9. Современные инструменты управления образовательной организацией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1рз://хп—Ыаапу.хп—11аШ.хп—р1а1/соигзе (дата обращения: 15.11.2023)
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Ковкина Инна Вульфовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОГО ХОРА» В МИНИНСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. Данная статья содержит описание программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. Программа нацелена сформировать компетенцию по составлению концертного и конкурсного репертуара народного хора и фольклорного ансамбля. В статье отражены условия реализации и структура программы переподготовки, включающая в себя учебно-тематический план и содержание модулей. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области.
Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель народного хора, учебно-тематический план, содержание программы, профессиональные компетенции.
Annotation. This article contains a description of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of the Folk Choir" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of folk singing and leadership of choral and ensemble groups working on traditional folklore material, as well as specialists with musical education in other areas of training. The program aims to form the competence to compose the concert and competitive repertoire ofthe folk choir and folklore ensemble. The article reflects the conditions of implementation and the structure of the retraining program, which includes an educational and thematic plan and the content of modules. The program is in demand, currently the leaders of folk singing groups of Nizhny Novgorod and the region are trained according to it.
Key words: retraining program, Mininsky University, head of the folk choir, educational and thematic plan, program content, professional competencies.
Введение. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. Она нацелена на формирование компетенции по составлению концертного и конкурсного репертуара народного хора и фольклорного ансамбля. По итогу выполнения программы слушатели будут знать: теорию и историю русской музыки; методику работы с народно-певческим коллективом, методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; уметь: планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации, применять методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением. ; владеть: методикой работы с детским и взрослым народно-певческим коллективом.
Изложение основного материала статьи.
1. Условия реализациипрограммы.
Программа очная. Общая трудоемкость курса - 256 часов, из них 84 часа аудиторных. Срок обучения - 6 месяцев.
2. Структура программы.
Данная Программа - является модульной программой дополнительного профессионального образования, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.
1. Модуль «Вокально-инструментальная подготовка».
2. Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка».
3. Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка».
4. Модуль «Профессиональная подготовка руководителя народного хора».
Итоговая аттестация проводится в виде концертной программы с участием обучающегося в ансамблевых и хоровых номерах.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование учебного модуля, раздела Всего часов Всего ауд. час. В том числе (час) Самост. работа Форма контроля (итоговой аттестации)
Лекции Пра- кт. занятия
1. Модуль 1. «Вокально-инструментальная подготовка»
1.1. Сольное пение. Сценическое мастерство вокалиста. 18 6 2 4 12 Прослушивания
1.2. Вокальныйансамбль. 16 6 1 5 10
1.3. Вокально-инструментальная подготовка. 14 4 1 3 10 Прослушивания
1.4. Концертмейстерский класс. 14 4 1 3 10
Итоговая аттестация 1 Прослушивание
ИТОГО: 63 20 5 15 42
2. Модуль 2. «Музыкально-теоретическая подготовка»
3.1. Анализ музыкальных произведений. 12 2 1 1 10 Контрольная работа, тестирование или практико- ориентированное (творческое) задание
3.2. Областные певческие стили. 14 4 2 2 10
3.3. Расшифровка народной песни. 16 6 1 5 10
3.4. Аранжировка народной песни. 14 4 1 3 10
3.5. История русской музыки. 6 4 4 - 2
Итоговая аттестация 1 Экзамен письменный
ИТОГО: 63 20 9 11 42
3. Модуль 3. «Дирижерско-хоровая подготовка»
4.1. Хоровое пение и практическая работа с народным хором. 30 16 4 12 14 Контрольная работа, тестирование или практико- ориентированное (творческое) задание
4.2. Чтение хоровых партитур. 18 4 2 2 14
4.3 Хоровое дирижирование. 18 4 2 2 14
Итоговая аттестация 1 Прослушивание
ИТОГО: 67 24 8 18 42
4. Модуль 4. «Профессиональная подготовка руководителя народного хора»
4.1. Методика работы с народно-певческим коллективом. 18 6 4 2 12 Тестирование
4.2. Методика работы с детским хоровым коллективом. 16 6 4 2 10
4.3. Региональные особенности русского народного танца. 8 2 - 2 6
4.4 Народное творчество и фольклорные традиции. 14 4 2 2 10
4.5. Цифровые технологии в музыкальном образовании. 7 2 1 1 5
Итоговая аттестация 1 Экзамен письменный
ИТОГО: 63 20 43
ИТОГО 256 84 171
Виды учебных занятий, учебных работ, час. Содержание
Модуль 1. «Вокально-инструментальная подготовка»
1.1. Сольное пение. Сценическое мастерство вокалиста. Лекции (2) Практ. зан. (4 ч) Различные подходы к постановке голоса певца. Звукообразование. Вокальная маска. Придыхательная, твердая и мягкая атака звука. Головной и грудной резонаторы, медиум. Строение гортани и изменения во время мутации. Вокальный зевок. Начальные вокальные упражнения. Этапы работы с голосом. Принципы подбора репертуара в соответствии с вокальными возможностями исполнителя. Сценическое воплощение вокального произведения.
1.2. Вокальный ансамбль. Лекции (1) Практ. зан. (5 ч) Виды ансамблей. Работа над ансамблевым строем (гармоническим и мелодическим); балансом между партиями ансамбля. Работа над нюансировкой, фразировкой. Приемы работы над метроритмическим и дикционным ансамблем.
1.3. Вокально-инструментальная подготовка. Лекции (1) Практ. зан. (3 ч) Основные пианистические приемы исполнительской деятельности музыканта. Работа над репертуаром.
1.4.Концертмейстерский класс. Лекции (1) Практ. зан. (3 ч) Концертмейстерская работа с солистом-вокалистом. Формирование компетенции аккомпанировать солисту. Чтение с листа, транспонирование нотного текста, умение исполнять произведение в разных тональностях. Подбор и умение играть по слуху. Анализ музыкального произведения с точки зрения исполнительского плана.
Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Прослушивание
Модуль 2. «Музыкально-теоретическая подготовка»
2.1. Анализ музыкальных произведений. Лекция (1ч) Практ. зан. (1ч) Музыкальные формы. Средства музыкальной выразительности. Развитие музыкальных форм в русской музыке. Тонально-гармонический анализ (на примере фольклорной, народной музыки).
2.2. Областные певческие стили. Лекция (2 ч) Песенные традиции Русского Севера. Западнорусская песенная традиция. Южнорусская песенная традиция. Среднерусская песенная традиция. Песенные традиции Поволжья. Песенные традиции Урала и Сибири. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Практ. зан. (2 ч)
2.3. Расшифровка народной песни. Лекции (1ч) Основы нотации народных песен. Специфика фольклорных исполнительских приёмов и способы их обозначения. Основные ритмические рисунки народной песни. Украшения в народных песнях. Подтекстовка. Музыкальная строфа. Особенности диалекта в народных песнях. Оформление нотации.
Практ. зан. (5 ч)
2.4. Аранжировка народной песни. Лекция (1ч) Аранжировка песен гетерофонного склада. Аранжировка многоканальных партитур двухголосной основы. Аранжировка многоканальных партитур трёхголосной основы. Аранжировка и обработка многоголосных партитур для одного голоса.
Практ. зан. (3 ч)
2.5. История русской музыки. Лекция (4 ч) История отечественной музыки от древности до XIX в. Отечественная музыка XX века и современности.
Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Экзамен письменный
Модуль 3. «Дирижерско-хоровая подготовка»
3.1. Хоровое пение и практическая работа с народным хором. Лекция (4 ч) Организация работы хорового класса. Прослушивание поступающих в хор и распределение по партиям. Работа над первоначальными вокально-хоровыми навыками: певческая установка, дыхание, звукообразование. Работа по формированию репертуара детского и взрослого народно-певческого коллектива. Прохождение произведений, сложных по содержанию и форме, овладение искусством управления хором.
Практ. зан. (12 ч)
3.2. Чтение хоровых партитур. Лекция (2 ч) Работа над хоровой партитурой: голосоведение, специфика аккордовой фактуры, акцентирование голосов, упрощение фортепианной партитуры в соответствии с пианистическими данными. Транспонирование.
Практ. зан. (2 ч)
3.3. Хоровое дирижирование. Лекции (2 ч) Практ. зан. (2 ч) Схемы тактирования. Дирижирование в простых, сложных несимметричных и переменных размерах. Работа дирижера с хоровой партитурой, разработка исполнительского плана произведения. Знакомство с различными видами полифонии: подголосочной, имитационной и контрастной.
Итоговая аттестация Экзамен (1ч) Прослушивание
Модуль 4. «Профессиональная подготовка руководителя народного хора»
4.1. Методика работы с народно-певческим коллективом. Лекция (4 ч) История становления русского хорового искусства. Формы работы в народно-певческом коллективе. Регламент работы народного хора. Формирование репертуара народного хора. Методика работы над песнями с элементами движения. Сценическое воплощение фольклорных произведений. Постановка музыкальных спектаклей на фольклорной основе.
Практ. зан. (2 ч)
4.2. Методика работы с детским народным хоровым коллективом. Лекция (4 ч) Основные принципы работы с детским голосом. Возрастная периодизация детских певческих голосов. Мутационный период и формы работы с детскими голосами во время мутации. Основные этапы, методы и приемы работы в детском народно-певческом коллективе, фольклорном ансамбле. Формирование репертуара детского народного хора, фольклорного ансамбля.
Практ. зан. (2 ч)
4.3. Региональные особенности русского народного танца. Практ. зан. (2ч) Основные движения бытового русского танца. Знакомство с бытовыми плясками и хороводами различных областей России.
4.4. Народное творчество и фольклорные традиции. Лекции (2 ч) Практ.зан. (2 ч) Сущность, специфика и структура народного художественного творчества. Фольклорные традиции Нижегородского региона, их изучение и популяризация в детской и молодежной среде. Творчество народное и профессиональное. Проблема авторства в народном творчестве.
4.5. Цифровые технологии в музыкальном образовании. Информационные и компьютерные технологии (ИКТ) в образовании. Основные понятия. Аппаратные и программные средства мультимедиа. Компьютерная обработка аудио- и видеоданных.
Итоговая аттестация Экзамен (1 ч) Устный экзамен
Выводы. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области. Отрадно, что количество обучающихся по программе переподготовки растет.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV
2. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие / И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - Т. 4. Музыка, математика, информатика. - 184 е.: схем., табл., ил. - ISBN 978-5-8064-1875-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428257
3. Горохова, Л.С. Методика анализа хорового произведения: учебное пособие / Л.С. Горохова, В.Т. Старицына; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии. - Архангельск: САФУ, 2015. - 104 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5261-01045-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436357
4. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором: элементарный курс: учеб.пособие / Г.А. Дмитревский. - Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2013.
5. История русской музыки / сост. О.В. Сокол. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875
6. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учеб.-метод. пособие / О.Н. Кислова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.
7. Паранина, Е.В. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие / Е.В. Паранина, O.A. Сизова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И Глинки, Кафедра концертмейстерского мастерства. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2014. - 48 с.
8. Паршукова, В.И. Методика преподавания хоровых дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Паршукова. - Сыктывкар: ГПОУ PK «Колледж искусств Республики Коми», 2018. - 60 с.
9. Чертовской, А.Н. Концертмейстерская подготовка студентов музыкального отделения педагогического ВУЗа / А.Н. Чертовской. - Нижний Новгород: НГПУ, 2011.
10. Шапошников, Л.Е. Философско-педагогические взгляды Т.Н. Филиппова / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9.- № 1(34). - С. 10. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10. - EDN DPKIZO