Научная статья на тему 'ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ)'

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЛОНТЕРСТВО / ИНЖЕНЕРНЫЙ ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулалаева Л. П.

Актуальность исследуемой темы обусловлена проблемой участия студентов во внеаудиторной деятельности в период пандемии и самоизоляции. Цифровизация, пришедшая на помощь образованию, позволила продолжить учебный процесс, но как быть с вузовским воспитанием, которое является неотъемлемой частью образования? В научной литературе пока нет конкретных примеров, свидетельствующих о том, как система вузовского воспитания вышла из положения в период карантина, затянувшегося не на один год. Проблема перевода студентов на дистанционное обучение, организацию дополнительного образования с проведением внеаудиторной деятельности стала для педагогов номером один. Главной целью воспитания служит развитие социализированной, творческой личности, с активной гражданской позицией и любовью к своей Родине. Внеаудиторная деятельность дает возможность обучающимися познакомиться с широким спектром занятий, включая спортивно-оздоровительный, общекультурный, духовно- нравственный, социальный и др. Технические дисциплины в инженерном вузе не дают достаточной возможностей для развития необходимых социальных умений и навыков, поэтому необходимо большее внимание уделять организации внеаудиторной деятельности. Цель статьи показать собственный опыт проведения внеаудиторных мероприятий в дистанционном формате в период пандемии и цифровизации и предложить способы развития социальных умений студентов в сложившихся условиях. Проведено анкетирование студентов и выявлено, какие виды внеаудиторной деятельности в наибольшей степени способны влиять на развитие социальных умений в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AT THE ENGINEERING UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE PANDEMIC PERIOD)

The relevance of the issued topic is due to the problem of student participation in non-audit activities during the pandemic and self-isolation. Digitalization, which appeared to support education, made it possible to continue the educational process, but what about university education, which is an integral part of education? There are no specific examples in the scientific literature yet indicating how the university education system got out of the situation during the quarantine period, which lasted more than one year. The problem of transferring students to distance learning, the organization of further education with extra-curricular activities has become number one for teachers. The main purpose of education is the development of a socialized, creative person, with an active civic position and love for his homeland. Extra-curricular activity allows students to get acquainted with a wide range of activities, including sports and recreation, general cultural, spiritual and moral, social, etc. Technical disciplines in an engineering university do not provide sufficient opportunities for the development of the necessary social abilities and skills, therefore, it is necessary to pay more attention to the organization of extra-curricular activities. The purpose of the article is to show our own experience of conducting extra-curricular activities and events in a remote format during a pandemic and digitalization and to propose ways to develop students' social skills in the current conditions. A survey of students was conducted and it was revealed that not all types of non-audit activities are equally capable of influencing the development of social skills in a technical university.

Текст научной работы на тему «ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ)»

УДК 378

Внеаудиторная деятельность в инженерном вузе в условиях цифровизации (на примере периода пандемии)

Extra-curricular activities at the engineering university in the context of digitalization (on the example of the pandemic period)

Дулалаева Л.П., ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», devo-4ka@yandex.ru

Dulalaeva L., Kazan National Research Technological University, devo-4ka@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.013

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, социальные умения, цифровизация, пандемия, молодежная политика, волонтерство, инженерный вуз, высшее образование.

Keywords: еxtra-curricular activities, social skills, digitalization, pandemic, youth policy, volunteering, engineering university, higher education.

Аннотация. Актуальность исследуемой темы обусловлена проблемой участия студентов во внеаудиторной деятельности в период пандемии и самоизоляции. Цифровизация, пришедшая на помощь образованию, позволила продолжить учебный процесс, но как быть с вузовским воспитанием, которое является неотъемлемой частью образования? В научной литературе пока нет конкретных примеров, свидетельствующих о том, как система вузовского воспитания вышла из положения в период карантина, затянувшегося не на один год. Проблема перевода студентов на дистанционное обучение, организацию дополнительного образования с проведением внеаудиторной деятельности стала для педагогов номером один. Главной целью воспитания служит развитие социализированной, творческой личности, с активной гражданской позицией и любовью к своей Родине. Внеаудиторная деятельность дает возможность обучающимися познакомиться с широким спектром занятий, включая спортивно-оздоровительный, общекультурный, духовно- нравственный, социальный и др. Технические дисциплины в инженерном вузе не дают достаточной возможностей для развития необходимых социальных умений и навыков, поэтому необходимо большее внимание уделять организации внеаудиторной деятельности.

Цель статьи показать собственный опыт проведения внеаудиторных мероприятий в дистанционном формате в период пандемии и цифровизации и предложить способы развития социальных умений студентов в сложившихся условиях. Проведено анкетирование студентов и выявлено, какие виды внеаудиторной деятельности в наибольшей степени способны влиять на развитие социальных умений в техническом вузе.

Abstract. The relevance of the issued topic is due to the problem of student participation in non-audit activities during the pandemic and self-isolation. Digitalization, which appeared to support education, made it possible to continue the educational process, but what about university education, which is an integral part of education? There are no specific examples in the scientific literature yet indicating how the university education system got out of the situation during the quarantine period, which lasted more than one year. The problem of transferring students to distance learning, the organization of further education with extra-curricular activities has become number one for teachers. The main purpose of education is the development of a socialized, creative person, with an active civic position and love for his homeland. Extra-curricular activity allows students to get acquainted with a wide range of activities, including sports and recreation, general cultural, spiritual and moral, social, etc. Technical disciplines in an engineering university do not provide sufficient opportunities for the development of the necessary social abilities and skills, therefore, it is necessary to pay more attention to the organization of extra-curricular activities.

The purpose of the article is to show our own experience of conducting extra-curricular activities and events in a remote format during a pandemic and digitalization and to propose ways to develop students' social skills in the current conditions. A survey of students was conducted and it was revealed that not all types of non-audit activities are equally capable of influencing the development of social skills in a technical university.

Введение. В современном мире успешный вуз исследовательской деятельности и

- это не просто пространство для осуществления образовательного процесса

110

студентов, но и для развития у студентов необходимых умений, которые помогут им в будущем стать успешными людьми, продвигаться по карьерной лестнице, обзавестись полезными связями и знакомствами и найти свое место в жизни. Обладать преимуществами будут те государства, которые научатся «формировать и эффективно использовать весь инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» [3]. Социальный заказ, предъявляемый обществом и работодателями к выпускникам вузов, включает в себя не только наличие диплома об образовании и сформированные профессиональные навыки, но и надпрофессиональные навыки, социальные умения, развитию которых способствует воспитательная деятельность вуза. Период пандемии, случившийся весной 2020 года во всем мире, внес свои коррективы в процесс обучения и воспитания студентов [6].

На наш взгляд, развитие необходимых социальных умений возможно только в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной (внеаудиторной) деятельности студентов, которая в отличии от учебной, организуется и проводится

на добровольной основе, когда студент имеет возможность сам, а может быть, и по совету наставника или тьютора найти и выбрать такой вид занятий, который ему по душе.

Внеаудиторная деятельность представляется нам как система, в которой задействованы несколько структур, играющих

непосредственную роль в работе с молодежью через деканаты, профком, студенческие объединения, психологический отдел и т.д. Основой всех структур является молодежная политика в вузе, которая представляет собой площадку для формирования, развития и аккумулирования человеческого и социального капитала молодежи.

Управление молодежной политики и социальной работы (УМПиСР) Казанского национального исследовательского

технологического университета является основополагающей для организации

внеаудиторной деятельности в вузе. На рисунке 1 представлены виды деятельности в разных областях, входящих в зону ответственности УМПиСР.

ВУЗ

Проректор по воспитательной работе;

Начальник центра управления молодежной политикой и социальной

-Ь Институт; ( 1 Заместитель декана воспитательной

Факультет -► работе; Кураторы

Профсоюзный комитет обучающихся; - Совет аспирантов, -Совет иностранных обучающихся, - Студенческие советы на

факультетах, - Студенческий совет общежитий, -Студенческий Медиа-центр, - Совет старост учебных групп, - Студенческие творческие организации (научные, художественные, общественные, по интересам), -Студенческие организации в области молодежной политики

Рисунок 1. - Направления деятельности управления молодежной политики и социальной работы КНИТУ

Главным преимуществом внеаудиторной деятельности является развитие личности студента. Она включает в себя внеаудиторные мероприятия, относящиеся к разным областям: спорт, художественное и актерское мастерство, студенческая газета, трудовая деятельность и

студенческое самоуправление [10].

Материалы и методы. Рассмотрим наиболее востребованные студентами виды и содержание внеаудиторной деятельности, представленных в таблице 1.

Таблица 1. - Внеаудиторная деятельность: виды и содержание

Виды внеаудиторной деятельности Содержание деятельности (участие в мероприятиях)

Общественно-организаторская Студенческая весна; Посвящение в первокурсники; День первокурсника; Волонтерское движение

Художественно -эстетическая Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ); Конкурс военно-патриотической песни; Конкурс красоты и талантов

Профориентационная Моя профессия - мой мир; Конкурс «Полиглот»; Конкурс военно-патриотической песни

Научная деятельность Интеллект-шоу; Дни науки на факультете

Профсоюзная деятельность Субботники; Сбор портфолио на ПГАС; материальная помощь студентам

Физкультурно -оздоровительная День спорта; спортивные соревнования

Участие в студенческом самоуправлении ОВК (отчетно-выборочная конференция); Студенческие советы; Студенческие общественные организации; Студенческим профкомом; Спортивный клуб; Редакция газеты; Служба видео-новостей; Центр военно-патриотической работы; Студенческая служба безопасности; Волонтерский отряд; Тьюторство

Общественно-организаторская: дискуссионные клубы, основанные по инициативе творческих студентов, являются прекрасной формой организации активности студенческой молодежи. Во время общения в клубе студенты углубленно изучают и обсуждают между собой работы известных экономистов и философов. Они учатся составлять нормативные документы.

Художественно-эстетическая: для

студентов, желающих проявить свой творческих потенциал в период обучения в вузе, создана специальная административная структура, объединяющая все творческие коллективы в студенческом сообществе. Задачей этой структуры служит поддержка в формировании и становлении данных групп, которые без присмотра могут носить стихийный характер.

Профориентационная: данная деятельность может быть организована студенческими сообществами безо всяких сложностей. В современном мире большое предпочтение среди детей школьного возраста уделяется социальным сетям и публикации видеороликов собственного сочинения. Создав собственную страничку своего факультета и периодически размещая ролики с интересным контентом, появляются хорошая возможность привлекать как можно больше подписчиков школьного возраста и не только.

Помимо социальных сетей, профориентационной деятельностью можно заниматься и путем привлечения школьников к участию в различных мероприятиях и событиях, организованных на базе вуза. Такие мероприятия дают возможность будущим студентам получить грамоты и благодарственные письма, пополнив тем самым свое портфолио.

Научная деятельность: студенческое научное сообщество вуза координирует работу структур, которые работают в данной сфере. Направление научной деятельности со всех сторон поддерживается администрацией вуза [4]. В данной сфере организуются и проводятся многочисленные мероприятия, связанные с научными докладами, исследованиями со стороны студентов, которые потом обсуждаются на конференциях и вполне могут быть напечатаны в сборнике докладов вуза. На каждом факультете существует сотрудник, занимающий должность заместителя декана по учебной и научной работе и отвечающий за это направление. Также каждый факультет вправе организовать свое собственное объединение, отвечающее за поддержку и помощь при подаче на грант и участии в проектной деятельности.

Профсоюзная деятельность: в вузе существуют общественные объединения, официально зарегистрированные и играющие

весомую роль демократизации воспитательной структуры. Данные объединения «осуществляют свою деятельность в рамках студенческого коллектива, поскольку только такая форма организации может эффективно влиять на процессы, происходящие внутри учебного заведения. Важно подчеркнуть, что мы здесь имеем ввиду конструктивные молодежные объединения, действующие на региональном или федеральном уровне, поскольку профсоюзные организации студентов не всегда готовы решать проблемы студентов, так как боятся идти на конфронтацию с администрацией» [1].

Физкультурно-оздоровительная: В первую очередь сюда стоит отнести спортивные команды академического, факультетского и

университетского уровня, действующие в рамках вуза. «Это направление носит массовый характер и организуется под руководством спортивного клуба. Спортивные студенческие команды не только представляют свой вуз или факультет на соревнованиях разного уровня, но и сами могут выступать инициаторами проведения спортивных мероприятий. Существуют официально зарегистрированные общественные объединения регионального уровня, функционирующие в этом направлении и имеющие свое представительство в различных учебных заведениях» [2].

Студенческое самоуправление в университете является связующим звеном между координационным студенческим органом и административной воспитательной структурой вуза, во главе которой стоит проректор по воспитательной работе, УМПиСР и заместители деканов по воспитательной работе всех факультетов.

Одной из важных составляющих студенческого самоуправления является волонтерское движение. В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. Существуют самые разные направления добровольческих движений: социальные, событийные, спортивные, экологические, межкультурные и др. Традиционно наиболее активными и мотивированными к добровольчеству является молодежь. Добровольческий клуб (ДК) - это сообщество волонтеров студентов, целью которого является проведение акций и мероприятий, направленных на бескорыстную помощь.

Для того, чтобы понять, какие из вышеперечисленных видов внеаудиторной деятельности студенты намерены использовать, как средство развития необходимых умений, нами было проведено исследование с участием 90 студентов. Мы разработали анкету на выявление потребностей и интересов студентов. В этом анкетировании студентам предлагалось оценить значимость по 5-бальной шкале, где 5 - очень значимо, 4 - скорее значимо, 3 - трудно сказать, 2 - скорее не значимо, 1 - совсем не значимо. С помощью этого опросника мы смогли собрать данные и выявить рейтинг значимости 27-ми видов внеаудиторной деятельности,

способствующих развитию необходимых социальных умений у студентов. Исследованием установлено, что не все виды внеаудиторной деятельности в равной мере влияют на развитие социальных умений. Об этом свидетельствует таблица 2, приведенная ниже.

Наименование содержания ВД Рейтинг значимости видов внеаудиторной деятельности, влияющих на развитии социальных умений

Комплексное многоуровневое решение проблем Управление людьми Критическое мышление Креативность Сотрудничество с другими Умение вести переговоры

Студенческая весна 3,87 4,08 3,93 4,51 4,2 3,78

Посвящение в первокурсники 3,78 4,03 3,68 3,89 4,19 3,82

День первокурсника 3,78 4,07 3,98 4,3 3,9 3,85

Волонтерское движение 4,03 4,04 3,44 3,44 4,05 3,79

Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) 3,47 4,08 4,03 4,45 4,09 4,01

Конкурс военно- патриотической песни 3,48 3,56 3,63 4 4,15 3,49

Таблица 2. - Рейтинг наиболее востребованной внеаудиторной деятельности среди студентов

Продолжение таблицы 2

Наименование содержания ВД Рейтинг значимости видов внеаудиторной деятельности, влияющих на развитии социальных умений

Комплексное многоуровневое решение проблем Управление людьми Критическое мышление Креативность Сотрудничество с другими Умение вести переговоры

Конкурс красоты и талантов 3,4 3,88 3,78 4,42 3,7 3,58

Брэйн-ринг 3,53 3,42 3,52 3,6 3,49 3,5

Моя профессия-мой мир 3,59 3,12 3,22 3,07 3,38 3,35

Конкурс «Полиглот» 3,31 3,25 3,56 3,29 3,45 3,48

Квест для школьников 3,59 3,43 3,21 3,52 3,59 3,67

Интеллект-шоу 3,91 3,67 3,67 3,93 3,8 3,8

Дни науки на факультете 3,52 3,07 3,26 3,56 3,85 3,68

Участие в конференциях 3,77 3,17 3,31 3,35 3,44 3,57

Субботники 3,34 3,44 2,82 2,68 3,74 2,98

Сбор портфолио на ПГАС 3,06 2,65 2,64 2,71 3,22 3,67

День спорта; спортивные соревнования 3,43 3,82 3,21 3,52 3,82 3,48

ОВК (отчетно- выборочная конференция) 3,96 3,68 3,54 3,29 3,86 3,95

Студенческие советы 3,88 4,2 3,64 3,59 4,02 4,07

Студенческий профком

Спортивный клуб 3,34 3,58 2,86 3,43 3,94 3,44

Редакция газеты 3,77 3,65 3,62 4,06 3,84 3,63

Служба видео -новостей 3,42 3,43 3,29 4,08 3,76 3,6

Центр военно- патриотической работы 3,85 3,84 3,25 3,16 3,91 3,49

Студенческая служба безопасности 3,67 3,67 3,2 2,77 3,57 3,61

Волонтерский отряд 3,83 3,92 3,2 3,75 4 3,95

Тьюторство 4,14 4,13 3,92 4,04 4,04 4,22

Результаты. Данные, полученные в результате исследования, показывают следующее: на развитие «комплексного многоуровневого решения проблем» в наибольшей мере влияет тьюторство, а в наименьшей - сбор портфолио на ПГАС; на «управление людьми» в наибольшей мере влияет студенческий профком, а в наименьшей - дни науки на факультете и сбор портфолио на ПГАС; на развитие «критического мышления» в наибольшей мере влияет студенческий театр эстрадных миниатюр, а в наименьшей -субботники и сбор портфолио на ПГАС; на

развитие «креативности» в наибольшей мере влияет студенческая весна, а в наименьшей -студенческая служба безопасности и субботники; «сотрудничество с другими» в наибольшей мере развивает такой вид внеаудиторной деятельности как студенческая весна и посвящение в первокурсники, а в наименьшей мере развивают мероприятия моя профессия - мой мир и сбор портфолио на ПГАС. И, наконец, «умение вести переговоры» в наибольшей мере развивает тьюторство и студенческий профком, а в наименьшей мере - день спорта и участие в субботниках.

Еще до пандемии все вышеперечисленные виды внеаудиторной деятельности казались осуществимы только при условии личного общения со студентами, но ситуация с карантином изменила наше представление о возможностях вузовского воспитания благодаря цифровизации, позволившей перевести все запланированные воспитательные мероприятия в режим он-лайн. Институты и факультеты, студенческие и творческие объединения университета продолжили реализацию запланированных мероприятий в дистанционном формате [5]. Получился интересный, необычный и незабываемый опыт, показавший системе высшего образования новые горизонты и возможности. Да, безусловно, ничто и никогда не заменит личное общения и встречи, но цифровизация показала, что можно и по-другому, что нет ничего невозможного, в какой бы точке мира не находился человек. В настоящее время цифровизацией пронизана вся система образования. Она оптимизировала многие интернет-ресурсы, способствовала созданию интересных приложений, помогающих в учебе, расширила границы общения и дала все необходимое для развития социальных умений студентов [7].

Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ) перешел в режим он-лайн во время пандемии с хештега #КНИТУсижудома, который поддержал весь университет, включая профессорско-преподавательский состав. Студенты всех факультетов придумывали различные флешмобы и выкладывали их во всевозможные социальные сети, подписывая свое видео данным хештегом. Образовались сообщества по интересам в литературе, живописи, спорте по различным направлениям, доступ к которым имели все участники. Студенты вместе с преподавателями делали он-лайн зарядки, делились своими новостями, происходило непрерывное общение, количество участников которого пополнялось день за днем. В сложившейся ситуации любой, даже самый застенчивый и неразговорчивый студент, имел возможность найти себе круг общения по интересам, забыв про свои комплексы.

Факультет социотехнических систем КНИТУ организовал и провел свой ежегодный конкурс-фестиваль военно-патриотической песни, объединив тем самым многие другие факультеты университета.

Студенты заполняли заявки на участие по трем номинациям: художественное слово, песня о войне, танец военных лет. Все выступления студенты записывали на видео, высылали

организаторам, которые впоследствии выкладывали все на страничку факультета, проводившего конкурс. Победителей и призеров выбирали всем вузом путем он-лайн голосования. На главной странице инстаграм факультет социотехнических систем объявил победителей и всех участников конкурса, не оставив никого без приза. Призы и подарки вручались уже лично каждому участнику после снятия ограничений на выход из дома. Награждение и вручение подарков было записано на видео и также выложено в социальные сети. Наиболее востребованными и актуальными платформами для он-лайн общения стали Инстаграм, ВКонтакте и Тик-ток. Последняя платформа сыграла большую роль в профориентационной области, так как привлекла огромное внимание школьников к активности КНИТУ.

Заключение. Таким образом, мы делаем вывод, что участие во внеучебных мероприятиях - отличное и очень эффективное упражнение в подготовке молодых людей к миру занятости, оно обеспечивает наличие различных грамот, дипломов и благодарственных писем, формирует портфолио студента. А это по окончании вуза становится основой его резюме, учитывается работодателем как значимый показатель выбора специалиста при приеме на работу [8]. Участие во внеаудиторной деятельности доступно абсолютно для каждого студента и является отличным способом адаптации среди своих сверстников и в жизни университета. Также, о студентах-активистах хорошо известно сотрудникам деканата и преподавателям вуза, что может благоприятно отразиться на урегулировании возможных проблем в учебном процессе.

В настоящее время цифровизацией пронизана вся система образования. Она заиграла новыми красками, оптимизировала многие интернет-ресурсы, поспособствовала созданию интересных приложений, помогающих в учебе, расширила границы общения и дала все необходимое для развития социальных умений студентов, которые так востребованы в современном мире. Во время пандемии студенты научились самостоятельному планированию своей учебы и работы. Они стали активными субъектами образовательного процесса, взяли на себя ответственность за процесс и результаты образования, что является сегодня одной из приоритетных задач [9].

Проведенное нами исследование позволило выявить наиболее значимые для студентов виды внеаудиторных мероприятий из представленных 27-ми. Опыт автора в организации и проведении данных мероприятий будет полезен кураторам, заместителям деканов по воспитательной работе

и отделу молодежной политики для работы со студентами как в очном формате, так и в формате

он-лайн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Дулалаева Л.П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза / Е.Е. Царева, Г.Н. Фахретдинова, Л.М. Зиннатуллина, Л.П. Дулалаева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 2. - С. 15-19.

2. Казакова Ю.А. Возможности формирования социальной инициативности студентов младших курсов в рамках организации воспитательной работы в вузе / Ю.А. Казакова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1. - С. 114-120.

3. Кандидатам в «Приоритет 2030» рассказали о молодежной политике в рамках нацпроектов страны [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минобрнауки РФ. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-сейег/пе^^/?ЕЬЕМЕМТ_ГО=37249

4. Литовко К.С., Студенческое научное общество (сно, НСО): проблемы и перспективы развития / К.С. Литовко, М.Г. Горенко // Развитие общественных наук российскими студентами. - 2017. -№ 3. - С. 20-23.

5. Минаев А.И. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии [Электронный ресурс] / О.Н. Исаева, Е.А. Кирьянова, В.А. Горнов,

А.И. Минаев // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29858

6. Оборин М.С. Влияние пандемии covid-19 на образовательный процесс / М.С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. - 2020. - № 5. - С. 153-163.

7. Осипов П.Н. «Вирусная» цифровизация и ее последствия / П.Н. Осипов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 75-77.

8. Осипов П.Н. Единство воспитания и самовоспитания как основа подготовки конкурентоспособных специалистов / П.Н. Осипов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4. - С. 3-8.

9. Осипов П.Н. Студент как субъект ответственности за процесс и результаты образования / П.Н. Осипов // Право и образование. - 2017. - № 2. - С. 4-12.

10. Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности / П.Н. Осипов, Л.П. Дулалаева // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6 (31). - С. 95-103.

References:

1. Dulalayeva L.P. Competences in engineering education in the EU countries / E.E. Tsareva, G.N. Fakhretdinova, L.M. Zinnatullina, L.P. Dulalayeva // Scientific Review. Pedagogical Sciences. - 2020. - № 2. - P. 15-19.

2. Kazakova Yu.A. Possibilities of formation of social initiative of junior students in the framework of the organization of educational work at the university / Yu.A. Kazakova // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1. - P. 114-120.

3. Candidates for Priority 2030 were told about youth policy within the framework of the country's national projects [Electronic resource] / Official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - Access mode: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=37249

4. Litovko K.S., Student scientific society (sss, SSS): problems and developmental perspectives / K.S. Litovko, M.G. Gorenko // Development of social sciences by Russian students. - 2017. - № 3. - S. 20-23.

5. Minaev A.I. Features of the organization of the activities of the university in a pandemic [Electronic

resource] / O.N. Isaeva, E.A. Kiryanova, V.A. Gornov, A.I. Minaev // Modern problems of science and education. -2020. - № 4. - Access mode: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29858

6. Oborin M.S. The impact of the covid-19 pandemic on the educational process / M.S. Oborin // Service in Russia and abroad. - 2020. - № 5. - P. 153-163.

7. Osipov P.N. "Viral" digitalization and its consequences / P.N. Osipov // Professional education and labor market. - 2020. - № 2. - P. 75-77.

8. Osipov P.N. The unity of education and self-education as a basis for the training of competitive specialists / P.N. Osipov // Education and self-development. - 2012. - № 4. - P. 3-8.

9. Osipov P.N. Student as a subject of responsibility for the process and results of education / P.N. Osipov // Law and Education. - 2017. - № 2. - P.4-12.

10. Osipov P.N., Dulalayeva L.P. Development of technical students' soft skills in extra-curricular activities / P.N. Osipov, L.P. Dulalayeva // Management of sustainable development. - 2020. - № 6 (31). - S. 95-103.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторе:

Дулалаева Людмила Павловна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «КНИТУ», e-mail: devo -4ka@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.