ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.8
И. И. Фришман https://orcid.org/0000-0003-2141-4205
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики
Для цитирования: Фришман И. И. Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 92-101. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-2-7-92-101
В статье рассматриваются подходы, факторы, риски при реализации сетевых моделей социального партнерства как инновационных образовательных практик. В системе современного отечественного непрерывного образования существуют инновационные образовательные практики, в основе которых лежат внутренние и внешние механизмы интеграции образовательной деятельности. Данные механизмы отражают социальные, финансовые, кадровые, организационные и психолого-педагогические стороны, необходимые для реализации взаимодействия организаций и педагогических работников общего и дополнительного образования. Дополнительное образование детей реализуется как элемент, способствующий скреплению формального, неформального и информального образования в единую систему непрерывного образования. Наиболее эффективным способом конструирования современного содержания дополнительного образования детей является сетевая модель. В представленной статье описываются эффективные условия развития сетевых моделей социального партнерства. Сеть является способом совместной деятельности, направленной на решение определенной проблемы, которая объединяет всех заинтересованных субъектов, вступивших в сеть. Все субъекты являются независимыми в своей основной деятельности и взаимодействуют только в рамках данной проблемы, при необходимости объединяя ресурсы для ее решения. В статье также представлены выявленные в процессе проведенного автором исследования типичные для социального партнерства группы рисков: риски, относящиеся к «человеческому фактору» (пассивность субъектов сетевого взаимодействия, их неготовность к социальному партнерству и инновационной деятельности в целом, недостаточная компетентность специалистов); экономические риски (уменьшение или прекращение финансирования инновационной деятельности, вынужденная коммерциализация образовательных услуг, уменьшение числа детей, вовлеченных в образовательные программы); риски внешнего влияния (влияние средств массовой информации, субкультур, социума). В статье актуализирована проблема минимизации вероятных негативных последствий.
© Фришман И. И., 2020
92
И. И. Фришман
Ключевые слова: сетевая модель, социальное партнерство, дополнительное образование детей, образовательные практики, условия развития партнерства, ресурсы образования, партнерство внутри сети, интеграция образовательной деятельности.
THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_
I. I. Frishman
Network models of social partnership in additional education of children as innovative educational practices
The article considers approaches, factors, and risks in implementing network models of social partnership as innovative educational practices. In the system of modern Russian continuing education, there are innovative educational practices that are based on internal and external mechanisms for integrating educational activities. These mechanisms reflect the social, financial, personnel, organizational, and psychological and pedagogical aspects necessary for teachers of General and additional education. Additional education of children's interaction between organizations and teachers is implemented as an element that contributes to the consolidation of formal, non-formal and informal education into a single system of continuing education. The most effective way to construct the modern content of children's additional education is the network model. This article describes the effective conditions for the development of network models of social partnership. A network is a way of working together to solve a specific problem that brings together all the stakeholders who have joined the network. All subjects are independent in their main activities and interact only within the framework of this problem, if necessary, pooling resources to solve it. The article also presents typical risk groups for social partnership identified in the course of the author's research: risks related to the "human factor" (passivity of subjects of network interaction, their lack of readiness for social partnership and innovation in General, insufficient competence of specialists); economic risks (reduction or termination of funding for innovation, forced commercialization of educational services, a decrease in the number of children involved in educational programs); risks of external influence (influence of mass media, subcultures, society). The article highlights the problem of minimizing the likely negative consequences.
Key words: network model, social partnership, additional education for children, educational practices, conditions for the development of partnerships, educational resources, partnerships within the network, integration of educational activities.
Введение
В настоящее время в системе отечественного непрерывного образования существуют различные инновационные образовательные
практики, в основе которых лежат внутренние и внешние механизмы интеграции образовательной деятельности. Данные механизмы отражают социальные, финансовые,
93
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики
кадровые, организационные и психолого-педагогические стороны, необходимые для реализации взаимодействия как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей общего и дополнительного образования. Дополнительное образование детей реализуется как элемент, способствующий скреплению формального, неформального и информального образования в единую систему непрерывного образования. Подтверждением этому является социально значимый Федеральный проект «Доступное дополнительное образование детей», реализуемый как инновация в регионах Российской Федерации.
В настоящее время дополнительное образование детей является самостоятельным ресурсом образования, необходимым для достижений различных компетенций во всех сферах жизнедеятельности ребенка, развития его личностных и творческих качеств, улучшения личностных, предметных и мета-предметных результатов. Для интеграции общего и дополнительного образования наиболее эффективно использовать сетевые модели социального партнерства.
Сеть является способом совместной деятельности, направленной на решение определенной проблемы, которая объединяет всех заинтересованных субъектов, вступивших в сеть. Все субъекты являются независимыми в своей основной деятельности и взаимодей-
ствуют только в рамках данной проблемы, при необходимости объединяя ресурсы для ее решения.
Партнерство внутри сети дает возможность субъектам решать проблемные для отдельных образовательных организаций образовательные задачи. Данное взаимодействие создает новые формы и способы работы, например, такие как средства личностного и профессионального роста, сетевые модели и программы, обмен образовательными результатами и другие.
Для системы дополнительного образования совершенствование практики сетевых моделей социального партнерства обуславливается явлениями модернизации организаций и программ дополнительного образования, предъявлением новых требований к качеству образования, ограниченностью ресурсов отдельной организации дополнительного образования.
Сетевая модель как эффективный способ конструирования современного дополнительного образования
Наиболее эффективным способом конструирования современного содержания дополнительного образования детей является сетевая модель. Понятие «сетевая модель» позволяет универсально описать организацию и технологические основы совместной деятельности ее субъектов [Глубокова, 2017; Гро-шева 2012; Толковый словарь русского ..., 2018].
94
И. И. Фришман
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей рассматриваются как совокупность теоретических, нормативно-правовых, социально-психолого-педагогических факторов и особенностей, являясь результатом взаимодействия всех социальных институтов общества [Глубокова, 2017; Оптимизация дополнительного образования ... , 2010-2011; Сетевая модель управления ..., 2017].
Сформированность условий для развития сетевых моделей социального партнерства в дополнительном образовании детей указывает на степень развитости экономической, политической и социальной сферы общества в интересах детей [Грошева, 2012; Копылов, 1992; Медведев, Скрипниченко, 2011; Реализация вариативных моделей ..., 2011].
В настоящее время систему дополнительного образования детей можно охарактеризовать не как вертикальную организованную систему с иерархическим строем, а как горизонтальную сеть, способную к самоорганизации [Методика работы педагога ..., 2001]. Однако понятие «организованности», с точки зрения педагогики и психологии, не является традиционным. Объединение в сети начинается с небольших сообществ. Для данных сетевых образований характерна неоднородность, сложность и неправильность.
В основе сети лежат не стандартизированные организации дополнительного образования и их программы, а инновационные модели, авторские школы и различные курсы. Сеть базируется не на объединении похожих инициатив в сфере образования, а на общей направленности партнеров в решении той или иной социокультурной проблемы. Инновации в сети распространяются гораздо быстрее и легче, чем в традиционной системе. Сеть выявляет закономерности и проектирует различные формы и механизмы для развития социально-образовательной практики [Гущина, 2012; Дополнительное образование ., 2002; Интеграция дополнительного и., 2005].
В настоящее время анализ эффективности системы дополнительного образования детей показывает, что поддерживаемая на государственном уровне практика формирования новых социальных отношений субъектов социального партнерства может стать главным инструментом, обеспечивающим успешность и эффективность проектируемых изменений в сфере образования.
С точки зрения, социально-правового аспекта, данная практика будет иметь успех только в рамках общественного договора, в котором пропишут цели, задачи, содержание и условия реализации образовательного процесса. Необходимо, чтобы участниками процесса были государственные и гражданские
95
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики
институты, имеющие прямое отношение к образованию. Особое место в системе социального партнерства занимают детские и молодежные общественные объединения, творческие, спортивные, туристические, музейные и иные сообщества, педагогические отряды, которые являются субъектами общественной практики подрастающего поколения. Они же являются основной целевой группой, на запросы которой необходимо ориентироваться при разработке социально-педагогического наполнения сетевой модели.
Среди процессов, происходящих в современной системе непрерывного образования, можно выделить следующие системные характеристики становления сетевых моделей социального партнерства: сетевые партнеры; задачи; образовательные программы; способы деятельности; комплекс условий; результаты сетевого взаимодействия.
В настоящее время практика реализации сетевых моделей социального партнерства направлена на решение следующих задач [Модели сетевого взаимодействия ., 21012; Оптимизация дополнительного образования ..., 2010-2011; 14]:
— доступность услуг дополнительного образования для разных социальных слоев населения, повышение коммуникационных качества образования;
— расширение кругозора обучающихся, повышение их способностей, получение ими социального
опыта и формирования их мировоззрения;
— анализ спектра запросов социальных партнеров по организации взаимодействия в сети;
— совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, обмен опытом между социальными партнерами, модернизация образовательной среды учреждений;
— объединение образовательных ресурсов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, создание общего программно-методического пространства;
— предоставление возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
— возможность перехода от управления образовательной организацией к управлению образовательными программами, модернизация научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса;
— повышение качества дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с актуальными запросами детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родителей и общества;
— мотивация детей как участников социальных практик и проектов в системе сетевого взаимодействия;
— раскрытие творческого потенциала детей и организация взаимо-
96
И. И. Фришман
действия с родителями обучающихся и социальными партнерами;
— создание материальной и методической базы организации дополнительного образования детей как ресурсного центра при сетевом взаимодействии;
— разработка и внедрение программ внеурочной деятельности, которые будут ориентированы на планируемые результаты, освоение основной образовательной программы общего образования данной общеобразовательной организации; создание и распространение информации о многообразии внеурочных видов деятельности предлагаемых организацией дополнительного образования.
Как показывает анализ образовательной практики, для успешной реализации сетевых моделей социального партнерства в дополнительном образовании детей необходимы следующие условия:
1. Организационные условия. В эту группу входит: создание информационно-образовательной среды, наличие необходимых ресурсов у членов взаимодействия, обеспечение добровольности участия, четкое понимание общей цели и задач, путей достижения цели, совместное планирование и согласованность действий;
2. Нормативно-правовые условия. Регулируют порядок построения правоотношений в условиях сетевого взаимодействия, основываясь на разработанном ком-
плексе нормативно-правовых документов;
3. Финансовые условия. Финансирование является многоканальным и экономически эффективным;
4. Кадровые условия. Включают в себя наличие педагогов, обладающих компетенциями для реализации конкретного сетевого проекта, готовностью участников взаимодействия к наставничеству;
5. Материально-технические условия. Возможность использования ресурсов партнера взаимодействия для восполнения материально-технических ресурсов;
6. Научно-методические условия. Разработка образовательных программ и программ психолого-педагогического сопровождения, формирование сетевых планов, проведение семинаров, мастер-классов и курсов. Разработка и распространение методических рекомендаций о результатах сетевого взаимодействия и опыта работы по проблемам;
7. Информационные условия. Включают в себя наличие ресурсов медиа-пространства.
Для управления сетевыми моделями социального партнерства, в большинстве своем, используются такие механизмы как ведомственные и координационные советы.
Так, например, доктор педагогических наук, профессор А. В. Золотарева при проведении своего исследования по усовершенствованию сетевого взаимодействия орга-
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики
низаций общего и дополнительного образования детей в Ярославской области выявила следующие результаты:
— положительный опыт взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей;
— укрепление положительного имиджа и расширение контактов образовательных организаций;
— объединение кадровых, воспитательных и материально-технических ресурсов образовательной деятельности в организациях;
— частичное обновление материально-технической базы без контактов образовательных организаций;
— приобретение опыта обучающих семинаров для педагогов на базе социальных партнеров;
— разработка и внедрение новых образовательных программ и социально-педагогических технологий;
— повышение качества обслуживания в информационной среде для обучающихся, их родителей, педагогов и других участников взаимодействия;
— создание условий для мотивации разработки инновационной деятельности;
— повышение уровня квалификации педагогов, специалистов в области воспитания;
— повышенная наполняемость образовательных объединений дополнительного образования детей;
— формирование комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся и их родителей по шести направленностям дополнительного образования;
— формирование механизма общественной экспертизы результатов сетевого взаимодействия;
— за счет оптимизации финансовых ресурсов и спонсорской помощи выявлено улучшение финансового обеспечения образовательного процесса;
— повышение доступности дополнительного образования для детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, привлечение к занятиям детей, по различным причинам не посещающих занятия вне общеобразовательной организации;
— удовлетворенность общества качеством образовательных услуг;
— вовлечение детей в социально-культурную, творческую и проектную и иные виды деятельности по их интересам;
— развитие системы дополнительного образования детей в целом [Модели сетевого взаимодействия ., 2012; О формах сетевого ..., 2015].
Заключение
При анализе образовательных практик были выявлены следующие типичные для социального партнерства группы рисков:
98
И. И. Фришман
1. Риски, относящиеся к «человеческому фактору». К ним относятся: пассивность субъектов сетевого взаимодействия, их неготовность к социальному партнерству и инновационной деятельности в целом, недостаточная компетентность специалистов;
2. Экономические риски, в том числе: уменьшение или прекращение финансирования инновационной деятельности, вынужденная коммерциализация образовательных услуг, и как следствие, уменьшение числа детей, вовлеченных в образовательные программы;
3. Риски внешнего влияния. Например, влияние средств массовой информации, субкультур, социума [Модели сетевого взаимодействия ..., 2012].
В процессе реализации сетевой модели не исключены и иные риски. Для минимизации вероятных негативных последствий в отношении каждой из групп риска необходима разработка контрмер. Тогда сетевые модели социального партнёрства в дополнительном образовании детей будут представлять собой инновационные образовательные практики.
Библиографический список
1. Глубокова Е. Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике / Е. Н. Глубокова, И. Э. Кондракова. иКЬ: http://kafedraforum.narod2.ru/publikatsii/rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie (Дата обращения: 02.05.2020).
2. Грошева А. В. Развитие образовательного пространства при сетевом взаимодействии образовательных учреждений // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 44-46.
3. Гущина Т. Н. Социальное развитие обучающихся в изменяющемся мире // Социальная ответственность в изменяющемся мире: сборник научных статей. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 53-59.
4. Дополнительное образование: словарь-справочник / Д. Е. Яковлев. Москва : АРКТИ, 2002. 112 с.
5. Интеграция дополнительного и других сфер образования: коллективная монография / Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. 197 с.
6. Копылов Г. Г. Сеть как организационный принцип. Москва : Кентавр, 1992. № 2. С. 35-38.
7. Медведев И. Б. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений / И. Б. Медведев, В. И. Скрипниченко // Вестник Томского педагогического университета. 2011. № 13. С. 239-242.
8. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. Ярославль : ЯГПУ, 2012. 176 с.
9. Оптимизация дополнительного образования детей: коллективная монография / под ред. В. П. Голованова, Б. В. Куприянова. Москва - Кострома : КОИРО, 2010-2011. 204 с.
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики
10. Подвозных Г. П. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся / Г. П. Подвозных, В. И. Беднова, О. Ф. Игошина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 34-38.
11. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под научной редакцией А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. 312 с.
12. Сартакова Е. Е. Сетевая модель управления образовательным учреждением // Современные научно-исследовательские инновации: сайт. 2017. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18428. (Дата обращения: 09.02.2018).
13. Толковый словарь русского языка // TolkSlovar.ru. : сайт. URL: http://tolkslovar.ru/. (Дата обращения: 15.02.2018).
14. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва : Академия, 2001. 158 с.
15. Harre, R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979. 256 p.
Bibliograficheskij spisok
1. Glubokova E. N. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovanija kak razvi-vajushhijsja process v teorii i praktike / E. N. Glubokova, I. Je. Kondrakova. URL: http://kafedraforum.narod2.ru/publikatsii/rol_kafedri/glubokova_en_kondrakova_ie (Data obrashhenija: 02.05.2020).
2. Grosheva A. V. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva pri setevom vza-imodejstvii obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 10. S. 44-46.
3. Gushhina T. N. Social'noe razvitie obuchajushhihsja v izmenjajushhemsja mire // Social'naja otvetstvennost' v izmenjajushhemsja mire: sbornik nauchnyh statej. Jaro-slavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2019. S. 53-59.
4. Dopolnitel'noe obrazovanie: slovar'-spravochnik / D. E. Jakovlev. Moskva : ARKTI, 2002. 112 s.
5. Integracija dopolnitel'nogo i drugih sfer obrazovanija: kollektivnaja monografja / Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2005. 197 s.
6. Kopylov G. G. Set' kak organizacionnyj princip. Moskva : Kentavr, 1992. № 2. S. 35-38.
7. Medvedev I. B. Problemy formirovanija setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij / I. B. Medvedev, V. I. Skripnichenko // Vestnik Tomsko-go pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 13. S. 239-242.
8. Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija: monografija. Jaroslavl' : JaGPU, 2012. 176 s.
9. Optimizacija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: kollektivnaja monografija / pod red. V. P. Golovanova, B. V. Kuprijanova. Moskva - Kostroma : KOIRO, 2010-2011. 204 s.
10. Podvoznyh G. P. O formah setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija v organizacii vneurochnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja /
100
И. И. Фришман
G. P. Podvoznyh, V. I. Bednova, O. F. Igoshina // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2015. № 2. S. 34-38.
11. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzaimodejstvija obshhego, do-polnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj deja-tel'nosti / pod nauchnoj redakciej A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. 312 s.
12. Sartakova E. E. Setevaja model' upravlenija obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Sovremennye nauchno-issledovatel'skie innovacii: sajt. 2017. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18428. (Data obrashhenija: 09.02.2018).
13. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka // TolkSlovar.ru. : sajt. URL: http://tolkslovar.ru/. (Data obrashhenija: 15.02.2018).
14. Frishman I. I. Metodika raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija. Moskva : Akademija, 2001. 158 s.
15. Harre, R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979. 256 p.
Сетевые модели социального партнерства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики