Научная статья на тему 'Физическая культура подростков на Урале'

Физическая культура подростков на Урале Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / здоровье / подросток / физическая культура / валеологическое воспитание / family / health / teenager / physical culture / valeological education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Павлов Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура подростков на Урале»

Павлов Б.С.

д.филос.н., в.н.с. Института экономики УрО РАН

[email protected]

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ НА УРАЛЕ

Ключевые слова: семья, здоровье, подросток, физическая культура, валеологическое воспитание.

Keywords: family, health, teenager, physical culture, valeological education.

В силу уникальности своего социально-биологического происхождения и существования отдельный индивид (человек, как представитель биологического мира) в отрыве от сообщества себе подобных не может ни поддерживать свое существование, ни тем более завершить жизненный цикл своего развития и воспроизвести потомство. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существование. При этом люди еще не научились в полную меру использовать возможности, которые заложены в биологии человека, для развития его интеллекта, способностей и склонностей1.

Одним из направлений преобразовательной деятельности человеческого сообщества является преобразованием самого человека, взятого и в его физическом, и в его духовном бытии (такова, например, деятельность врача или педагога). Принципиальное родство этого рода преобразовательной деятельности и труда отмечали классики социально-экономической мысли, называя «одной стороной» производственной деятельности «обработку природы людьми», а другой ее стороной - «обработку людей людьми»2.

Одной из основных составляющих предмета нашего исследования - «физическая культура», является понятие «культура». Феномен «культуры» несмотря на исторически длительный исследовательский интерес представителей различных наук, не имеет однозначной трактовки. Чаще всего, ее рассматривают как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Последний реализуется в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Как правило, в понятие культуры включают как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Понятие культура используется в качестве характеристики особенностей и своеобразия поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни, социальной группы или всего общества в целом.

В настоящее время феномен физической культуры (далее - «ФК») может выступать и, соответственно, рассматриваться в двух ипостасях: а) ФК - как часть общей культуры и б) ФК - как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры. Нередко, под понятием «ФК» подразумеваются занятия физическими упражнениями (физическая зарядка, уроки физкультуры и т.п.). Между тем, по нашему твёрдому убеждению, феномен «физической культуры человека» это неизмеримо более широкий спектр его жизнедеятельности, чем регулярные занятия утренней зарядкой, посещение уроков физкультуры и участие в школьных спортивных мероприятиях. В рамках ФК можно выделить три её основные составляющие: культуру движения, культуру физического здоровья и культуру тела. И ещё одно важное замечание. Феномен ФК позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, то есть производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования.

Повышенный интерес к познанию феномена «ФК» определяется различными обстоятельствами. Прежде всего, к ним следует отнести: необходимость преобразования окружающей среды, совершенствования социальных институтов, повышения производительной силы сообщества, формирования здорового образа жизни, оптимизацию процесса социализации молодых поколений и др. Вполне объяснимым поэтому становится стремление исследователей выявить потенциал общей культуры в сфере физической культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации.

1 Павлов Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-экономические аспекты социально-экономического анализа (на примере Урала) / Институт экономики УрО РАН, УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2014. - 575 с.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3. - С. 35.

По нашему мнению, феномен физической культуры можно представить, как «обусловленный общественными отношениями способ и меру реализации социобиологических сущностных сил и творческих способностей, как отдельных индивидов, так и социальных групп во всех сторонах их жизнедеятельности»1.

Жизнедеятельность человека (социальной группы) в сфере физической культуры, в первую очередь, может быть раскрыта посредством анализа направленности деятельности индивида, содержание форм и средств реализации поставленных задач, в сфере сохранения и преобразования собственной телесной организации (схема I).

Схема I.

Физическая культура человека: структура, направленность, формы реализации

Направленность деятельности индивида в сфере сохранения и преобразования собственной телесной организации

I. Функционально-созидательная II. Функционально-оздоровительная, превентивная III. Функционально-компенсационная, коррекционная IV. Функционально-камуфляжная, декоративная

физические упражнения и занятия профилактика заболеваний коррекция зрения косметика, макияж, причёска

физическая работа коррекция слуха бижутерии, Нательные украшения

гимнастика гигиеническая, лечебная татуировка

туризм уход за кожным, волосяным покровом

подвижные игры уход за полостью рта, лечение зубов

занятия спортом облагораживание запаха

лечение болезней Закаливание организма, одежда «изменение» (как правило, «увеличение») роста

- коррекция веса, конфигурации тела, пластика лица и вторичных половых признаков

рекреационный отдых жестикуляции, мимика, речь (голос)

питание походка, осанка

фитнес коррекция инвалидности уход за ногтями

фитотерапия контрацепция

Считаем необходимым дать соответствующий комментарий к представленной нами, схеме. Направленность деятельности индивида в сфере сохранения и преобразования собственной телесной организации мы условно подразделили на четыре основные направления. Кратко охарактеризуем каждое из них.

I. Функционально-созидательное. Деятельность индивида здесь связана, с развитием физических сил, укреплением своего здоровья. Основными достижительными видами деятельности выступают: регулярные физические занятия, физический труд, туризм, подвижные игры. Сюда же включен вид деятельности, связанный с заболеваниями, наносящими, естественно, ущерб здоровому состоянию организма, ухудшению самочувствия. Проблематичным во многом, например, является отнесение феномена спорта к разряду «созидательных». Не секрет, что занятия профессиональным спортом для многих оборачивается не «созидательным», а «разрушительным» фактором их здоровья (травмы, профессиональные болезни, сокращение срока жизни).

II. Функционально-оздоровительное. Здесь основная задача индивида - предупредить возможное развитие той или иной болезни, недуга. В первую очередь, это относится к мероприятиям прямой профилактики (прививки, техника безопасности и др.). Решению этой задачи способствуют и такие профилактические меры, как умеренная физическая работа, утренняя гимнастика, закаливание и др. Такие факторы жизнедеятельности человека, как питание, рекреационный отдых мы считаем правомочным отнести к группе как «созидательных», так и «оздоровительных».

III Функционально-компенсационное. К нему мы относим деятельность индивида по восстановлению тех или иных физических недостатков, пороков (зрения, слуха, двигательной системы, отсутствие зубов и т.д.).

IV. Функционально-камуфляжное (декоративное). Это многообразная деятельность человека, связанная с желанием придать своей внешности более привлекательный вид, за счёт скрытия от взглядов окружающих пороков кожи, строения лица и т.д. Делу привлекательности служат и усилия индивидов по «дополнительному украшательству» своей телесной конструкции и внешнему виду различными атрибутами (косметика, бижутерия, маникюр, татуировка, силиконовые подкожные инъекции и др.). «Сквозной» и острой, на сегодняшний день, проблемой в реализации всех четырёх направлений являются трансформация веса и конфигурации тела («борьба с весом», пластические операции и т.д.).

Процесс формирования рыночных отношений в РФ затронул практически все сферы жизнедеятельности россиян (в том числе - уральцев). Особая сфера жизнеобеспечения - здоровье населения, совмещающая в себе интересы индивида, социальной группы (прежде всего - семейной) и общества в целом. Переход к рыночным отношениям во многом изменил ценностные ориентации населения относительно охраны и реабилитации здорового образа жизни. В условиях т.н. социалистического общества здоровье граждан, здоровье нации рассматривалось (по крайней мере, в

1 Павлов Б.С., Паначев В.Д. Физическая культура -Наука. Общество. Человек. 2012. - № 4. - С. 42-52.

это не только физкультура // Вестник Уральского отделения РАН.

идеологии) как общественное достояние, которое можно (и должно) приносить в жертву общественным интересам, интересам государства. В условиях же перехода к рынку формируется отношение к здоровью, преимущественно, как к частной (личной) собственности индивида (семьи), с которой сам её владелец может обходиться «как ему заблагорассудится».

Постановка цели и задач воспитания жизнеспособного и самосохраняющего поколения - проблема, которая требует к себе пристального внимания не только родителей, но и специалистов в области социальной психологии, социологии молодежи, экологической и экономической демографии. Необходимо создать такие социально-педагогические технологии демографической политики, которые были бы способны формировать жизнеспособное и жизнестойкое поколение россиян.

Эмпирической базой для анализа заявленной проблемы послужили результаты трёх социологических опросов, проведенных нами в 2008-2014 гг. в Институте экономики УрО РАН в различных городах и поселениях субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, в частности:

- 2008 г. - в 7-ми городах и 14 сельских поселениях Пермской, Свердловской и Челябинской областей по авторским анкетам опрошено пять категорий респондентов: а) учащиеся средних и старших классов городских школ -900 чел.; б) учащиеся средних и старших классов сельских школ - 540 чел.; в) родители учащихся городских школ -770 чел.; г) в качестве экспертов - специалисты властных структур, тренеры, преподаватели физической культуры -220 чел. - «Урал-ФК-1».

- 2009 г. - опрос 680 студентов технических и гуманитарных факультетов УГТУ-УПИ. Предмет исследования - уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре - «Урал-ФК-2».

- 2014 г. - по квотно-представительным выборкам были опрошены а) 300 подростков ряда школ города-ЗАТО «Лесной» (Свердловская область) и б) 510 подростков - г. Екатеринбурга. Основная цель исследования - анализ процессов социализации школьной молодёжи в родительских семьях, их здоровьесберегающего поведения, формирование жизненных ценностей, ориентаций и жизненных планов - «Урал-ФК-3».

Остановимся на некоторых аспектах заявленной проблемы. Нашим юным респондентам в уральских городах и в сёлах» («Урал-1» и «Урал-3») задавался вопрос: «Ниже перечислены некоторые жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять «самых-самых» важных для Вас» - нами были получены следующие ответы - (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее предпочтительные жизненные ценности, к которым, по мнению молодых горожан и селян, может стремиться молодой человек (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в 2008 г.

Жизненные ценности, к которым следует стремиться Группы учащихся

«Урал-1» «Урал-3».

город село Екат-г Лесной

Хорошая семья и дети 87 88 1 н.д. н.д.

Хорошие родители н.д. н.д. 57 62

Хорошее здоровье 68 70 72 78

Хорошие товарищи, верные друзья 66 54 81 77

Любимая работа, успешная деловая карьера 68 67 н.д. н.д.

Возможность обучения в ВУЗе н.д. н.д. 68 69

Возможность самому зарабатывать деньги н.д. н.д. 61 51

Материальное благополучие, экономическая независимость, самостоятельность 58 46 52 47

Хорошие жилищные условия 42 46 40 49

Сознание того, что приносишь пользу людям 23 25 31 30

Содержательный, интересный досуг 27 20 47 44

Порядочность, совестливость, доброе имя 23 23 30 33

Чувство безопасности от насилия, воровства н.д. н.д. 29 29

Вера в Бога н.д. н.д. 21 13

- опрос 900 городских и 570 сельских подростков: в 2013 г.

- опрос 510 подростков г. Екатеринбурга и 300 подростков - ЗАТО «Лесной»):

Прежде всего, не может не удивлять практическая идентичность в распределении ответов у юных горожан и селян («Урал-ФК-1»). Разница по различным позициям в пределах статистической погрешности. Подобную схожесть в ценностных ориентациях мы связываем, по преимуществу, с воздействием на молодёжь единого в городе и селе информационно-идеологического поля, создаваемого Интернетом, телевидением, радио и другими СМИ. Пятилетний лаг, прошедший между двумя опросами («Урал-ФК-1» - «Урал-ФК-3»), практически не изменил структуру ценностных ориентаций учащихся в сфере материального благосостояния, но несколько повысил претензии и ожидания молодых горожан в сфере духовной жизни («друзья», «досуг», «польза людям», «доброе имя»)2.

«Как мы понимаем наше общество, - спрашивает немецкий социолог Н. Луман ...если превращаем понятие риска - бывшего когда-то актуальным лишь для некоторых групп, подвергавших себя особой опасности, - в универ-

1 Вставка «н.д.» обозначает, что этот пункт вопроса не был включён в анкету соответствующего опроса.

2 Павлов Б.С., Бондарева Л.Н. О проблемах воспроизводства сельского населения на Урале // Аграрный вестник Урала. 2013. - № 12. - С. 90-94.

сальную проблему, неизбежную и неподдающуюся решению? Что теперь становится необходимым? Как общество при нормальном ходе выполнения своих операций справляется с будущим, в котором не вырисовывается ничего определенного, а только более или менее вероятное или невероятное?»1. Характерной чертой постсовременного общества, по Луману, является не столько потребность создания условий стабильного существования, сколько интерес к крайним, даже невероятным альтернативам, которые разрушают условия для общественного консенсуса и подрывают основы коммуникации.

Обратимся к результатам нашего опроса «Урал-ФК-3». «Чего ты боишься больше всего в своей жизни?» - на этот вопрос мы попросили ответить 510 уральских тинейджеров. Вот какие были получены нами ответы (% от общего числа опрошенных - 510 чел.):

I. Потеря родителей, близких:

- боязнь потерять родителей - 86

- боязнь болезни, травмы родителей - 67

- боязнь потерять друзей - 43

II. Насилие, бедствие, потеря свободы:

- боязнь подвергнуться физическому насилию, быть изувеченным, избитым - 46

- боязнь попасть в тюрьму, колонию - 39

- боязнь быть незаслуженно обвиненным в преступлении - 38

- боязнь оказаться заложником в результате теракта - 33

- боязнь быть ограбленным, обворованным в доме, квартире, саду - 30

- боязнь пострадать от пожара - 9

III. Собственное здоровье:

- боязнь привыкнуть к наркотикам - 31

- боязнь привыкнуть к курению - 27

- боязнь болезни, травмы своей - 23

- боязнь привыкнуть к алкоголю - 23

- боязнь отравиться продуктами питания - 19

- боязнь быть покусанным собакой - 18

- боязнь отравиться воздухом - 7

- боязнь отравиться водой - 6

IV. «Превратности судьбы»:

- боязнь не поступить в вуз, колледж после школы - 25

- боязнь быть наказанным богом за грехи - 24

- боязнь потерять жилье, стать бомжем - 18

- боязнь привыкнуть к азартным играм - 15

Нетрудно видеть, что наибольшие страхи и тревоги у современных молодых уральцев вызывают возможные ситуации с потерей родителей, близких, угрозы физического насилия и оказаться изгоем социального окружения, в частности, быть втянутым в асоциальные формы поведения. При всей привлекательности подобной социальной ориентированности молодых людей, в настоящее время она, к сожалению, во многом является иллюзорно-лицемерной. Попытаемся доказать это «с цифрами в руках».

С точки зрения православия - пишет протоиерей Серафим Слободской, - «грех, или зло есть нарушение закона Божия. Грех - это «причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий - воздаянием. Греховные помыслы суть искушения»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, в исследовании студентам одного из ведущих вузов Урала («Урал-2») задавался вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?». Вот какие мы получили ответы (% от общего числа опрошенных в группе; в числителе - массив в целом -680 чел.; в знаменателе - студенты, причисляющие себя к православию - 330 чел.):

а) «тяжкий грех»

- убийство - 89 / 93

- самоубийство - 80 / 84

- аборт - 72 / 78

- проституция - 64 / 72

- измена (жене / мужу) - 61 / 66

- гомосексуализм - 52 / 56

- употребление легких наркотиков - 50 / 63

1 Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. - N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993. - P. IX.

2 http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy

б) «грех средней тяжести»

- ложь в личных интересах - 43 / 51

- пьянство - 43 / 50

- употребление матерных слов - 25 / 36

- развод в семье - 25 / 34

- курение - 25 / 33

в) практически «не грех»

- посещение стриптиз-бара - 13 / 20

- половые отношения до вступления в брак для девушки - 13 / 19

- половые отношения до брака для юноши - 9 / 13

- сокрытие доходов от налоговой инспекции - 12 / 14

Для заинтересованного и компетентного читателя приведённые в таблице данные, на наш взгляд, являют серьёзный предмет для размышлений о состоянии не только духовной культуры и морали передового, наиболее образованного отряда российской молодёжи - студенчества. Исследование показало, что соотносительная разница ценностных ориентаций и нравственных оценок большинства асоциальных проявлений в различных социально -демографических группах весьма незначительна. Так, «пьянство» не считают грехом 57% всех опрошенных студентов, в том числе 50% - «православные». Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом - 66% мужчин-респондентов и 78% - женщин; «Гомосексуализм» - соответственно - 64 / 41 %%; «Проституция» - 59 / 69 %; «Измена (жене/мужу)» - 57 / 65 %; «Пьянство» - 37 / 48 %

и т.д.1

Вспомним незабвенного «кроху» из стихотворения В.В. Маяковского (1925 г.): «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое х о р о ш о и что такое плохо ? -У меня секретов нет, -слушайте, детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке. ..»

Мысленно перенесемся почти на столетие вперёд. Проблема «внедрения» в сознание детей нравственно-этических различий дилеммы («плохо-хорошо») была и остаётся извечной и непреложной задачей родителей (воспитателей, взрослых), основным духовным «инструментом» социализации личности. «О чем, из предложенного перечня тем, у тебя бывали беседы с мамой, папой?» - на этот вопрос (по нашей просьбе - «Урал-ФК-3») отвечали 13-16-ти летние «уральские крохи» из двух уральских городов. Вот какие ответы мы получили - табл. 2:

Таблица 2

Проблематика нравственно-этических бесед родителей с детьми-подростками на Урале (% от

общего числа опрошенных по каждой группе;

Содержание бесед, разговоров Группы

«юноши» «девушки»

О необходимости ежедневно чистить зубы и делать физзарядку 19 / 33 15 / 35

О вреде переедания и режиме правильного питания 14 / 21 18 / 39

О вреде пристрастия к курению (табака 19 / 46 24 / 43

О вреде пристрастия к алкоголю 16 / 42 20 / 35

О вреде пристрастия к наркотикам 15 / 36 18 / 30

О необходимости постоянного наблюдения у врача 5 / 11 7 / 19

О вреде пристрастия к азартным играм 13 / 32 9 / 20

О культуре взаимоотношений между юношами и девушками 11 / 31 20 / 40

в графе «юноши» - в числителе учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной; в графе «девушки» - аналогично)

Предваряя краткий комментарий полученным данным, сделаем некоторые пояснения.

Прежде всего, следует учитывать различные диспозиции акторов бесед, «задающих» вопросы и «отвечающих» на них. У поэта - инициатором беседы выступала заинтересованная «кроха», отец же был благосклонно готов удовлетворить этот интерес, другими словами - обоюдная заинтересованность в результатах общения. В нашем исследовании речь шла о беседах между «отцами и детьми», в которых вынужденными инициаторами выступают, как правило, родители, стремящиеся оградить детей от неблаговидных проступков, помочь им обойти «без потерь» (для здоровья и нравственности) многочисленные житейские препоны. Одним словом направить своих детей «на путь истинный», на «правильные, приличные поступки», за которые «не будет потом стыдно родителям». Для сына (дочери) подобные «обязаловки» воспринимаются в большинстве случаев как «вынужденное выслушивание», как «несправедливые при-

1 Павлов Б.С., Разикова Н.И., Подвысоцкий А.И. Верят ли в бога Уральские студенты // Дискуссия. 2012. -

№ 8. - С. 104-

дирки», как «посягательства» родителей на их права и свободу. Отсюда, возможный ожидаемый эффект: от «беспрекословного подчинения» до известной ситуации - «ты ему хоть кол на голове теши».

Второе обстоятельство, на которое следует обратить внимание при оценке полученных данных, - это, отнюдь, не «поголовная» нравоучительная атмосфера общения «отцов и детей». Различные темы бесед родителей с подростками с различной частотой были зафиксированы нашими юными респондентами из различных социально-демографических и территориально-поселенческих групп. Наиболее часты профилактические беседы родителей «о вреде пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам», сравнительно реже, например, о «необходимости постоянного наблюдения у врача» и др.

Небезынтересен третий аспект анализа, связанный с различиями масштабов городских поселений. Полученные нами данные наглядно свидетельствуют о существенных различиях в педагогической активности родителей, живущих в суперкрупных городах (в нашем случае - это Екатеринбург - около 1,5 млн. жителей) и малых (средних) -ЗАТО «Лесной» (около 50 тыс. чел.). «Педагогическую вялость» родителей в Екатеринбурге мы связываем, прежде всего, с двумя основными обстоятельствами:

во-первых, с несравненно высокими потенциальными социокультурными возможностями городской среды, предоставляющей жителям (естественно, и подросткам) широкий спектр форм и возможностей досуговой деятельности, включая асоциальные формы времяпрепровождения;

во-вторых, с возможностями анонимизации поведения подростков в городской общественной среде, их ухода из поля социального контроля семьи, соседей, школьной общественности. В этих условиях нравственные установки родителей, воспитателей, педагогов «зависают в бездиалоговом пространстве» между «правильной регулируемой педагогикой» воспитателей и спонтанным самостоятельным поведением их «потенциальных воспитанников»..

И, наконец, четвёртый аспект анализа нравственно-этических бесед родителей со своими взрослеющими детьми. Условно весь спектр бесед можно подразделить на две группы. Первая из них касается физического здоровья подростков, вторая - соответственно - нравственно-этического. Исходя из основной проблемы этой статьи, нас больше интересует первый аспект - затрагивающий интересы здоровья подростков. Приведённые данные, при всей допустимых погрешностях при их получении не могут не наводить на серьёзные размышления.

Взять хотя бы такие педагогические устремления родителей, как попытка убедить своего сына или дочь в том, что их здоровью вредит переедание и несоблюдение режима правильного питания. Среди екатеринбургских юношей беседы на эту тему зафиксировали 14% опрошенных школьников, в «Лесном» - соответственно - 21% (среди девушек эти показатели составили 18 и 39%). Помимо того, что эти цифры можно считать показателями актуализации проблемы переедания подростков в уральских семьях, они, одновременно, могут свидетельствовать, в какой-то мере, и о неэффективности подобных педагогических устремлений родителей. Вспомним басенную ситуацию, в которой повар увещевает кота, поедающего курчонка., и, который, в свою очередь, «...слушает, да ест...». Аналогичная «неутихающая ежедневная борьба» значительной части родителей с подростками происходит по поводу «чистки зубов», «утренней физзарядки», «мытья рук перед едой».. .Тут уж, не до мытья посуды и уборки кровати1.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.). Еще Гиппократ писал: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Занятия гигиенической гимнастикой не исключают её превращения в тренировочную. Тогда к ней добавляют специальные упражнения на гибкость, силу, прыгучесть, равновесие, ловкость, выносливость. Это бег, прыжки в длину и высоту и пр. Нашим юным респондентам в двух уральских городах («Урал-ФК-3») задавался вопрос: «Что в настоящее время ты делаешь регулярно для своего здоровья и физического развития? Количество ответов не ограничивается». Полученные нами ответы помещены в табл. 3:

Таблица 3

Виды и формы участия молодых уральцев спортивно-оздоровительной деятельности (% от общего числа опрошенных по каждой из четырёх групп подростков; в графе «5-6 кл.» - в числителе учащиеся г. Екатеринбурга, в знаменателе - г. Лесной; в графе «10-11 кл.» - аналогично)

Виды спортивно-оздоровительной Деятельности Группы

5-6 кл. 10-11 кл.

Сам, индивидуально занимаюсь:

- в спортивной секции 21 / 54 19 / 34

- делаю физзарядку 13 / 24 20 / 31

- катаюсь на лыжах 17 / 56 18 / 37

- катаюсь на коньках 27 / 60 26 / 43

- катаюсь на мотоцикле, велосипеде 22 / 46 20 / 25

- бегом 14 / 33 12 / 27

- плаванием 9 / 24 9 / 11

- гирями, гантелями 6 / 12 12 / 21

- катаюсь на сноуборде 6 / 12 8 / 5

- хожу в тренажёрный зал 6 / 11 16 / 27

- играю в шахматы 9 / 9 6 / 12

1 Павлов Б.С. Потребление и потребительство молодежи в «интерьере» бедности родительских семей (на примере Урала) // ЭКО. 2013. - № 7. - С. 128-138.

- Участвую в школьных соревнованиях 10 / 35 13 / 26

- Хожу в турпоходы 7 / 29 8 / 20

- В настоящее время спортом не занимаюсь, к сожалению, нет времени и условий 5 / 2 11 / 5

Приведенные в таблице цифры, дают богатую пищу компетентному и заинтересованному читателю для размышлений и соответствующих выводов. В первую очередь, они позволяют оценить (хотя бы, приблизительно) количественные и качественные индикаторы развития спортивных занятий в различных социально-демографических группах детей и подростков, соотношение традиционных, спонтанных (в семье, во дворе, в компании сверстников) и общественно организованных (школа, городские учреждения культуры и спорта) форм занятий населения физической культурой и спортом.

Взять, хотя бы «спады и подъёмы» показателей физической активности детей в различных видах занятий по мере их взросления (сравнение учащихся 5-6 и 10-11 классов). Не может, на первый взгляд, не вызывать удивления «отставание» города-миллионника, каким является Екатеринбург, перед малым областным городом (ЗАТО «Лесной») в организации сбережения здоровья и развития физической культуры молодёжи.

Формируя общественное сознание россиян, организаторы физкультурного и спортивного движения (как на региональном, так и федеральном уровнях) «всеми силами» стремятся завысить показатели приобщённости населения к различным видам спортивной и оздоровительной деятельности, «зафиксировать тенденцию роста показателей за последний период». Как правило, этот «период роста» совпадает с периодом функциональной деятельности авторов или инициаторов информационного сообщения. Нередко эти «дутые» цифры, «успокаивая общественность» прикрывают серьёзные упущения в работе соответствующих служб, ведомств, учреждений, конкретных акторов рынков оздоровительно-спортивных услуг.

Взять, хотя бы, организацию и проведение школьных соревнований. В настоящее время они превращаются (особенно в крупных городах) в некие «показушно-отчётные действа». Заглянем в табл. 3. в строку «Участвую в школьных соревнованиях». В средних классах в этой форме учебно-воспитательной работе участвуют в Екатеринбурге 10% (лишь каждый десятый опрошенный), в Лесном - 35%. Среди их старших школьных товарищей - эти показатели соответственно - 13 и 26%. Если же заглянуть в ежегодные отчёты школ, то эти цифры, как правило, «распухает» в несколько раз по мере «отчётного перемещения» по цепочке: школа-район-город-регион-министерство.

По итогам успешного завершения зимней сочинской Олимпиады Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл заседание Совета по развитию физической культуры и спорта, на котором обсуждались вопросы развития массового спорта и физического воспитания россиян. В частности, были обозначены стратегические ориентиры масштабов привлечения российского населения к массовым формам занятий и участия в физической культуре. Вот некоторые купюры из стенограммы этого совещания:

«... в программных документах Правительства и Минспорта поставлена задача к 2020 г. выйти на уровень развитых стран по показателю занятий массовым спортом - это 40%».

«... если же посмотреть. возрастную категорию от 30 до 59 лет, то это меньше 10 процентов, а ведь это самая трудоспособная, самая экономически, социально активная часть наших граждан»;

«.на сегодня в России систематически занимаются спортом не более 50% детей, школьников и студентов, а нужно, чтобы было не менее восьмидесяти»;

«. создана система многоэтапных всероссийских соревнований среди учащихся и студентов. В целом, эти соревнования в год охватывают около 80 миллионов человек»1.

Профилактическая работа с молодежью показывает, что формирование ответственного отношения к здоровью, пропаганда здорового образа жизни фактически является важной составной частью социализации и формирования молодого человека. Исследователи выделяют пять основных институтов общества, влияющих на образ жизни и состояние здоровья детей и подростков: а) семья; б) школа; в) здравоохранение; г) средства массовой информации; д) государство. Особое место среди них занимает первичная родительская семья. Например, нашим респондентам в опросе («Урал-ФК-1») задавался вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, в наибольшей мере влияет, как правило, на формирование у детей, подростков серьезного отношения к своему здоровью, к занятиям физкультурой и спортом? В частности, кто повлиял на Вас лично?». По мнению 61% городских подростков, основное влияние на их физическое развитие оказала их мать, для 56% - оказал отец. Мнения сельских подростков, соответственно, составили 64 и 53%%. «Второе место» по влиянию на уральских подростков в сфере физического развития (занятий) заняли «сверстники, друзья»: 30% - в городе и 21% - в селе; «третье место» - соответственно - «школа, учителя» - 23 и 25%. Более скромное влияние, по мнению подростков, оказали на них средства массовой информации: «кино, телевидение, радио» - 15 и 11% и «книги, газеты, журналы» - 10 и 7%.

Доминирование родительской семьи в формировании ценностных ориентаций в целом и, частности, в сфере приобщения молодых людей к физической культуре очевидно. «Какими видами деятельности из перечисленных ниже ты регулярно занимался с родителями в детстве?» - на этот вопрос («Урал-ФК-3») ответы подростков распределились так (% от общего числа опрошенных - 510 чел.)

а) занятия вне города

- ездили на озёра, на море отдыхать - 72

- ездили на озёра, на море охотиться, рыбачить - 33

1 Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. - http://kremlin.ru/news/20635

531

- собирали в лесу грибы, ягоды - 63

- регулярно ходили в лес, «на природу» - 44

- собирали в лесу лекарственные травы - 6

б) занятия в городе

- катались на велосипеде, скейтборде - 60

- играли в бадминтон, волейбол, баскетбол - 42

- катались на мотоцикле, машине - 27

- регулярно играли в футбол, хоккей - 24

- регулярно делали физзарядку - 15

- бегали кроссы - 15

Судя по ответам юношей и девушек, в значительной части семей «отцы и дети» довольно активно совместно занимались теми или иными формами и видами физических занятий (упражнений). Вместе с тем, нельзя не учитывать, что здесь велика вероятность преувеличения респондентами частоты и значимости этих занятий. Более репрезентативными показателями уровня приобщённости уральских семей к физической культуре могут служить ответы подростков на вопрос анкеты о формах и видах занятий физкультурой и спортом их родителей на момент опроса. В анкете («Урал-ФК-3») после вопроса о том, какими видами физической культуры занимается сам подросток - см. табл. 3, мы просили указать, соответственно, «а чем занимается отец из представленного списка занятий и чем -мать». Вот что показал опрос (% от общего числа опрошенных - 510 чел.; в числителе - мать, в знаменателе - отец):

- делают физзарядку - 12 / 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- катаются на коньках - 11 / 8

- катаются на лыжах - 8 / 9

- ходят в тренажерный зал - 7 / 8

- занимаются бегом - 6 / 5

- ходят в турпоходы - 5 / 6

- ездят (катаются) на мотоцикле, велосипеде - 5 / 8

- занимаются в спортивной секции - 2 / 2

- занимаются плаванием - 4 / 4

- занимаются с гирями, гантелями - 2 / 8

- играют в шахматы - 2 / 4

- в настоящее время спортом не занимаются, нет времени и условий - 15 / 14

- не ответили на вопрос - 51 / 56

Нельзя не согласиться со своеобразным диагнозом низкой активности россиян в сфере индивидуальной физической культуры, данным губернатором Красноярского края Л.В. Кузнецовым «.получается, что запрос на спорт у людей есть, но лишь на словах, и, в большинстве случаев, виной тому не банальная лень, а отсутствие и финансово, и физически доступных спортивных объектов, а также недостаточная мотивация».

А каково отношение уральских родителей и их детей к перспективе посвятить свою профессиональную жизнь (жизнь детей) занятиям в «большом спорте»? На вопрос «Если бы тебе представилась возможность выбрать спорт в качестве своей будущей профессии (стать профессиональным спортсменом), то, какое решение ты бы принял (а)?» («Урал-ФК-1») - ответы подростков и молодых городских рабочих распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных по каждой группе: в числителе - город, в знаменателе - село):

- несомненно, выбрал бы профессию спортсмена - 15 / 27

- скорее всего, выбрал бы спортивную карьеру - 16 / 14

- смотря по обстоятельствам - 36 / 31

- скорее всего, отказался бы от профессии спортсмена - 33 / 28

Нетрудно видеть, что примерно каждый седьмой городской (15%) и каждый четвёртый сельский подросток (27%) на момент опроса были ориентированы (при соответствующих обстоятельствах) на освоение той или иной спортивной профессии.

Отношение подростков и их родителей к профессиональному спорту выяснялось нами и в опросе «Урал-ФК-3». В анкетах учащимся из гг. Екатеринбурга и Лесного задавались два вопроса: первый - «На кого ты хотел бы учиться после школы?» и предлагалось из 40 профессий выбрать не более пяти наиболее желаемых. Вторым вопросом мы пытались выяснить мнение учащихся относительно выбора профессии, которую им советуют родители. Вопрос формулировался так: «Какую профессию тебе советуют выбрать родители? Выбери несколько профессий из списка в предыдущем вопросе».

Вот что показал опрос. Лидерами в «профориентационной гонке» в школах Урала явились (на момент опроса) профессия «врач», она собрала 25% родительских голосов в Екатеринбурге и 23% - в Лесном; профессии «юрист, адвокат, судья» - соответственно 25 и 15%; профессия «дизайнер» - 20 и 14%; профессия «экономист» - 19 и 12%. Небезынтересно и то, что на промышленном Урале профессия инженер «востребована» гораздо реже - лишь у каждого восьмого-десятого родителя (Екатеринбург - 10%, Лесной - 13%).

А что относительно спортивной трудовой карьеры? В Екатеринбурге более чем каждый седьмой подросток (13%) не прочь бы после школы стать профессиональным спортсменом, в Лесном - чуть больше - 14%.

Небезынтересным узнать мнение молодых людей о мотивах и стимулах, приводящих их сверстников к занятиям в профессиональном спорте. На вопрос анкеты (Урал-1) «Как Вы считаете, что (или кто) заставляет (побуждает) молодых людей заниматься спортом, стремиться к получению спортивных разрядов, званий, стремлению уйти в «большой спорт»? Из предложенных вариантов выберите 4-5 «самых-самых» - нами были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных по каждой группе; в числителе - школьники города, в знаменателе - села):

занятия спортом связаны с желанием:

- стать сильным, ловким, способным постоять за себя 72 / 74

- поездить по странам, «посмотреть мир» 37 / 42

- стремление быть первым, победителем 56 / 51

- «показать всем» свои силы, умения, способности 39 / 32

- «не отстать» от друзей, товарищей 26 / 31

- желание походить на любимого спортсмена 26 / 20

- поддержать традиции семьи (отца, матери, братьев и т.д.) 25 / 23

Занятия спортом обусловлены необходимостью решения проблем:

- укрепления собственного здоровья 66 / 59

- заработка, материального благосостояния 23 / 15

- поступления в ВУЗ и учёбы в нём 19 / 20

- прохождения службы в армии 16 / 26

- улучшения жилищных условий 9 / 8

- улучшения жилищных условий 9 / 8

- переезда в другой город 7 / 9

- думаю, что спортсменами становятся «СЛУЧАЙНО». Просто в силу каких-то обстоятельств 7 / 8

- другой вариант или затруднились ответить 2 / 2

Родители подростков в обоих городах более сдержаны в предпочтениях занятиями профессиональным спортом: советуют стать профессиональными спортсменами - 8% родителей из Екатеринбурга и 7% из Лесного.

Много это или мало? Попытаемся, исходя из профессиональных ориентаций екатеринбургских подростков, «сконструировать» возможную «прожективную профессиональную» структуру уральского города через 7-10 лет. В каждой среднестатистической сотне работников уральского города будут представлены, чел.:

Врачи 25

Дизайнеры 23

Экономисты 19

Спортсмены 13

Инженер 10

Слесарь 2

Сталевар 1

Агроном 1

Остальные 6

Судя, по ориентациям юношей и девушек - каждый восьмой стремится в будущем «быстрее и дальше всех» бегать, плавать, летать, прыгать... Однако необходимо учитывать, что одного желания для того, чтобы достичь значимых спортивных результатов явно недостаточно. Необходимы соответствующие психо-физиологические качества претендента на спортивные рекорды, необходимы соответствующие условия взросления ребёнка в родительской семье. Наконец, важно состояние физической культуры окружающей среды социализации молодых людей в городе, в сельском поселении.

«Особый акцент, считает Л.В. Кузнецов, - необходимо сделать на использование потенциала образовательных школ. Очевидно, они могут и должны стать центром развития физической культуры и спорта не только для школьников, но и для родителей, особенно на селе, где школьные спортзалы и футбольное поле часто - единственная спортивная инфраструктура. И поэтому правильно обеспечить именно приоритет развития этой спортивной инфраструктуры. Без решения такого рода проблемы весьма самонадеянно рассчитывать на успех любых инициатив в спортивной сфере, в том числе и в части внедрения комплекса ГТО»1.

* * *

Подведём некоторые итоги. Несмотря на то, что ценность здоровья в нормативных представлениях россиян (как у молодых, так и у взрослых) повысилась, она не стала фактором сознания, осталась во многом на уровне моды -реальное самосохранительное поведение не претерпело существенных изменений: по-прежнему много пьющих и курящих, нарушающих режим сна, отдыха и двигательной активности, не заботящихся о правильном питании и т.д. Очевидно, в формирование моды на здоровье не должно подменять формирование культуры здоровья и физической культуры личности, прежде всего. Главным проводником культурных ценностей в период детства-юности помимо семьи являются учебные заведения, в которых основной формой функционирования физической культуры является

1 Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта. - http://kremlin.ru/news/20635

533

неспецифическое физкультурное образование. Необходимо учитывать, что заставить директивами или прямым принуждением воспитывать в себе личную физическую культуру невозможно. Остаётся косвенно воздействовать на человека, через его субъективные цели. Но субъективные цели формируются в русле общественных целей. Следовательно, до тех пор, пока реальной (возможно даже вынужденной) целью развития общества не будет здоровый человек, надежды на массовость в индивидуальном здоровьеформировании во многом иллюзорны.

В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации отмечается: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей - это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России»1.

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. - http://www.b-port.com/news/item/93504.html

534

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.