Научная статья на тему 'Эмпатия как основание коммуникации'

Эмпатия как основание коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5935
1019
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елеференко Игорь Олегович

Анализируя подходы к явлению эмпатии, автор статьи доказывает, что потенциал личности подвержен формированию, развитию, регуляции, и размышляет о возможностях использования эмпатических способностей в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как основание коммуникации»

4. Василик М. А. Политология: слов.-справ. М.,2001.

5. Герасименко В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса, 1997.

6. Решетников Д. Приоритетные направления туристской политики по оптимизации факторов конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси // Журнал международного права и

международных отношений (Минск). 2003. № 1. С.86-94.

7. Калинина Л. Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. № 5. С. 23-27.

8. Балабанов И. Т., Балобанова А. И. Экономика туризма. М., 1999. С. 176.

g. n. sologub. to the question of substantial aspect of the concept «tourist policy»

In the last decade essential changes took place in the sphere of tourism. These changes are bound up with social, economic and political reforms.

Key words: tourist sector, tourist policy.

И. О. ЕЛЕФЕРЕНКО

ЭМПАТИЯ КАК ОСНОВАНИЕ КОММУНИКАцИИ

Анализируя подходы к явлению эмпатии, автор статьи доказывает, что потенциал личности подвержен формированию, развитию, регуляции, и размышляет о возможностях использования эмпатических способностей в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, эмпатия, эмоции, профессиональная деятельность.

Развитие представлений об эмпатии исходит из ее толкования как процесса реагирования чувствами на чувства. Под этим понятием стали мыслить аффективно-когнитивное восприятие внутреннего мира другого человека в целом, а в рамках инте-гративного подхода - сложносоставное явление, компонентами которого служат адекватное понимание переживаний партнера, эмоциональный отклик на них, сочувствие.

Основоположник отечественных исследований по данной теме Т. П. Гаврилова писала: «Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом изучения философских дисциплин - этики и эстетики. Само это понятие восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и понятию вчувствования, возникшему в немецкой философии и эстетике (Т. Липпс)» [1].

«Симпатия» (от греч. syn - вместе, pathos -чувство) означает 'чувствовать с кем-то, сочувствовать'. Согласно словарю иностранных слов, симпатия - это влечение, внутреннее расположение к кому-либо, чему-либо, а также объект такого чувства. Слово же «эмпатейя» (греч. префикс -em выражает направленность внутрь) в значении 'чувствовать в, вчувствоваться' существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось стоиками как духовная объективная общность всех вещей, заставляющая людей сопереживать друг другу и ощущать свое единство с природой [2].

Понятие эмпатии получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Приоритет в его разработке приписывают Т. Липпсу и Э. Тит-ченеру. Последний перевел этим словом немецкое Einfuhlung, с помощью которого Т. Липпс описал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже, в 1903 году, и человека

человеком. Так термин «эмпатия» заменил термин «симпатия» и вытеснил его из научного обихода.

По Р. Бернсу, эмпатия лишена компонента суждения и относительно нейтральна, чем существенно отличается от сострадания и симпатии, которым недостает объективности. Эти чувства предполагают чрезмерную идентификацию собеседников друг с другом и нередко приводят к появлению «фантазий об избавлении» [3].

Т. П. Гаврилова различает такие формы эмпа-тии, как сопереживание (восприятие чувств другого человека через отождествление с ним) и сочувствие (переживание чувств партнера, отличных от собственных). Так, ученик, волнующийся за отвечающего товарища, сопереживает, а жалеющий пожилого человека ребенок выражает, скорее, сочувствие, ведь вряд ли он разделяет переживания взрослого. Автор уточняет: «При сопереживании субъект переносит на себя чужое эмоциональное состояние и переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта и, главным образом, если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. При сочувствии же субъект переживает за другого как бы "бескорыстно", без соотнесения с собой» [4].

Сопереживание или сочувствие могут проявляться совместно, но даже в таких случаях что-то одно доминирует.

Перечислим основные трактовки рассматриваемого понятия:

- понимание эмоций, потребностей партнера;

- вчувствование в событие (произведение искусства, природу);

- аффективная связь с кем-либо, разделение состояния другого человека (группы людей);

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (38), 2010

- профессиональное качество психотерапевта [5].

Ученые выделяют разные функции эмпатии. С одной стороны, она выступает одним из определяющих факторов поведения. Представители такого подхода (Т. Липпс, Т. Рибо, И. Валлон, В. Мак Дауголл, Д. Аронфилд, С. Шафер, Э. Либхарт, Д. Сидмен, Э. Ролинг, Р. Хогэн, М. Харрис, Л. Хоунг, А. Мехрабиан, Н. Эпштейн) говорят о наличии зависимости между эмпатическими способностями личности и ее склонностью к альтруизму. С другой стороны, эмпатия - это специфическая эмоциональная форма познания, основным объектом которого является человек (М. Шелер, С. Аш, К. Роджерс, Д. Бирес, Д. Арлоу, С. Махони, С. Маркус, Д. Уилмер) [6].

Многозначность трактовок порождает определенные трудности в выявлении и анализе структурных компонентов этого феномена. Современные исследования по данной теме можно условно разделить на несколько направлений.

А. Шопенгауэр, А. Валлон, Т. Гаврилова, Т. Липпс, Г. Салливен, П. Фресс, М. Шелер рассматривают эмпатию как эмоциональное явление.

Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Мид акцентируют внимание на идентификации с партнером - аффективной, когнитивной или на уровне социального поведения.

Д. Майерс, И. П. Петровская, К. Роджерс, Л. В. Стрелкова, И. М. Юсупов дополняют представления об аффективно-когнитивной природе эмпатии коммуникативным элементом.

Ю. Б. Гиппенрейтер, Л. В. Веденеева, Т. Д. Ко-рягина, Е. Н. Козлова вводят термин «конгруэнтная эмпатия», обозначающий комплексную способность проявлять эмпатию в речи или действиях и гибко переключаться с аффективного понимания партнера на ответное выражение собственных эмоций, в том числе отрицательных, сохраняя общее позитивное восприятие ситуации [7].

Обратимся к некоторым определениям рассматриваемого понятия.

По К. К. Платонову, эмпатия - это способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; обязательный компонент коммуникативных способностей полноценного общениия. Эмпа-тия развилась в истории человечества и продолжает эволюционировать в онтогенезе личности [8].

На наш взгляд, объективное определение предложила Е. С. Гончаренко, понимающая под эмпатией сложное многоуровневое личностное образование, структура которого представляет собой «совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик человека, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовании в переживания другого <...> определение эмпатии как личностного образования отражает процесс и результат "проникновенного сопереживания" в ходе социализации личности» [9]. Поэтому, отмечает Гончаренко со ссылкой на А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Т. П. Гаврилову, такие феномены гуманистической психологии, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия,

становятся важнейшим содержанием психологической жизни современной личности и «в качестве ненасыщаемых потребностей» побуждают ее к творческой созидательной деятельности.

На основании сказанного можно выделить следующие компоненты эмпатии:

- эмоциональный (способность распознавать и принимать разные эмоциональные состояния другого человека; пассивное сочувствие, лишенное действенного начала);

- когнитивный (умение вникнуть в мысли, чувства и поступки партнера; восприятие и понимание его внутреннего мира, проявление сочувствия);

- поведенческий (владение формами общения, облегчающими душевное состояние другого человека; помощь, содействие).

Эмпатия имеет большое значение при разрешении внутриличностных конфликтов. Об этом пишет В. Ю. Пузыревский: «Повышение интереса к эмпатии можно объяснить тем, что в период обострения экологических, этнокультурных и образовательных проблем все более актуальной становится потребность в конкретизации соотношения "рациональность - этика - интерсубъективность", в тщательном изучении структуры и функции субъективности, в исследовании коммуникативного дискурса и праксиса "жизненного мира" (Э. Гуссерль)» [10]. Автор также отмечает, что многие философы обращаются к тем эколого-и этноповседневным структурам жизни, на основе которых формируются различные габитусы, неспециализированные и специализированные психосоматические техники «быть» и «иметь». Исследуя эти структуры, ученые пытаются найти допредикативные основания понимания и отчуждения, отношения и техники - ищут ту меру гносеологической дистанции между субъектом и объектом, с помощью которой можно было установить действенный баланс (продуктивное примирение) между цивилизацией и природой, потребительством и ответственностью, абстрагированием и чувственностью и т. д.

Модели агрессивного поведения, как правило, заимствуются из внешней среды и носят инструментальный характер. Поэтому поиск наиболее эффективных сдерживающих стратегий - одно из самых перспективных направлений современной педагогики и психологии. Зачастую подобные техники разрабатываются с учетом специфики функционирования обучаемого поведения, предпринимаются попытки воздействовать на внутренние механизмы, нейтрализующие враждебность.

Особую актуальность получила методика «несовместимых ответов». В ее основу положен принцип неспособности человека одновременно переживать качественно противоположные эмоциональные состояния. Стимулы или условия, вызывающие несовместимые с гневом реакции, могут быть эффективно использованы с целью предотвращения агрессии.

Некоторые исследователи пытаются отыскать решение проблемы в психических способностях человека (воображение, интуиция, пережива-

ние), в фантазии, диалоге, игре и пр. Но от них ускользает структурная динамика и роль кинесте-зиса в совмещении идеального (мыслеобразного) и реального (моторно-чувственного) планов при удовлетворении экзистенциальной онтологической потребности невсевозможного человека в уподоблении всевозможному: как быть другим, не переставая быть собой. Тем не менее уже в начале XX века отдельные представители гуманитарных наук признали, что феноменом человеческой психики, где медиаторная роль кинестезиса оказывается высока, является эмпатия.

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс утверждает следующее. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [11].

С точки зрения психоаналитической психологии самости (Kohut, 1959) эмпатия означает восприятие чувств и потребностей пациента и адекватную реакцию на них. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как концентрацию на внутреннем мире пациента. Поэтому среди специалистов по психиатрии принято говорить об эмпатии как о компоненте понимания, интерпретации или вмешательства, а не как об основном принципе работы. А. Мехрабиан и Н. Эпштейн считают эмпатию основной детерминантой помогающего поведения.

Изначально эмпатия - это вчувствование, понимание эмоций другого человека без осуждения или одобрения.

И. М. Юсупов отмечает: «Эмпатийный потенциал личности <...> подвержен произвольной регуляции путем специально организованных тренингов» [12]. О важности его развития ученый говорит отдельно: «Психологическая подготовка представителей коммуникативных профессий (психологов, педагогов, актеров, врачей-терапевтов), ориентированная лишь на академические знания в области психологии, дает заведомо ущербный результат. Без приближения <.> к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без практического овладения такой психической реальностью, как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия» [13].

В интерперсональных отношениях понимание человека человеком имеет свою специфику. Объект познания предстает как совокупность чувственных признаков и поведенческих актов. Познающий стимулирует собеседника обнажать свои скрытые стороны предметно-практическими и экспрессивными речевыми действиями. На основе личных переживаний, обобщенного социального опыта воспринимающий интерпретирует

и оценивает ситуацию (Н. Geissier, 1981). В данном случае справедливо говорить о децентрации субъекта познания.

Ваш собеседник должен чувствовать, что вы его слышите и понимаете. Эмпатия может проявляться в словах, мимике, жестах, поступках.

Такое видение вопроса раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение разным способам понимания говорящего.

Эмпатия - неотъемлемая составляющая профессионализма педагога и коммуникативной культуры специалиста.

Эмоциональное состояние слушающего может соответствовать переживаниям другого человека только в случае его высокой сензитивности к чувствам окружающих. Это качество позволяет быть внимательным к близким, товарищам, коллегам, партнерам и т. д. Однако для понимания причин и характера чужих волнений воспринятой вербальной и невербальной информации зачастую недостаточно.

Эмпатия лежит в основе педагогической направленности личности и имеет определяющее значение для успешного межличностного взаимодействия. Ее наличие у специалистов социометрических профессий является, на наш взгляд, обязательным.

Неслучайно в современных исследованиях все чаще говорят о формировании эмпатии в ходе профессиональной деятельности работников социометрической сферы.

М. Е. Бурно пишет: «Именно потому, что у аутистического психотерапевта нет природно-реалистической способности непосредственно душевно-живо сопереживать своему пациенту, он нередко <...> учится этому теплому сопереживанию (эмпатии) теоретически-технически» [14].

А. А. Головина в своей диссертации отмечает: «Информационное содержание профессиональной эмпатичности интегрируется в психологический образ, вызывающий конкретное отношение посредством определенных способов взаимодействия. Данный образ отражает направленность эмоциональных переживаний психолога, что сказывается на активности и результативности его профессиональной деятельности» [15].

Традиционно подобные вопросы разрабатываются психологами. Б. М. Теплов и другие под способностями понимают индивидуально-психологические качества человека, сформированные многоуровневой системой отношений в процессе его жизнедеятельности; сложное социальное образование, выражение «сущностных сил» личности. С учетом того, что эмпатические способности помогают удовлетворить потребность в познании окружающих, нам удалось выявить благоприятные для их развития производственные условия [16].

Можно предположить, что люди с развитым воображением более склонны к эмпатии. Они восполняют пробелы в имеющейся информации и составляют полную картину эмоционального состояния собеседника. Воображение позволяет проникнуть в переживания партнера или лите-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (38), 2010

ратурного героя. Таким образом, в возникновении эмпатических реакций задействованы эмоциональные и познавательные процессы, а также воображение. В противном случае «ответ» слушающего не будет соответствовать чувствам говорящего.

Е. Р. Овчаренко подчеркивает: «Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способность управлять своими чувствами, переживаниями.

Следовательно, для специалистов творческих профессий, а также профессий, в основе которых лежит деятельность с другими людьми, формирование эмпатии, адекватных эмпатических реакций - обязательное условие <...> профессиональной подготовки» [17].

Эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, социальной адекватности поведения человека. Эмпатийный потенциал различается в зависимости от ориентации личности в обществе (просоциальная или эгоцентрическая).

Важно подчеркнуть, что эмпатия с редуцированным поведенческим компонентом (именно такая реакция характерна для выдающихся психотерапевтов) может быть эффективнее эмпатии с выраженным «коммуникативным компонентом». Вероятно, эмпатируемый ощущает участие собеседника не столько посредством его вербальных и невербальных действий, сколько неосознанно (через иные, более тонкие составляющие общего семантического поля коммуникации).

Таким образом, эмпатийный потенциал личности можно формировать, развивать и регулировать. Эмпатийность благоприятствует налаживанию деловых, партнерских, творческих, дружеских и других межличностных отношений. Это определяет важность и целесообразность формирования подобных качеств у специалистов разных профессий. Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в деятельности педагога, психолога, журналиста, творца, врача, спасателя и др.

Литература

1. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 145.

2. Елеференко И. О. Формирование эмпатий-ности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки телерадиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. С. 11.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 108.

5. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии . С. 150.

6. Там же. С. 155.

7. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993.№ 4. С. 61-68.

8. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981. С. 172.

9. Гончаренко Е. С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003. С. 4.

10. Пузыревский В. Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2001. С. 2.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

12. Юсупов И. М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993. С. 10.

13. Там же. С. 24.

14. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М., 2005. С. 51.

15. Головина А. А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. С. 13.

16. Елеференко И. О. Формирование эмпатий-ности у студентов творческих специальностей . С.17-18.

17. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. С. 2.

I. o. eleferenko. the empathy as the communications basis

The carried out analysis of researches shows that the empathy potential of the person is subject to formation, development and regulation that causes possibility of its use in professional work.

Key words: сommunications, dialogue, empathy, emotional mood, professional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.