ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т. Ф. Асафова Е. В. Девятерикова
УДК 37
https://orcid.org/0000-0003-1549-5272 https://orcid.org/0000-0001-6931-7290
Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики
Для цитирования: Асафова Т. Ф., Девятерикова Е. В. Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 100-110. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-2-11-100-110
В статье представлены конкретные практики подготовки детей Костромской области к будущей успешной жизни, формирования жизненного и профессионального самоопределения, социального общения, активности и инициативы через развитие социального творчества в организациях дополнительного образования. Актуальность системной работы в данном направлении обусловлена потребностями Костромской области и других регионов в сохранении и преумножении интеллектуального, творческого, лидерского потенциала личности. Наличие широкого спектра форм образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности создает условия для развития жизненного и профессионального самоопределения современной молодежи, для социального общения, проявления инициативы, активности. ГБУ ДО Костромской области «Дворец творчества» имеет богатые традиции в направлении развития социального творчества. В статье раскрыт воспитательный компонент дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детских творческих объединений, где любая программа, независимо от направленности, обеспечивает каждому обучающемуся возможность осуществить социальные пробы, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в жизненные планы. В образовательной деятельности большинства детских творческих объединений Дворца творчества осуществляется не только приобретение знаний и навыков по предмету, а создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества, лидерской позиции. При этом большое внимание уделяется созданию развивающей среды, закреплению мотивации к предмету, выявлению и активизации внутренних ресурсов обучающихся. Как показывает опыт, подготовка детей к будущей успешной жизни зависит от наличия в коллективе отношений, актуализирующих творческую активность в социально-гуманитарной деятельности.
© Асафова Т. Ф., Девятерикова Е. В., 2021 100 Т. Ф. Асафова, Е. В. Девятерикова
Ключевые слова: дополнительное образование, социально-гуманитарная направленность, социальное творчество, доступность образования, стратегия успешной деятельности, саморазвитие, педагогическая поддержка.
THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_
T. F. Asafova, E. V. Devyaterikova
Development of social creativity in the system of additional education: research and analysis of effective practice
The article presents definite practices of preparing the children of Kostroma region for a future successful life, forming their life and professional self-determination, social communication, activity and initiative through development of social creativity in institutions of additional education. The relevance of systematic work in this direction is caused by the needs of Kostroma region and other regions to preserve and multiply intellectual, creative, and leadership potential. A wide spectrum of educational activities focusing on social and humanitarian purposes creates conditions for development of life and professional self-determination of modern youth, for social communication, initiative, and activity. The state budgetary institution of additional education of the Kostroma region "Dvorets tvorchestva (Palace of creativity)" has rich traditions of development of social creativity. The article reveals the educational feature of the additional general educational program of children's creative associations, in which each project regardless of its purpose provides every student with the opportunity to carry out social tests, choose their own niche of social reality, and make adjustments to their life plans. In the educational activities of most children's creative associations of the Dvorets tvorchestva (Palace of creativity) not only the acquisition of knowledge and skills on the subject is carried out, but also the conditions for the manifestation of initiative, activity, creativity, leadership position are being created. At the same time, much attention is paid to creating a developing environment, strengthening motivation for the subject, identifying and activating internal resources of students. As experience shows that the preparation of children for a future successful life depends on the presence of relationships in the staff of the institution which actualizes creative activity in social and humanitarian activities.
Key words: additional education, social and humanitarian orientation, social creativity, accessibility of education, strategy of successful activity, self-development, pedagogical support.
Введение
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и ак-
тивно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к данной личности - творческой, активной, социально ответственной, обла-
Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: 101 исследования и анализ результативной практики
дающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Качественный скачок в развитии новых информационных технологий повлек за собой потребность общества в людях, обладающих современным мышлением, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, быть готовыми к будущей успешной жизни [Логинова, 2020; Синицын, 2019].
С 1 сентября 2020 года вступил в силу закон № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся», инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным, о воспитательной составляющей образования. Главная позиция: воспитание детей и молодежи важно сделать обязательной частью образовательного процесса [Закон № 304-Ф3 ... , 2020].
В этой связи развитие социального творчества в системе дополнительного образования имеет огромный воспитательный потенциал, направленный на выстраивание успешных индивидуальных жизненных траекторий обучающихся [Асафова, 2017; Гущина, 2019]. Событийность социального творчества предполагает добровольное участие детей в совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятель-
ность всегда сопряжена с личной инициативой обучающегося, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью [Рожков, 2006].
Мы рассматриваем социальное творчество как:
- «деятельность, направленную на поиск оригинальных решений в нестандартных ситуациях» [Шемет, 1996, с. 45];
- «процесс осуществления социально значимой деятельности, направленной на преобразование действительности» [Андреев, 1992, с. 98; Рубинштейн, 2002, с. 78];
- «способность анализировать, обобщать и использовать на практике свой жизненный опыт с углублением субъектных позиций и активности молодого человека» [Каган, 1981, с. 67];
- «способ получения определенного социального опыта через социальное взаимодействие с окружающими» [Рожкова, 1993, с. 18];
- «основу формирования качеств личности: способности делать самостоятельный выбор, умения организовывать себя и других и др.» [Гессен, 1995, с. 78; Коган, 1976, с. 46; Рожков, 2021].
Результаты исследования
Формирование у детей мотивов социального творчества - стержневое направление в деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образо-
ШИвитие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики
вания Костромской области «Дворец творчества» (далее Дворец).
Система развития социального творчества предполагает:
- «сопровождение образовательной и творческой деятельности в детских творческих коллективах, где ребёнок получает необходимые знания и умения, формирует позиции и установки на преобразовательную деятельность, на проявление социальной активности и компетентности» [Девятерикова, 2019, с. 35; Золотарева, 1998, с. 23; Золотарева, 2018];
- «включение обучающихся в различные события, отношения с окружающим миром (построение отношений происходит как внутри коллектива, так и за его пределами)» [Мудрик, 1989, с. 69; Новикова, 1978, с. 113; Камнев, 2021];
- «организацию содержательных событий, различных программ, коллективных действий, акций, расширяющих поле включенности детей в социальное творчество» [Белкин, 1991, с. 76; Мусина, 2021].
Определив функцию развития социального творчества в качестве основной, педагоги Дворца по-новому посмотрели на свои образовательные программы, сделав акцент на формирование самостоятельности и независимости молодого человека в будущем, поиске вариантов общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального результата.
На практике многие педагоги Дворца используют ресурс социаль-
ного творчества в решении целого комплекса задач, исходя из потребностей как ребёнка, так и общества. Например, программа Школы «Ступени роста» ориентирована на предоставление образовательных ресурсов, направленных на расширение и углубление социального опыта современного подростка, связана с получением умений и навыков по проектированию личностного развития обучающихся.
В процессе освоения образовательных блоков программы обучающиеся изучают и развивают индивидуальный лидерский потенциал, осваивают способы совместной деятельности по прогнозированию, управлению и продвижению социально-значимых проектов, направленных на преобразование своей малой родины. Обучающиеся не только получают современные знания, востребованные жизнью, но и непосредственно участвуют в реальной социальной практике, результатом которой является определенный продукт социального творчества (реализация проекта, волонтерская акция, выпуск газеты, организация досуговых и интеллектуальных дел). При этом ребенок выступает в событии как субъект деятельности и отношений. Он имеет возможность выбирать виды деятельности, время и меру собственного участия.
«Образовательная деятельность в творческих объединениях, независимо от их направленности, обеспечивает каждому обучающе-
Т. Ф. Асафова, Е. В. ДевятерикоШ
муся возможность осуществить социальные пробы» [Рожков, 2009, с. 10], «выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои жизненные планы» [Вульфов, 1994, с. 15].
В образовательной деятельности большинства детских творческих объединений Дворца осуществляется не только приобретение знаний и навыков по предмету, а создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества, лидерской позиции. При этом большое внимание уделяется созданию развивающей среды, выявлению и активизации внутренних ресурсов обучающихся. Это можно проследить на примере детских творческих объединений «Проектная и исследовательская работа», «Клуб интеллектуальных игр», «Компьютерный дизайн», «Я и мир вокруг меня», Школы «Современные ценности жизни» и др. В практику образовательной деятельности педагоги включают компоненты социального творчества такие как самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также формирование и позиции.
В образовательной программе «Мастерская искусств «Талант-город» акцент сделан на активные имитационные игровые формы. Программа предоставляет каждому
ребенку большую свободу выбора действий, дает возможность реализовать свои интересы, проявить умение принимать верные решения в условиях быстро меняющихся ситуаций. Предоставление возможности ребенку выступить в самых разнообразных ролях, активно усваивать элементы различных жизненных ситуаций способствует закреплению в их сознании и поведении новых социальных знаний и навыков, накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь.
Образовательная программа «Костромской край - открытие юных» является одним из инновационных направлений Дворца. Обучающиеся из общеобразовательных организаций Костромской области разрабатывают туристические маршруты для посещения уникальных мест в Костромской области, организуют деятельность по охране уникальных природных объектов: дворянских усадеб, парков, природных заповедников, собирают воспоминания земляков, фотографии, легенды. В рамках данной программы организованы онлайн-путешествия по области -это интересная востребованная площадка для самореализации детей, один из путей профессиональной ориентации обучающихся.
Наличие успешных социальных практик включения обучающихся в отношения с окружающим миром создают образовательные программы школы «Лидер», «Медиаkids», Мастерской педагогического твор-
Р03витие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики
чества, Школы «Дипломатия», Арт-клуба «PROчтение», «Костромской регион - адреса притяжения» и др. Участники программ как индивидуально, так и в творческих группах создают исследовательские, презентационные проекты, медиа-карты, в которых определяют проблемы, ресурсы, точки роста, модели возможных сценариев развития жизни. Реализация содержания программ обеспечивает педагогическую поддержку процесса развития и обогащения познавательных и социальных возможностей подростков, помогает им занять активную позицию в коллективе, придать общественную направленность увлечениям, а также формируют самостоятельность и независимость в будущем, что является важным фактором формирования социального творчества.
Логика выстраивания образовательной модели в каждом детском объединении строится на гармоничном переплетении образования, общения, деятельности, которые определяют позитивные изменения в коллективе и создают комфортную среду для творческой деятельности [Голованов, 2001; Олейникова, 2010; Шин-кевич, 1996]. Привлечение обучающихся к планированию жизни в детском сообществе, обеспечение вариативности их участия в делах коллектива, совместная выработка норм жизнедеятельности, сохранение ценностей, норм, традиций жизни определяют позитивные изменения в общности и в окружающей действи-
тельности. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходит при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, «огоньки», «аукционы», презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, тренингов, анализа конкретных ситуаций и т. д.) способствует эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем. Побуждающие педагогические средства (игра, слово, соревнование, создание эстетики воспитательного пространства), используемые при организации событий, оказывают, как показывает практика, существенное влияние на формирование социальности ребенка.
Возможность проявить самостоятельность, творчество, лидерские качества, реализовать свои интересы обучающиеся могут, участвуя в современных социально-педагогических проектах: областная дистанционная экономическая школа, Фестиваль-конкурс «Новый взгляд», конкурс проектов «Приезжайте в гости к нам», «Губернская экспедиция», «Книга добрых дел» и др. Данные социально значимые события предусматривают различные конкурсы и акции, позволяющие нам привлечь к социальному творчеству ежегодно около 20 тыс. обучающихся. В результате участия в различных акциях создается социальная и педагогическая среда, единое пространство взаимодейст-
Т. Ф. Асафова, Е. В. Девятерик1о0в4а
вия, в которой подрастающее поколение осваивает опыт управления, организации своей жизни, учится решать свои проблемы и проблемы родного города, села, деревни. Организуемые события создают условия для проектно-практической и исследовательской деятельности, для реализации собственных проектов, для включения в реальную преобразовательскую практику, в социальное творчество.
Предоставление ребёнку возможности реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности на основе осознанного выбора является наиболее важным аспектом данной деятельности.
Большую роль для проявления творческой активности детей в социально значимой деятельности и в развитии социального творчества играет областная детская общественная организация Российское движение школьников, базой функционирования которой является Костромской Дворец творчества.
Программы детской организации создают основу для добровольческого движения детей Костромской области. Реализация программ: «Дети ради детей», «Время добрых дел», заочный поисковый конкурс «Судьба семьи в судьбе родного края», поисковая акция «Полотно Победы» позволяют объединить усилия детей на основе равного партнерства, способствуют привлечению внимания различных партнерских организаций к деятельности детской организации.
Именно детские организации являются площадкой социального творчества детей, и при поддержке (методической, организационной, педагогической) инициатив участников они служат делу гражданского становления подрастающего поколения.
Устойчивая интеграция в системе образования, укрепление связей со сферой профессионального и высшего образования, ориентация на непрерывность образования определили дополнительное образование как социализирующее пространство, ориентирующее на будущее каждого ребенка. Формирование партнерских взаимоотношений с представителями государственной и исполнительной власти способствует созданию условий для реализации социальных и творческих инициатив детей. К проведению социально значимых и добровольческих акций подключаются бизнес-сообщества, известные в области политики, в результате чего обеспечивается взаимодействие детей и взрослых на основе диало-гичности общения, партнерских отношений, что способствует созданию в регионе пространства взаимодействия и сотрудничества, являясь действенным механизмом развития социального творчества.
Заключение
Таким образом, отмечая возросший интерес науки и практики к проблемам включения детей в социальное творчество, мы соотносим данный факт с укреплением новых
Р05витие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики
социальных требований к дополни- формированием и развитием ини-
тельному образованию, суть кото- циативности ребенка, со стремлени-
рых связана с приобретением обу- ем реализовать себя в различных
чающимися жизненного опыта, с сферах жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Андреев В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань, 1992. 284 с.
2. Асафова Т. Ф. Создание современных моделей образовательной деятельности в дополнительном образовании Костромской области на основе межведомственного взаимодействия // Муниципальное пространство дополнительного образования детей: возможности и перспективы развития одаренности : материалы научно-практической конференции / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : Канцлер, 2017. С. 214-218.
3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва : Просвещение, 1991. 176 с.
4. Вульфов Б. З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. 1994. № 2. С. 28-37.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва : Школа-пресс, 1995. 127 с.
6. Голованов В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Москва : Центр «Школьная книга», 2001. 224 с.
7. Гущина Т. Н. Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 8-15.
8. Девятерикова Е. В. Модель социального воспитания детей в организациях дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. 2019. №5. С. 32-38.
9. Золотарева А. В. Время делать стратегический выбор // Педагогический калейдоскоп. Ярославль : РИО ОЦДЮ, 1998. № 2. С. 21-26.
10. Золотарева А. В. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Золотарева, М. А. Куличкина, И. С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 61-75.
11. Каган М. С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. № 10. С. 45-68.
12. Камнев А. Н. Деятельное экологическое образование как элемент воспитания гражданской ответственности и субъективности подростка // Социальное политические исследования. 2021. №1. С. 98-112.
13. Коган Л. Н. Культура и творчество // Культура и творчество масс. Свердловск, 1976. 234 с.
14. Логинова А. Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2. С. 8-14.
Т. Ф. Асафова, Е. В. ДевятеритЩб
15. Мудрик А. В. Личностный подход в процессе воспитания старшеклассников во временном коллективе // Воспитание старшеклассников во временном школьном коллективе. Кострома, 1989. С. 58-64.
16. Мусина Д. С. Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования // Социальное политические исследования. 2021. №1. С. 124-133.
17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Москва : Педагогика, 1978. 144 с.
18. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. № 1-2 (13). Т. 2. С. 282-287.
19. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон N 304-Ф3 от 31.07.2020.
20. Рожков М. И. Концепция воспитания свободного человека // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ: сборник под науч. ред. М. И. Рожкова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. С. 4-24.
21. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей как функция учреждений дополнительного образования в регионе // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009. № 8. С. 8-13.
22. Рожков М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1. С. 37-47.
23. Рожкова О. Ф. Уроки социального творчества. В помощь учителю. Набережные Челны : Издательство КАМАЗ, 1993. 273 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 720 с.
25. Синицын И. С. Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4. С. 40-46.
26. Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе / И. С. Шемет, В. В. Козлов. Ярославль : ЯрГУ, 1996. 206 с.
27. Шинкевич И. В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы внешкольного дополнительного образования детей // Внешкольник. Ярославль. 1996. № 3. С. 5-8.
Reference list
1. Andreev V. I. Samorazvitie tvorcheskoj, konkurentosposobnoj lichnosti menedzhera = Self-development of a creative, competitive personality of a manager. Kazan', 1992. 284 s.
2. Asafova T. F. Sozdanie sovremennyh modelej obrazovatel'noj dejatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii Kostromskoj oblasti na osnove mezhvedomstvennogo vzaimodejstvija = Creation of modern models of educational activities in additional education in the Kostroma region on the basis of interdepartmental interaction // Municipal'noe prostranstvo dopolnitel'nogo obrazovanija detej: vozmozhnosti i perspektivy razvitija odarennosti : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii pod nauch. redakciej T. N. Gushhinoj. Jaroslavl' : Kancler, 2017. S. 214-218.
108
Т. Ф. Асафова, Е. В. Девятерикова
3. Belkin A. S. Situacija uspeha. Kak ee sozdat': kniga dlja uchitelja = Success situation. How to create one: teacher's book. Moskva : Prosveshhenie, 1991. 176 s.
4. Vul'fov B. Z. Professional'naja refleksija v nepreryvnom obrazovanii = Professional reflection in continuing education // Gumanizacija obrazovanija. 1994. № 2. S. 28-37.
5. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju = Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy. Moskva : Shkola-press, 1995. 127 s.
6. Golovanov V. P. Stanovlenie i razvitie regional'noj sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah = Formation and development of the regional system of additional education for children in modern sociocultural conditions. Moskva : Centr «Shkol'naja kniga», 2001. 224 s.
7. Gushhina T. N. Rezul'taty opytno-jeksperimental'noj raboty po social'nomu razvitiju detej v dopolnitel'nom obrazovanii = The results of experimental work on the social development of children in additional education // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 3. S. 8-15.
8. Devjaterikova E. V. Model' social'nogo vospitanija detej v organizacijah dopolnitel'nogo obrazovanija = Model of social education of children in organizations of additional education // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. 2019. №5. S. 32-38.
9. Zolotareva A. V. Vremja delat' strategicheskij vybor = Time to make strategic choices // Pedagogicheskij kalejdoskop. Jaroslavl' : RIO OCDJu, 1998. № 2. S. 21-26.
10. Zolotareva A. V. Koncepcija obespechenija dostupnosti dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm = The concept of ensuring the availability of additional general education programs / A. V. Zolotareva, M. A. Kulichkina, I. S. Sinicyn // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 6. S. 61-75.
11. Kagan M. S. Nekotorye voprosy vzaimosvjazi filosofii i pedagogiki = Some issues of the relationship between philosophy and pedagogy // Sovetskaja pedagogika. 1981. № 10. S. 45-68.
12. Kamnev A. N. Dejatel'noe jekologicheskoe obrazovanie kak jelement vospitanija grazhdanskoj otvetstvennosti i sub#ektivnosti podrostka = Active environmental education as an element of education for civic responsibility and subjectivity of a teenager // Social'noe politicheskie issledovanija. 2021. №1. S. 98-112.
13. Kogan L. N. Kul'tura i tvorchestvo = Culture and creativity // Kul'tura i tvorchestvo mass. Sverdlovsk, 1976. 234 s.
14. Loginova A. N. Osobennosti realizacii setevoj formy dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm = Features of the implementation of the network form of additional general education programs // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. №2. S. 8-14.
15. Mudrik A. V. Lichnostnyj podhod v processe vospitanija starsheklassnikov vo vremennom kollektive = Personal approach in the process of upbringing high school students in a temporary team // Vospitanie starsheklassnikov vo vremennom shkol'nom kollektive. Kostroma, 1989. S. 58-64.
16. Musina D. S. Kollaborativnaja sreda kak blagoprijatnoe uslovie dlja formirovanija professional'noj kompetentnosti pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija = Collaborative environment as a favorable condition for the formation of professional competence of teachers of additional education // Social'noe politicheskie issledovanija.
Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: 109 исследования и анализ результативной практики
2021. №1. S. 124-133.
17. Novikova L. I. Pedagogika detskogo kollektiva = Pedagogy of the children's collective. Moskva : Pedagogika, 1978. 144 s.
18. Olejnikova L. T. Dopolnitel'noe obrazovanie detej - potencial vospitanija = Additional education of children - the potential of upbringing // Molodoj uchenyj. 2010. № 1-2 (13). T. 2. S. 282-287.
19. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitanija obuchajushhihsja: Federal'nyj zakon N 304-FZ ot 31.07.2020 = The Russian Federation. Laws. On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students: Federal Law N 304-FZ of July 31, 2020.
20. Rozhkov M. I. Koncepcija vospitanija svobodnogo cheloveka = Free man upbringing concept // Koncepcii vedushhih uchenyh instituta pedagogiki i psihologii JaGPU: sbornik pod nauch. red. M. I. Rozhkova. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. S. 424.
21. Rozhkov M. I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej kak funkcija uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija v regione = Social and pedagogical support of children as a function of additional education institutions in the region // Nauchno-metodicheskij zhurnal zamestitelja direktora shkoly po vospitatel'noj rabote. 2009. № 8. S. 8-13.
22. Rozhkov M. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija podrostkov v dopolnitel'nom obrazovanii = Pedagogical support of self-development of adolescents in additional education / M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 1. S. 37-47.
23. Rozhkova O. F. Uroki social'nogo tvorchestva. V pomoshh' uchitelju = Social creativity lessons. To help the teacher. Naberezhnye Chelny : Izdatel'stvo KAMAZ, 1993. 273 s.
24. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii = Fundamentals of general psychology. Sankt-Peterburg : Piter, 2002. 720 s.
25. Sinicyn I. S. Informacionnoe obespechenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Information support of the availability of additional education for children // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 4. S. 40-46.
26. Shemet I. S. Primenenie integrativnyh psihotehnologij v social'noj rabote = The use of integrative psychotechnology in social work / I. S. Shemet, V. V. Kozlov. Jaroslavl' : JarGU, 1996. 206 s.
27. Shinkevich I. V. O nekotoryh sovremennyh tendencijah i problemah razvitija sfery vneshkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej = On some modern trends and problems of the development of the sphere of extracurricular additional education of children // Vneshkol'nik. Jaroslavl'. 1996. № 3. S. 5-8.
110
T. 0. Áca^oea, E. B. ffeenmepuKoea