ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.072
А. Н. Логинова https://orcid.org/0000-0002-0353-5137
Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ
Для цитирования: Логинова А. Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 8-14. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-8-14
Вступление в силу 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» активизировало процессы сетевого взаимодействия в образовательной среде. В статье 15 Федерального закона введено понятие сетевой формы реализации образовательных программ как инструмента организации образовательного процесса, обеспечивающего возможность освоения обучающимся образовательной программы посредством кооперации ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Сегодня в системе дополнительного образования сложилась ситуация реальной конкуренции в процессе предоставления образовательной услуги, в том числе в связи с введением системы персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования детей. Сформирован социальный заказ на конкурентоспособные образовательные программы, предоставляющие обучающимся доступ к материально-техническим, кадровым, информационным ресурсам широкого круга поставщиков услуг. Актуальным является использование механизмов кооперации образовательных организаций, поэтому практика реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме активно развивается.
Однако существующие нормативные документы и методические рекомендации, посвященные сетевой форме реализации образовательных программ, не раскрывают всех аспектов организации данной деятельности. Теоретической и практической проработки требует комплекс условий реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе моделей финансирования расходов в процессе реализации сетевых программ.
В статье описаны разработанные автором распределенная и концентрированная модели финансирования дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме, с использованием средств государственного (муниципального) задания и средств целевых субсидий, предоставляемых образовательным организациям на услуги дополнительного образования, а также средств сертификатов системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. В работе также представлены результаты апробации данных моделей с участием организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: образовательная программа, дополнительное образование, предпрофессиональные навыки, условия реализации программ, организационные механизмы, сетевое взаимодействие, сетевая форма, кооперация ресурсов, государственное (муниципальное) задание, целевая субсидия, модель финансирования, персонифицированное финансирование.
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
A. N. Loginova
Peculiarities in implementing the network form of additional general education programs
The entry into force of 273-FZ Law «On Education in the Russian Federation» intensified the processes of network interaction in the educational environment. Article № 15 of the Federal Law introduces the concept of a network form of educational programs implementation as a tool for organizing the educational process, ensuring the possibility for students to master the educational program by means of resources cooperation of several organizations carrying out educational activities.
© Логинова А. Н., 2020
Today in the system of additional education there is a situation of real competition in the process of providing educational services, including in connection with the introduction of a system of personalized financing of services of additional education for children. A social order for competitive educational programs has been formed, providing students with access to material and technical, personnel and information resources of a wide range of service providers. The use of mechanisms on cooperation of educational organizations is relevant, so the practice of implementing additional educational programs in the network form is being actively developed.
However, the current normative documents and methodological recommendations devoted to the network form of educational programs implementation do not reveal all aspects of the organization of this activity. Theoretical and practical development requires a set of conditions for the implementation of educational programs in the network form, including models of financing expenses in the process of network programs implementation.
The article describes the distributed and concentrated models developed by the author of financing additional general education programs implemented in the network form, using the funds of the state (municipal) task and the funds of targeted subsidies provided to educational organizations for the services of additional education, as well as the funds of certificates of the system of personalized financing of children's additional education. The work also presents the results of testing these models with the participation of organizations of general, additional, secondary vocational and higher education.
Keywords: educational program, additional education, pre-professional skills, conditions of programs implementation, organizational mechanisms, network interaction, network form, cooperation of resources, state (municipal) task, target subsidy, financing model, personalized financing.
Введение
В статье 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие сетевой формы реализации образовательных программ как инструмента организации образовательного процесса, обеспечивающего возможность освоения обучающимся образовательной программы посредством кооперации ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Открытость дополнительного образования детей для внедрения инновационных образовательных моделей и технологий в силу отсутствия государственных требований к образовательным результатам и свободы выбора содержания обучения делает данный тип образования наиболее перспективным для развития практики реализации образовательных программ в сетевой форме [Петрова, 2018, с. 34-36]. Сегодня в системе дополнительного образования сложилась ситуация реальной конкуренции в процессе предоставления образовательной услуги, в том числе в связи с введением системы персонифицированного финансирования услуг [Аналитический доклад ... , 2017]. Сформирован социальный заказ на конкурентоспособные образовательные программы, предоставляющие обучающимся доступ к материально-техническим, кадровым, информационным ресурсам широкого круга поставщиков услуг [Письмо Минобрнауки ... , 2015].
Однако существующие нормативные документы и методические рекомендации, посвященные сетевой форме реализации образовательных программ, не раскрывают всех аспектов организации данной деятельности. Теоретической и практической проработки требует комплекс условий реализации образовательных программ в сетевой фор-
ме, в том числе моделей финансирования расходов в процессе реализации сетевых программ.
Дискуссия
Активное исследование сетевой формы реализации образовательных программ началось в 2013 г. с момента вступления в силу нового закона об образовании. Возможность обеспечения условий освоения обучающимися образовательных программ в процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений отмечают А. А. Пинский, А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов [Пинский, 2004, с. 39-55].
К системным характеристикам совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, по мнению А. В. Золотаревой, относятся комплекс условий и результаты сетевого взаимодействия [Золотарева, 2013, с. 25-36]. Ярославские ученые в своем исследовании, посвященном особенностям сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, выделяют следующие модели сетевого взаимодействия при организации внеурочной деятельности обучающихся: концентрированная ресурсная, концентрированная координационная, распределенная ресурсная, распределенная идентичная и модель цепи [Модели сетевого взаимодействия ... , 2012]. Авторы данного исследования не рассматривали вопросы финансирования расходов на реализацию образовательных услуг.
В научной литературе в части разработки нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов реализации образовательных программ в сетевой форме внимание уделялось в большей степени основным образовательным программам высшего образования [Васильева,
2016; Коршунова, 2016]. С. А. Корольковым, И. М. Решетниковой и В. В. Таракановым были представлены методика расчета коэффициентов трудоемкости различных компонент учебного плана сетевых образовательных программ вузов и методика проведения финансовых расчетов между организациями-участниками сетевой формы реализации образовательных программ в рамках системы нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования [Корольков, 2014, с. 99-106].
Рекомендации по использованию финансово-экономических механизмов, обеспечивающих развитие сетевых форм реализации образовательных программ для высших учебных заведений, были разработаны в 2013 г. С. В. Киреевым, Е. Б. Весной, А. Н. Гусевой и И. Ю. Конюховым [Весна, 2013; Рекомендации по использованию ... , 2013]. В данной работе особое внимание уделено классификации финансово-
экономических механизмов с учетом рисков реализации образовательных программ в сетевой форме и выявлению факторов, влияющих на формирование корректирующих коэффициентов методики расчетов стоимости образовательных программ. Однако, данные механизмы не могут быть использованы в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ.
По мнению профессора Института образования Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Т. В. Абанкиной, одним из катализаторов процессов кооперации учреждений общего и дополнительного образования выступает введение новых механизмов финансирования, означающего переход от финансирования затрат к финансированию результатов [Абанкина, 2013, с. 36-39]. В 2016 г. авторским коллективом НИУ ВШЭ во главе с С. Г. Косарецким предложены варианты правового оформления реализации дополнительных образовательных программ в сетевой форме и подходы к их финансированию [Пакет методических рекомендаций ... , 2016]. В разработанных в 2019 г. Министерством просвещения Российской Федерации методических рекомендациях по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме представлены возможные формы оплаты оказанных образовательными организациями - участниками сетевого взаимодействия услуг. К допустимым источникам финансирования данных услуг отнесены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и средства от приносящей доход
деятельности [Методические рекомендации ... , 2019].
Результаты исследования
Между тем на сегодняшний день в материалах исследований и методических рекомендациях не представлены модели финансирования дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме с участием образовательных организаций различных типов и уровней бюджетного финансирования. Также в научно-методической литературе отсутствует описание опыта использования финансовых механизмов реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
Автором данной статьи в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме были разработаны и апробированы две модели финансирования расходов образовательных организаций участников сети: распределенная и концентрированная.
Распределенная модель предполагает финансирование расходов на реализацию модулей программы организацией, которая несет за них ответственность в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы. Источником финансирования в данном случае могут быть средства государственного (муниципального) задания образовательной организации или внебюджетные (привлеченные) средства. Если на реализацию программы привлекаются средства государственного (муниципального) задания, то данная модель может использоваться только с согласия учредителя образовательной организации. Описанный способ финансирования позволяет не производить согласования стоимости образовательной услуги всеми организациями, участниками ее реализации, и избежать передачи финансовых средств от одной организации другой. Данная модель эффективна в случае участия в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования.
Концентрированная модель предполагает финансирование расходов на реализацию программы из одного источника. В этом случае финансовые средства аккумулируются в опорной организации, которая выступает в качестве организационного ядра сети. Опорная организация распределяет финансовые средства между участниками реализации образовательной программы в сетевой форме в соответствии с вкладом каждой из них. Условия и порядок предоставления средств в этом случае фиксируются в договоре. Договором также закрепляется согласованная стоимость услуги по реализации дополнительной общеобразователь-
ной программы. Источником финансирования в этой модели могут быть как средства бюджета опорной организации, так и привлеченные средства (гранты, целевые субсидии, родительская плата и т. д.). Данная модель эффективна в случаях получения средств на реализацию дополнительных общеобразовательных программ по итогам конкурсного отбора, а также в процессе персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования.
Разработанные модели были апробированы автором статьи в 2017-2019 гг. в Ярославской области в процессе финансирования расходов на реализацию дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме с участием образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Появление данной практики в регионе обусловлено активным участием Ярославской области в процессе модернизации дополнительного образования детей и взрослых [Региональный приоритетный проект ... , 2018]. Внедряемые новые организационные и финансовые механизмы, в том числе инвентаризация ресурсов организаций и предприятий региона и внедрение модели персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования, позволяют сделать систему управления дополнительным образованием более прозрачной для потребителя, предоставляют возможность мотивированного выбора качественных дополнительных общеобразовательных программ.
В соответствии с распределенной моделью финансировались расходы на обучение сельских школьников по дополнительным общеразвиваю-щим программам «Бренд-менеджер территории» и «Режиссер индивидуальных туров», реализованным в сетевой форме Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Ярославской области, Ярославским торгово-экономическим колледжем и муниципальными образовательными организациями общего и дополнительного образования [Логинова, 2018]. Программы, направленные на формирование у детей навыков проектирования, планирования и продвижения туристических продуктов, были разработаны на основе описания приоритетных профессий электронного ресурса «Атлас новых профессий» [Атлас новых профессий ... , 2014]. В рамках данной практики образовательными организациями разных типов и уровней бюджетного финансирования были успешно отработаны инструменты реализации средств субсидии на исполнение государственного/муниципального задания в процессе
предоставления услуги по дополнительному образованию детей в сетевой форме.
Целесообразным сегодня является вовлечение в сетевую форму реализации программ социально-педагогической направленности дополнительного образования средних профессиональных и высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Образование и педагогические науки» [Логинова, 2018]. В рамках решения данной задачи Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского и Ростовский педагогический колледж в 2019 г. вошли в региональный реестр поставщиков услуг персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Ярославской области. Концентрированная модель финансирования была использована в процессе реализации в сетевой форме образовательными организациями дополнительного, среднего профессионального и высшего образования дополнительных общеразвива-ющих программ «Педагогическая проба» и «Школа юного психолога».
Апробация разработанных инструментов позволила подтвердить гипотезу о том, что концентрированная модель финансирования дает возможность привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме средства целевых субсидий, в том числе средства грантов, на оказание услуг в сфере образования в рамках реализации государственного социального заказа на оказание услуг дополнительного образования детей. Также данная модель позволяет перераспределять через единого поставщика услуг средств сертификатов системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей организациям-участникам сетевой формы реализации образовательных программ.
Практика также показала, что применение описанных моделей не требует разработки дополнительных инструментов для проведения расчета затрат на реализацию программ. В рамках распределенной модели расчет может производиться с учетом требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых, в рамках концентрированной - с использованием методики расчета стоимости образовательных программ в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Обоснование стоимости часа работы преподавателя в процессе использования распределенной модели (из средств государственного/муниципального задания) целесообразно осуществлять в соответствие с регио-
нальными/муниципальными нормативами оплаты труда работников системы образования [Постановление Правительства ... , 2019]. В случае применения концентрированной модели финансирования стоимость часа работы преподавателя может устанавливаться по договоренности с организацией, предоставляющей целевую субсидию.
Заключение
Анализ опыта реализации разработанных моделей показывает, что затраты на разработку программ и организацию образовательного процесса в случае распределенной модели финансирования включаются в расчет нормативных затрат организации на реализацию государственного/муниципального задания. В случае концентрированной модели данные затраты определяются в соответствии с методикой расчета в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования или фиксируются в смете гранта.
Представленные в статье инструменты позволяют образовательным организациям разных уровней бюджетного финансирования в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме привлекать на реализацию образовательной услуги средства иных уровней бюджета, что повышает конкурентоспособность образовательной организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемые способы финансирования дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме, являются результативными и позволяют тиражировать данную практику с участием образовательных организаций разных типов и уровней бюджетного финансирования.
Библиографический список
1. Абанкина Т. В. Интеграция и кооперация образовательной и социально-культурной деятельности: модели и нормативно-правовое сопровождение / Т. В. Абанкина, И. В. Абанкина, А. А. Вавилова // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. Часть 1. Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2013. С. 36-39.
2. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей // Общероссийский профсоюз образования : официальный сайт. 2017. URL: http://eseur.ru/Files/file6096.pdf (дата обращения 20.11.2019).
3. Атлас новых профессий // Московская школа управления СКОЛКОВО : официальный сайт. URL: https://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sede c/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения 11.10.2019).
4. Васильева И. А. Практика использования в Российской Федерации сетевой формы реализации образовательных программ / И. А. Васильева, М. Ю. Лаврикова, Н. А. Шевелева // Экономика, педагогика и право. Всероссийский научно-практический журнал. 2016. № 4. URL: http://ecoedulaw.ru/ ru/2016/4/2 (дата обращения 02.11.2019).
5. Весна Е. Б. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ / Е. Б. Весна, А. И. Гусева // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=10934 (дата обращения 15.12.2019).
6. Золотарева А. В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2013. С. 25-36.
7. Корольков С. А. Модель проведения финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ / С. А. Корольков, И. М. Решетникова, В. В. Тараканов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономическая экология. 2014. № 5 (28). С. 99-106.
8. Коршунова Н. В. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций: проблемы реализации образовательного законодательства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye -formy-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-problemy-realizatsii-obrazovatelnogo-zakonodatelstva (дата обращения 11.12.2019).
9. Логинова А. Н. Обновление содержания и форм реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности // Образовательная панорама. 2018. № 1(9). С. 40-45.
10. Логинова А. Н. Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности / А. Н. Логинова, Т. Г. Киселева // Внешкольник: информационно-методический журнал. 2018. № 2 (182). С. 19-23.
11. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме»: утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн // СПС Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_336748/ (дата обращения 15.12.2019).
12. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. 176 с.
13. Пакет методических рекомендаций и модельных нормативных актов для субъектов Российской Федерации, реализующих проекты по модернизации организационно-управленческих и финансово-
экономических механизмов в системе дополнительного образования детей // Региональный интернет-портал образования Ивановской области. URL: https://portaLiv-edu.ra/Documentatюn/Пакет0/o 20методических%20рекомендаций.pdf (дата обращения 30.11.2019).
14. Петрова О. А. Использование сетевой формы реализации образовательных программ: опыт, проблемы, перспективы // Методист : научно-методический журнал. 2018. № 6. С. 34-36.
15. Пинский А. А. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования / А. А. Пинский, А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов // Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2004. № 4. С. 39-55.
16. Письмо Минобрнауки РФ от 7 декабря 2015 г. № 09-3482 «О направлении информации» // СПС Кон-сультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=669347#0385367019 93515243 (дата обращения 30.11.2019).
17. Постановление Правительства Ярославской области от 29 июня 2011 года № 465-п «Об оплате труда работников учреждений системы образования Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 16.07.2007 № 259-а» (с изменениями на 11 января 2019 года) // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/934030149 (дата обращения 15.12.2019).
18. Региональный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Ярославской области» // Департамент образования Ярославской области : официальный сайт. URL: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Documents/obj_sove t_DO/2018-02-28_Протокол-1_Дост_ДопО.pdf (дата обращения 30.11.2019).
19. Рекомендации по использованию финансово-экономических механизмов, обеспечивающих развитие сетевых форм реализации образовательных программ / С. В. Киреев, Е. Б. Весна, А. И. Гусева, И. Ю. Конюхов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/pdf/2013/6/892.pdf (дата обращения 15.12.2019).
20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года. Москва // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 30.10.2019).
Reference list
1. Abankina T. V. Integracija i kooperacija obra-zovatel'noj i social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: modeli i normativno-pravovoe soprovozhdenie = Integration and cooperation of educational and socio-cultural activities: models and regulatory support / T. V. Abankina, I. V. Abankina, A. A. Vavilova // Evrazijskij obra-
zovatel'nyj dialog : materialy mezhdunarodnogo foruma. Chast' 1. Jaroslavl' : GOAU JaO IRO, 2013. S. 36-39.
2. Analiticheskij doklad o sostojanii sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossijskoj Federacii v uslovijah realizacii Koncepcii razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Analytical report on the state of the system of supplementary education of children in the Russian Federation in the context of the implementation of the Concept for the Development of Children's Additional Education // Obshherossijskij profsojuz obrazovanija : oficial'nyj sajt. 2017. URL: http://eseur.ru/Files/file6096.pdf (data obrashhenija 20.11.2019).
3. Atlas novyh professij = Atlas of new professions // Moskovskaja shkola upravlenija SKOLKOVO : oficial'nyj sajt. URL: https://skolkovo.ru/public/ me-dia/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atl as.pdf (data obrashhenija 11.10.2019).
4. Vasil'eva I. A. Praktika ispol'zovanija v Rossijskoj Federacii setevoj formy realizacii obrazovatel'nyh programm = Practice of using a network form of educational programs in the Russian Federation / I. A. Vasil'eva, M. Ju. Lavrikova, N. A. Sheveleva // Jekonomika, peda-gogika i pravo. Vserossijskij nauchno-prakticheskij zhur-nal. 2016. № 4. URL: http://ecoedulaw.ru/ru/2016/4/2 (data obrashhenija 02.11.2019).
5. Vesna E. B. Modeli vzaimodejstvija organizacij pri setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm = Models of interaction of organizations in the network form in implementation of educational programs / E. B. Vesna, A. I. Guseva // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektronnyj zhurnal. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10934 (data obrashhenija 15.12.2019).
6. Zolotareva A. V. Sovershenstvovanie praktiki setevogo vzaimodejstvija organizacij obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija = Improving networking between general and additional education organizations // Dopolnitel'noe obrazovanie detej v izmenjajushhemsja mire: perspektivy razvitija vostrebovannosti, privleka-tel'nosti, rezul'tativnosti : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheljabinsk : ChIPPKRO, 2013. S. 25-36.
7. Korol'kov S. A. Model' provedenija finansovyh raschetov pri setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm = Model of carrying out financial calculations in the network form in implementation of educational programs / S. A. Korol'kov, I. M. Reshetnikova, V. V. Tarakanov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ser. 3. Jekonomicheskaja jekologija. 2014. № 5 (28). S. 99-106.
8. Korshunova N. V Setevye formy vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij: problemy realizacii obra-zovatel'nogo zakonodatel'stva = Network forms of interaction between educational organizations: problems in implementation of educational legislation // Vestnik Chel-jabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/setevye-formy-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-problemy-realizatsii-obrazovatelnogo-zakonodatelstva (data obrashhenija 11.12.2019).
9. Loginova A. N. Obnovlenie soderzhanija i form re-alizacii dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm turistsko-kraevedcheskoj napravlennosti = Updating the content and forms in implementation of additional general education programs of tourist and local history // Obra-zovatel'naja panorama. 2018. № 1(9). S. 40-45.
10. Loginova A. N. Setevaja forma realizacii dopolnitel'noj obshheobrazovatel'noj programmy so-cial'no-pedagogicheskoj napravlennosti = Network form of implementation of the additional general education program of social and pedagogical orientation / A. N. Loginova, T. G. Kiseleva // Vneshkol'nik: infor-macionno-metodicheskij zhurnal. 2018. № 2 (182). S. 19-23.
11. Metodicheskie rekomendacii dlja sub#ektov Ros-sijskoj Federacii po voprosam realizacii osnovnyh i dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm v setevoj forme = Methodological recommendations for the constituent entities of the Russian Federation on the implementation of basic and additional general education programmes in a network form»: utv. Minprosveshhenija Rossii 28.06.2019 № MR-81/02vn // SPS Konsul'tant-Pljus. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_336748/ (data obrashhenija 15.12.2019).
12. Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija = Models of network interaction between general and additional education: mono-grafija / pod red. A. V Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. 176 s.
13. Paket metodicheskih rekomendacij i model'nyh normativnyh aktov dlja sub#ektov Rossijskoj Federacii, realizujushhih proekty po modernizacii organizacionno-upravlencheskih i finansovo-jekonomicheskih mehaniz-mov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Package of methodological recommendations and model regulations for constituent entities of the Russian Federation implementing projects to modernize organizational, managerial and financial and economic mechanisms in the system of additional education of children // Regional'nyj internet-portal obrazovanija Ivanovskoj oblasti. URL: https://portal.iv-
edu.ru/Documentation/Paket%20metodicheskih%20reko mendacij.pdf (data obrashhenija 30.11.2019).
14. Petrova O. A. Ispol'zovanie setevoj formy realizacii obrazovatel'nyh programm: opyt, problemy, per-spektivy = Use of network form of educational programs implementation: experience, problems, prospects // Metodist : nauchno-metodicheskij zhurnal. 2018. № 6. S. 34-36.
15. Pinskij A. A. Rekomendacii po organizacii setevogo vzaimodej stvij a obrazovatel'nyh uchrezhdenij (organizacij) pri vvedenii profil'nogo obuchenija uchash-hihsja na starshej stupeni obshhego obrazovanija = Recommendations on the organization of networking of edu-
cational institutions (organizations) in the introduction of specialized education for students at the senior level of general education / A. A. Pinskij, A. G. Kasprzhak, K. G. Mitrofanov // Profil'noe obuchenie. Chast' 1. Te-maticheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovanija». 2004. № 4. S. 39-55.
16. Pis'mo Minobrnauki RF ot 7 dekabrja 2015 g. № 09-3482 «O napravlenii informacii» = Letter dated from December 07, 2015 by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 09 3482 «On the Sending Information» // SPS Konsul'tantPljus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=EXP&n=669347#038536701993515243 (data obrashhenija 30.11.2019).
17. Postanovlenie Pravitel'stva Jaroslavskoj oblasti ot 29 ijunja 2011 goda № 465-p «Ob oplate truda rabotnikov uchrezhdenij sistemy obrazovanija Jaroslavskoj oblasti i priznanii utrativshim silu postanovlenija Administracii oblasti ot 16.07.2007 № 259-a» (s izmenenijami na 11 janvarja 2019 goda) = The resolution of the government of the Yaroslavl region dated from June 29, 2011 № 465 -p «About compensation of employees of institutions of an education system of the Yaroslavl region and recognition of the become invalid resolution of Administration of the region dated from 16.07.2007 № 259 and» (with changes dated from January 11, 2019) // Kodeks: jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/934030149 (data obrashhenija 15.12.2019).
18. Regional'nyj prioritetnyj proekt «Dostupnoe dopolnitel'noe obrazovanie dlja detej v Jaroslavskoj ob-lasti» Regional priority project «Available additional education for children in Yaroslavl region»// Departament obrazovanija Jaroslavskoj oblasti : oficial'nyj sajt. URL: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Documents/obj_sove t_D0/2018-02-28_Protokol-1_Dost_Dop0.pdf (data obrashhenija 30.11.2019).
19. Rekomendacii po ispol'zovaniju finansovo-jekonomicheskih mehanizmov, obespechivajushhih razvi-tie setevyh form realizacii obrazovatel'nyh programm = Recommendations on the use of financial and economic mechanisms ensuring the development of network forms of educational programmes / S. V Kireev, E. B. Vesna, A. I. Guseva, I. Ju. Konjuhov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektronnyj zhurnal. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/pdf/2013/6/892.pdf (data obrashhenija 15.12.2019).
20. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 21 dekabrja 2012 goda. Moskva = Russian Federation. Laws. Federal Act № 273-FZ of 21 December 2012 on education in the Russian Federation. Moscow // SPS Kon-sul'tantPljus. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija 30.10.2019).
14
А. Н. Погиноeа