках нашего исследования особое внимание отводится личностно-образующей функции эмпатии в онтогенезе.
В современной психологической литературе употребляется несколько терминов для обозначения форм эмпатии, но все отечественные исследователи, несмотря на различную трактовку, сводят все их проявления к эмоциональному отклику, к способности осознать эмоциональные состояния другого человека.
Мы относим себя к той группе исследователей, которые выделяют две формы эмпатии - сопереживание и сочувствие. Мы полагаем, что сопереживание формируется у ребенка раньше на способности подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность индивида, состоящую в отражении действительности. Причем подражание имеет и более ранние, простые формы - инстинктивные. В. В. Зеньковский, анализируя работы З. Фрейда, С. Бека, В. Штерна и других авторов, пишет о проявлениях сострадания у детей в очень раннем возрасте и указывает на то, что ученые выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но и к куклам, животным, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах [7].
Вторая форма - сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них, без соотнесения с собой. Способность к сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности. Это социальное чувство дает возможность человеку поставить себя на место другого человека, оказать ему помощь. Сочув-
ствие выражается в понимании чувств другого человека, его мыслей и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствие определяется как более высокая форма эмпатического от-реагирования (Т. П. Гаврилова; Н. Н. Обозов; И. М. Юсупов; В. П. Кузьмина). Способность к сочувствию зависит от пола, возраста и от того, каким по счету в семье является ребенок (Л. Си-меонова). Исследователь утверждает, что первые дети в семье более проявляют сопереживание, а рожденные позднее - сочувствие, что представляется весьма спорным [8].
Среди отечественных исследований наиболее значимой, на наш взгляд, работой по описанию эмпатического процесса является теоретическая разработка Л. П. Стрелковой.
Автор выделила звенья эмпатического процесса, их направленность и последовательность, и объяснила функционирование звеньев соответствующими психологическими механизмами. Эмпатия Л. П. Стрелковой рассматривается «как единый, направленный в сторону альтруистического действия процесс, разворачивающийся при адекватном функционировании всех его звеньев». Отправной точкой эмпатического процесса является эм-патогенная ситуация, которая «эмоционально заражает» субъекта эмпатии. Если ситуация оказывается достаточно развернутой для установления в ней причинно-следственных связей, включается следующее звено - сопереживание, где механизмом выступает уже не эмоциональное заражение, а эмоциональная идентификация. При наступлении следующей стадии, стадии сочувствия, роль эмоциональной идентификации ослабевает, включаются когнитивные компоненты. Стадия сочувствия характеризуется большей степенью осознанности и произвольности. Последующее развертывание процесса, происходящее благодаря сильному сочувствию, актуализирует сначала внутреннее, а затем и реальное содействие - оказание помощи. Последнее звено, по мнению автора, выходит за рамки эмпатического процесса, вызывая «положительные сдвиги в эмоционально-мотива-ционной сфере субъекта эмпатии» и оказывает большее влияние на объект эмпатии.
Теоретическую разработку Л. П. Стрелковой взяла за основу Л. П. Выговская для выделения пяти уровней эмпатии:
1) проявление равнодушия, агрессивности, злобы, раздражительности к окружающим (ква-зиэмпатийное отношение);
2) пассивное, неустойчиво-отрицательное отношение (сопереживание объекту эмпатии);
3) пассивное, неустойчиво-положительное отношение (сочувствие объекту эмпатии);
4) действенное, неустойчиво-положительное отношение (проявление внутреннего содействия или реального, но не в ущерб себе);
5) действенное, устойчиво-положительное отношение соответствующего проявления реального содействия (включая помощь в ущерб себе).
Однако предложенная автором модель не выдерживает критики.
На наш взгляд, первый уровень - «квазиэм-патийное отношение» - нельзя выделять как уровень проявления эмпатии даже самый низкий, так как равнодушие, агрессивность, злоба не могут считаться проявлениями эмпатии. Далее мы видим достаточно свободную трактовку содержания понятий сопереживания и сочувствия. Но, несомненно, сам факт обращения к этой проблеме заслуживает внимания, так как авторы обычно не уделяют особого внимания определению уровней эмпатии. В основном деление на уровни строится на классическом подходе: низкий -средний - высокий или очень низкий - низкий -средний - высокий - очень высокий - и используется как основа построения интерпретации полученных в ходе экспериментальных исследований результатов.
К описанию видов эмпатии исследователи обращались не часто, в основном же о видах эмпа-тии упоминается в ходе изложения других проблем, связанных с эмпатией, в частности при определении феномена эмпатии, наполнении его психологическим смыслом. Часть авторов вообще не обращалась к вопросу о видах эмпатии, включая их в структуру эмпатии в виде ее компонентов, не существующих изолированно. Так или иначе, в исследованиях были выделены следующие виды эмпатии:
- когнитивная эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние другого;
- предиктивная эмпатия - способность предсказывать аффективные реакции, предвидеть замысел другого в определенной ситуации благодаря перенесению в мысли, чувства, действия другого;
- рефлексивная эмпатия - способность понять истинные состояния человека при искажении его поведения защитными механизмами;
- эмоциональная эмпатия - аффективная связь с другими, способность проникать - вчувствоваться - разделять переживания другого;
- оценочная эмпатия - способность одного человека оценивать действия, высказывания и личностные качества другого, имеющие отношение к моральной сфере личности;
- поведенческая (действенная) эмпатия - характеризующаяся помощью другому на основе эмоционального соучастия.
Первые три вида эмпатии принадлежат к одной группе и могут рассматриваться в совокупности.
Оценочная эмпатия - термин, введенный Р. Б. Карамуратовой, подвергается серьезной кри-
тике другими авторами, в частности Л. П. Стрелковой. Мы придерживаемся позиции автора, которая считает невозможным исключение эмоционального компонента из содержания феномена эмпатии. Мы полностью разделяем высказанное Л. П. Стрелковой мнение о том, что рассмотрение отдельных видов эмпатии при исключении эмоционального компонента и представленность эмоциональной эмпатии как самостоятельно существующего вида эмпатии «обескровливает» другие виды и лишает их энергетического заряда и толчкового механизма.
Таким образом, мы подходим к пониманию трех-компонентной структуры эмпатии, которая описывалась в отечественной психологии Н. Н. Обо-зовым, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягиной, Е. Н. Козловой, Л. П. Выговской, Н. И. Сардж-веладзе.
Н. Н. Обозов считает, что выделение трех компонентов межличностного взаимодействия плодотворно для понимания других социально-психологических феноменов, в частности эм-патии.
К трехкомпонентной структуре эмпатии обращались Н. И. Сарджвеладзе, представляя эм-патийное взаимодействие как единство когнитивного, эмоционального и моторного компонентов, и Л. П. Выговская, включающая в структуру эмпатии когнитивный, аффективный и конатив-ный компоненты. Здесь мы видим лишь терминологические расхождения, содержание же выделенных Н. Н. Обозовым взаимосвязанных компонентов эмпатии остается, по сути, прежним.
Включая в структуру эмпатии аффективный компонент как реагирование чувствами на чувства объекта и когнитивный - как понимания внутреннего мира другого в целом, Ю. Б. Гип-пенрейтер, Т. Д. Карягина и Е. Н. Козлова рассматривают также коммуникативный структурный компонент как способность передавать партнеру его переживания или внутренней ситуации в вербальной и невербальной формах. В связи с этим мы согласны с критическим замечанием А. Б. Орлова и М. А. Хазановой, что эмпати-руемый может быть «слеп и глух» даже к адекватно и полно выраженной в словах эмпатии. Эмпатия с предельно редуцированным поведенческим компонентом может быть гораздо более эффективной, нежели эмпатия с выраженным коммуникативным компонентом. Таким образом, мы вновь возвращаемся к структурной схеме, предложенной Н. Н. Обозовым.
А. В. Петровский акцентирует внимание на поведенческом компоненте эмпатии, считая активное вмешательство с целью оказания помощи неотъемлемой частью эмпатии, и критикует понимание эмпатии как «пассивно-созерцательного отношения к переживаниям другого».
3арубежный исследователь М. Каллиопуска расширяет структурную модель эмпатии, включая в нее физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты. О правомерности включения физиологического компонента говорят данные другого исследования, в котором описываются случаи возникновения и развития болезни у здоровых людей в ответ на болезни близких им людей. Роль мотива-ционного компонента раскрывается в работах Т. П. Гавриловой и Л. И. Божович, Т. Е. Кон-никовой при описании форм эмпатии.
Серьезное внимание в диссертационном исследовании И. М. Юсупов уделил разработке структурной модели эмпатии. Он отталкивался от понимания эмпатии как сложного психологического феномена, содержащего множество описывающих его лексических единиц. Логические и семантические связи организованы автором в понятийный тетрабазис, составленный на основе регулирующей и отражающей функций психики, а также ее активности-реактивности. Структурные связи отражаются в триадах:
1) аттракция + синтония + сопереживание -область аффективного (реактивного) регулирования;
2) интроекция + социальная сензитивность + сочувствие - область подсознательного отражения;
3) проекция + атрибуция + интуиция - область опережающего отражения;
4) интеракция + рефлексия + содействие -область произвольного регулирования (И. М. Юсупов).
На наш взгляд, дескриптивная модель эмпа-тии, предложенная И. М. Юсуповым, с включением в нее такого числа лексических единиц лишь затрудняет понимание структуры эмпатии.
В рамках нашего исследования наиболее важным является вопрос о механизмах эмпатии. Большинство исследователей говорят о том, что эм-патия осуществляется посредством ряда механизмов. В психологическом словаре под общей редакцией А. В. Петровского отмечается, что эмоциональная эмпатия функционирует благодаря механизму проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, а когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах (А. В. Петровский).
3. Фрейд видел механизм эмпатии как имитационный, «проходящий» от «идентификации через подражание... к вживанию» в позицию другого человека. И Миллер, и Доллард, придерживаясь условно-рефлекторной теории эмпатии, указывали на значимость подкрепления (вознаграждения). По мнению А. Бандуры, вознаграждение вовсе не является главным в научении, в том числе и эмпатии. Основным механизмом он
называл замещающее научение, при котором реакция модели на высшие стимулы интерпретируется наблюдателем, а ответы затем используются в определенных условиях. Благодаря такому научению наблюдатель способен пережить состояние объекта, получая эмоциональное удовлетворение от обратной положительной эмоции на его сочувствие. Как видим, зарубежные исследователи неоднозначны в подходах к механизму эмпатии.
В отечественной психологии развитие механизмов эмпатии ряд исследователей связывают с подражанием и заражением - самыми первыми механизмами общения. А. В. Петровский отмечает двойственную роль подражания в развитии эмпатии. Ребенок, подражая эмоциям других, учится быть субъектом эмпатии, а присваивая подражание других, он учится быть объектом эмпатии.
Большинство исследователей выделяют два механизма эмпатии: заражение и идентификацию. П. Фресс, характеризуя эти механизмы, говорит о двух типах заражения: 1) когда ситуация вызывает реакцию у одного, а затем у нескольких одинаковую реакцию; 2) ситуация не охватывает нас, а эмоции охватывают. При этом автор утверждает, что все облегчающее идентификацию усиливает заразительность эмоций.
Механизм эмпатии В. К. Вилюнас определяет как «ответные» эмоции, предметом которых являются состояния другого человека, характеризующиеся как приятные или неприятные и вследствие этого вызывающие у нас определенные отношения.
Исследователь А. П. Сопиков использует для понимания механизмов эмпатии открытые и латентные переменные как некоего способа аналогового моделирования субъектом эмпатии объекта эмпатии. По автору, субъект сначала воспринимает «открытые переменные» объекта эмпатии, затем считывает с них информацию о состоянии объекта и присоединяется к нему, стимулируя тем самым показать скрытые стороны.
Т. И. Пашукова отталкивается от предложенного В. К. Вилюнасом механизма возникновения эмпатии по типу «ответных эмоций», но оговаривается, что необходимыми условиями являются сензитивность к восприятию эмоций других людей и воображение, помогающее дополнить и составить более широкую картину об объекте эмпатии.
Достаточно большая группа авторов считает механизмом эмпатии идентификацию. Так, Б. Д. Парыгин определял идентификацию глубинной основой проявления сопереживания и сочувствия, Н. Н. Обозов, говоря о механизмах эмпатии, выделяет осознанную и неосознанную идентификацию. Т. П. Гаврилова определяет ме-
ханизмом эмпатии эмоциональную социальную децентрацию. «Воссоздание индивидом переживаний другого» - эмоциональная децентрация -функционально частично совпадает с идентификацией, но, по мнению автора, более адекватно описывает механизм возникновения и протекания эмпатии.
Исследователь Л. П. Стрелкова отмечает, что механизм эмпатии должен рассматриваться в динамике эмпатийного процесса. Она считает, что первоначально возникает эмоциональное заражение, преходящее на стадии сопереживания в эмоциональную идентификацию - разделение эмоциональных состояний объекта эмпатии и переживание их как своих собственных. Переход к следующей форме - сочувствию - ослабляет идентификацию вплоть до полного ее исчезновения, характеризуясь усилением когнитивного компонента. Внутреннее, а затем и реальное содействие основывается на сильном сочувствии. Такой подход имплицитно включается в предложенную Л. П. Стрелковой схему эмпатийного процесса [9].
С. Б. Борисенко видит различные механизмы у разных форм эмпатии. Низшую форму - сопереживание - она связывает с процессом идентификации, а более высшую - с личностной рефлексией, понимаемой как процесс самосознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также - удвоенного зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и воссоздание особенностей друг друга.
Е. А. Ичаловская видит механизм протекания эмпатического процесса в такой последовательности:
- на первом этапе - восприятие «открытых переменных» объекта эмпатии;
- на втором - расшифровка внешних сигналов;
- на третьем - присоединение к объекту эм-патии и чтение «скрытых переменных»;
- на четвертом - децентрация субъекта эм-патии;
- на пятом - моделирование содействия объекту эмпатии;
- на шестом - выражение содействия.
Такое выделение стадий в механизме эмпатии
достаточно условно, что признает и автор исследования. На наш взгляд, такая схема возможна, если исследователи выделяют три формы эмпа-тии: сопереживание, сочувствие, содействие (Л. П. Стрелкова; Е. А. Ичаловская и др.). При опоре в исследованиях на две формы эмпатии -сопереживание и сочувствие - возможно объединение этапов: первого и второго, пятого и шестого. Эмпатический процесс не будет от такого объединения усеченным, тем более что в реальной жизни отдельные стадии находятся в постоянном взаимопроникновении.
Анализ значительного качества работ показал, что исследователи включают в структуру эмпатического процесса эмоциональную идентификацию и личностную рефлексию, то есть механизмы социальной перцепции, что позволяет рассматривать эмпатию одним из механизмов социальной перцепции.
Исследователь В. А. Лабунская и другие определяют эмпатические способности как эмоционально-психологическое свойство личности, которое формируется в процессе взаимодействия людей. По их представлению, эмпатия состоит из ряда способностей:
1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;
2) способности распознавать эмоциональное состояние другого и как бы переносить себя в его мысли, чувства и действия;
3) способности делать адекватный эмпирический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого [10].
Автор подчеркивает, что способности как свойства личности отвечают за успешность деятельности и что в них отражается социальный опыт взаимодействия субъекта с другими людьми.
Е. А. Ичаловская предприняла попытку выделить в структуре эмпатических способностей отдельные компоненты:
1) альтруистическую направленность;
2) эмоциональную активность;
3) широту эмоционального репертуара;
4) адаптивную гибкость эмоций;
5) коммуникативную толерантность;
6) развитость экспрессии;
7) способность к синтонии;
8) наблюдательность;
9) воображение;
10) интуицию;
11) способность к идентификации.
Мы считаем, что представленные компоненты проявляются на всех стадиях формирования эм-патического процесса, но не отражают содержания самого феномена, а только характеризуют способы ее проявления по отношению к объекту эмпатии.
Представленные подходы и понятия «эмпа-тии» и ее конструктам не исчерпывают содержания феномена и могут лишь способствовать его дальнейшей теоретической и практической разработке, осмыслению его значимости в структуре личностных образований.
Примечания
1. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147.
2. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И. М. Юсупов. СПб., 1995. С. 11.
3. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А. Ребер. М., 2001. С. 513.
4. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Т. П. Гаврило-ва. М., 1977. С. 4.
5. Юсупов, И. М. Указ. соч. С. 62.
6. Мак-Дауголл, У. Основные проблемы социальной психологии [Текст] / У. Мак-Дауголл. М., 1916. С. 13.
7. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. С. 197.
8. Симеонова, Л. Человек рядом... [Текст] / Л. Си-меонова; пер. с болгар. М., 1989. С. 62.
9. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Л. П. Стрелкова. М., 1987. С. 70.
10. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В. А. Ла-бунская. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 171.
С. Б. Башмакоба КОНЦЕПЦИЯ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается актуальная научно-практическая проблема современности - нарушения развития психики. Обосновываются содержание и закономерности формирования отклонений детского развития. Определяются условия их проявления. Логическое объединение основных научных теорий о дизонтогенезе позволяет лучше осознать суть данного явления, использовать их в качестве методологической базы при построении научных исследований и в коррекционно-педагогической практике.
Современные статистические данные об увеличении числа детей с проблемами развития вызывают закономерную обеспокоенность родителей, педагогов и всего социума в целом. Около 60% детей относятся к группе риска по различным показателям - медицинским, педагогическим, социально-поведенческим. Все они нуждаются в специальных формах педагогической помощи.
До недавнего времени проблему социализации детей с отклонениями развития решала дефектология - комплексная наука, объединяющая разносторонние знания причин, проявлений нарушений развития, организации педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Однако круг решаемых данной наукой проблем был ограничен практикой коррек-ционного образования детей с выраженными нарушениями.
Современная концепция социально-образовательной политики позволила расширить научно-де-
БАШМАКОВА Светлана Борисовна - дефектолог, кандидат педагогических наук, доцент по кафедре психологии ВятГГУ © Башмакова С. Б., 2007