Научная статья на тему 'ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»'

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа переподготовки / Мининский университет / руководитель вокального ансамбля / формы контроля / критерии оценки качества / профессиональные компетенции / retraining program / Mininsky University / head of vocal ensemble / forms of control / quality assessment criteria / professional competencies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна

Данная статья содержит описание форм контроля и результатов освоения слушателями программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель вокального ансамбля» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области вокального образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены формы контроля с примерными тестовыми заданиями по каждому модулю программы, критерии оценки качества освоения программы слушателями, а также кадровое обеспечение программы переподготовки. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кислова Оксана Николаевна, Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains a description of the forms of control and the results of mastering by students of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of a vocal ensemble" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of vocal education, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the forms of control with sample test tasks for each module of the program, criteria for assessing the quality of the program development by students, as well as staffing of the retraining program. The number of teachers providing training in an additional professional program includes full-time teachers of the Department of Production and Music Education. The control of each module leads the listener to the qualitative preparation of the final certification of the program. Students who have successfully passed the final certification receive a diploma of professional retraining of Mininsky University.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Казанцева Галина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат философских наук Шиловская Наталья Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ

ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»

Аннотация. Данная статья содержит описание форм контроля и результатов освоения слушателями программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель вокального ансамбля» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области вокального образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены формы контроля с примерными тестовыми заданиями по каждому модулю программы, критерии оценки качества освоения программы слушателями, а также кадровое обеспечение программы переподготовки. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.

Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель вокального ансамбля, формы контроля, критерии оценки качества, профессиональные компетенции.

Annotation. This article contains a description of the forms of control and the results of mastering by students of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of a vocal ensemble" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of vocal education, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the forms of control with sample test tasks for each module of the program, criteria for assessing the quality of the program development by students, as well as staffing of the retraining program. The number of teachers providing training in an additional professional program includes full-time teachers of the Department of Production and Music Education. The control of each module leads the listener to the qualitative preparation of the final certification of the program. Students who have successfully passed the final certification receive a diploma of professional retraining of Mininsky University.

Key words: retraining program, Mininsky University, head of vocal ensemble, forms of control, quality assessment criteria, professional competencies.

Введение. Программа «Руководитель вокального ансамбля» предназначена для студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области музыкальной образования, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. По итогу выполнения программы слушатели будут знать методику работы с вокальным коллективом, методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; уметь воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации, применять методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; владеть музыкальным инструментом и голосом; методикой работы с детским и взрослым вокальным коллективом.

Программа переподготовки «Руководитель вокального ансамбля» очная. Общая трудоемкость курса-256 часов, из них 84 часа аудиторных. Срок обучения - 1 год. Данная Программа - является модульной программой дополнительного профессионального образования, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.

1. Модуль «Вокально-инструментальная подготовка».

2. Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка».

3. Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка».

4. Модуль «Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля».

Изложение основного материала статьи.

Контроль и оценка результатов освоения программы.

Примеры тестовых заданий по модулю 1.

«Вокально-инструментальная подготовка». Экзамен в форме прослушивания.

Цель и задачи: проверка способности обучающихся выявления в исполнительском процессе всего комплекса музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор для воплощения художественного замысла произведения.

Критерии оценки качества исполнения произведения.

76-100 баллов - художественно-выразительное исполнение произведения с ярко выраженным пониманием и воплощением в реальном звучании всего комплекса музыкальных средств. В исполнении произведения ощущается способность к целостному охвату формы и выявлению его формообразующих элементов.

32-75 баллов - хорошее исполнение произведения, сочетающееся с достаточно полным пониманием функций выразительных средств, используемых композитором для воплощения художественной идеи. Правильное, в целом, определение исполнительских и педагогических задач и путей их решения.

18-32 баллов - художественно неубедительное исполнение и недостаточное понимание функций художественно-выразительных средств. Исполнение с существенными недостатками, неспособность сделать целостный исполнительский анализ.

Тест содержит 20 заданий. Критерии оценивания тестовых заданий приведены в таблице.

Тестовые задания Количество тестовых заданий Баллы за тестовое задание Всего баллов

Тестовыезаданиязакрытоготипа с выборомодного или нескольких правильных ответов 20 2 40

1. Выберите правильный вариант:

Что является штрихом в вокальном исполнтельстве?

(A) ауфтакт (Б) crescendo

(B) ad libitum (Г) staccato

2. Вокальная маска - это ... .

(A) носовая и придаточные полости (Б) свойство резонирования голоса

(B) атрибут маскарада (Г) регистр голоса

Примеры тестовых заданий по модулю 2.

«Музыкально-теоретическая подготовка». Экзамен письменный.

Анализ одно, двухголосной и трехголосной песни с точки зрения исполнительских трудностей. Способы и методы работы с вокальными произведениями в детском ансамбле. Вокально-хоровая работа в молодежном и взрослом ансамблях.

История русской музыки с древнейших времен до XVII века. Основные направления музыкального искусства.

История и теория русской музыки XVIII века. Основные положения.

История и теория русской музыки XIX века.

Народно-певческое искусство в России. История становления.

История и теория русской музыки XX - начала XXI вв.

Современные формы ансамблевого исполнительства.

Примеры тестовых заданий по модулю 3.

«Дирижерско-хоровая подготовка».

Цель и задачи: проверка способности обучающихся выявления в исполнительском процессе всего комплекса музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор для воплощения художественного замысла произведения.

Критерии оценки качества исполнения произведения.

46-60 баллов - художественно-выразительное исполнение произведения с ярко выраженным пониманием и воплощением в реальном звучании всего комплекса музыкальных средств. В исполнении произведения ощущается способность к целостному охвату формы и выявлению его формообразующих элементов.

32-46 баллов - хорошее исполнение произведения, сочетающееся с достаточно полным пониманием функций выразительных средств, используемых композитором для воплощения художественной идеи. Правильное, в целом, определение исполнительских и педагогических задач и путей их решения.

18-32 баллов - художественно неубедительное исполнение и недостаточное понимание функций художественно-выразительных средств. Исполнение с существенными недостатками, неспособность сделать целостный исполнительский анализ.

Примеры заданий по модулю 4.

«Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля». Устный экзамен (доклад).

1. Темп и метроритм как основа ритмической составляющей музыки.

2. Музыкальная грамота в школе.

3. Специфика русского музыкального образования в период до XVIII в.

4. Организационная деятельность руководителя школьного хора.

5. Методы и приемы вокальной работы с детьми.

6. Историческое развитие музыкальной психологии.

7. Музыкальный слух, память, мышление.

8. Личностное профессиональное развитие педагога-музыканта.

9. Информационные и компьютерные технологии (ИКТ) в музыкальном образовании.

10. Восприятие музыки и ее разбор с младшими школьниками.

Итоговая аттестация проводится в виде концертной программы с участием слушателя в сольных, ансамблевых и хоровых номерах. Примерная программа (варианты) итоговой аттестации:

1. «Спасибо, музыка, тебе» сл. М. Минкова, муз. Е. Крылатова.

2. «Колыбельная песня («Баю-баюшки-баю»)» их мюзикла Бременские музыканты, сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова.

3. «Сидит Дрёма» игровая песня Нижегородской области.

1. «Я люблю, тебя, Россия!» сл. М. Ножкина, муз. Д. Тухманова.

2. «Подкошена травка» лирическая Оренбургской области.

3. «Песня разбойников» их мюзикла Бременские музыканты, сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова.

1. «Кабы не было зимы» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова.

2. «Прекрасное далеко» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова.

3. «Коляда» номер из святочной кантаты «Матушка Мария» В. Беляева.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу, имеют высшее образование и ученую степень, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования: Кислова Оксана Николаевна - кандидат искусствоведения, Сизова Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой.

6. Кадровое обеспечение программы.

№ п/п Дисциплина/раздел/модуль в соответствии с УП ФИО преподавателя Ученая степень/ученое звание Занимаемая должность

1 Модуль «Вокально- инструментальная подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент

2 Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент

3 Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент

4 Модуль «Профессиональная подготовка руководителя вокального ансамбля» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент

Разработчиком (составителем) и руководителем программы переподготовки «Руководитель вокального ансамбля» является Кислова Оксана Николаевна, старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования, кандидат искусствоведения.

Выводы. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители детских вокальных ансамблей города и области. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию выдается справка об обучении по программе переподготовки и дается возможность повторной сдачи экзамена.

Литература:

1. Банникова, И.И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): учебное пособие для бакалавров / И.И. Банникова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры», Кафедра теории и истории музыки. - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012. - 147 с.

2. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV

3. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие / И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - Т. 4. Музыка, математика, информатика. - 184 е.: схем., табл., ил. - ISBN 978-5-8064-1875-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428257

4. Горохова, Л.С. Методика анализа хорового произведения: учебное пособие / Л.С. Горохова, В.Т. Старицына; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии. - Архангельск: САФУ, 2015. - 104 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5261-01045-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436357

5. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором: элементарный курс: учеб.пособие / Г.А. Дмитревский. -Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2013.

6. История русской музыки / сост. О.В. Сокол. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учеб.- метод, пособие / О.Н. Кислова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.

8. Паранина, Е.В. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие / Е.В. Паранина, O.A. Сизова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И Глинки, Кафедра концертмейстерского мастерства. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2014. - 48 с.

9. Паршукова, В.И. Методика преподавания хоровых дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Паршукова. - Сыктывкар: ГПОУ PK «Колледж искусств Республики Коми», 2018. - 60 с.

10. Чертовской, А.Н. Концертмейстерская подготовка студентов музыкального отделения педагогического ВУЗа / А.Н. Чертовской. - Нижний Новгород: НГПУ, 2011.

11. Шапошников, Л.Е. Философско-педагогические взгляды Т.Н. Филиппова / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9.- № 1(34). - С. 10. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10. - EDN DPKIZO

12. Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)».

13. Эрбес, В.А. От техники речи - к вокалу: учебно-методическое пособие / В.А. Эрбес. - Омск: Омский государственный университет, 2013. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.