Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение Z / взаимодействие / личностный потенциал / тренинги / лидерские качества / ораторское искусство / generation Z / interaction / personal potential / trainings / leadership qualities / oratory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Инна Константиновна, Зубкова Яна Владимировна, Шатилова Любовь Михайловна

Работодатели заинтересованы в привлечении специалистов, готовых выполнять должностные обязанности в режиме многозадачности, способных непрерывно обучаться и принимать ответственные решения в изменяющихся социально-культурных условиях. Высшие учебные заведения призваны создать комфортные условия для овладения социальными навыками с целью полноценной самореализации личности. Формирование социальных навыков студентов неразрывно связано с их активностью, мотивацией, желанием предпринимать активные действия для достижения образовательных, а затем профессиональных целей. Развитие социальных навыков студентов реализуется в процессе учебно-воспитательной деятельности студентов при условии её грамотной организации. В рамках исследования были выявлены социальные навыки, которыми хотели бы овладеть современные студенты. Были выделены лидерские качества, ораторское искусство, умение выстраивать взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, умение убеждать и вносить корректировки, управление конфликтами. Среди компонентов, которые должны входить в профессиональную подготовку для развития социальных навыков были отмечены проблемно-ориентированные методы, проектная деятельность, тренинги, сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности. Развитие социальных навыков студентов проявляется в уровне взаимодействия с окружающими, быстрой адаптации в изменяющихся условиях, ответственности при принятии самостоятельных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Инна Константиновна, Зубкова Яна Владимировна, Шатилова Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employers are interested in attracting specialists who are ready to perform their duties in multitasking mode, who are able to continuously study and make responsible decisions in changing socio-cultural conditions. Higher educational institutions are designed to create comfortable conditions for mastering social skills for the purpose of full self-realization of the individual. The formation of students' social skills is inextricably linked with their activity, motivation, and desire to take active actions to achieve educational and then professional goals. The development of social skills of students is realized in the process of educational activity of students, provided its competent organization. The study identified social skills that modern students would like to master. Leadership qualities, public speaking, the ability to build interaction, the development of emotional intelligence, the ability to convince and make adjustments, conflict management were highlighted. Among the components that should be included in professional training for the development of social skills, problem-oriented methods, project activities, trainings, a combination of classroom and extracurricular activities were noted. The development of students' social skills is manifested in the level of interaction with others, rapid adaptation in changing conditions, responsibility when making independent decisions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Кириллова Инна Константиновна

Национальный исследовательский Московский

государственный строительный университет (г. Москва);

кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна

Московский городской педагогический университет (г. Москва);

доктор филологических наук, профессор кафедры германистики

и лингводидактики Шатилова Любовь Михайловна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Работодатели заинтересованы в привлечении специалистов, готовых выполнять должностные обязанности в режиме многозадачности, способных непрерывно обучаться и принимать ответственные решения в изменяющихся социально-культурных условиях. Высшие учебные заведения призваны создать комфортные условия для овладения социальными навыками с целью полноценной самореализации личности. Формирование социальных навыков студентов неразрывно связано с их активностью, мотивацией, желанием предпринимать активные действия для достижения образовательных, а затем профессиональных целей. Развитие социальных навыков студентов реализуется в процессе учебно-воспитательной деятельности студентов при условии её грамотной организации. В рамках исследования были выявлены социальные навыки, которыми хотели бы овладеть современные студенты. Были выделены лидерские качества, ораторское искусство, умение выстраивать взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, умение убеждать и вносить корректировки, управление конфликтами. Среди компонентов, которые должны входить в профессиональную подготовку для развития социальных навыков были отмечены проблемно-ориентированные методы, проектная деятельность, тренинги, сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности. Развитие социальных навыков студентов проявляется в уровне взаимодействия с окружающими, быстрой адаптации в изменяющихся условиях, ответственности при принятии самостоятельных решений.

Ключевые слова: поколение Z, взаимодействие, личностный потенциал, тренинги, лидерские качества, ораторское искусство.

Annotation. Employers are interested in attracting specialists who are ready to perform their duties in multitasking mode, who are able to continuously study and make responsible decisions in changing socio-cultural conditions. Higher educational institutions are designed to create comfortable conditions for mastering social skills for the purpose of full self-realization of the individual. The formation of students' social skills is inextricably linked with their activity, motivation, and desire to take active actions to achieve educational and then professional goals. The development of social skills of students is realized in the process of educational activity of students, provided its competent organization. The study identified social skills that modern students would like to master. Leadership qualities, public speaking, the ability to build interaction, the development of emotional intelligence, the ability to convince and make adjustments, conflict management were highlighted. Among the components that should be included in professional training for the development of social skills, problem-oriented methods, project activities, trainings, a combination of classroom and extracurricular activities were noted. The development of students' social skills is manifested in the level of interaction with others, rapid adaptation in changing conditions, responsibility when making independent decisions.

Key words: generation Z, interaction, personal potential, trainings, leadership qualities, oratory.

Введение. Выбор инновационного типа развития, растущая роль знаний и информатизации в социально-экономическом развитии страны порождает массовый спрос на инновации и ставит перед высшей школой в числе первоочередных задач подготовку специалистов инновационного типа [2]. Современное общество характеризуется динамичным развитием, где особое место среди ключевых навыков молодого поколения занимают социальные навыки, способствующие личностной комфортности, профессиональной востребованности и успешности во многих сферах жизнедеятельности. Высшие учебные заведения заинтересованы в формировании и развитии социальных навыков студентов [3].

Педагоги вуза вынуждены по-новому взглянуть на процессы воспитания и обучения поколения Z. Значительное внимание уделяется развитию у обучающихся гражданской позиции, формированию интеллектуального, творческого, личностного потенциала. В высшей школе существует тенденция создания творческих коллективов, участие в которых позволяет студентам формировать необходимые способности и приобретать жизненные ориентиры для успешного функционирования в обществе. Развитие социальных навыков студентов неразрывно связано с их активностью, мотивацией, желанием предпринимать активные действия для достижения образовательных целей [7]. Исходя из этого, целесообразно в рамках обучения использовать такие методики как: создание ситуации успеха, реализация взаимодействия между субъектами образовательной деятельности, обеспечение комфортной образовательной среды.

Работодатели заинтересованы в привлечении специалистов, готовых выполнять должностные обязанности в режиме многозадачности, способных непрерывно обучаться и принимать ответственные решения в изменяющихся социально-культурных условиях [8]. Такие работники обладают высоким уровнем культурного развития, образованности и социальных навыков.

В контексте социокультурного образования, происходит смещение акцента с предмета на личность. При этом важно не принижать роль знаний, а рассматривать интеграцию данных явлений. Активная деятельность студентов в рамках реализации образовательного процесса способствует определению и формированию собственных взглядов, идей и убеждений [6]. Каждому субъекту обучения предоставляется право выбора деятельности, направленной на развитие индивидуальности и творческого мышления. Высшие учебные заведения призваны создать комфортные условия для овладения социальными навыками с целью полноценной самореализации личности. Исходя из этого, возникает необходимость поиска инструментов, направленных на адаптацию студентов в общественной жизни.

Изложение основного материала статьи. В работах исследователей поднимаются вопросы касательно подготовки специалистов для различных областей науки, обладающих социальными навыками. Л.П. Дулалаева, Л.М. Зиннатуллина, Г.Н. Фахретдинова, Е.Е. Царева утверждают, что одной из приоритетных направлений деятельности современного специалиста является коммуникация. Среди социальных навыков авторы выделяют способность коммуницировать с окружающими, умение работать в коллективе, находить компромиссы. С точки зрения авторов, к социальным навыкам относятся также критическое мышление, креативность в принятии решений, целеустремленность [5].

Л.П. Дулалаева относит к основным социальным навыкам построение отношений, сотрудничество, умение руководить. Одним из способов построения отношений является создание социального сообщества и поддержание положительной атмосферы в нем. Ключевыми принципами такого взаимодействия выступают взаимоуважение, невраждебность. Благодаря развитию социальных навыков, студенты могут устанавливать контакт с любым человеком. Навыки построения отношений способствуют приданию чувства уверенности в собственной значимости. Сотрудничество представляет собой совместную деятельность субъектов для достижения конкретных целей. Участники деятельности должны быть готовы к тесному сотрудничеству. Обязательным элементом сотрудничества является взаимодействие, без которого невозможно достичь качественного результата. С позиции автора, умение руководить также относится к обязательным социальным навыкам. Хороший руководитель должен быть способен вдохновить группу и направить их действия в нужном направлении. Он умеет поддерживать общий настрой в команде. Способность руководитель также предполагает высокий уровень развития ораторских навыков, понимания целей и задач группы [4].

Н.М. Альханов подчеркивает, что формирование социальных навыков имеет значение для высокого качества профессиональной деятельности и достижения успехов в иных сферах жизнедеятельности [1]. Именно образовательный потенциал вуза позволит развить у студентов указанные качества. Для этого необходимо соблюдать некоторые педагогические условия:

- использовать инновационные педагогические технологии, обеспечивающие взаимодействие студентов с опорой на имеющийся жизненный опыт;

- эпизодически проводить диагностику сформированности социальных навыков у студентов с целью выявления приоритетных направлений их формирования;

- привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности с целью увеличения уровня готовности к взаимодействию;

- осуществлять внеаудиторную деятельность, направленную на повышение уровня социальных навыков по основным общественным направлениям.

Развитие социальных навыков студентов реализуется в процессе учебно-воспитательной деятельности студентов при условии её грамотной организации. С целью исследования внутриуниверситетской среды, определяющей уровень профессионального и личностного развития студентов вуза, был проведен опрос обучающихся. Числовая выборка составила 173 человека. Исследование было проведено на базе Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Московского городского педагогического университета, Института иностранных языков Московского городского педагогического университета среди студентов 1-2 курса. Опрос был проведен на платформе WebAsk и включал в себя два блока вопросов.

Первый блок вопросов был направлен на исследование социальных навыков, которыми студенты хотели бы овладеть в рамках учебно-воспитательного процесса. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Управление конфликтами

Умение убеждать и вносить корректировки

Развитие эмоционального интеллекта

Умение выстраивать взаимодействие

Ор атор ско е иску с ств о

Лидерские качества

О 10 20 30 40 50 60 70 S0 90 100

Рисунок 1. Результаты первого блока вопросов: «Какими социальными навыками Вы бы хотели овладеть?»

Самым популярным ответом в первом блоке вопросов стал «Умение выстраивать взаимодействие» (90,1%), что является подтверждением желания студентов контактировать с окружающими, применять различные техники общения и коммуникации. По мнению 87,4% респондентов, важно в современных реалиях формировать лидерские качества, поскольку именно они позволяют на высоком уровне осуществлять профессиональные функции, организовывать деятельность команды. Развитые лидерские качества позволяют оказывать влияние на всех членов коллектива, превращая их в единомышленников.

Для 82,5% студентов необходимым социальным навыком кажется ораторское искусство. Этот навык позволяет оратору чувствовать себя уверенно перед аудиторией, находить общий язык с участниками мероприятия, доносить важные мысли. Навык ораторского искусства способствует реализации качественного взаимодействия между людьми.

79,4% респондентов хотели бы овладеть навыками управления конфликтами. Данная способность позволяет студентам качественно вести переговоры и решать спорные ситуации. При наступлении напряженных обстоятельств, студенты смогут безболезненно справиться с ними. Также рассматриваемый навык позволит устанавливать возможность наступления конфликтов и своевременно их предупреждать.

74,6% опрошенных заинтересованы в развитии эмоционального интеллекта. Он представляет собой систему поведенческих и эмоциональных качеств, которые помогают понять собственные эмоции и чувства окружающих людей, что способствует продуктивному взаимодействию.

Также часто встречался такой вариант ответа как «умение убеждать и вносить корректировки» (62,8%). Студенты отмечали, что владея данными навыками можно совершенствовать работу всего коллектива. Высокая сила убеждения позволит вносить соответствующие изменения.

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы выпускник получил весь комплекс социальных навыков, необходимых ему для достижения высоких результатов профессиональной деятельности. Принципиально важно в рамках обучения использовать различные подходы, без которых невозможно представить эффективное взаимодействие.

Второй блок вопросов был направлен на определение компонентов, которые должна включать в себя профессиональная подготовка специалистов с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Результаты второго блока вопросов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты второго блока вопросов: «Какие компоненты должна включать в себя профессиональная подготовка?»

Большинство студентов выделили использование в процессе обучения проблемно-ориентированных методов (92,7%). Респонденты подчеркивали, что на занятиях важно использовать как рациональные, так и эмоциональные способы познания. Предлагаемые задания для студентов должны включать в себя моделируемые ситуации, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности.

Зачастую выделяли проектную деятельность (88,7%), реализация которой способствует продуктивному взаимодействию, принятию ответственных решений, а также проявлению лидерских способностей, ораторского искусства.

Студенты считают, что целесообразно для развития социальных навыков использовать тренинги (74,2%). Они позволяют взглянуть на ситуацию с различных позиций, что является одним из элементов формирования эмоционального интеллекта.

Сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности выделили 69,4% опрошенных.

Выводы. Социальные навыки представляют собой совокупность личностных особенностей студентов, которые позволяют успешно функционировать в обществе, гармонично и результативно сочетать свои позиции и интересы других участников деятельности. В рамках исследования нами был проведен опрос студентов касательно социальных навыков, которыми они хотели бы овладеть. Были выделены лидерские качества, ораторское искусство, умение выстраивать взаимодействие, развитие эмоционального интеллекта, умение убеждать и вносить корректировки, управление конфликтами. Среди компонентов, которые должны входить в профессиональную подготовку для развития социальных навыков были отмечены проблемно-ориентированные методы, проектная деятельность, тренинги, сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Развитие социальных навыков студентов проявляется в уровне взаимодействия с окружающими, быстрой адаптации в изменяющихся условиях, ответственности при принятии самостоятельных решений. Выпускники, обладающие социальными навыками, смогут добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Альханов, Н.М. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции / Н.М. Альханов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). - С. 11-12. - Б01 10.24411/19915497-2020-00660. - ЕБЫ РТСОРН

2. Бессонова, Е.В. Иностранный язык в контексте разработки инженерных проектов студентами технического вуза / Е.В. Бессонова, И.К. Кириллова // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 3(44). - С. 270-275. - ЕБЫ вЛТАР

3. Гаврилова, И.К. Сущность процесса развития проектировочных умений будущих инженеров / И.К. Гаврилова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14, № 3. - С. 1003-1006. - ЕБЫ ^ВНС«

4. Дулалаева, Л.П. Проблема развития социальных навыков современных российских студентов во внеаудиторной деятельности / Л.П. Дулалаева // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 28 ноября 2019 года / Ответственный

редактор П.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. -С. 67-74. - ЕБЫ ТЬБХдВ

5. Развитие толерантности у студентов, как социально значимого навыка, для России и Евросоюза / Л.П. Дулалаева, Л.М. Зиннатуллина, Г.Н. Фахретдинова, Е.Е. Царева // Национальная Ассоциация Ученых. - 2020. - № 51-3(51). - С. 8-11.-Б01 10.31618/паз.2413-5291.2020.3.51.136.-ЕБЫиОЬдиУ

6. Сизова, Ю.С. К вопросу об использовании работы с иноязычным текстом для развития социальных навыков у студентов младших курсов / Ю.С. Сизова, Г.О. Благовещенская // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-3. - С. 267-270. - ЕБЫ РвТ^БХ

7. Тарева, Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов / Е.Г. Тарева // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сборник научных статей. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2021. - С. 34-44. - ЕБЫ WWXSJW

8. Шатилова, Л.М. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка / Л.М. Шатилова, Н.М. Леонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 20 октября - 30 2017 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. - С. 87-88. - ЕБЫ УОЬШд

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); профессор, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук Петров Алексей Юрьевич Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методы диагностирования музыкальной одаренности детей, используемые студентами Мининского университета профиля «Музыка» в рамках прохождения педагогической практики. За основу предлагается система В.П. Анисимова, в которой представлен комплекс методов и приемов диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе практической деятельности студенты показывают, что предложенные автором диагностики могут с успехом применяться в педагогической работе. Диагностика проводится как индивидуально, так и в микрогруппах. Музыкально-педагогическая практика нуждается в диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкального развития ребенка в целом, так и отдельных структурных компонентов музыкальных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определять тактику развития музыкальных способностей ребенка, но и видеть их место в построении стратегии общего развития личности.

Ключевые слова: диагностика способностей, школа ритма, система В.П. Анисимова, Мининский университет, педагогическая практика, О.Л. Берак.

Annotation. The article discusses the methods of diagnosing musical giftedness of children used by students of the Mininsky University of the profile "Music" in the framework of pedagogical practice. The system of V.P. Anisimov is proposed as a basis, which presents a set of methods and techniques for the diagnostic study of musical abilities of preschool and primary school age children. In the course of practical activity, students show that the diagnostics proposed by the author can be successfully applied in pedagogical work. Diagnostics is carried out both individually and in microgroups. Musical and pedagogical practice needs diagnostic tools that would make it possible to compensate for the gap in the possibility of objective measurement of both the level of musical development of the child as a whole and individual structural components of musical abilities. This will allow the teacher not only to scientifically determine the tactics of the development of musical abilities of the child, but also to see their place in the construction of a strategy for the overall development of personality.

Key words: diagnostics of abilities, school of rhythm, V.P. Anisimov system, Mininsky University, pedagogical practice, O.L. Berak.

Введение. В Концепции развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р подчеркивается необходимость формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления, развития и поддержки таланта учащихся. На систему дополнительного образования возлагаются задачи развития инновационного потенциала общества, формирование творческой элиты.

Методологические позиции отечественных исследователей в области диагностики творческих способностей отражены в трудах Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, В.Ф. Петрушина, Г.П. Прокофьева, Б.М. Теплова, и др.

Проблеме изучения закономерностей развития и формирования музыкальных способностей в детском возрасте посвящены работы С.А. Апраксиной, В.К. Белобородовой, Г.А. Ильиной, Т.Н. Овчинникова, А.И Медянникова, Т.А. Репина, Т.Л. Беркман, Л.А. Гарбер, В.Д. Остроменского и др.

В отечественной психологии в данном вопросе большой интерес представляют методы диагностики, разработанные М.М. Берлянчик, Е.М. Борисова, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, А.Л. Готсдинер, М.С. Лейтес, Г. Мелхорн, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсон, К.А. Хеллер и др.

В настоящее время существует большое количество эффективных диагностических методик. Значительная их часть нацелена на исследование музыкальности дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Музыкально-педагогическая диагностика, являясь одной из важнейших частей учебного процесса в сфере начального музыкального образования и предполагает использование различных методов, таких как беседы с ребенком, метод наблюдения, диагностические игровые ситуации, игры и др.

В педагогической практике студенты Мининского университета профиля «Музыка» активно используют методику В.П. Анисимова, в которой представлен комплекс методов и приемов диагностического исследования музыкальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.