Научная статья на тему 'ПРОГРАММА «УНИВЕРSITY» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРОГРАММА «УНИВЕРSITY» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРОГРАММА "УНИВЕРSITY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токранова Ю. Г.

Актуальность статьи обусловлена важнейшей задачей высшего образования - воспитанием самостоятельности, ответственности как неотъемлемых качеств личности конкурентноспособного специалиста. Автором сформулированы педагогические условия подготовки такого специалиста - единство воспитания и самовоспитания студентов, делегирование ответственности за процесс и результаты профессионального образования. Целью статьи является продемонстрировать методологическую значимость теоретических трудов доктора педагогических наук, профессора П.Н. Осипова, практическое применение их в воспитательной среде ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ». В статье приведены результаты апробирования программы стимулирования ответственности студентов «Универsity», экспериментально доказана ее эффективность. Статья предназначена для практического применения в работе преподавателей, кураторов групп, ответственных за воспитательную работу на кафедрах вузов, специалистов по работе с молодежью, педагогов-психологов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РROGRAM "UNIVERSITY" AS A MEANS OF EDUCATION AND SELF-EDUCATION RESPONSIBILITY OF STUDENTS

The relevance of the article is due to the most important task of higher education - the upbringing of independence, responsibility as integral qualities of the personality of a competitive specialist. The author formulated the pedagogical conditions for the training of such a specialist - the integral unity of education and self-education of students, the delegation of responsibility for the process and results of professional education. The purpose of the article is to demonstrate the methodological significance of the theoretical works of the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor P.N. Osipov, their practical application in the educational environment of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga State University of Physical Education and Technology". The article presents the results of testing the program to stimulate the responsibility of students "University", its effectiveness has been experimentally proven. The article is intended for practical application in the work of teachers, curators of groups responsible for educational work at the departments of universities, specialists in working with youth, educational psychologists.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА «УНИВЕРSITY» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Программа «Универэ^» как средство воспитания и самовоспитания ответственности студентов

Рrogram "University" as a means of education and self-education responsibility of students

Токранова ^Ю.Г., Казанский национальный исследовательский технологический университет, juliat393@gmail.com

Tokranova Yu., Kazan National Research Technological University, juliat393@gmail.com DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.013

Ключевые слова: молодежная политика, воспитательное пространство университета, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, стимулирование ответственности, программа «Универ$^».

Keywords: youth policy, educational space of the university, the relationship between education and self-education, promotion of responsibility, the program "University".

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важнейшей задачей высшего образования - воспитанием самостоятельности, ответственности как неотъемлемых качеств личности конкурентноспособного специалиста. Автором сформулированы педагогические условия подготовки такого специалиста - единство воспитания и самовоспитания студентов, делегирование ответственности за процесс и результаты профессионального образования. Целью статьи является продемонстрировать методологическую значимость теоретических трудов доктора педагогических наук, профессора П.Н. Осипова, практическое применение их в воспитательной среде ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ». В статье приведены результаты апробирования программы стимулирования ответственности студентов «Универsity», экспериментально доказана ее эффективность. Статья предназначена для практического применения в работе преподавателей, кураторов групп, ответственных за воспитательную работу на кафедрах вузов, специалистов по работе с молодежью, педагогов-психологов и др.

Abstract. The relevance of the article is due to the most important task of higher education - the upbringing of independence, responsibility as integral qualities of the personality of a competitive specialist. The author formulated the pedagogical conditions for the training of such a specialist - the integral unity of education and self-education of students, the delegation of responsibility for the process and results of professional education. The purpose of the article is to demonstrate the methodological significance of the theoretical works of the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor P.N. Osipov, their practical application in the educational environment of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga State University of Physical Education and Technology". The article presents the results of testing the program to stimulate the responsibility of students "University", its effectiveness has been experimentally proven. The article is intended for practical application in the work of teachers, curators of groups responsible for educational work at the departments of universities, specialists in working with youth, educational psychologists.

Введение. В условиях непрерывно меняющегося мира, в педагогической действительности устойчиво формируется тренд личностной направленности образования. Лишь самостоятельный, активный человек

ответственный за свой выбор и его реализацию может ответить на вызов неопределенности и текучести своей профессиональной траектории, приняв творческое участие в своем профессиональном становлении как

полноправный субъект образовательного процесса. Воспитание у студентов самостоятельности и ответственности как неотъемлемых качеств личности становится важнейшей задачей высшего образования. Достижение этой цели зависит от организации воспитывающей среды, При этом субъектами образовательной деятельности выступают не только вузовские преподаватели, но и специалисты по работе с молодежью, педагоги-

организаторы внеучебной деятельности и сам студент [6]. Как отмечает ПН.Осипов, «если мы хотим активизировать деятельность студента, мы должны добиться того, чтобы он понял ее смысл, оценил перспективу и взял на себя ответственность за ожидаемые результаты» [7, с.16].

С одной стороны «ответственность выступает как средство внешней регуляции социальной деятельности личности, а с другой -ответственность отражает отношение к должному самого субъекта, его предрасположенность, готовность осуществлять должное» [3, с.19]. Без готовности дать отчет перед обществом и самим собой студент не выйдет на требуемый уровень конкурентоспособного специалиста - личности творческой, инициативной, самостоятельной, саморазвивающей свой творческий потенциал. Вне единства воспитания и самовоспитания студенту трудно развивать себя как субъект личности. Поэтому побуждение к самовоспитанию ответственности студентов становится одной из важных целей воспитания.

Развитие образовательной среды как целостной педагогической системы, которая готовит специалистов самостоятельных и ответственных, требует создания определенных педагогических условий. Для этого на базе ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» была разработана и апробирована программа стимулирования самовоспитания ответственности студентов «Универsity».

В программе «Универsity» нами выбран вектор развития ответственности от внешней регуляции к внутренней. «Ответственность служит здесь средством внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личностью, которая выполняет должное по своему усмотрению сознательно и добровольно» [1, с.47]. Принимая индивидуальную ответственность за результаты своего профессионального образования студент становится субъектом образовательного процесса. Процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли рассматривается П.Н. Осиповым как самовоспитание. «Стимулирование

самовоспитания обучающихся представляет собой целенаправленный процесс управления саморазвитием личности, основанный на гармонизации целей воспитания и самовоспитания обучающихся. Необходимая для достижения этих целей система стимулирования самовоспитания ответственности должна содержать такие средства и методы, с помощью которых субъекты стимулирования (педагоги и

др.) создают возможности для самовоспитания студентов, развивают и закрепляют их потребность в работе над собой» [8, с.132-133].

Материалы и методы исследования. Теоретико-методологической основой

исследования являются труды доктора педагогических наук, профессора П.Н. Осипова, посвященные взаимосвязи воспитания и самовоспитания, педагогического

стимулирования саморазвития, делегированию ответственности за процесс и результаты образования обучающимся [5-13]. Развивая содержащиеся в них идеи автором разработана программа стимулирования самовоспитания ответственности студентов «Универsity». Исследование предусматривало мониторинг сформированности у студентов представлений об ответственности, выявление и обоснование педагогических условий её развития, проверку эффективности программы. Для этого использованы включенное наблюдение и опросные методы, организованные в свободной форме беседы со студентами, методика БИГ-5 (адаптация А.Б. Хромова, 2000 г.). В исследовании приняли участие 445 студентов.

Результаты исследования. В Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма развитие ответственности студентов всегда находилось в фокусе учебно-воспитательного процесса. Здесь нами разработана и реализуется программа стимулирования ответственности «Универsity» по вовлечению студентов в активную внеучебную деятельность: организационно-общественную - в рамках структур студенческого самоуправления (студенческое самоуправление, студенческая служба безопасности), спортивную (спортивный клуб), туристскую (туристский клуб), научную, волонтерскую, культурно-творческую,

патриотическую, тьюторскую и прочие. Как показывает практика, это является наиболее эффективным способом развития

ответственности. Разработка и реализация программы осуществлялась в три этапа.

Первые этап - мониторинг сформированности у студентов представлений об ответственности.

Второй этап - выявление и обоснование педагогических условий развития

ответственности студентов, наполнение конкретным содержанием каждого из них.

Третий этап - проверка эффективности программы стимулирования самовоспитания ответственности студентов, направленная на соответствие воспитательного процесса достигнутому результату повышения

ответственности за процесс и результаты профессионального образования и саморазвития.

Первый этап. Для выявления области студенческих интересов, где они готовы нести ответственность за процесс и результаты образовательного процесса, был проведен опрос. Респонденты - 170 студентов 1 курса. Оказалось, что на первом месте у них стоят вопросы личностной самоактуализации. Они стремятся принимать самостоятельные решения, хотят улучшить качество жизни, у них обнаружилась высокая потребность в самопознании. На втором месте по значимости формирование экомышления (токсичность/экологичность

отношений). Запрос на экомышление подразумевает кооперацию ресурсов для успешного осуществления самопрезентации. Ресурсная экономия - тренд современной молодежи. Если в межличностных взаимоотношениях нет восполнения или обретения ресурса (экономического,

психологического и др.), то такие отношения считаются токсичными. Значимость алкоголя, секса уменьшается.

По данным исследования возросла значимость общения студентов со сверстниками и людьми старшего поколения. Высокую оценку получили мероприятия, включающие

межпоколенческое общение (социо-культурные мероприятия с участием ветеранов спорта, действующих спортсменов, учащихся спортивных школ и секций). Остро востребованными оказались примеры успешной самореализации. Биография успешного человека воспринимается как дорожная карта реализации личного проекта: «Он смог, смогу и я».

Возросла востребованность

персонализированного сопровождения, так как, по мнению студентов, оно позволяет успешно адаптироваться в социуме, помочь в обретении значимых навыков, скорейшего достижения личного успеха.

В тоже время у студентов выявлена общая несформированность представлений о персональной ответственности, они не придают ценности процессу развития данного качества для себя лично и для общества в целом.

Есть точка соприкосновения - студенты хотят скорейшего достижения личного успеха, и педагоги могут им в этом помочь.

Второй этап. На этом этапе разработки программы «Универsity» определялись педагогические условия стимулирования ответственности в учебно-воспитательном процессе.

Вслед за П.Н. Осиповым мы исходим из того, что «движущими силами самовоспитания являются противоречия между требованиями, предъявляемыми к обучающимся, и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Если эти требования оказываются посильными для обучающихся и сочетаются с помощью, то они становятся движущей силой самовоспитания» [9, с.201].

Эффективность самовоспитания

ответственности зависит от степени скоординированности, воспитательных действий педагога направленных на формирование представлений об ответственности у студента и из заинтересованности самого студента в принятии регулирующих норм общества как своей личной, морально-нравственной позиции. Только тогда развитие студента не будет стихийным, когда вместо развития может иметь место деградация личности. Для того чтобы предотвратить деструктивные проявления и деградацию личности в поведении обучающихся необходимо стимулировать самовоспитание ответственности для устранения стихийности жизнедеятельности и ослабления негативных социальных факторов. «В процессе стимулирования ответственности самовоспитания обучающихся педагог решает следующие задачи:

- способствует самопознанию обучающихся, формированию у них адекватной самооценки;

- способствует включенности обучающихся в разнообразные виды деятельности и в социальные отношения и тем самым овладению ими системы социальных ролей;

- помогает обучающимся определенным образом организовать их жизнедеятельность, отбирает из окружающих условий необходимый материал;

- осуществляет отбор, модификацию и включение в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразных средств и стимулов самовоспитания;

- создает условия для саморазвития обучающихся» [12]. Наиболее частые деструктивные проявления в поведении обучающихся связаны с:

- недостаточной развитостью мотивационно-волевого компонента, отсутствием должной самокритичности и требовательности к себе, неадекватностью самооценки;

непониманием сущности и значения самовоспитания, незнания его методики (большинство обучающихся ничего не слышали и не читали о самовоспитании, у них нет необходимого опыта работы над собой, они не владеют социально - приемлемыми средствами самоутверждения, не используют имеющийся в их распоряжении арсенал средств и способов саморазвития);

- отсутствием навыков культуры общения, не позволяющих приобретать настоящих друзей и получать от них стимулы для самосовершенствования;

- избытком свободного времени и не умением заполнять его с пользой для саморазвития (досуг многих учащихся связан с занятиями, негативно влияющими на их развитие - бездеятельным временем препровождением, просмотром социальных сетей и т.п.) [2].

Приоритетными направлениями молодежной политики ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» являются развитие студенческого самоуправления, стимулирование самовоспитания ответственности, саморазвития посредством общественно-политической и социальной активности студентов. Формирование субъектной позиции студента становится приоритетным и определяет подбор психолого-педагогических средств направленных на развитие и саморазвитие личности самовоспитуемого.

Необходимо создать педагогические условия, обеспечивающие единство воспитания и самовоспитания, организовать образовательную

среду, стимулирующую самовоспитание обучающихся [10]. «Универsity» - разработанная нами программа стимулирования самовоспитания ответственности студентов, проживающих в общежитиях университета, успешно решает эту задачу.

Программа рассчитана на реализацию в четырех домах-общежитиях ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». Концепция программы представляет собой воспитательное пространство «Универsity», см. рисунок 1. Каждый из домов является автономной подсистемой метасистемы университета, как районы в городе, со своим самоуправлением, корпоративной культурой (мой дом - моя семья). Все дома общежития входят в экосистему города «Универsity» не слитно, но системно, создавая эмердженстность

жизнетворческой мастерской (города возможностей). Воспитательное пространство «Универsity» - педагогически целесообразная образовательная среда, окружающая студента в каждом отдельном доме-общежитии и в системе «Универsity» в целом.

Самовоспитание ответственности студента предусматривает способность нести

ответственность за «сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии со своими интересами и интересами общества» [11, с.118].

Рисунок 1. - Модель воспитательного пространства «Универ$Иу»

Согласованность процессов воспитания и самовоспитания - должна реализовываться на практике. «Организованное взаимодействие педагога и студентов, основанное на стимулировании активной деятельности студентов по овладению профессиональным и социальным опытом, ценностями, отношениями» [12, с.123] позволяет обеспечить единство воспитания и самовоспитания.

Обеспечению единства воспитания и самовоспитания, согласно П.Н. Осипову, способствует совокупность таких

«педагогических условий, как:

- единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов;

- наличие в учебном заведении инновационной образовательно-воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов;

- наличие у студентов портфеля достижений (портфолио);

- развитие субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов, обеспечивающих взаимосвязь воспитания и самовоспитания» [12, с. 121-122].

Единство воспитания и самовоспитания достигается в процессе реализации программы стимулирования самовоспитания ответственности студентов «Универsity» решением определенных воспитательных задач, объединенных в четыре блока. Первый блок «Адресная система помощи и поддержки» объединяет воспитательные задачи, преследующие цель реализации такого важного педагогического условия стимулирования ответственности самовоспитания студентов, как единство педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов:

- помощь в выборе адекватных средств достижения целей и решения повседневных задач учебного и личного характера, используя различные «дорожные карты» разных типов;

- помощь в развитии ответственности как метакомпетенции для формирования конкурентоспособности и успешности наших студентов. Обучающимся делегируется ответственность за процесс и результаты профессионального образования и саморазвития;

- помощь студентам в построении отношений с группой и лидером, конструирование ситуаций коллективного творчества, реализация позиции ответственности лидера перед группой, формирование эвристической среды;

- индивидуальный подход к обучающимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы;

- создание воспитательной среды через событие или совокупность обстоятельств вызывающих эмоциональное отношение к происходящему;

- обеспечение взаимосвязи педагогов и студентов, как коллективных субъектов образовательного процесса, посредством институтов кураторства и тьюторства.

Во втором блоке «Экосистема» реализуются воспитательные задачи, направленные на обеспечение следующего педагогического условия - наличие в учебном заведении инновационной образовательно -воспитательной среды, способствующей самовоспитанию студентов:

- стимуляция формирования адекватной самооценки;

- помощь обучающимся в организации их жизнедеятельность как экосистемы (экологично, конструктивно, продуктивно);

- выстраивание комплексной воспитательной системы, включающую в себя учебную и внеучебную деятельность как экосистему. Образовательные эко-системы соединяют учащихся и сообщества, стремясь к раскрытию их индивидуального и коллективного потенциала;

- помощь обучающимся в развитии экомышления как базовую компетенцию современной организации деятельности. Его можно назвать квинтэссенцией самых важных представлений о жизни, необходимых человеку 21 века;

- формирование безопасной образовательной среды как фактор успешной познавательной и творческой деятельности студентов. Безопасная образовательная среда является интегративной характеристикой, определяющей качество образования, психическое здоровье студентов и преподавателей, с так же успешность профессиональной деятельности всех сотрудников вуза.

Блок третий «Жизнетворческие мастерские» аккумулирует в себе воспитательные задачи педагогического условия - наличие у студентов портфеля достижений (портфолио):

- включенность студентов в различные виды учебной и внеучебной деятельности, реализация ими новых социальных ролей, построения конструктивных и экологичных взаимоотношений;

- создание условия для саморазвития личности, при которых каждый студент самостоятельно проектирует траекторию своего развития по личному выбору и принимает на себя ответственность за результаты своих действий. Для этого влияние воспитательного процесса следует направить на личностное развитие студентов посредством диалогического взаимодействия между субъектами профессионального образования;

- развитие self-компетенции: смещаем фокус с оболочки внешней на внутреннюю, ядерную, на умение работать со своим собственным ядром, то есть заниматься самостроительством в себе человека и профессионала. Селф-скиллз - это компетенции своего потенциала и развития, творческого строительства собственной жизни [4];

- помощь в организации студенческого самоуправления как демократического способа организации коллективной жизни, который предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии ответственности и реализации решений для достижения групповых целей.

Четвертый блок «Культура» включает воспитательные задачи педагогического условия «развитие субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов», обеспечивающих взаимосвязь воспитания и самовоспитания:

- развитие способности творчески решать комплекс проблем как бытового, так и международного уровня;

- принятие ответственности - важнейшей компетенции современного человека. Именно поэтому мы рассматриваем ответственность как метакомпетенцию, которая обеспечивает эффективную реализацию всех профессиональных компетенций и стоит выше по отношению к другим компетенциям (нацпредметная и нацсистемная);

- получение «новых» знаний от студентов (реверсивное наставничество). Модель реверсивного наставничества (Reverse Mentorinq) способствует нала-живанию взаимопонимания и дружеских отношений между разными поколениями, решает проблему недостаточной компетенции у людей разных поколений в области современных технологий;

- воспитание толерантности как реализуемую готовность к осознанным личностным действиям направленную на достижение гуманистических отно-шений между людьми и группами людей, имеющими различное

мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения [14].

Третий этап. На этом этапе по результатам исследования эффективности программы стимулирования самовоспитания

ответственности, анализа данных о посещаемости занятий, успеваемости, участия в мероприятиях, отсутствия/наличия нарушений правил проживания в общежитиях студенты 1 курса продемонстрировали уровень адаптивности, равный уровню студентов 3 курса. Возросшая субъектность студентов как участников образовательного процесса привела к падению градусности конфликтов, улучшились посещаемость занятий, академическая успеваемость, уменьшилось количества правонарушений в сфере проживания по сравнению с первокурсниками 2020/21 учебном году.

Из организованных в свободной форме бесед со студентами-первокурсниками (112 ч.) получена необходимая информация,

характеризующая их отношение к делегированию ответственности за успешную социализацию. Так, 93% студентов заявили, что ощутили себя субъектом ответственности, при этом им импонирует, что ответственность не имеет внешней жесткой заданности, а устанавливается самим субъектом.

6% студентов затруднились с характеристикой себя как субъекта ответственности (высказывания: «от меня ничего не зависит» и аналогичные).

95% студентов подписаны на аккаунты актива студенческого самоуправления в социальных сетях. Это помогает им быть информированными, что существенно/ в некоторой степени прибавило уверенности.

Студенты отметили высокую значимость таких ресурсов на выбор, как студенческое самоуправление и административный. 68% студентов являются членами студенческих объединений. Из проведенных бесед с администрацией, студентами - руководителями студенческих самоуправлений, студенческой службы безопасности, добровольной пожарной команды было выявлено следующее:

1) нагрузка по предотвращению и предупреждению острых конфликтных ситуаций перераспределилась с административного на ресурс студенческого самоуправления. Количество конфликтных ситуаций снизилось по сравнению с периодом адаптации 2020 г.;

2) студенты в добровольном порядке распределились по студенческим объединениям в

более короткий срок и более массово по сравнению с периодом адаптации 2020 г.

3) членам студенческого самоуправления функцию наставничества (опеки) выполнять нравится.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из проведенных бесед со специалистами по работе с молодежью в домах - общежитиях выявлено, что психологический климат в целом более благоприятен по сравнению с периодом адаптации предыдущего учебного года. Студенты понимают особенности системы высшего образования и удовлетворяют свое желание самостоятельности в приемлемых

конструктивных формах.

Воспитательное пространство не должно быть жестким, оно может менять свою структуру под воздействием его субъектов. Проводниками студентов в пространство могут быть разные его субъекты. Полнота взаимодействия с преподавателями, тьюторами, кураторами, специалистами по работе с молодежью, сокурсниками, «значимыми взрослыми» способствуют адаптивному типу вхождения студента в воспитательное пространства «Универsity».

Важное условие повышения эффективности воспитательной деятельности - это творческий подход к ее организации. Воспитание - дело творческое. Оно требует педагогической проницательности и интуиции, постоянного поиска новых путей воздействия на воспитанников. В нем недопустимы шаблон, рутина и штамп. Нельзя полагаться на какие-то постоянные, неизменные формы и методы. Надо проявлять инициативу, искать приемлемые решения с учетом конкретных условий воспитания. Нельзя становиться на путь стандартизации методов и приемов воспитательного воздействия. Если воспитание пропитано формализмом и педантизмом, оно становится скучным и однообразным и не достигает необходимых целей. В воспитании нетерпимы формализм, сухость, назидательность. Необходимо стремиться к тому, чтобы проводимые воспитательные мероприятия были яркими, эмоциональными.

Поэтому повышение эффективности адресной программы поддержки студентов,

представленной первым блоком программы стимулирования самовоспитания

ответственности, потребовало исследования личностных детерминант процесса изменения самого себя под влияниями сознания и воли. Нами проведены исследования для определения актуальных зон стимулирования самовоспитания ответственности в студенческой среде.

Для измерения показателей личностных детерминант использовалась методика БИГ - 5 (адаптация А.Б. Хромова 2000 г.). В исследовании приняли участие студенты 1 курса в количестве 163 человек. В результате выявлены такие особенности личностного профиля, как низкая эмоциональная устойчивость, высокий уровень самоконтроля, высокий уровень привязанности.

В связи с выявленными особенностями личностного профиля студентов существует необходимость усиления персональной помощи обучающимся в развитии ответственного отношения к проектированию и построению межличностного взаимодействия с участниками образовательного процесса в целом (учебный процесс и проживание в общежитии). По результатам исследования обнаружилась необходимость дополнить программу стимулирования ответственности «Универsity» воспитательными задачами, связанными с проектированием и построением диалогических отношений, делегированием ответственности студентам за продуктивность взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Присутствующая в личном профиле студентов низкая эмоциональная устойчивость диктует необходимость добавления в блок «Адресная помощь» таких воспитательных задач, как обеспечение психологической разгрузки при помощи сенсорно-моторной практики и замену ведущей деятельности с соревновательной (ревность) на состязательную (созидание). В блок «Культура» - смену формы организации воспитательной работы с командной на корпоративно-коллективную и семейно-коллективную для формирования

концептуальной составляющей

«Психологическая приверженность своей стране».

Высокий уровень привязанности, свойственный личностному профилю студентов, позволяет субъектам образовательной среды осуществлять эмоциональный дизайн посредством добавления воспитательных задач. В блоке «Адресная помощь» следующие задачи: совместная деятельность обучающих и обучающихся, развитие реверсивного наставничества развитие субъект-субъектных отношений: усиление значимости куратора, специалиста по работе с молодежью, педагога-психолога, педагога-организатора в жизни студентов; развитие социального волонтерства: школы тьюторов (для первокурсников, студентов с ОВЗ, детей без попечения родителей); персонализированное сопровождение

специалистами по работе с молодежью,

педагогами-психологами, педагогами-

организаторами студентов с низким иммунитетом к деструктивному воздействию. В блоке «Культура» такой воспитательной задачей будут встречи со значимыми для молодежи «персонами», возможность

персонализированного общения с людьми с успешно развитым и приносящем прибыль собственным ядром личности.

Наличие высокого самоконтроля

свойственного личностному профилю студентов потребовало внести в блок «Жизнетворческие мастерские» такие задачи, как создание психолого-педагогических условий для формирования регуляторных механизмов поведения, помогающие студентам стать субъектами образования; использование основного в воспитательной работе тренда для современной молодежи - самовоспитание.

Наш опыт апробации программы показал, что для стимуляции ответственности студента воспитателю рекомендовано придерживаться следующих правил: убеждать, а не приказывать; поддерживать инициативу, а не диктовать; прививать чувство ответственности за дела своей организации, а не брать на себя организационные заботы; помогать преодолевать трудности и ошибки, а не опекать.

Заключение. По результатам проведенного исследования на базе ФГБОУ ВО «Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма» можно сделать следующие выводы.

Студенты имеют побуждение и необходимость повышения ответственности за свое поведение и результаты деятельности, а так же нуждаются в помощи педагогов по стимулированию самовоспитания

ответственности. Этому способствует разработанная и апробированная программа «Универsity», цель которой - помощь в развитии

ответственного отношения обучающихся и устранение их возможных деструктивных проявлений в образовательной среде.

Построение диалогичных отношений между педагогами и студентами, предусмотренных программой стимулирования ответственности, показало высокую эффективность, вызвало положительный отклик у обучающихся, что проявилось в ускорении адаптации и уменьшении нарушений правил проживания в общежитии, росте уверенности студентов в своем праве обращаться к администрации, органам студенческого самоуправления при решении возникающих проблем, а также в наличие более четких представлений об ответственности за свое поведение.

Делегирование студентам ответственности по организации своего быта, отношений с органами студенческого самоуправления, администрации, привлечения их к разработке сценариев волонтерского движения, встреч с ветеранами спорта, войны, воспитанниками спортивных школ показало положительный эффект Достигнутые результаты свидетельствуют, что программа стимулирования ответственности является эффективным средством достижения единства воспитания и самовоспитания ответственности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в решениях частных методических вопросов дидактики, теории обучения и воспитания, определяется возможностями широкого применения результатов и выводов для воспитательной работы со студентами. Результаты могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами, специалистами по работе с молодежью, кураторами групп для оптимизации воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности в вузе.

1. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: монография / С.В. Быков; под ред. Г.В. Акопова. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - 213 с.

2. Ежак Е.В. Психологическое обеспечение профессионального развития педагога в условиях рисков современного образования: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.13 / Ежак Евгения Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2017. - 315 с.

3. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л.: Наука, 1983. - С. 18.

4. Ковалева Т.М. Селф-компетенции как философский камень [Электронный ресурс] / Т.М. Ковалева. - Режим доступа: http://www.tsu.ru/university/ rector_page/self-kompetentsи-kak-fibsofskiy-kamen/

5. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Глобализация как фактор саморазвития студентов //Высшее образование в России / П.Н. Осипов, Ю.Н. Зиятдинова. - 2015. - № 1. - С. 140-145. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: монография. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.

6. Осипов П.Н. Субъекты системы профессионального образования как гаранты его качества / П.Н. Осипов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 40-47.

7. Осипов П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средство формирования конкурентоспособных специалистов /

П.Н. Осипов // Образование и самообразование. - 2010. - № 5(21). - С. 11-17.

8. Осипов П.Н. Концепция стимулирования самовоспитания учащихся / П.Н. Осипов // Современные концепции воспитания / Материалы конференции. - Ярославль: Изд-во АГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. - С. 127-136.

9. Осипов П.Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования / П.Н. Осипов // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -№ 16. - С. 198-204.

10. Осипов П.Н. От воспитания - к самовоспитанию / П.Н. Осипов // Казанский педагогический журнал. - 2003. - № 1. - С. 52-57.

11. Осипов П.Н. Единство воспитания и самовоспитания как основа подготовки

конкурентоспособных специалистов / П.Н. Осипов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4. - С. 3-8.

12. Осипов П.Н. Студент как субъект ответственности за процесс и результаты образования / П.Н. Осипов // Право и образование. - 2017. - № 2. - С. 4-11.

13. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: монография / П.Н. Осипов. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.

14. Тункина К.А. Методика воспитания толерантности у младших подростков в поликультурной среде образовательного учреждения: опыт реализации [Электронный ресурс]: электронный научный журнал / К.А. Тункина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters). - Январь 2013, ART 1953. - СПб., 2013 г. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/1953.htm. ISSN 19978588

References:

1. Bykov S.V. Problems of the psychology of personal responsibility: monograph / S.V. Bykov; ed. G.V. Akopova. - Tolyatti: VUiT, 2004. - 213 p.

2. Ezhak E.V. Psychological support for the teeacher's professional development in the view of the risks of modern education: dis. ... cand. psychologist. Sciences: 19.00.13 / Ezhak Evgenia Vladimirovna. - Rostov-on-Don, 2017. -315 p.

3. Muzdybaev K. Psychology of responsibility / K. Muzdybaev. - L.: Nauka, 1983. - S. 18.

4. Kovaleva T.M. Self-competencies as a philosopher's stone [Electronic resource] / T.M. Kovaleva. - Access mode: http://www.tsu.ru/university/rector_page/self-kompetentsii-kak-filosofskiy-kamen/

5. Osipov P.N., Ziyatdinova Yu.N. Globalization as a factor of students' self-development // Higher education in Russia / P.N. Osipov, Yu.N. Ziyatdinova. - 2015. - № 1. -P. 140-145. Osipov P.N. Stimulation of self-education of students: monograph. - Kazan: Karpol, 1997. - 216 p.

6. Osipov P.N. Subjects of the vocational education system as guarantors of its quality / P.N. Osipov // Russian and foreign pedagogy. - 2012. - № 2. - P. 40-47.

7. Osipov P.N. Social responsibility, discipline and self-discipline as a means of forming competitive specialists / P.N. Osipov // Education and self-education. - 2010. - № 5 (21). - P. 11-17.

8. Osipov P.N. The concept of stimulating self-education of students / P.N. Osipov // Modern concepts of education / Materials of the conference. - Yaroslavl:

Publishing House of the ASPU named after. K.D. Ushinsky, 2000. - S. 127-136.

9. Osipov P.N. Education and self-education of competitive specialists as a priority of modern education / P.N. Osipov // Bulletin of the Kazan Technological University. - 2013. - № 16. - P. 198-204.

10. Osipov P.N. From education to self-education / P.N. Osipov // Kazan Pedagogical Journal. - 2003. - № 1. -S. 52-57.

11. Osipov P.N. The integral unity of education and self-education as a basis for the training of competitive specialists / P.N. Osipov // Education and self-development. - 2012. - № 4. - P. 3-8.

12. Osipov P.N. Student as a subject of responsibility for the process and results of education / P.N. Osipov // Law and education. - 2017. - № 2. - P. 4-11.

13. Osipov P.N. Stimulation of students' self-education: monograph / P.N. Osipov. - Kazan: Karpol, 1997. - 216 p.

14. Tunkina K.A. Methods of fostering tolerance among younger adolescents in a multicultural environment of an educational institution: implementation experience [Electronic resource]: electronic scientific journal / K.A. Tunkina // Letters to Emission. Offline (TheEmission.OfflineLetters). - January 2013, ART 1953. -St. Petersburg, 2013 - Access mode: http://www.emissia.org/offline/2013/1953.htm. ISSN 19978588

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Токранова Юлия Геннадьевна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Российская Федерация, Казань, e-mail: juliat393@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.