Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРМЕЙСТЕРА'

МЕТОДЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРМЕЙСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ПРИЁМЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГ-ХОРМЕЙСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Го Минсянь, Мавродина Юлия Николаевна

В статье рассматриваются методы и приемы вокально-хоровой работы, применяемые в процессе обучения педагогов-хормейстеров. Посредством данных методов у будущих специалистов вокально-хоровой сферы формируются различные аспекты профессиограммы, направленные на решение значимых профессиональных задач: музыкально-творческих и исполнительских, психологических и педагогических, организационных и управленческих, конструктивно-проектировочных и просветительских, и др. Рассматривая методы вокально-хоровой работы, автор уточняет определение таких понятий, как «компетентность», «профессиональная подготовка», «профессиональная деятельность», «профессиональные компетенции». Наравне с этим, в статье дается описание практической составляющей процесса профессиональной подготовки будущего педагога-хормейстера в ходе профильных дисциплин. Помимо традиционных методов, автор рассматривает и более современные методические системы в области вокально-хоровой деятельности, - всё это предполагает органичный синтез методических средств для подготовки будущих педагогов-хормейстеров для работы в учреждениях системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Го Минсянь, Мавродина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF VOCAL-CHORAL WORK AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE FUTURE TEACHER-CHORMEASTER

The article discusses the methods and techniques of vocal and choral work used in the process of teaching choirmasters. Through these methods, future specialists in the vocal and choral sphere form various aspects of the professiogram aimed at solving significant professional problems: musical, creative and performing, psychological and pedagogical, organizational and managerial, constructive, design and educational, etc. Considering the methods of vocal and choral work, the author clarifies the definition of such concepts as «competence», «professional training», «professional activity», «professional competencies». Along with this, the article describes the practical component of the process of professional training of the future teacher-choirmaster in the course of specialized disciplines. In the article, in addition to traditional methods, the author also considers more modern methodological systems in the field of vocal and choral activities - all this involves an organic synthesis of methodological tools for preparing future choirmaster teachers to work in institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРМЕЙСТЕРА»

Методы вокально-хоровой работы как условие формирования профессиональных компетенций будущего педагога-хормейстера

Го Минсянь,

ассистент-стажёр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, старший преподаватель, кафедра музыкальной теории музыкального института, Цзилиньский педагогический университет E-mail: [email protected]

Мавродина Юлия Николаевна,

кандидат педагогических наук, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» E -mail: [email protected]

В статье рассматриваются методы и приемы вокально-хоровой работы, применяемые в процессе обучения педагогов-хормейстеров. Посредством данных методов у будущих специ -алистов вокально-хоровой сферы формируются различные аспекты профессиограммы, направленные на решение значи мых профессиональных задач: музыкально-творческих и исполнительских, психологических и педагогических, организа ционных и управленческих, конструктивно проектировочных и просветительских, и др. Рассматривая методы вокально хоровой работы, автор уточняет определение таких понятий, как «компетентность», «профессиональная подготовка», «профессиональная деятельность», «профессиональные компетенции». Наравне с этим, в статье дается описание практической составляющей процесса профессиональной под готовки будущего педагога хормейстера в ходе профильных дисциплин. Помимо традиционных методов, автор рассматри вает и более современные методические системы в области вокально-хоровой деятельности, - всё это предполагает органичный синтез методических средств для подготовки будущих педагогов хормейстеров для работы в учреждениях системы дополнительного образования.

Ключевые слова: методы, приёмы, компетентность, профессиональные компетенции, вокально хоровая деятельности, ме тодические системы, педагог хормейстер.

о с

U

со см о см со

Профессиональное образование на основе компетентностного подхода способствует формированию готовности будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности и определяет соответствие приобретенных в вузе компетенций требованиям работодателя.

На сегодняшний день востребованными являются люди, которые обладают не только высоким уровнем знаний и умений, но и проявляющие мобильность, способные логически мыслить, разрабатывать оптимальные пути выхода из сложных ситуаций, понятно и точно формулировать свои мысли, быть психологически зрелыми в обще нии с представителя профессиональной среды. В связи с этим, качество профессионального обучения связывают с формированием компетентно сти будущего специалиста, так как ему необходи ма не только квалификация, а компетентность как определенный набор профессиональных и лич ностных качеств; умение работать в группе, быть коммуникабельным, творческим.

Компетентность - это категория, которая принадлежит сфере отношений между знанием и не -посредственно практической деятельностью будущего специалиста. По мнению А.В. Хуторского необходимо разделять такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». Компетенцию он рассматривает как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отноше -нию к определенному кругу предметов и процес сов, и необходимых для качественной продуктив ной деятельности по отношению к ним», а компе -тентность - как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятель ности» [3, с. 8].

В процессе формирования профессиональных компетенций важное значение приобретает выбор методов как необходимого условия подготовки бу дущего специалиста.

Что же касается профессиональной подготовки будущего педагога хормейстера, то выбор мето дов обучения обусловлен прежде всего спецификой музыкально педагогической сферы и, в боль шей степени должен быть представлен методами в области вокально-хоровой работы, при этом «ме -тодика работы с хором опирается, с одной стороны, на дидактические методы общей педагогики, а с другой - на специальные, вокально хоровые методы музыкальной педагогики» [1, с. 48].

Хоровое искусство - это компонент музыкально -эстетической культуры, который может подчер-

кнуть важность музыки и человеческих отношений. Посредством хорового исполнительства можно научиться понимать себя и ощущать окружающих нас людей. В хоре голоса поющих людей так сильно сливаются, что определённо рождают чувство единогласия в главном, будто бы уничто жая крошечные разногласия, которые возникают в жизни.

Когда русское хоровое пение зародилось на восходе культуры, то путем эволюционного развития следовало считать самостоятельный вид ху дожественного творчества и в настоящее время оно, конечно же, стало одним из важнейших деятельных инструментов культуры. Русское хоровое пение - это один из способов проявления внутрен -него состояния, а также практической и духовной адаптации в окружающем нас мире.

В связи с этим необходимо отметить, что в профессиональной деятельности педагога-хормейстера важно владеть искусством общения друг с другом, а также с окружающими людьми. Учебная дисциплина «Хоровой класс и практиче -ская работа с хором» построена на коллективной форме работы и предусматривает работу в рам ках сводного хора (студенты с 1 по 4 курсы очной формы обучения и с 1 по 5 курсы заочной формы обучения), а также с детскими хоровыми кол -лективами в рамках производственной практики, как на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), так и на базе учрежде ний дополнительного образования (ДМШ и ДШИ). Хор - прекрасное место для выработки и личностных, и профессиональных качеств. Необходимо отметить, что обучающиеся, которые уделяют много времени пению, а также работе с вокально хоровыми коллективами, существенно отличаются от своих сверстников положительной эмоциональ ностью, самодостаточностью и самостоятельно стью.

Одной из важнейших задач дисциплины «Хоровой класс и практическая работа с хором» является, конечно, не только обучение студентов, на пример, тем же профессиональным творческим навыкам, но и непосредственно процесс развития их творческих способностей, которые могут по зволить воспринять музыку на более профессио нальном уровне. Важной составляющей реализации программы данного курса является индивидуальный и групповой подходы к обучению, при этом учитываются психологические и физиологические особенности обучающихся. Как отмечает В.Г. Соколов, «дирижер обязан хорошо знать природу хо рового пения и ясно представлять себе весь слож ный и трудный процесс работы с хором» [2, с. 13].

Работа в вокально хоровом коллективе начина ется с выявления индивидуальных способностей и особенностей обучающихся. Это очень важно, так как вокально хоровая деятельность - это по стоянная интеллектуальная и психофизическая тренировка.

Одним из наиболее важных условий развития вокально хоровых навыков является соблюде

ние правил певческой установки, которая способ ствует развитию голосового аппарата. Певческая установка зависит от внешних приёмов и навыков. На первом этапе работы проводится прослушивание, определение вокальных возможностей каждого студента и разделение хорового коллектива на хоровые партии, также у студента формируется первоначальный навык унисонного пения, чистого интонирования, что в дальнейшем будет составлять основу хорового строя.

С первых же занятий обучающиеся приучаются к свободному, ненапряжённому положению корпу са, головы, рук, ног. Каждое хоровое занятие начинается с распевания - подготовки и разогрева голосового аппарата к вокально хоровой деятель ности. Формирование качественного певческого звука, как правило вырабатывается в процессе ис полнения вокально -интонационных упражнений.

Все упражнения в пении соответствуют уровню певческого развития студентов и постепенно усложняются в процессе дальнейшего обучения. Работая с хоровым коллективом над ансамблем в двух и трёхголосии, распевание рекомендуется проводить без текста - на слог или закрытым ртом.

Эффективным в развитии вокально-хоровых навыков у обучающихся является применение как традиционных, так и современных приемов и методов, выработанных на базе методических систем Д.Е. Огороднова и В.В. Емельянова, таких как «глиссандирование», «штрабас», что помогает, особенно юношам, укрепить грудной регистр. Это продиктовано тем, что у большинства студентов отсутствует начальное музыкальное образование, которое компенсируется использованием инте гративного подхода к построению занятий в рам ках междисциплинарного курса «Хоровой класс и практическая работы с хором». По сути, каждое занятие подразумевает репетиционный процесс, предполагающий органичный синтез музыкально теоретических, музыкально исполнительских и ху дожественно -эстетических знаний.

В процессе вокально хоровой деятельности большое внимание уделяется совершенствова нию у обучающихся умений и навыков, связанных с исполнением многоголосных упражнений, в хо де которых будущие педагоги хормейстеры учатся слышать друг друга и держать свою хоровую пар тию. Для достижения большего результата можно менять местами студентов, тем самым давая им возможность исполнять разные партии. Это формирует чистоту интонирования, а также улучшает процесс разучивания всей партитуры.

Эффективны и такие методы, как наглядный, сравнение, наблюдение; прием «попутного подсказа»; комментирование собственных учеб ных действий, применение образных моделей и музыкально теоретических понятий; прием «на правляющих указаний», «поправочных остановок», практический метод прослушивания и ис -полнения, а также использование фонограмм, которые с большим успехом помогают студенту на практике и в концертной деятельности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Интересным и полезным приемом является использование в ходе учебных занятий таких видов музыкальной деятельности, как импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкальные движения, использование интерактивных элементов; закрепляются и совершенствуются сценические навыки под контролем преподавателя. Все это, безусловно, способствует активизации музыкального мышления у студентов и их творческого развития в своей будущей профессии.

Немаловажную роль в процессе вокально-хоровой работы играет выбор музыкального ма териала, подходящего по тематике и соответству ющего рабочей программе дисциплины. Особое место в репертуарном списке занимают произве дения композиторов- классиков, обработки народных песен, патриотические произведения, хоровая музыка современных композиторов и т.д.

Единство вокально-хорового коллектива проявляется в ходе выполнения практических зада ний в рамках хорового класса, когда студентами демонстрируется единая манера исполнения, еди ный метроритм, темпоритм, дыхание, ансамблевое пение. Постепенно возрастает требование к исполнительской технике: исполнение на легато, стаккато, закрепляется навык унисонного пения. На более старших курсах, опираясь на знания, по лученные на младших курсах, у обучающихся си стематизируются знания и навыки на доминирую щих элементах, входящих в хормейстерский мо дуль:

- технологический компонент - дыхание, регистр, дикция, артикуляция, штрихи, атака зву ка и т.д.;

- исполнительский компонент - унисон, тип и вид хора, хоровой ансамбль, хоровой строй, дина мика, фразировка, темп, ритм, агогика, гармония и др.;

- рефлексивный компонент - трудности испол нения, пути преодоления вокально хоровых сложностей, корректировка элементов хоровой звучности (хорового строя, ансамбля) и т.д.

На завершающем этапе обучения студенты активно осваивают на практике все этапы самосто ятельного разучивания хорового произведения с учебным хоровым коллективом и в рамках го сударственного экзамена демонстрируют приоб ретённые профессиональные компетенции в области вокально хоровой деятельности.

Литература

1. Двойнос, Л.И. Методика работы с хором: учебное пособие / Л.И. Двойнос. - Кемеро-

во: КемГИК, 2012. - ISBN 978-5-8154-02492. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook. com/book/45987 (дата обращения: 31.07.2023).

2. Соколов, В.Г. Работа с хором: учебное посо -бие / В.Г. Соколов. - 3-е изд., доп. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. - ISBN 9785-8114-8503-1. - Текст: электронный // Лань: электронно библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/193603 (дата обращения: 31.07.2023).

3. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструиро ванию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. - М., 2011. -№ 1. - С. 1-13.

METHODS OF VOCAL-CHORAL WORK AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE FUTURE TEACHER-CHORMEASTER

Guo Mingxian, Mavrodina Ju.N.

N.A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory, Music Institute at Jilin Pedagogical University; Belgorod State University of Arts and Culture

The article discusses the methods and techniques of vocal and choral work used in the process of teaching choirmasters. Through these methods, future specialists in the vocal and choral sphere form various aspects of the professiogram aimed at solving signifi -cant professional problems: musical, creative and performing, psychological and pedagogical, organizational and managerial, con -structive, design and educational, etc. Considering the methods of vocal and choral work, the author clarifies the definition of such con cepts as «competence», «professional training», «professional activity», «professional competencies». Along with this, the article de -scribes the practical component of the process of professional train ing of the future teacher choirmaster in the course of specialized dis ciplines. In the article, in addition to traditional methods, the author also considers more modern methodological systems in the field of vocal and choral activities - all this involves an organic synthesis of methodological tools for preparing future choirmaster teachers to work in institutions of additional education.

Keywords: methods, techniques, competence, professional competences, vocal and choral activities, methodological systems, teacher choirmaster.

References

1. Dvoinos, L.I. Methods of working with the choir: study guide / L.I. Dvoinos. - Kemerovo: KemGIK, 2012. - ISBN 978-58154-0249-2. - Text: electronic // Doe: electronic library sys -tem. - URL: https://e.lanbook.com/book/45987 (date of access: 07/31/2023).

2. Sokolov, V.G. Work with the choir: a study guide / V.G. Sokolov. -3rd ed., add. - St. Petersburg: Planet of Music, 2022. - ISBN 978-5-8114-8503-1. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/193603 (date of ac -cess: 07/31/2023).

3. Khutorskoy, A.V. Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the de sign of educational standards // Bulletin of the Institute of Human Education. - M., 2011. - No. 1. - S. 1-13.

о с

u

CM

oo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.