Научная статья на тему 'АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скрипичный ансамбль / стрит-арт-проект / ансамблевое музицирование / скрипичные упражнения / музыкальная школа / мышечно-двигательный тренинг / violin ensemble / street art project / ensemble music making / violin exercises / music school / musculoskeletal training

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Спирина Светлана Анатольевна, Ковкина Инна Вульфовна

В статье рассматривается скрипичное исполнительское искусство, которое представляет большой научно-теоретический и методико-практический интерес в России. Наше время ознаменовано масштабными изменениями социокультурной жизни. Приобщение людей к инструментальной музыке является необходимым фактором в деле воспитания эстетических качеств личности, заставляет творчески мыслить и развивает музыкальные способности. Научить языку музыки, призваны формы современного искусства, погружающие в творческое пространство посредством музыкального звучания в повседневности. К таким формам относится так называемое уличное искусство, реализуемое в популярной сегодня форме стрит-арт-проектов. Достижения современной практики обучения скрипачей значительны и неоспоримы. Однако, проблемы освоения музыкального инструмента на начальном этапе обучения остаются неизменными и сложными для многих детей, пришедших в музыкальную школу. Чтобы увидеть перспективу развития ребенка, необходимы ежедневные занятия инструментом, постоянный контроль со стороны родителей и педагога, а также участие в проектах, где ребенок может раскрыться и продемонстрировать свои достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Спирина Светлана Анатольевна, Ковкина Инна Вульфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the violin performing art, which is of great scientific, theoretical and methodological and practical interest in Russia. Our time is marked by large-scale changes in socio-cultural life. The introduction of people to instrumental music is a necessary factor in the education of aesthetic qualities of a person, makes them think creatively and develops musical abilities. Teach the language of music, the forms of modern art that immerse into the creative space through musical sounding in everyday life are called upon. Such forms include the so-called street art, implemented in the popular form of street art projects today. The achievements of the modern practice of teaching violinists are significant and undeniable. However, the problems of mastering a musical instrument at the initial stage of learning remain unchanged and difficult for many children who have come to music school. To see the perspective of a child's development, daily classes with the instrument are necessary, constant monitoring by parents and a teacher, as well as participation in projects where the child can open up and demonstrate his achievements.

Текст научной работы на тему «АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Спирина Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается скрипичное исполнительское искусство, которое представляет большой научно-теоретический и методико-практический интерес в России. Наше время ознаменовано масштабными изменениями социокультурной жизни. Приобщение людей к инструментальной музыке является необходимым фактором в деле воспитания эстетических качеств личности, заставляет творчески мыслить и развивает музыкальные способности. Научить языку музыки, призваны формы современного искусства, погружающие в творческое пространство посредством музыкального звучания в повседневности. К таким формам относится так называемое уличное искусство, реализуемое в популярной сегодня форме стрит-арт-проектов. Достижения современной практики обучения скрипачей значительны и неоспоримы. Однако, проблемы освоения музыкального инструмента на начальном этапе обучения остаются неизменными и сложными для многих детей, пришедших в музыкальную школу. Чтобы увидеть перспективу развития ребенка, необходимы ежедневные занятия инструментом, постоянный контроль со стороны родителей и педагога, а также участие в проектах, где ребенок может раскрыться и продемонстрировать свои достижения.

Ключевые слова: скрипичный ансамбль, стрит-арт-проект, ансамблевое музицирование, скрипичные упражнения, музыкальная школа, мышечно-двигательный тренинг.

Annotation. The article discusses the violin performing art, which is of great scientific, theoretical and methodological and practical interest in Russia. Our time is marked by large-scale changes in socio-cultural life. The introduction of people to instrumental music is a necessary factor in the education of aesthetic qualities of a person, makes them think creatively and develops musical abilities. Teach the language of music, the forms of modern art that immerse into the creative space through musical sounding in everyday life are called upon. Such forms include the so-called street art, implemented in the popular form of street art projects today. The achievements of the modern practice of teaching violinists are significant and undeniable. However, the problems of mastering a musical instrument at the initial stage of learning remain unchanged and difficult for many children who have come to music school. To see the perspective of a child's development, daily classes with the instrument are necessary, constant monitoring by parents and a teacher, as well as participation in projects where the child can open up and demonstrate his achievements.

Key words: violin ensemble, street art project, ensemble music making, violin exercises, music school, musculoskeletal training.

Введение. Изобретенный еще в глубокой древности музыкальный инструмент скрипка приобрел со временем огромную популярность во многих странах.

В настоящее время скрипичное исполнительское искусство представляет большой научно-теоретический и методико-практический интерес в России. Наше время ознаменовано масштабными изменениями социокультурной жизни. Приобщение людей к инструментальной музыке является необходимым фактором в деле воспитания эстетических качеств личности, заставляет творчески мыслить и развивает музыкальные способности. Музыку надо уметь слушать, также сознательно усваивать и воспринимать слухом. Тогда и будет проявляться к ней большой интерес. Однако, приходится признать, что сейчас многие люди не понимают язык музыки. Научить ему призваны формы современного искусства, погружающие в пространство музыки посредством ее звучания в повседневности. К ним относится и так называемое уличное искусство. Реализуемое в популярной сегодня форме стрит-арт-проектов.

Достижения современной практики обучения скрипачей значительны и неоспоримы. Однако, проблемы освоения музыкального инструмента на начальном этапе обучения остаются неизменными и сложными для многих детей, пришедших в музыкальную школу. Чтобы увидеть перспективу развития ребенка, необходимы ежедневные занятия инструментом, постоянный контроль со стороны родителей и педагога, а также участие в проектах, где ребенок может раскрыться и продемонстрировать свои достижения.

Рассматривая направления развития современного музыкального образования в контексте гуманизации учебного процесса, обращается внимание на проблемы, которые беспокоят преподавателей. Это касается предмета «Ансамбль» струнно-смычковых инструментов по специальности «скрипка».

Изложение основного материала статьи.

1. Ансамбль скрипачей как центр художественно-педагогической работы в музыкальной школе.

Ребенок, пришедший в музыкальную школу учиться играть на скрипке, вынужден терпеливо ждать, пока научится играть. В начале творческого пути это выглядит очень неинтересной для ученика работой, так как осваиваются только первоначальные приемы игры на скрипке. Немного позже, когда ученик овладеет проведением смычком по струнам, он все-равно по требованию педагога время от времени возвращается к подобной рутинной и монотонной работе для закрепления.

Существует один фактор, позволяющий использовать следующую методику начального обучения игре на скрипке и это коллективное исполнительство. Оно имеет свою структуру. В начале занятия проводятся с небольшим количеством учеников, двумя-тремя человеками, затем постепенно прибавляют учеников в ансамбль, сыгрывают их и объединяют уже всех в большой скрипичный ансамбль, где они все вместе играют начальный репертуар - мелодии детских песен и народных попевок.

2. Развитие навыков ансамблевого музицирования.

Ансамбль - это единое художественное целое, в котором из каждого ученика перерастает в общее творческое «Мы». Считается одно из самых интересных и плодотворных форм коллективного музицирования.

Ансамблевое музицирование - очень важный предмет для музыкально-художественного развития ученика при обучении в детских музыкальных школах. Одной из форм работы на уроке является совместная игра педагога и ученика, которая доказала свою эффективность в педагогическом процессе. Наблюдая за игрой преподавателя, ребенок невольно

старается подражать ему и включать увиденные и освоенные приемы в совместную игру во время ансамблевого исполнения, на инструменте. Тем самым ученик делает шаг к профессиональному становлению будущего музыканта.

3. Актуальные проблемы совместного исполнения.

Самая первая проблема совместного исполнения, это дисциплина. Начинающие ансамблисы не понимают, что такое не кривляться, не разговаривать перебивая учителя, не отвлекаться, так как в силу своего детского возраста еще не усидчивы и плохо восприимчивы. Порой приходится останавливать процесс обучения и говорить о поведении каждые пять минут.

Для скрипачей-ансамблистов выход на сцену должен быть красивым и всеми одинаковым. Как это понять? Да все просто. Дети, выходя на сцену должны быть выстроены (заранее) по партиям, держа скрипку и смычок перед собою. Главный выбранный ранее ребенок, показывает, когда нужно брать сначала скрипку, затем смычок и должно это быть синхронно, как в исполнении произведения.

Некоторые дети быстрее усваивают нотную грамматику, ритм, музыкальность данного произведения, что дал для них педагог, а также постановку корпуса рук правильная, что дает исполнителю чистоту интонации и с такими, естественно, быстрее процесс усвоения материала проходит. Главная проблема здесь остальная часть детей, для которых материал кажется трудоемким и постигается с большим трудом.

В работе преподавателя ансамбля скрипачей возникает много вопросов организационного характера. В организацию входят:

- концертные выступления детей,

- составления расписания репетиционных занятий, а порой это бывает сложно, так как нужно, чтобы всем было удобно.

Следующая проблема состоит в расширении самого репертуара, чтобы был разнообразным, детям было интересно

исполнять.

Все перечисленное выше во многом держится на самом педагоге. Вму приходиться создавать нотные переложения и обработки, предназначенные для определенного уровня подготовки учеников.

4. Методика обучения игры на скрипке в ансамбле.

Роль педагога в работе со скрипичным ансамблем многогранна и ответственна. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Каждый из этих методов позволяет выстроить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами на уроке, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.

Задачи:

- развить интерес к классической музыке и музыкальному творчеству. Для этого должен быть интересным материал;

- развитие музыкальных способностей ребенка. К ним относятся: ритм, слух, память, музыкальность, артистизм.

Подбирая для учеников метод для обучения, педагогу необходимо:

- дать высокий уровень знаний по музыкальному материалу, которые они изучают. Рассказать, о чем произведение, чтобы дети смогли понять художественность музыки и смогли качественно исполнить, с пониманием;

-учесть уровень. Насколько они организованны, быстро ли схватывают музыкальный материал;

- учесть образность и восприятие музыки.

5. Формы работы в ансамбле скрипачей.

Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп:

1. Группа - 1 партия.

2. Группа - 2 партия.

3. Весь состав.

Работать нужно обязательно с небольшими группами, так как проще научить дисциплине, разучиванию партий, ведения смычка, постановки пальцев и т.д.

1. В первую группу входят дети, которые исполняют 1 партию, обычно она является главной из остальных. Этап проходит разучивания, вычищение интонации и объединение в единое.

2. Во вторую группу входят дети, которые исполняют 2 партию.

3. Затем собирается весь состав и исполняют совместно, как на репетиции.

Объединение детей в скрипичный ансамбль - является продуктивной формой работы по развитию музыкальности, умению играть в коллективе. Начинать занятия необходимо с исполнения простых произведений на открытых струнах, например, из сборника В. Якубовской. Таким образом, с первых уроков в классе ансамбля одновременно с разучиванием своей партии ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры -синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа. Усваивается также роль и значение паузы в музыкальном тексте.

6. Скрипичные упражнения для работы в ансамбле.

Для репетиционных занятий необходимо выработать правила, которых будут придерживаться все участники коллектива. Обязательным является отклик на рекомендацию педагога или остановку звучания ансамбля по руке преподавателя, реагирование на замечания и советы со стороны руководителя.

В работе в ансамбле следует обращать и выполнять следующие упражнения, это:

1. Общая постановка. Дети выходят на сцену друг за другом держа скрипку и смычок перед собою, кланяются и ждут команды назначенного ответственным, на кого все смотрят и повторяют. Сначала скрипка ставится в рабочее положение, а затем смычок. Таким образом выполняется данная процедура до тех, пор пока не доведется до автоматизации. Также сюда входит комплекс исходных двигательно-игровых движений правой руки со смычком. Звуки извлекаются смычком поначалу на открытых струнах.

2. Мышечно-двигательный тренинг. Педагог водит смычок совместно с учеником на его скрипке, тем самым «лепит» постановку рук. Специфической чертой является непосредственная физическая передача ощущений от педагога к ребенку.

3. Упражнение для левой руки. Самое распространённое - «зеркальце». Нужно представить, что в руке круглое небольшое зеркало. Сначала в него нужно посмотреться, подняв руку, а потом опустить плавно. Выполнять стоит без резких движений левой руки.

4. Упражнение для правой руки - «с карандашом». Чтобы научиться держать смычок, для начала пробуем брать карандаш. Сам смычок он тяжеловат для ребенка и взять его в правильном положении руки трудно и для этого тренировка проходит на карандаше. Положить нужно правую кисть на карандаш, пальчики свободно свисают немного согнутыми.

Мизинец подушечкой встает сверху и большой палец также встает, но только снизу карандаша. Остальные пальчики остаются лежать, облокачиваясь на указательный палец. Повторять следует несколько раз.

Выводы. Первоначальное обучение скрипача является очень важным в педагогической работе. С первых уроков нужен контроль за постановкой рук, учить слышать педагога и чувствовать музыку, пробуждать любовь к ней. Педагог в свою очередь должен облегчить сложный путь к усвоению навыков игры на скрипке. Для развития интереса к скрипичному искусству необходимо участие детей в различных конкурсах и фестивалях, а также современных музыкальных проектах.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э.Б. Абдуллин. -Москва: Профессия, 1996. - С. 15-16

2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - Москва: Владос, 2004. - 172 с.

3. Апраксина, O.A. Музыка в воспитании творческой личности / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -Выпуск 10. - Москва: Музыка, 1975. -20 с.

4. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

5. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка / H.A. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1968.-415 с.

6. Готлиб,А.Д. «Основы ансамблевой техники» / А.Д. Готлиб. - Москва: Музыка, 1971.

7. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2

9. Мордкович, Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей) / Л. Мордкович //Вопросы музыкальной педагогики». - Москва, 1986. - Вып. 6.

10. Турчанинова, Г. «Организация работы скрипичного ансамбля» / Г. Турчанинова // «Вопросы музыкальной педагогики». -М., 1980. - Вып. 2.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Казанцева Галина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОГО ХОРА»

Аннотация. Данная статья содержит описание форм контроля и результатов освоения слушателями программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены формы контроля с примерными тестовыми заданиями по каждому модулю программы, критерии оценки качества освоения программы слушателями, а также кадровое обеспечение программы переподготовки. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.

Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель народного хора, формы контроля, критерии оценки качества, профессиональные компетенции.

Annotation. This article contains a description of the forms of control and the results of mastering by students of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of the Folk Choir" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of folk singing and leadership of choral and ensemble groups working on traditional folklore material, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the forms of control with sample test tasks for each module of the program, criteria for assessing the quality of the program development by students, as well as staffing of the retraining program. The program is in demand, currently the leaders of folk singing groups of Nizhny Novgorod and the region are trained according to it. The number of teachers providing training in an additional professional program includes fulltime teachers of the Department of Production and Music Education. The control of each module leads the listener to the qualitative preparation of the final certification of the program. Students who have successfully passed the final certification receive a diploma of professional retraining of Mininsky University.

Key words: retraining program, Mininsky University, head of the folk choir, forms of control, quality assessment criteria, professional competencies.

Введение. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.