Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций'

Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / NETWORK / NETWORKING / EDUCATIONAL PROGRAMME / RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна

В статье раскрывается механизм повышения эффективности системы дополнительного профессионального образования (ДІЮ) соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе сетевого взаимоотношения, обоснована необходимость сетевого взаимодействия для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Представлены специфические характеристики, отличающие сетевое взаимодействие от социального взаимодействия вообще и проблемы, которые возникают в процессе переподготовки и повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия. Дана характеристика различных моделей сетевого взаимодействия: «Ресурсный центр», сетевое взаимодействие по принципу «свободной академической сети», «Паритетная (автономная) кооперация учреждений высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, культуры и спорта», «Модель проектов», и трех базовых моделей сетевого взаимодействия концентрированной, распределенной и модели цепи. Описаны основные принципы взаимодействия участников сети. Показана необходимость построения сетевых образовательных программ и представлены требования к этой программе. Отмечены проблемы, которые возникают в процессе переподготовки и повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия. Сформулированы основные требования к сетевой образовательной программе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лекомцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Retraining and Improvement of Professional Skills of Children Further Education Specialists in Conditions of Networking of Educational Institutions

The article reveals the mechanism of increase of efficiency of the further professional education system connection and capacity development in General, further and vocational education, preservation and development on its basis of network relationships, the necessity of networking for the system of advanced training and retraining of teachers. Specific characteristics are presented that distinguish network communication from social interaction in general and the problems that appeare in the process of retraining and advanced training in the networking. The characteristics of different models of networking: Resource centre, networking on the principle of «free academic network», «Parity (Autonomous) cooperation of institutions of higher professional education, further professional education, culture and sport», «Model projects» and three basic models of networking concentrated, distributed and a model of the circuit. The basic principles of interaction of participants of the network are described. The necessity of building a network of educational programmes and requirements for the programme are presented. The problems are noted that appeare in the process of retraining and advanced training in the networking. The main requirements are stated for network educational programme preparation and retraining of the personnel for the sphere of further education.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций»

УДК 37

Е. Н. Лекомцева

Организация повышения квалификации кадров сферы ДОД в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций

В статье раскрывается механизм повышения эффективности системы дополнительного профессионального образования (ДПО) - соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе сетевого взаимоотношения, обоснована необходимость сетевого взаимодействия для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Представлены специфические характеристики, отличающие сетевое взаимодействие от социального взаимодействия вообще и проблемы, которые возникают в процессе переподготовки и повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия. Дана характеристика различных моделей сетевого взаимодействия: «Ресурсный центр», сетевое взаимодействие по принципу «свободной академической сети», «Паритетная (автономная) кооперация учреждений высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, культуры и спорта», «Модель проектов», и трех базовых моделей сетевого взаимодействия - концентрированной, распределенной и модели цепи. Описаны основные принципы взаимодействия участников сети. Показана необходимость построения сетевых образовательных программ и представлены требования к этой программе. Отмечены проблемы, которые возникают в процессе переподготовки и повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия. Сформулированы основные требования к сетевой образовательной программе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования.

Ключевые слова: сеть, сетевое взаимодействие, образовательная программа, переподготовка и повышение квалификации кадров.

E. N. Lekomtseva

Organization of Retraining and Improvement of Professional Skills of Children Further Education Specialists in Conditions of Networking of Educational Institutions

The article reveals the mechanism of increase of efficiency of the further professional education system - connection and capacity development in General, further and vocational education, preservation and development on its basis of network relationships, the necessity of networking for the system of advanced training and retraining of teachers. Specific characteristics are presented that distinguish network communication from social interaction in general and the problems that appeare in the process of retraining and advanced training in the networking. The characteristics of different models of networking: Resource centre, networking on the principle of «free academic network», «Parity (Autonomous) cooperation of institutions of higher professional education, further professional education, culture and sport», «Model projects» and three basic models of networking - concentrated, distributed and a model of the circuit. The basic principles of interaction of participants of the network are described. The necessity of building a network of educational programmes and requirements for the programme are presented. The problems are noted that appeare in the process of retraining and advanced training in the networking. The main requirements are stated for network educational programme preparation and retraining of the personnel for the sphere of further education.

Keywords: network, networking, educational programme, retraining and advanced training of the personnel.

Изменение содержания, методов и форм организации деятельности образовательных учреждений, отвечающих за повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, обусловлено происходящей сегодня модернизацией системы образования. Актуальность для системы ДПО внедрения форм сетевого взаимодействия в деятельность определяется следующими факторами:

— изменение содержания и организации образовательной деятельности;

— сжатые сроки адаптации к новым условиям;

— требования к качеству образовательной услуги;

— ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения [6].

Главный механизм повышения эффективности системы ДПО - соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации

© Лекомцева Е. Н., 2016

научно-методического и практического обеспечения повышения квалификации и переподготовки на районном, муниципальном и федеральном уровнях. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг организации и реализации процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Участниками сетевого взаимодействия в образовании не обязательно должны быть только образовательные организации и органы управления системой образования. Ими могут быть представители учреждений культуры, спорта, бизнеса, политики, социальной сферы, отельные личности.

Для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров потребность в сетевом взаимодействии выражается в тех новых возможностях, которые предоставляет новая форма работы. Сетевое взаимодействие предполагает наличие заинтересованности участников в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети, что позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, а во-вторых, само по себе сетевое взаимодействие генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия, например: сетевые проекты и программы.

Таким образом, создается потенциал, который приведет как к развитию системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, так и к повышению качества образовательной деятельности в рамках реализации дополнительных образовательных программ. В связи с этим появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

Сетевое взаимодействие обладает рядом специфических характеристик, отличающих его от социального взаимодействия вообще. Прежде всего, это приоритет горизонтальных связей, множественность уровней взаимодействия и лидерства, специализация отдельных участников сетевого взаимодействия на определенных видах деятельности, дополняющих достижение общей цели,

сохранение независимости относительно основной деятельности субъектов сетевого взаимодействия, добровольность и готовность обмениваться ресурсами и совместно решать задачи [5].

Каждый участник сетевого взаимодействия имеет не только определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, но и ответственность за деятельность и ее результаты перед самим собой, за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели, а перед вышестоящей инстанцией - за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

Необходимым условием в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. Каждый участник сетевого взаимодействия обладает определенным материальным, информационным, научным, человеческим и т. д. капиталом и предоставляет беспрепятственный доступ к нему другим участникам [4].

Сетевые партнеры обеспечивают возможность быстрого установления многосторонних связей между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности. Это подразумевает и технические возможности, и характер взаимодействия (сетевое взаимодействия всегда открыто и не предполагает иерархических связей), и заинтересованность всех участников в установлении подобного партнерства, доверительную среду взаимодействия, сетевую культуру (общие ценности, признаваемые всеми цели и средства реализации деятельности и т. д.).

Каждый из членов сети декларирует свои основные ресурсы и источники; определяет по согласованию с другими участниками принципы их использования в общих или частных целях. В результате существенно повышается потенциал каждого без дополнительных затрат, происходит расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом плане. Поводом к формированию сетевого взаимодействия в сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров может стать любое образовательное событие: проведение специализированных мероприятий; реализация программ, инновационных проектов.

Взаимодействие учреждений ВПО, ДПО, образования, культуры и спорта в системе переподготовки и повышения квалификации имеет теоретическую основу и практический опыт.

Вместе с тем существуют проблемы, которые возникают в процессе переподготовки и повышения квалификации в рамках сетевого взаимодействия, в частности

— отсутствие или недостаточное нормативно-правовое обеспечение;

— органы государственного и муниципального управления системой образования играют одну из ведущих ролей, в некоторых случаях становясь даже центральным элементом сетевого взаимодействия, что может иметь характер угрозы, снижая значимость горизонтальных связей и инициативы «снизу» и нивелируя положительное влияние сетевого взаимодействия;

— возможные социальные партнеры, и прежде всего бизнес, не проявляют большой заинтересованности в сетевом взаимодействии, не видя для себя прямой экономической выгоды от этого;

— трудно сохранить и передать ценности дополнительного и профессионального образования;

— угроза независимости учреждения, входящего в сеть;

— заимствование недостатков каждой сферы;

— нерациональное распределение функциональных обязанностей субъектов сети;

— нескоординированная работа субъектов сети;

— слабо реализуются функции интеграции;

— формальный подход,

— низкий уровень кадрового, методического обеспечения;

— психологические проблемы [6].

Необходимо создавать модели, позволяющие

учитывать особенности организации процесса переподготовки и повышения квалификации в соответствии с существующей в Российской Федерации нормативно-правовой базой.

Для эффективной организации и создания системы переподготовки и повышения квалификации необходимо объединение методических, финансовых, материальных ресурсов нескольких образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который, по своей сути, противоречит сетевому подходу. В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все возможные отношения между

участниками будут опосредованы программой. Для слушателя сетевое взаимодействие выражается в том, что, например, при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей. При этом разработка данного образовательного маршрута может осуществляться как в структуре-координаторе, так и в рамках любого другого элемента. Сетевое взаимодействие - это такая система связей, которая позволяет разработать, апробировать и реализовать инновационные модели содержания и управления системой дополнительного профессионального образования.

Модель сетевого взаимодействия «Ресурсный центр». Ресурсный центр может рассматриваться, прежде всего, как центр развития информационных технологий образования, распространения педагогических и управленческих инноваций и связи учреждений общего и профессионального образования, учреждений культуры и спорта между собой. Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т. д.), куда могут обратиться все участвующие в сети учреждения. Ресурсные центры могут действовать по принципу передвижения (передвижные лаборатории). Формирование единого образовательного пространства идет через использование в образовательном процессе педагогических и научных кадров высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры. Сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий [10]. Выбор такого подхода основан на имеющемся опыте применения сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т. п.

Задача ресурсных центров - распространить полученный положительный опыт в образовательные учреждения и профессиональные коллективы. Информационно-образовательный ресурс в виде учебно-методических материалов посредством интернета поступает в каждое образовательное учреждение, учреждение культуры, спорта, входящее в сетевое взаимодействие, и используется слушателями в соответствии с целями и задачами учебного процесса для самостоятельной работы, проведения занятия. Такие

центры создаются, как правило, на базе учреждения ДПО. Необходимыми условиями для организации повышения квалификации и переподготовки кадров в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и спорта в процессе сетевого взаимодействия «Ресурсный центр» являются наличие сетевого учебного плана; разработка механизма оплаты часов педагогам ресурсного центра (РЦ) (на уровне управления образования); заключение трехсторонних договоров об образовательных услугах между ресурсным центром, вузами, учреждениями культуры, спорта и управлением образования; сформирован пакет нормативных документов по организации работы ресурсного центра: положение о РЦ, договор с учреждениями, входящими в сеть, и управлением образования, должностные обязанности педагогов по организации повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях в процессе сетевого взаимодействия.

Сеть ресурсных центров позволяет оптимизировать деятельность по повышению квалификации и переподготовке кадров за счет эффективной организации научно-методического сопровождения, включения в систему дистанционных и прямых связей, доступа к совместным ресурсам, взаимообмена опытом, выстраивания межотраслевого и межведомственного социального партнерства, отслеживания результативности деятельности на основе единого мониторинга, расширения влияния на общественное сознание.

Сетевое взаимодействие по принципу «свободной академической сети». Такая сеть создается в основном для обмена профессиональным опытом в области содержания и организации обучения. Все субъекты сетевого взаимодействия могут использовать информационные, инновационные, методические, кадровые ресурсы. Характер сетевого взаимодействия моделировался в ходе дискуссий по материалам реализации инновационных проектов. Подобные проектировочные семинары придают сетевому взаимодействию общность теоретического и методологического характера, позволяют систематически развивать участников сетевого взаимодействия, тем самым повышая их профессиональную компетентность через коллективную рефлексию и обмен результатами не только между собой, но и с экспертами-руководителями семинара.

Цель данной модели - организация процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников методических учреждений и педагогов ОДОД, учреждений культуры и спорта. Зада-

чи: методическая и практическая поддержка педагогов, проведение обучающих семинаров, разработка системы стажировок специалистов методических учреждений и педагогов ОДОД в рамках решения актуальных проблем. Научное руководство в рамках образовательной сети осуществляется сотрудниками учреждения высшего профессионального образования.

Модель «Паритетная (автономная) кооперация учреждений ВПО, ДПО, культуры и спорта» предполагает использование ресурсов нескольких учреждений, обеспечивающих слушателям возможность осваивать образовательные программы различного уровня и направленности. Участники сети независимы и равноправны, кооперируются на основе специализации образования для сопровождения программы повышения квалификации. В этой модели слушатели, оставаясь на своих рабочих местах, могут освоить выбранный ими модуль, получив доступ к соответствующему сетевому ресурсу и педагогическое сопровождение.

Все члены кооперации выполняют общую миссию, но осуществляют различные направления деятельности: учреждения ДПО разрабатывают образовательные программы; учреждения дополнительного образования, спорта, туризма и культуры участвуют в реализации данных программы, обеспечивая широкий спектр как дополнительных образовательных услуг на высоком профессиональном уровне, а также материально-техническое обеспечение процесса повышения квалификации.

Форма сетевого взаимодействия - договорная. Роль каждого партнера из числа учреждений обозначена в рамочном договоре, определяющем отношения между участниками сети (включая стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности) и конфигурацию и требования к программам, выставляемым каждым образовательным учреждением в сеть. Сетевыми партнерами в рамках модели являются ОДОД, вузы, ССУЗы, спортивно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и социальные учреждения.

Комплексное обеспечение реализации проекта включает мониторинг запросов слушателей, повышение квалификации кадров ДОД, разработку программ и режима работы и т. д.

Непосредственное управление сетевым взаимодействием в рамках паритетной модели осуществляет Координационный совет сети, в состав которого входят представители от каждого

образовательного учреждения, учреждений спорта, туризма и культуры и комитета образования городского округа.

«Модель проектов» представляет собой комплекс взаимосвязанных или независимых проектов, реализуемых в рамках переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ДОД. Содержательные аспекты в данном варианте сетевого взаимодействия выбираются в соответствии с основными направлениями повышения квалификации, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ДОД.

Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности слушателей. Программа переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ДОД по конкретному проекту может организационно выстраиваться в логике прохождения обучающимися основных стадий разработки и реализации определенного содержания проекта: проблематика и разработка проектного задания, разработка проекта (планирование и организация деятельности), заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия).

Организационной особенностью «Модели проектов» является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение всего времени обучения. Время для реализации проектов определяется в зависимости от их содержательного наполнения, а также с учетом особенностей учебной мотивации слушателей. Результатом реализации данной модели является создание в учреждении ДПО комплекса проектов, способных удовлетворять запросы и потребности слушателей по самым разным спортивным, социальным, духовно-нравственным и культурным направлениям.

В сфере повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров сетевое взаимодействие может выражаться и в таких формах, как

— образовательные комплексы;

— простое товарищество,

— ассоциации, союзы;

— сеть федеральных экспериментальных площадок,

— сетевой университет,

— региональные и межрегиональные инновационные сети.

В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной

дополнительной образовательной программы, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все возможные отношения между участниками будут опосредованы дополнительной образовательной программой.

Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей. При этом разработка образовательного маршрута может осуществляться как в структуре-координаторе, так и в рамках любого другого элемента.

Сеть может создаваться по определенному поводу, во-первых, для создания общего результата посредством объединения ресурсов; во-вторых -для обмена ресурсами, при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой. На основе этого можно выделить три базовых типа моделей: концентрированная сеть, распределенная сеть, и модель цепи. Костяк сетевого взаимодействия должны составлять, прежде всего, учреждения дополнительного, профессионального и общего образования. Важным субъектом сетевого взаимодействия являются органы государственного и муниципального управления системой образования. Во взаимодействие могут вступать и любые другие организации, которые также заинтересованы в переподготовке кадров для ОДОД.

Модель «Концентрированная сеть» предполагает наличие центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих.

В концентрированной модели в качестве центра может выступать учреждение ДПО, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр. В качестве такого центра может выступать также отдельный человек или группа людей, инициировавших сетевое взаимодействие, или объединяющая участников форма общения (например, семинар, форум, в том числе интернет-форум, и т. п.), где представляются и обсуждаются все полученные результаты.

Участниками в рамках концентрированной формы сетевого взаимодействия могут выступать не только образовательные учреждения (например, учреждения дополнительного образования, школы, вузы), но также специалисты, эксперты, различные объединения и общества, коммерческие структуры, волонтеры, органы государ-

ственной и муниципальной власти, заинтересованные в переподготовке кадров для ОДОД лица.

Концентрированная модель может выражаться в двух основных вариантах - ресурсной и координационной. Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия (см. Модель сетевого взаимодействия «Ресурсный центр»). Ресурсная концентрированная сеть заключается в том, что или создается некий ресурсный центр, или такую функцию начинает играть одно из входящих в сеть учреждений (в основном это учреждения ДПО).

Координационная концентрированная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению цели, например, повышения качества реализации дополнительных образовательных программ, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие. Координационная концентрированная сеть - более жесткая структура, где центральным, управляющим и координирующим субъектом является учреждение ДПО. Именно здесь сосредотачиваются доступные всем участникам сети ресурсы, принимается большинство решений для достижения поставленной цели, отсюда происходит распределение обязанностей участникам сети.

Модель распределенной сети. В распределенной сети каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. Участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга. Решения принимаются самими участниками сети на основе совместно принятой концепции или стратегии деятельности. Участники сетевого взаимодействия в данном случае также могут быть самыми разнообразными. При этом каждый участник на определенном этапе поддерживает отношения с определенным количеством организаций. Такая структура имеет очень гибкий характер, поскольку в зависимости от ситуации, возникающих проблем, реализуемых проектов, решаемых задач меняется и структура взаимосвязей.

Основным принципом взаимодействия участников сети является саморегуляция. Каждая организация несет определенную функциональную нагрузку и содержание, которые усиливаются в соответствии с синергитическим эффектом при

сетевом взаимодействии. Основой функционирования могут быть конкретные проекты, носящие временный или постоянный (продолжающийся) характер, которые решают определенные проблемы и задачи. При этом связи регуляции в сети могут постоянно меняться от проекта к проекту. Поводами к активизации сетевого взаимодействия являются создание совместной образовательной программы, выполнение научного проекта, проведение конференции, формулирование стратегии развития дополнительного образования на определенной территории, принципов образовательной деятельности и т. д. Решение задачи будет сопровождаться изменениями во взаимоотношениях между элементами сети, поскольку каждый новый проект может приводить к формированию временной иерархической структуры, соподчинения.

Распределенная модель сети может выражаться в двух типах:

— инструментальная сеть создается исключительно для обмена ресурсами (любыми) в случае, если каждая в отдельности организация не может решить свои задачи в этом отношении самостоятельно, при этом у каждого участника свои цели и задачи. Юридически это может быть либо просто система договоров, либо форма простого товарищества;

— идентичная сеть создается на основе формулирования общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов. Это более сложная форма, по сравнению с инструментальной - организационно-правовой точки зрения может выражаться как простое товарищество, ассоциация или союз.

Модель цепи. В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает определенную задачу, достигая поставленной цели. Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решении определенной проблемы или достижении какой-то цели. Каждый участник сети ценен чем-то своим, находится в постоянном развитии. Повторы, копирования при сетевой организации работы обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут. Отличие данной модели от всех предшествующих в том, что если там все участники в принципе могут взаимодействовать друг с другом, то здесь цепь взаимодействий четко определена. При этом есть самое первое звено - учреждение ДПО, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность. Например, это будет чет-

ко проявляться, если сетевое взаимодействие осуществляется для реализации индивидуального плана слушателя. С организационно-правовой точки зрения может выражаться в форме простого товарищества или регулироваться системой договоров.

Таким образом, можно выделить три базовых модели сетевого взаимодействия - концентрированную, распределенную и модель цепи. Первые две имеют по два подтипа, что позволяет в дальнейшем при разработке вариантов сетевого взаимодействия для организации внеурочной деятельности анализировать пять моделей - концентрированную ресурсную, концентрированную координационную, распределенную ресурсную, распределенную идентичную и модель цепи. Выбор той или иной модели зависит от конкретного повода (проблемы, события), ради которого формируется данный тип взаимодействия.

Кроме того, по преобладающим формам сетевого взаимодействия выделяются реальные и виртуальные сети. Первые характеризуются осуществлением взаимодействия в реальном социальном пространстве, во втором случае используются разнообразные формы взаимодействия посредством современных информационных технологий, прежде всего интернета.

По плотности взаимодействия внутри сети можно выделить развитые сети (с высокой степенью интеграции и наличием связей между всеми учреждениями) и неразвитые сети (со слабыми связями между участниками либо вообще отсутствием таковых).

По количеству участников выделяются малые, средние, большие, гигантские сети.

По содержанию и широте сетевого взаимодействия выделяются сети финансовые, информационные, сети научно-методического и материально-технического взаимодействия учреждений, сети, основанные на ротации кадров или взаимодействии при использовании кадрового потенциала системы, сети комплексного взаимодействия учреждений с широким взаимодействием по разным направлениям.

Кроме реализации потребностей педагогических работников в повышении квалификации, необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство, которое может осуществляться вузами.

Переподготовка и повышение квалификации кадров для сферы ДОД в рамках сетевого взаимодействия учреждений ВПО, ДПО, образова-

ния, культуры и спорта требует разработки сетевых образовательных программ.

При построении сетевых образовательных программ необходимо соблюдать основные требования к сетевой образовательной программе, основное из которых - инновационный характер программы, что предполагает:

— междисциплинарное взаимодействие;

— методическое обеспечение программы.

Деятельностный характер программы предусматривает вовлечение в деятельность, в ходе которой и происходит освоение особой предметности, заложенной в программе.

Индивидуализация предполагает возможность формирования индивидуального образовательного маршрута для каждого слушателя. Начало и завершение маршрута, скорость прохождения программы, выбор образовательных модулей определяются возможностями слушателя, его профессиональными интересами и предпочтениями набора доступных программ, некоторой совокупности, отражающей интересы и предпочтения конкретного ученика.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Модульность как одна из основных характеристик образовательной программы подразумевает наличие сформулированной комплексной дидактической цели модульной программы, которая объединяет интегрированные дидактические цели. Реализацию каждой интегрированной дидактической цели обеспечивает конкретный модуль, а частные цели, входящие в интегрированную цель, реализуются отдельными учебными элементами модулей. Все это должно быть предусмотрено сетевой образовательной программой.

Библиографический список

1. Буйлова, Л. Н. Сетевой ресурсный центр как инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений [Текст] / Л. Н. Буйлова, А. В. Павлов // Внешкольник. - 2014. - № 1. -С. 14-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Давыдова, Н. Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений [Текст] / Н. Н. Давыдова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2009. - № 12. - С. 19-20.

3. Зубарева, Т. А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных

учреждений как ресурс инновационного развития [Текст] / Т. А. Зубарева // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 179.

4. Лекомцева, Е. Н., Золотарева А. В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] / Е. Н. Лекомцева, А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 229-232.

5. Лекомцева, Е. Н. Описание существующих моделей взаимодействия общего и дополнительного образования [Текст] / Е. Н. Лекомцева // Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - С. 39-58.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. -312 с.

7. Сартакова, Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования [Текст] / Е. Е. Сартакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - Вып. 11 (101). - С. 27

8. Страдина, Е. А. Описание базовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : монография / Е. А. Страдина ; под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - С. 58-65

9. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М. В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: // orensau. ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/3 06

10. Посохина, Е. В. Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) / Е. В. Посохина // Телешкола: дистанционное образование [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа http: // www.internet-school.ru/

Bibliograficheskij spisok

1. Bujlova, L. N. Setevoj resursnyj centr kak innovacionnaja forma vzaimodejstvija obrazovatel'nyh

uchrezhdenij [Tekst] / L. N. Bujlova, A. V. Pavlov // Vneshkol'nik. - 2014. - № 1. - S. 14-20.

2. Davydova, N. N. Organizacija setevogo vzaimodejstvija innovacionno-aktivnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Tekst] / N. N. Davydova // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2009. - № 12. - S. 19-20.

3. Zubareva, T. A. Jeffektivnost' modeli setevogo otkrytogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij kak resurs innovacionnogo razvitija [Tekst] / T. A. Zubareva // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. -2009. - № 5. - S. 179.

4. Lekomceva, E. N., Zolotareva A. V Opyt setevogo vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] / E. N. Lekomceva, A. V Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 4. - S. 229-232.

5. Lekomceva, E. N. Opisanie sushhestvujushhih modelej vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] / E. N. Lekomceva // Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija : monografija / pod red. A. V Zolotarevoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - S. 39-58.

6. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - 312 s.

7. Sartakova, E. E. Koncepcija formirovanija setevogo vzaimodejstvija sel'skih shkol dlja reshenija zadach modernizacii obrazovanija [Tekst] / E. E. Sartakova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - Vyp. 11 (101). - S. 27

8. Stradina, E. A. Opisanie bazovyh modelej setevogo vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [Tekst] : monografija / E. A. Stradina ; pod red. A. V Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - S. 58-65

9. Metodologicheskie osnovy sistemy modul'nogo formirovanija soderzhanija obrazovatel'nyh programm i sovmestimoj s mezhdunarodnoj sistemoj klassifikacii uchebnyh modulej (po materialam nauchnyh issledovanij, vypolnennyh MGU im. M. V. Lomonosova v ramkah proekta FPRO 2005 goda i nacional'nogo proekta 2006 goda) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http: // orensau. ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/3 06

10. Posohina, E. V Metodicheskie rekomendacii po organizacii municipal'noj obrazovatel'noj seti (setevogo vzaimodejstvija) / E. V. Posohina // Teleshkola: distancionnoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs]. - URL: Rezhim dostupa http: // www.internet-school.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.