Научная статья на тему 'Организация рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений'

Организация рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2605
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардина Марина Юрьевна, Иванов Валентин Дмитриевич, Петров Борис Михайлович

Рассматриваются возможности физической рекреации в повышении работоспособности студентов, виды и свойства физической рекреации, особенности проведения занятий физической культурой в вузе с учётом рекреационных возможностей окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бардина Марина Юрьевна, Иванов Валентин Дмитриевич, Петров Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RECREATIONAL OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Possibilities of a physical recreation in increase of efficiency of students, types and properties of a physical recreation, feature of carrying out occupations by physical culture in higher education institution taking into account recreational opportunities of environment are considered. Keywords: physical culture, physical recreation, occupations by physical culture, physical culture in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Организация рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333).

Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 22-28.

УдК 796.06 ББК 74.57

организация рекреационных занятий физической культурой студентов высших учебных заведений

М. Ю. Бардина, В. Д. Иванов, Б. М. Петров

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются возможности физической рекреации в повышении работоспособности студентов, виды и свойства физической рекреации, особенности проведения занятий физической культурой в вузе с учётом рекреационных возможностей окружающей среды.

Ключевые слова: физическая культура, физическая рекреация, занятия физической культурой, физическая культура в вузе.

С учётом основных положений действующей в настоящее время программы по физической культуре для российских высших учебных заведений занятия со студентами проводятся в объёме 4 ч в неделю на 1-2-х курсах и 2 ч в неделю — на 3-4-х курсах. Естественно, что при таком объёме нагрузки, особенно на старших курсах, учебные занятия физической культурой не могут обеспечить рост физической подготовленности студентов и улучшить состояние их здоровья (В. А. Клименко, 2004; Н. А. Алексеев и со-авт., 2005; Д. Н. Давиденко, 2006; С. М. Хабарова, 2009; В. Д. Кириленко, 2009; В. Б. Мандриков и соавт., 2010).

Группа специалистов в сфере физического воспитания студенческой молодёжи (А. И. Завьялов, Д. Г. Миндиашвили, 1996; Е. В. Богданова, 1997; В. И. Григорьев, 2004), пытаясь найти выход из сложившейся кризисной ситуации, предлагает увеличить объём обязательных занятий физической культурой в вузе. К сожалению, такой путь по многим причинам является неприемлемым, так как предполагает дополнительные материальные и финансовые затраты для строительства новых спортивных сооружений, подготовки профессиональных кадров и оплаты их труда, существенного изменения учебных планов подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.

По мнению другой группы учёных и педагогов высшей школы (Б. Г. Ачкурин, 1996; П. А. Виноградов, В. П. Моченов, 1998; С. В. Малиновский, В. Д. Сячин, 1999; П. К. Дуркин, М. П. Лебедева, 2000; В. С. Якимович, 2002; В. Г. Шилько, 2003; В. В. Белоусов, 2005; С. Д. Зорина, 2009), перспективным направлением в решении обозначенных

проблем физического воспитания студенческой молодёжи является научная разработка и обоснование инновационных форм внеурочных занятий в вузах, активизация студенческого самоуправления по развитию спортивно-массовой работы во внеучебное время.

Однако систематический дефицит свободного времени у студентов старших курсов, связанный со значительным возрастанием в вузах объёма и содержания учебной деятельности, не позволяет им даже изредка дополнительно заниматься физическими упражнениями или различными видами спорта после учёбы, не говоря уже о регулярности таких занятий (Н. В. Белкина, 2006; И. А. Амельченко, Е. Г. Олейник, 2007; О. П. Гонтарь, 2008; Т. В. Ломовцева, Т. Н. Ломовцева, 2009).

Тем не менее в последнее время всё чаще специалисты указывают на возрастающую популярность в среде студенческой молодёжи рекреационной направленности физической культуры, обеспечивающей им активный отдых и восстановление работоспособности после напряжённой умственной работы (А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов, 1997; В. П. Зайцев, С. И. Крамской, 2003; Е. П. Пчёлкина, 2007; Р. Х. Митриченко, В. В. Новокрещенов, 2009). Но в настоящее время большинством учёных физическая рекреация связывается только со свободным временем, досугом, выходными днями, но не ассоциируется с учебными занятиями физической культурой.

В теории и практике недостаточно уделяется внимания изучению и практическому воплощению возможности использования средств и методов физической культуры и спорта для восстановления работоспособности студенческой мо-

лодёжи. В этом аспекте слабо исследован вопрос о том, какими упражнениями, в каком нагрузочном режиме, в какой последовательности их применения можно это сделать наиболее быстро и результативно. Не изучено, как дифференцировать средства и методы физической культуры для того, чтобы восстановительный эффект был высоким для всех категорий студентов, различающихся по уровням здоровья и физической подготовленности, соматотипу, полу, возрасту и субъективным предпочтениям. Нуждается в научной разработке и обосновании вопрос о критериях эффективности (продуктивности) педагогических методик, технологий, программ, организационных форм занятий студентов физической культурой, имеющих рекреационную направленность.

Такое положение дел обостряет сложившиеся противоречия между требованиями в вузе к учебной дисциплине «Физическая культура» и его возможностями, особенно при обучении студентов старших курсов; между потребностями студентов в физической рекреации и направленностью и содержанием дисциплины «Физическая культура»; между низкой двигательной активностью студенческой молодёжи и наличием у них свободного времени.

Таким образом, имеющиеся в сфере развития физической культуры в вузе, а также в сфере научного познания данного процесса противоречия среди учёных и практиков по поводу содержания и форм рекреационных занятий физической культуры студентов вузов, рекреационных возможностей основных средств, методов и форм занятий физической культурой и спортом, критерия рекреационной эффективности занятий физической культурой и т. п. вопросов создают реальную научную проблему рационального понимания рекреационного характера занятий физической культурой, делают актуальным решение одной из научных задач — разработку и научное обоснование оптимальной модели организации со студентами вуза занятий физической культурой, имеющих рекреационную направленность.

Учебные программы по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях постоянно совершенствовались, изменяя как целевую направленность, так и содержание. Начиная с 1929 г. и по настоящее время, в современной системе физического воспитания студенческой молодёжи существует три составляющих. Первая -оздоровительная, включающая формирование полноценного физического развития, профилак-

тику заболеваний и реабилитацию после болезней. Вторая — рекреационная, предполагающая использование разных средств двигательной активности для полноценного гармоничного отдыха и развлечений. Третья — спортивная, предполагающая организацию физического воспитания по видам спорта и на основе конверсий технологий спортивной тренировки, а также систему спортивных тренировок и соревнований среди студенческой молодёжи. И если первая и третья составляющие в научной литературе и практике физического воспитания в вузах получили широкое распространение, то вторая составляющая пока не получила должного обоснования и разработки.

Содержательной основой для повышения эффективности физического воспитания в высших учебных заведениях является использование приемлемых технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, её формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определённых образовательных стандартов.

Можно выделить несколько причин ухудшения показателей здоровья и физической подготовленности студентов-выпускников российских вузов, по сравнению с их первыми годами обучения: недостаточная двигательная активность студентов старших курсов, связанная с уменьшением количества учебных часов, выделяемых на занятия физической культурой; низкая мотивация студентов к самостоятельным и дополнительным занятиям физической культурой и спортом; недостаток свободного времени у студентов старших курсов или неумение организовать свою учебную деятельность; ограниченное содержание учебных занятий физической культурой и низкое качество их проведения.

Исходя из ключевых идей теории адаптации, физическую нагрузку на учебных занятиях в вузах необходимо постепенно из семестра в семестр, из года в год увеличивать. Однако современная организация учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» этого сделать не позволяет. На старших курсах из-за сокращения общего количества учебных часов, выделяемых на физическую культуру, тренировочная нагрузка как минимум сокращается в два раза. При данной организации занятий физической культурой в рам-

ках учебного процесса вуза невозможно соблюдение одного из важнейших принципов физического воспитания — принципа систематичности, который не допускает больших перерывов между занятиями, так как в восстановительном процессе наступает редукционная фаза. В настоящее время перерывы между занятиями физической культурой студентов старших курсов длительностью 7 сут в период обучения и 6-12 недель в период сессий и каникул противоречат этому принципу, а следовательно, цель физического воспитания, ориентированная на улучшение физических кондиций студентов, в таком случае не может быть достигнута.

При современной организации учебного процесса в вузах к началу экзаменационных сессий у большинства студентов физическая и умственная работоспособность значительно снижается по сравнению с серединой семестров. Это означает, что ещё задолго до начала экзаменов в организме студентов накапливается утомление, а существующая практика организации учебного процесса, в том числе и физического воспитания, не способна исправить критическую ситуацию. В настоящее время основным направлением является физическое воспитание с набором задач, где доминирующим выступает обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии. Выходит на первое место задача подготовки студентов к самостоятельным занятиям физической культурой в периоды, когда перерывы между занятиями с преподавателем по расписанию имеют длительные перерывы. Во время занятий физической культурой по расписанию преподавателю необходимо подготовить студентов к тому, чтобы они могли самостоятельно использовать возможности физической рекреации в поддержании физических кондиций своего организма в периоды отсутствия взаимодействия с преподавателем по расписанию. Для достижения психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо интенсивно использовать физическую рекреацию, основной категорией которой являются восстановление умственной и физической работоспособности, оптимизация функционального состояния организма.

Характерные признаки физической рекреации:

- двигательная активность;

- в качестве главных средств используются физические упражнения;

- осуществляется в свободное или специально выделенное время;

- включает культурно-ценностные аспекты;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

- осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные компоненты;

- носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определённых рекреационных услуг;

- осуществляется преимущественно в природных условиях;

- имеет определённую научно-методическую базу.

Целью рекреации в физическом воспитании студентов является: восстановление их умственной и физической работоспособности в ходе учебного процесса, а также оптимизация функционального состояния организма во внеурочное время. То есть то, что, по сути, и определяет физическую рекреацию и выделяет её из других видов физической культуры. Необходимо подчеркнуть, что цель физической рекреации студентов не подменяет цели их физического воспитания, а дополняет её. Эта цель диагностируется по результатам оценки текущего уровня умственной и физической работоспособности и сравнения его с исходным уровнем. Для достижения цели физической рекреации студентов вузов необходимо решить следующие задачи:

- сформировать знания научно-биологических и практических основ восстановления физической и умственной работоспособности средствами физической культуры;

- сформировать мотивационно-ценностные отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- обучить системе практических умений и навыков, обеспечивающих оптимизацию функционального состояния, сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечить восстановление физической и умственной работоспособности в конце каждой недели обучения;

- научить использовать приобретённый опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Средствами физической рекреации являются: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж, трудотерапия и механотерапия и т. д. Среди средств физической рекреации ведущее место часто занимает один или несколько видов двигательной активности: атлетическая гимнастика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, туризм и т. д. Однако до настоящего времени у учёных и практиков нет единой классификации или систематизации этих средств физической рекреации применительно к учебному процессу в вузах, в основе которой были бы положены сущностные характеристики физической рекреации, её цель и задачи.

Материалы и методы исследования. С целью выявления перечня основных установок и мотивов студентов к занятиям физической культурой в рамках учебного расписания нами было проведено анкетирование студентов.

В результате было выявлено десять основных целевых установок, а именно:

1. Укрепление здоровья, улучшение показателей здоровья, повышение уровня здоровья.

2. Улучшение физической подготовленности: развитие силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.

3. Развитие волевых качеств: смелости, решительности, целеустремлённости, силы характера.

4. Формирование красивой фигуры, мышечного рельефа, уменьшение или увеличение массы тела.

5. Достижение высоких спортивных результатов.

6. Снятие умственного напряжения, переключение с умственной на физическую деятельность.

7. Улучшение настроения, самочувствия, получение удовольствия.

8. Общение с товарищами в непринуждённой обстановке, возможность обсудить события.

9. Подготовка к будущей профессии.

10. Своевременная сдача зачёта или экзамена по дисциплине, желание получать стипендию.

Кроме этого студенты отметили ряд физических упражнений и видов спорта, которые им интересны и которыми бы они хотели заниматься

на учебных занятиях физической культурой: настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол (мини-футбол), атлетическая гимнастика, лыжные гонки (ходьба на лыжах), общая физическая подготовка, плавание, лёгкая атлетика, аэробика (расположены по убываю частоты встречаемости в ответах студентов). Единичный выбор, и выбор малым количеством студентов других видов спорта: стрельба, биатлон и т. д. Но, учитывая, что в общей массе этот выбор был менее 2 % студентов, в перечень основных видов спорта они не были включены.

Нам было интересно выявление доминирующего фактора и иерархии целевых установок студентов ЧелГУ к занятиям физической культурой.

В результате была составлена матрица, каждая позиция которой содержит количество респондентов (в процентах от общего числа опрошенных), предпочитающих данную целевую установку по отношению к занятиям определённым видом спорта в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».

Полученные результаты были подвергнуты математико-статистической обработке.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показали, что самый высокий рейтинг у студентов к занятиям физической культурой различными видами спорта имеют целевые установки, связанные со стремлением улучшить свою физическую подготовленность (57,80 %) и укрепить здоровье (52,83 %).

Однако установленная таким путём иерархия целевых установок считается вербальной. При таком подходе студенты, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, указывают не своё личное мнение, а высказывают общепринятую или принятую в данном коллективе социально-нормативную точку зрения, подчас далёкую от их собственных представлений. Для выяснения латентных (скрытых) личностных мотивов и целевых установок необходимо применение более сложных методов математической статистики, например, семантического анализа. Между выявленными целевыми установками студентов к занятиям физической культурой различными видами спорта мы рассчитали коэффициенты корреляции.

Для семантического анализа были выбраны только те корреляционные взаимосвязи показателей, которые соответствуют уровням установленной статистической достоверности, принятой в психолого-педагогических исследованиях: не ниже 95 % (Р < 0,05). Целевые установки

(снятие умственного напряжения, переключение от учёбы и получение удовольствия, улучшение настроения, самочувствия) коррелируют с наибольшим числом факторов — по четыре взаимосвязи. Это семантические центры набора переменных. Причём у показателя — снятие умственного напряжения, переключение от учёбы, который характеризует выраженную рекреационную направленность мотивации студентов, все корреляционные связи значимы на уровне 99 %, а у показателя — получение удовольствия, улучшение настроения, самочувствия — таких связей всего две.

Три взаимосвязи образуют: укрепление здоровья и развитие волевых качеств и черт характера. Это семантические узлы.

Далее по две корреляционные связи образуют сразу четыре показателя:

- улучшение физической подготовленности, развитие физических качеств;

- формирование красивой фигуры;

- коммуникативная потребность;

- стремление к спортивным результатам.

Целевые установки студентов ЧелГУ к учебным занятиям физической культурой по различ-

ным видам спорта (% студентов от п = 582) приедены в таблице.

На периферии семантического пространства расположились два показателя, которые имеют по одной корреляционной взаимосвязи:

- подготовка к профессиональной деятельности;

- желание своевременно сдать зачёт или получить положительную оценку на экзамене.

Таким образом, установленная в результате семантического анализа латентная иерархия изучаемых показателей свидетельствует о том, что студенты ориентированы на занятия физической культурой в учебное время прежде всего в рекреационных целях (переключение от учёбы, возможность эмоциональной разрядки, активный отдых и восстановление работоспособности), причём с установкой на приятное проведение времени и получение от этой деятельности удовольствия.

Для определения содержания рекреационных занятий физической культурой у студентов ЧелГУ был проведён опрос. Цель опроса заключалась в том, чтобы установить предпочтение студентов к занятиям тем или иным ви-

Целевые установки студентов челГУ к учебным занятиям физической культурой

Вид спорта Целевая установка *

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Теннис 48,5 55,0 35,9 61,9 5,8 21,9 53,9 10,4 4,8 1,9

Баскетбол 51,1 46,1 32,2 48,1 10,0 19,9 3,0 24,8 10,6 3,0

Волейбол 47,0 51,9 24,0 56,1 1,9 20,3 55,0 33,8 7,2 2,8

Футбол 46,1 60,6 57,0 25,0 6,6 24,0 55,0 17,5 5,0 3,2

Плавание 56,0 51,9 35,0 56,0 6,9 29,0 49,3 9,0 3,9 3,0

Аэробика 53,8 48,9 29,0 61,0 1,5 15,8 54,0 27,5 3,5 5,0

Лёгкая атлетика 51,9 48,1 38,1 37,0 16,9 32,0 50,0 10,5 14,0 1,5

Г имнастика 48,9 61,9 32,0 53,9 9,1 38,1 48,1 3,0 2,2 2,8

ОФП 76,0 59,0 19,9 54,1 1,5 40,0 27,0 10,8 9,2 2,6

Лыжные гонки 50,0 62,3 32,0 43,1 11,0 32,0 45,0 19,9 11,0 4,7

* Целевая установка:

1. Укрепление здоровья; 2. Улучшение физической подготовленности, развитие физических качеств; 3. Развитие волевых качеств и черт характера; 4. Формирование красивой фигуры; 5. Стремление к высоким спортивным результатам; 6. Снятие умственного напряжения, переключение от учебы;

7. Получение удовольствия, улучшение настроения, самочувствия; 8. Общение с товарищами, коммуникативная потребность; 9. Подготовка к будущей профессии; 10. Сдача зачёта или экзамена, желание своевременно сдать зачёт или получить положительную оценку на экзамене.

дом спорта или физическими упражнениями на учебных занятиях физической культурой с рекреационной направленностью. Было опрошено 485 человек.

Большинство студентов в качестве основных средств физической рекреации выбирают спортивные игры. Как по количеству предпочтений, так и по процентному соотношению значительно уступают аэробика, плавание и лыжные гонки.

Из студентов второго курса ЧелГУ, выбравших в качестве основного средства физической рекреации спортивные игры, экспериментальную группу составили 60 чел. (по 30 девушек и юношей). В контрольную группу также вошли 60 студентов (по 30 девушек и юношей), отдавших предпочтение ОФП.

Экспериментальные группы занимались по разработанной методике в течение всего учебного года. В это же время студенты контрольной группы занимались по традиционной методике, направленной на формирование двигательных навыков и развитие физических способностей.

В начале и после окончания педагогического эксперимента все студенты опытных и контрольных групп подвергались педагогическому тестированию, целью которого было определение показателей уровня здоровья, а также физической подготовленности; количества существенно значимых корреляционных взаимосвязей, образуемых целевыми установками студентов ЧелГУ к учебным занятиям физической культурой с различным видам спорта. Кроме этого фиксировали посещаемость студентов на занятиях физической культурой, количество дней, пропущенных по болезни, и успеваемость в каждом семестре.

Физическую работоспособность и индекс умственного утомления у всех испытуемых определяли в начале учебного года (сентябрь), середине осеннего семестра (конец октября), конце осеннего семестра (конец декабря), начале весеннего семестра (середина февраля), середине весеннего семестра (начало апреля) и в конце весеннего семестра (конец мая).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в эти временные промежутки для оценки срочного эффекта рекреационных занятий физической культурой до и после них у всех испытуемых студентов как опытных, так и кон-

трольных групп проводился экспресс-анализ их самочувствия, активности и настроения по методике САН.

До начала педагогического эксперимента показатели здоровья, физической подготовленности и работоспособности, а также успеваемости студентов опытных и контрольных групп не имели статистически значимых различий, то есть две выборки испытуемых по уровню здоровья, физической подготовленности и академической успеваемости до педагогического эксперимента были практически равные.

Как и предполагалось, показатели физической и умственной работоспособности у всех студентов в течение учебного года имеют волнообразную динамику.

Тем не менее зафиксированные показатели и индекс утомляемости свидетельствуют о том, что у студентов опытных групп по сравнению со студентами контрольных групп как в конце осеннего, так и весеннего семестров физическая и умственная работоспособность была выше. Причём достоверность различий значима на уровне 95,09,9 %.

Если у студентов опытных групп физическая и умственная работоспособность в осеннем семестре была выше, чем у студентов контрольных групп только в декабре, то в весеннем семестре эти различия появились уже в середине семестра, то есть в апреле. Следовательно, во втором семестре эффект от рекреационных занятий физической культурой проявился гораздо раньше.

Заключение. Можно утверждать, что учебные занятия физической культурой рекреационной направленности способствовали в течение всего периода педагогического эксперимента более интенсивному восстановлению у студентов как физической, так и умственной работоспособности. Кроме этого, занятия рекреационными физическими упражнениями имели достаточно устойчивый кумулятивный эффект, так как в конце учебного года у студентов опытных групп показатели физической работоспособности постепенно повышались. В результате они оказались чуть лучше, чем в начале осеннего семестра. У студентов контрольной группы наоборот, произошло некоторое их снижение, при этом небольшой рост наблюдался только в середине каждого семестра, неуклонно понижаясь к его окончанию.

Список литературы

1. Елисеев, Е. В. Дефиниция роли интегративного педагогического мышления в семантике профессионально-познавательных ценностей современной цивилизации / Е. В. Елисеев // Образование и цивилизация : межотрасл. науч.-практ. вестн. Ин-та ноосфер. образования УрО РАО. Челябинск : ЮУрГУ, ИНО УрО РАО, 2004. С. 75-83.

2. Кокорева, Е. Г. Эффективность психофизической коррекции у детей 4-10 лет с сенсорными нарушениями / Е. Г. Кокорева // Науч. обозрение. 2014. № 1. С. 138-141.

3. Попова, Т. В. Возрастные различия адаптации детей к учебным нагрузкам / Т. В. Попова // Наука ЮУрГУ : материалы 63-й науч. конф. Т. 3. Челябинск : ЮУрГУ, 2011. С. 152-156.

Сведения об авторах

Бардина Марина Юрьевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

иванов Валентин дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru

Петров Борис Михайлович — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).

Education and Healthcare. Issue 3. Р. 22-28.

organization of recreational occupations by physical culture of students of higher educational institutions

M. Yu. Bardina

Senior Teacher of the Chair of Physical Education and Sports of Chelyabinsk state university, Chelyabinsk, Russia.

salage@bk.ru

V. D. Ivanov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Training and Sports of Chelyabinsk state university,

Chelyabinsk, Russia. vdy-55@mail.ru

B. M. Petrov

Senior Teacher of Chair of the Physical Training and Sports of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

salage@bk.ru

Possibilities of a physical recreation in increase of efficiency of students, types and properties of a physical recreation, feature of carrying out occupations by physical culture in higher education institution taking into account recreational opportunities of environment are considered.

Keywords: physical culture, physical recreation, occupations by physical culture, physical culture in higher education institution.

References

1. Eliseev, E. V. Definition integrative role of pedagogical thinking in cognitive semantics professional values of modern civilization / E. V. Eliseev // Education and civilization : intersectoral scientific and practical messenger of Institute of noosphere education. Chelyabinsk: SUSU, ISE, Ural RW, 2004. P. 75-83.

2. Kokoreva, E. G. Efficiency psychophysical correction in children 4-10 years old with sensory impairments / E.G. Kokoreva // Scientific Rev. 2014. № 1. P. 138-141.

3. Popova, T. V. Age differences adaptation of children to training loads / T. V. Popova // Science SUSU : Mater. 63th scientific. conf. Vol. 3. Chelyabinsk : SUSU, 2011. P. 152-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.