11. Кислова, О.Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России: XVIII-XXI вв.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 5.10.1 / Кислова Оксана Николаевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Диссовет 24.2.338.03 (24.2.338.03)]. - Саранск, 2022. - 181 с.
12. Кислова, О.Н. Детский фольклор в системе современного музыкального образования / О.Н. Кислова, Е.А. Гусева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 158-163. - EDN RKIVJB
13. Кислова, О.Н. Фольклорные экспедиции в вузовском музыкальном образовании как эффективная форма сохранения культурных традиций нижегородской области / О.Н. Кислова // Музыкальное искусство и образование. - 2022. -№10(2).-С. 164-177
14. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 1(38). -DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2
15. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности. - Москва: 1997. - 125 с.
Педагогика
УДК 376.2
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Марьянина Вера Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию диалогического общения у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются научные работы исследующие диалогическое общение у нормально развивающихся младших школьников. Определяется степень изученности данного феномена у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены, разработанные авторами статьи уровни развития диалогического общения в младшем школьном возрасте. Описываются результаты экспериментального изучения развития навыков речевого этикета, вопросительной активности, владения диалогическими репликами, способностью к сопряженному диалогу, коммуникации в процессе диалога. Представлена программа формирования диалогического общения у младших школьников с задержкой психического развития. Описаны этапы экспериментальной работы. Первый этап - формирование внутренних мотивов к диалогическому общению, развитие децентрации позиции ребенка в процессе коммуникации. Второй этап - развитие навыка выстраивания содержания диалога, отработка использования формул речевого этикета, развитие потребности в вопросительной активности в процессе коммуникации. Третий этап - закрепление приобретенных навыков в практике речевых ситуаций.
Ключевые слова: диалогическое общение, младшие школьники, задержка психического развития, диалогическая речь, коммуникативные навыки.
Annotation. The article is devoted to an experimental study of dialogical communication in younger schoolchildren with mental retardation. The scientific works investigating dialogical communication in normally developing younger schoolchildren are analyzed. The degree of study of this phenomenon in younger schoolchildren with disabilities is determined. The levels of development of dialogical communication in primary school age developed by the authors of the article are presented. The results of an experimental study of the development of speech etiquette skills, interrogative activity, possession of dialogical replicas, the ability to conjugate dialogue, communication in the process of dialogue are described. A program for the formation of dialogic communication in younger schoolchildren with mental retardation is presented. The stages of experimental work are described. The first stage is the formation of internal motives for dialogical communication, the development of the decentralization of the child's position in the communication process. The second stage is the development of the skill of building the content of the dialogue, working out the use of formulas of speech etiquette, the development of the need for interrogative activity in the communication process. The third stage is the consolidation of acquired skills in the practice of speech situations.
Key words: dialogic communication,junior schoolchildren, mental retardation, dialogic speech, communication skills.
Введение. Изучению диалога в контексте особенностей развития речи индивида посвящено значительное количество работ как в отечественной, так и в зарубежной науке (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.). Однако, исследования диалога как формы межличностного взаимодействия не столь многочисленны. Как правило, диалогическое общение исследуется в аспекте какого-либо другого психологического феномена. Например, в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной диалогическое общение рассматривается как показатель возрастного развития коммуникативной сферы. Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев затрагивают проблему диалогического общения в контексте развития личности. Таким образом, существенное влияние диалогического общения на эффективную социализацию индивида подтверждается многими учеными. Тем не менее, специальных исследований, посвященных специфике диалогического общения, крайне мало. Особенно явно данный дефицит обнаруживается, на наш взгляд, в отношении детского возраста, который является наиболее сензитивным для развития речи как средства коммуникации.
Изложение основного материала статьи. Общеизвестно, что младший школьный возраст является тем периодом, когда полностью меняется весь уклад жизни ребенка и его социализация начинает проходить в условиях, которые требуют умения эффективно коммуницировать с окружающими, вести с ними эффективный диалог. Анализ научной литературы позволяет констатировать, что большинство исследований по интересующей нас проблематике посвящено нормально развивающимся детям. В работе О.П. Головиной Г21 исследуется направленность личности младшего школьника на партнера по общению. Автор пишет о том, что направленность на собеседника у детей проявляется, в основном, в визуальном контакте. Младшие школьники, в основном, руководствуются в диалогическом общении собственными
потребностями, мало обращая внимание на желания и стремления партнера. Также О.П. Головина подчеркивает наличие у детей невысокого уровня владения диалогической речью, в частности, формулами речевого этикета.
В диссертационной работе И.С. Назметдиновой Г81 указывается, что диалогическое общение младших школьников активно развивается в рамках учебной деятельности. Автор указывает, что учебная деятельность способствует развитию у детей определенных видов диалогического общения (диалог-спор, диалог-обсуждение и т.п.), стимулирует развитие речевых средств, используемых в диалоге (исходные и реагирующие реплики). В исследовании A.C. Львовой [71 установлено, что большинство младших школьников не имеют навыка формулирования реплик-ответов и реплик-вопросов в ходе диалога, у них низкий уровень культуры слушания. Дети не осознают важность диалогического общения в обосновании своей позиции по тому или иному вопросу или ситуации. Подобные выводы мы находим в научных работах Н.Ф. Поляк [101, О.В. Сушковой [121, З.А. Холматовой [141 и других авторов.
В отношении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья нами было обнаружено небольшое количество научных работ по изучению диалогического общения. Это исследование диалогического взаимодействия младших школьников с умственной отсталостью (Е.Е. Дмитриева [3,41), исследования диалогического общения слабослышащих младших школьников (A.B. Дёмина [51, Л.В. Домрачёва [61, Н.Е. Павлович [91). Исследований, посвященных диалогическому общению младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) нами найдено не было. Тем не менее, следует отметить, что данная группа детей с нарушениями развития является наиболее многочисленной и задачи социализации младших школьников с ЗПР решаются не только в системе специального образования, но и в инклюзивном и интегрированном обучении.
Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития диалогического общения у младших школьников с ЗПР. С целью эффективной интерпретации полученных результатов, на основе вышеперечисленных исследований были сформулированы уровни развития диалогического общения по следующим критериям: уровень развития диалогической речи, способность к сопряженному диалогу, особенности развития коммуникативных навыков. Было выделено три уровня развития диалогического общения в младшем школьном возрасте, кратко их опишем.
Высокий уровень. Хорошее владение речевым этикетом, использование в речи как простых, так и сложных предложений. Инициативная вопросительная активность, использования в речи всех видов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные и др.). Активный диалог с собеседником, с использованием разных видов реплик, в том числе и реплик, побуждающих партнера к высказыванию. Способность поддерживать диалог на заданную в ходе общения тему, достигать взаимопонимания, эффективно обмениваться информацией, учитывать потребности собеседника в процессе коммуникации.
Средний уровень. Достаточное владение речевым этикетом, преимущественное использование в речи простых предложений, по сравнению со сложными. Присутствие инициативной вопросительной активности в некоторых ситуациях диалогического общения, использование в речи отдельных видов вопросов. Наличие возможности отвлечения от темы беседы. Невысокая речевая активность, выражающаяся в большей степени в репликах-реакциях на инициативные высказывания партнера. Затруднения в поддержании диалога на заданную тему, достижении взаимопонимания с собеседником, отсутствие ориентации на его потребности в процессе коммуникации.
Низкий уровень. Слабое владение речевым этикетом, использование в речи только простых предложений. Отсутствие вопросительной активности, затруднения в самостоятельной формулировку вопросов. Слабая речевая активность, выражающаяся исключительно в репликах-реакциях на инициативные высказывания партнера. Неспособность к поддержанию диалога на заданную тему, невозможность достижения взаимопонимания с собеседником, выраженная эгоцентрическая позиция в ходе диалогического общения.
Для выявления уровня сформированности речевого общения по выделенным критериям была составлена диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: «Изучение формирования диалога у дошкольников» A.B. Чулковой [13]; «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман [1]; «Интервью» О.В.Дыбиной [11]. В экспериментальную выборку вошли обучающиеся с ЗПР 2 классов ГКОУ «Нижегородская школа-интернат №10» в количестве 20 человек. Полученные результаты показали, что более 60% младших школьников имеют средний уровень развития диалогического общения, остальные обучающиеся продемонстрировали низкий уровень.
Для коррекции диалогического общения младших школьников с ЗПР в условиях специального образовательного учреждения нами была разработана психолого-педагогическая программа для реализации ее во внеурочной деятельности. Задачи данной программы были сформулированы следующим образом: развитие мотивации к диалогическому общению, овладение детьми основными формулами речевого этикета; стимулирование потребности вопросительной активности в процессе коммуникации; развитие лексико-грамматической стороны диалогической речи; формирование умения выстраивать содержание диалога; способствование децентрации позиции ребенка в процессе коммуникации. Работа проводилась в течении учебного года, занятия проводились один раз в неделю. В реализации программы принимали участие педагог-психолог и логопед школы.
На первом этапе программы решались задачи формирования у младших школьников с ЗПР внутренних мотивов к диалогическому общению, развитие децентрации позиции ребенка в процессе коммуникации. Для этого использовались различные игры (дидактические, подвижные), спортивные эстафеты, в которых результат зависел от желания партнеров договариваться и учета потребностей и возможностей каждого из них. Такие игры показывали детям, что диалогическое общение дает возможность более эффективно решать различные задачи, быстрее находить выход из жизненных ситуаций. Например, участвуя в парном забеге, дети должны были договориться о стратегии совместных действий, в противном случае, они не могли выиграть.
На втором этапе программы детей учили выстраивать содержание диалога, отрабатывали использование формул речевого этикета, развивали у них потребность вопросительной активности в процессе коммуникации. Здесь использовались такие формы работы как экскурсии, викторины, чтение детской художественной литературы, театрализованная деятельность. Организовывались экскурсии в детскую школьную библиотеку, в ателье по пошиву одежды, в парикмахерскую и т.п. Экскурсии позволяли с одной стороны, дать школьникам новую информацию об окружающем, с другой стороны, получить пример диалогического общения взрослого с представителем той или иной профессии и попробовать самим задать те или иные вопросы. Следует отметить, что перед экскурсиями проводилась предварительная работа с детьми, формулировались те вопросы, которые они могли бы задать.
Перед проведением викторин также проводилась предварительная работа, направленная на обогащение представлений детей по теме предстоящей викторины. Каждый ребенок готовил вопросы к викторине, задавал их сверстникам, учился выслушивать ответ и реагировать на него соответствующим образом. Эффективным направлением работы на втором этапе стало чтение детской художественной литературы. Например, рассказы B.C. Житкова из сборника «Что я видел», где главный герой любознательный мальчик- почемучка Алеша. Детская литература позволяла детям в доступной и увлекательной форме получить представление о том, как задавать вопросы в разных жизненных ситуациях.
Также на данном этапе использовалась театрализованная деятельность, в ходе которой дети разыгрывали небольшие художественные произведения по ролям, делали мини-постановки сказок, показывали кукольные спектакли. Например, разыгрывание сказки «Заюшкина избушка», практически состоящей из одних диалогов, давало младшим школьникам возможность попрактиковаться в диалогической речи.
На третьем этапе программы происходило закрепление приобретенных навыков в практике речевых ситуаций. Создавались специальные речевые ситуации, в которых школьники могли попрактиковаться в полученных навыках диалогического общения. Например, речевые ситуации с использованием фотографии, где запечатлены события из жизни одного из детей, участвующих в апробации программы (день рождения, путешествие, участие в каком-нибудь важном событии и т.п.). Ребенку, который показывает фотографии, предлагается рассказать о тех событиях, которые там отображены, а остальным детям задать вопросы, высказать свое мнение и т.д.
Другим типом речевой ситуации для развития диалогического общения является обсуждение прочитанного художественного произведения. Дети заранее готовили вопросы по рассказу или повести, а затем задавали их сверстникам. Перед началом обсуждения детям еще раз напоминались правила эффективного диалогического взаимодействия, например, дослушивать собеседника до конца, не перебивая, внимательно слушать вопросы партнера по общению.
Следует отметить, что на всех этапах программы учитель логопед проводил целенаправленную работу с детьми экспериментальной группы по коррекции их лексико-грамматических речевых проблем, таких как бедность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Выводы. Результаты апробации представленной коррекционно-развивающей программы позволили констатировать, что наиболее эффективной она оказалась для тех детей, которые демонстрировали низкий уровень развития диалогического общения. Наиболее податливыми для коррекции диалогического общения компонентами оказались мотивация к диалогическому общению, вопросительная активность, речевой этикет. Наиболее проблемными стали построение содержания диалога и способность к децентрации эгоцентрической позиции партнеров по общению. Также следует отметить, что наличие лексико-грамматических проблем, которые являются системными для детей с ЗПР не могло быть компенсировано за период реализации экспериментальной программы. Тем не менее, можно говорить о том, что проведенная психолого-педагогическая работа с младшими школьниками с ЗПР в целом оказалась эффективной. Дети осознали необходимость и принципиальную возможность использования диалогического общения как инструмента социализации. У них возник интерес к данному виду коммуникации и желание использовать его в повседневной жизни.
Литература:
1. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.
2. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов / О.П. Головина // Вестник Тамбовского университета. - 2009. -№ 7(75). - С. 216-220
3. Дмитриева, Е.Е. Развитие диалогического взаимодействия у младших школьников с умственной отсталостью / Е.Е. Дмитриева, Ю.П. Давыдова// Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 323-326
4. Дмитриева, Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья/ Е.Е. Дмитриева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/493 (дата обращения: 18.10.2023)
5. Дёмина, A.B. Результаты изучения диалогической речи слабослышащих учащихся в аспекте их социализации / A.B. Дёмина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2009. - №7,- С. 213-218
6. Домрачёва, Л.В. Особенности диалогической речи младших школьников / Л.В. Домрачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - С. 20-25. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186070.htm (дата обращения: 18.10.2023)
7. Львова, A.C. Учебная дискуссия как средство развития диалогической речи младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/Львова Анна Сергеевна.-М., 2008,- 18 с.
8. Назметдинова, П.С. Развитие диалогической речи младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Назметдинова Ирина Сайрановна. - Москва, 1997. - 17 с.
9. Павлович, Н.Е. Особенности овладения диалогической речью слабослышащими младшими школьниками / Н.Е. Павлович // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. - 2013. - № 2(76). - С.3-7
10. Поляк, Н.Ф. Развитие познавательной активности младших школьников посредством учебного диалога: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Поляк Нина Федоровна. - Ярославль, 2007. - 18 с.
11. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, ИВ. Груздова. - М: Мозаика-Синтез, 2010.-64 с.
12. Сушкова, О.В. Развитие диалогической речи у младших школьников на уроках русского языка / О.В. Сушкова // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. -2016. - № 3. - С. 110-114
13. Чулкова, A.B. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / A.B. Чулкова. - Волгоград: Перемена, 2002. - 168 с.
14. Холматова, З.А. Этапы формирования культуры диалогических отношений у учащихся начальных классов / З.А. Холматова // Педагогическое образование и наука. -2016. - № 3. - С. 132-135