г
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ч
)
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
ОСИПОВ Петр Николаевич - д-р пед. наук, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]
ЗИЯТДИНОВА Юлия Надировн а - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков в профессиональной коммуникации, начальник управления международной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье акцентируется внимание на все более отчетливо проявляющейся тенденции, согласно которой человек в условиях происходящей глобализации имеет возможность получения образования, трудоустройства и жительства в любой стране мира при условии его адаптивности и конкурентоспособности. Сегодня каждый человек может не только выполнять свою социальную роль в отдельно взятой стране, но и ощущать себя как «человек мира», а для этого он должен обладать «планетарным » мышлением. Поэтому на первый план выдвигается способность быть субъектом своего личностного и профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстроменяющейся действительности. В свою очередь, это выдвигает на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышения индивидуальной ответственности за его результаты. Авторы предлагают некоторые конкретные средства, обеспечивающие решение новых задач.
Ключевые слова: инженерное образование, интернационализация, глобализация, планетарное мышление, самовоспитание, саморазвитие, самообразование
Система высшего образования сегодня испытывает на себе сильное влияние глобализации. Образование становится единым для всех стран, о чем свидетельствуют активное развитие процессов академической мобильности на разных уровнях образовательной и исследовательской деятельности, усиление роли неправительственных международных организаций, объединяющих представителей академических и промышленных кругов. В то же время глобализация трансформирует и профессию инженера. Практическая инженерная деятельность интернационализируется через технологии аутсорсинга, решения задач в режиме реального времени (онлайн), а также через мультикультурную среду мультинациональных компаний и проектов. В результате этих тенденций происходит гло-
бализация инженерного образования, в нем происходит целый ряд изменений, что подтверждает опыт инженерных вузов [!]• В силу востребованности инженерной мысли в современном высокотехнологичном обществе инженерное образование считается элитным и ориентируется на подготовку студентов, которые могут трудоустроиться в любой стране мира. Инженерное образование стремится соответствовать запросам наиболее развитых стран, так как в настоящее время любое государство заинтересовано в привлечении наиболее квалифицированных специалистов из любой точки земного шара, для чего создает для них максимально комфортные условия. Страны конкурируют друг с другом на мировом рынке труда за самых квалифицированных специалистов, в том числе для про-
Социология образования
141
движения технологий более развитых стран на рынках технологически менее развитых государств. Все это предъявляет новые требования к подготовке современных инженерных кадров.
Важнейшей задачей инженерного образования становится подготовка конкурентоспособных специалистов. Именно такой специалист удовлетворяет потребностям рынка труда по своим профессиональным, психологическим, нравственным и другим качествам, а также обладает адаптивностью и мобильностью, способностью быстро перестраиваться в изменяющихся условиях, принимать решения и нести за них ответственность [2]. Проф. В.И. Андреев дает следующее определение этого феномена: «Конкурентоспособная личность - личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами » [3, с. 26].
При характеристике конкурентоспособного специалиста на первый план выходит его «планетарное » мышление. В последние десятилетия конца ХХ - начала XXI веков прослеживается тенденция, согласно которой личность может не только выполнять свою социальную роль в отдельно взятой стране, но и, будучи профессионалом, ощущать себя «человеком мира», обладающим «планетарным» мышлением, которое востребовано везде. Так, сегодня можно получать образование в любой точке света, о чем свидетельствует активное развитие процессов академической мобильности на разных уровнях образования, с преобладанием обучения в магистратуре и постдипломного образования. Таким же образом у специалиста есть возможность трудоустройства и жительства в любой стране мира при условии адаптивности и конкурентоспособности.
Планетарное мышление основано на общечеловеческих ценностях. А.И. Шемшу-
рина определяет их как жизненные ориентиры, тесно связанные с нравственными нормами, которые определяют суть поступков и принятых решений [4]. В основе общечеловеческих ценностей лежит убеждение в том, что возможности человека безграничны и он способен к постоянному самосовершенствованию.
Обращение современного образования к общечеловеческим ценностям связано с потребностью общества в новых решениях глобальных проблем и кризисов, касающихся всех народов мира. С одной стороны, необходимо воспитание творческой личности, то есть квалифицированного специалиста, способного находить нестандартные решения проблем современного общества. С другой - нельзя не учитывать и того, что достижения современной науки, которым студента обучают в стенах инженерного вуза, могут быть использованы как во благо общества, так и для угрозы человечеству, о чем говорят частые в последнее время трагические события в мире. Это заставляет задуматься о моральных качествах человека, которому можно доверить эти знания, и, вследствие этого, именно наличие планетарного мышления, основанного на общечеловеческих ценностях, выдвигается на первый план. Если человек, который приобрел фундаментальные научные и глубокие инженерные знания, в то же время не обладает планетарным мышлением, то основой принятия решений о применении этих знаний для него могут явиться не моральные принципы и общечеловеческие ценности, а личная выгода.
Планетарное мышление не только связано с общечеловеческими ценностями, но и подразумевает формирование гражданственности, которая выражается «в активном участии в общественной жизни страны, города, учебного заведения, осознании прав и обязанностей, гражданской позиции, которая характеризует мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству,
142
Высшее образование в России • № 1, 2015
людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в его деятельности » [5, с. 291]. Только личность, обладающая устойчивым и положительным опытом гражданского поведения, ответственным отношением к трудовым и общественным обязанностям, соблюдающая законы своей страны, может проявлять планетарное мышление и толерантное отношение к другим культурам мира. Кроме того, планетарное мышление подразумевает развитую межкультурную компетенцию, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп [6].
Планетарное мышление напрямую связано со способностью к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. В стенах вуза студента мотивируют быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно принимать решения в быстроменяющихся условиях и нести полную ответственность за их результаты. Образование сегодня мы рассматриваем не столько как взаимодействие обучающегося с обучающим (преподавателя и студента), сколько как взаимодействие обучающегося с источником информации. Европейские исследователи Рафаэль Бэри и Мишель Рис (Raph^l Bary & Michael Rees) [7, с. 76] утверждают, что именно самостоятельная работа с источниками, включающими книги и журналы, выводы из практического опыта, а также получение информации в процессе общения с коллегами, друзьями и наставниками, являются обязательной характеристикой современных инженеров, которые способны создавать инновационные продукты.
Приобщение студентов к самостоятельной работе с информацией позволяет делегировать ответственность за процесс и результаты обучения самим обучающимся. При этом государственный образовательный стандарт и образовательная программа по тому или иному направлению подготовки служат ориентиром, программой самодвижения студента, его личностного и
профессионального становления, развития и саморазвития.
К сожалению, у многих студентов в силу недостаточного развития самосознания не сформированы регуляторные механизмы поведения, и потому они остаются объектами воспитания и внешних воздействий. Они не спешат стать субъектами собственной жизни, что значительно затрудняет процесс их личностного и профессионального самоопределения. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования с использованием творческой работы - сочинения на тему «Занимаюсь ли я самовоспитанием?». Нами обследовано 365 студентов дневного и заочного отделений (153 девушки, 212 юношей) КНИТУ различных специальностей. Анализ полученных работ показал, что большая часть студентов (78,3%) осознают необходимость работы над совершенствованием своей личности, занимаются самоанализом. Более 85% студентов связывают свое представление о самовоспитании с формированием и развитием у себя положительных качеств, в то же время 15% опрошенных допускают и самовоспитание как самоизменение в отрицательном направлении, отождествляют его с адаптацией к сложившимся обстоятельствам либо вообще отрицают или не осознают его роль.
Как показало исследование, у большинства студентов отсутствует систематический и осознанный опыт работы над собой. Поэтому мы стремились стимулировать этот сложный и не совсем понятный студентам процесс средствами, основанными на создании определенных условий, обес-печивающихего эффективность. Речь идет прежде всего о наличии в учебном заведении инновационной образовательно-воспитательной среды [8]. Рассмотрим некоторые другие педагогические условия стимулирования самовоспитания студентов, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе изучения инженерной педагогики.
В качестве основного условия выступа-
Социология образования
143
ет установление субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов по формуле: субъект + субъект = успех, эффект. В философском смысле субъект - это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, в которой участвует, начиная от осознания ее мотивов и цели до получения результата и способности его оценить и откорректировать весь ход своих действий на основе рефлексии. Согласно С.Л. Рубинштейну, всякая эффективная воспитательная работа предусматривает «собственную нравственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. В этом - главное » [9, с. 138]. Воспитательные отношения в современной высшей школе в идеале мыслятся как субъект-субъектные, или диалогические. Это равноправные отношения с сохранением свободы и независимости обеих сторон, при которых каждый субъект воспитания осознанно включается в совместную деятельность. Итак, реализация нравственного потенциала любой учебной дисциплины возможна лишь благодаря установлению субъект-субъектных отношений во взаимодействии преподавателя и студентов. Без этого стимулировать самодвижение студентов по пути собственного развития весьма сложно.
Не менее важным условием стимулирования саморазвития является взаимосвязь между педагогической диагностикой и самопознанием обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы в стенах инженерного вуза помочь студенту
познать себя. Педагогика исходит из того, что надо прежде всего знать обучающегося, его интересы, потребности, способности, ценностные ориентации и установки. Однако как бы хорошо педагог ни изучил каждого студента, ни диагностировал процесс и результаты его саморазвития, процесс самовоспитания немыслим без понимания каждым студентом своих достоинств и недостатков, а потому важнейшей задачей педагога является побуждение студентов к самопознанию.
Для этого студентов важно включать в диагностический процесс. Этому способствует выполнение ими ряда самостоятельных работ, таких как написание эссе на темы: «Мой взгляд на систему высшего профессионального (инженерного) образования»; «Идеальный преподаватель инженерного вуза - какой он? »; «Личностная и профессиональная Я-концепция студента»; «Факторы и барьеры личностного и профессионального становления(развития, саморазвития) ». Практика, личный педагогический опыт подтверждают целесообразность этого, ибо студентам явно недостает рефлексивного опыта и они, как правило, благодарны преподавателю за подобное психолого-педагогическое сопровождение их личностного и профессионального становления (развития, саморазвития).
В условиях информационного общества все более эффективным средством педагогического стимулирования самовоспитания студентов становится формирование студенческого портфолио. Портфолио показывает цели и планы студента: кто он есть и кем он хочет стать. Цели портфолио состоят в том, чтобы побуждать студента рефлексировать процесс своего обучения в вузе, а также помочь преподавателю лучше понимать/ видеть рост студента - духовный, интеллектуальный и практический, - чтобы иметь возможность эффективно помогать студенту и быть его наставником. В процессе работы над портфолио у студента формируются:
144
Высшее образование в России • № 1, 2015
• общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация
и др.);
• прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),
• организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.
В век информационных технологий особенно важно, чтобы студенты вели электронное, или онлайн-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с потенциальными работодателями. Онлайн-портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза. Практика показывает, что работа над портфолио формирует у студента навыки самопонимания и самооценки, открывая путь к постижению себя. Формирование портфеля достижений в разнообразных областях деятельности по окончании вуза становится основой его резюме, учитывается работодателем как значимый показатель при приеме на работу.
Таким образом, в ходе исследовательской и практической преподавательской деятельности доказано, что студент может стать субъектом личностного и профессионального становления, если этому способствует совокупность создаваемых в вузе педагогических условий, в числе которых:
• наличие в учебном заведении инновационной образовательно-воспитательной среды;
• установление субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса (студентами и преподавателями);
• взаимосвязь между педагогической диагностикой и самопознанием студентов;
• портфолио в электронном варианте и на бумажном носителе.
Таковы некоторые наиболее общие пе-
дагогические условия и средства, обеспечивающие практическое удовлетворение новых требований к инженерному образованию в условиях глобализации, когда главной целью становится подготовка конкурентоспособного специалиста, готового самостоятельно развиваться как личность и профессионал на протяжении всей жизни, принимать решения и нести за них полную ответственность.
Литература
1. Осипов П.Н., Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) // Высшее образование в России. 2014. №3. С. 117-123.
2. Осипов П.Н. Воспитание и самовоспита-
ние конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 198-204.
3. Конкурентология: Учебный курс для твор-
ческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
4. Шемшурина А.И. Аксиологический подход
как основа системы нравственного воспитания детей и молодежи // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 32-38.
5. Валеева Р.А, Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х.
Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования.
2013. № 6. С. 291.
6. Пантелеева М.В., Валеева Р.А. Формиро-
вание межкультурной компетенции в условиях поликультурного взаимодействия (на материале американских исследований) // Фундаментальные исследования.
2014. № 5-4. С. 854-859.
7. Raphael Bary, Michael Rees. Is (self-directed)
learning the key skill for tomorrow’s engineers? // European Journal of Engineering Education. Volume 31. Issue 1. March 2006. P. 73-81.
8. Osipov P. Training Competitive Specialists as
the Priority of Modern Education // Proceedings of the 2013 International Conference
Социология образования
145
on Interactive Collaborative Learning ICL16. 9. Основы общей психологии / С.Л. Рубинш-Kazan, 2013. P. 254-257. тейн. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
GLOBALIZATION AS A FACTOR FOR SELF-DIRECTED DEVELOPMENT OF STUDENTS
OSIPOV Petr N. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]
ZIYATDINOVA Yuliya N. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Director of International Affairs, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. E-mail: ul izi at@yandex. ru
Abstract.The paper describes the newly appearing trend showing that due to globalization any person can receive education, find employment opportunities and live in any country of the world on condition he is a competitive specialist and he can adjust to new conditions. Today, every person can play his social role in a certain country, and, at the same time, be a ‘global citizen’ who thinks at a ‘planetary scale’. Therefore, it is important that a person should contribute to his self-directed personal and professional development, find independent solutions of social and professional problems, and make independent decisions under the rapidly changing circumstances. University education should encourage every person to promote self-directed education and to increase individual responsibility for the results. The authors give a number of tools to provide the solutions for the problems raised.
Keywords: engineering education, internationalization, globalization, planetary scale thinking, self-development, self-directed education, self-directed learning
References
1. Osipov P.N., Ivanov V.G., Ziyatdinova Yu.N. (2014) [Towards Internationalization of Engineering
Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 117-123. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Osipov P.N. (2013) [Self-Directed Development and Self-Directed Learning of Competitive Specialists
as a Priority of Modern Education]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. Vol. 16, no. 16, pp.198-204. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Andreev V.I. (2004) Konkurentologiya: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Science of
competition: study guide for creative self-directed development of competitiveness]. Kazan: Centre for Innovative Technologies Publ., 468 p.
4. Shemshurina A.I. (2011) [The axiological approach as the base of the system of moral upbringing of
children and youth]. Nizhegorodskoye Obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod]. No. 4, pp. 3238. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Valeeva R.A., Koroleva N.E., Sakhapova F.Kh. (2013) [Diagnosis of students’ civic consciousness
level]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of Science and Education]. No. 6, 291 p. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Panteleeva M.V., Valeeva R.A. (2014) [Formation of intercultural competence in conditions of
multicultural interaction (based on the materials of American researches)]. Fundamental Research [Fundamental’nye issledovaniya]. No. 5-4, pp. 854-859. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Rapl^l Bary, Michael Rees (2006) Is (self-directed) learning the key skill for tomorrow’s engineers?
European Journal of Engineering Education. Vol. 31, issue 1, pp. 73-81.
8. Osipov P. (2013) Training Competitive Specialists as the Priority of Modern Education. Proc. of the 2013
International Conference on Interactive Collaborative Learning ICL16. Kazan, 2013, pp. 254-257.
9. Rubinstein S.L. (2001) Osnovy obchshei psikhologii [The basics of general psychology]. Saint
Petersburg: Piter Publ., 720 p.