Я.Л. Коломинский рассматривает совместную деятельность как основу формирования взаимоотношений детей, развития их сотрудничества. Он отмечает значимость роли задаваемых взрослыми социальных образцов-эталонов (деятельностных, эстетических, этических) в регуляции поведения ребенка и выполнении функции определяемых социумом ориентиров поведения, вызывающих определенные установки, отношения [4].
Потребность каждого из детей в общении со взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должна быть удовлетворена. Это важное условие, обеспечивающее устранение главных причин и признаков депривации, важно индивидуальное эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком. В том случае, когда между взрослым и ребенком устанавливается тесная взаимосвязь, ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным, самостоятельным, в меру активным и послушным.
Таким образом, в научной литературе в качестве условий, влияющих на эффективность развития способности младших школьников, воспитывающихся вне семьи, к эмоциональному взаимодействию, чаще всего авторы предлагают следующие: формирование индивидуального опыта ребенка (когнитивного и аффективного) необходимо для достижения понимания эмоциональных явлений (А.В. Запорожец), значимость роли задаваемых взрослы-
ми социальных образцов-эталонов (Я.Л. Коломинский), усвоение ребенком социальных ценностей, требований и норм (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), развитие эмоциональной децентрации как механизма эм-патического отклика (В.В. Абраменкова, Г.М. Бреслав, Т.П. Гаврилова); включение младших школьников в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность (В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский); общение представляет собой основной контекст "социального присвоения" детьми общественно-исторического опыта человечества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина).
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. 2-е изд., доп. Мн.: Тетра Системс, 2000.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психол. исслед. / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К СЕБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
С.С. Кургинян, аспирант кафедры педагогики высшей школы МПГУ
нализ современной образовательной практики по-
Аказывает, что широкое распространение получают альтернативные модели воспитания, ориентированные на развитие «самости» человека. Особое место среди них занимают педагогическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в пространстве образования. Данные образовательные технологии организуются исходя из принципа заботы и помощи в преодолении трудно -стей (проблем), возникающих в ходе становления ребенка как личности. «Проблема ребенка» - исходная точка (предмет) отмеченных технологий. Она является тем основанием, при помощи которого пытаются объяснить саморазвитие ребенка и способы его организации в пространстве образования.
Отличительная особенность «содействия» в отношении отмеченных образовательных технологий - это то обстоятельство, что «исходной точкой» при организации процесса развития ребенка, включенного в образовательное пространство, является не «проблема ребенка», а его автономная образовательная деятельность - «самодеятельность», осуществляя которую, он строит свое «Я»: развивается как индивид («Я-индивид»), как личность («Я-личность»), как самостоятельный автономный субъект жизнедеятельности и образования себя («Я-субъект»), и в результате которой у него появляются ключевые ком-
петентности для последующего личностного роста. Роль педагога при таком виде деятельности заключается в определении направления этого роста/развития, путем инициации конструктивных действий развивающегося человека в направлении позитивных изменений сторон своего целостного «Я», проявляющихся в индивидной («Я-индивид»), личностной («Я-личность») и субъектной («Я-субъект») сфере его жизнедеятельности [3].
Проблема формирования личности в подростковом возрасте не может рассматриваться только через призму основного психологического новообразования данного возраста - становление и развитие нового уровня самосознания (Л.И. Божович). Наряду с ростом самосознания, обусловленного ведущими потребностями возраста, как правило, самоутверждения и общения со сверстниками (И. В. Дубровина), происходит становление системы отношений подростка к окружающему и к самому себе. Последнее становиться возможным благодаря формированию в личностной структуре подростка системы социальных отношений - отношений к «значимым другим» -преломленных, интериоризированных (в терминах Л. С. Выготского) им через призму своего индивидуального опыта и особенностей своей личности [2].
Являясь самостоятельным видом отношений личности, адекватное отношение к себе (самоотношение) лич-ностно обусловлено, т.е. представлено как образование
личности, имеющее собственное содержание и структуру. Содержательной основой адекватного отношения к себе является установка, направляемая личностью на себя, положительной формы проявления, соответствующая самой личности и способствующая ее личностному росту в процессе развития человека как «Я».
Формирование адекватного отношения подростка к себе - это очередная стадия личностного развития, продолжающая целостную линию становления отношения человека к своему «Я».
В основу процесса организации психолого-педагогической технологии «содействие» положен стра-тегиальный подход, разрабатываемый в настоящее время под руководством И.А. Зимней [1]. Личностно-деятельностная основа стратегиального подхода позволила обеспечить организационно-методическую и проектно-технологическую разработку «содействия» как педагогически сообразного способа руководства развитием человека, включенного в образовательное пространство. Отсюда - «психолого-педагогическое содействие» организационно представлено как «стратегия содействия» с соответствующим ей компонентным составом, включающим:
- субъекты деятельности: педагог и подросток;
- их деятельности в пределах общего образовательного пространства как вариативного, представленного содействующей деятельностью педагога и автономной образовательной деятельностью подростка;
- отношения, возникающие в процессе их совместной деятельности: субъект-субъектные отношения (со-отношения) и отношения, возникающие в процессе предметной деятельности педагога: субъект-объектные;
- цель, направленность, содержание, механизмы и единицу ее осуществления;
- набор последовательно сменяющихся тактик: тактика сбережения, тактика преобразования, тактика предотвращения;
- средства (мероприятия), направленные на создание условий для «запуска» механизмов содействия;
- стратегиальные условия;
- продукт и результат содействующей деятельности.
Данная психолого-педагогическая технология, предусматривающая процессуально-проектировочный (страте-гиальный - А.И. Зимняя) подход в формировании адекватного самоотношения подростков, направлена на: выделение в практике психолого-педагогической работы с подростками, наряду с технологиями «поддержки» и «сопровождения», альтернативной технологии «содействие», изучение динамики формирования личностного образования подростка «адекватное отношение к себе», обоснование психолого-педагогических условий формирования исследуемого феномена.
В ходе опытно-экспериментального исследования были установлены психолого-педагогические условия, необходимые и достаточные для организации процесса содействия формированию у подростков адекватного отношения к себе:
- во-первых, использование «внутреннего ресурса» развития отношения подростка к себе, опираясь на который, педагог инициирует конструктивные действия подростка в направлении позитивных изменений его самоотношения;
- во-вторых, ориентация на имеющийся у подростка опыт самостоятельной, автономной деятельности в отношении к своему «Я», или опыт само-деятельности, отталкиваясь от которого, педагог определяет направление развития его отношения к себе;
в-третьих, специально организованный процесс «освоения ^ усвоения ^ присвоения ^ воспроизводства» нового социального опыта отношения к себе, включением в который педагог инициирует само-деятельность подростка в направлении конструктивных преобразований в структурных компонентах его самоотношения.
С «технологической» точки зрения, обозначенные условия выступают как стратегические. Они, наряду с тактическими действиями педагога, тактиками, определяют стратегию «содействия».
Однако психолого-педагогическое содействие необходимо рассматривать не просто как определенный набор инструментария операционнального оснащения процесса формирования личностного образования подростка «адекватное отношение к себе», а как комплексную технологию, особую культуру совместной образовательной деятельности педагога и подростка, направленной на решение задач развития, воспитания, обучения и социализации подростка в общем пространстве образования. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому содействию не только владеет технологией содействия: стратегия, тактики, тактические действия, механизмы, средства (мероприятия) и т.д., но также обладает способностью к планированию и прогнозированию содействующей деятельности, направленной на моделирование конкретных развивающих ситуаций и соорганизацию участников совместной образовательной деятельности (педагога и подростка).
Литература
1. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. А.И. Зимняя. Изд. 2-е, допол. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 465-474.
2. Кургинян С.С. К вопросу о специфике процесса формирования отношения к себе (самоотношения) в подростковом возрасте // Психология наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего», 1-2 ноября 2007 г., Москва / Под ред. А. Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 237-239.
3. Кургинян С. С. Педагог как со-субъект развития: к вопросу о содействующем характере деятельности педагога // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря): Материалы IV Научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. - С. 228-230.