Научная статья на тему 'Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента'

Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-EDUCATION / COGITATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Матина Залия Имамтдиновна, Хадиева Разиля Тагировна

Освещены вопросы повышения эффективности организации учебной деятельности студентов вузов. Доказывается, что учебный процесс в вузе должен строиться исходя из психофизиологических особенностей студентов и с учётом новейших достижений психологии и педагогики в деле организации учебной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Матина Залия Имамтдиновна, Хадиева Разиля Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE STUDENT

The problem of increase of efficiency of the organization of educational activity of students of higher education institutions remains actual to this day. Educational process in higher education institution has to be based proceeding from psychophysiological features of students and taking into account the latest developments of psychology and pedagogics in the organization of educational activity of the being trained. In article the matters are taken up.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента»

ОБЗОР МНЕНИЙ (OVERVIEW OF OPINIONS)

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333).

Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 131-137.

УДК 378.1 ББК 88.4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В. Д. Иванов, З. И. Матина, Р. Т. Хадиева

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Освещены вопросы повышения эффективности организации учебной деятельности студентов вузов. Доказывается, что учебный процесс в вузе должен строиться исходя из психофизиологических особенностей студентов и с учётом новейших достижений психологии и педагогики в деле организации учебной деятельности обучающихся. В статье.

Ключевые слова: студенчество, учебная деятельность, самообразование, мыслительная деятельность.

Студенческий возраст — особый период в жизни человека в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».

Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях ряда авторов накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме [1; 4; 6]. Данные этих исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединённых институтом высшего образования. Исторически она сложилась со времени возникновения первых университетов в Х1-ХП вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих профессиональными знаниями и умениями в процессе учебного труда. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее

включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований [2] свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учёбе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учёбе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учёбе.

В социально-психологическом плане студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [1; 3]. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учёт этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнёру педагогического общения. В контексте личностно-деятельностного подхода студент выступает как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач [5].

Полученные школой Б. Г Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий воз-

раст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» [8] то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач [7]. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, конечно же, определяется мотивами.

Два типа мотивов характеризуют его учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации [2; 5].

Во время обучения в вузе формируется прочная основа профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» [7]. Однако результаты опросов показывают, что у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии [7].

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20 % лекционного материала).

Так, по данным исследования, умеют выступать перед аудиторией только 28,8 % студентов, вести диалог — 18,6 %, давать аналитическую оценку проблем — 16,3 %. На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37,5 % студентов стремятся хорошо учиться, 53,6 % — не всегда стараются, а 8 % — не стремятся вообще к хорошей учёбе. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67,2 % случаев учёба не была успешной [7]. В последнее десятилетие эти количественные показатели в целом сохраняются.

В связи с этим перед преподавателем стоит ответственная задача — формирования студента как субъекта учебной деятельности. Однако это предполагает и активность самого субъекта учения.

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют студентов в качестве активных субъектов образовательной деятельности, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Они — обучающиеся, а не обучаемые.

Каждый студент характеризуется собственным стилем учебной деятельности, отношением к ней, обучаемостью.

Исходя из сказанного, организация учебной деятельности непременно должна включать всестороннее развитие личности студента и оказание ему помощи в учении.

Процесс всестороннего развития личности сложен и специфичен. Специфичность его состоит в том, что студенты — это не только социальные субъекты, являющиеся представителями определённой социальной общности людей. Они в то же время и живые организмы со всеми присущими им физиологическими и психологическими свойствами. Это означает, что учебный труд студентов имеет не только социальную, но и психофизиологическую сущность.

Важный вклад в раскрытие психофизиологических основ учебного труда студентов внесли отечественные учёные. Мысли о физиологической сущности труда и об активности человеческого мозга в его взаимосвязи с условиями социальной среды, высказанные, согласно материалам [3], И. М. Сеченовым, нашли развитие и конкретизацию в его учении об условных рефлексах и о высшей нервной деятельности человека. Это позволило учёному показать, что учебный труд — это психофизиологический процесс, который требует

самых различных движений, управляемых нервной системой. Особо важное значение при этом имеет процесс формирования условных рефлексов. Согласно материалов [3] И. П. Павлов писал: «Наше воспитание, обучение, дисциплинирова-ние всякого рода, возможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов».

Отсюда очевидно, что учебный труд студента по его происхождению и функционированию представляет собой условнорефлекторную деятельность. В соответствии с таким подходом становится понятным, что знания, умения, привычки, убеждения — это системы условных рефлексов, образующихся под воздействием внешних раздражителей. Чем разнообразнее будут внешние раздражители, т. е. чем разнообразнее будет учебная деятельность студентов, тем большим кругом понятий, нравственных и других убеждений они будут вооружаться, тем полнее будет осуществляться их всестороннее развитие.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в учебной деятельности студентов нередко проявляются нежелательные явления: снижение работоспособности в результате перегрузок, утрата внутренней организованности, потеря уверенности в своих силах, смещение или потеря цели и др. Одной из причин проявления подобных явлений является отсутствие достаточно рациональной, научно обоснованной системы организации учебного труда студентов.

Известно, что окружающий мир чрезвычайно изменчив. Естественно, человек должен приспосабливаться ко всем изменениям в окружающей действительности, вырабатывать новые связи с учётом обстоятельств, т. е. новый динамический стереотип. Особенно заметны подобные изменения в условиях студенческой жизни. Год от года увеличивается объём знаний, усиливается их сложность, изменяются условия организации учебного процесса и т. д. В связи с этим изменяются и требования к студентам, как к людям, занимающимся сложным умственным трудом.

Эти совершенствования в настоящее время происходят сравнительно быстро под влиянием все ускоряющихся процессов дифференциации и интеграции науки, появления все новых её отраслей, а также под влиянием беспрерывно возникающей новой техники и технологии современного производства. В соответствии со всеми указанными изменениями значительно совершенствуется мозг, обогащаясь все новыми рефлексами высшего порядка.

В деятельности нервной системы по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека, сохранению его работоспособности важное значение имеет такое её свойство, как способность к торможению отдельных участков коры головного мозга. Так, например, чтобы условные рефлексы в процессе овладения знаниями сформировались, они должны, как уже отмечалось, получить условно-рефлекторное подкрепление — главным образом путём сознаваемого студентом достижения поставленной цели. Остальные действия, возникшие в этом процессе случайно и не получившие условно-рефлекторного подкрепления, исключаются в результате торможения. Всё это создаёт благоприятные условия для сохранения постоянной умственной работоспособности человеческого организма за счёт того, что сама нервная система обеспечивает нормальное распределение процессов возбуждения и торможения.

Когда концентрируется внимание на одном виде труда, например, слушании лекции, то вызывается возбуждение не всей нервной системы, а только тех её отделов, которые непосредственно связаны с обеспечением взаимодействия между соответствующими анализаторами и участками коры головного мозга. Все другие отделы нервной системы подвергаются внутреннему торможению. Это позволяет студенту регулировать последовательность своей учебной деятельности, планировать её.

Возбуждениями нервной системы можно управлять — усиливать или ослаблять их путём усиления или задержки деятельности нервных центров или отдельных органов (мышц, желез). Научить студента умело воздействовать на них очень важно, т. к. усиление или ослабление возбуждения нервной системы способствует созданию наиболее оптимального режима по овладению новыми знаниями и умениями.

Таковы в кратком виде физиологические свойства, которые лежат в основе организации учебного труда студентов. Однако они не исчерпывают всех научных основ. Учебный труд студентов имеет и психологическую сущность.

Остановимся лишь на наиболее важных, с нашей точки зрения, психологических особенностях, учёт которых в значительной мере определяет успех учебно-воспитательной работы в вузе. Первой из них является психологическая направленность личности студента. Понятие это представляет собой сложное образование, которое выражается в целях и мотивах поведения личности,

её потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, тенденциях, установках и т. д.

Применительно к учебной деятельности студентов наибольшее значение приобретает профессиональная направленность — стремление к успешному овладению профессией, навыками применения знаний на практике, в творчестве и т. д.

В основе направленности личности лежат её потребности. Одной из важных потребностей студентов является потребность их в общении, в процессе которой они познают не только других, но и себя. Эта потребность способствует установлению многообразных связей, развитию дружбы, товарищества, стимулирует обмен знаниями, мнениями, настроениями, переживаниями и опытом социальной жизни. Но потребности в общении, как и все другие, не являются постоянно заданными. Они изменяются и совершенствуются. Так, например, духовные потребности студентов наиболее успешно формируются под влиянием учебно-воспитательного процесса, в связи с постоянно повышающимися требованиями к их будущей профессии.

Другим психологическим свойством, играющим большую роль в обучении и воспитании студентов, являются познавательные психические процессы. К числу наиболее важных из них психологи относят ощущения, восприятия, память, мышление, речь и др. Значение их в учебной деятельности очевидно уже из того, что без их участия невозможно ни овладение научными знаниями, ни формирование убеждений, ни осуществление практических действий. Именно эти психические процессы лежат в основе всей учебной деятельности студентов.

Знание педагогом и самим студентом сущности каждого из психических процессов необходимо, чтобы более эффективно использовать их в организации учебной деятельности.

Ощущения — это простейшие психические процессы, с которых начинается процесс познания. В них отражаются отдельные свойства, качества предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является работа анализаторов. Ощущения чрезвычайно разнообразны. Сколько анализаторов, столько и видов ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, вибрационные, органические. При обучении особенно важны зрительные

и слуховые ощущения, ибо через органы зрения и слуха мы получаем более 95 % сведений об окружающем мире.

Установлено, что ощущения поддаются тренировке. С помощью тренировок можно совершенствовать ощущения, повышать чувствительность органов чувств, ускорять процесс их приспособления к работе в сложных условиях и, следовательно, содействовать развитию восприятия. Восприятия — более сложный по сравнению с ощущениями психический познавательный процесс. Сходство между ними состоит в том, что они являются формами непосредственного отражения в сознании студентов изучаемых предметов или явлений с помощью органов чувств. Различаются они тем, что с помощью ощущений отражаются предметы по отдельным признакам и свойствам, а в восприятии — в целом, во всей их совокупности. При этом особо ярко проявляется осмысленность учебного материала. Поэтому полнее и точнее воспринимаются те научные знания, которые хорошо поняты, связаны с ранее приобретёнными знаниями и основываются на практическом опыте. Вот почему важно с целью облегчения восприятия учебного материала выделять и подчёркивать в нем главное, делать паузы, интонации при устном изложении, использовать зарисовки на доске, красные чернила при проверке разного рода работ и др.

Осмысливание — это деятельность, в основном, аналитико-синтетическая. Осмыслить — значит глубоко продумать, проанализировать факты и явления, сделать на их основе правильные выводы. Осмысливание связано с анализом — расчленением учебного материала на его составные части с выделением существенного, главного. Процесс осмысливания учебного материала глубоко индивидуален, хотя часто проходит под руководством преподавателя. Именно на этом этапе особенно большое значение имеет самостоятельная, индивидуальная деятельность обучаемого. Осмысливание — сердцевина самостоятельной познавательной деятельности обучаемого.

Память — психический процесс, от которого зависит результат учебной деятельности студентов, поскольку он связан с важнейшими познавательными действиями — запоминанием, сохранением и воспроизведением учебного материала, а также всего того, что было в прошлом опыте обучающегося (в виде образов, мыслей, действий, чувств).

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в головном мозге. Процесс этот совершается тем успешнее, чем ярче действуют на органы чувств раздражители, которые в свою очередь зависят от наличия у студента психологической направленности внимания, интереса к этим раздражителям. Только при таких благоприятных условиях в коре головного мозга возникает оптимальный очаг возбуждения, обеспечивающий наиболее успешное образование временных нервных связей.

Но такие благоприятные условия не образуются сами по себе, случайно. Они — продукт активной мыслительной деятельности, зависящей от её содержания, мотивов, целей и задач, средств и способов их достижения. И насколько многообразнее будет деятельность студента, настолько эффективнее и богаче будет его память, настолько больше учебного материала будет сохраняться в сознании, а следовательно, тем обширнее будет учебный, научный и воспитательный опыт. Это и является в конечном счёте необходимым условием всестороннего развития личности будущего специалиста.

Для успешной работы с учебным материалом каждый студент должен знать характеристики своей памяти, её отличительные особенности, а именно: тип памяти, быстроту запоминания, прочность сохранения, точность и готовность к воспроизведению. Для оценки этих качеств памяти могут использоваться разнообразные тесты.

Мышление — опосредованное и обобщённое познание предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Оно начинается с постановки цели. Затем следует поиск, построение гипотезы. Заканчивается оно проверкой принятого решения. Если решение оказывается неверным, процесс повторяется. Уровень мышления студента характеризуется активным применением знаний, а не пассивным, механическим их использованием. Мышление, зарождаясь в чувственном познании, выходит за его пределы, позволяет человеку познавать то, что не может быть воспринято непосредственно органами чувств.

В единстве с мышлением студента функционирует и его речь. Роль её в любом виде мышления велика, т. к. именно слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения реального мира в его сознании. С помо-

щью речи студенты изучают учебный материал, познают и усваивают нравственные нормы поведения, общаются, влияют друг на друга, а также на себя лично. Поскольку содержание и форма речи зависят от будущей профессии студента, его опыта, темперамента, характера, способностей, интересов и состояний, то и развитие речи является делом каждого из них. Поэтому чем активнее студенты совершенствуют свою устную и письменную речь, тем выше уровень их познавательных возможностей, следовательно, и качества учебного труда в целом.

Важнейшей характеристикой студента как субъекта учебной деятельности является его обучаемость. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как динамичность, т. е. скорость образования временной связи.

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщённость, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления.

Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в её особенностях и характере, влияя на её стиль. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» — «негативный». Приведённая далее таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной мере основываются на обучаемости.

Сложность учебного труда обусловливается тем, что объём и содержание учебной информации, которыми должны овладевать студенты, беспрерывно увеличиваются, в то время как сроки обучения остаются неизменными. Все это побуждает искать новые, более совершённые пути организации обучения и более чёткого управления учебной деятельностью студентов.

Отсюда следует, что учебный труд студентов требует глубоко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Уже сейчас практика показывает, что при отсутствии такой организации даже долгие годы учёбы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить подготовку современных специалистов.

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу, 1987)

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип

Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудном, напряженно, тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью

Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно

Мотивация Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво

Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво

Когнитивная организация Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно

Трудности обучения в высшей школе усиливаются ещё и тем, что происходит не только бурный процесс появления новых знаний, но в то же время имеет место и чрезвычайно быстрый процесс их старения. Поэтому нельзя себе представить специалиста, который мог бы, однажды «выучив» науку, не заниматься ежедневным самообразованием, не следить за новой литературой, не использовать в своей деятельности последние достижения науки. Самообразование и самовоспитание — это, пожалуй, единственные реальные возможности, способные предотвра-

тить преждевременное «моральное старение» любого специалиста, в том числе и выпускника университета.

Самообразование и самовоспитание — процессы не стихийные. Они не возникают у человека сами по себе. Их появление и развитие возможно в процессе всей многообразной учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности студентов. И чем шире и разнообразнее эта деятельность, тем успешнее формируются у них способности к самообразованию и самовоспитанию.

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г Педагогические приложения современной психологии / Б. Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. 346 с.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М., 1991. 205 с.

3. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск, 1993. 320 с.

4. Сластёнин, В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин. М. : Мигистр-Пресс, 2000. 488 с.

5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /

С. Д. Смирнов. М., 2005. 121 с.

6. Штарке, К. Студенты. Становление личности / К. Штарке. М. : Прогресс, 2002. 133 с.

7. Яницкий, М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / М. С. Яницкий. Кемерово, 1995. 190 с.

8. Яровская, Л. Н. Психодиагностика личности студента и организация обучения / Л. Н. Яровская // Вестн. Харьков. ун-та. 2006. С. 8-10.

Сведения об авторах Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Матина Залия Имамтдиновна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Хадиева Разиля Тагировна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).

Education and Healthcare. Issue 3. P. 131-137.

psychophysiological and psychology and pedagogical bases of the organization of educational activity of the student

V. D. Ivanov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. vdy-55@mail.ru

Z. I. Matina

Senior Teacher of Chair of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vdy-55@mail. ru

R. T. Khadiyeva

Senior Teacher of Chair of Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. salage@bk. ru

The problem of increase of efficiency of the organization of educational activity of students of higher education institutions remains actual to this day. Educational process in higher education institution has to be based proceeding from psychophysiological features of students and taking into account the latest developments of psychology and pedagogics in the organization of educational activity of the being trained. In article the matters are taken up.

Keywords: students, educational activity, self-education, cogitative activity.

References

1. Ananiev, B. G. Pedagogical applications of modern psychology / B. G. Ananiev // Reader by age and educational psychology. M., 1981. 346 p.

2. Verbitsky, A. A. Active learning in higher education: a contextual approach / A. A. Verbitsky. M., 1991. 205 p.

3. Dyachenko, M. I. Psychology graduate school / M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovic. Minsk, 1993. 320 p.

4. Slastenin, V. A. In pedagogy / V.A. Slastenin. M. : Migistr press, 2000. 488 p.

5. Smirnov, S. D. Pedagogy and psychology of higher education: from the activities of a person / S. D. Smirnov. M., 2005. 121 p.

6. Starke, K. Students. Personality / K. Starke. M. : Progress, 2002. 133 p.

7. Yanitsky, M. S. Basic psychological mechanisms of adaptation of students to the learning activities : Diss. ... Cand. Psychology. Sciences / M. S. Yanitsky. Kemerovo, 1995. 190 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yrovskay, L. N. Psychodiagnostics personality of the student and training / L. N. Yrovskay. Kharkiv University. 2006. P. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.