Мизинец подушечкой встает сверху и большой палец также встает, но только снизу карандаша. Остальные пальчики остаются лежать, облокачиваясь на указательный палец. Повторять следует несколько раз.
Выводы. Первоначальное обучение скрипача является очень важным в педагогической работе. С первых уроков нужен контроль за постановкой рук, учить слышать педагога и чувствовать музыку, пробуждать любовь к ней. Педагог в свою очередь должен облегчить сложный путь к усвоению навыков игры на скрипке. Для развития интереса к скрипичному искусству необходимо участие детей в различных конкурсах и фестивалях, а также современных музыкальных проектах.
Литература:
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа конспект / Э.Б. Абдуллин. -Москва: Профессия, 1996. - С. 15-16
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - Москва: Владос, 2004. - 172 с.
3. Апраксина, O.A. Музыка в воспитании творческой личности / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -Выпуск 10. - Москва: Музыка, 1975. -20 с.
4. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV
5. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка / H.A. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1968.-415 с.
6. Готлиб,А.Д. «Основы ансамблевой техники» / А.Д. Готлиб. - Москва: Музыка, 1971.
7. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB
8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2
9. Мордкович, Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей) / Л. Мордкович //Вопросы музыкальной педагогики». - Москва, 1986. - Вып. 6.
10. Турчанинова, Г. «Организация работы скрипичного ансамбля» / Г. Турчанинова // «Вопросы музыкальной педагогики». -М., 1980. - Вып. 2.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Казанцева Галина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Ковкина Инна Вульфовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОГО ХОРА»
Аннотация. Данная статья содержит описание форм контроля и результатов освоения слушателями программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. В статье отражены формы контроля с примерными тестовыми заданиями по каждому модулю программы, критерии оценки качества освоения программы слушателями, а также кадровое обеспечение программы переподготовки. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.
Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель народного хора, формы контроля, критерии оценки качества, профессиональные компетенции.
Annotation. This article contains a description of the forms of control and the results of mastering by students of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of the Folk Choir" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of folk singing and leadership of choral and ensemble groups working on traditional folklore material, as well as specialists with musical education in other areas of training. The article reflects the forms of control with sample test tasks for each module of the program, criteria for assessing the quality of the program development by students, as well as staffing of the retraining program. The program is in demand, currently the leaders of folk singing groups of Nizhny Novgorod and the region are trained according to it. The number of teachers providing training in an additional professional program includes fulltime teachers of the Department of Production and Music Education. The control of each module leads the listener to the qualitative preparation of the final certification of the program. Students who have successfully passed the final certification receive a diploma of professional retraining of Mininsky University.
Key words: retraining program, Mininsky University, head of the folk choir, forms of control, quality assessment criteria, professional competencies.
Введение. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми
коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. Она нацелена на формирование компетенции по составлению концертного и конкурсного репертуара народного хора и фольклорного ансамбля. По итогу выполнения программы слушатели будут знать: теорию и историю русской музыки; методику работы с народно-певческим коллективом, методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; уметь: планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации, применять методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением. ; владеть: методикой работы с детским и взрослым народно-певческим коллективом.
Программа очная. Общая трудоемкость курса - 256 часов, из них 84 часа аудиторных. Срок обучения - 6 месяцев. Данная Программа - является модульной программой дополнительного профессионального образования, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.
1. Модуль «Вокально-инструментальная подготовка».
2. Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка».
3. Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка».
4. Модуль «Профессиональная подготовка руководителя народного хора».
Изложение основного материала статьи.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Примеры тестовых заданий по модулю 1: «Вокально-инструментальная подготовка». Экзамен в форме прослушивания.
Цель и задачи: проверка способности обучающихся выявления в исполнительском процессе всего комплекса музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор для воплощения художественного замысла произведения.
Критерии оценки качества исполнения произведения.
76-100 баллов - художественно-выразительное исполнение произведения с ярко выраженным пониманием и воплощением в реальном звучании всего комплекса музыкальных средств. В исполнении произведения ощущается способность к целостному охвату формы и выявлению его формообразующих элементов.
32-75 баллов - хорошее исполнение произведения, сочетающееся с достаточно полным пониманием функций выразительных средств, используемых композитором для воплощения художественной идеи. Правильное, в целом, определение исполнительских и педагогических задач и путей их решения.
18-32 баллов - художественно неубедительное исполнение и недостаточное понимание функций художественно-выразительных средств. Исполнение с существенными недостатками, неспособность сделать целостный исполнительский анализ.
Тест содержит 20 заданий. Критерии оценивания тестовых заданий приведены в таблице.
Тестовые задания Количество тестовых заданий Баллы за тест, задание Всего баллов
Тестовыезаданиязакрытоготипа с выборомодного или нескольких правильных ответов 20 2 40
1. Выберите правильный вариант:
Что является штрихом в вокальном исполнительстве?
(A) ауфтакт
(Б) crescendo
(B) ad libitum
(Г) staccato
2. Вокальная маска - это ... .
(A) носовая и придаточные полости
(Б) свойство резонирования голоса
(B) атрибут маскарада
(Г) регистр голоса
Примеры тестовых заданий по модулю 2: «Музыкально-теоретическая подготовка» (экзамен письменный).
Расшифровка народной песни многоканальной записи для женского трехголосного ансамбля, для мужского двухголосного ансамбля. Расшифровка сольной детской народной песни и песни для двухголосного состава. Аранжировка одно и двухголосной народных песен.
Примеры тестовых заданий по модулю 3: «Дирижерско-хоровая подготовка»
Цель и задачи: проверка способности обучающихся выявления в исполнительском процессе всего комплекса музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор для воплощения художественного замысла произведения.
Критерии оценки качества исполнения произведения.
46-60 баллов - художественно-выразительное исполнение произведения с ярко выраженным пониманием и воплощением в реальном звучании всего комплекса музыкальных средств. В исполнении произведения ощущается способность к целостному охвату формы и выявлению его формообразующих элементов.
32-46 баллов - хорошее исполнение произведения, сочетающееся с достаточно полным пониманием функций выразительных средств, используемых композитором для воплощения художественной идеи. Правильное, в целом, определение исполнительских и педагогических задач и путей их решения.
18-32 баллов - художественно неубедительное исполнение и недостаточное понимание функций художественно-выразительных средств. Исполнение с существенными недостатками, неспособность сделать целостный исполнительский анализ.
Примеры заданий по модулю 4: «Профессиональная подготовка руководителя народного хора», (устный экзамен (доклад)).
1. Темп и метроритм как основа ритмической составляющей музыки.
2. Музыкальная грамота в школе.
3. Специфика русского музыкального образования в период до XVIII в.
4. Организационная деятельность руководителя школьного хора.
5. Методы и приемы вокальной работы с детьми.
6. Историческое развитие музыкальной психологии.
7. Музыкальный слух, память, мышление.
8. Личностное профессиональное развитие педагога-музыканта.
9. Информационные и компьютерные технологии (ИКТ) в музыкальном образовании.
10. Восприятие музыки и ее разбор с младшими школьниками.
Разработчиком (составителем) и руководителем программы переподготовки «Руководитель народного хора» является Кислова Оксана Николаевна, старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования, кандидат искусствоведения.
Итоговая аттестация проводится в виде концертной программы с участием слушателя в сольных, ансамблевых и хоровых номерах. Примерная программа (варианты) итоговой аттестации:
4. «Что ты спишь, душа моя...» духовный стих Иркутской области в обр. Д. Катрича.
5. «Я косила на потоке на реке» кадрильная Архангельской области.
6. «Сидит Дрёма» игровая песня Нижегородской области.
4. «Матушка Россия» сл. В. Рубченко, муз. Ю. Воронищева.
5. «Подкошена травка» лирическая Оренбургской области.
6. «Акулинка» плясовая Нижегородской области.
4. «Ты цвети, Россия!» сл. Н. Палькина, муз. В. Левашова.
5. «Дымом половодье» ст. С. Есенина, муз. Д. Катрича.
6. «Коляда» номер из святочной кантаты «Матушка Мария» В. Беляева.
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию получают диплом о профессиональной переподготовке Мининского университета.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу, имеют высшее образование и ученую степень, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин. В число преподавателей, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе, входят штатные преподаватели кафедры продюсерства и музыкального образования: Кислова Оксана Николаевна - кандидат искусствоведения, Сизова Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой.
Кадровое обеспечение программы
№ п/п Дисциплина/раздел/модуль в соответствии с УП ФИО преподавателя Ученая степень/ученое звание Занимаемая должность
1 Модуль «Вокально- инструментальная подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент
2 Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент
3 Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент
4 Модуль «Профессиональная подготовка руководителя народного хора» Кислова Оксана Николаевна Сизова Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения Кандидат педагогических наук Старший преподаватель Доцент
Выводы. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области. Отрадно, что количество обучающихся по программе переподготовки растет. Контроль по каждому модулю приводит слушателя к качественной подготовке итоговой аттестации по программе. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию выдается справка об обучении по программе переподготовки и дается возможность повторной сдачи экзамена.
Литература:
1. Банникова, ИИ История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): учебное пособие для бакалавров / И.И. Банникова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры», Кафедра теории и истории музыки. - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012. - 147 с.
2. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5. -EDN GMQNMV
3. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке: учебное пособие / И.Б. Горбунова, М.С. Заливадный; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И Герцена, 2013. - Т. 4. Музыка, математика, информатика. - 184 е.: схем., табл., ил. - ISBN 978-5-8064-1875-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428257
4. Горохова, Л.С. Методика анализа хорового произведения: учебное пособие / Л.С. Горохова, В.Т. Старицына; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Институт педагогики и психологии. - Архангельск: САФУ, 2015. - 104 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5261-01045-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436357
5. Дмитревский, Г.А. Хороведеиие и управление хором: элементарный курс: учеб.пособие / Г.А. Дмитревский. -Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2013.
6. История русской музыки / сост. О.В. Сокол. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875
7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учеб.- метод, пособие / О.Н. Кислова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.
8. Паранина, Е.В. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие / Е.В. Паранина, O.A. Сизова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Кафедра концертмейстерского мастерства. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2014. - 48 с.
9. Паршукова, В.И. Методика преподавания хоровых дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Паршукова. - Сыктывкар: ГПОУ PK «Колледж искусств Республики Коми», 2018. - 60 с.
10. Чертовской, А.Н. Концертмейстерская подготовка студентов музыкального отделения педагогического ВУЗа / А.Н. Чертовской. - Нижний Новгород: НГПУ, 2011.
11. Шапошников, Л.Е. Философско-педагогические взгляды Т.П. Филиппова / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9.- № 1(34). - С. 10. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10. - EDN DPKIZO
12. Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)».
13. Эрбес, В.А. От техники речи - к вокалу: учебно-методическое пособие / В.А. Эрбес. - Омск: Омский государственный университет, 2013. - 104 с.
Педагогика
УДК 370. 32
кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Иванова Леванна Львовна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Бурцева Валентина Александровна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
РОЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Аннотация. В данной статье сделана попытка проанализировать роль личности Н.К. Крупской в просвещении нерусских народов Советской России. Авторы рассматривают пути решения вопроса о просвещении нерусских народов в годы становления советской власти. Проблема школьного образования на родном языке, будучи одной из важнейших составляющих более общей проблемы права гражданства языков народов России, относилась к числу ключевых для социально-политической и культурной истории многонациональной России. Воспитание молодого поколения нуждалась в постоянном совершенствовании, обогащении педагогическим опытом народа. Руководствуясь основополагающими гениальными установками классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, Н.К. Крупская, как и другие марксисты-ленинцы, считала возможным обучение грамоте детей отдельных народностей первоначально на их родном языке. По неполным данным Якутского республиканского усовершенствования учителей с 1928 по 1938 год, в течение 10 лет у Надежды Константиновны Крупской было на приеме пять делегаций учителей, студентов и культурно просветительских работников из Якутии.
Ключевые слова: история просвещения в Якутии, изучение русского языка, язык автономных республик, интернационализм, роль партии, национальный вопрос, обучение грамоте детей отдельных народностей.
Annotation. In this article, an attempt was made to analyze the role of the personality of N.K. Krupskaya in educating the non-Russian peoples of Soviet Russia. The authors consider ways to solve the issue of educating non-Russian peoples during the formation of Soviet power. The problem of school education in the native language, being one of the most important components of the more general problem of the right to citizenship of the languages of the peoples of Russia, was one of the key for the sociopolitical and cultural history of multinational Russia. The education of the young generation needed constant improvement, enrichment with the pedagogical experience of the people. Guided by the fundamental ingenious attitudes of the classics of Marxism-Leninism on the national issue, N.K. Krupskaya, like other Marxist-Leninists, considered it possible to teach literacy to children of individual nationalities initially in their native language. According to incomplete data of the Yakutsk re According to incomplete data from the Yakut Republican Teacher Improvement from 1928 to 1938, for 10 years N.K. Krupskaya had five delegations of teachers, students and cultural workers from Yakutia at the reception.
Key words: the history of education in Yakutia, the study of the Russian language, the language of the autonomous republics, internationalism, the role of the party, the national question.
Введение. Педагогические труды замечательного советского педагога, крупнейшего деятеля народного образования имеют большое научное и практическое значение не только для нас, но для учителей и научных работников. Поэтому сегодня необходимо педагогам знание педагогических идей и взглядов Н.К. Крупской. Как выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, крупнейший марксист-педагог, наряду с общими теоретическими и практическими вопросами обучения и воспитания, обращала внимание и на просвещение нерусских народов и народностей страны. «Мы знаем, - говорила она, - как при царизме угнетались нерусские национальности. Одной из форм угнетения было лишение права на образование, нельзя было учиться на родном языке» [3, С. 8].
Руководствуясь основополагающими гениальными установками классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, Надежда Константиновна, как и другие марксисты-ленинцы, считала возможным обучение грамоте детей отдельных народностей первоначально на их родном языке. «Ведь в самый первый период жизни ребенок, - утверждала Н.К. Крупская, - должен учиться выражать свои переживания, свои чувства при помощи того языка, который он слышит от матери в семье. И материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений. Потому вопрос о необходимости первоначального образования на родном языке ясен» [2, С. 16].
Изложение основного материала статьи. Н.К. Крупская к вопросу изучения русского языка детьми нерусских национальностей подходила, как настоящий марксист-ленинец. Она настаивала, чтобы дети в национальных школах русский язык изучали с малых лет, и эта точка зрения правильна. В России нерусские народы до революции находились на