Научная статья на тему 'Развитие социальной активности студентов профессиональных учебных заведений в современных условиях'

Развитие социальной активности студентов профессиональных учебных заведений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности студентов профессиональных учебных заведений в современных условиях»

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Актуальность исследования понятия «социальная активность» вызвана тем, что вопросы формирования данной категории личности в профессиональном образовании изучены недостаточно.

Понятие «социальная активность» характеризует активность как свойство личности, причем как свойство сложное, динамическое, во многом определяющее характеристику личности. Понятием «социально-активная личность» обозначается в целом личность, которая имеет высокоразвитую социальную ответственность и ориентированность.

Следует отметить, что понятие активности широко используется для описания жизни вообще. Так, М.С. Каган считает активность формой «внутренне детерминированного движения» живой материи. Он указывает на то, что на уровне человека активность приобретает форму деятельности. Данное положение принципиально важно, так как и сама деятельность, с одной стороны - форма активности, с другой - можно говорить об активности деятельности.

С.Н. Кожевников, Ю.И. Агеев отмечают: «Социальная активность представляет собой отражение объективных условий жизнедеятельности человека и общественных отношений». Различные стороны общественных отношений служат основанием для выделения видов социальной активности: трудовой, познавательной, общественной, творческой, бытовой, профессиональной и др. Важно отметить, что «различные виды активности в обществе относительно самостоятельны: участие в одном ее виде не всегда влечет участие в другом».

Э. Фромм называет «отчужденную» активность (человек не ощущает себя субъектом деятельности) пассивностью, а «неотчужденную активность» (человек ощущает себя субъектом деятельности) - «продуктивной активностью». Согласно С.Л. Рубинштейну, человек сознательно преобразует мир. Сознание проявляется и формируется в деятельности. Активность человека проявляется в его сознательной деятельности. С.Л. Рубинштейн теоретически обосновал основное направление психологического разрешения проблемы активности, заключающееся в анализе сознательной деятельности субъекта.

Активность, таким образом, рассматривается в органическом единстве внутреннего и внешнего количественного (интенсивность взаимодействий с социальной средой) и качественного аспектов (осознанность, самодеятельный характер), что позволяет обнаружить две стороны активности объектов: во-первых, как способности изменять внешнюю среду, во-вторых, изменяться.

Большинство специалистов, ориентируясь на биосоциальную природу человека, соответственно выделяют виды активности, связанные либо с биологическими, либо с социальными характеристиками. В научных концепциях В.С. Мухиной и Т.Н. Счастной выделено три вида активности: физическая, психическая, социальная.

Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Физическая активность выступает как предпосылка психического развития в онтогенезе. Психическая активность - потребность индивида в познании окружающей действительности, в том числе общественных отношений людей. К психической активности относится, кроме того, потребность индивида в познании самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию, форму умственной дея-

тельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий. Условием для развития психической активности выступают человеческие деятельности, прежде всего ведущие виды деятельностей (общение, предметная, учебная, трудовая), а также другие «факторы места», отражающие социальные ожидания той или иной групповой общности. Психическая активность рассматривается как «процесс психического отражения» в форме психических актов действий, деятельности. Высшей формой активности психической выступает активность сознания психической активности.

Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями. Условием для развития социальной активности выступают как комплекс всех «факторов» места, воздействующих на индивида, так и такие сферы человеческой деятельности, как общение, познание, труд.

Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности именно в силу его социальной природы не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но и, в свою очередь, детерминирует дальнейшее развитие психической и физической активности.

Характерной особенностью развития социальной активности студентов вузов как молодежной группы является возрастание уровня развития социальной активности вследствие интенсивного личностного становления, перехода от юности к социальной зрелости.

Произведенный нами анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил в качестве рабочего определения рассматривать социальную активность будущего специалиста как динамическое свойство личности, в котором отражается ее социально-профессиональная направленность и выражается готовность включиться в различные виды деятельности, опосредованные характером профессиональной работы.

Из данного определения можем заключить: так как социальная активность рассматривается нами как динамическое свойство личности, значит, она имеет прогностическую сущность. Так как это свойство носит динамический характер, процессом его становления у студентов вуза возможно управлять. С другой стороны, это свойство имеет направленность, отсюда мы должны соотнести его с конечной целью, т.е. с формированием широких социальных мотивов, качеств личности будущего специалиста и профессиональных умений. Данное свойство находит конкретное выражение в готовности к деятельности. Все это означает, что мы можем социальную активность студентов рассматривать как условие становления специалиста профессионала.

С другой стороны, как уже отмечалось, специфика развития социальной активности изучаемой группы определяется ее принадлежностью к студенчеству. Изучение данной группы в отечественной науке особенно активно происходит с 1960-х годов.

Однако до настоящего времени в определении понятия «студенчество» существует неоднозначность.

Ряд исследователей характеризуют студенчество как социальную группу, обосновывая это особенностями, которые отличают студенчество от других социальных групп, а именно характер труда (заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями), роль в общественной организации труда (участие в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой возрастает), основные социальные роли (подготовка к выполнению функций интеллигенции). Другими специфи-

ческими чертами, характеризующими студенчество, большинство исследователей считают мобильность, непостоянство его социального статуса. Принадлежность к студенчеству - временное явление, оно завершается переходом и другую социальную общность.

Считаем целесообразным рассматривать студенчество как социальную группу, осуществляющую в процессе учебной деятельности подготовку к высококвалифицированной профессиональной деятельности.

Это позволяет охарактеризовать особенности развития социальной активности студенчества. Содержание студенческой активности заключается в направленности деятельности молодых людей, которая определяется характером задач, решаемых обществом в различные периоды. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. И.А.Зимняя утверждает, что «студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего дея-теля-профессионала». Студенческая молодежь готовится стать специалистами, соответствующими новейшим технологиям, скорость прогресса не позволяет людям более зрелого возраста успевать проходить переобучение, что повышает роль молодых специалистов в наше время.

В.А. Астахова, И.Ф. Осипова, Р.В. Волков отмечают, что «социальная активность формируется только в деятельности и прежде всего ведущей, основной деятельности, а таковой для студентов является учеба». В качестве ведущей, основной деятельности студентов учебную деятельность называют А.Н. Семашко, А.С. Власенко, Т.В. Ищенко и др. Однако учебная, познавательная деятельность студентов в вузе, как отмечают Ю.С. Колесников, Л.А. Иноземцев, имеет свои особенности: во-первых, она включает в себя усвоение не только теоретических знаний, но и практического опыта; во-вторых, интеллектуальная, познавательная деятельность не поддается регламентации и протекает не только по законам рабочего, но и свободного времени. Специфика студенческой деятельности обусловливает высокую степень общения, что, в свою очередь, является дополнительным фактором формирования специфического группового сознания к особой студенческой субкультуре.

В связи с этим ряд авторов развитие социальной активности студентов связывает с деятельностью студенческих общественных объединений. Так, А.Г. Астапенко отмечает, что «среди новых методов воздействия на формирование гармоничной личности студента и активизации его учебно-познавательной и общественно-политической активности наиболее перспективными представляются поиски в области внеучебных, неформальных организаций и коллективов студентов». А В.Т. Лисовский считает целесообразным создание «специализированных отрядов, максимально приближенных к профилю будущей профессии».

Выявленная специфичность студенчества как социальной группы позволяет конкретизировать понятие «социальная активность» применительно к объекту исследования. Таким образом, социальную активность студентов мы рассматриваем как сложное состояние и одновременно свойство учащихся высших учебных заведений по осуществлению осознанной, интенсивной, преимущественно самодетерминированной внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Она реализуется в ходе учебного и вне-учебного процесса, где ведущей выступает учебно-профессиональная деятельность и важную роль играет профессионально ориентированный студенческий коллектив.

Реализация на практике целостности процесса развития социальной активности осложняется преобладанием ориентации учебного процесса на теоретическую подготовку студентов, в ходе которой студент овладевает знаниями в систематическом изложении каждой учебной дисциплины в отдельности, формируется ориентация на саморазвитие, некая замкнутость вследствие специфики самой познавательной деятельности. В то время как в идеале «нужно готовить выпускников вуза к тому, чтобы они были активными носителями теории в инженерно-технической среде, вносили свой вклад в развитие коллектива». Практическая деятельность требует интеграции, целостности теоретических знаний молодого специалиста.

Исходя из этого, развитие социальной активности студента вуза происходит в процессе активной социальной деятельности в целостном педагогическом процессе при гармоничном сочетании двух его подсистем: учебного процесса и внеучебного процесса. Социальная активность студентов в деятельности студенческого объединения педагогической направленности развивается в процессе социально-педагогической деятельности, которая является продолжением учебной деятельности, способом формирования личных и профессиональных качеств, важным фактором профессионального самоопределения личности.

Таким образом, развитие социальной активности студентов мы рассматриваем как процесс и результат количественных и качественных изменений в проявлении студентом сил к осознанному взаимодействию с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития, связанный с непрекращающимися изменениями, переходами от низшего уровня к высшему.

СОЛОНЩИКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА родилась в 1963 г. Окончила ТГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова. Старший преподаватель кафедры ПЭД и ПРЭА КАИ (КГТУ) им. А.Н. Туполева, соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования. Область научных интересов - проблемы социальной активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.