УДК 151.8:378 ББК 88.362:74.480
Павлов Борис Сергеевич
доктор философских наук, профессор
Институт экономики Уральского отделения РАН г. Екатеринбург Павлова Вера Ивановна
доктор биологических наук, профессор
кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Камскова Юлиана Германовна доктор медицинских наук, профессор
кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Сарайкин Дмитрий Андреевич кандидат биологических наук, доцент
кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Сарайкин Андрей Михайлович
кандидат технических наук, доцент
кафедра технологии машиностроения Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
г. Челябинск Pavlov Boris Sergeevich Doctor of Philosophy Professor
Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg
Pavlova Vera Ivanovna Doctor of Biology Professor
Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kamskova Yuliana Germanovna Doctor of Medicine
Professor
Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Saraykin Dmitry Andreevich Candidate of Biology Assistant Professor Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Saraykin Andrey Mikhaylovich Candidate of Technology Assistant Professor Chair of Engineering of Mechanical Technology South Ural State University (National Research University)
Chelyabinsk
Девиации уральских студентов в преддверии получения профессионального статуса
Deviation of the Ural students in anticipation of getting a professional status
В статье анализируются актуальные проблемы организации учебного процесса в рамках высшего профессионального образования. Основной лейтмотив статьи - анализ различных форм и проявлений девиаций в поведении студентов в рамках вуза в целом и учебного процесса, в частности. В представленной статье использованы результаты три комплексных региональных исследования по проблемам девиантного поведения уральских студентов в процессе освоения профессии, проведённые авторами в 2010-2013 гг. в Институте экономики УрО РАН.
In article actual problems of the organization of educational process within higher education are analyzed. The main keynote of article is the analysis of various forms and manifestations of deviations in behavior of students within higher education institution as a whole and educational process, in particular. In presented article are used result of three complex regional researches on problems of deviant behavior of the Ural students in the course of development of the profession, conducted by authors in 2010-2013 in Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.
Ключевые слова: студент, уральский вуз, учебный процесс, девиации, ценностные ориентации, семья, нравственность, профессор вуза, конфликт, ответственность.
Key words: student, ural higher education institution, educational process, deviations, valuable orientations, family, moral, professor of higher education institution, conflict, responsibility.
Во все времена основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни [1, 10].
Факторы, определяющие социально-психологическое самочувствие и учебную деятельность студентов, условно можно разделить на две категории. К первой из них относятся: уровень общеобразовательной подготовки, система ценностей «вчерашних» школьников, их отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем и некоторые другие. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов, другими словами, принимать во внимание во время учебно-воспитательного процесса, главным образом, на этапе адаптации первокурсников [3].
Вторая группа факторов, детерминирующих поведение молодых людей (в том числе, девиантное) - это те, которые появляются в процессе обучения и, которыми, в значительной степени можно управлять. К ним следует отнести, в первую очередь, организацию учебного процесса, уровень преподавания, сложившиеся традиции конкретного вузовского коллектива, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. [11].
Для современного российского студенчества характерны как общие, так и специфические девиации. Общие девиации в студенческой среде включают в себя традиционно выделяемые формы девиантного поведения в обществе (алкоголизм, наркоманию, использование ненормативной лексики, кражи и др.). В структуре специфических девиаций современного студенчества выделяют нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу
экзаменов и зачетов, различные формы «издевательств» над преподавателями. Исследования показывают, что подавляющее большинство проходящих курс профессионального обучения среди прочих специфических девиаций в вузе отмечают использование шпаргалок на экзамене, пользование мобильным телефоном во время занятия, грубость и бестактность по отношению к преподавателям, а также другие проявления «активности» студентов, деформирующих нормальный учебный процесс. Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из разряда девиации превращаются в норму.
Комплекс исследований, проведённых в 2000-2013 гг. авторами статьи, позволяет более предметно и доказательно анализировать некоторые актуальные проблемы девиантности студенческой среды, её влияние на образовательный процесс [7]. В числе других, в частности, были реализованы следующие три социологических проекта:
• 2010-2011 гг. - опрос 680 студентов старших курсов Уральского федерального университета (УрФУ) на технических и гуманитарных факультетах. Предмет исследования - уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре и влияние последней на социализацию молодых специалистов - «Студент-1»;
• 2011-2012 гг. - анкетный опрос по квотно-репрезентативной выборке 1000 студентов 1У-У курсов 7-ми уральских вузов1. Один из основных аспектов исследования - отношение будущих молодых специалистов к своей учёбе, профессии, поведению в Вузе и вне его (гг. Екатеринбург, Нижневартовск, Челябинск) - «Ст»; б) опрос 250 преподавателей в тех же вузах по проблемам профессиональной подготовки и нравственно-этическому поведению студентов
- «Пр»; в) с теми же лейтмотивами - опрос 600 молодых специалистов на предприятиях указанных городов - «Сп» и г) 150 руководителей предприятий, производств - «Рук» - «Студент-2»;
1 В выборку вузов были включены: Уральский федеральный университет (УРФУ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС); Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ), Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ), Южно-Уральский... государственный университет (ЮУрГУ) и др.
• 2013 г. - в 15 школах Кировского р-на г. Екатеринбурга были опрошены
510 учащихся 5-11 классов (210 чел. в 5-6 кл. и 300 чел. - в 10-11 кл.). Основной лейтмотив исследования - выявление ценностных ориентаций подростков в сфере жизненного самоопределения и форм поведения - «Школа-1».
Студентам и молодым специалистам («Студент-2») предлагалось ответить на вопрос: «Оцените, как Вы учитесь (учились) в вузе, как относитесь (относились) к занятиям, Ваше прилежание и усердие в учебе» (% от общего числа опрошенных в каждой группе; в числителе - студенты «Ст» - 1000 чел.; в знаменателе - молодые специалисты «Мс» - 600 чел):
Ст / Мс
- «на пятерки», успешно 11 / 10
- «на четверки и пятерки» 62 / 67
- «на троечки» 26 / 24
- зачастую получалось хуже троечки 1,6 / 0,5
Судя по самооценкам молодых людей, подавляющее большинство из них (более 70 %) довольно «усердно» и «успешно» («на пятёрки и четвёрки») проходят (прошли) курс профессионального обучения. Лишь каждый четвёртый (около 25 %) сдавал зачёты и экзамены «на троечки» и, практически, в уральских вузах (опять же, по самооценкам студентов) не было и нет «хвостистов»
- «хуже троечки» (один-два на каждую сотню опрошенных). Вряд ли нужно доказывать, что нарисованная студентами «картина» их усердия к учёбе перенасыщена розовыми тонами. Многочисленные социологические исследования, наша практика работы в одном из уральских вузов показывает обратное. Формирование той или иной компетенции как определяющей профессиональноличностного качества специалиста предполагает актуализацию мотивации студента, его активную, целеустремлённую адаптацию к учебному процессу. О трансформации мотиваций в сфере профессиональной социализации молодых людей на Урале свидетельствуют данные нашего опроса - «Студент-2». «В чем вы видите основные причины практически «повального» безответственного отношения молодых людей к получению своего профессионального образования?» - на этот вопрос нам ответили как преподаватели вузов, так и руково-
дители предприятий, производств, подразделений. Вот их мнение по этому поводу (% от общего числа опрошенных» в числителе - преподаватели вузов -250 чел.; в знаменателе - руководители производств - 150 чел):
- студенты особо не задумываются о своей дальнейшей трудовой деятельности - 52 / 65
- платное обучение диктует кафедрам и преподавателям снисходительно относиться к нерадивым студентам - 46 / 43
- у работающих студентов существенно ограничены возможности для серьёзных занятий в вузе - 33 / 36
- молодые люди поддаются общему настроению -учиться без особого «напряга» - 30 \ 22
- низкая требовательность к студентам со стороны администрации вуза - 28 / 30
- молодые люди не приучены к труду и трудностям - 29 / 37
- отсутствие потребности получить серьёзные профессиональные знания - 25 / 25
- виноваты преподаватели, которые не могут заинтересовать студентов серьёзно относиться к учёбе - 17 / 17
- студенты надеются и после окончания вуза «сидеть на шее» родителей - 10 / 10
- что-то другое - 7 / 4
«Зри в корень!», - советовал небезызвестный Козьма Прутков. Отмеченные экспертами причины низкой заинтересованности студентов в качестве своего профессионального образования - это своеобразный компас в проведении модернизации системы высшего образования. И, не только на Урале [4].
В опросе студентов уральских вузов («Студент-2») респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Кто несёт (нёс в прошлом) основные расходы на Ваше обучение и содержание (питание, одежда, хобби и др. расходы)?» Вот как распределились ответы (% от общего числа опрошенных - 1000 чел.):
- по преимуществу за всё платят (платили) родители - 49
- часть расходов - родители, часть - я сам (сама) - 34
- за учёбу и своё содержание я плачу сам (сама) - 14
- другой вариант - 3
Следует констатировать, что на современном этапе российской экономики основные расходы на профессиональное обучение молодёжи взяла на себя (по «доброй воле», а, скорее, в силу непреложных обстоятельств) родительская семья. Плохо это или хорошо - предмет особого разговора. Здесь же нам хотелось обратить внимание на тот факт, что практически каждый десятый выпуск-
ник (10 % -по оценкам экспертов) намерен «продолжать использовать» всё ту же «шею родителей» и после получения диплома.
Возможен и другой «удобный» вариант. По мнению экспертов, в жизненных планах многих вчерашних студентов предусматривается переориентации «с родительской шеи» на «шею государства», расчёт на благотворительность успешно работающей и «хорошо платящей деньги» трудовой ассоциации, на «доброхота-работодателя. Для молодых женщин с вузовским дипломом - это, помимо всего, стремление и возможность «занять вакансию» жены в семье успешно зарабатывающего деньги - мужа-предпринимателя [5].
Выход сегодняшней системы высшего образования экспертами связывается с необходимостью формирования у молодых людей потребности получения серьёзных профессиональных знаний, приучения юношей и девушек к труду и трудностям... Важно осознавать, что усвоению программ дисциплин, входящих в стандарт той или иной специальности, связано, прежде всего, с готовностью студента к нелёгкому (не побоимся этого слова) учебному познавательному труду. Известный немецкий педагог-мыслитель А. Дистервег (1790-1866 гг.) писал по поводу образования: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение» [2, с. 118].
Известно, что в православии к числу восьми греховных страстей отнесены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан - это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному. Грешное поведение расценивается как противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении [9]. Если перевести на «светский язык» понятие «греховное поведение», то, очевидно, речь должна идти об отклоняю-
щемся от социальных норм и правил, поведении, то есть, о девиантном поведении.
Для того, чтобы прояснить представления молодежи «о грехе», в исследовании «Студент-1» респондентам задавался вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд, являются грехом?». Вот какие мы получили ответы (% от общего числа опрошенных в каждой группе; в числителе -массив в целом - 680 чел.; в знаменателе - студенты, причисляющие себя к православию - 330 чел.):
«Тяжкий грех» Убийство 89 / 93
Самоубийство 80 / 84
Аборт 72/78
Проституция 64 / 72
Измена (жене / мужу) 61 / 66
Гомосексуализм 52 / 56
Употребление легких наркотиков 50 / 63
«Грех средней тяжести» Ложь в личных интересах 43 / 51
Пьянство 43 / 50
Употребление матерных слов 25 / 36
Развод в семье 25 / 34
Курение 25 /33
Практически, «Не грех» Посещение стриптиз-бара 13 / 20
Половые отношения до вступления в брак для ДЕВУШКИ 13 / 19
Половые отношения до брака для ЮНОШИ 9 / 13
Сокрытие доходов от налоговой инспекции 12 / 14
Для заинтересованного и компетентного читателя приведённые в таблице данные, наш взгляд, составляют серьёзный предмет для размышлений о состоянии не только духовной культуры и морали передового, наиболее образованного отряда российской молодёжи - студенчества. Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений в различных социальнодемографических группах, весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% - «православные». Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом - 66 % мужчин-респондентов и 78
% - женщин; «Гомосексуализм» - соответственно - 64 / 41 %%; «Проституция»
- 59 / 69 %%; «Измена (жене/мужу)» - 57 / 65 %%; «Пьянство» - 37 / 48 %% и т.д. [6].
А теперь попытаемся мысленно представить преподавателя в студенческой аудитории, осознающего, что половина (около 50 %), сидящих и слушающих его, юношей и девушек «в душе - не прочь лгать в личных интересах», практически столько же не осуждают гомосексуализм и употребление лёгких наркотиков. А шестеро из семи «не видят ничего плохого» в сокрытии доходов от налоговой полиции, то есть, в прямом обмане государства... Как показал этот же опрос, 73 % от общего числа опрошенных «оправдывают пропуски занятия без уважительной причины», 90 % - соответственно, не считают зазорным «пользоваться шпаргалками на экзамене» и 75 % - «списывать курсовые, дипломы из Интернета».
Сложное, динамичное современное общество создает благоприятную среду для расширения «поля конфликтов», «поля девиаций». Они становятся одним из самых распространенных способов социального взаимодействия. Между тем, из четырех основных принципов образования и воспитания в XXI веке, выделенных экспертами ЮНЕСКО, - научиться жить, научиться знать, научиться делать, научиться жить вместе. Именно последнему, в сегодняшней системе образования уделяется наименьшее внимание. Но такое умение - жить в согласии с другими — не рождается само собой. И от системы образования требуется формировать «культуру конфликта», «культуру согласия», «культуру мира и ненасилия» развивать как одно из важнейших качеств личности XXI в. толерантность, уважение к себе и к другим [8].
Библиографический список
1. Берсенев, В. Л. Особые грани современной российской экономики и не только / В. Л. Берсенев, С. Г. Важенин, Б. С. Павлов // Экономика региона. 2011. - № 1. - С. 264-267.
2. Дистервег, А. Избр. педагог. сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
3. Павлов, Б.С. Над опасным «социальным Придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) / Б.С. Павлов // Социологические исследования. 2013.
256
- № 2. - С. 69-80.
4. Павлов, Б. С.Проблемы социальной реабилитации городских подростков в условиях девиантной субкультуры молодежи / Б. С. Павлов, Г. Л. Зверева // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. - № 14. - С. 124-133.
5. Павлов, Б. С. «Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение / Б. С. Павлов, Н. И. Разикова // Дискуссия. 2012. - № 10. - С. 110-119.
6. Павлов, Б. С. Верят ли в бога Уральские студенты / Б. С. Павлов, Н. И. Разикова, А. И. Подвысоцкий // Дискуссия. 2012. - № 8. - С. 104-110.
7. Павлов, Б. С. Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социологический аспект / Б. С. Павлов, А. А. Сиражетдинова // Экономика региона. 2012. - № 1. - С. 62-75.
8. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию: [Электронный ресурс] // полный текст // Режим доступа: http://www.b-
port.com/news/item/93504.html.
9. Протоиерей Константин Гипп. Грех - болезнь или преступление? // сайт Православного журнала «Фома» [Электронный ресурс]. URL: http://www.foma.ru.
10. Татаркин, А. И. Проблемы развития социального партнерства на муниципальном рынке труда (на примере Урала) / А. И. Татаркин, Б. С. Павлов. -М.: «Экономика», 2009. - 436 с.
11. Типология личности студента и преподавателя : [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.psichology.vuzlib.org/book.
Bibliography
1. Bersenev, V. L. Special sides of modern Russian economy and not only / V. L. Bersenev, S. G. Vazhenin, B. S. Pavlov // region Economy. 2011. - No. 1. - P. 264-267.
2. Disterveg, A. The chosen pedagogical compositions / A. Disterveg. - M: Uchpedgiz, 1956. - 374 p.
3. Message from the President of Russian Federation V.V. Putina to Federal
Assembly: [Electronic resource]//full text//access Mode: http://www.b-
port.com/news/item/93504.html.
4. Pavlov, B. S. Over dangerous "the social Don region" (about deviant subculture of teenagers) / B. S. Pavlov //Sociological researches, 2013. - No. 2. - P. 69-80.
5. Pavlov, B. S. "Fathers and children" in a city family: communication or alienation / B. S. Pavlov, N. I. Razikova // Discussion, 2012. - No. 10. - P. 110-119.
6. Pavlov, B. S. Whether the Ural students believe in God / B. S. Pavlov, N. I. Razikova, A. I. Podvysotsky // Discussion. 2012. - No. 8. - P. 104-110.
7. Pavlov, B. S. Formation of the personnel case of engineers in the Urals: sociological aspect / B. S. Pavlov, A. A. Sirazhetdinova // region Economy, 2012. - No.
1. - P. 62-75.
8. Pavlov, B. S. Problems of social rehabilitation of city teenagers in the conditions of deviant subculture of youth / B. S. Pavlov, G. L. Zverev // Herald of the
Chelyabinsk state university, 2007. - No. 14. - P. 124-133.
9. Archpriest Konstantin Gipp. Sin - an illness or a crime? // site of the Orthodox magazine "Foma" [Electronic resource]. URL: http://www.foma.ru.
10. Tatarkin, A. I. Problems of development of social partnership on a municipal labor market (on the example of Ural) / A. I. Tatarkin, B. S. Pavlov. - M: "Economy", 2009. - 436 p.
11. Typology of the identity of the student and teacher: [Electronic resources/access Mode: // http://www.psichology.vuzlib.org/book.