Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика способностей / школа ритма / система В.П. Анисимова / Мининский университет / педагогическая практика / О.Л. Берак / diagnostics of abilities / school of rhythm / V.P. Anisimov system / Mininsky University / pedagogical practice / O.L. Berak

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Петров Алексей Юрьевич, Карнаухова Вероника Александровна

В статье рассматриваются методы диагностирования музыкальной одаренности детей, используемые студентами Мининского университета профиля «Музыка» в рамках прохождения педагогической практики. За основу предлагается система В.П. Анисимова, в которой представлен комплекс методов и приемов диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе практической деятельности студенты показывают, что предложенные автором диагностики могут с успехом применяться в педагогической работе. Диагностика проводится как индивидуально, так и в микрогруппах. Музыкально-педагогическая практика нуждается в диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкального развития ребенка в целом, так и отдельных структурных компонентов музыкальных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определять тактику развития музыкальных способностей ребенка, но и видеть их место в построении стратегии общего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Петров Алексей Юрьевич, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the methods of diagnosing musical giftedness of children used by students of the Mininsky University of the profile "Music" in the framework of pedagogical practice. The system of V.P. Anisimov is proposed as a basis, which presents a set of methods and techniques for the diagnostic study of musical abilities of preschool and primary school age children. In the course of practical activity, students show that the diagnostics proposed by the author can be successfully applied in pedagogical work. Diagnostics is carried out both individually and in microgroups. Musical and pedagogical practice needs diagnostic tools that would make it possible to compensate for the gap in the possibility of objective measurement of both the level of musical development of the child as a whole and individual structural components of musical abilities. This will allow the teacher not only to scientifically determine the tactics of the development of musical abilities of the child, but also to see their place in the construction of a strategy for the overall development of personality.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

редактор П.Н. Волков. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. Н.Я. Яковлева, 2019. -С. 67-74. - ЕБЫ ТЬБХдВ

5. Развитие толерантности у студентов, как социально значимого навыка, для России и Евросоюза / Л.П. Дулалаева, Л.М. Зиннатуллина, Г.Н. Фахретдинова, Е.Е. Царева // Национальная Ассоциация Ученых. - 2020. - № 51-3(51). - С. 8-11.-Б01 10.31618/паз.2413-5291.2020.3.51.136.-ЕБЫиОЬдиУ

6. Сизова, Ю.С. К вопросу об использовании работы с иноязычным текстом для развития социальных навыков у студентов младших курсов / Ю.С. Сизова, Г.О. Благовещенская // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-3. - С. 267-270. - ЕБЫ PSTWDX

7. Тарева, Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов / Е.Г. Тарева // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сборник научных статей. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2021. - С. 34-44. - ЕБЫ WWXSJW

8. Шатилова, Л.М. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка / Л.М. Шатилова, Н.М. Леонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 20 октября - 30 2017 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. - С. 87-88. - ЕБЫ УОШвд

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); профессор, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук Петров Алексей Юрьевич Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методы диагностирования музыкальной одаренности детей, используемые студентами Мининского университета профиля «Музыка» в рамках прохождения педагогической практики. За основу предлагается система В.П. Анисимова, в которой представлен комплекс методов и приемов диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе практической деятельности студенты показывают, что предложенные автором диагностики могут с успехом применяться в педагогической работе. Диагностика проводится как индивидуально, так и в микрогруппах. Музыкально-педагогическая практика нуждается в диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкального развития ребенка в целом, так и отдельных структурных компонентов музыкальных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определять тактику развития музыкальных способностей ребенка, но и видеть их место в построении стратегии общего развития личности.

Ключевые слова: диагностика способностей, школа ритма, система В.П. Анисимова, Мининский университет, педагогическая практика, О.Л. Берак.

Annotation. The article discusses the methods of diagnosing musical giftedness of children used by students of the Mininsky University of the profile "Music" in the framework of pedagogical practice. The system of V.P. Anisimov is proposed as a basis, which presents a set of methods and techniques for the diagnostic study of musical abilities of preschool and primary school age children. In the course of practical activity, students show that the diagnostics proposed by the author can be successfully applied in pedagogical work. Diagnostics is carried out both individually and in microgroups. Musical and pedagogical practice needs diagnostic tools that would make it possible to compensate for the gap in the possibility of objective measurement of both the level of musical development of the child as a whole and individual structural components of musical abilities. This will allow the teacher not only to scientifically determine the tactics of the development of musical abilities of the child, but also to see their place in the construction of a strategy for the overall development of personality.

Key words: diagnostics of abilities, school of rhythm, V.P. Anisimov system, Mininsky University, pedagogical practice, О.Г. Berak.

Введение. В Концепции развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р подчеркивается необходимость формирования и развития творческих способностей учащихся, выявления, развития и поддержки таланта учащихся. На систему дополнительного образования возлагаются задачи развития инновационного потенциала общества, формирование творческой элиты.

Методологические позиции отечественных исследователей в области диагностики творческих способностей отражены в трудах Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, В.Ф. Петрушина, Г.П. Прокофьева, Б.М. Теплова, и др.

Проблеме изучения закономерностей развития и формирования музыкальных способностей в детском возрасте посвящены работы С.А. Апраксиной, В.К. Белобородовой, Г.А. Ильиной, Т.Н. Овчинникова, А.И. Медянникова, Т.А. Репина, Т.Л. Беркман, Л.А. Гарбер, В.Д. Остроменского и др.

В отечественной психологии в данном вопросе большой интерес представляют методы диагностики, разработанные М.М. Берлянчик, Е.М. Борисова, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, А.Л. Готсдинер, М.С. Лейтес, Г. Мелхорн, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсон, К.А. Хеллер и др.

В настоящее время существует большое количество эффективных диагностических методик. Значительная их часть нацелена на исследование музыкальности дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Музыкально-педагогическая диагностика, являясь одной из важнейших частей учебного процесса в сфере начального музыкального образования и предполагает использование различных методов, таких как беседы с ребенком, метод наблюдения, диагностические игровые ситуации, игры и др.

В педагогической практике студенты Мининского университета профиля «Музыка» активно используют методику В.П. Анисимова, в которой представлен комплекс методов и приемов диагностического исследования музыкальных

способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе практической деятельности студенты показывают, что предложенные автором диагностики могут с успехом применяться как в работе с детьми, так и с более взрослой аудиторией. Диагностика проводится как индивидуально, так и в микро группах. Значительным плюсом методики является то, что В.П. Анисимов предлагает несколько методов по диагностированию уровня развития каждой из музыкальных способностей. Некоторые из них, в частности, с использованием игровых форм, хороши в работе с детьми младшего возраста, другие подойдут для более старших учеников.

Например, для определения уровня развития чувства метра, могут применяться игры-тесты, с использованием спортивных атрибутов - мяча, скакалки («скакалка-часы», «дорожка-мяч»). Такие способы диагностики особенно удачны в работе с маленькими и подвижными детьми. Например, поем песню «Во поле береза стояла», чтобы почувствовать пульсацию участники вокального коллектива перекидывают друг другу мяч. Дети стоят по кругу, в середине педагог с мячом. На «раз» - педагог бросает мяч любому из детей. На «два» - мяч возвращается к педагогу. На «три» - педагог бросает мяч по часовой стрелке следующему. На «четыре» - ребёнок возвращает мяч педагогу. Мяч перебрасывают до тех пор, пока не закончится песня. Затем в центр круга встает любой из детей и уже он пытается держать метр песни, четко перебрасывая мяч участникам по кругу.

Для диагностики ладо-гармонического чувства автор предлагает «гармонические загадки» включающие в себя разнообразный материал: детям предлагается определить количество звуков в созвучии, сопоставить созвучия контрастных ладов от одного тона, и др. Такая практика может успешно применяться в диагностике способностей детей более старшего возраста.

Младших школьников особенно привлекают методы, при помощи которых реализуются их творческие потребности, например, воспроизводящий тест «повтори мелодию» (голосом или на инструменте), что дает педагогу возможность определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений ребенка. При этом, музыкальный материал, выбираемый педагогом, может быть различным, в зависимости от возраста и интересов ученика. Допустим, в 1 классе можно предложить мелодию русской народной песни «Во кузнице». Педагог исполняет ее сначала на инструменте, затем голосом и предлагает ребенку повторить ее. При этом ребенок сам выбирает форму исполнительства вокальную или инструментальную.

ео кузнице

к.чбор нот: Г. Попов

А| |с0гепс (Оживленно)

Для детей постарше можно проиллюстрировать музыку из известного фильма или компьютерной игры и предложить повторить ее.

Для диагностики чувства музыкальной формы педагоги-музыканты Мининского университета предлагают игровые тесты В.П. Анисимова, которые успешно используют в работе с детьми разных возрастов. Преимущество этих тестов том, что стимулирующий материал выбирается диагностом. Особенную заинтересованность у детей вызывает тест-игра «незавершенная мелодия», в котором следует определить, какая мелодия доиграна педагогом до конца, а какая преждевременно прерывается. Педагог предлагает знакомую всем мелодию в виде тренировочного задания. Например, песенку «Я на солнышке лежу».

т/ Умеренно

Щ ^ J J } 1 J ^ J J J I J

Я на сол ны-шке ле жу, я на сол нышхо гля - жу. Все ле

г;-г

^^г-^рИ } г J J J

жу и ле жу

и на сол ны шко гля жу.

Сначала детн слушают мелодию целиком, во второй раз без последнего слова «гляжу» 1 куплета, в третий песня прерывается в середине куплета, в четвертый обрывается мелодия после третьей фразы и в пятый снова песенка звучит целиком. В качестве задания можно брать мелодии из мультфильмов или песни из образовательной программы, а также произведения, предназначенные доя слушания на уроках музыки.

По окончании каждого теста составляется таблица, отображающая уровень музыкальной одаренности детей: высокий, средний или низкий. Для оценки результатов автором предлагается шкала от1и преимущественно до 10 баллов, реже до 15, где 1-3 - низкий уровень, 4-7 средний уровень, 8-10 высокий уровень. Таблица может отображать и несколько тестов одновременно, как представлено на диаграмме ниже. По диаграмме можно увидеть, что дети преимущественно с высоким уровнем ритмических способностей, средним ладо-гармоническим и интонационным чувствами и высоким чувством музыкальной формы.

Таким образом, методика музыкально-педагогический диагностики предложенная В.П. Анисимовым, помимо главной своей функции - выявления уровня музыкальных способностей детей, позволяет сделать занятие увлекательным и интересным.

Диагностика музыкальных способностей учащихся

12

Ритмические Интонационно-слуховые Ладо-гармоническое Чувство музыкальной способности способности чувство формы

■ Ребенок 1 ■ Ребенок2 ■ Ребенок 3 ■ Ребенок 4

Для диагностики ритмических способностей студенты профиля «Музыка» Мининского университета в ходе педагогической практики успешно применяют методику О.Л. Берак «Школа ритма». Ольга Леонидовна апробировала ее на студентах Российской академии музыки имени Гнесиных. Упражнения, расположенные в начале каждой из трех частей, прекрасно подходят для диагностики ритма у дошкольников и младших школьников. Выполняются они двумя руками. Ритм правой руки записан на верхней строчке, левой на нижней строке.

1 - J ■J—4— ^—Л— J J -

11 -1 -1 -1 J } 1 г1- J

J ] J J .1

Затем автор предлагает усложнять постепенно материал и добавляет более мелкие длительности, восьмые:

|и л j j j j л j j j

1— л л л J—

Г П Л J л j л Л— j j

к- J л л

Г л! J л ij ]-П J

7. | л |j j 1 л л л j j

Постепенно переходит к шестнадцатым:

г л ffl? .тал

п j j j j |лял j лэт

На уроках сольфеджио данное методическое пособие очень часто используется педагогами-теоретиками на всех ступенях музыкального образования. Упражнения, представленные ниже интересны как ученикам ДМШ, так и студентам ВУЗа.

г Л J. Л J г- > J J Л' гз J

1 1 л Л J п . J Л

й |JUJ- JY1

л J Л jjj JJ"]- I J л

Г J i J ? ш J л J.! л

3. * J Л Л1 Ш' J 1 1 i

f . л Л? -Л ) i ^ .h jv. \ J

J3t 1 л —• —• -

Выводы. Методы диагностики, рассмотренные в данной статье, помогают будущему учителю ставить цели и задачи по развитию музыкальных способностей детей, разработать план работы и реализовывать его в ходе педагогической практики. Музыкально-педагогическая практика давно нуждается в таком диагностическом инструментарии, который позволял бы компенсировать пробел в возможности объективного измерения как уровня музыкального развития ребенка в целом, так и отдельных структурных компонентов музыкальных способностей. Это позволит педагогу не только научно обоснованно определять тактику развития музыкальных способностей ребенка, но и видеть их место в построении стратегии общего развития личности.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э.Б. Абдуллин. -Москва: Профессия, 1996. - С. 15-16

2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - Москва: Владос, 2004. - 172 с.

3. Апраксина, O.A. Музыка в воспитании творческой личности / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 10,- Москва: Музыка,1975. - 20 с.

4. Берак, О.Л. Школа ритма: Учеб. пособие по сольфеджио. - Ч. 1: Двухдольность. - Москва: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2003. - 32 е., нот.

5. Берак, О.Л. Школа ритма: Учеб. пособие по сольфеджио. - Ч. 2: Трехдольность. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 55 е., нот.

6. Берак, О.Л. Школа ритма: Учеб. Пособие по сольфеджио. - Ч. 3: Сложные, смешанные и переменные размеры, полиритмия и полиметрия. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2007. - 59 е., нот.

7. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

8. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка / Н.А.Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1968.-415 с.

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: 1997. - 96 с.

10. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 75.

11. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1 / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.

12. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB

13. Кислова, О.Н. Фольклорные экспедиции в вузовском музыкальном образовании как эффективная форма сохранения культурных традиций нижегородской области / О.Н. Кислова // Музыкальное искусство и образование. - 2022. -№10(2).-С. 164-177

14. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

15. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. - Москва: 1997. - 125 с.

Педагогика

УДК 376.2

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Марьянина Вера Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию диалогического общения у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются научные работы исследующие диалогическое общение у нормально развивающихся младших школьников. Определяется степень изученности данного феномена у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены, разработанные авторами статьи уровни развития диалогического общения в младшем школьном возрасте. Описываются результаты экспериментального изучения развития навыков речевого этикета, вопросительной активности, владения диалогическими репликами, способностью к сопряженному диалогу, коммуникации в процессе диалога. Представлена программа формирования диалогического общения у младших школьников с задержкой психического развития. Описаны этапы экспериментальной работы. Первый этап - формирование внутренних мотивов к диалогическому общению, развитие децентрации позиции ребенка в процессе коммуникации. Второй этап - развитие навыка выстраивания содержания диалога, отработка использования формул речевого этикета, развитие потребности в вопросительной активности в процессе коммуникации. Третий этап - закрепление приобретенных навыков в практике речевых ситуаций.

Ключевые слова: диалогическое общение, младшие школьники, задержка психического развития, диалогическая речь, коммуникативные навыки.

Annotation. The article is devoted to an experimental study of dialogical communication in younger schoolchildren with mental retardation. The scientific works investigating dialogical communication in normally developing younger schoolchildren are analyzed. The degree of study of this phenomenon in younger schoolchildren with disabilities is determined. The levels of development of dialogical communication in primary school age developed by the authors of the article are presented. The results of an experimental study of the development of speech etiquette skills, interrogative activity, possession of dialogical replicas, the ability to conjugate dialogue, communication in the process of dialogue are described. A program for the formation of dialogic communication in younger schoolchildren with mental retardation is presented. The stages of experimental work are described. The first stage is the formation of internal motives for dialogical communication, the development of the decentralization of the child's position in the communication process. The second stage is the development of the skill of building the content of the dialogue, working out the use of formulas of speech etiquette, the development of the need for interrogative activity in the communication process. The third stage is the consolidation of acquired skills in the practice of speech situations.

Key words: dialogic communication,junior schoolchildren, mental retardation, dialogic speech, communication skills.

Введение. Изучению диалога в контексте особенностей развития речи индивида посвящено значительное количество работ как в отечественной, так и в зарубежной науке (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.). Однако, исследования диалога как формы межличностного взаимодействия не столь многочисленны. Как правило, диалогическое общение исследуется в аспекте какого-либо другого психологического феномена. Например, в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной диалогическое общение рассматривается как показатель возрастного развития коммуникативной сферы. Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев затрагивают проблему диалогического общения в контексте развития личности. Таким образом, существенное влияние диалогического общения на эффективную социализацию индивида подтверждается многими учеными. Тем не менее, специальных исследований, посвященных специфике диалогического общения, крайне мало. Особенно явно данный дефицит обнаруживается, на наш взгляд, в отношении детского возраста, который является наиболее сензитивным для развития речи как средства коммуникации.

Изложение основного материала статьи. Общеизвестно, что младший школьный возраст является тем периодом, когда полностью меняется весь уклад жизни ребенка и его социализация начинает проходить в условиях, которые требуют умения эффективно коммуницировать с окружающими, вести с ними эффективный диалог. Анализ научной литературы позволяет констатировать, что большинство исследований по интересующей нас проблематике посвящено нормально развивающимся детям. В работе О.П. Головиной Г21 исследуется направленность личности младшего школьника на партнера по общению. Автор пишет о том, что направленность на собеседника у детей проявляется, в основном, в визуальном контакте. Младшие школьники, в основном, руководствуются в диалогическом общении собственными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.