Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / вокальная культура / вокально-исполнительские навыки / дирижер-хормейстер / обучение / методика / формирование / хоровой коллектив / music / vocal culture / vocal and performing skills / choirmaster-conductor / education / methodology / formation / choral group

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н И. Ануфриева, С Е. Романова

Теоретико-методические аспекты проблемы формирования навыков вокально-исполнительского искусства как ключевых для дирижеров-хормейстеров рассматриваются в научной литературе в контексте понятия «вокальная культура» как вида духовной деятельности человека, важнейшей составляющей которого является также понятие «певческое дыхание». Оба компонента профессиональной компетентности дирижера-хормейстера рассматриваются в статье в контексте методики обучения будущих дирижеров вокально-исполнительским навыкам и педагогических подходов к формированию вокальной культуры у хормейстеров. Физиологической предпосылкой формирования вокальной культуры у будущего певца или хормейстера является правильно поставленное певческое дыхание. Его развитию посвящены методические разработки, системы дыхательных упражнений и тренинги А.Н. Стрельниковой, Ю.А. Ковнера, П.В. Голубева, И.П. Пряничникова, Н.Б. Гонтаренко, Д.И. Огороднова, С.М. Сонки, Л.В. Романовой, С. Риггса, специфика которых выявляется в ходе анализа. Наиболее эффективным методом формирования вокальной культуры у будущих дирижеров-хормейстеров сегодня представляется интегрирующий в себе лучшие достижения отечественных и зарубежных педагогов-вокалистов и объединяющий упражнения из разных систем, специально подобранных для каждого конкретного обучающегося в соответствии с индивидуально-личностным подходом, естественным для обучения вокалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF VOCAL CULTURE AMONG FUTURE CHOIRMASTER CONDUCTORS

The theoretical and methodological aspects of the problem of forming the skills of vocal and performing art as key for conductors-choirmasters are considered in the scientific literature in the context of the concept of “vocal culture” as a type of spiritual activity of a person, the most important component of which is also the concept of “singing breathing”. Both components of the professional competence of the conductors-choirmasters are considered in the article in the context of the methodology for teaching future conductors vocal and performing skills and pedagogical approaches to the formation of vocal culture among choirmaster. The physiological prerequisite for the formation of a vocal culture in the future singer or choirmaster is a properly set singing breath. Methodological developments, respiratory exercise systems and trainings of A.N. Strelnikova, Y.A. Kovner, P.V. Golubeva, I.P. Pryanichnikova, N.B. Gontarenko, D.I. Ogorodnova, S.M. Sonki, L.V. Romanova, S. Riggs are devoted to its development. The most effective method for the formation of vocal culture among future conductors-choirmasters today is integrating the best achievements of domestic and foreign vocal teachers and combining exercises from different systems, specially selected for each particular student in accordance with an individual-personal approach, natural for learning vocals.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ»

Таблица 1

Пример использования паттернов для изучения глаголов в Present Simple

Русское предложение Английское предложение Возможные ошибки

Утвердительные предложения

Я работаю 1 work

Он работает He works Неправильное использование формы глагола. Правило: окончание -s/-es добавляют к глаголу, если речь идёт о третьем лице в единственном числе (he, she, it) только в утвердительных предложениях Present Simple.

Она работает She works Неверное написание окончания -s/-es. Правило: Если глагол заканчивается на буквы или сочетания букв -ss, -sh, -ch, -x, -o, тогда добавляется к глаголу окончание -e

Это работает It works

Мы работаем We work

Они работают They work

Ты/Вы работаешь/работаете You work

Отрицательные предложения

Я не работаю I don't work

Он не работает He doesn't work Неправильное использование формы вспомогательного глагола. Правило: Если речь идёт о третьем лице в единственном числе (he, she, it), то в отрицательных предложениях Present Simple используется вспомогательный глагол does

Она не работает She doesn't work

Это не работает It doesn't work

Мы не работаем We don't work

Они не работают They don't work

Ты/ Вы не работаешь/работаете You don't work

Вопросительные предложения

Я работаю? Do I work?

Он работает? Does he work? Неправильное использование формы вспомогательного глагола. Правило: Если речь идёт о третьем лице в единственном числе (he, she, it), то в воспроситель-ных предложениях Present Simple используется вспомогательный глагол does.

Она работает? Does she work?

Это работает? Does it work?

Мы работаем? Do we work?

Они работают? Do they work?

Ты/Вы работаешь/работаете? Do you work?

Библиографический список

1. Салпагарова А.А., Текеева Э.К. Подходы и методы преподавания грамматики английского языка. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 58-2: 216-219.

2. Боескорова Д.С., Николаев А.И. Особенности использования индуктивного метода при обучении грамматике английского языка на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 14-16.

3. Филипович И.И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка. Научный вестник Южного института менеджмента. 2014; № 4: 84-87.

4. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press. 2005. Available at: https://www.lessonface.com/sites/default/files/teaching-materials/65234/practical-english-usage-michael-swan-4th-edition-2020.pdf

5. Murphy R. English Grammar in Use. Cambridge University Press. 2019. Available at: https://englishfrench.academy/wp-content/uploads/2020/09/235_7-English-Grammar-in-Use.-Murphy-R.-2019-5th-394p-.pdf

References

1. Salpagarova A.A., Tekeeva 'E.K. Podhody i metody prepodavaniya grammatiki anglijskogo yazyka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 58-2: 216-219.

2. Boeskorova D.S., Nikolaev A.I. Osobennosti ispol'zovaniya induktivnogo metoda pri obuchenii grammatike anglijskogo yazyka na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 14-16.

3. Filipovich I.I. Podhody k obucheniyu grammatike inostrannogo yazyka. Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2014; № 4: 84-87.

4. Swan M. Practical English Usage. Oxford University Press. 2005. Available at: https://www.lessonface.com/sites/default/files/teaching-materials/65234/practical-english-usage-michael-swan-4th-edition-2020.pdf

5. Murphy R. English Grammar in Use. Cambridge University Press. 2019. Available at: https://englishfrench.academy/wp-content/uploads/2020/09/235_7-English-Grammar-in-Use.-Murphy-R.-2019-5th-394p-.pdf

Статья поступила в редакцию 14.11.22

УДК 377, 378

Anufrieva N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Romanova S.E., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF VOCAL CULTURE AMONG FUTURE CHOIRMASTER CONDUCTORS. The theoretical and methodological aspects of the problem of forming the skills of vocal and performing art as key for conductors-choirmasters are considered in the scientific literature in the context of the concept of "vocal culture" as a type of spiritual activity of a person, the most important component of which is also the concept of "singing breathing". Both components of the professional competence of the conductors-choirmasters are considered in the article in the context of the methodology for teaching future conductors vocal and performing skills and pedagogical approaches to the formation of vocal culture among choirmaster. The physi-

ological prerequisite for the formation of a vocal culture in the future singer or choirmaster is a properly set singing breath. Methodological developments, respiratory exercise systems and trainings of A.N. Strelnikova, Y.A. Kovner, P.V. Golubeva, I.P. Pryanichnikova, N.B. Gontarenko, D.I. Ogorodnova, S.M. Sonki, L.V. Romanova, S. Riggs are devoted to its development. The most effective method for the formation of vocal culture among future conductors-choirmasters today is integrating the best achievements of domestic and foreign vocal teachers and combining exercises from different systems, specially selected for each particular student in accordance with an individual-personal approach, natural for learning vocals.

Key words: music, vocal culture, vocal and performing skills, choirmaster-conductor, education, methodology, formation, choral group.

Н.И. Ануфриева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

С.Е. Романова, аспирант, Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ

Теоретико-методические аспекты проблемы формирования навыков вокально-исполнительского искусства как ключевых для дирижеров-хормейстеров рассматриваются в научной литературе в контексте понятия «вокальная культура» как вида духовной деятельности человека, важнейшей составляющей которого является также понятие «певческое дыхание». Оба компонента профессиональной компетентности дирижера-хормейстера рассматриваются в статье в контексте методики обучения будущих дирижеров вокально-исполнительским навыкам и педагогических подходов к формированию вокальной культуры у хормейстеров. Физиологической предпосылкой формирования вокальной культуры у будущего певца или хормейстера является правильно поставленное певческое дыхание. Его развитию посвящены методические разработки, системы дыхательных упражнений и тренинги А.Н. Стрельниковой, Ю.А. Ковнера, П.В. Голубева, И.П. Пряничникова, Н.Б. Гонтаренко, Д.И. Огороднова, С.М. Сонки, Л.В. Романовой, С. Риггса, специфика которых выявляется в ходе анализа. Наиболее эффективным методом формирования вокальной культуры у будущих дирижеров-хормейстеров сегодня представляется интегрирующий в себе лучшие достижения отечественных и зарубежных педагогов-вокалистов и объединяющий упражнения из разных систем, специально подобранных для каждого конкретного обучающегося в соответствии с индивидуально-личностным подходом, естественным для обучения вокалу.

Ключевые слова: музыка, вокальная культура, вокально-исполнительские навыки, дирижер-хормейстер, обучение, методика, формирование, хоровой коллектив.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего развития специалистов в области музыкально-исполнительского искусства и овладения ими необходимыми профессионально-личностными качествами. Не вызывает сомнений необходимость овладения будущим дирижером-хормейстером вокально-исполнительскими навыками, значение и понимание которых обусловливает успешность и продуктивность работы руководителя творческого коллектива по организации репетиционной и концертной деятельности хора.

Теоретико-методические аспекты проблемы формирования навыков вокально-исполнительского искусства как ключевых для дирижеров-хормейстеров рассматриваются в научной литературе в контексте понятия «вокальная культура» как вида духовной деятельности человека. Это понятие многоаспектно и включает в себя воплощаемый в процессе практической музыкально-творческой деятельности и сформированный в ходе профессионального обучения вокально-исполнительскому искусству идеал звучания голоса и наличие комплекса профессиональных вокально-исполнительских знаний, навыков и умений, необходимых для осмысленного и выразительного исполнения вокальной музыки на высоком художественно-эстетическом уровне.

В связи с этим целью исследования стал сравнительный анализ широко применяемых в музыкальных вузах методов обучения вокально-исполнительским навыкам и педагогических подходов к формированию вокальной культуры у будущих дирижеров-хормейстеров и определение теоретико-методологических аспектов проблемы формирования вокальной культуры. Задачами исследования стали следующие: уточнение понятия «вокальная культура» в контексте профессиональной компетентности дирижера-хормейстера; обзор исследований процесса формирования вокальной культуры; рассмотрение применяемых в современной практике методик постановки дыхания с целью выявления специфики и оценки эффективности.

Научная новизна работы состоит в систематизации применяемых в музыкальных вузах методов обучения вокально-исполнительским навыкам и педагогических подходов к формированию вокальной культуры у будущих дирижеров-хормейстеров, выявлении специфики каждого авторского метода и оценке эффективности применения в педагогической практике.

Теоретическая значимость результатов исследования для вокальной педагогики состоит в уточнении понятия «вокальная культура» и выявлении ее профессиональных истоков, структуры и универсалий, а также предпосылок формирования; определении критериев выбора методики формирования певческого дыхания и вокальной культуры и факторов, обеспечивающих эффективность выбранной интегрированной методики.

Практическая значимость работы заключается в обзоре и определении сути широко применяемых в современной вокальной педагогике методов постановки дыхания, которые могут найти применение в ходе подготовки дирижеров-хормейстеров, а также в дальнейших теоретико-методологических исследованиях проблемы.

Процесс формирования вокальной культуры в научной литературе, несмотря на серьезные работы В.В. Кудрявцевой, З. Алиевой, И.П. Савельевой и А.А. Слинкина, исследован односторонне, преимущественно с точки зрения развития вокальной речи [1], музыкальной культуры в целом [2], а также в ходе обучения в вокальном ансамбле [3].

Термином «вокальная культура» обозначают обусловленное социально-культурными факторами и формируемое в процессе обучения и воспитания сложное личностное образование, служащее «ценностно-деятельностной основой вокально-исполнительского искусства, на которой личность певца развивается и совершенствуется в интеллектуально-духовном, творчески-деятельностном и профессионально-поведенческом аспектах» [4, с. 13].

Структура вокальной культуры сложна ввиду того, что она является частью общей и музыкальной культуры личности, а также сопряжена с вокально-исполнительской деятельностью, требующей профессиональной подготовки, самовыражения, саморегуляции и самоорганизации академического певца. Вокальная культура включает в себя такие составляющие, как:

- теоретически, эстетически и акустически постигаемый идеал звучания голоса, воплощаемый в ходе обучения вокально-исполнительскому искусству в правильно поставленном голосе и развитом певческом дыхании;

- сформированные на высоком уровне навыки и умения вокального интонирования, применения средств и приемов вокально-исполнительской выразительности;

- знание и умение воплотить в пении жанрово-стилистические особенности произведений композиторов разных эпох и направлений;

- владение исполнительскими традициями и знание творчества выдающихся певцов;

- ценностное отношение к вокально-исполнительскому и в целом музыкальному искусству.

Вокальная культура имеет, с одной стороны, общие универсалии, с другой -глубокие и специальные профессиональные истоки, формируется в процессе изучения, овладения и приобщения к вокальному искусству и музыкальному творчеству, а также приобретения практического опыта вокально-исполнительской и вокально-слушательской деятельности, которая, в свою очередь, развивается на основе вызванного эмоциональным откликом на музыку познавательного интереса к вокальному искусству и при наличии базовых музыкальных способностей (ладового мелодического слуха, ритмического чувства, музыкального мышления и памяти).

К общим универсалиям вокальной культуры ученые относят эстетически окрашенный вокальный звук и поставленный голос, теоретические и исторические знания в области музыкального искусства и опыт музыкально-творческой деятельности, включая слушание и исполнение вокальных сочинений. Глубокими истоками вокальной культуры служат мировые, западные и восточные традиции народного песенного творчества, а также профессионального исполнительского искусства, история которого охватывает большой период - от искусства древнего мира и средневековья до возникновения национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой и русской) и музыки Нового времени (барокко, классицизм, романтизм, модернизм и авангард).

К специальным профессиональным истокам вокальной культуры дирижеров-хормейстеров относятся исторически сложившиеся традиции пения и представления о правильно поставленном и красиво звучащем певческом голосе, навыках певческого дыхания и звукоизвлечения, применении разных способов и приемов пения, а также средств вокально-хоровой выразительности исполнения. Эти истоки формировались и совершенствовались в процессе развития запад-

ноевропейской и отечественной культуры, композиторской и исполнительской практики, а вокально-певческие навыки и умения оттачивались на протяжении нескольких веков.

Таким образом, вокальная культура имеет национально-исторические, социально-культурные, психолого-педагогические и физиологические предпосылки формирования. Они тесно связаны друг с другом и лишь вместе обеспечивают это сложное личностное образование. Вокальная культура постепенно складывается в сознании личности на протяжении жизни и проявляется в навыках и умениях красиво и выразительно спеть песню, романс, арию соло, в ансамбле или хоре. Все составляющие вокальной культуры постигаются умом и осваиваются в процессе общего образования, обучения музыке, воспитания в семье и школе, общения с искусством в широком смысле слова, практической вокально-певческой деятельности.

Физиологическими предпосылками формирования вокальной культуры представляются постановка певческого голоса и дыхания. Под термином «певческое дыхание» понимается «специально организованный и осознанный процесс большого наполнения легких и бронхов воздухом и ровного, медленного и продолжительного выдоха, совершаемого исключительно диафрагмой и нижними ребрами, обеспечивающего вокальное звукообразование» [5, с. 14].

В современных музыкальных вузах и институтах искусств и культуры широко применяются как традиционные, так и инновационные методики формирования вокальной культуры и развития певческого дыхания, поскольку дирижирование хором как направление подготовки пользуется высокой популярностью среди музыкантов-исполнителей. Исходя из принципа индивидуально-личностного подхода, педагоги вокала интегрируют в образовательном процессе несколько разных методик, используя их потенциал с целью повышения эффективности обучения дирижеров-хормейстеров вокально-исполнительским навыкам.

Среди используемых в обучении студентов вокально-исполнительским навыкам методов преобладают объяснительно-демонстрационные, словесно-образные и наглядные - слуховые, зрительные, пластически-двигательные по форме представления информации, а также репродуктивные, практические (тренинг упражнения), работа в классе и дома по форме освоения знаний, навыков и умений. Одними из самых востребованных в вокальной педагогике остаются концентрический, основанный на постепенном освоении регистров, и фонетический, основанный на особым образом организованном пропевании гласных, методы обучения пению. Они являются общепринятыми и в то же время специальными, нацеленными на постановку и развитие голоса, постановку певческого дыхания, выравнивание регистров и нивелировании гласных, а также освоение основных вокально-исполнительских приемов.

Однако в контексте рассматриваемой проблематики целесообразно рассмотреть методики формирования певческого дыхания у учащихся-подростков. Певческому дыханию посвящены методические разработки, системы дыхательных упражнений и тренинги А.Н. Стрельниковой, Ю.А. Ковнера, П.В. Голубева, И.П. Пряничникова, Н.Б. Гонтаренко, Д.И. Огороднова, С.М. Сонки, Л.В. Романовой, С. Риггса и других. Рассмотрим данные методики и выявим специфику каждой из них.

Система дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой имеет серьезную научную основу, полагается на физиологические особенности дыхания человека, основана на здоровьесберегающих технологиях и нацелена на восстановление дыхательных путей, укрепление мышц и сохранение голосового аппарата. Гимнастика имеет системный характер и научный подход, что и обеспечивает ее эффективность. Упражнения охватывают все функции дыхательной системы и способствуют освоению и закреплению правильного вдоха, создания опоры дыхания и певческого, фонационного выдоха.

Специфика методики А.Н. Стрельниковой состоит в том, что ее упражнения позволяют достичь необходимых навыков контроля процесса дыхания и формирования певческого вдоха, опоры и выдоха. Также гимнастика способствует укреплению мышц дыхательной системы, которые становятся управляемыми певцом, поэтому помогают ему при пении в процессе звукоизвлечения, фразировке и применении разных штрихов.

Развитие дыхательных мышц, артикуляционного и певческого (вокально-речевого) аппаратов лежит в основе системы обучения вокалу Ковнера, суть которой заключается в точном выполнении тренировочных упражнений на дыхание и настройку голоса путем грудной и головной резонации. Ее применение на протяжении всего диапазона приводит к однородному звучанию голоса без перелома регистров [6]. Эффективность тренинга Ковнера обеспечивается наличием упражнений, разогревающих мышцы и активизирующих работу всего вокально-речевого аппарата. Занятия начинаются с многократных форсированных выдохов с последующей паузой перед тем, как сделать вдох, который делается бесшумно и медленно. Особое внимание уделяется всецелому заполнению легких воздухом и выработке его ощущения внутри.

Методика постановки певческого дыхания П.В. Голубева учитывает индивидуальные свойства организма каждого конкретного исполнителя и умение пользоваться теми видами дыхания, которые удобны данному певцу. При этом не механическое, а осмысленное выполнение упражнений обеспечивает тре-

нировку дыхательной системы и, следовательно, согласованность работы всех органов певческого аппарата, необходимую не только для красивого звукоиз-влечения, применения разнообразных штрихов и приемов музыкальной выразительности, решения сложных художественных задач, исполнения длинных вокальных фраз [7].

Дыхательная гимнастика делится на так называемую «озвученную» и «беззвучную», и к последнему типу относится система педагога-вокалиста И.П. Пряничникова, который призывал выполнять несложные упражнения ежедневно для того, чтобы укреплять мышцы диафрагмы и держать их в тонусе. Хорошо развитая диафрагма дает ту самую опору дыхания, на которой основывается академическое пение. Кроме того, крепкие мышцы дыхательной системы позволяют певцу управлять потоком воздуха и направлять его в «купол» ротовой полости для создания полного, округлого, насыщенного певческого звука.

В процессе активной педагогической работы С.М. Сонки выявил своего рода формулу идеального комплекса «беззвучных» и «озвученных» упражнений, нацеленных на развитие эластичности дыхательных мышц, легких и диафрагмы, которая позволяет брать сильный вдох и делать долгий контролируемый выдох во время пения, а также подключать грудной и головной резонаторы, ощущения которых вырабатываются путем регулярного выполнения «беззвучных» и «озвученных» упражнений [8].

Певческим вдоху и выдоху, их контролю и организации посвящены дыхательные упражнения педагогов Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднова. Причем их система рассчитана на людей разных возрастов, включая подростков, с которыми в период мутации голоса следует работать особым образом - бережно, аккуратно, не перенапрягая мышцы и связки и индивидуально подбирая методику, упражнения, формы обучения и режим занятий [9].

Л.В. Романовой принадлежит система «концентрационных вокально-дыхательных упражнений», выполнение которых требует «концентрации внимания и синхронной работы голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота» [10, с. 4]. На занятиях по методу Романовой ведется активная работа над развитием мышц не только певческого аппарата, но и диафрагмы, живота и спины, которые создают крепкую опору дыхания, на которой педагог настаивает петь и академическим, и эстрадным вокалистам. Но начинается обучение певческому дыханию по Романовой с освоения правильного дыхания вообще, которое свойственно далеко не всем людям. Следующий блок упражнений помогает сформировать красивый, свободный вокальный звук, достичь которого возможно только благодаря тесной связи слуховых, мышечных и резонаторных ощущений певца.

Американский педагог Сетт Риггс, помимо «пения в речевой позиции», известен своей методикой выработки непрерывного и плавно протекающего процесса дыхания. Его постановку Риггс соединяет с развитием голоса и овладением вокально-певческими приемами и навыками. Система Риггса представляет собой комплекс вокально-дыхательных упражнений, связанных друг с другом и требующих поэтапного выполнения в соответствии с рекомендациями педагога [11].

Таким образом, цель исследования - сравнительный анализ широко применяемых в музыкальных вузах методов обучения вокально-исполнительским навыкам позволил выявить специфику каждого метода и вместе с тем найти общее, что и обеспечивает их эффективность. В работе впервые сформулированы следующие положения:

1. Выбор методики формирования певческого дыхания и вокальной культуры в целом должен опираться на опыт современных и предыдущих поколений педагогов-вокалистов, применяющих в своей практике наиболее эффективные дыхательные упражнения, обеспечивающие правильную постановку и развитие певческого дыхания при работе с дирижерами-хормейстерами с целью формирования у них вокальной культуры и вокально-исполнительских навыков.

2. Рассмотренные методики соединяют в себе объяснительно-демонстрационные, словесно-образные, наглядные, пластически-двигательные и практические формы обучения, что является ценным для вокальной педагогики.

3. Наиболее эффективным методом формирования вокальной культуры у будущих дирижеров-хормейстеров сегодня представляется интегрирующий в себе лучшие достижения отечественных и зарубежных педагогов-вокалистов и объединяющий упражнения из разных систем, специально подобранных для каждого конкретного обучающегося в соответствии с индивидуально-личностным подходом, естественным для обучения вокалу.

4. Оптимально при этом прививать вокально-исполнительские навыки, напрямую связанные с певческим дыханием, одновременно с его постановкой и развитием. В таком случае можно достичь координации и согласованности ощущений всех составляющих певческого аппарата, с помощью которого представляется возможным реализовать в исполнении художественно-эстетические принципы вокальной культуры.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в оценке рассмотренных методов путем опытно-экспериментальной работы со студентами-дирижерами. Полученные результаты могут быть применимы в педагогической практике - профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров в музыкальных и педагогических колледжах и вузах, а также теоретических и методологических исследованиях проблемы.

Библиографический список

1. Алиева З. Теоретико-методические аспекты формирования культуры вокальной речи у обучающихся на занятиях в хоровом классе. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021; № 10: 38-42.

2. Кудрявцева В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2013.

3. Савельева И.П., Слинкина А.А. Работа над формированием вокальной культуры в вокальном ансамбле. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019: 195-197.

4. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. Москва: Аграф, 2003.

5. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики (Правильное дыхание - залог вашей работоспособности). Москва: Вече, 2007.

6. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Москва: Метафора, 2010.

7. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. Москва: Музгиз, 1963.

8. Сонки С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. Москва: Либроком, 2012.

9. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Риггс С. Как стать звездой. Москва: Guitar College, 2000.

References

1. Alieva Z. Teoretiko-metodicheskie aspekty formirovaniya kul'tury vokal'noj rechi u obuchayuschihsya na zanyatiyah v horovom klasse. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 10: 38-42.

2. Kudryavceva V.V. Formirovanie muzykal'noj kul'tury bakalavrov vokal'nogo iskusstva v gumanitarnom universitete. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet im. M.A. Sholohova, 2013.

3. Savel'eva I.P., Slinkina A.A. Rabota nad formirovaniem vokal'noj kul'tury v vokal'nom ansamble. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy iperspektivy: materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 195-197.

4. Andguladze N. Homo cantor: Ocherki vokal'nogo iskusstva. Moskva: Agraf, 2003.

5. Bojko E.A. 'Enciklopediya dyhatel'noj gimnastiki (Pravil'noe dyhanie - zalog vashej rabotosposobnosti). Moskva: Veche, 2007.

6. Schetinin M.N. Dyhatel'naya gimnastika A.N. Strel'nikovoj. Moskva: Metafora, 2010.

7. Golubev P.V. Sovety molodym pedagogam-vokalistam. Moskva: Muzgiz, 1963.

8. Sonki S.M. Teoriya postanovki golosa v svyazi s fiziologiej organov dyhaniya i gortani. Moskva: Librokom, 2012.

9. Gontarenko N.B. Sol'noe penie. Sekrety vokal'nogo masterstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

10. Romanova L.V. Shkola 'estradnogo vokala: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2007.

11. Riggs S. Kak stat'zvezdoj. Moskva: Guitar College, 2000.

Статья поступила в редакцию 18.11.22

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THE PERFORMANCE TECHNIQUE OF STUDENTS-INSTRUMENTALISTS AS A CREATIVE PROCESS. The article substantiates the relevance of the development of the performing technique of student-instrumentalists from the standpoint of a personal-creative approach. The object, subject, purpose and objectives of the study are determined. A number of negative factors are indicated that affect the technical development of performing musicians: schematism, drill, unconscious algorithms of actions, as well as mechanism, formalism, stereotyped thinking and the opposition of technical and artistic-figurative principles. It is proved that conscious, purposeful and expedient rehearsal work, variable, detailed and at the same time complex nature of tasks, exercises with elements of author's creativity largely determine the pedagogical conditions for the technical development of instrumental students as a creative process. It is summarized that the prospects for the creative development of student-instrumentalists are in the search for educational models, principles, pedagogical conditions that ensure artistic and technical integrity, psychomotor unity, auditory-motor control in the performing process.

Key words: performing technique, student-instrumentalists, creative process, musical work, development, determinants, class.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В статье обосновывается актуальность развития исполнительской техники обучающихся-инструменталистов с позиции личностно-творческого подхода. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Обозначается ряд негативных факторов, влияющих на техническое становление исполнителей-музыкантов: схематизм, муштра, бессознательные алгоритмы действий, а также механистичность, формализм, стереотипность мышления и противопоставление технического и художественно-образного начала. Доказывается, что осознанная, целенаправленная и целесообразная репетиционная работа, вариативный, детализированный и в то же время комплексный характер заданий, упражнений с элементами авторского творчества во многом определяют педагогические условия технического развития обучающихся-инструменталистов как креативного процесса. Резюмируется, что перспективы творческого развития обучающихся-инструменталистов заключаются в поиске образовательных моделей, принципов, педагогических условий, обеспечивающих художественно-техническую целостность, психомоторное единство, слуходвигательный контроль в исполнительском процессе.

Ключевые слова: исполнительская техника, обучающиеся-инструменталисты, творческий процесс, музыкальное произведение, развитие, детерминанты, класс.

Техническое развитие исполнителей-инструменталистов издревле рассматривалось как процесс механистический, требующий четкого следования многочисленным правилам, регламенту. Отдельные педагоги (например, среди пианистов, скрипачей, виолончелистов) во главу угла ставили пальцевую технику, другие обращали внимание на дыхание, амбушюр (духовики), тщательный тренаж, каждодневные, изнурительные репетиции по принципу «повторение - мать учения».

Большое количество учителей придерживалось тезисов «делай, как я», «играй быстрей, голову не забивай», «меньше мудри, больше зубри» и т. п. Ана-томо-физиологический, психотехнический подходы к освоению исполнительской техники на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли существенные коррективы, но не позволили исполнителям прийти к универсализму, основательной методологической базе, позволяющей каждому уверенно следовать к намеченному техническому

совершенству. Оставалось большое количество исключений, нюансов, всякого рода условностей. Подобное положение вещей обусловливало путаницу, неразбериху, приводило к хаосу, рождало безысходность, другие негативные явления. Технике часто отводилась второстепенная роль, ее позиционировали лишь как средство воплощения художественно-образного содержания. Чрезмерная муштра, «пальцегон», бессистемные импульсивные репетиции и «переигранные» руки, всевозможные фобии поставили технику для многих обучающихся в ранг несбыточной мечты, загадочной дилеммы, так и нераскрытого таинства. Очевидное и невероятное, порой понятное, но до конца недоступное - эпитеты, присущие изучаемому феномену. Вместе с тем техническое развитие исполнителей-инструменталистов - «лейтмотив» учебной работы, действие, которое находится под пристальным контролем педагога, рычаг, открывающий звуковой мир музыки в конкретном произведении, важная составляющая профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.