Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ВУЗ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / ДИАГРАММА / НОТАЦИЯ IDEF0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Кулагина Ирина Ивановна, Харламова Ирина Ивановна

Статья посвящена актуальным вопросам организации внеучебной воспитательной работы в вузе. Показано, что основной целью этого вида деятельности является личностное и профессиональное развитие, которое предполагает создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, творческого развития, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности. Дается краткая характеристика методических документов, сопровождающих в настоящее время воспитательный процесс в институте - Календарных планов воспитательной работы и Рабочих программ воспитания по образовательным программам. Рассматривается модель организации воспитательной работы на примере Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Функциональное моделирование проведено с применением нотации IDEF0. В результате разработки модели «Как есть» выявлены неучтенные ранее факторы, оказывающие влияние на процесс осуществления внеучебной воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Кулагина Ирина Ивановна, Харламова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to topical issues of the organization of extracurricular educational work at the university. It is shown that the main goal of this type of activity is personal and professional development, which involves the creation of conditions for the active life of students, their civic self-determination, creative development, professional development and individual-personal self-realization in creative activity. A brief description of the methodological documents currently accompanying the educational process at the institute is given - Calendar plans of educational work and Working programs of education for educational programs. A model of the organization of educational work is considered on the example of the Volgograd Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Functional modeling was carried out using the IDEF0 notation. As a result of the development of the «As is» model, previously unaccounted for factors influencing the process of implementation of extracurricular educational work were revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

Организация внеучебной воспитательной работы в вузе

Астафурова Ольга Анатольевна,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru

Кулагина Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

E-mail: irinakul@vlgr.ranepa.ru Харламова Ирина Ивановна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

E-mail: harlamova-ii@vlgr.ranepa.ru

Статья посвящена актуальным вопросам организации внеучебной воспитательной работы в вузе. Показано, что основной целью этого вида деятельности является личностное и профессиональное развитие, которое предполагает создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, творческого развития, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности.

Дается краткая характеристика методических документов, сопровождающих в настоящее время воспитательный процесс в институте - Календарных планов воспитательной работы и Рабочих программ воспитания по образовательным программам.

Рассматривается модель организации воспитательной работы на примере Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Функциональное моделирование проведено с применением нотации IDEF0. В результате разработки модели «Как есть» выявлены неучтенные ранее факторы, оказывающие влияние на процесс осуществления внеучебной воспитательной работы.

Ключевые слова: воспитательная работа, воспитательные задачи, вуз, компетенции, профессионально-личностные качества, функциональное моделирование, декомпозиция, диаграмма, нотация IDEF0.

о с

CJ

см см

В настоящее время в высшей школе России уделяется большое внимание воспитательной работе с обучающимися. Это подтверждается внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части, регламентирующей воспитательную работу в образовательных организациях (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-Ф3) [1].

Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики [2].

Воспитание обучающихся связывалось ранее с их внеучебной деятельностью, и воспитательному потенциалу содержания учебных дисциплин не уделялось должного внимания. В современных условиях в образовательных стандартах обозначены воспитательные цели каждой дисциплины [3].

В соответствии с действующим законодательством в образовательные программы высшего образования с сентября 2021 года дополнительно включены Календарные планы воспитательной работы и Рабочие программы воспитания [4, 5].

Согласно существующим исследованиям, учащиеся, которые активно участвуют во внеклассных мероприятиях, имеют более высокие учебные достижения, более регулярную посещаемость занятий. Однако для максимального раскрытия потенциала обучающихся необходимо сбалансированно подходить к распределению времени между занятиями, внеклассными мероприятиями, возможной подработкой студентов и их досугом [6, 7, 8].

В Волгоградском институте управления - филиале РАНХиГС воспитательная с сентября 2021 года организация и регламентация этой работы осуществляется следующим образом.

Календарные планы воспитательной работы (далее - КПВР) каждой реализуемой образовательной программы разработаны в соответствии с Календарным планом общеакадемических мероприятий. Приоритетные направления воспитательной работы в институте: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное; вариативные направления воспитательной работы: культурно-просветительское, научно-образовательное, экологическое, физическое.

При реализации указанных воспитательных задач происходит формирование многих

профессионально-личностных качеств, среди которых такие как патриотизм, самостоятельность, инициативность, критическое мышление, целеустремленность, пунктуальность, доброжелательность, исполнительность, внимательность, умение работать в команде, коммуникабельность, аккуратность, стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, мотивация, лидерские качества, работоспособность, организованность, толерантность, инклюзивная компетентность, экономическая культура, в том числе финансовая грамотность. [9, 10, 11]

Рабочие программы воспитания (далее - РПВ) каждой образовательной программы разработаны в соответствии с Программой развития Академии и Концепцией развития воспитательной системы Академии.

Цель воспитания, которая должна быть достигнута в процессе обучения обучающихся по образовательным программам - личностное и профессиональное развитие, которое предполагает создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии [4].

Цель воспитания достигается путем решения следующих задач:

- приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;

- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;

- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

- выявление и поддержка талантливой молодежи, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;

- разработка системы воспитательной деятельности, которая позволит достигать высокого уровня характеристик, предполагаемых в модели личности выпускника. [4] Применяемые в институте методы воспитательной работы:

1. Методы формирования сознания личности -беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - задание, общественное мнение, педагогическое требование, поруче-

ние, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение.

3. Методы мотивации деятельности и поведения - одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование [4].

Согласно Рабочей программе воспитания, принятой в ВИУ - филиале РАНХиГС, воспитательный процесс осуществляется системно на уровне института, факультетов и кафедр.

Однако на взгляд авторов в эту структуру должны быть добавлены следующие уровни:

- воспитательная работа в учебной группе;

- уровень общения с куратором.

Основные направления воспитательной деятельности обеспечивает Управление информационной политики, организационно-массовой работы со студентами и абитуриентами. На факультетах общим руководством воспитательной деятельностью занимаются деканы, заместители деканов, заведующие кафедрами, кураторы академических групп. Координаторы от студенческого совета (студенты-активисты старших курсов) осуществляют воспитательную деятельность в учебных группах первого курса.

Процесс осуществления внеучебной воспитательной работы является, с одной стороны, совокупностью действий административных подразделений по разработке порядка, принципов, методологий и процедур, регулирующих его осуществление. С другой стороны, отражает взаимодействие всех участников процесса.

На основании вышеизложенного, будем рассматривать процесс воспитательной работы в вузе как совокупность ежегодно повторяющихся процедур. Создать модель данного процесса можно с использованием функционального моделирования. Под функциональным моделированием понимают описание процессов в виде взаимосвязанных, структурированных функций, преобразующий поток входной информации в выходной поток.

Использование функционального моделирования в управлении деятельностью и ресурсами некоторого проекта на основе взаимосвязанных процессов позволяет:

1) оптимизировать систему управления ресурсами (в том числе и финансовыми), сделать её прозрачной и способной гибко реагировать на изменения внешней среды.

2) получить и использовать систему показателей результата деятельности как отдельных процессов, так и воспитательного процесса в целом.

3) обеспечить уверенность административных подразделений в том, что существующая система управления воспитательным процессом нацелена на постоянное повышение эффективности и максимальный учет интересов заинтересованных сторон.

Также функциональное моделирование позволяет соблюсти следующие важнейшие требова-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

ния, предъявляемые к анализу систем: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей.

Функциональную модель, прошедшую апробацию на протяжении нескольких лет можно рассматривать как основу для выработки долгосрочной политики по внеучебной воспитательной работе в вузе.

Ниже представлены диаграммы по организации внеучебной воспитательной работы с обучающимися, а также перечень основных функций данной системы. Для конкретики рассматривается организация воспитательной внеучебной работы в Волгоградском институте управления - филиале РАНХиГС. Моделирование системы проводилось с точки зрения рабочей группы проекта.

Управляющее воздействие на процесс формирования и исполнения проекта оказывает ФГОС ВО, локальные нормативные акты, ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», а также ОС РАНХиГС.

Участниками процесса являются обучающиеся, студенческий союз, административно-управленческий аппарат (АУП), профессорско-преподавательский состав (ППС).

Входные данные: обучающиеся, поступившие на первый курс, обучающиеся прочих курсов. Первокурсники выделены отдельно, так как им необходима адаптация в вузе. Для этих целей за академической группой закрепляют куратора (преподаватель) и координаторов (студенты старших курсов).

Выходные данные: единое информационное пространство, проведенные мероприятия, выпускники с определенным уровнем компетенций.

В качестве методологии функционального моделирования была выбрана нотация ЮЕР0 и программное приложение AllFusionProcessModeler.

Модель, созданная в нотации IDEF0, - это совокупность взаимосвязанных диаграмм, упорядоченных иерархически.

Основным понятием методологии IDEF0 является декомпозиция - разделение целого на части. В данной методологии декомпозиция - это разделение сложного процесса на функции, из которого он состоит.

В результате анализа было выявлено, что процесс организации внеучебной воспитательной работы состоит из следующих функций (подпроцессов):

1. Анализ социальной и управленческой ситуации.

2. Организация системы взаимодействия.

3. Реализация взаимодействия.

4. Анализ результатов.

Для каждой функции определены ресурсы или информация, используемые для получения результата (стрелки, входящие в блок слева), документы или информация, которые производятся функцией

(стрелки справа), стрелки, входящие в блок сверху - регулирующее (управляющее) воздействие, стрелки снизу - ресурсы, которые выполняют указанное действие (функцию).

Кроме того, были исследованы и обратные связи функций. Например, в результате выполнения функции «Анализ результатов» в качестве выходных данных получаем обновленный план воспитательной работы, который оказывает управляющее воздействие на функцию «Организация системы взаимодействия» на следующем этапе жизнедеятельности проекта. Подобные обратные связи по управлению являются циклом Деминга. Наличие таких циклов говорит о том, что результаты предшествующего этапа влияют на планы последующего этапа, т.е. недостатки устраняются в последующих циклах. При этом каждый этап цикла имеет собственные результаты.

Выводы

Проведенное функциональное моделирование позволило выявить неучтенные ранее факторы, оказывающие влияние на процесс осуществления вне-учебной воспитательной работы. Кроме того, в процессе построения модели было обнаружено отсутствие необходимых данных, которые приходилось запрашивать в соответствующих подразделениях. В результате такие подразделения были включены в проект и в модели прописаны документы(данные), которые должны от них поступать. Также возможны ситуации, когда ресурсные затраты (чаще всего временные) на подготовку данных слишком велики. Иногда от таких данных проще отказаться. Из вышесказанного понятно, что модель это «живой» инструмент для повышения эффективности работы системы внеучебной воспитательной работы вуза.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.

2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 50, 15.12.2014, ст. 7185

3. Осипов П.Н. Воспитательная деятельность в инновационном вузе: Учебное пособие. - Казань: Изд-во «БРОНТО», 2019. - 264 с.

4. Рабочая программа воспитания. URL: https://docs.vlgr-ranepa.ru/sveden/ education/2021/38.03.01/FK/metod/Metod_RPV_ BkE_2021_25.09.2020.pdf (дата обращения: 22.11.2021)

5. Календарных планов воспитательной работы. URL: https://docs.vlgr-ranepa.ru/sveden/ education/2021/38.03.01/FK/metod/Metod_KPV_ BkE_2021_25.09.2020.pdf (дата обращения: 22.11.2021)

6. Crispin L.M. Nikolaou D. Work and play take school time away? The impact of extracurricular and work time on educational time for live-at-home college students. Applied Economics, 2017, vol. 50 (6), pp. 1-21.

7. Do-Hee Kim. The study on effects of career for undergraduate student studying social work in curricular and extracurricular activities. Discourse and Policy in Social Science, 2018, vol. 11, pp 137-157; doi:10.22417/ dpss.2018.4.11.1.137

8. Johnson M. Walther C. Medley K.J. Perceptions of Advisors Who Work with High-Achieving Students. Journal of the National Collegiate Honors Council, 2018, vol. 19, no. 1, pp. 105-124.

9. Халитова И.С. Воспитательная траектория КНИТУВКАИ //Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 147-155.

10. Ivanova, Galina & Logvinova, Olga. (2017). Extracurricular Activities at Modern Russian University: Student and Faculty Views. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 13. 10.12973/ejmste/79797.

11. Байнова М. С., Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Палехова П.В., Петров А.В. Внеаудиторная работа в современном профессиональном образовании по программам развития, социализации и сохранения здоровья студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 86-97. doi: 10.32744/pse.2019.5.7

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

Astafurova O.A., Kulagina I.I., Kharlamova I.I.

Volgograd Institute of Management

The article is devoted to topical issues of the organization of extracurricular educational work at the university. It is shown that the main goal of this type of activity is personal and professional development, which involves the creation of conditions for the active life of students, their civic self-determination, creative development, professional development and individual-personal self-realization in creative activity.

A brief description of the methodological documents currently accompanying the educational process at the institute is given - Calendar plans of educational work and Working programs of education for educational programs.

A model of the organization of educational work is considered on the example of the Volgograd Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Functional modeling was carried out using the IDEF0 notation. As a result of the development of the «As is» model, previously unaccounted for factors influencing the process of implementation of extracurricular educational work were revealed.

Keywords: educational work, educational tasks, university, competencies, professional and personal qualities, functional modeling, decomposition, diagram, IDEF0 notation.

References

1. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2012.31 December.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r) // Collected Legislation of the Russian Federation, No. 50, 12/15/2014, Article 7185

3. Osipov P.N. Educational activities in an innovative university: textbook. - Kazan: Publishing house «BRONTO», 2019. -264 p.

4. Working program of education. URL: https://docs.vlgr-ranepa. ru/sveden/education/2021/38.03.01/FK/metod/Metod_RPV_ BkE_2021_25.09.2020.pdf (date accessed: 22.11.2021)

5. Calendar plans of educational work. URL: https://docs.vl-gr-ranepa.ru/sveden/education/2021/38.03.01/FK/metod/ Metod_KPV_BkE_2021_25.09.2020.pdf (date accessed: 22.11.2021)

6. Crispin L.M. Nikolaou D. Work and play take school time away? The impact of extracurricular and work time on educational time for live-at-home college students. Applied Economics, 2017, vol. 50 (6), pp. 1-21.

7. Do-Hee Kim. The study on effects of career for undergraduate student studying social work in curricular and extracurricular activities. Discourse and Policy in Social Science, 2018, vol. 11, pp 137-157; doi:10.22417/ dpss.2018.4.11.1.137

8. Johnson M. Walther C. Medley K.J. Perceptions of Advisors Who Work with High-Achieving Students. Journal of the National Collegiate Honors Council, 2018, vol. 19, no. 1, pp. 105-124.

9. Khalitova I.S. Educational trajectory of KNITUBKAI // Higher education in Russia. 2017. No. 208 (1). S. 147-155.

10. Ivanova, Galina & Logvinova, Olga. (2017). Extracurricular Activities at Modern Russian University: Student and Faculty Views. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 13. 10.12973/ejmste/79797.

11. Baynova, M. S., Vetrova, E. A., Kabanova, E. E., Palehova, P. V., & Petrov, A. V. (2019). Extracurricular work in modern vocational education under the programs of development, socialization and students' health preservation. Perspektivy nauki i obra-zovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 8697. doi: 10.32744/pse.2019.5.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.