Научная статья на тему 'Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале'

Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
496
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗОЖ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОДРОСТОК / СТУДЕНТ / УРАЛ / HEALTHY LIFESTYLE (HL) / VALEOLOGICAL HEALTH / PUBLIC OPINION / TEENAGER / STUDENT / URAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова В. И., Павлов Борис Сергеевич, Сарайкин Дмитрий Андреевич

В статье анализируются некоторые аспекты жизнедеятельности различных социальных групп населения на Урале, детерминирующие феномен их «здорового образа жизн»и. Особое внимание уделяется выявлению ценностных ориентаций учащейся молодежи в сфере самосохранительного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Павлова В. И., Павлов Борис Сергеевич, Сарайкин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and healthy lifestyle in ordinary consciousness: the population in the Urals

In article some aspects of activity of various social groups of the population in the Urals determining their phenomenon “a healthy lifestyle are analyzed”. The special attention is paid to identification of valuable orientations of the studying youth in the sphere of a health-saving.

Текст научной работы на тему «Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании: населения на Урале»

УДК 316.653.364.26

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ: НАСЕЛЕНИЯ НА УРАЛЕ

В.И. Павлова, Б.С. Павлов, Д.А. Сарайкин

Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Россия

Аннотация. В статье анализируются некоторые аспекты жизнедеятельности различных социальных групп населения на Урале, детерминирующие феномен их «здорового образа жизн»и. Особое внимание уделяется выявлению ценностных ориентаций учащейся молодежи в сфере самосохранительного поведения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ЗОЖ, валеологическое самочувствие, общественное мнение, подросток, студент, Урал.

Одним из важнейших социологических понятий является «отношение к здоровью». Самосо-хранительное отношение и поведение» индивида вытекает из знания и принятия им основных социальных ценностей человека: индивидуального смысла жизни, направленного на самореализацию духовных и физических способностей и потенциальных возможностей в здоровье, любви, красоте, материальном благополучии, общении с людьми и т.п. Основой здесь выступает биологический инстинкт самосохранения человека, осознанный применительно к социально-культурным условиям существования Важную роль в процессе осознания и принятия в качестве цели самосохранительного поведения играют знания о природе, сущности человека, его здоровье и факторах, его сохраняющих... [1].

В отличие от этого, содержание саморазрушительного поведения индивида характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, оздоровительными рекомендациями валеологии, предписаниями медицины, санитарии и гигиены. Порой это своеобразная «гусарская» бравада, характерная юношескому возрасту и выражающаяся в преднамеренных поисках рискованных, опасных для жизни ситуаций.

Жизнедеятельность человека (социальной группы) в сфере физической культуры, здоровье-

сбережения в первую очередь, может быть раскрыта посредством анализа направленности деятельности индивида, содержание форм и средств реализации поставленных задач, в сфере сохранения и преобразования собственной телесной организации (схема I).

Направленность деятельности индивида в сфере сохранения и преобразования собственного здоровья и собственной телесной организации мы условно подразделили на четыре основные направления. Нетрудно видеть, что первые три из них связаны преимущественно с преобразовательной и самосохранительной деятельностью, в то время как четвертое — направлено на камуфляж и декорации валеологического неблагополучия личности. Оно включает многообразную деятельность человека, связанную с желанием придать своей внешности более привлекательный вид, за счет скрытия от взглядов окружающих пороков кожи, строения лица и т.д. Делу привлекательности служат и усилия индивидов по «дополнительному украшательству» своей телесной конструкции и внешнему виду различными атрибутами (косметика, бижутерия, маникюр, татуировка, силиконовые подкожные инъекции и др.). «Сквозной» и острой, на сегодняшний день, проблемой в реализации всех четырех направлений являются трансформация веса и конфигурации тела («борьба с весом», пластические операции и. т. д.).

----—

Направленность деятельности индивида в сфере сохранения и преобразования собственной телесной организации

I. Функционально-созидательная II. Функционально-оздоровительная, превентивная III. Функционально-компенсационная, коррекционная IV. Функционально-камуфляжная, декоративная

Физические упражнения и занятия Профилактика заболеваний Коррекция зрения Косметика, макияж, прическа

Физическая работа Коррекция слуха Бижутерии, нательные украшения

Гимнастика гигиеническая, лечебная Татуировка

Туризм Уход за кожным, волосяным покровом

Подвижные игры Уход за полостью рта, лечение зубов

Занятия спортом Облагораживание запаха

Лечение болезней Закаливание организма, одежда «Изменение» (как правило,»увеличение») роста

Коррекция веса, конфигурации тела, пластика лица и вторичных половых признаков

Реакреационный отдых Жестикуляции, мимика, речь (голос)

Питание Походка, осанка

Фитнес Коррекция инвалидности Уход за ногтями

Фитотерапия Контрацепция

Схема I. Физическая культура человека: структура, направленность, формы реализации

Остановимся на некоторых аспектах заявленной проблемы. В статье будут использованы результаты трех проведенных нами опросов:

— 2008 гг. — в 7-ми городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено пять категорий респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ — 900 чел.; б) учащиеся средних и старших классов сельских школ — 540 чел.; в) родители учащихся городских школ — 770 чел.; г) молодые рабочие (в возрасте до 25 лет) с 32 городских предприятий Свердловской и Челябинской областей — 570 чел.; д) специалисты властных структур, преподаватели школ — 220 чел. — «Урал-ЗОЖ-1»;

— 2009 г. — опрос 680 студентов технических и гуманитарных факультетов УГТУ-УПИ. Предмет исследования — уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре — «Урал-ЗОЖ-2»;

— 2015 г. — по квотной выборке опрошены 150 экспертов, представителей четырех основных социально-профессиональных групп, связанных

с организацией и управлением процесса образования и воспитания молодежи в регионе (гг. Екатеринбург, Челябинск). Экспертам предлагалось сделать краткосрочный прогноз (на период 2015— 2020 гг.) развития позитивных и негативных социально-поведенческих процессов в молодежной среде, в сфере семейной, детской и молодежной политики РФ — «Урал-ЗОЖ-3».

Стремление к здоровью и его основному способу достижения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) можно рассматривать с позиции человеческих потребностей, как общественных, так и личностных. ЗОЖ выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. ЗОЖ в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Павлова В.И., Павлов Б.С., Сарайкин Д.А. Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании.

А как в настоящее время представляет себе ЗОЖ представители различных социально-демографических групп уральского населения? На вопрос нашим респондентам («Урал-ЗОЖ-1») «Как

Вы считаете, каковы составляющие поведения человека, ведущего здоровый образ жизни? Отметьте не более 3—4 вариантов» нами были получены следующие ответы (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, каковы составляющие поведения человека, ведущего здоровый образ жизни? Отметьте не более 3—4 вариантов» (% от общего числа опрошенных по каждой группе)

ЗОЖ — предполагает: Группы

Учащиеся Родители Рабочие Эксперты

город село

Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, переедание) 84 80 85 81 81

Регулярные занятия спортом, физкультурой 63 63 54 43 61

Правильное питание 60 52 67 62 74

Наблюдение за состоянием своего здоровья 43 48 45 34 48

Разумное сочетание физической 36 30 44 32 57

и умственной нагрузок

Соблюдение режима дня 32 33 34 25 26

Поддержание гигиены тела 30 25 24 25 26

Затруднились ответить 2,5 3,0 0,9 0,9 —

Симптоматично, что подавляющее большинство респондентов из разных социальных групп (95—97%) знают и выделяют те или иные факторы поведения, соответствующие здоровому образу жизни. Выделяют, осознают... Но во многих случаях поступают, казалось бы, вопреки здравому смыслу... В первую очередь такая «несуразность обыденного сознания» характерна для молодежи... [2].

С точки зрения православия, — пишет протоиерей Серафим Слободской, — «Грех, или зло есть нарушение закона Божия. Грех — это «причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человече-

ского существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий — воздаянием. Греховные помыслы суть искушения» [3].

Ддя того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, в исследовании студентам одного из ведущих вузов Урала («Урал-ЗОЖ-2») задавался вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?». Вот какие мы получили ответы (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?» (% от общего числа опрошенных в группе; в числителе — массив в целом — 680 чел.; в знаменателе — студенты, причисляющие себя к православию — 330 чел.)

а) «тяжкий грех» б) «грех средней тяжести»

— убийство — 89/93 — употребление легких наркотиков — 50/63

— самоубийство — 80/84 — ложь в личных интересах — 43/51

— аборт — 72/78 — пьянство — 43/50

— проституция — 64/72 — употребление матерных слов — 25/36

— измена (жене/мужу) — 61/66 — развод в семье — 25/34

— гомосексуализм — 52/56 — курение — 25/33

в) практически «не грех»

— добрачные отношения для ДЕВУШКИ — 13/19 — добрачные отношения для ЮНОШИ — 9/13

— посещение стриптиз-бара — 13/20 — сокрытие доходов от налоговой инспекции — 12/14

Для заинтересованного и компетентного читателя приведенные в таблице данные, на наш взгляд, являют серьезный предмет для размышлений о состоянии не только духовной культуры и морали передового, наиболее образованного отряда российской молодежи — студенчества. Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений в различных социально-демографических группах весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% — «православные». Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом 66% мужчин-респондентов и 78% — женщин; «гомосексуализм» — соответственно 64/41%; «проституция» — 59/69%; «измена (жене/мужу)» — 57/65%; «пьянство» — 37/48% и т.д. [4; 5].

Согласимся, что эти и подобные им другие ценностные ориентации, реализуемые зачастую в поведенческую практику молодых людей (впрочем, не только молодых), во многом корреспондируются с такими социально-нравственными и этическими понятиями проявления жизнедеятельности личности, как «саморазрушительное», «антиобщественное», «асоциальное», «аморальное» и т. п. С грустью здесь можно припомнить известную поговорку «На Бога надейся, а сам — не плошай»...

Подведем некоторые итоги. Несмотря на то, что ценность здоровья в нормативных представлениях россиян (как у молодых, так и у взрослых) повысилась, она не стала фактором сознания, осталась во многом на уровне моды — реальное са-мосохранительное поведение не претерпело существенных изменений: по-прежнему много пьющих и курящих, нарушающих режим сна, отдыха и двигательной активности, не заботящихся о правильном питании и т.д. Очевидно, формирование моды на здоровье не должно подменять формирование культуры здоровья, и физической культуры личности прежде всего. Главным проводником культурных ценностей в период детства-юности помимо семьи являются учебные заведения, в которых основной формой функционирования физической культуры является неспецифическое физкультурное образование. Необходимо учитывать, что заставить директивами или прямым принуждением воспитывать в себе личную физическую культуру невозможно. Остается косвенно воздействовать

на человека, через его субъективные цели. Но субъективные цели формируются в русле общественных целей. Следовательно до тех пор, пока реальной (возможно даже вынужденной) целью развития общества не будет здоровый человек, надежды на массовость в индивидуальном здоровьеформи-ровании во многом иллюзорны [6].

По мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии.

В Послании Президента РФ ВВ. Путина Федеральному собранию Российской Федерации отмечается: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей — это, безусловно, проявление тоталитаризма. это для нас абсолютно неприемлемо. мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России» [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона. 2008. № 12. С. 109—122.

2. Павлов Б.С. Валеологическое самочувствие и воспитание тинейджеров в родительской семье на Урале // Социум и власть. 2015. № 2 (52). С. 22—30.

3. Слободской С. Закон божий. URL: http://azbyka.ru/ dictionary/08/zakon_bozhiy.

4. Павлов Б.С., Разикова Н.И., Подвысоцкий А.И. Верят ли в бога Уральские студенты // Дискуссия. 2012. № 8. С. 104—110.

Павлова В.И., Павлов Б.С., Сарайкин Д.А. Здоровье и здоровый образ жизни в обыденном сознании..,

5. Павлов Б.С., Павлова В.И., Камскова Ю., Сарайкин Д.А. Девиантная субкультура уральских подростков в ракурсе общественной безопасности в регионе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 214—229.

6. Pavlov B.S., Pavlovа V.I., Saraykin D.A. Physical culture and sports of youth on Ural in the mirror of sociolo-

gical analysis // International scientific conference: 3d the International Conference on Recent Trends in Science and Technology Management. London, 2015. P. 163—175.

7. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию. URL:: http://www.b-port.com/news/ item/93504.html.

HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE IN ORDINARY CONSCIOUSNESS: THE POPULATION IN THE URALS

V.I. Pavlova, B.S. Pavlov, D.A. Saraykin

Chelyabinsk state pedagogical University Chelyabinsk, Russia

Abstract. In article some aspects of activity of various social groups of the population in the Urals determining their phenomenon "a healthy lifestyle are analyzed". The special attention is paid to identification of valuable orientations of the studying youth in the sphere of a health-saving.

Key words: healthy lifestyle (HL), valeological health, public opinion, teenager, student, Ural.

REFERENCES

1. Pavlov B.S. Family and samosokhranitelny behavior of youth. Region Economy, 2008, no. 12, pp. 109—122. (In Russian)

2. Pavlov B. S. Valeological health and education of teenagers in a parental family in the Urals. Society and the power, 2015, no. 2 (52), pp. 22—30. (In Russian)

3. Slobodskoy S. Scripture. Available at: http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy. (In Russian)

4. Pavlov B.S., Razikova N.I., Podvysotsky A.I. Ve-ryat li v Boga Uralskie studenty. Discussion, 2012, no. 8, pp. 104—110.

5. Pavlov B.S., Pavlova V.I., Kamskova Yu., Saraykin D.A. Deviant subculture Ural adolescents from the perspective of public safety in the region. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no 3, pp. 214— 229. (In Russian)

6. Pavlov B.S., Pavlovа V.I., Saraykin D.A. Physical culture and sports of youth on Ural in the mirror of sociological analysis. International scientific conference: 3d the International Conference on Recent Trends in Science and Technology Management. London, 2015. P. 163—175.

7. Message of the Russian President V.V. Putin to Federal Assembly. Available at: http://www.b-port.com/ news/item/93504.html. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.