УДК 159.9
Т. В. Ледовская
Психологическая структура учебной деятельности студентов-интровертов
Целью исследования является анализ особенностей организации психологической структуры учебной деятельности студентов-интровертов. В статье доказано, что индивидуально-типологические особенности студентов вуза позволяют дать характеристику успешности учебной деятельности и готовности к обучению. В ходе исследования были определены два показателя успешности учебной деятельности студентов первого курса: структурный показатель успешности учебной деятельности (сформированность психологической структуры учебной деятельности) и результативный показатель успешности учебной деятельности (уровень академической успеваемости). Статья доказывает, что можно говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности. Студенты с разными индивидуально-типологическими особенностями имеют различный уровень структурного показателя успешности учебной деятельности: интроверты успешнее экстравертов. Показаны значительные индивидуальные различия в организации психологической структуры учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: учебная деятельность, успешность учебной деятельности, индивидуально-типологические особенности, студенты
T. V. Ledovskaya
Psychological Structure of Student-Introverts' Educational Activity
The research objective is the analysis of the organization of the psychological structure of student-introverts' educational activity. It is proved that individual and typological features of students of higher education allow giving the characteristic of success of the educational activity and readiness for training. During the research two indicators of success of the educational activity of first-year students were defined: a structural indicator of success of the educational activity (formation of the psychological structure of the educational activity) and a productive indicator of success of the educational activity (a level of the academic progress). The article proves that it is possible to speak about existence of interrelation of individual and typological features with success of the educational activity. Students with different individual and typological features have a various level of structural indicators of educational activity success: introverts are more successful than extroverts. Significant individual differences in the organization of the individual psychological structure of the students' educational activity are shown.
Keywords: educational activity, educational activity success, individual and typological features, students.
В настоящее время перед высшим профессиональным образованием встают задачи по развитию интеллектуального уровня студентов, формированию их познавательной активности, умения самостоятельно получать знания. Современные условия характеризуются также тем, что меняются требования к организации и качеству подготовки студентов вуза в контексте познавательного, мотивационного и социально-психологического развития. Исследованию индивидуальных и возрастных особенностей студентов и их роли в учебной деятельности посвящены работы Б. Г. Ананьева, А. В. Дмитриевой, И. С. Кона, И. В. Кузнецовой, Н. В. Кузьминой, В. Т. Лисовского, Н. В. Нижегородцевой,
Ю. П. Поваренкова, И. М. Слободчикова,
А. А. Смирнова, С. Д. Смирнова и др. Тем не менее, влияние индивидуально-типологических характеристик на успешность учебной деятельности студентов остается недостаточно изучен-
ной областью педагогической психологии. Так, остаются не до конца решенными вопросы, касающиеся определения показателей успешности учебной деятельности у студентов; индивидуально-типологического состава типов студентов с разными показателями успешности учебной деятельности; индивидуализации и дифференциации обучения в вузе с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов и др.
Теоретическую основу исследования составили теоретические принципы и методология си-стемогенетического подхода к исследованию деятельности (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, М. М. Кашапов, В. Е. Орел, Ю. П. Поваренков и др.); системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева).
В проведенном нами исследовании использованы базовые понятия психологии, такие как
© Ледовская Т. В., 2016
«деятельность», «учебная деятельность», «психологическая структура деятельности», «успешность учебной деятельности», «индивидуальные особенности» и др. В связи с этим необходимо сделать пояснения по поводу определения этих терминов.
В научной литературе деятельность рассматривается в трех аспектах: 1) предметно-действенном; 2) психологическом (индивидуальные качества человека; 3) физиологическом [9]. Проблема психологической структуры учебной деятельности на всех уровнях обучения, показателей, критериев ее успешности и эффективности, выделение ее основных структурных компонентов является одной из значимых в современной психолого-педагогической науке. Психологические аспекты содержания понятия «учебная деятельность» являются предметом рассмотрения отечественных и зарубежных исследователей. Согласно системогенетической концепции, структура деятельности - это целостное единство компонентов и их всесторонних связей, которые реализуют деятельность [9]. Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [4, 5].
Н. В. Нижегородцевой выделено пять функциональных блоков учебно-важных качеств (УВК), образующих психологическую структуру учебной деятельности студентов [4]: 1) личностно-мотивационный блок: отношение к себе, потребность в достижениях, эмпатия, коммуникабельность; 2) блок принятия учебной задачи: принятие задачи и профессиональная направленность; 3) блок представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности: вводные навыки; 4) блок информационной основы деятельности: логическая память, вербальная память, произвольность внимания, логическое мышление, гибкость мышления; 5) блок управления деятельностью: обучаемость и произвольная регуляция деятельности.
В рамках нашего исследования было обосновано, что успешность учебной деятельности студентов вуза должна выражаться двумя показателями: результативным (уровень академической успеваемости) и структурным (уровень сформи-рованности психологической структуры учебной деятельности). Структурный показатель успешности учебной деятельности - уровень индивидуального индекса готовности к обучению в вузе
(ИИГ). ИИГ подсчитывается как сумма показателей развития учебно-важных качеств, образующих индивидуальную психологическую структуру учебной деятельности.
Учебная деятельность считается успешной тогда, когда эти два показателя соотносятся с нормативными: результативный показатель определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и выражается как уровень академической успеваемости студента (результаты промежуточной аттестации студентов), а структурный - как сформированность психологической структуры учебной деятельности, то есть предполагает целостное единство учебно-важных качеств, входящих в ее состав [1, 3].
Индивидуально-типологические особенности человека как самостоятельная психолого-педагогическая проблема стали предметом исследования ученых лишь во второй половине XIX в. В процессе становления и развития различных отраслей психологии определялись основные понятия: «индивидуальность», «индивидуальные особенности» и др. В качестве оснований для дифференциации людей по типу индивидуальных различий в разные периоды выделялись такие психические свойства, как характер, способности, мотивация, особенности интеллектуальной сферы, психофизиологические особенности (свойства нервной системы, психодинамические свойства, особенности латерализации полушарий головного мозга) и др. В нашем исследовании предполагался анализ влияния устойчивых индивидуальных особенностей, которые позволяют относить людей к определенной категории, группе с непересекающимися, врожденными, наследственными и устойчивыми индивидными характеристиками, то есть с разной мерой выраженности индивидуально-типологических особенностей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие методики исследования:
— показатели успешности учебной деятельности определялись с помощью а) методики «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе» Н. В. Нижегородцевой, Т. В. Жуковой [6] (структурный показатель); б) качественного анализа академической успеваемости в период промежуточной и итоговой аттестации (результативный показатель);
— индивидуально-типологические особенности студентов изучались при помощи опросника
Г. Ю. Айзенка для определения психодинамических характеристик личности: экстравер-сии/интроверсии [8].
Структурно-функциональный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Группы студентов-интровертов и студентов-экстравертов различаются по значениям результативного показателя успешности учебной деятельности (в показателе общей академической успеваемости t = 2,540 при р < 0,05, в академической успеваемости по профильным дисциплинам X = 2,081 при р < 0,05, по непрофильным дисциплинам X = 2,647 при р < 0,01). Значения Т-критерия указывают на то, что академическая успеваемость интровертов выше успеваемости экстравертов. На наш взгляд, данный факт может быть обоснован спецификой адаптационного периода обучения, во время которого происходит активное становление новой учебной деятельности, перестройка ее структуры, формирование идентичности студента вуза, что требует от него достаточно высокого уровня концентрации, включенности в процесс выполнения деятельности, а также высокого самоконтроля.
2. Студенты с максимально выраженной ин-троверсией характеризуются более низкими показателями успеваемости, чем студенты с низкими и средними показателями по шкале интровер-сии. Такой результат может быть объяснен понятием оптимума развития уровня интроверсии, когда наиболее высокие значения успеваемости определяются не максимально возможным, а средним уровнем развития интровертированно-сти.
3. Студенты-интроверты обладают более высокими значениями структурного показателя успешности учебной деятельности: у экстравертов он равен 27,17 баллам (средний уровень), у интровертов - 28,53 баллам (средний уровень), но значимо различаются t = 1,471 при р < 0,05.
4. Психологическая структура учебной деятельности интровертов на статистическом уровне менее развита, то есть она менее интегрированная и организованная, в ней преобладают «слабые связи» между компонентами. Динамика структурных индексов в группах студентов носит прямолинейный характер: когерентность, дивергентность и организованность психологической структуры учебной деятельности возрастают при увеличении экстравертированности (рис. 1).
Значение индекса (усл. ед.)
-—»• ---■«• —........
^---♦ 48
38 ♦ й
32 Х
____Ш 14
6 »-----
Интроверты Экстраверты
Рис. 1. Значения обобщенных показателей психологических структур учебной деятельности у студентов-интровертов и экстравертов
Примечание:
ИКС - индекс когерентности структуры; ИДС - индекс дивергентности структуры; ИОС - индекс организованности структуры.
5. Интроверты и экстраверты имеют общий набор базовых и ведущих УВК. В обеих группах студентов базовым УВК является компонент «вводные навыки». Это говорит о том, что студенты первого курса с разными психодинамическими особенностями обладают общими представлениями о специфике обучения в вузе, о способах выполнения учебно-профессиональной деятельности. У студентов-экстравертов к базовым УВК также относятся «логическая память», «вербальная память»; у интровертов - «потребность в достижении», «принятие учебной задачи». Высокий уровень развития этих УВК обуславливает успешность вузовского обучения.
6. Роль учебно-важного качества «обучаемости» в ПСДу студентов обеих групп характеризуется неоднозначностью: были выявлены статистически достоверные различия в уровне развития УВК - X = 2,552 при р < 0,05 (среднее интровертов = 0,90, среднее экстравертов = 0,69), а его значение в ПСДу экстравертов высоко. В ПДСу студентов-интровертов «обучаемость» не вошла.
Полученный результат объясняется тем, что при высоких значениях результативного показателя успешности учебной деятельности (академической успеваемости) у интровертов проявляется эффект мнимой дезинтеграции структуры, причиной которого являются значительные индивидуальные различия в организации индивидуальной психологической структуры учебной деятельности каждого студента-интроверта. Высокого уровня показателей усвоения такие студенты достигают различными способами, часто не-
ТбГ
адекватными целям обучения, однако дающими необходимый результат. То есть у студентов-интровертов более высокая субъективная «цена» успешности обучения.
Для подтверждения этой гипотезы была проведена проверка предположения о наличии индивидуальных особенностей психологической структуры учебной деятельности в целом и в уровне развития отдельных учебно-важных качеств у студентов-интровертов (рис. 2).
Анализ учебной документации позволил выяснить, что результативный показатель успешности учебной деятельности студентки Натальи В. (18 лет) - высокий. Средние оценки студентки по профильным, непрофильным дисциплинам и общий уровень успеваемости равен 5,0 баллов. Результаты психодиагностического обследования позволили выявить, что у студентки высокий уровень сформированности ПСДу, равный 36 баллам.
Рис. 2. Сравнение профиля психологической структуры учебной детальности студентов-интровертов
Результаты наблюдения показали следующее: на учебных занятиях Наталья проявляет навыки организации и управления своей деятельностью. Высокий уровень развития УВК «гибкость мышления» позволяет ей находить ответы на вопросы, которые не только требуют фактического знания материала, но и предполагают высокий уровень развития аналитических способностей у студентов. На семинарских и практических занятиях студентка не проявляет инициативы, хотя тщательно готовится по каждому пункту зада-
ний, демонстрируя тем самым недостаточно высокий уровень развития УВК «потребность в достижении». Самостоятельные и контрольные работы выполняет на оценку «отлично». При любой форме контроля (устном и письменном) дает развернутые и аргументированные, с опорой на источник, ответы на вопросы.
Психологическая структура учебной деятельности Натальи В. сравнивалась с психологической структурой учебно-важных качеств студентки Анны П. Анна также относится к типу
интровертов. Результаты психодиагностического обследования позволили выявить, что у Анны П. высокий уровень сформированности ПСДу, равный 34 баллам. Средний результативный показатель успешности учебной деятельности студентки следующий: средний показатель успеваемости по профильным дисциплинам равен 5,0, по непрофильным дисциплинам - 4,462; общий уровень успеваемости равен 4,7. Анализ учебной документации позволил сделать вывод о том, что студентка поступила в вуз после окончания двух курсов медицинского колледжа в результате смены профессиональных интересов и предпочтений. Именно поэтому УВК «профессиональная направленность» развито на уровне выше среднего, а результативный показатель успешности учебной деятельности по всем профильным дисциплинам - на максимально высоком уровне.
Тот факт, что Анна обучается на первом курсе вуза после обучения в средне-специальном учебном заведении, позволяет говорить о том, что она имеет представление о принципах, приемах и механизмах, в соответствии с которыми строится профессиональное обучение. Высоких результатов в обучении Анна добивается благодаря развитию УВК «гибкость мышления», позволяющему оперировать уже имеющимися знаниями в новых учебных ситуациях. Анна обладает способностями, позволяющими адекватно оценивать цель и содержание знаний, которые дает преподаватель, и желанием их выполнять.
На основе рисунка 2 можно отметить, что ПСДу студенток характеризуется неодинаковым уровнем развития отдельных учебно-важных качеств. Так, у Натальи на более низком уровне находится УВК «эмпатия» - ср = 1,08, а у Анны -ср = 3,33; «вводные навыки» у Натальи - ср = 2,50, а у Анны - ср = 1,64; «принятие задачи» у Натальи - ср = 2,55, а у Анны - ср = 3,64. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что психологическое обеспечение учебной деятельности (с точки зрения роли ее отдельных компонентов в общей структуре учебной деятельности) у студентов-интровертов очень индивидуально. Высокий уровень показателей академической успеваемости достигается различными способами, порой неадекватными целям обучения. На вероятностном, статистическом уровне это проявляется в дезинтеграции ПСДу, в ее «распаде» на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными связями. То есть мы можем говорить, что высокие значения результативного показателя успешности учебной деятельности не-
которыми студентами достигаются благодаря высокой «субъективной цене» успешности.
Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования данные об индивидуальных показателях психологической структуры учебной деятельности свидетельствуют о необходимости учета психологических особенностей студентов вуза в процессе организации образовательного процесса, о важности психологического сопровождения обучения. Работа в данном направлении позволит повысить как результативный, так и структурный показатели успешности учебной деятельности.
Проведенный анализ успешности учебной деятельности студентов вуза с разными психодинамическими особенностями выявил, что такие индивидуально-типологические особенности, как интроверсия и экстраверсия, играют в успешности учебной деятельности, в структурных и интегра-тивных элементах ее организации определяющую роль, оказывают значительное влияние на процесс адаптации (к ритму, методам, формам работы, к приобщению к учебному труду).
Библиографический список
1. Ледовская, Т. В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Ледовская. - Ярославль, 2010. - 23 с.
2. Ледовская, Т. В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности [Текст] / Т. В. Ледовская, Н. В. Нижегородцева // Фундаментальные и прикладные аспекты современных психолого-педагогических и социологических исследований: коллективная монография в 3-х томах. Том 1 / под научной редакцией кандидата педагогических наук, доцента О. П. Чигишевой. - Ришон ле-Цион : MEDIAL, 2014. - 311 с. (Международный российско-израильский научно-издательский проект «ЗОЛОТАЯ МОНОГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ»). - С. 63-93.
3. Ледовская, Т. В. Успешность учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями [Текст] / Т. В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. - Том I. - 2010. - № 2 (62). - С. 226-229.
4. Нижегородцева, Н. В. Методология системогене-тического исследования деятельности [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова // Проблемы системогенеза учебной деятельности : монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А. В. Карпова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2009. - 420 с.
5. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический подход к исследованию учебной деятельности и готовности к обучению [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Материалы V научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» / под. ред. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 32-35.
6. Нижегородцева, Н. В. Опыт разработки комплексной диагностики готовности студентов к обучению в вузе (КДГс) [Текст] / Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной научно-практической конференции - М. : ФПО, 2007.
7. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 400 с.
8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков ; репр. воспр. текста издания 1982 г. -М. : Логос, 2007. - 192 с.
10. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.
11. Shadrikov, V D. Student's development in the learning process. Psychology in Russia: State of the Art. 2012. - Р. 388-404.
Bibliograficheskij spisok
1. Ledovskaja, T. V Individual'no-tipologicheskie osobennosti studentov vuza s raznymi pokazateljami uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / T. V Ledovskaja. - Jaroslavl', 2010. - 23 s.
2. Ledovskaja, T. V Individual'no-tipologicheskie osobennosti studentov vuza s raznymi pokazateljami uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / T. V. Ledovskaja, N. V Nizhegorodceva // Fundamen-tal'nye i prikladnye aspekty sovremennyh psihologo-pedagogicheskih i sociologicheskih issledovanij: kollektivnaja monografja v 3-h tomah. Tom 1 / pod nauchnoj redakciej kandidata pedagogicheskih nauk, docenta
O. P. Chigishevoj. - Rishon le-Cion : MEDIAL, 2014. -311 s. (Mezhdunarodnyj rossijsko-izrail'skij nauchno-izdatel'skij proekt «ZOLOTAJa MONOGRAFIChESKA-Ja SERIJa»). - S. 63-93.
3. Ledovskaja, T. V. Uspeshnost' uchebnoj dejatel'nosti studentov s raznymi individual'no-tipologicheskimi osobennostjami [Tekst] / T. V Ledovskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Tom I. - 2010. - № 2 (62). -S. 226-229.
4. Nizhegorodceva, N. V. Metodologija sistemogenet-icheskogo issledovanija dejatel'nosti [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, E. V. Karpova, N. P. Ansimova // Problemy sistemogeneza uchebnoj dejatel'nosti : mono-grafija / pod red. chlena-korrespondenta RAO, doktora psihologicheskih nauk, professora A. V. Karpova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - 420 s.
5. Nizhegorodceva, N. V. Sistemogeneticheskij pod-hod k issledovaniju uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva // Materialy V nauchno-prakticheskoj konferencii «Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti» / pod. red. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. -S. 32-35.
6. Nizhegorodceva, N. V. Opyt razrabotki kom-pleksnoj diagnostiki gotovnosti studentov k obucheniju v vuze (KDGs) [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva, T. V. Zhukova // Psihologija obrazovanija: podgotovka kadrov i psihologicheskoe prosveshhenie: materialy IV Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii - M. : FPO, 2007.
7. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii profession-al'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 400 s.
8. Fetiskin, N. P. Social'no-psihologicheskaja diagnos-tika razvitija lichnosti i malyh grupp [Tekst] / N. P. Fetiskin, V V Kozlov, G. M. Manujlov. - M. : Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 s.
9. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza professional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov ; repr. vospr. teksta izdanija 1982 g. - M. : Logos, 2007. - 192 s.
10. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. - 464 s.
11. Shadrikov, V. D. Student's development in the learning process. Psychology in Russia: State of the Art. 2012. R. 388-404.