Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приятелева М.К.

В статье рассматриваются проблемы социокультурной компетентности педагогов, возможности ее развития в условиях дополнительного профессионального образования в формате педагогической мастерской. Выявлены особенности дальнейшего роста социокультурных компетенций в условиях перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. Дан анализ результатов проведенной диагностики педагогов по исследуемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF A PEDAGOGUE IN CONDITIONS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problems of socio-cultural competence of teachers, the possibility of its development in the conditions of additional professional education in the format of a pedagogical workshop. The features of further development of socio-cultural competencies in the conditions of transition of educational organizations to distance learning are revealed. The analysis of the results of the diagnostics of teachers on the problem under study is given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Повышение квалификации педагогических кадров

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. К. ПРИЯТЕЛЕВА, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО m.pryateleva@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы социокультурной компетентности педагогов, возможности ее развития в условиях дополнительного профессионального образования в формате педагогической мастерской. Выявлены особенности дальнейшего роста социокультурных компетенций в условиях перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. Дан анализ результатов проведенной диагностики педагогов по исследуемой проблеме.

The article deals with the problems of socio-cultural competence of teachers, the possibility of its development in the conditions of additional professional education in the format of a pedagogical workshop. The features of further development of socio-cultural competencies in the conditions of transition of educational organizations to distance learning are revealed. The analysis of the results of the diagnostics of teachers on the problem under study is given.

Ключевые слова: социокультурная компетентность педагога, дополнительное профессиональное образование, педагогическая мастерская, дистанционное обучение

Key words: socio-cultural competence of the teacher, additional professional education, pedagogical workshop, distance learning

В российском образовании происходят серьезные изменения, обусловленные динамическими преобразованиями в мире, характеризующиеся чертами глобализации, неопределенности, нелинейности, многомерным видением мира, поликультурностью, сетевым принципом функционирования [5].

В современных условиях развития именно образование остается одной из

немногих сфер, способных конструктивным образом воздействовать на процессы развития социальной и культурной жизни людей [10].

По мнению В. И. Слободчикова, образование — это социокультурное пространство, место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия. В этой связи участники образовательных отношений, а в первую

очередь педагог, должны овладеть современным «багажом» социокультурных средств, адекватных той культуре, в которой они живут [6].

Именно поэтому кадровый ресурс был и остается ключевым ресурсом и одновременно фактором эффективности любых образовательных реформ. Сегодня необходимо выходить за пределы монопредметного понимания профессиональной деятельности педагога: его личность должна соответствовать современным требованиям поликультурного, междисциплинарного, вариативного, многополюсного образования.

Актуальность решения проблемы формирования социокультурной компетентности педагогов обусловлена, на наш взгляд, необходимостью усиления социокультурного содержания образования, связанного с обогащением педагогов знаниями в области культуры взаимодействия, реализацией предъявляемых к специалистам требований, современной социально-экономической ситуацией в стране и мире.

Вопросы профессионального образования, в том числе формирования социокультурной компетентности педагогов, всегда находили свое отражение в исследованиях по подготовке и профессиональной переподготовке педагогов [7]. Социокультурную компетентность мы определяем как интегративно, интеллектуально и личност-но обусловленную характеристику, как способность к использованию таких средств работы с социокультурной информацией, как ее поиск, обработка и применение в определенной ситуации для решения важных профессионально-педагогических проблем. Она включает в себя социально значимые и профессионально важные личностные качества, в том числе совокупность ценностных ори-ентаций, моделей поведения, способность к коммуникации с разными людьми [8].

Сегодня необходимо выходить за пределы монопредметного понимания профессиональной деятельности педагога: его личность должна соответствовать современным требованиям поликультурного, междисциплинарного, вариативного, многополюсного образования.

Исследования, проведенные кафедрой начального образования Нижегородского института развития образования, позволили выявить условия для эффективного решения данных проблем в рамках работы кафедры в целом и дополнительного профессионального образования педагогов начальной школы в частности.

На кафедре начального образования НИРО уделяется особое внимание проблемам формирования профессиональной компетенции педагогов . Для их решения разработаны квалификационные модульные и проблемные, специализированные курсы. Обучение педагогов проводится в различных формах, таких как проблемные лекции, презентации педагогического опыта, дискуссии, семинары, деловые игры, тренинги с использованием ИКТ, дистанционное обучение и педагогические мастерские.

Эффективное построение дополнительного образования педагогов возможно только на основе принципа диверсификации, предполагающего вариативность, многоуровневость, персонифицирован-ность, интерактивностъ моделей повышения квалификации [1; 4]. К таким моделям могут быть отнесены педагогические мастерские, специфика которых подробно рассмотрена в публикациях С. К. Тиви-ковой, И. И. Бондаревой, Н. Ю. Яшиной, О. Ю. Дедовой. Авторы выделяют следующие особенности данной модели: максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, реализация идей диалога во всех его аспектах, осуществление постоянного обмена мнениями, знаниями, творческими находками, чередование групповой и индивидуальной работы [3; 14].

Творческая деятельность педагогов в формате педагогической мастерской предполагает определенные требования к ее структуре: мотивация к деятельности — программирование деятельности — творческий процесс — творческий продукт — осознание закономерностей творческой деятельности и соотнесение цели деятель-

ности с ее результатом — соотнесение полученного результата с достижениями культуры —совершенствование продукта — презентация продукта.

Результатом работы в педагогической мастерской становятся не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта в виде модели, сценария мероприятия, коллективной презентации, интернет-проекта и др. При этом важнейшим качеством процесса оказываются сотрудничество и сотворчество как явления самоценные [13; 15].

На основе выделенных существенных признаков нами была организована и два года успешно функционирует педагогическая мастерская «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования», которая проводится как в очной форме, так и дистанционно и предполагает постоянное сотрудничество и взаимодействие педагогов.

Очно-заочная форма обучения в данной педагогической мастерской включает проблемные, интегративные лекции, лекции-диалоги, лекции-визуализации, а также практикумы, тренинги, мастер-классы, круглые столы, межсессионное взаимодействие, актуальные опросы, анкетирование, проведение конференций, семинаров в разных форматах.

Первым необходимым этапом являются актуализация знаний обучающихся и их мотивация на развитие социокультурной компетентности. Для этого проводится анкетирование и предлагаются задания для самостоятельной работы.

Программирование деятельности и сам творческий процесс предполагают, что на лекциях и практических занятиях рассматриваются вопросы, связанные с определением роли образования в обществе; с выявлением тех социальных действий и программ, которые следует осуществить, чтобы перейти к достижению реального приоритета образования как важнейшей задаче государства.

В очном формате анализируются мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в России, рассматриваются современная социокультурная ситуация в стране, комплекс педагогических условий и технологий формирования социокультурной компетентности педагога начальной школы в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Завершением данной педагогической мастерской и своеобразной формой контроля становятся обсуждения, которые проводятся в формате круглого стола на такие темы, как «Социальные эффекты образовательной политики», «Социокультурная модернизация общества — ключевая миссия образования как ведущей социальной деятельности общества» и др.

Презентация продукта, полученного в рамках педагогической мастерской, может также осуществляться на конференциях разного уровня, в том числе на ежегодном Международном научно-педагогическом форуме по музейной педагогике «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы», где педагоги обобщают собственный опыт, раскрывают инновационные подходы к развитию образовательной среды средствами музейной педагогики, что, несомненно, способствует развитию их социокультурной компетентности [8; 10].

В 2020 году — в период самоизоляции из-за пандемии коронавируса — дистанционное обучение в рамках педагогической мастерской приобрело особое значение и наполнение. Остро встала проблема, связанная с противоречием между развитием социокультурной компетентности учителей, требующей постоянного интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений,

Результатом работы в педагогической мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта в виде модели, сценария мероприятия, коллективной презентации, интернет-проекта и др.

и необходимостью перевода обучения детей в дистанционную форму, ограничивающую общение, а также быстрого освоения новых инструментов, новых способов онлайн-обучения.

Это потребовало иного завершения педагогической мастерской, в качестве которого выступило анкетирование педагогов на актуальную в современных условиях тему «Дистанционное обучение как один из факторов развития социокультурной компетентности участников образовательного процесса».

Анкета включала вопросы с открытыми и закрытыми вариантами ответа. К первой группе относился следующий вопрос: «Как дистанционное обучение влияет на развитие социокультурной компетентности учителя и обучающегося?»

Были вопросы с выбором ответов: 3 Каково Ваше отношение к дистанционному обучению? (Положительное, отрицательное, нейтральное, считаю приемлемым только на период карантина)

3 Какие трудности возникают в процессе дистанционного обучения? (Сбои в работе платформы, зависание, большой расход трафика, трудностей не возникает)

3 Какие плюсы Вы видите в дистанционном обучении? (Современные технологии обучения, возможность выбора программы обучения, возможность контроля родителями процесса обучения, не вижу плюсов)

3 Какие минусы Вы видите в дистанционном обучении? (Процесс требует больших затрат времени родителей, слишком много экранного времени для детей — формирование зависимости, отрицательное влияние на здоровье ребенка, отсутствие «живого» учителя, общения и процесса социализации, не вижу минусов)

В опросе участвовали 256 человек из восьми районов Нижегородской области. По результатам опроса можно сделать определенные выводы, которые отражены в диаграммах.

Диаграмма 1

Каково Ваше отношение к дистанционному обучению?

Количество

ответов о/ /О

80 -

70

60 -

50 -

40

30 -

20 -

10

0

74

10

I I

Считаю приемлемым

Положительное Отрицательное

Л

1

Нейтральное

Отношение

Абсолютное большинство респондентов (74 %) считают дистанционное обучение приемлемым только на период карантина. Около 10% положительно отно-

сятся к активному использованию дистанционных технологий, 9 % выразили отрицательное и 7 % нейтральное отношение.

Диаграмма 2

Какие трудности возникают в процессе дистанционного обучения?

Количество ответов, %

100 90 80 70 -| 60 -50 40 30 н 20 -10 0

14

Варианты ответов

Сбои в работе интернета

Трудностей не возникает

Среди основных трудностей, которые возникают в процессе дистанционного обучения, 86 % учителей называют сбои в

работе платформы, зависание и большой расход трафика. У 14 % педагогов трудностей не возникает.

Какие плюсы Вы видите в дистанционном обучении?

Колич ество ответов, %

57

50 40

10

0

Использование современных технологий

Возможность контроля родителями

Не вижу плюсов

Диаграмма 3

- 40

- 3

Варианты ответов

В дистанционном обучении возможность использовать современные технологии обучения как положительный момент выделяют 57 % опрошенных учителей. Возможность

контроля родителями процесса обучения считают важным около 40 % участников опроса. В то же время 3 % педагогов не видят плюсов дистанционного обучения.

Какие минусы Вы видите в дистанционном обучении?

Количество ответов, % 64

60 50 40 30 20 10 0

н

- 23

- 8 5 1 1 ,-,

Отрицательное влияние на здоровье

Требует больших затрат времени у родителей

От сутствие «жив ого» общения

Не в иж у минусов

Диаграмма 4

Варианты ответов

Отрицательное влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка отметили почти 64 % опрошенных учителей. Процесс требует больших затрат времени родителей—так считают 23% педагогов. Отсутствие «живого» общения отмечают как недостаток 8 %. Не видят минусов в такой работе 5 % анкетируемых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отвечая на вопрос о том, как дистанционное обучение влияет на развитие социокультурной компетентности учителя, респонденты выразили разные мнения.

3 «Проведение уроков учителем становится открытым для родителей, следовательно, возрастает ответственность педагога за их организацию» (О. Н. Ря-бинкина).

3 «Использование современных образовательных технологий. Существует множество способов общения преподавателя с обучающимися через сеть Интернет, которые можно условно разделить на две группы: офлайн- и онлайн-общение. К этой группе, на наш взгляд, относится следующее: общение с помощью электронных сообщений (e-mail), обмен мнениями на форумах, ведение блогов, общение через web-страницу (сайт) преподавателя. Это влияет на развитие социокультурной компетентности учителя» (И. П. Ве-ретенникова).

3 «Дистанционное обучение повлияло на способ передачи знаний от учителя к учащимся. Учитель теперь предлагает ученикам самостоятельно добыть знания и применить их на практике. Задача учителя — использовать такие способы передачи знаний, которые максимально точно и быстро помогут ученику освоить новое. На первый план выходит личностное развитие каждого ученика, так

В период самоизоляции из-за пандемии коронавируса проведение виртуальных уроков, использование различных интернет-ресурсов в образовательной практике, несомненно, повлияли на развитие социокультурной компетентности учителей.

как, по сути дела, теперь с каждым учеником учитель общается лично: выявляет его затруднения в обучении, прогнозирует дальнейшее обучение. Задача учителя в этот момент — вызвать заинтересованность в происходящем, пробудить любознательность, готовность решать задачи самостоятельно, мотивировать учащихся к активности, закрепить уверенность в своих силах, научить общению друг с другом, формировать адекватную самооценку и взаимооценку, выстраивать гуманные отношения в группе и т. п.» (Е. В. Астафьева).

3 «Если подразумевать качество учителя, которое обеспечивает эффективное взаимодействие с учениками для их социализации и самореализации, то прямо противоположно. Отрицательно. Обезличивает ученика и учителя» (О. П. Куликовская).

Многие педагоги считают, что это интересный опыт, заставивший искать новые пути и возможности в современном образовании. Они полагают, что «все хорошее можно использовать и далее в обучении и воспитании».

Анализируя в целом данные опроса и результаты общения с педагогами, можно заключить, что в период самоизоляции из-за пандемии коронавируса проведение виртуальных уроков, использование различных интернет-ресурсов в образовательной практике, несомненно, повлияли на развитие социокультурной компетентности учителей.

Дополнительное профессиональное образование в НИРО, в том числе участие педагогов в курсовой подготовке в формате педагогической мастерской «Формирование социокультурной компетентности педагога в условиях современного образования», придаст новый импульс развитию педагогического сообщества Нижегородской области и поможет в совершенствовании социокультурной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бондарева, И. И. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС / И. И. Бондарева, С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 23— 31.

2. Вилкова, А. В. Формирование профессиональных компетенций педагога в образовательной среде / А. В. Вилкова, М. Г. Ямбаева // Вопросы педагогики. — 2018. — № 7. — С. 27—31.

3. Дедова, О. Ю. Педагогическая мастерская как эффективная модель управления развитием коммуникативной компетентности педагога / О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 5. — С. 70—75.

4. Игнатьева, Г. А. Социокультурный вектор развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования / Г. А. Игнатьева, В. В. Николина, О. В. Тулупова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2016. — № 5. — С. 86—91.

5. Николина, В. В. Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута внеучеб-ной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у будущих учителей / В. В. Николина,

А. И. Смирнова, С. В. Фролова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=19735 (дата обращения: 10.05.2020).

6. Николина, В. В. Социокультурная практика в современном образовании / В. В. Николина, О. Е. Фе-фелова // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 02.06.2020).

7. Приятелева, М. К. Роль педагога в формировании социокультурной компетентности младших школьников / М. К. Приятелева, О. Н. Борисова // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 16 апреля 2019 г.). — Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2019. — С. 293—296.

8. Приятелева, М. К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. — 2017. — № 4. —

С. 40—46.

9. Приятелева, М. К. Школа как социокультурный центр / М. К. Приятелева, Т. В. Спасибова // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 21 апреля 2020 г.). В 2 ч. Ч. 2. — Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2020. — С. 200—203.

10. Приятелева, М. К. Школьный музей как средство формирования гражданской идентичности школьников / М. К. Приятелева // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы

и методы работы : сборник докладов и статей III Международного научно-практического форума по музейной педагогике / под науч. ред. Д. В. Смирнова. — Н. Новгород ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2017. — С. 97—101.

11. Раицкая, Г. В. Использование таксономии Б. Блума при разработке программы повышения квалификации в рамках профессионального стандарта педагога / Г. В. Раицкая, М. С. Мартынец // Нижегородское образование. — 2018. — № 2. — С. 106—110.

12. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования / Т. М. Сорокина, С. А. Максимова // Нижегородское образование. — 2013. — № 4. — С. 49—56.

13. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : НИРО, 2013. — 212 с.

14. Тивикова, С. К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования : монография / С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина. — Н. Новгород : НИРО, 2015. — 135 с.

15. Тивикова, С. К. Становление исследовательской позиции педагога в условиях дополнительного профессионального образования / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева, О. В. Колесова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 74—80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.