Научная статья на тему 'Обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ'

Обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN / ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS / INTERDEPARTMENTAL NETWORKING / A NETWORK OF ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребикова Ю.В., Кинева Е.Л., Лямцева Е.В.

В статье проведён обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ. Челябинская область, как и другие регионы Российской Федерации, сталкивается с объективными проблемами, решение которых можно найти в применении технологий проектного управления развитием всей региональной и муниципальной системы дополнительного образования. Развитие дополнительного образования возможно через повышение качества оказания образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам не отдельными конкретными учреждениями, а развитием сети образовательных учреждений, развернутых на базе муниципального образования с использованием ресурсов межведомственного взаимодействия организаций образования, культуры и спорта, в том числе за счет механизмов сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребикова Ю.В., Кинева Е.Л., Лямцева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE NETWORK OF ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAMS

In this work, the organizational and managerial aspects of the development of the network of additional general education programs are reviewed. Despite the accumulated positive experience of organizing additional education for children, the Chelyabinsk Region, like other regions of the Russian Federation, faces objective problems, the solution of which can be found in the application of project management technologies to the development of the entire regional and municipal supplementary education system. The solution to the current situation in the development of additional education can be found in improving the quality of the provision of educational services for additional general education programs not by individual specific institutions but by developing a network of educational institutions deployed on the basis of a municipal formation using the resources of interdepartmental interaction of educational, cultural and sports organizations, including mechanisms of network interaction.

Текст научной работы на тему «Обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ»

УДК 371.1 + 371.214 ББК 74.200.58

ОБЗОР ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ СЕТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Ребикова Ю.В., зав. РЦДПО ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», геЫкоуаОНатаИ. ги

Кинева Е.Л., зав. лабораторией ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», kinewa. ек@уапёех. ги

Лямцева Е.В., зав. лабораторией ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 1атсе уае уа^таИ. сот

Аннотация

В статье проведён обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ. Челябинская область, как и другие регионы Российской Федерации, сталкивается с объективными проблемами, решение которых можно найти в применении технологий проектного управления развитием всей региональной и муниципальной системы дополнительного образования. Развитие дополнительного образования возможно через повышение качества оказания образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам не отдельными конкретными учреждениями, а развитием сети образовательных учреждений, развернутых на базе муниципального образования с использованием ресурсов межведомственного взаимодействия организаций образования, культуры и спорта, в том числе за счет механизмов сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительные общеобразовательные программы, межведомственное сетевое взаимодействие, сеть дополнительных общеобразовательных программ

Одной из стратегических целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного дополнительного образования детей. Эти цели обозначены в Законе «Об образовании РФ» 273 - ФЗ1, а также определены в Концепции дополнительного образования детей2, обозначены в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей»3. Стоит обратить внимание на то, что главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе РФ современной региональной системы дополнительного образования детей.

Несмотря на накопленный позитивный опыт организации дополнительного образования для детей, Челябинская область, как и другие регионы РФ, испытывает трудности с развитием системы, связанные с:

- изменением демографической ситуации в муниципалитетах - сокращением численности обучающихся от 5 до 18 лет, миграцией населения;

- несоответствием образовательных потребностей населения пространственной и организационной структуре действующих образовательных организаций, организаций культуры и спорта, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

- недостатком материально-технического оснащения государственных, муниципальных образовательных организаций, соответствующего современным требованиям, компьютерных классов, высокоскоростного доступа в Интернет, предметных кабинетов, учебных лабораторий, творческих и художественных мастерских, спортивных залов и сооружений и т. д.;

- нерациональным использованием материально-технической базы и культурно-образовательных ресурсов территории муниципальных образований;

- несоответствием требований государства и ожиданий общества существующей структуре сети, ее возможностям по обеспечению доступности качественного дополнительного образования и творческого развития независимо от места проживания и социального статуса семьи4.

Реализация задач, заявленных в выше указанных федеральных документах, сегодня весьма затруднительна, если опираться только на традиционные формы организации работы по поручениям и ручной способ управления. Необходимо более современное и гибкое проектное управление развитием всей региональной и муниципальной системы дополнительного образования. Так, Постановлением Губернатора Челябинской области «О Региональном стратегическом комитете» от 21.04.2017 г. № 87 был утвержден Региональный стратегический комитет, в функции которого входит совершенствование деятельности по стратегическому развитию Челябинской области и реализации приоритетных проектов. В Региональный стратегический комитет входят руководители ведомств культуры образования и спорта, которые являются и соисполнителями проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Челябинской области. Реализация данного проекта уже сегодня ставит нестандартные задачи для Муниципальных органов управления, такие как:

- развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышения их качества, поддержка выбора семей;

- развитие партнерства между поставщиками дополнительного образования;

- повышение уровня учебной мобильности;

- реальный охват детей дополнительном образованием, в том числе в сельских территориях.

То есть решение сложившейся ситуации развития дополнительного образования можно найти в повышении качества оказания образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам не отдельными конкретными учреждениями, а развитием сети образовательных учреждений, развернутых на базе муниципального образования с использованием ресурсов межведомственного взаимодействия организаций образования, культуры и спорта, в том числе за счет механизмов сетевого взаимодействия.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ - 273) в ч. 3 ст. 15 урегулировал форму реализации сетевых образовательных программ. Фактически в указанном законе сетевое взаимодействие предлагается осуществлять на основании договора, в котором указывается: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части); статус обучающихся; правила приема; условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия; характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией; выдаваемый документ или документы об образовании и (или) о квалификации; срок действия договора, порядок его изменения и прекращения5.

При этом формы организации сотрудничества учреждений образования, культуры и спорта, предложенные Федеральным экспертом приоритетного национального проекта «Образование» Абанкиной Т.В., могут быть следующими:

- взаимодействие на ассоциативной и/или договорной основе;

- взаимодействие в форме ассоциации (союза), возможно со статусом юридического лица;

- межотраслевое взаимодействия на ассоциативной и/или договорной основе в форме комплекса (кластера);

- интегрированное учреждение на административной основе6.

При всем многообразии реализуемых в нашем регионе моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы, их, в соответствии с исследованием, проведенным Абанкиной Т.В., возможно классифицировать по принципам объединения в три группы.

«Вертикаль», первая группа, которую представляют образовательные центры, созданные как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов. Конкретное правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных центров может быть различным (организации, реализующие профессиональные дополнительные образовательные программы).

«Горизонталь», вторая группа представленная ассоциациями образовательных учреждений и организаций социально-культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица. (Организации дополнительного образования детей, организации общего образования.)7.

Сегодня в регионе формируется еще третий тип модели сетевого взаимодействия, так называемый, «Синтез» - объединение учреждений образования с учреждениями другого типа и ведомственной принадлежности - дошкольного, начального и среднего профессионального образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения. В качестве примера реализации такой модели сетевого взаимодействия можно назвать образовательные технопарки: «РОСТ» - Ашинского муниципального района, «ТехноТорий» - Миасского городского округа, и др.8

Несмотря на возникающие при этом сложности и административные барьеры, препятствующие кооперации и межведомственному взаимодействию образования, культуры и спорта, реализация регионального проекта «Доступное дополнительное образование для детей» позволяет обеспечить объединение ресурсов и координацию усилий муниципальных организаций сферы образования, культуры и физической культуры и спорта, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

Сегодня возможно предложить алгоритм создания единой инновационной муниципальной межведомственной структуры, обеспечивающей реализацию регионального проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и её структурных компонентов: наличие цели, а именно обеспечение доступности дополнительного образования высокого качества; наличие проектной команды единомышленников, работающих в проектной культуре; единая система управление (интегральное управление).

При проектном управлении люди объединяют (интегрируют) усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления, необходимые для достижения определенных целей.

При создании единой межведомственной структуры перед администрацией муниципального образования встает вопрос о дополнительном муниципальном правовом регулировании взаимодействии организаций образования, культуры, физической культуры и спорта. Возникает необходимость разработки нормативно-правовой базы по развитию сети дополнительных общеобразовательных программ в муниципальном образовании и консолидированной программы мероприятий сетевого взаимодействия. Для наиболее эффективного управления реализацией программы сетевого взаимодействия встаёт вопрос по созданию муниципального межведомственного координационного совета и/или межведомственного ресурсного центра (ресурсного центра по развитию сети дополнительного образования). Необходимым условием функционирования данной структуры является наличие в составе представителей системы управления культуры, образования, спорта и физической культуры, представителей общественности и заинтересованных лиц. Организации образования, культуры и физической культуры и спорта, участвующие в реализации программы сетевого взаимодействия, разрабатывают и реализуют дополнительные образовательные программы для детей, тем самым оптимизируют и перераспределяют ресурсы (кадровые, финансовые, материально-технические, информационные), создают единое образовательное пространство в области дополнительного образования детей. Уполномоченная межведомственным координационным советом организация (отдел) или ресурсный центр, организует анализ социального заказа в сфере дополнительного образования детей, формирует стратегии

реализации дополнительных общеобразовательных программ, пересматривает и вносит предложения по распределению муниципального заказа реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях муниципального образования, формирует единый банк дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов и учебно-методических комплексов, создает и поддерживает единый информационный Интернет-ресурс, в рамках согласованных с участниками межведомственного взаимодействия мероприятий.

Трудности, связанные с ресурсным обеспечением достижения качества и доступности дополнительного образования детей, достижения вариативности дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципалитета в рамках единой инновационной муниципальной межведомственной структуры, могут реализоваться через включение образовательной программы организаций культуры и физической культуры и спорта в лицензию образовательной организации место осуществления образовательной деятельности (помещения сторонних организаций). Таким образом, консолидированные ресурсы (специалисты, материально-технические ресурсы и др.) организаций культуры, спорта и физической культуры, образования могут обеспечить развитие муниципальной системы дополнительного образования в соответствии с концепцией государственной образовательной политики и региональными требованиями, сохранение преемственности (интеграции) общего и дополнительного образования детей.

Примечания

1 Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2 Концепцию развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

3 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» [Электронный ресурс]. - URL: https://минобрнауки.рф/проекты/доступное-дополнительное-образование-для-детей

4 Абанкина, Т.В. Стратегии и технологии сетевого взаимодействия образования и культуры. // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов. - М.: Логос, 2015. - С. 13. [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.firo. ru/wp-content/uploads/2014/02/Sb_5_Saburovskie -chtenia.pdf

5 Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6 Абанкина, Т.В. Стратегии и технологии сетевого взаимодействия образования и культуры. // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов. - М.: Логос, 2015. - С. 15-19 - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Sb_5_Saburovskie-chtenia.pdf

7 Там же. С 21

8 Научно-методическое сопровождение муниципальных моделей образовательного технопарка «ТЕМП»: сборник эффективного управленческого и педагогического опыта научно-прикладных проектов. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. М.И. Солодковой, Н.В. Каменковой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 80 с.

OVERVIEW OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE NETWORK OF ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL

PROGRAMS

Rebikova Y. V., Chelyabinsk Institute of retraining and improvement ofprofessional skill of

educators, rebikova08@,mail.ru, Kineva E. L., Chelyabinsk Institute of retraining and improvement of professional skill of

educators, kinewa.ek@yandex.ru, Lyamtseva E. V., Chelyabinsk Institute of retraining and improvement ofprofessional skill

of educators, lamcevaev@gmail.com

Abstract

In this work, the organizational and managerial aspects of the development of the network of additional general education programs are reviewed. Despite the accumulated positive experience of organizing additional education for children, the Chelyabinsk Region, like other regions of the Russian Federation, faces objective problems, the solution of which can be found in the application of project management technologies to the development of the entire regional and municipal supplementary education system. The solution to the current situation in the development of additional education can be found in improving the quality of the provision of educational services for additional general education programs not by individual specific institutions but by developing a network of educational institutions deployed on the basis of a municipal formation using the resources of interdepartmental interaction of educational, cultural and sports organizations, including mechanisms of network interaction.

Keywords: additional education for children, additional general education programs, interdepartmental networking, a network of additional general education programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.