Научная статья на тему 'Диагностика эмпатийных способностей артистов балета'

Диагностика эмпатийных способностей артистов балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭМПАТИЯ / АРТИСТ БАЛЕТА / ДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / EMPATHY / BALLET DANCER / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается логика постановки и решения проблемы формирования профессиональных компетенций будущих артистов балета. В обобщенном виде излагаются результаты сравнительного анализа опытно-экспериментальной работы по выявлению эмпатийных способностей студентов творческих специальностей вузов Санкт-Петербурга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the emphatical competence of the ballet dancers

In the article logic of statement and decision of a problem of professional competence formation of the future ballet dancers is considered. Results of the comparative analysis of skilled experimental work on revealing of the empathy abilities of students of creative specialties of high schools of St.Petersburg are stated in the generalized kind.

Текст научной работы на тему «Диагностика эмпатийных способностей артистов балета»

УДК 378

ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ АРТИСТОВ БАЛЕТА

© С.А. Русинова

В статье рассматривается логика постановки и решения проблемы формирования профессиональных компетенций будущих артистов балета. В обобщенном виде излагаются результаты сравнительного анализа опытно-экспериментальной работы по выявлению эмпатийных способностей студентов творческих специальностей вузов Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: профессиональная компетенция; эмпатия; артист балета; диагностика.

Проблема совершенствования подготовки кадров в сфере хореографического искусства обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального хореографического образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Данная проблема рассматривается в ключе формирования профессиональных компетенций и требований к специалисту (Т.Г. Браже, В.Н. Введенский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя,

Н.В. Кузьмина Л.М. Митина и др.), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А.В. Хуторской и др.).

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятия «профессиональная компетентность». Большинство ученых содержание данной категории раскрывают через призму деятельности (Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В. Яковлева). По нашему мнению, профессиональная компетентность - это интегративное личностно деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и навыков, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диа-

лектической зависимости с профессиональной направленностью личности.

Выявление профессиональной компетентности артиста балета - сложный, многогранный процесс, связанный со всеми системными составляющими учебно-образовательного пространства вуза. Сложность оценки профессиональной компетентности будущих артистов балета состоит, прежде всего: в критериальном описании профессиональной компетентности; ситуативном ее проявлении; подборе инструментария, который должен описывать одновременно понимание и действия студентов.

Известно, что «Балет - искусство, имеющее многовековую историю, преемственные традиции, свою теорию, свою науку» (М. Фокин). Источником хореографического творчества и мастерства артиста балета является «энергия переживания», испытываемая субъектом в процессе действия (исполнения) ощущения-восприятия «видения» танца, общения. Поэтика танца основывается на варьировании гармоничных и изысканно-красивых «скульптурных» поз и движений, которые создают эстетические образы простоты и сложности, покоя и мятежности, нежности и силы, виртуозной легкости и динамичной экспрессивности. Художественно-образная

ткань танца сознательно опирается на эмоциональную сдержанность мимики, на отказ от форм, которые активно передают состояния и переживания исполнителя-образа. Отражение переживаний, чувств, эмоций, принятие той или иной идеи, углубление понимания сторонами какого-либо вопроса или проблемы связаны с феноменом эмпатии, которая входит в систему профессионально важных свойств личности артиста балета, определяющих успешность его профессиональной деятельности.

Эмпатия (от греч. БшраШе1а - сопереживание) - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия; термин, принятый в обиходе психологов, психиатров [1].

Рассматривая историю становления понятия эмпатии, Т.П. Гаврилова подчеркивает: «Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, являлись объектом изучения философских дисциплин - этики и эстетики» (Т. Липпс, А. Смит, Г. Спенсер,

A. Шопенгауэр и др.).

Анализ исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволяет выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры. Основу первого направления составляют подходы авторов, которые придерживаются чисто эмоциональной интерпретации феномена эмпатии (А. Валлон, Т.П. Гаврилова, Т. Липпс, Г. Салливен, П. Фресс, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.). Для представителей второго направления общим моментом является идентификация эмпатии с партнером - аффективная, когнитивная или на уровне социального поведения (Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Мид и др.). Представители третьего направления дополняют представление об аффективнокогнитивной природе эмпатии введением коммуникативного элемента (Д. Майерс,

B.П. Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова, И.М. Юсупов и др.). Четвертое направление в исследовании эмпатии, представители которого вводят специальный термин - «конгруэнтная эмпатия» (Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.В. Веденеева, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова), выражает комплексную способность последовательно проявлять эмпатическое понимание партнера в речи или действии; гибко переключаться от состояния эмпатическо-го понимания партнера на искреннее выражение своих реальных чувств, в т. ч. отрицательных, без потери общего позитивного принятия партнера» [2].

Источниками эмпатии, как указывали

Э. Титченер, К. Крайфорд и Т. Липпс, являются механизмы «вчувствования», которые наиболее продуктивно изучали отечественные психологи и деятели искусства: Л.С. Выготский, Е. Я. Басин, А. Л. Гройсман, М. Е. Марков, А.П. Мейерхольд, Д.Л. Морено, Г.Г. Ней-гауз, К.С. Станиславский и др.

Определяя искусство как общественную «технику чувств», Л.С. Выготский рассматривал эмпатию как способ передачи и фиксирования специфических завоеваний человеческой психики [3]. С точки зрения В.Н. Мя-сищева, эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчувствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним [4].

В сценическом творчестве эмпатия определяется как эмоциональная децентрация личности с «вживанием» в объект (С.В. Гиппиус, К. С. Станиславский и др.).

Развитие представлений о данной дефиниции идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективнокогнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом. Далее к интегративному осмыслению данного феномена, анализирующего эмпатию как сложное явление, включающее адекватное понимание, эмоциональный отклик и содействие переживаниям партнера.

В нашем исследовании мы опираемся на определение К.К. Платонова, который рассматривает эмпатию как способность личности к сопереживанию в процессе межличностных отношений [5]. Следовательно, изучение эмпатической реакции возможно только на основе понимания двусторонней взаимосвязи субъекта-объекта в процессе совместной деятельности.

Современные научные исследования рассматривают эмпатию как профессиональное качество, особенно по отношению к творческим профессиям, которые основаны на взаимодействии в системе «человек - человек», «человек - художественный образ». И.М. Юсупов отмечает: «Психологическая подготовка представителей коммуникативных профессий (психологов, педагогов, актеров), ориентированная лишь на академические знания в области психологии, дает заведомо ущербный результат. Без приближения подготовки к сущности психики человека, включающей сознательные и подсознательные явления, без практического овладения такой психической реальности, как эмпатия, невозможно достижение полноценного взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия» [6].

Развитие эмпатии, по мнению Е.Р. Овча-ренко, представляет собой неотъемлемую

часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями» [7].

Следовательно, специалистам творческих профессий, а также профессий, в основе которых лежит деятельность с другими людьми, формирование эмпатийных способностей, адекватных эмпатических реакций является обязательным условием формирования профессионализма.

Специфика деятельности артистов балета относится к тем редким видам профессии, где личностные качества специалиста имеют решающий вес в успешности и эффективности его работы. Поэтому в процессе профессионального обучения студентов происходит не только познание ими основ и тонкостей профессии, но и воспитание и формирование тех личностных качеств, на которые специалист будет опираться в исполнительской деятельности, общении, в работе с людьми.

Диагностика эмпатии у студентов творческих профессий обоснована методологией комплексного подхода к изучению личности, содержательно-функционального подхода к анализу психолого-педагогических знаний, структурно-функционального подхода к рассмотрению педагогических систем, предполагающих исследование компонентов эмпатии на разных уровнях ее развития - гносеологическом, мировоззренческом, научносодержательном, логико-гносеологическом, психологическом, личностном, научно-

методическом, технологическом, антропологических подходов и т. д.

В соответствии с первым этапом опытноэкспериментальной работы мы провели исследование эмпатийных способностей на исполнительском и педагогическом факультетах Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), Института телевидения, бизнеса и дизайна (ИТиД Санкт-Петербург), Европейского университета экспертов. Для исследования эмпатии мы выбрали методику диагностики эмпатии А. Мегра-бяна и Н. Эпштейна в изложении И.М. Юсупова, Т. А. Верняевой и С.Г. Тарасова [8].

Результаты исследования эмпатийных способностей студентов представлены в табл. 1.

Исходя из среднеарифметических данных, студенты исполнительского факультета демонстрируют более низкий балл эмпатийных способностей, по сравнению с молодыми людьми их возраста, которые обучаются в других вузах Санкт-Петербурга. Значительное отставание по показателям (в баллах) эмпатии, эмпатийным способностям демонстрируют юноши. Но на старших курсах наличие эмпатии у юношей становится выше, чем у их сверстников, обучающихся в других вузах города.

Студентки исполнительского и педагогического факультетов демонстрируют показатели по эмпатийным способностям на первых курсах незначительно ниже, чем их сверстницы. В группе возраста 19-20 лет будущие артисты балета (девушки) представили средние показатели по эмпатии, как и их сверстники, обучающиеся в других вузах творческим профессиям в Санкт-Петербурге.

Особый интерес представляет сравнительный анализ наличия эмпатии по гендерным характеристикам, исходя из уровневого подсчета, который производится на основании перевода баллов в стены.

По уровням эмпатии можно выделить 4 группы:

- очень высокий уровень эмпатии - 10 и выше;

- высокий уровень эмпатии - 7-9 уровни;

- средний уровень эмпатии - 4-6 уровни;

- низкий уровень эмпатии - 3 уровень и ниже.

В табл. 2 представлены результаты

уровней эмпатии среди девушек.

Анализ процентного соотношения демонстрирует приблизительно одинаковое количество студенток с высоким уровнем эмпатии, как и средний уровень эмпатии среди девушек в целом. Можно сделать вывод, что число девушек, имеющий низкий уровень эмпатии также приблизительно одинаков, но для студенток исполнительского факультета АРБ имени А.Я. Вагановой такое число, учитывая специфику деятельности, требует определенного внимания по формированию эмпатийных способностей.

В табл. 3 представлены результаты уровней эмпатии среди юношей.

Таблица 1

Анализ среднеарифметических данных эмпатии (в баллах)

АРБ им. А.Я. Вагановой Европейский университет экспертов ИТиД

исполнительский факультет педагогический факультет

Молодые люди 17-18 лет - эмпатия в баллах 60,4 74 - 77

Девушки 17-18 лет - эмпатия в баллах 73,75 76,5 - 76,5

Молодые люди 19-20 лет - эмпатия в баллах 71,7 - 65,8 65,3

Девушки 19-20 лет - эмпатия в баллах 73,4 - 74,2 68,8

Количество опрошенных 23 28 15 34

Таблица 2

Показатели эмпатии по уровням среди девушек от 17 до 20 лет (в процентном соотношении)

Уровни Стены АРБ Исп. фак. АРБ Пед. фак. Евр. ун-т экспертов ИТиД

1. Очень высокий 10 от 91 - - - 1-3,4 %

2. Высокий 7-9 от 80-90 5-21,7 % 4-14,28 % - 7-20,5 %

3. Средний 4-6 от 68-79 13-56,5 % 23-83,0 % 8-80 % 19-55,6 %

4. Низкий 3 и ниже от 57-67 5-21,7 % 1-2,8 % 2-20 % 7-20,5 %

Кол-во опрошенных 23 28 10 34

Таблица 3

Показатели эмпатии по уровням среди юношей от 17 до 20 лет (в процентном соотношении)

Уровни Стены / уровни АРБ Исп. фак АРБ Пед. фак. Евр. ун-т экспертов псих. фак. ИТиД фак. менеджмента

1. Очень высокий 10 более 84 1-6.7%

2. Высокий 7-9 от 70-83 5-33,3% 6-60,0% 1-20,0% 6-40,0%

3. Средний 4-6 от 57-69 8-53,3% 4-40,0% 4-80,0% 8-53,3%

4. Низкий 3 и ниже от 45-56 1-6,7% 1-6,7%

Кол-во опрошенных 15 10 5 15

Итак, по показателям наличия эмпатии среди юношей, будущие артисты балета (как и девушки исполнительского факультета), демонстрируют приблизительно такие же уровни, как и их сверстники, обучающиеся другим специальностям в других вузах города. Базисом эмпатии являются эмоции. Специалистам других творческих профессий развитая эмпатия необходима как коммуникативный невербальный компонент. С точки зрения профессиональных компетенций артистам балета эмпатия необходима для создания творческого эмоционального образа.

Рассматривая эмпатию как профессиональное качество артистов балета, для оценки выявленного психологического состояния требуются дополнительные исследования и обсуждения проблем развития эмпатийных

способностей у профессиональных танцовщиков на основе компетентностного подхода.

1. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999.

2. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 147-158.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 2005.

4. Елеференко И.О. Формирование эмпатийно-сти у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): монография. СПб., 2006.

5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.

6. Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993.

7. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2005.

С. 269.

Поступила в редакцию 11.09.2009 г.

Rusinova S.A. Diagnostics of the emphatical competence of the ballet dancers. In the article logic of statement and decision of a problem of professional competence formation of the future ballet dancers is considered. Results of the comparative analysis of skilled-experimental work on revealing of the empathy abilities of students of creative specialties of high schools of St.-Petersburg are stated in the generalized kind.

Key words: professional competence; empathy; ballet dancer; diagnostics.

УДК 792.91

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ФОРМАТОВ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

© О.М. Климов

В статье определены основные базисные и производные от них форматы фестивального движения, функциональные задачи для каждого из них, что позволяет выстраивать качественную модель фестивального формата, в наличии которого заложены художественно-педагогические принципы, направленные на творческое развитие личности, коллектива.

Ключевые слова: фестиваль; конкурс; лаборатория; «платформа»; оценочные критерии; регламент; репертуарная афиша.

В природу всех фестивальных форматов заложены две основополагающие функции. Это непосредственно показ представляемой широкому кругу зрителей своей работы и ее сравнение с другими подобными по селекционным требованиям работами. Для реализации этих функций в фестивальном формате, естественно, возникают необходимые условия: единое географическое место локализации фестиваля; определенный количественный состав участников, отобранный или приглашенный по единым организационно-художественным требованиям и принципам; определенное наполнение фестивальной зрительской аудитории.

Далее фестивальное движение стремительно приобретает различное выражение, многообразные формы. За многовековую историю сценических форумов накопился огромный, многообразный, разноструктурный и разновеликий пласт фестивальных форматов, зачастую не похожих друг на друга по своим идейным задачам, тематике, содержанию. Остановимся на некоторых распространенных формах фестивального выражения (само понятие «формат» рассматривается

здесь как способ проведения, форма фестивального мероприятия, отличающаяся определенными организационными, художественными, педагогическими задачами, идейно-тематической базой, структурным наполнением).

В любительском театральном движении очень популярна структура фестиваля -«платформы», т. н. «чистого» формата. Здесь нет ярко выраженной соревновательной формы, существует более широкий обхват различных направлений сценического искусства, как правило, показы могут проходить на различных площадках, причем очень часто одновременно. Оргкомитет такого фестиваля старается пригласить как можно больше разножанровых коллективов, обеспечить их сотрудничество, не обременяя участников едиными строгими художественными рамками, за исключением организационно-технических и регламентных. В структуре такого фестиваля много мероприятий для зрительской оценки, пропаганды идейно-тематической позиции оргкомитета. Негативные моменты в критических оценках постановочного материала в таких случаях более сдер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.