Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / САМООБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фришман Ирина Игоревна

Актуальность статьи определена несоответствием образовательных потребностей педагогов дополнительного образования предлагаемым и существующим технологиям их профессионально-личностного развития, что обусловило необходимость определения современного содержания, эффективных форм, методов, условий саморазвития и самоорганизации специалистов дополнительного образования. Разнообразие методологических подходов к определению содержания профессионального и личностного развития педагога в условиях модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования также затрудняет определение перечня педагогических компетенций и условий их развития. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования рассматривается как система процессов, раскрывающая субъектный потенциал личности, связанный с вариантами функций в организации дополнительного образования. В результате исследования перспективных концептуальных положений и анализа научно педагогической литературы в формате изучения особенностей процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования автором уточнено содержание понятия «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования», а именно: это процесс поэтапного решения познавательных, коммуникативных, морально-этических задач в ходе самообразования и рефлексии. Рассмотрены возможности профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования. В статье рассматриваются методологические подходы, обосновывающие особенности процесса профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования. В результате изучения отечественных психолого-педагогических, научных подходов к понятию «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» автор выделяет сущностные характеристики рассматриваемого феномена: ориентированность на достижение цели, владение предметными знаниями, способами саморазвития, самодиагностики, самооценки, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексия, владение образовательными технологиями развития и саморазвития личности, креативность, социальная активность и ответственность. Определены два основных направления профессиональной подготовки в контексте управления персоналом, кадрового менеджмента образовательной организации: психолого-педагогическое направление, обусловленное профессиональными требованиями к педагогу дополнительного образования; социально-предметное направление, обеспечивающее необходимый уровень овладения знаниями, умениями и навыками профилям (направленностям) программ дополнительного образования. Описываются приоритетные виды деятельности, влияющие на эффективность профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования; определяются механизмы самообразования и рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

The relevance of the article is determined by the discrepancy between the educational needs of teachers of additional education and the proposed and existing technologies for their professional and personal development, which made it necessary to determine the modern content, effective forms, methods, conditions for self-development and self-organization of additional education specialists. The variety of methodological approaches to determining the content of a teacher's professional and personal development in conditions of modernizing the infrastructure of the additional education system also makes it difficult to determine the list of pedagogical competencies and conditions for their development. The professional and personal development of additional education teachers is considered as a system of processes that reveals the subjective potential of the individual associated with options for functions in the organization of additional education. As a result of the study of promising conceptual provisions and the analysis of scientific pedagogical literature in the format of studying the features of the process of professional and personal development of additional education teachers, the author clarified the content of the concept of “professional and personal development of additional education teachers”, in particular: this is a process of step-by-step solving cognitive, communicative, moral and ethical problems during self-education and reflection. Possibilities of professional and personal development of additional education teachers are considered. The article considers methodological approaches justifying the peculiarities of the process of professional and personal development of the additional education teacher. As a result of studying domestic psychological and pedagogical, scientific approaches to the “professional and personal development of additional education teachers” concept, the author identifies the essential characteristics of the phenomenon under consideration: focus on achieving the goal, possession of substantive knowledge, ways of self-development, self-diagnostics, self-esteem, information-communicative competence, reflection, knowledge of educational technologies of development and self-development of the person, creativity, social activity and responsibility. Two main areas of professional training are defined in the context of personnel management, personnel management of the educational organization: psychological and pedagogical direction, due to professional requirements for a teacher of additional education; social-subject direction providing the necessary level of mastery of knowledge, skills in profiles (directions) of additional education programs. Priority activities affecting the effectiveness of professional and personal development of additional education teachers are described; self-formation and reflection mechanisms are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 379.8

doi: 10.20323/2658-428X-2021-4-13-121-132

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

Ирина Игоревна Фришман

Доктор педагогических наук, профессор, директор научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), г. Москва. [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2141-4205

Аннотация. Актуальность статьи определена несоответствием образовательных потребностей педагогов дополнительного образования предлагаемым и существующим технологиям их профессионально-личностного развития, что обусловило необходимость определения современного содержания, эффективных форм, методов, условий саморазвития и самоорганизации специалистов дополнительного образования. Разнообразие методологических подходов к определению содержания профессионального и личностного развития педагога в условиях модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования также затрудняет определение перечня педагогических компетенций и условий их развития. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования рассматривается как система процессов, раскрывающая субъектный потенциал личности, связанный с вариантами функций в организации дополнительного образования. В результате исследования перспективных концептуальных положений и анализа научно педагогической литературы в формате изучения особенностей процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования автором уточнено содержание понятия «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования», а именно: это процесс поэтапного решения познавательных, коммуникативных, морально-этических задач в ходе самообразования и рефлексии. Рассмотрены возможности профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования. В статье рассматриваются методологические подходы, обосновывающие особенности процесса профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования. В результате изучения отечественных психолого-педагогических, научных подходов к понятию «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» автор выделяет сущностные характеристики рассматриваемого

© Фришман И. И., 2021

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

121

феномена: ориентированность на достижение цели, владение предметными знаниями, способами саморазвития, самодиагностики, самооценки, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексия, владение образовательными технологиями развития и саморазвития личности, креативность, социальная активность и ответственность. Определены два основных направления профессиональной подготовки в контексте управления персоналом, кадрового менеджмента образовательной организации: психолого-педагогическое направление, обусловленное профессиональными требованиями к педагогу дополнительного образования; социально-предметное направление, обеспечивающее необходимый уровень овладения знаниями, умениями и навыками профилям (направленностям) программ дополнительного образования. Описываются приоритетные виды деятельности, влияющие на эффективность профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования; определяются механизмы самообразования и рефлексии.

Ключевые слова: система дополнительного образования, субъекты образовательной системы, профессионально-личностное развитие, управление персоналом, самообразование, рефлексия педагога

Для цитирования: Фришман И. И. Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. № 4 (13). С. 121-132. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-121-132

Original article

Features of the process of professional and personal development of additional education teachers

Irina I. Frishman

Doctor of pedagogical sciences, professor, director of the scientific and practical center of the International Union of Children's Public Associations "Union of Pioneer Organizations - Federation of Children's Organizations" (SPO-FDO), Moscow. [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2141-4205

Abstract. The relevance of the article is determined by the discrepancy between the educational needs of teachers of additional education and the proposed and existing technologies for their professional and personal development, which made it necessary to determine the modern content, effective forms, methods, conditions for self-development and self-organization of additional education specialists. The variety of methodological approaches to determining the content of a teacher's professional and personal development in conditions of modernizing the infrastructure of the additional education system also makes it difficult to determine the list of pedagogical competencies and

122

И. И. Фришман

conditions for their development. The professional and personal development of additional education teachers is considered as a system of processes that reveals the subjective potential of the individual associated with options for functions in the organization of additional education. As a result of the study of promising conceptual provisions and the analysis of scientific pedagogical literature in the format of studying the features of the process of professional and personal development of additional education teachers, the author clarified the content of the concept of "professional and personal development of additional education teachers", in particular: this is a process of step-by-step solving cognitive, communicative, moral and ethical problems during self-education and reflection. Possibilities of professional and personal development of additional education teachers are considered. The article considers methodological approaches justifying the peculiarities of the process of professional and personal development of the additional education teacher. As a result of studying domestic psychological and pedagogical, scientific approaches to the "professional and personal development of additional education teachers" concept, the author identifies the essential characteristics of the phenomenon under consideration: focus on achieving the goal, possession of substantive knowledge, ways of self-development, self-diagnostics, self-esteem, information-communicative competence, reflection, knowledge of educational technologies of development and self-development of the person, creativity, social activity and responsibility. Two main areas of professional training are defined in the context of personnel management, personnel management of the educational organization: psychological and pedagogical direction, due to professional requirements for a teacher of additional education; social-subject direction providing the necessary level of mastery of knowledge, skills in profiles (directions) of additional education programs. Priority activities affecting the effectiveness of professional and personal development of additional education teachers are described; self-formation and reflection mechanisms are defined.

Keywords: additional education system, subjects of educational system, professional-personal development, personnel management, self-education, teacher reflection

For citation: Frishman I. I. Features of the process of professional and personal development of additional education teachers. Social and political researches. 2021;4(13):121-132. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-121-132

Введение

Анализ результатов исследований учёными процесса профессионально-личностного развития свидетельствует о наличии отече-

ственных научных разработок в области личностного развития педагога дополнительного образования с учетом специфики сферы его педагогической деятельности [Асмо-

123"

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

лов, 1997; Асафова, 2021; Голованов, 2006; Гущина, 2013; Золотарёва, 2004; Фришман, 2004].

В связи с этим, можно выделить два основных направления профессиональной подготовки в контексте управления персоналом, кадрового менеджмента образовательной организации:

— психолого-педагогическое, обусловленное профессиональными требованиями к педагогу дополнительного образования;

— социально-предметное, обеспечивающее необходимый уровень овладения знаниями, умениями и навыками по направлениям (профилям) программ дополнительного образования.

В работах, посвященных управлению персоналом, раскрываются сущностные характеристики понятия «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» как нормы деятельности и компетентности, личностной характеристики в рамках полученного педагогического образования до вхождения в профессиональную деятельность педагога дополнительного образования. [Бурлакова, 2010; Гущина, 2009; Интеграция общего и дополнительного... , 2006; Фришман, 2020].

В результате изучения отечественных психолого-педагогических научных подходов к понятию «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» можно выделить следующее сущностные характеристики: ориен-

тированность на достижение цели, владение предметными знаниями, способами саморазвития, самодиагностики, самооценки, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексия, владение образовательными технологиями развития и саморазвития личности, креативность, социальная активность и ответственность.

Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования можно рассматривать, в том числе, как процесс совершенствования способов включения в педагогическую деятельность, которая осуществляется личностью в ходе решения морально-нравственных, познавательных, коммуникативных целевых установок при овладении необходимым комплексом профессионально важных качеств [Бруднов, 2000; Дополнительное образование детей ... , 2010; Евладова, 2002; Логинова, 2002; Методика преподавания по программам, 2020].

Особенности профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования обусловлены спецификой системы и содержания дополнительного образования детей [Закон об образовании. , 2021; Распоряжение Правительства РФ. , 2014].

Педагог дополнительного образования, как правило, владеет базовой предметной подготовкой на теоретическом и практическом уровнях. Данная подготовка по направлениям дополнительного образования ориентирована на ка-

124

И. И. Фришман

чественные изменения в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования с учетом применения ими способов саморазвития, самоорганизации, самообразования.

Специфика деятельности профессионально-личностного развития педагогов

Для качественного изменения уровня профессионально-

личностного развития педагогов дополнительного образования раскроем содержание аспектов их деятельности.

Изучение новинок литературы, статей, публикаций по проблематике профессиональной деятельности, личностному развитию.

Знакомство с профессиональной литературой позволяет педагогам дополнительного образования отслеживать новые тенденции в программном обеспечении детского объединения.

Чтение литературы в смежных областях позволяет педагогу получать информацию, связанную с расширением представлений и знаний в междисциплинарных сферах, например, информационных технологий, культурологии и истории, экономики и менеджмента.

Обновления профессиональных контактов.

Для педагога дополнительного образования необходимо постоянно обновлять профессиональные контакты. В системе дополнительного образования организуются различные региональные, федеральные и

международные мероприятия, позволяющие решить эту задачу. Широкая география событий предоставляет возможность педагогам за короткий срок узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей программ дополнительного образования, профессионально-личностного развития, стать участником дискуссий.

• Использование возможностей социальных сетей, медиотехнологий.

Кроме государственных институтов повышения квалификации, институтов развития образования, многие высшие учебные заведения имеют факультеты или отделения дополнительного образования педагогов. Семинары и тренинги, ве-бинары, обмен опытом представителей сообществ педагогов дополнительного образования проводят негосударственные учебные центры (в онлайн и офлайн форматах).

• Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании.

Возможности профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования сегодня охватывают широкий спектр получения дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Организациям дополнительного образования в настоящее время помимо педагогической деятельности необходимо привлекать дополнительные источники финансирования и специалистов непедагогической отросли. Для

125

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

управления финансовыми потоками, подбора персонала, проведения маркетинговых и рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

• Рефлексия - основной механизм личностного развития.

Как показывают исследования, рефлексия у педагогов дополнительного образования является необходимым аспектом успешной реализации профессиональной деятельности [Анисимов, 2002; Ку-люткин, 2006].

Решающий элемент рефлексии -возможность педагогу дополнительного образования сделать осознанный выбор профессиональной позиции, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее.

К особенностям профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования относятся мастерство педагога в определенной предметной деятельности, его целеустремленность, коммуникативность, креативность, способность решать проблемы и преодолевать трудности, положительная Я-концепция, приверженность интересам ребенка, стремление к саморазвитию [Асмолов, 1997; Голованов, 2018].

К формальным характеристикам педагога дополнительного образования относятся профессиональное образование, знания и навыки в об-

ласти педагогики, психологии, нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей.

Таким образом, определяя сущностные характеристики понятия «Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» остановимся на следующих положениях:

— профессионально-личностное развитие педагога дополнительного образования целесообразно осуществлять без отрыва от педагогической деятельности в учреждении, используя способы самообразования и педагогического взаимодействия;

— уровень профессионально-личностного развития педагога определяются практическим опытом реализации программ дополнительного образования, готовностью к использованию механизмов рефлексии и принятия управленческих решений;

— методическое обеспечение профессионально-личностного развития педагога связано с построением индивидуальных траекторий развития, позволяющих влиять на уровень компетентности педагога дополнительного образования в соответствии с меняющимися требованиями.

Понятие «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования» в контексте процесса управления персоналом организации, кадрового менеджмента может рассматриваться как система процессов, раскрываю-

126

И. И. Фришман

щая субъектный потенциал личности, который связан с вариантами функций в учреждении дополнительного образования. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования понимается как процесс творческой самореализации личности, предполагающий проектирование качественных изменений на различных этапах жизнедеятельности, проявляющиеся в компетенциях, личностных качествах в результате влияния профессии и собственной активности, способствует эффективности выполнения профессиональных функций.

Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования представляет собой единство саморазвития и самоорганизации личности, результатом которого становятся инновации в профессиональной деятельности.

На основе анализа научных подходов к понятию «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования», отечественных и зарубежных образовательных теорий развития профессиональной компетентности личности, междисциплинарных связей психологии развития личности, возрастной психологии, психологии труда, ак-меологии, научно-педагогической литературы по теме исследования можно утверждать, что учебно-познавательные и метапрофессио-нальные качества позволяют педагогу продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность на

современном уровне и развиваться на протяжении всех этапов обучения и саморазвития.

Рефлексия как системообразующий элемент и условие профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования, метакомпетентность являются основным механизмом развития профессиональной компетентности педагога. Развитие рефлексивных способностей педагога обеспечивает возможность роста и качественных изменений в его профессиональной деятельности на различных уровнях освоения профессии педагога дополнительного образования, предотвращение профессиональной стагнации, профессиональных деформаций, эмоционального выгорания. В этом случае происходит обогащение и появление источников нового профессионального опыта, создается возможность для разработки и внедрения в деятельность учреждения дополнительного образования авторских программ и проектов.

При наличии профессии «педагог дополнительного образования» недостаточно внедрена система профессиональной подготовки к ней. Для педагога дополнительного образования характерна определенная мобильность в профессиональной деятельности. Полученное профессиональное образование и жизненный опыт, интерес к реализации программ дополнительного образования являются основаниями его педагогической деятельности.

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

127

Особенности профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования обусловлены спецификой системы, содержания дополнительного образования детей, профессионального образования, жизненного опыта, разноплановой мотивацией к педагогической деятельности, успешностью в предыдущей профессиональной деятельности и ориентацией на успех в педагогической деятельности.

Большинство изученных в ходе исследования научных разработок, посвященных развитию личности педагога дополнительного образования, его профессионализма, педагогического мастерства, содержат описание профессионально-личностного развития на базе полученного в вузе педагогического образования по специальности «Учитель», без учета специфики системы дополнительного образования. Разнообразие подходов к определению содержания профессионально-личностного развития педагога в условиях модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования затрудняет определение перечня педагогических компетенций и определение условий их формирования и развития.

В связи с этим в научной литературе и практике по проблеме профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования превалирует традиционный когнитивный подход к повышению квалификации в системе дополнительного профессионального образования с отрывом от пе-

дагогической деятельности. Овладение педагогом дополнительного образования способами саморазвития, самообразования и рефлексии является особенностью изучаемого явления.

Заключение

Несоответствие образовательных потребностей педагогов дополнительного образования предлагаемым и существующим технологиям профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования обусловило необходимость определения современного содержания, эффективных форм и методов, условий саморазвития и самоорганизации педагогов дополнительного образования.

Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования может рассматриваться как система процессов, раскрывающая субъектный потенциал личности, связанный с вариантами функций в учреждении дополнительного образования.

В результате исследования перспективных концептуальных положений и анализа научной педагогической литературы было уточнено содержание понятия «профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования».

Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования рассматривается как процесс поэтапного решения познавательных, коммуникативных,

128

И. И. Фришман

морально-этических задач в ходе самообразования и рефлексии.

Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования. Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога

находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное - это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций.

Библиографический список

Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. №9. С. 6-8.

Анисимов О. С. Онтологии в рефлексивном пространстве. Москва : Вестник АСМБ, 2002. 400 с.

Асафова Т. Ф. Развитие социального творчества в системе дополнительного образования: исследования и анализ результативной практики / Т. Ф. Асафова, Е. В. Девятерикова // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 100-110.

Бруднов А. К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования детей // От внешкольной работы - к дополнительному образованию. Москва : ВЛАДОС, 2000. С. 2-8.

Бурлакова И. В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования. URL: http://festival.1september.ru/articles/584687/. (Дата обращения: 01.10.2021).

Голованов В. П. Актуальные проблемы воспитания в системе дополнительного образования детей. Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций // Дополнительное профессиональное образование педагогов в области воспитания и социализации. Сборник вариативных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогов. Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. С. 212-242.

Голованов В. П. Развитие полисферности дополнительного образования детей. Йошкар-Ола : Марийский гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.

Гущина Т. Н. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования : коллективная монография / под ред. А. В. Золотарёвой, С. Л. Паладьева. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. 300 с.

Гущина Т. Н. Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов // Региональные проблемы развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

129

образования : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова, А. В. Золотарёвой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. 304 с.

Гущина Т. Н. О формировании тьюторской позиции педагога дополнительного образования в процессе повышения квалификации: возможности и ограничения // Чтения Ушинского. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 31-35.

Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. Москва : Владос, 2002. 348 с.

Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности: Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»). Ярославль : Акад. развития, 2004. 303 с.

Интеграция общего и дополнительного образования : практическое пособие / под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золотарёвой. С. Л. Паладьева. Москва : АРКТИ, 2006. 296 с.

Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и образование взрослых // Человек и образование, 2006. № 8-9. С. 50-51.

Логинова Л. Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей : сб. науч. -метод. и инструктив. материалов. Москва : АРКТИ, 2002. 174 с.

Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности : учебное пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 241 с.

Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ № 85 от 5 апреля 2021г.)

Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р.

Фришман И. И. Сетевые модели социального партнёрства в дополнительном образовании детей как инновационные практики // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 92-101.

Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва : ACADEMIA, 2004. 158 с.

Reference list

Asmolov A. G. Dopolnitel'noe obrazovanie kak zona blizhajshego razvitija obrazovanija v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k pedagogike razvitija = Additional education as a zone of the closest development of education in Russia: from traditional pedagogy to pedagogy of development // Vneshkol'nik. 1997. №9. S. 6-8.

Anisimov O. S. Ontologii v refleksivnom prostranstve. Ontology in reflexive space Moskva : Vestnik ASMB, 2002. 400 s.

Asafova T. F. Razvitie social'nogo tvorchestva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: issledovanija i analiz rezul'tativnoj praktiki = Development of social creativity in the system of additional education: research and analysis of effective practices / T. F. Asafova, E. V. Devjaterikova // Social'no-politicheskie issledovanija. 2021. № 2 (11). S. 100-110.

130

И. И. Фришман

Brudnov A. K. Problemy stanovlenija i razvitija sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Problems in the formation and development of children's supplementary education // Ot vneshkol'noj raboty - k dopolnitel'nomu obrazovaniju. Moskva : VLADOS, 2000. S. 2-8.

Burlakova I. V. Ispol'zovanie novyh pedagogicheskih tehnologij pri organizacii pedagogicheskogo processa v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija = Use of new pedagogical technologies in the organization of the pedagogical process in additional education institutions. URL: http://festival.1september.ru/articles/584687/. (Data obrashhenija: 01.10.2021).

Golovanov V. P. Aktual'nye problemy vospitanija v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej. Dopolnitel'naja professional'naja obrazovatel'naja programma povyshenija kvalifikacii rukovodjashhih i pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'nyh organizacij = Topical problems of raising children in the system of additional education. Additional professional training programme for management and teaching staff of educational organizations // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie pedagogov v oblasti vospitanija i socializacii. Sbornik variativnyh dopolnitel'nyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm povyshenija kvalifikacii pedagogov. Moskva : FGBNU «IIDSV RAO», 2018. S. 212-242.

Golovanov V. P. Razvitie polisfernosti dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Development of polysecurity in supplementary education for children Joshkar-Ola : Mapijskij gos. ped. in-t, 2006. 339 s.

Gushhina T. N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razvitija regional'noj sistemy obrazovanija = Complementary education of children as a factor in the development of the regional education system: kollektivnaja monografija / pod red. A. V. Zolotarjovoj, S. L. Palad'eva. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. 300 s.

Gushhina T. N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razvitija obrazovatel'nyh uchrezhdenij raznyh tipov = Additional education of children as a factor in the development of educational institutions of various types // Regional'nye problemy razvitija obrazovanija : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova, A. V. Zolotarjovoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010. 304 s.

Gushhina T. N. O formirovanii t'jutorskoj pozicii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija v processe povyshenija kvalifikacii: vozmozhnosti i ogranichenija = On the formation of the tutor position of the additional education teacher in the process of advanced training: opportunities and restrictions // Chtenija Ushinskogo. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. S. 31-35.

Evladova E. B. Dopolnitel'noe obrazovanie detej = Additional education of children: ucheb. posobie dlja studentov uchrezhdenij sred. prof. obrazovanija / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. N. Mihajlova. Moskva : Vlados, 2002. 348 s.

Zolotareva A. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: teorija i metodika social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti: Federal'naja celevaja programma «Kul'tura Rossii» (podprogramma «Podderzhka poligrafii i knigoizdanija Rossii») = Additional education of children: theory and methodology of socio-pedagogical activity: federal target program "Culture of Russia" (subprogramme "Support of graphic arts and book publishing of Russia"). Jaroslavl' : Akad. razvitija, 2004. 303 s.

Особенности процесса профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования

131

Integracija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija = Integration of general and supplementary education : prakticheskoe posobie / pod red. E. B. Evladovoj. A. V. Zolotarjovoj. S. L. Palad'eva. Moskva : ARKTI, 2006. 296 s.

Kuljutkin Ju. N. Izmenjajushhijsja mir i obrazovanie vzroslyh = The changing world and adult education // Chelovek i obrazovanie, 2006. № 8-9. S. 50-51.

Loginova L. G. Tehnologija attestacii i akkreditacii uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Technology of certification and accreditation of institutions for additional education of children : sb. nauch.-metod. i instruktiv. materialov. Moskva : ARKTI, 2002. 174 s.

Metodika prepodavanija po programmam dopolnitel'nogo obrazovanija v izbrannoj oblasti dejatel'nosti = Methods of teaching additional education programmes in chosen areas of activity : uchebnoe posobie / pod. red. L. V. Bajborodovoj. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Izdatel'stvo Jurajt, 2020. 241 s.

Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (FZ № 85 ot 5 aprelja 2021g.) = Law on Education in the Russian Federation (Federal Law No. 85 dated from April 5, 2021).

Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30 aprelja 2014 g. № 722-r = Decree of the Government of the Russian Federation dated April 30, 2014 No. 722-p.

Frishman I. I. Setevye modeli social'nogo partnjorstva v dopolnitel'nom obrazovanii detej kak innovacionnye praktiki = Network models of social partnership in children's complementary education as innovative practices // Social'no-politicheskie issledovanija. 2020. № 2 (7). S. 92-101.

Frishman I. I. Metodika raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija = Methods of work of the additional education teacher : ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster. Moskva : ACADEMIA, 2004. 158 s.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted on 22.10.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication on 30.11.2021

132

И. И. Фришман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.