С.А.Русинова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА
Использование диагностики в подготовке специалиста отвечает современным требованиям, способствует развитию способностей обучающихся к качественным изменениям стратегий их поведения, исходя из результатов тестирования не только с помощью квалифицированного специалиста, но и путем самоанализа, самоорганизации, а также создает психологическую готовность к сотрудничеству, к взаимопониманию. Эмпатия как психологический компонент творческой деятельности занимает одно из центральных мест в совокупности профессиональных знаний, умений, навыков артистов балета, педагогов-хореографов, балетмейстеров.
В современном мире возрастает значимость компетентности личности как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности, ее социальной зрелости, готовности к творчеству. Каждому виду профессиональной деятельности соответствует своя оптимальная структура знаний, умений, а также структура личности работающего в этой профессии человека. Психолого-педагогическая диагностика способствует решению задач процесса подготовки специалиста.
Эмоция (фр. emotion <emovere> - возбуждать, волновать) -психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающие у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей1.
В основе эмоций лежат физиологические механизмы, отличающиеся большой сложностью и обусловленные процессами, протекающими в вегетативной нервной системе, подкорковых центрах и в коре головного мозга. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. Реакция на раздражитель после соответствующей обработки идет двумя путями.
В.А. Бодров на основании проведенных исследований сделал следующие выводы: «Эмоции могут влиять на адаптивное взаимодействие человека с объектом управления (воздействия) в четырех направлениях:
1. Эмоции - это первичный предупреждающий сигнал. Если субъект адекватно оценивает значимость и сложность ситуации, то при ее нештатном, аварийном развитии возникают эмоции, сигнализирующие его на преодоление возникших трудностей. Отсутствие соответствующих эмоций в подобной ситуации свидетельствуют скорее всего о недооценке ее значимости в силу различных причин (слабая подготовленность, отвлечение внимания, недостаточная ответственность и т. п.).
2. Эмоции регулируют поведение - это происходит путем воздействия на функцию внимания. Эмоциональное оценивание переориентирует фокус внимания на то, что представляет наибольшую возможность в плане потенциальной опасности угрозы.
3. Эмоции могут прервать процесс решения когнитивной задачи и переориентировать его на решение задачи, определенной новыми требованиями, а также затруднить процесс сосредоточения на решении очередной практической задачи.
4. Эмоции могут выступать побуждающим фактором: положительные эмоции определяют стремление человека к поведению, к действию, которые сопровождаются подобными эмоциями; неприятные обусловливают поведение, которое направлено на избегание всего того, что связано с ними и может сопровождаться выбором субъективно менее сложных, но и менее адекватных способов решения задач2.
П.К. Анохин утверждал: «Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывает весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного
воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма»3.
В современных условиях наблюдается резкое возрастание аффективных, тревожных и депрессивных расстройств. Как отмечают многие исследователи, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре, вследствие утраты внутреннего равновесия, характерного для психического здоровья человека. При этом достижение максимальной внутренней согласованности является определяющим для личностного развития (Б.С. Братусь, З.И. Рябикина, В.П. Бедерханова, Ф.Е. Василюк).
«Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение»4.
Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие5.
Отражение переживаний, чувств, эмоций в психике другого человека связано с явлением эмпатии.
«Проблема эмпатии важна как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Проникновение в природу эмпатии даст возможность подойти к сложной проблеме взаимосвязи структуры личности и эмоциональной сферы человека, облегчит изучение формирования личности ребенка, возникновения нравственных чувств и их роли в поведении»6.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: « Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши чувствования: в них слышен
характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое»7.
Знать душевные переживания, индивидуально-психологические особенности человека, быть информированным не только о том, что лежит на поверхности в умонастроении человека, но и проникать в его внутренний духовный мир необходимо с точки зрения отношений между людьми, профессиональных отношений.
И.М. Юсупов высказался однозначно: «Психологическая подготовка представителей коммуникативных профессий (психологов, педагогов, актеров, врачей-терапевтов), ориентированная лишь на академические знания в области психологии, дает заведомо ущербный результат. Без приближения подготовки к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия»8.
Эмпатия (от греч. ЕтраШе!а - сопереживание) - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия, - термин, принятый в обиходе психологов, психиатров9.
Эмпатия - феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Общепринятое мнение, что, как индивидуально-психологическое свойство, эмпатия характеризует способность человека к сопереживанию и сочувствию.
Эмпатия как психолого-педагогическое явление проявляется в контексте общения людей в процессе межличностных отношений, проявляющихся как их личностные, коммуникативные способности на деятельностной основе. Изучение собственно эмпатической реакции возможно только на основе понимания двусторонней взаимосвязи субъекта-объекта в процессе совместной деятельности.
Т.П. Гаврилова, описывая историю становления понятия эмпатии, говорит: «Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом изучения философских дисциплин -этики и эстетики. Само это понятие восходит к этическому понятию симпатии (Выделение Гавриловой Т.П.) (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и понятию вчувствования, возникшему в немецкой философии и эстетике (Т. Липпс)»10.
Понятие «симпатия» (от греческого «pathos» - «чувство», приставка «syn» означала «с») - чувствовать с кем-то, сочувствовать. Наряду со словом «симпатия», в греческом языке употреблялось «эмпатейя» («чувствовать в») - вчувствоваться, существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось у стоиков как духовная объективная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу и переживание человеком своего единства с природой.
Анализ исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволяет выделить ряд направлений и подходов к определению её содержания, функций и структуры. Основу первого направления составляют подходы авторов, которые придерживаются чисто эмоциональной интерпретации феномена эмпатии (А. Валлон, Т.П. Гаврилова, Т. Липпс, Г. Салливен, П. Фресс, М. Ше-лер, А. Шопенгауэр и др.). Для представителей второго направления общим моментом является идентификация эмпатии с партнером - аффективная, когнитивная или на уровне социального поведения (Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Мид). Представители третьего направления дополняют представление об аффективно-когнитивной природе эмпатии введением коммуникативного элемента (Д. Майерс, В.П. Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова, И.М. Юсупов и др.). Четвертое направление в исследовании эмпатии, представители которого вводят специальный термин - «конгруэнтная эмпатия» (Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.В. Веденеева, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова) - выражает комплексную способность последовательно проявлять эмпатичес-кое понимание партнера в речи или действии, гибко переключаться от состояния эмпатического понимания партнера на ис-
креннее выражение своих реальных чувств, в т. ч. отрицательных, без потери общего позитивного принятия партнера.
Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.
С точки зрения психотерапии и консультирования, проблема эмпатии в контексте развития профессиональных качеств рассматривалась в психодраме Дж. Морено, гештальтерапии Польстеров, исследованиях А. Айви и М. Айви, П. Холмса и М. Кара.
Истоками эмпатии, как указывали родоначальники Э. Тит-ченер, К. Крайфорд и Т. Липпс, являются механизмы «вчув-ствования».
Эти механизмы наиболее продуктивно изучались отечественными психологами искусства и творчества Л.С. Выготским, М.Е. Марковым, Е.Я. Басиным, А.Л. Гройсманом и видным зарубежным ученым, основателем учения о психодраме Д.Л. Морено.
Явление эмпатии в контексте психологии искусства как необходимый и обязательный компонент творчества рассматривали Л.С. Выготский, К.С. Станиславский, Г.Г. Нейгауз, А.П. Мейерхольд, М. Чехов, Е.Я. Басин.
На психологическом уровне эмпатия наблюдается в сценическом творчестве как эмоциональная децентрация личности с «вживанием» в объект эмпатии (С. Гиппиус, К. Станиславский). При этом эмоции настолько вплетены в познавательные процессы, что справедливо говорить о чувственном мышлении. Творческий процесс «непременно проходит три этапа: стадию чувственного мышления (пралогическую формулировку) и логического анализа с тем, чтобы затем объединить эти два последовательных этапа развития в едином моменте соприсутствия, давая окончательную форму - образ произведения» (С. Эйзенштейн).
Л.С. Выготский определил искусство как общественную «технику чувств», как способ передачи и фиксирования специфических завоеваний человеческой психики.
Л.Н. Большунова в исследовании, посвященном влиянию музыкальных средств на развитие эмпатии личности, выделяет следующие виды эмпатии: художественную, практическую и социальную11.
Ощущение себя частицей природы, космоса актуализирует способности человека к принятию уникальности и индивидуальности своей и других.
А.Н. Тетиор среди множества этик выделил экологическую этику эмпатии окружающей среды как фактор обеспечения дальнейшей жизни на Земле12.
X. Кохут называл эмпатию одним из высших аспектов личности, наряду с чувством юмора, творчеством и мудростью, и не раз упоминал о том, что эмпатия является не техникой, а позицией13.
Эмпатия - тот же корень читается и в словах «интеллигент», «интеллигентный»: лат. «intelligens», означает - понимающий. Греч. «pathos» - сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, префикс «ем» означает - направленное внутрь14.
Развитая эмпатия значительно влияет на эффективность профессиональной деятельности специалистов творческих профессий, обретая другое качество - гуманное. Специалист с развитой эмпа-тией более профессионален, а следовательно, более востребован.
Эмпатические состояния могут соответствовать переживаниям другого, только в случае развитости сензитивности восприятия к состояниям других людей. Эта сензитивность дает возможность личности замечать, быть внимательным к своим близким, товарищам по работе, партнерам по взаимодействию и т.д. Но для понимания характера и причин переживаний других людей зачастую воспринятой вербальной и невербальной информации бывает недостаточно.
Современные исследователи все чаще говорят о формировании эмпатии как профессионального качества, особенно по отношению к социометрическим профессиям.
М.Е. Бурно: «Именно потому, что у аутистического психотерапевта нет природно-реалистической способности непосредственно душевно-живо сопереживать своему пациенту, он нередко и учится этому теплому сопереживанию (эмпатии) теоре-тически-технически»15.
А.А. Головина: «Информационное содержание профессиональной эмпатичности интегрируется в психологический образ, вызывающий конкретное отношение посредством определенных способов взаимодействия. Данный образ отражает направленность эмоциональных переживаний психолога, что сказывается на активности и результативности его профессиональной деятельности»16.
Е.Р. Овчаренко: «Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способность управлять своими чувствами, переживаниями.
Следовательно, специалистам творческих профессий, а также профессий, в основе которых лежит деятельность с другими людьми, формирование эмпатии, адекватных эмпатических реакций - обязательное условие их профессиональной подготовки»17.
Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в педагогике, психологии, журналистике, деятельности МЧС, искусстве, медицине и т. д.
Эмпатия выступает в качестве задатков, предпосылок, но является самостоятельным компонентом структуры субъекта, и более того, является объектом диагностирования для определения профессиональной пригодности человека.
И.О. Елеференко, исследуя свойства эмпатии применительно к профессиональной деятельности, предлагает рассматривать их в варианте, предложенном К. Роджерсом. И.М. Юсупов в ходе исследований сделал следующие выводы: «Эмпатийный потенциал личности <...> подвержен произвольной регуляции путем
специально организованных тренингов»18. И.О. Елеференко разработана и прошла апробацию система формирования эм-патийности при подготовке специалистов социометрических профессий.
Именно такое свойство эмпатии должно быть основой профессиональной деятельности преподавателя-гуманиста, на наш взгляд, хотя обычно эмпатию рассматривают как сопереживание, сочувствие.
Исследование эмпатии у студентов творческих профессий обосновано методологией комплексного подхода к изучению личности, содержательно-функционального подхода к анализу психолого-педагогических знаний, структурно-функционального подхода к рассмотрению педагогических систем, предполагающих исследование компонентов эмпатии на разных уровнях ее развития - гносеологическом, мировоззренческом, научно-содержательном, логико-гносеологическом, психологическом, личностном, научно-методическом, технологическом.
Общепринятой диагностикой эмпатии является модифицированный опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна. Для исследования эмпатии мы выбрали методику диагностики эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна в изложении И.М. Юсупова, Т.А. Верняевой и С.Г. Тарасова19.
В.В. Знаков, исследуя феномен понимания, выявил следующее: «В истории европейской культуры категория «манипуляция» неразрывно связана с понятием «макиавеллизм». В наше время термин «макиавеллизм» нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях (Wilson et al.), но мало используется в отечественной психологии. Американские ученые провели контент-анализ трактата Н. Макиавелли «Государь» и на его основе создали психологический опросник. Он называется «Мак-шкала» и активно используется в западной социальной психологии и психологии личности. С его помощью были получены весьма интересные результаты.
Люди, демонстрирующие высокие показатели по Мак-шкале, при вступлении в контакт в другими склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим (Domelsmith, Dietch). Такие субъекты, в отличие от испытуемых с низкими показателями, имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями и соседями. Например, в одном исследовании обнаружена обратная зависимость между уровнем макиавеллизма и сочувствием, проявляемым студентами, когда они дают советы и помогают друг другу. Кристи и Гейс назвали высокий уровень макиавеллизма «синдромом эмоциональной холодности», потому что социальная отстраненность является основной характеристикой подобных людей (Studies in Machiavellianism).
Вместе с тем результаты экспериментов ясно показывают, что, в отличие от испытуемых с низкими показателями по шкале макиавеллизма, субъекты с высокими значениями оценок по Мак-шкале, когда им нужно решить какую-нибудь личную проблему, оказываются более коммуникабельными и убедительными независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут (Kraut, Price). По сравнению с испытуемыми, получившими низкие оценки по шкале макиавеллизма, субъекты с высокими оценками более точны и честны в восприятии и понимании себя и других. Важно отметить и то, что они обычно получают низкие оценки по методике социальной желательности (Studies in Machiavellianism). В общении макиавеллисты, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях они более целеустремленны, конкурентоспособны и направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами (Domelsmith, Dietch)20.
В.В. Знаков разработал и предложил русскоязычную версию Мак-шкалы, которую мы и использовали в нашем исследовании.
В дальнейшем мы планируем провести корреляционный анализ таких психологических явлений, как эмпатия и макиавеллизм
и их психических коррелятов. Применительно к данному исследованию мы рассматриваем макиавеллизм как способность адаптироваться к ситуации, относим именно к адаптационным способностям данные психические способности.
Для проведения сопоставительного анализа, и корреляционного в дальнейшем, было проведено исследование студентов Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Института телевидения и дизайна на эмпатийность и макиавеллизм. Для чистоты эксперимента опрашиваемые были разделены на группы по возрасту, специальностям.
Были вычислены среднеарифметические данные эмпатий-ности и макиавеллизма.
Данные исследования представлены в табл.1.
Таблица I
Таблица среднеарифметических показателей эмпатии и макиавеллизма
Эмпатия Мак-шкала
Академия балета имени Вагановой (исполнительский фак-т) Молодые люди 17-18 лет (7 опр.) 60.4 73.1
Девушки - 17-18 лет (12 опр.) 73.75 68.6
Молодые люди 19-20 лет (11 опр.) 71.7 74.9
Девушки 19-20 лет (12 опр.) 73.4 73.5
ИТиД Молодые люди 17-18 лет (7 опр.) 66.1 77
Девушки - 17-18 лет (33 опр.) 74.8 76.5
Молодые люди 19-20 лет (12 опр.) 71 65.3
Девушки 19-20 лет (19 опр.) 66.4 68.8
Академия балета имени Вагановой (педаг. Молодые люди (5 опр.) 74 78
Девушки (22 опр.) 76.5 73.8
Общая сумма набранных «сырых» по эмпатии баллов в стены (стандартизированные оценки) по таблице пересчета показывает уровень эмпатии исследуемого.
Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Стандартный процент 2.28 4.40 9.19 14.98 19.15 19.15 14.98 9.19 4.40 2.28
Мужчины <45 46-51 52-56 57-60 61-65 66-69 70-74 75-77 79-83 >84
Женщины <57 58-63 64-67 68-71 72-75 76-79 80-83 84-86 87-90 >91
По уровням эмпатии можно выделить 4 группы:
- очень высокий уровень эмпатии - 10-й и выше;
- высокий уровень эмпатии - 7-9 уровни;
- средний уровень эмпатии - 4-6 уровни;
- низкий уровень эмпатии - 3 и ниже.
Полученные результаты исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Таблица уровней эмпатии
Академия балета им. Вагановой ИТиД
молодые люди (5 опр.) 1 курс (7 опр.) исп. фак-т 2 курс (11 опр.) 1 курс (6 опр.) 2 курс (7 опр.)
низкий 56 и ниже 2
средний 57-69 5 5 4 3
высокий 70-83 5 5 3 3
очень высокий 84 и выше 1
девушки 22 опр. 12 опр. 12 опр. 4 опр. 28 опр.
низкий 67 и ниже 2 1 4 2 4
средний 68-79 18 10 5 2 16
высокий 80-90 2 1 3 7
очень высокий 90 и выше 1
Результаты показывают невысокий среднеарифметический балл эмпатийного потенциала первокурсников-исполнителей молодых людей. При этом по уровням эмпатии двое из них показали низкий уровень эмпатии. Но средний уровень эмпатии в этой группе возраста такой же (5), как в группе возраста
Таблица 3
Количественный анализ показателей по Мак-шкале
Мак-шкала
очень низкий низкий среднее высокий очень высокий
Академия балета имени Вагановой исполнительский факт Молодые люди 17-18 лет (7 опр.) (64-69) -3 (70-76) - 2 (77-82) (83-) - 2
Девушки 17-18 лет (12 опр.) 1 (55); 1 (43); (59-63) 1 (64-74) 4 (75-80) 4 (92)-1
Молодые люди 19-20 лет (11 опр.) (45)-1; (61)-1 (71-66)2 (72-78)4 (79-83) 4 (90)-1; (96)-1
Девушки 19-20 лет (12 опр.) (63-57) 2 (69-64)-1 (70-75) 5 (76-81)- 1 (82 - 91) - 3
ИТиД Молодые люди 17-18 лет (6 опр.) (65-71)2 (72-77) 2 (78-82) (83-88) 1 (105); 1 (92)
Девушки 17-18 лет (28 опр.) 1 (53)и 1 (56) (62-69) -6 (70-76) - 8 (77-83) - 8 (85 - 86)-2 и (95 - 97) - 2
Молодые люди 19-20 лет (7 опр.) (58)1 (70-75) - 5 (87)-1
Девушки 19-20 лет (4 опр.) (70-76) 2 (77-82) (83-88) 1 1 (90)
Академия балета имени Вагановой пед. фак-т 1 курс Молодые люди (5 опр.) (56)1 (74-69) 1 (75-80) 1 (81-86) 1 (99)-1
Девушки (22 опр.) (65-60)-4; >59 4 (71-66)6 (72-77) 1 (78-83) 3 (<84)4
второкурсников молодых людей (5), и выше, чем у сверстников, обучающихся в Институте телевидения и дизайна по специальности «менеджмент» (4).
5 молодых людей второго курса исполнительского факультета и 5 человек на педагогическом факультете показали высокий уровень эмпатии.
Анализируя такие показатели, допустимо предположить хороший эмоциональный уровень у ребят постарше. Это значит, что такая профессиональная компетенция будущих артистов балета, как эмпатийность, развита у этой группы возраста на хорошем уровне. Сравнительный анализ показателей их сверстников из другого вуза подтверждает данное утверждение.
Один молодой человек с исполнительского факультета продемонстрировал крайне высокий эмоциональный уровень - эм-патию. Такое явление связывают с синдромом эмоционального выгорания, которое ведет к негативным явлениям в дальнейшей профессиональной деятельности. Но он же показал высокий уровень по Мак-шкале, который мы рассматриваем как фактор адаптивных способностей, что дает основания надеяться на положительное решение профессиональных задач.
Большее число девушек второго курса исполнительского факультета продемонстрировали низкий уровень эмпатии (4). При этом 5 из них показали средний уровень адаптивности, одна -высокий и трое - очень высокий показатель по Мак-шкале. Аналогичные показатели продемонстрировали девушки других специальностей (ИТиД), но по группе возраста 17-18 лет.
Средние показатели представили большинство студентов педагогического факультета как по Мак-шкале, так и по эмпатии.
Результаты исследования будут обсуждаться с каждым студентом индивидуально. Им будут рекомендованы к использованию все имеющиеся на сегодняшний день наработки ученых-исследователей психологов и педагогов. Типичные проблемы рассматриваются на занятиях по педагогике. Следует отметить активность всех студентов в этих педагогических ситуациях.
Исследование будет продолжено с акцентом на личностные психологические данные, необходимые для дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций артистов-балета.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Словарь иностранных слов, 14-е изд. - М., 1987. - С. S8S.
2 Психология эмоций: Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрей-тер. - М., 1984. 288 с. - С. 111-112.
3 Анохин П.К. Эмоции: Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. 288 с. - С. 173.
4 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 1999.
5 Анохин П.К. Предисловие к книге: Гельгорн Э., Луффборру Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1960.
6 Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Автореф. дис ... канд. пед. наук. -СПб., 200S.
7 Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - Т. 9,10. - М., 19S0.
8 Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. - Казань, 1993.
9 Психотерапевтическая энциклопедия / Под. общ. ред. Б.Д. Карвасарско-го. - СПб., 1999.
10 Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии, 197S. -№ 2. - С. 147-1S8.
11 Большунова Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000.
12 Тетиор А.Н. Множество этик окружающей среды: Этика эмпатии. - М., 2000.
13 Изучение конфликтности личности / Сост. О.Г. Петушкова. - Магнитогорск, 2001.
14 Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 200S.
15 Бурно М.Е. О характерах людей. Психопатии. - М., 200S.
16 Головина А.А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. - Тамбов, 2004.
17 Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Волгоград, 2003.
18 Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2005. С. 10.
19 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - С. 269.
20 Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. 448 с. - С. 254-256.