Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ)'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВАЯ ПОДГОТОВКА / АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ / ХОРОВАЯ МУЗЫКА / ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / ТРАДИЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Асатрян Ольга Федоровна, Грязнова Татьяна Михайловна

В данной статье процесс развития профессиональной компетентности будущего учителя музыки в классе дирижирования, рассматривается как учебная деятельность в современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в педагогическом вузе. Авторы рассматривают проблему профессионального роста студентов в контексте методики преподавания дирижирования (модуль дирижерско-хоровая подготовка), затрагивают вопросы формирования умений вербальной оценки формы, структуры и содержания русской духовной музыки, навыков мануальной техники, вокально-хорового анализа изучаемых произведений учебной программы. Определена значимость диалога и личностного взаимодействия педагога и студента в процессе создания исполнительской трактовки хоровой музыки. Актуализируется включение произведений русской духовной музыки в репертуар хормейстера, как источника и носителя духовно-нравственных ценностей российского Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Асатрян Ольга Федоровна, Грязнова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE CONDUCTING CLASS (ON THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE WORKS OF RUSSIAN SACRED MUSIC)

In this article, the process of developing the professional competence of a future music teacher in the conducting class is considered as an educational activity in the modern practice of teaching music and performing disciplines at a pedagogical university. The authors consider the problem of professional growth of students in the context of teaching methods of conducting (the module of conductor-choral training), touch on the formation of skills for verbal assessment of the form, structure and content of Russian sacred music, manual technique skills, vocal-choral analysis of the studied pieces of the curriculum. The importance of dialogue and personal interaction between a teacher and a student in the process of creating a performing interpretation of choral music has been determined. The inclusion of works of Russian sacred music in the repertoire of the choirmaster, as a source and carrier of the spiritual and moral values of the Russian Fatherland, is actualized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Развитие профессиональной компетентности будущих учителей музыки в классе дирижирования (на примере реализации педагогического потенциала произведений русской духовной музыки)

Асатрян Ольга Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: asatrian_o@mail.ru

Грязнова Татьяна Михайловна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск) E-mail: regphil@mail.ru

В данной статье процесс развития профессиональной компетентности будущего учителя музыки в классе дирижирования, рассматривается как учебная деятельность в современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в педагогическом вузе. Авторы рассматривают проблему профессионального роста студентов в контексте методики преподавания дирижирования (модуль дирижерско-хоровая подготовка), затрагивают вопросы формирования умений вербальной оценки формы, структуры и содержания русской духовной музыки, навыков мануальной техники, вокально-хорового анализа изучаемых произведений учебной программы. Определена значимость диалога и личностного взаимодействия педагога и студента в процессе создания исполнительской трактовки хоровой музыки. Актуализируется включение произведений русской духовной музыки в репертуар хормейстера, как источника и носителя духовно-нравственных ценностей российского Отечества.

Ключевые слова: музыкальное образование, учитель музыки, профессиональная компетентность, дирижерско-хоровая подготовка, анализ партитуры, хоровая музыка, особенности вокально-хоровой работы, русская духовная музыка, традиции, нравственные ценности.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический о университет им И.Я. Яковлева и Мордовский государственен ный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева) по теме сч «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки педагога-музыканта-воспитателя в контексте вызовов современности» (руководитель О.Ф. Асатрян; рег. № 136, от 01.04. 2021 г.)

Профессия учителя музыки, которую получают студенты в педагогическом вузе, обязывает их владеть навыками управления хоровым коллективом, вокального исполнения, теоретического анализа музыкальных произведений, в высшей степени грамотно и профессионально. Педагог-музыкант должен обладать высоким интеллектом, духовной культурой, быть эстетически развитой и творческой личностью. В области дирижерской подготовки обучающемуся следует освоить теоретические основы дирижерского искусства, хоровой репертуар, основы техники управления детским хоровым коллективом; для реализации авторского замысла в хоровом пении, освоить сложные по музыкальной фактуре классические, духовные и современные жанры хоровой музыки, владеть культурой общения с исполнителями хорового коллектива [2].

В классе дирижирования студент получает основы знаний не только по мануальной технике в изучаемых хоровых произведениях, но также и по вокальному исполнению хоровых партий, игре партитуры на фортепиано, устному и письменному аннотированию произведений. Как видно из перечисленных выше задач, реализация подготовки педагога-музыканта в классе дирижирования сложна по структуре и разнообразна по форме и содержанию.

В организации процесса профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов особое место принадлежит принципу выявления и развития их индивидуально-личностных, духовно-творческих способностей и возможностей. Выдвижение обозначенных принципов обусловливается социальными и профессионально-педагогическими факторами, тем значением, которое придается сегодня в обществе задаче воспитания личности выпускника высшей школы XXI века.

Основой реализации данных принципов в ходе дирижерской подготовки будущих учителей музыки выступает личностно-творческий подход. Чем более развит эмоциональный интеллект будущего педагога-музыканта, его воля, выше развиты его чувства, тем выше и более развит его творческий потенциал.

Задача преподавателя в классе дирижирования видится, прежде всего, в оказании методической помощи студентам в овладении основами

постановки дирижерского аппарата и навыками вокального интонирования, в развитии музыкального слуха (мелодического и гармонического, умения слышать внутренним слухом партитуру хорового произведения). Решение обозначенных проблем возможно реализовать лишь на дидактически обоснованным хоровом репертуаре, с учетом музыкальной подготовки (или без нее) студента. Учебная произведения программы должны быть понятны и интересны для обучающихся, иначе вся работа будет не соответствовать уровню студента и малоэффективной.

В статье мы делаем акцент на развитие профессиональной компетентности студента, формирование вокально-хоровых навыков дирижера. Это обусловлено тем, что хормейстер должен владеть теоретическими и практическими знаниями в области хорового исполнительства, уметь управлять хоровым звучанием, и что, особенно важно, применять методику выстраивания хорового строя и ансамбля, решать множество исполнительских проблем, которые возникают в работе с хором, знать методику репетиционной работы с хоровыми партиями; устранять недочеты во время репетиций и хоровых выступлений. Отсюда вытекает стратегическая задача: чтобы уметь управлять хором, дирижеру нужно самому стремиться уметь чисто интонировать и слышать партитуру хорового произведения. А это, прежде всего, связано с развитием музыкального слуха и умением чисто интонировать хоровую партию. Здесь уместно вспомнить слова величайшего русского композитора и хормейстера, профессора П.Г. Чесно-кова: «Если хор не чисто интонирует, то это уже не хор...» [7, с. 157].

Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить) трактуется как «один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и так далее) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения» [1, с. 63].

Дирижер-хормейстер обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится убедить и увлечь исполнителей своим видением и интерпретацией творческого замысла композитора и автора литературного текста, то есть представить свою художественную трактовку - интерпретацию хорового звучания.

Одной из специфических особенностей профессионального образования дирижера-хормейстера является предварительная работа с хоровой партитурой и выстраивание индивидуальной интерпретации (до того, как дирижер начинает работу со своим «инструментом» - хором). В свое время П.Г. Чесноков, автор блестящей работы «Хор и управление им», отмечал: «Дирижер должен, прежде всего, усвоить простую истину - нельзя учить других тому, чего сам не знаешь. Самое под-

робное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера» [7, с. 18].

Для реализации поставленных задач в классе дирижирования, работы по развитию музыкального интонирования, навыков вокального исполнения партитуры, мы обратились к русской духовной музыке православной ориентации.

Русская духовная музыка православной ориентации основана на Осмогласии (восемь гласов) -ладово-мелодической системе, представляющая собой единство определенным образом соотнесенных друг с другом песнопений (текстов и напевов). Начало осмогласия положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из восьми дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель от первого дня Пасхи, и каждая седмица (неделя) получила свой господствующий глас. Следуя один за другим, восемь гласов за восемь недель составляют так называемый «восьми-седмичный столп». Позднее этот цикл с его богослужебными текстами стали повторять в течение года до новой Пасхи [3, с. 102].

Из песнопений восьми гласов была составлена книга Октоих, вошедшая во всеобщее употребление в храмах Византийской империи. Основополагающая роль в создании Октоиха и всей системы Осмогласия принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину, выдающемуся гимнографу ^Шв.). Благодаря Осмогласию свод многочисленных церковных песнопений был приведен в единую стройную систему. В целом, «весь смысл Осмогласия музыкально-певческой системы и основного закона церковного пения сводится к ограждению произвола в пении, могущего выразиться и в выборе неподходящего звукоряда или рода пения, и в создании мелодии, никакими признаками не вяжущейся с принятыми в Церкви пением, и вообще в творчестве, никаким определенным критерием не обусловленном» [5, с. 76].

Ладово-мелодическая организация гласов основана на попевочном принципе. Каждый глас имеет свои характерные для него мелодические обороты, при этом единство системы осмогласия достигается присутствием между гласами попе-вок, общих нескольким гласам.

Многообразие византийского осмогласия обогащалось за счет различных приемов композиции в одних и тех же гласах. Песнопения делились на «самогласны», «самоподобны» и «Подобны». Самогласен - оригинальное песнопение, напев которого не использовался в других композициях. Самоподобен, напротив, имел оригинальный напев, мог служить образцом для исплнения других песнопений того же гласа. Подобен не имел собственной оригинальной мелодии и исполнялся напевом самоподобна.

Русская Церковь заимствовала из Византии систему Осмогласия. При этом тексты богослужебных книг, переведенные на церковнославянский язык, и в особенности новые службы русским свя-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тым, получили самостоятельное певческое раскрытие. Знаменный распев, которым к началу XVI века был изложен весь круг богослужебных песнопений.

В XVII веке в Русской Церкви возникают новые Осмогласные распевы - Греческий, Болгарский, Киевский. Постепенно сформировались монастырские распевы как местные варианты основных распевов.

В осмогласии, употребляемом ныне в Русской Церкви, объединены различные распевы: Знаменный, Киевский, Греческий. Исторически сложилось так, что стихиры, тропари, кондаки и ирмосы исполняются разными распевами (эта традиция отражена в книгах, изданных Св. Синодом, зафиксировавших уставные напевы Русской Церкви). В результате появились бытующие ныне понятия - «стихир-ный глас», «тропарные» и «ирмосные» гласы.

Великое наследие русских композиторов в области церковно-певческой традиции является гениальным примером синтеза композиторского письма с опорой на систему восьми гласов. Произведения А. Архангельского, П. Чайковского, С. Рахманинова, К. Шведова, П. Чеснокова свидетельствуют о принадлежности их сочинений к канонам Русской Церкви.

Русская духовная музыка православной ориентации является важной частью музыкального образования и воспитания в современном педагогическом процессе (И.В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства обучающегося, его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [4, с. 56].

Для освоения дирижерской техники и алгоритма работы с хоровым коллективом, студенту необходимо знать и реализовывать в практической деятельности:

- теоретические знания дисциплины дирижирование;

- технические приемы и упражнения мануальной техники;

- вокально-хоровые навыки;

- теоретический анализ хоровой партитуры;

- исполнение на фортепиано партитуру из учебной программы.

Однако, только технические приемы, лишь первый этап в реализации профессиональной компетентности музыканта, непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла компози-5 тора. Второй этап - это создание художественно-§ образной сферы произведения, его драматургия й «Исполнение, передачу сочинения не следует сме-еЗ шивать с хоровой звучностью как таковой: при хо-Ц рошей хоровой звучности может быть антихудо-

жественная, даже безграмотная передача сочинения» [3, с. 25].

Одним из наиболее важных аспектов музыкально-эстетического воспитания и формирования музыкально культуры на уроках дирижирования - является репертуар хоровых произведений, с учетом музыкальной подготовки студента, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и музыкальными способностями. Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание - это формирование духовного и интеллектуального мира обучающего, с помощью музыки (хоровых произведений), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Таким образом, в условиях дирижерской подготовки репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.

Обращение к литургическому наследию, Русской духовной музыке православной ориентации, проникновение в интонационную структуру песнопений в классе дирижирования, по мнению авторов. актуально на сегодняшний день. Для многих студентов это новый и сложный процесс для восприятия. Педагогу необходимо методически постепенно, на профессиональном уровне рассказать и исполнить (что особенно важно) предлагаемые к изучению произведения. Ознакомление с особенностями исполнения произведений духовной музыки, передача внутреннего содержания глубоких духовных истин, поистине, это очень сложная задача и решать ее необходимо последовательно и дидактически обоснованно.

По мнению И.В. Кошминой, социальная роль дирижерско-хоровой деятельности возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «...Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям.» [4, с. 58]. Студент в классе дирижирования постигает сакральный смысл и особую семантику литургических произведений, через дирижерскую технологию и вокально-хоровую практику, приоткрывает путь к пониманию сущности Бытия, веками накопленный опыт духовной и нравственной жизни наших предков, переданный нам, как наставление и завещание.

Особой темой, требующей тщательного изучения и осмысления в трудах С. Смоленского, А. Кастальского, П. Чеснокова, является система вокально-хорового интонирования, восходящая к древней русской церковно-певческой традиции. Основанная на интонациях натурального строя, система обеспечивает не только постоянное удержание хором данной тональности, но и дает возможность использовать многочисленные гармонические краски в звучании хоровой вертикали,

недоступные в темперированном строе, что очень важно для церковного хора как в отношении выразительности гармоний, так и, особенно, в виду самой специфики пения богослужений (пение a cappella, с частой сменой лада, тональностей, с чередованием унисонов и многоголосия и т.п.) и частой необходимости проводить репетиции без музыкального сопровождения. В своих работах П. Чесноков затронул тонкую и возвышенную стихию духовной стороны исполнения, попытался сформулировать некоторые закономерности ее, опираясь на свои собственные регентские опыты. Мысли о содержательности и бессодержательности динамических оттенков, очень важны для проникновения в суть процесса духовных произведений.

В заключение выделим важную функцию русской духовной музыки в вопросах развития профессиональной компетентности будущих педагогов музыкального профиля в классе дирижирования, а именно, методически верно спланированная вокально-хоровая работа, основанная на интонациях системы осмогласия, является одним из продуктивных видов музыкальной деятельности, для реализации поставленных задач вокально-исполнительского плана.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э.Б. Абдуллин. - СПб.: Планета музыки, 2014. - С. 62-64.

2. Асатрян, О.Ф. Подготовки педагога-музыканта-воспитателя в контексте вызовов современности [Электронный ресурс]: монография; под ред. О.Ф. Асатрян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

3. Грязнова, Т.М. Певческое искусство православной ориентации как фактор социального воспитания детей и подростков (на примере занятий в воскресных школах) / Т.М. Грязнова, Е.А. Мартынова, С.И. Грязнов. // Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании: монография / под ред. Л.П. Карпушиной, Т.А. Козловой; Мордовский государственный педагогический университет. - Саранск, 2021. - С. 91-106.

4. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2001. - С. 56-60.

5. Мартынов В.И. История богослужебного пения. - Московская Духовная Академия, 1987. -196 с.

6. Никандров, Н.А. Проблема духовного воспитания школьников / Н.А. Никандров // Педагогика. - 2019. - № 4. - С. 50-56.

7. Чесноков, П.Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. - М.: Просвещение, 1961. - 245 с.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MUSIC TEACHERS IN THE CONDUCTING CLASS (ON THE EXAMPLE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE WORKS OF RUSSIAN SACRED MUSIC)

Asatrian O.F., Gryaznova T.M.

Mordovian State Pedagogical University Education named after M.E. Evseviev

In this article, the process of developing the professional competence of a future music teacher in the conducting class is considered as an educational activity in the modern practice of teaching music and performing disciplines at a pedagogical university. The authors consider the problem of professional growth of students in the context of teaching methods of conducting (the module of conductor-choral training), touch on the formation of skills for verbal assessment of the form, structure and content of Russian sacred music, manual technique skills, vocal-choral analysis of the studied pieces of the curriculum. The importance of dialogue and personal interaction between a teacher and a student in the process of creating a performing interpretation of choral music has been determined. The inclusion of works of Russian sacred music in the repertoire of the choirmaster, as a source and carrier of the spiritual and moral values of the Russian Fatherland, is actualized.

Keywords: musical education, music teacher, professional competence, conducting and choral training, score analysis, choral music, peculiarities of vocal and choral work, Russian sacred music, traditions, moral values.

References

1. Abdullin, E.B. Fundamentals of research activities of a teacher-musician / E.B. Abdullin. - SPb.: Planet of Music, 2014. - P. 6264

2. Asatryan, O.F. Training of a teacher-musician-educator in the context of the challenges of our time [Electronic resource]: monograph; ed. O.F. Asatryan; Mordov. state ped. in-t. - Saransk, 2021. - 1 electron. wholesale disc (CD-R)

3. Gryaznova, T.M. The singing art of Orthodox orientation as a factor in the social education of children and adolescents (by the example of classes in Sunday schools) / T.M. Gryaznova, E.A. Martynova, S.I. Gryaznov. // Social education of children and adolescents in additional education: monograph / ed. L.P. Karpushina, T.A. Kozlova; Mordovia State Pedagogical University. - Saransk, 2021. - P. 91-106 Nikolsky, A.V. A short sketch of the history of church singing in the period of the 1st -10th centuries / A.V. Nikolsky // On church singing. Sat. articles / comp. O.V. Lada. - M., 1983. - S. 150.

4. Koshmina, I.V. Russian sacred music / I.V. Koshmina. - M.: Vla-dos, 2001. - P. 56-60.

5. Martynov V.I. The history of liturgical singing. - Moscow Theological Academy, 1987. - 196 p

6. Nikandrov, N.A. The problem of spiritual education of schoolchildren / N.A. Nikandrov // Pedag.ogy. - 2019. - No. 4. - P. 5056

7. Chesnokov, P.G. Choir and management / P.G. Chesnokov. -M.: Education, 1961. - 245 p

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.