Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа переподготовки / Мининский университет / руководитель вокального ансамбля / учебно-тематический план / содержание программы / профессиональные компетенции / retraining program / Mininsky University / head of vocal ensemble / educational and thematic plan / program content / professional competencies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна

Данная статья содержит описание программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель вокального ансамбля» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области вокального образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены условия реализации и структура программы переподготовки, включающая в себя учебно-тематический план и содержание модулей. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители детских вокальных ансамблей города и области. Преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу, имеют высшее образование и ученую степень, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains a description of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of a vocal ensemble" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of vocal education, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the conditions of implementation and the structure of the retraining program, which includes an educational and thematic plan and the content of modules. The program is in demand, currently the heads of children's vocal ensembles of the city and region are trained according to it. The teachers involved in the educational process have a higher education and an academic degree corresponding to the profile of the disciplines taught. The number of teachers providing training in an additional professional program includes full-time teachers of the Department of Production and Music Education.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Казанцева Галина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат философских наук Шиловская Наталья Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКИ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В

МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Данная статья содержит описание программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель вокального ансамбля» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области вокального образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены условия реализации и структура программы переподготовки, включающая в себя учебно-тематический план и содержание модулей. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители детских вокальных ансамблей города и области. Преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу, имеют высшее образование и ученую степень, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования.

Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель вокального ансамбля, учебно-тематический план, содержание программы, профессиональные компетенции.

Annotation. This article contains a description of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of a vocal ensemble" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of vocal education, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the conditions of implementation and the structure of the retraining program, which includes an educational and thematic plan and the content of modules. The program is in demand, currently the heads of children's vocal ensembles of the city and region are trained according to it. The teachers involved in the educational process have a higher education and an academic degree corresponding to the profile of the disciplines taught. The number of teachers providing training in an additional professional program includes full-time teachers of the Department of Production and Music Education.

Key words: retraining program, Mininsky University, head of vocal ensemble, educational and thematic plan, program content, professional competencies.

Введение. Программа «Руководитель вокального ансамбля» предназначена для студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области музыкальной образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. По итогу выполнения программы слушатели будут знать: теорию и историю русской музыки; методику работы с вокальным коллективом, методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; уметь: планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации, применять методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; владеть: музыкальным инструментом и голосом; методикой работы с детским и взрослым вокальным коллективом, методами анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением.

Изложение основного материала статьи.

1. Условия реализациипрограммы.

Программа очная. Общая трудоемкость курса - 256 часов, из них 84 часа аудиторных. Срок обучения - 1 год.

2. Структура программы.

Данная Программа - является модульной программой дополнительного профессионального образования, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.

1. Модуль «Вокально-инструментальная подготовка».

2. Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка».

3. Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка».

4. Модуль «Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля»

Итоговая аттестация проводится в виде концертной программы с участием обучающегося в ансамблевых и хоровых номерах.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование учебного модуля, раздела Всего часов Всего ауд. час. В том числе (час) Самост. работа Форма контроля (итоговой аттестации)

Лекции Пр. Занятия

1. Модуль 1. «Вокально-инструментальная подготовка»

1.3. Сольное пение. Сценическое мастерство вокалиста. 18 6 2 4 12 Прослушивания

1.4. Вокальныйансамбль. 16 6 1 5 10

1.3. Вокально-инструментальная подготовка. 14 4 1 3 10 Прослушивания

1.4. Концертмейстерский класс. 14 4 1 3 10

Итоговая аттестация 1 Прослушивание

ИТОГО: 63 20 5 15 42

2. Модуль 2. «Музыкально-теоретическая подготовка»

3.1. Анализ музыкальных произведений. 26 6 3 3 20 Контрольная работа, тестирование или практико- ориентированное (творческое) задание

3.2. История русской музыки. 36 14 6 8 22

Итоговая аттестация 1 Экзамен письменный

ИТОГО: 63 20 9 11 42

3. Модуль 3. «Дирижерско-хоровая подготовка»

4.1. Ансамблевое пение и практическая работа с вокальным ансамблем. 30 16 4 12 14 Контрольная работа, тестирование или практико- ориентированное (творческое) задание

4.2. Чтение хоровых партитур. 18 4 2 2 14

4.3 Хоровое дирижирование. 18 4 2 2 14

Итоговая аттестация 1 Прослушивание

ИТОГО: 67 24 8 18 42

4. Модуль 4. «Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля»

4.1. Методика работы с творческим коллективом. 18 6 4 2 12 Тестирование

4.2. Методика работы с детским вокальным коллективом. 16 6 4 2 10

4.3 Народное творчество и фольклорные традиции. 22 6 2 4 16

4.4. Цифровые технологии в музыкальном образовании. 7 2 1 1 5

Итоговая аттестация 1 Экзамен письменный

ИТОГО: 63 20 43

ИТОГО 256 84 171

Содержание программы

Виды учебных занятий, учебных работ, час. Содержание

Модуль 1. «Вокально-инструментальная подготовка»

1.2. Сольное пение. Сценическое мастерство вокалиста. Лекции (2) Практ. зан. (4 ч) Различные подходы к постановке голоса певца. Звукообразование. Вокальная маска. Придыхательная, твердая и мягкая атака звука. Головной и грудной резонаторы, медиум. Строение гортани и изменения во время мутации. Вокальный зевок. Начальные вокальные упражнения. Этапы работы с голосом. Принципы подбора репертуара в соответствии с вокальными возможностями юного певца. Основы сценического мастерства. Сценическое воплощение вокального произведения. Формирование умения эмоциональной сдержанности во время концертного выступления. Эстетичность и сценическая культура.

1.2. Вокальный ансамбль. Лекции (1) Практ. зан. (5 ч) Виды ансамблей. Работа над ансамблевым строем (гармоническим и мелодическим); балансом между партиями ансамбля. Работа над нюансировкой, фразировкой. Анализ музыкального произведения с точки зрения трудностей исполнительского плана и художественно-образного. Приемы работы над метро-ритмическим ансамблем, дикционным, орфоэпическим.

1.5. Вокально- инструментальная подготовка. Лекции (1) Практ. зан. (3 ч) Основные пианистические приемы исполнительской деятельности музыканта. Работа над репертуаром. История возникновения гармоник. История баяно-аккордеонного искусства. Основные сведения об устройстве гармоник. Исполнительство на музыкальном инструменте. Использование дополнительных музыкальных инструментов в работе с ДОУ.

1.6. Концертмейсте рский класс. Лекции (1) Практ. зан. (3 ч) Концертмейстерская работа с солистом-вокалистом. Формирование компетенции аккомпанировать солисту - партнёру (вокалисту и инструменталисту). Чтение с листа, транспонирование нотного текста, умение исполнять произведение в разных тональностях. Подбор и умение играть по слуху. Анализ музыкального произведения с точки зрения исполнительского плана. Фактурное оформление произведений детского и взрослого репертуара.

Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Прослушивание

Модуль 2. «Музыкально-теоретическая подготовка»

2.1. Анализ музыкальных произведений. Лекция (3 ч) Практ. зан. (3 ч) Музыкальные формы. Средства музыкальной выразительности. Развитие музыкальных форм в русской музыке. Тонально-гармонический анализ. Тонально-гармонический анализ (на примере фольклорной, народной музыки).

2.2. История русской музыки. Лекция (6 ч) Практ. зан. (8 ч) История отечественной музыки от древности до XIX в. Отечественная музыка XX века и современности.

Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Экзамен письменный

Модуль 3. «Дирижерско-хоровая подготовка»

3.1. Хоровое пение и практическая работа с вокальным ансамблем. Лекция (4 ч) Организация работы хорового класса. Прослушивание поступающих в хор и распределение по партиям, основные приемы и этапы в распевании. Работа над первоначальными вокально-хоровыми навыками: певческая установка, дыхание, звукообразование. Работа по формированию репертуара детского и взрослого вокального ансамбля, хора. Прохождение произведений, сложных по содержанию и форме, овладение искусством управления хором, вокальным ансамблем. Изучение полифонических произведений.

Практ. зан. (12 ч)

3.2. Чтение хоровых партитур. Лекция (2 ч) Работа над хоровой партитурой: голосоведение, специфика аккордовой фактуры, акцентирование голосов, упрощение фортепианной партитуры в соответствии с пианистическими данными. Транспонирование.

Практ. зан. (2 ч)

3.3. Хоровое дирижирование. Лекции (2ч) Практ. зан. (2 ч) Схемы тактирования. Дирижирование в простых, сложных несимметричных и переменных размерах. Работа дирижера с хоровой партитурой, разработка исполнительского плана произведения. Знакомство с различными видами полифонии: подголосочной, имитационной и контрастной.

Итоговая аттестация Экзамен (1ч) Прослушивание

Модуль 4. «Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля»

4.1. Методика работы с творческим коллективом. Лекция (4 ч) История становления русского хорового искусства. Формы работы в народно-певческом коллективе. Регламент работы народного хора. Формирование репертуара народного хора. Методика работы над песнями с элементами движения. Сценическое воплощение

Практ. зан. (2 ч)

фольклорных произведений. Постановка музыкальных спектаклей на фольклорной основе.

4.2. Методика работы с детским вокальным коллективом. Лекция (4 ч) Основные принципы работы с детским голосом. Возрастная периодизация детских певческих голосов. Мутационный период и формы работы с детскими голосами во время мутации. Музыкальная психология. Основные этапы вокальной работы в детском ансамбле. Методы и приемы работы в детском народно-певческом коллективе, фольклорном ансамбле. Формирование репертуара детского народного хора, фольклорного ансамбля.

Практ. зан. (2 ч)

4.3. Народное творчество и фольклорные традиции. Лекции (2 ч) Практ.зан. (4 ч) Сущность, специфика и структура народного художественного творчества. Основные понятия дисциплины «Народное художественное творчество». Фольклорные традиции Нижегородского региона, их изучение и популяризация в детской и молодежной среде. Творчество народное и профессиональное. Проблема авторства в народном творчестве.

4.4. Цифровые технологии в музыкальном образовании. Информационные и компьютерные технологии (ИКТ) в образовании. Основные понятия. Аппаратные и программные средства мультимедиа. Анимация. Компьютерная графика. Компьютерная обработка аудио- и видеоданных.

Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Устный экзамен

Выводы. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители детских вокальных ансамблей города и области. Преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу, имеют высшее образование и ученую степень, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования Кислова Оксана Николаевна - кандидат искусствоведения, Сизова Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

2. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие / И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - Т. 4. Музыка, математика, информатика. - 184 е.: схем., табл., ил. - ISBN 978-5-8064-1875-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428257

3. Горохова, Л.С. Методика анализа хорового произведения: учебное пособие / Л.С. Горохова, В.Т. Старицына; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии. - Архангельск: САФУ, 2015. - 104 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5261-01045-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436357

4. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором: элементарный курс: учеб. пособие / Г.А. Дмитревский. - Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2013.

5. История русской музыки / сост. О.В. Сокол. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875

6. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учеб.-метод, пособие / О.Н Кислова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.

7. Паранина, Е.В. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие / Е.В. Паранина, O.A. Сизова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И Глинки, Кафедра концертмейстерского мастерства. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2014. - 48 с.

8. Паршукова, В.И. Методика преподавания хоровых дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Паршукова. - Сыктывкар: ГПОУ PK «Колледж искусств Республики Коми», 2018 - 60 с.

9. Чертовской, А.Н. Концертмейстерская подготовка студентов музыкального отделения педагогического ВУЗа / А.Н. Чертовской Нижний Новгород: НГПУ, 2011

10. Шапошников, Л.Е. Философско-педагогические взгляды Т.П. Филиппова / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9.- № 1(34). - С. 10. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10. - EDN DPKIZO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.