УДК 316: 334.22 (1)
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТИНЕЙДЖЕРОВ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА УРАЛЕ
Павлов Борис Сергеевич,
Институт экономики УрО РАН, ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы самосохранительного поведения и здорового образа жизни молодёжи на Урале. Анализируется роль родительской семьи в валеологическом и нравственном воспитании детей и подростков. Эмпирической базой для анализа заявленной проблемы и выводов для автора служат результаты ряда социологических опросов, проведенных им в 2007-2013 гг. в Институте экономики УрО РАН в различных городах и поселениях субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ.
Ключевые понятия: семья, здоровье, подросток, физическая культура, Урал,
валеологическое воспитание.
Процесс формирования рыночных отношений в РФ затронул практически все сферы жизнедеятельности россиян (в том числе - уральцев). Особая сфера жизнеобеспечения - здоровье населения, совмещающая в себе интересы индивида, социальной группы (прежде всего - семейной) и общества в целом. Переход к рыночным отношениям во многом изменил ценностные ориентации населения относительно охраны и реабилитации здорового образа жизни. В условиях т.н. социалистического общества здоровье граждан, здоровье нации рассматривалось (по крайней мере, в идеологии) как общественное достояние, которое можно (и должно) приносить в жертву общественным интересам, интересам государства. В условиях же перехода к рынку формируется отношение к здоровью преимущественно как к частной собственности индивида (семьи), с которой сам её владелец может обходиться «как ему заблагорассудится».
Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой общей активности. Здоровье социально и по своей сущности, и по форме детерминации различных сфер жизнедеятельности. Сложные антропогенные изменения экологической ситуации, продолжающееся вооружение человека новейшими средствами воздействия на природу и самого себя, отсутствие должной социальной базы здравоохранительного движения, целенаправленного создания условий, адекватных гуманистическому образу жизни, требуют глубокой мировоззренческой переориентации общества в отношении здоровья и, прежде всего, подрастающего поколения как важнейшей социальной ценности [1, 2].
Онтогенетическое развитие молодого человека следует рассматривать как органическую и неотъемлемую составляющую физического, психического и репродуктивного здоровья. Очевидность взаимосвязи здоровья с трудовым, оборонным и репродуктивным потенциалом (как индивида, так и общества в целом) не требует комментариев. Вместе с тем, состояние здоровья оказывает непосредственное воздействие и на интеллект, и на нравственное состояние, и на общественно-политическое поведение человека [3].
Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного и самосохраняющего поколения - проблема, которая требует к себе пристального внимания не только
родителей, но и специалистов в области социальной психологии, социологии молодежи, экологической и экономической демографии. Необходимо создать такие социально-педагогические технологии демографической политики, которые были бы способны формировать жизнеспособное и жизнестойкое поколение россиян [4].
Эмпирической базой для анализа заявленной проблемы послужили результаты двух социологических опросов, проведенных в 2008 и 2013 гг. социологами Института экономики УрО АН в различных городах и поселениях субъектов Уральского федерального округа, в частности:
- 2008 г. - в 7 городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено пять категорий респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ - 900 чел.; б) учащиеся средних и старших классов сельских школ -540 чел.; в) родители учащихся городских
школ - 770 чел.; г) в качестве экспертов -специалисты властных структур, тренеры, преподаватели физической культуры - 220 чел. - «Физ-ра-1».
- 2013 г. - по квотно-представитель-ным выборкам были опрошены: а) 300 подростков ряда школ города-ЗАТО «Лесной» (Свердловская область) и б) 510 подростков - г. Екатеринбурга. Основная цель исследования - анализ процессов социализации школьной молодёжи в родительских семьях, их здоровьесберегающего поведения, формирование жизненных ценностей, ориентаций и планов - «Физ-ра-2».
Остановимся на некоторых аспектах заявленной проблемы. Нашим юным респондентам в уральских городах и в сёлах («Физ-ра-1» и «Физ-ра-2») задавался вопрос: « Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» - нами были получены следующие ответы (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее предпочтительные жизненные ценности, к которым, по мнению молодых горожан и селян, может стремиться молодой человек (% от общего
числа опрошенных по каждой группе; в 2008 г. - опрос 900 городских и 570 сельских подростков: в 2013 г. - опрос 510 подростков г. Екатеринбурга и 300 подростков - ЗАТО «Лесной»)
Жизненные ценности, к которым следует стремиться Группы учащихся
«Физ-ра-1» «Физ-ра-2».
город село Екат-г Лесной
Хорошая семья и дети 87 88 н.д.* н.д.
Хорошие родители н.д. н.д. 57 62
Хорошее здоровье 68 70 72 78
Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 81 77
Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 н.д. н.д.
Возможность обучения в вузе н.д. н.д. 68 69
Возможность самому зарабатывать деньги н.д. н.д. 61 51
Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 52 47
Хорошие жилищные условия 42 46 40 49
Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 31 30
Содержательный, интересный досуг 27 20 47 44
Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 30 33
Чувство безопасности от насилия, воровства н.д. н.д. 29 29
Вера в Бога н.д. н.д. 21 13
* Вставка «н.д.» обозначает, что этот пункт вопроса не был включён в анкету соответствующего опроса.
Прежде всего, не может не удивлять практическая идентичность в распределении ответов у юных горожан и селян в опросе 2008 г. Разница по различным позициям в пределах статистической погрешности. Подобную схожесть в ценностных ориентациях мы связываем, по преимуществу, с воздействием на молодёжь единого информационно-идеологического поля в городе и селе, создаваемого Интернетом, телевидением, радио и другими СМИ. Пятилетний лаг, прошедший между двумя опросами (2008-2013 гг.), практически не изменил структуру ценностных ориентаций учащихся в сфере материального благосостояния, но несколько повысил претензии и ожидания молодых горожан в сфере духовной жизни («друзья», «<досуг», «(польза людям», «доброе имя»)[5].
Другие наши опросы показывают, родители особо выделяют фактор «здоровья своих детей» среди остальных слагаемых своего благополучия. Однако более глубокий социологический анализ обнаружил: для граждан собственное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т.е. в качестве инструментальной ценности. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье учащихся важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в школе.
На вопрос анкеты «Как ты думаешь, от кого (чего) зависит твоё здоровье?» ответы 510 екатеринбургских школьников («Физ-ра-2») распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных
- 510 чел.):
- от того, насколько я берегу своё здоровье - 79;
- от климата, экологии там, где я живу
- 35;
- от того, какие гены мне «достались» от родителей - 26;
- от врачей, лечения - 19;
- моё здоровье хранит Бог - 18.
Для интерпретации полученных данных правомерно применить известную народную пословицу «На Бога надейся, а сам -не плошай!». Действительно, по мнению подавляющего большинства уральских подростков, состояние их здоровья лишь в сравнительно незначительной степени зависит от фактора экологического неблагополучия (35%), биологической наследственности (26 %), ещё меньше от «усилий» врачей (19 %) и молитв Богу (18 %). Вместе с тем, само осознание первоистоков само-
сбережения здоровья, «автоматически» не переходит в реальное самосберегательное поведение молодых людей.
Проблема самосохранителъного поведения заключена в несоответствии, порой резко вы/раженном противоречии между сознанием и поведением. Если бы не существовало этого противоречия, то не было бы особой проблемы и практических трудностей. Самосохранительное сознание и поведение индивида детерминировано следующим:
во-первых, это знания о человеке, его природе, сущности, физиологических и психологических процессах, полное (более-менее) представление о здоровье;
во-вторых, это самопознание, самоанализ собственного состояния здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом, особенностями конституции, особенности темперамента и т.п., которые завершились осмысленным выводом, желанием самосо-хранительного поведения;
в-третьих, включение силы воли, обостренного желания реализовать свое сознание в повседневное самосохранительное поведение.
«Чего тыI боишься больше всего в своей жизни?» - на этот вопрос мы попросили ответить 510 уральских тинейджеров -(«Физ-ра-2»). Вот какие были получены нами ответы (% от общего числа опрошенных - 510 чел.):
I. Потеря родителей, близких:
- боязнь потерять родителей - 86;
- боязнь болезни, травмы родителей - 67;
- боязнь потерять друзей- 43.
II. Насилие, бедствие, потеря свободы:
- боязнь подвергнуться физическому насилию, быть изувеченным, избитым - 4б;
- боязнь попасть в тюрьму, колонию - 39;
- боязнь быть незаслуженно обвиненным в преступлении - 38;
- боязнь оказаться заложником в результате теракта - 33;
- боязнь быть ограбленным, обворованным в доме, квартире, саду - 30;
- боязнь пострадать от пожара -9.
III. Собственное здоровье:
- боязнь привыкнуть к наркотикам - 31;
- боязнь привыкнуть к курению - 27;
- боязнь болезни, травмы своей - 23;
- боязнь привыкнуть к алкоголю - 23;
- боязнь отравиться продуктами питания - 19;
- боязнь быть покусанным собакой - 18;
- боязнь отравиться воздухом - 7;
- боязнь отравиться водой - 6.
IV. «Превратности судьбы»:
- боязнь не поступить в вуз, колледж после школы - 25;
- боязнь быть наказанным богом за грехи - 24;
- боязнь потерять жилье, стать бомжом - 18;
- боязнь привыкнуть к азартным играм - 15.
Как показывают наши исследования, большинство уральцев (около 90%) «скептически» относятся к самосохраняющему поведению и игнорируют активную здо-ровьесберегающую жизненную позицию. Более того, они ориентированы на пассивно-рентное отношение к своему здоровью и связывают свои надежды на улучшение качества своего здоровья не с личными усилиями, а с внешними обстоятельствами, не зависящими от них самих. Подтверждение этого - полученные нами данные, связанные с отношением молодых людей (собственно и их родителей) к своему повседневному образу жизни.
Образ жизни - одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Здо-
жизни подразумевает такое поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию и направлено на сохранение и укрепление здоровья, оно основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Категория «здоровый образ жизни» включает в себя оценку условий жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизнедеятельности.
Образ жизни определяется не только наличием или отсутствием вредных привычек, но и, главным образом, уровнем общественного производства, благосостояния (доход на душу населения, оценка жилья, транспорта и др.), а также уровнем культуры, образования, медицинской активности населения и т.д. А как себе представляют феномен «здоровый образ жизни» (аббревиатура - ЗОЖ) жители Урала, в том числе, тинейджеры? На вопрос нашим респондентам («Физ-ра-1») «Как Вы считаете, каковы составляющие поведения человека, ведущего здоровый образ жизни?» нами были получены следующие ответы - табл. 2.
Симптоматично, что подавляющее большинство респондентов из разных со-
Таблица 2
Составляющие ЗОЖ (здорового образа жизни) в представлении различных групп уральского населения (% от общего числа опрошенных по каждой группе)
ЗОЖ предполагает Группы
Учащиеся Родители Эксперты
города села
Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, переедание) 84 80 85 81
Регулярные занятия спортом, физкультурой 63 63 54 61
Правильное питание 60 52 67 74
Наблюдение за состоянием своего здоровья 43 48 45 48
Разумное сочетание физической и умственной нагрузок 36 30 44 57
Соблюдение режима дня 32 33 34 26
Поддержание гигиены тела 30 25 24 26
ровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ
циальных групп (97-99 %) знают и выделяют те или иные факторы поведения, соответствующие здоровому образу жиз-
ни. В число наиболее существенных детерминант ЗОЖ, набравших по 60-80% голосов, респондентами были включены: «отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, переедание» (80-85 %), «регулярные занятия спортом, физкультурой» (43-63 %), «Правильное питание» (52-74 %) [6, 7].
Стремление к здоровью и его основному способу достижения - здоровому образу жизни (ЗОЖ) можно рассматривать с позиции человеческих потребностей. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических (валеологиче-ских) правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Здоровье как цель и здоровьесберегающая деятельность зачастую не сопрягаются в повседневной жизнедеятельности индивида. Важно учитывать когнитивное дробление здоровья на его многочисленные составляющие: физическое, соматическое, психическое, духовное, нравственное, социальное. Мотивом двигательной деятельности для формирования физической культуры в целом является, например, повышение внешней привлекательности, уверенности
в себе, поддержка данной деятельности со стороны общества.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равновесие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту и пр. Нашим юным респондентам в двух уральских городах («Физ-ра-2») задавался вопрос: «Что в настоящее время ты делаешь регулярно для своего здоровья и физического развития? Количество ответов не ограничивается». Полученные нами ответы помещены в табл. 3.
Приведенные в таблице цифры дают богатую пищу компетентному и заинтересованному читателю для размышлений и соответствующих выводов. В первую очередь они позволяют оценить (хотя бы
Таблица 3
Виды и формы участия молодых уральцев спортивно-оздоровительной деятельности (% от общего числа опрошенных по каждой из четырёх групп подростков; в графе «5-6 кл.» - в числителе учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной; в графе «10-11 кл.» - аналогично)
Виды спортивно-оздоровительной деятельности Группы
5-6 кл. 10-11 кл.
Сам, индивидуально занимаюсь:
- в спортивной секции 21 / 54 19 / 34
- делаю физзарядку 13 / 24 20 / 31
- катаюсь на лыжах 17 / 56 18 / 37
- катаюсь на коньках 27 / 60 26 / 43
- катаюсь на мотоцикле, велосипеде 22 / 46 20 / 25
- бегом 14 / 33 12 / 27
- плаванием 9 / 24 9 / 11
- гирями, гантелями 6 / 12 12 / 21
- катаюсь на сноуборде 6 / 12 8 / 5
- хожу в тренажёрный зал 6 / 11 16 / 27
- играю в шахматы 9 / 9 6 / 12
Участвую в школьных соревнованиях 10 / 35 13 / 26
Хожу в турпоходы 7 / 29 8 / 20
В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий 5 / 2 11 / 5
приблизительно) количественные и качественные индикаторы развития спортивных занятий в различных социально-демографических группах детей и подростков, соотношение традиционных, спонтанных (в семье, во дворе, в компании сверстников) и общественно организованных (школа, городские учреждения культуры и спорта) форм занятий населения физической культурой и спортом. Взять хотя бы «спады и подъёмы» показателей физической активности детей в различных видах занятий по мере их взросления (сравнение учащихся 5-6и 10-11 классов). Не может, на первый взгляд, не вызывать удивления «отставание» города-миллионника, каким является Екатеринбург, перед малым областным городом (ЗАТО «Лесной») в организации сбережения здоровья и развития физической культуры молодёжи [8].
Предваряя возможные сомнения в представительности данных таблицы по двум уральским городам, со ссылкой на влияние выборки, особенностей конкретных городов, существенно деформировавшим показатели физической активности молодых людей, приведём некоторые сравнительные данные по двум нашим опросам - табл. 4:
Интерпретируя эти сравнительные данные, нужно учитывать, во-первых, временной лаг между этими двумя опросами (более 5-ти лет) и, во-вторых, фактор «средневзве-шенности» показателей опросов по городам и районам трёх уральских областей (7 городов и 14 сельских поселений) [9, 10].
А теперь попытаемся сделать главный вывод. Формируя общественное сознание россиян, организаторы физкультурного и спортивного движения (как на региональном, так и федеральном уровнях) «всеми
силами» стремятся завысить показатели приобщённости населения к различным видам спортивной и оздоровительной деятельности, «зафиксировать тенденцию роста показателей за последний период». Как правило, этот «период роста» совпадает с периодом функциональной деятельности авторов или инициаторов информационного сообщения. Нередко эти «дутые» цифры, «успокаивая общественность», прикрывают серьёзные упущения в работе соответствующих служб, ведомств, учреждений, конкретных акторов рынков оздоровительно-спортивных услуг.
Взять хотя бы организацию и проведение школьных соревнований. В настоящее время они превращаются (особенно в крупных городах) в некие «показушно-отчётные действа». По нашим данным, в таких мероприятиях участвует лишь каждый шестой-седьмой старшеклассник..Если же заглянуть в ежегодные отчёты школ, то эта цифра, как правило, «распухает» в несколько раз по мере «отчётного перемещения» по цепочке: школа-район-город-регион-министерство [11].
На вопрос нашим респондентам «Кто, на Ваш взгляд, в наибольшей мере влияет, как правило, на формирование у детей,
подростков серьезного отношения к своему здоровью, к занятиям физкультурой и спортом? В частности, кто повлиял на Вас лично (Ваших сына, дочь)?» («Физ-ра-1») нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в числителе - подростки города, в знаменателе - села:
а) семейное окружение:
- мать - 61/64;
- отец - 56/53;
- бабушка, дедушка - 22/14;
Таблица 4
Виды и формы занятий физической культурой молодых уральцев на различных селитебных территориях (% от общего числа опрошенных по каждой группе)
Группы
«Физ-ра-1» «Физ-ра-2»
город село Ек-г Лесной
Участвуют в школьных соревнованиях 13 18 13 26
Участвуют в спортивной секции 24 31 19 34
Катаются на лыжах 11 7 18 37
Катаются на коньках 15 10 26 43
Катаются на мотоцикле, велосипеде 15 16 20 25
В настоящее время спортом не занимаются, нет времени и условий 8 9 11 5
- брат, сестра - 13/18;
- другие родственники - 5/6.
б) внесемейное окружение:
- сверстники, друзья - 30/21;
- школа, учителя - 23/25;
- кино, телевидение, радио - 15/11;
- книги, газеты, журналы - 10/7;
- дворовая общественность, соседи - 3/2.
Доминирование родительской семьи в формировании ценностных ориентаций в целом и, частности, в сфере приобщения молодых людей к физической культуре очевидно. «Какими видами деятельности из перечисленных ниже ты регулярно занимался с родителями в детстве?» - на этот вопрос ответы подростков распределились так (% от общего числа опрошенных - 510 чел.):
а) занятия вне города:
- ездили на озёра, на море отдыхать - 72;
- ездили на озёра, на море охотиться, рыбачить - 33;
- собирали в лесу грибы, ягоды - 63;
- регулярно ходили в лес, «на природу» - 44;
- собирали в лесу лекарственные травы - 6;
б) занятия в городе:
- регулярно играли в футбол, хоккей - 24;
- играли в бадминтон, волейбол, баскетбол - 42;
- регулярно делали физзарядку - 15;
- бегали кроссы - 15;
- катались на велосипеде, скейтборде - 60;
- катались на мотоцикле, машине - 27.
«Интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигаются ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими [12].
Проблема «внедрения» в сознание детей нравственно-этических различий дилеммы («плохо-хорошо») была и остаётся извечной и непреложной задачей родителей (воспитателей, взрослых), основным духовным «инструментом» социализации личности. «О чем, из предложенного перечня тем, у тебя бывали беседы с мамой, папой?» - на этот вопрос (по нашей просьбе - «Физ-ра-2») отвечали 13-16-тилетние тинейджеры из двух уральских городов. Вот какие ответы мы получили - табл. 5.
Содержание бесед, разговоров Группы
юноши девушки
О необходимости ежедневно чистить зубы и делать физзарядку 19 / 33 15 / 35
О вреде переедания и режиме правильного питания 14 / 21 18 / 39
О вреде пристрастия к курению (табака) 19 / 46 24 / 43
О вреде пристрастия к алкоголю 16 / 42 20 / 35
О вреде пристрастия к наркотикам 15 / 36 18 / 30
О необходимости постоянного наблюдения у врача 5 / 11 7 / 19
О вреде пристрастия к азартным играм 13 / 32 9 / 20
О культуре взаимоотношений между юношами и девушками 11 / 31 20 / 40
Таблица 5
Проблематика нравственно-этических бесед родителей с детьми-подростками на Урале (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в графе «юноши» -в числителе учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной; в графе «девушки» - аналогично)
Условно весь спектр бесед можно подразделить на две группы. Первая из них касается физического здоровья подростков, вторая - соответственно - нравственно-этического. Исходя из основной проблемы этой статьи, нас больше интересует первый аспект - затрагивающий интересы физического здоровья подростков. Приведённые данные, при всех допустимых погрешностях при их получении, не могут не наводить на серьёзные размышления [13].
Взять хотя бы такие педагогические устремления родителей, как попытка убедить своего сына или дочь в том, что их здоровью вредит переедание и несоблюдение режима правильного питания. Среди екатеринбургских юношей беседы на эту тему зафиксировали 14 % опрошенных школьников, в Лесном - соответственно - 21% (среди девушек эти показатели составили 18 и 39 %). Помимо того, что эти цифры можно считать показателями актуализации проблемы переедания подростков в уральских семьях, они одновременно могут свидетельствовать, в какой-то мере, и о неэффективности подобных педагогических устремлений родителей [14]. Вспомним басенную ситуацию, в которой повар увещевает кота, поедающего курчонка... и который, в свою очередь, «..слушает, да ест...». Аналогичная «неутихающая ежедневная борьба» значительной части родителей с подростками происходит по поводу «чистки зубов», «утренней физзарядки», «мытья рук перед едой». Тут уж не до мытья посуды и уборки кровати.
* * *
Подведём некоторые итоги. Главным проводником культурных ценностей в период детства-юности помимо семьи являются учебные заведения, в которых основной формой функционирования физической культуры является неспецифическое физкультурное образование. Необходимо учитывать, что заставить директивами или прямым принуждением воспитывать в себе личную физическую культуру невозможно. Остаётся косвенно воздействовать на человека через его субъективные цели. Но субъективные цели формируются в русле общественных целей. Следовательно, до тех пор, пока реальной (возможно даже вынужденной) целью развития общества не будет здоровый человек, надежды на массовость в индивидуальном здоровье-формировании во многом иллюзорны.
1. Семенова Е.Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития: автореф. дис. ... к. социол. н. Екатеринбург, 2004.
2. Павлов Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-экономического анализа (на примере Урала) / Институт экономики УрО РАН, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. 575 с.
3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО ACT Фонд «Университетская книга», 1996.
4. Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона, 2008. N 12. С. 109-122.
5. Павлов Б.С., Бондарева Л.Н. О проблемах воспроизводства сельского населения на Урале // Аграрный вестник Урала, 2013. N 12. С. 90-94.
6. Павлов Б.С. Здоровье и здоровый образ жизни: как их воспринимает население на Урале // Экономика региона. 2010. N 2. С. 71-80.
7. Кабаян О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции учебных дисциплин о человеке: автореф. дис.... к. пед. н. Майкоп, 2001. 19 с.
8. Верховцев К.Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения: автореф. дис.... к. пед. н. Тюмень, 2001. 17 с.
9. Какорина Е.П. Отношение населения к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalbook. ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2011 (дата обращения: 23.10.2013).
10. Костина Н.Б., Павлов Б.С. Услуги в большом городе как стимул к деятельности и фактор интеграции / Вестник ВЭГУ, 2014. N 1(69). С. 52-63.
11. Паначев В.Д. Социологический анализ спорта в системе физической культуры общества. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007. 242 с.
12. Павлов Б.С. Потребление и потребительство молодежи в «интерьере» бедности родительских семей (на примере Урала) // ЭКО. 2013. N 7. С. 128138.
13. Павлов Б.С., Разикова Н.И. «Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение // Дискуссия, 2012. N 10. С. 110-119.
14. Спок Б. Разговор с матерью. М.: Политиздат,
1990.
References
1. Semenova Ye.L. (2004) Formirovaniye kul'tury zdorov'ya podrastayushchego pokoleniya: problemy stanovleniya i razvitiya: avtoref. dis. ... k. sotsiol. n. [Formation of healthcare culture of growing generation: problems of formation and development], Yekaterinburg.
2. Pavlov B.S. (2014) Vosproizvodstvo chelove-cheskogo potentsiala v regione: teoreticheskiye i metodicheskiye aspekty sotsial'no-ekonomicheskogo analiza (na primere Urala) [Reproduction of human resources in a region: theoretic and methodological
aspects of social and economic analysis (at the example of the Urals)] / Institut ekonomiki UrO RAN, Ural'skiy federal'nyy universitet imeni Pervogo Prezidenta Rossii B.N. Yel'tsina. Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 575 [in Rus].
3. Erikson E. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. SPb.: LENATO ACT Fond «Universitetskaya kniga» [in Rus].
4. Pavlov B.S. (2008) Sem'ya i samosokhranitel'noye povedeniye molodezhi [Family and self-safety behavior of youth] // Ekonomika regiona. N 12. 109-122 [in Rus].
5. Pavlov B.S., Bondareva L.N. (2013) O problemakh vosproizvodstva sel'skogo naseleniya na Urale [About the problems of reproduction of agrarian population in the Urals] // Agrarnyy vestnik Urala, N 12, 90-94 [in Rus].
6. Pavlov B.S. (2010) Zdorov'ye i zdorovyy obraz zhizni: kak ikh vosprinimayet naseleniye na Urale [Health and Healthy lifestyle: the way the Urals' population perceives them] // Ekonomika regiona. N 2, 71-80 [in Rus].
7. Kabayan O.S. (2001) Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni kak komponenta fizicheskoy kul'tury shkol'nikov na osnove integratsii uchebnykh distsiplin o
cheloveke: avtoref. dis____k. ped. n. [Formation of healthy
lifestyle as the component of physical culture of school students on the basis of integration of educational disciplines about human: dissertation thesis], Maykop, 19 [in Rus].
8. Verkhovtsev K.N. (2001) Struktura fizkul'turno-sportivnykh potrebnostey razlichnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp gorodskogo naseleniya: avtoref. dis.... k. ped. n. [Structure of needs in physical training and sports of different social and demographic groups of civil society: dissertation thesis], Tyumen, 17 [in Rus].
9. Kakorina E.P. (2013) Otnosheniye naseleniya k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom [Population attitude to physical training and sport]. Available at: http://www.federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/ Tom%2011 (accessed: 23.10.2013) [in Rus].
10. Kostina N.B., Pavlov B.S. (2014) Uslugi v bol'shom gorode kak stimul k deyatel'nosti i faktor integratsii [Services in Large City as the Stimulus to Activities and the Factor of Integration] / Vestnik VEGU, N 1(69), 52-63 [in Rus].
11. Panachev V.D. (2007) Sotsiologicheskiy analiz sporta v sisteme fizicheskoy kul'tury obshchestva [Sociological analysis of sport and physical training in society]. Perm': Izd-vo PGTU, 242 [in Rus].
12. Pavlov B.S. (2013) Potrebleniye i potrebitel'stvo molodezhi v «inter'yere» bednosti roditel'skikh semey (na primere Urala) [Consumption and consumerism of youth in "the interior" of poverty of parental families (at the example of the Urals)] // EKO, N 7, 128-138 [in Rus].
13. Pavlov B.S., Razikova N.I. «Ottsy i deti» v gorodskoy sem'ye: obshcheniye ili otchuzhdeniye ["Fathers and children" in urban family: communication or alienation] // Diskussiya. 2012. N 10. S. 110-119 [in Rus].
14. Spok B. Razgovor s mater'yu [Talk to mother]. M.: Politizdat, 1990 [in Rus].
UDC 316: 334.22 (1)
VALEOLOGICAL STATE AND EDUCATION OF TEENAGERS AT THE PARENTAL FAMILY IN THE URALS
Pavlov Boris Sergeevich,
Institute of Economics of Ural Branch
of Russian Academy of Sciences, Leading Researcher, Doctor of Philosophy, Professor, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The article devoted to the topical problems of self-preservation behavior and healthy lifestyle of young people in the Urals. The role of parental family in valeological and moral education of children and adolescents is analyzing. Empirical base for the analysis and conclusions stated problem for the author are the results of a series of polls conducted them in the years 2007-2013. At the Institute of Economics of UB RAS in various cities and towns of the RF subjects included in the Urals Federal District.
Key concepts: family, health, teenager, physical culture, the Urals,
valeological education.