Научная статья на тему 'Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей'

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа развития / дополнительное обра зование / образовательная среда / инновации / проектный подход в образовании / social work / vocational education / scientific research systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов Денис Владимирович

Предметом данного исследования является методическое обоснование проектных инструментов в определении стратегии развития в учреждениях дополнительного образования. Целью является поиск эффективных подходов разрабо тки программ развития. В данном направлении накоплен значительный опыт в учреждениях дополнительного образования г. Новосибирска. Структурный и понятийный анализ проектной деятельности конкретных учреждений и методических рекомендаций ведущих отечественных экспертов позволяет выявить основные проектные особенности инновационных программ развития Центров детского творчества. Для определения наиболее эффективных стратегий проектирования программ развития с опорой на работы ведущих экспертов выделены основные элементы исследования: разработка миссии учреждения, особенности целеполагания, формирование ведущих проектных направлений, создание концептуальной базы. Особенное внимание было уделено обоснованию проектного подхода в создании программ развития учреждений дополнительного образования, представлению современных моделей в этой сфере. Проведенный анализ позволил сформировать рабочий алгоритм проектирования программы развития, который был апробирован в Центре детского творчества « Содружество » Калининского район а г. Новосибирска. Результаты исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования в качестве методологического обоснования проектного подхода в разработке программ развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design features of the development programs of institutions of non-formal education for children

The subject of the study is the methodological justification of design tools in determining the development strategy in institutions of further education. The goal is to find effective software development approaches. Considerable experience has been accumulated in this direction in institutions of additional education in the city of Novosibirsk. A structural and conceptual analysis of the design activities of specific institutions and methodological recommendations of leading domestic experts allows us to identify the main design features of innovative programs for the devel opment of centers for children's creativity. To determine the most effective strategies for designing development programs based on the work of leading experts, the main research elements are identified: the development of the mission of the institution, the specifics of goal setting, the formation of leading design areas, the creation of a conceptual base. Particular attention was paid to the justification of the project approach in the design of development programs for institutions of additional educatio n, the presentation of modern design models in this area. The analysis made it possible to formulate a working algorithm for designing a development program, which was tested at the Center for Children's Creativity « Commonwealth » of the Kalinin District of Novosibirsk. The results of the study can be used in institutions of additional education as a methodological basis for the project approach in developing a development program.

Текст научной работы на тему «Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей»

Д. В. Чернов

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-553 УДК 374+379

https://orcid.org/0000-0002-3022-5927

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

Для цитирования: Чернов Д. В. Проектные особенности программ развития современных учреждений дополнительного образования детей // Социально-политические исследования. - 2019. - № 4 (5). - С. 128-137

Предметом данного исследования является методическое обоснование проектных инструментов в определении стратегии развития в учреждениях дополнительного образования. Целью является поиск эффективных подходов разработки программ развития. В данном направлении накоплен значительный опыт в учреждениях дополнительного образования г. Новосибирска. Структурный и понятийный анализ проектной деятельности конкретных учреждений и методических рекомендаций ведущих отечественных экспертов позволяет выявить основные проектные особенности инновационных программ развития Центров детского творчества. Для определения наиболее эффективных стратегий проектирования программ развития с опорой на работы ведущих экспертов выделены основные элементы исследования: разработка миссии учреждения, особенности целеполагания, формирование ведущих проектных направлений, создание концептуальной базы. Особенное внимание было уделено обоснованию проектного подхода в создании программ развития учреждений дополнительного образования, представлению современных моделей в этой сфере. Проведенный анализ позволил сформировать рабочий алгоритм проектирования программы развития, который был апробирован в Центре детского творчества «Содружество» Калининского района г. Новосибирска. Результаты исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования в качестве методологического обоснования проектного подхода в разработке программ развития.

Ключевые слова: программа развития, дополнительное образование, образовательная среда, инновации, проектный подход в образовании.

D. V. Chernov

Design features of the development programs of institutions of non-formal

education for children

The subject of the study is the methodological justification of design tools in determining the development strategy in institutions of further education. The goal is to find effective software development approaches. Considerable experience has been accumulated in this direction in institutions of additional education in the city of

© Чернов Д. В., 2019

128

Д. В. Чернов

Novosibirsk. A structural and conceptual analysis of the design activities of specific institutions and methodological recommendations of leading domestic experts allows us to identify the main design features of innovative programs for the development of centers for children's creativity. To determine the most effective strategies for designing development programs based on the work of leading experts, the main research elements are identified: the development of the mission of the institution, the specifics of goal setting, the formation of leading design areas, the creation of a conceptual base. Particular attention was paid to the justification of the project approach in the design of development programs for institutions of additional education, the presentation of modern design models in this area. The analysis made it possible to formulate a working algorithm for designing a development program, which was tested at the Center for Children's Creativity «Commonwealth» of the Kalinin District of Novosibirsk. The results of the study can be used in institutions of additional education as a methodological basis for the project approach in developing a development program.

Key words: social work, vocational education, scientific research systems.

В концепции развития дополнительного образования детей говорится, что эта сфера детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персона-лизация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке. Роль системы дополнительного образования в развитии региональных образовательных моделей сложно переоценить. Многочисленные исследования по данному вопросу были обобщены в коллективной монографии под редакцией доктора педагогических наук, профессора А. В. Золотаревой «Дополнительное образование детей как

фактор развития региональной системы образования»[5], а также в работах отечественных исследователей В. А. Березиной [1], М. В. Воробьева [2], М. В. Груздева [4], Е. Б. Евладовой [6] и др.

Концепция программы развития учреждения дополнительного образования сегодня представляет собой систему взглядов и приоритетов в деятельности, которые обусловлены современными требованиями общества, образовательными запросами семьи каждого учащегося и педагога. Современная концепция развития дополнительного образования, по мнению исследователя В. П. Голованова, подвергается постоянным изменениям и требует адекватной реакции на эти изменения в самих учреждениях [3, с. 60]

В данных условиях наиболее продуктивной концептуальной и инструментальной основой интегрирующей стратегические цели и содержание работы учреждения дополнительного образования при

129

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

разработке программы развития в современных условиях, определенно, является проектный подход.

Проектирование в образовании имеет свою специфику. Оно требует выстраивания связей с другими видами социальных практик, создания общественных коалиций, ориентированных на цели образования, выявление принципиально новых образовательных ресурсов, формулирования общественно-значимой образовательной политики, взятие на себя ответственности за социальные последствия реализуемых инициатив. Проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития.

Проектное управление в развитии учреждения дополнительного образования это тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются новшества, и наращивается образовательный потенциал организации, и, как следствие, улучшается качество его работы.

Необходимость применения проектного подхода в разработке программы образовательной организации определяется следующими положениями:

- потребностью учреждения в качественных изменениях в условиях продолжающегося развития и ограниченности ресурсов;

- потребностью руководства учреждения в использовании гиб-

ких управленческих технологий, обеспечивающих селективную консолидацию ресурсов, вариативность деятельности и формирующих мотивацию сотрудников учреждения к участию в процессах управления развитием организации;

- потребностью педагогического коллектива центра в создании качественных изменений в развития учреждения, исходя из собственных творческих идей и потребностей учащихся и родителей своих детских объединений.

Возможность осуществления проектной деятельности для управления развитием базируется в учреждении дополнительного образования на следующих условиях: наличие стратегических целей; наличие проектной команды; наличие единого управления (интегральное управление).

Существенное значение в проектировании программы развития современного центра детского творчества приобретает такой элемент, как миссия и видение развития организации, которые являются отправной точкой для конструирования всей последующей стратегической программы организации. Формулировки данного раздела проектной системы могут отличаться и являются специфическими для каждой организации в отдельности, однако в современной сфере образования существуют универсальные тенденции, определяющие самые значимые направления развития данной отрасли, в частности,

130

Д. В. Чернов

и общества в целом. В основе продуктивной миссией в современных условиях, по мнению

А. В. Золотаревой, должно стать сохранение и приумножение возможностей учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающих эффективное функционирование и устойчивое развитие, повышение качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах учащихся, их родителей, социальных партнеров и общества в целом [9, с. 116].

Для получения эмпирического материала в рамках описываемого исследования были проанализированные результаты реализации программы развития Центра детского творчества «Содружество» Калининского района г. Новосибирска [10]. Опыт данной организации позволяет предлагать в качестве следующего за определением миссии проектного этапа формирование потенциала дальнейшего развития организации в виде смысловых и системных процессов на уровне характеристики раскрывающих содержание миссии учреждения, а именно:

1. Поиск и внедрение новых моделей повышения качества образовательного процесса, научно-методического сопровождения и воспитательной работы.

2. Совершенствование работы учреждения дополнительного образования как ресурсного центра, содействующего развитию воспита-

тельной среды района и обеспечивающего оптимальный уровень развития задатков, способностей, творческого потенциала, профессионального самоопределения обучающихся в условиях здоровьесбере-гающего образовательного пространства.

3. Продвижение своего научно-методического потенциала, творческих идей, обучающих и воспитывающих концепций и технологий в целях развития единого культурно-воспитательного и образовательного пространства Калининского района.

Присоединяемся к мнению А. В. Золотаревой, которая отмечает следующее: «Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социально-педагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование, с другой - возможностями учреждения дополнительного образования детей обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей» [8, с. 197].

Для обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей, создания благоприятных условий развития единого образовательного пространства на основе сохранения лучших наработок и сложившихся традиций в учреждении дополнительного образования и в качестве третьего этапа проек-

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

131

тирования предлагается определение стратегических целей развития организации. Применение процессного подхода позволяет выделить три уровня таковых.

1. Позиционирование или закрепление достигнутых к моменту проектирования новой программы развития образовательной организации результатов, статуса, общественного восприятия.

2. Изменения или определение новых целевых значений, которые приведут к принципиально новым результатам.

3. Потенциал или поиск в ограниченных ресурсах образовательной организации принципиально новых возможностей, позволяющих сохранить имеющиеся результаты и реализовать требуемые изменения.

В качестве примера приведем формулировки, предложенные Центром детского творчества «Содружество» Калининского района г. Новосибирска. Позиционирование в данной организации стратегической цели предполагает формирование условий для дальнейшего развития учреждения как образовательного комплекса с современной инфраструктурой, как ресурсного центра, реализующего дополнительное образование, отвечающее запросам населения, требованиям к качеству и перспективным задачам инновационного социально-ориентированного развития Калининского района г. Новосибирска. Изменения направлены на повышение привлекательности и кон-

курентоспособности образовательных услуг Центра путем внедрения новых перспективных направлений дополнительного образования, а также совершенствования качества реализующихся образовательных программ на основе сохранения доступности образования, интеграции обучения и творческой деятельности, использования новейших технологий и современных учебных материалов, ориентации на социально-экономические и научно-технологические изменения в обществе. Потенциал видится в создание, на основе развития внутренней системы оценки качества работы учреждения, инструментальных и концептуальных условий для устойчивого роста профессиональных компетенций педагогического коллектива, системных изменений в содержании и структуре образовательного, методического и воспитательных процессов, всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Следующим этапом проектирования программы развития в учреждении дополнительного образования с точки зрения логики и педагогического смысла должно быть определение принципов и направлений развития, которые фактически привносят в инновационную среду проектирования программы развития традиционные, устойчивые положения, указывающие педа-

132

Д. В. Чернов

гогическому сообществу на фундаментальность программы развития.

Принципами, определяющими развитие учреждения дополнительного образования детей, в обобщенном варианте являются:

— регионализация - организация деятельности с учетом региональных (муниципальных) социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;

— межведомственность реализации программы развития, межотраслевой характер, направленность на всех субъектов предоставления услуг дополнительного образования детей, что позволяет проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;

— гуманизация - создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;

— конкурентоспособность - формирование таких образовательных программ, объединений, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;

— открытость - участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку макси-

мально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Современная педагогическая и управленческая система дополнительного образования включает в себя значительное количество задач, аспектов деятельности, педагогических особенностей, подразделений и детских объединений. Управление такой сложной системой в рамках программы развития невозможно без определения важнейших направлений развития и консолидации усилий всего педагогического сообщества в их рамках.

Принципиальным положением в проектном подходе конструирования программы развития учреждения дополнительного образования, является выделение в отдельное направление воспитательной работы. Логика формирования направлений при этом должна быть напрямую связанна с миссией, стратегическими целями развития учреждения.

Ключевыми направлениями для развития системы дополнительного образования с учетом существующих нормативно-правовых изменений, современных приоритетов в российском образовании являются:

— Обеспечение качества, доступности и развития уже существующих и внедрения новых перспективных направлений дополнительного образования в Центре, отвечающих запросам населения, и

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

133

перспективным задачам инновационного, социально-ориентированного развития системы образования в Новосибирске за счет совершенствования образовательной среды учреждения и создание условий для раскрытия способностей и талантов ребенка через различные виды творческой и проектно-исследо-вательской деятельности, способствующих раннему выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей, инклюзивному образованию в учреждении [10].

— Развитие научно-методического содержания деятельности, предполагающее сопровождение процессов развития образовательной деятельности учреждения через внедрение системы оценки качества образования, устойчивого роста профессиональных компетенций педагогического коллектива, изменений в содержании и структуре образовательного, методического и воспитательных процессов в едином образовательном пространстве района или города.

С точки зрения особенностей функционирования методической службы в учреждении дополнительного образования продуктивно опираться на следующие:

1. Обеспечить устойчивый рост профессиональных компетенций педагогического коллектива и качества образовательных услуг.

2. Обеспечить формирование организационно-педагогический культуры, обеспечивающей поддержа-

ние миссии и основных стратегических целей учреждения.

Совершенствование воспитательной работы для учреждения дополнительного образования является ключевым направлением, це-леполагание которого определяется как обеспечение развития воспитывающего потенциала процесса дополнительного образования, единства и взаимосвязи процессов обучения, воспитания, развития и социализации в условиях образовательной организации [7, с. 18].

Задачи данного направления могут быть многоаспектны и представлять собой характеристику воспитательной системы учреждения. В Центре детского творчества «Содружество» были определены две основные задачи:

1. Создать условия для повышения качества воспитательной среды Центра, обеспечивающей единство процессов обучения и воспитания, развитие творческого потенциала, социализации личности учащихся Центра.

2. Создать условия для повышения качества воспитательного пространства Калининского района г. Новосибирска, обеспечивающего формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека [10].

Завершает проектирование программы развития этап наполнения проектами определенных направлений развития. Практики разработки проектов в области воспита-

134

Д. В. Чернов

тельной работы, методического сопровождения и реализации образовательных программ располагают своими уже давно использующиеся педагогическими, управленческими, организационными технологиями проектирования, рассмотрение которых не является предметной сферой данного исследования.

Необходимо отметить, что каждое определенное в программе развития направление, с учетом возможностей учреждения дополнительного образования, оптимально может быть развернуто двумя-тремя основными проектами. Динамично развивающаяся образовательная система, постоянно меняющиеся нормативы учредителя и запросы потребителей образовательных услуг, вместе с тем, требует перманентной коррекции основных проектов, которые могут реа-лизовываться поэтапно в течение года или меньшего периода в зависимости от сложившейся конъюнктурой, с последующим дополнением и уточнением целеполагания проекта и его мероприятий. Данное положение формирует в программе развития не только инновационную составляющую, но и гибкую управленческую модель управления всеми педагогическими процессам. Преимуществом проектного подхода также является возможность конструирования дополнительных проектов, позволяющих оперативно решать возникающие проблемы и активно задействовать в этом не только педагогическое сообщество

учреждения, но и детей, родителей, общественные организации и коммерческий сектор.

Таким образом, структура проектной части программы развития представлена тремя направлениями деятельности, осуществление которых переносится в область решения нескольких проектных управленческих тактик в каждом. Каждый проект связан с остальными, но при этом является самодостаточным управленческим продуктом и включает в себя собственное целе-полагание, описание ресурсов, ожидаемые результаты и критерии его эффективности. Проекты, собранные в направлениях, составляют единую систему управленческих, педагогических, научных и методических, а также общественных усилий, определенных педагогическим коллективом организации на пятилетний период развития учреждения, с целью достижения качественных изменений в системе дополнительного образования.

Программа развития учреждения дополнительного образования на современном этапе перестает быть объемным фундаментальным управленческим трактатом, вертикально регламентирующим все процессы и механизмы деятельности организации. Стратегическое управление образовательными системами в современных условиях возможно только в рамках инновационной деятельности, опирающейся на проектный подход и предполагающий конструирование

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

135

лаконичных управленческих моделей, которые быстро внедряются в работу учреждения, легко монито-рятся и корректируются в зависимости от текущих потребностей. Существенно и то, что проектный подход позволяет включить в

управленческие процессы всех участников образовательной деятельности (педагогов, детей, родителей), обеспечивая, таким образом, реальное качество образовательных услуг во всех возможных его аспектах.

Библиографический список

1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Березина. - М. : АНО «Диалог культур», 2007. -511 с.

2. Воробъев, М. В., Гейн, А. Г. Информационные технологии в управлении региональной системой дополнительного образования детей [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 23-27.

3. Голованов, В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития [Текст] // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. - Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - С. 60-64.

4. Груздев, М. В. Интеграция формального и неформального образования: новый сценарий развития [Текст] // Народное образование. - 2014. - № 8. - С. 4-38.

5. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст] : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2009. - 300 с.

6. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование в школе: В поисках смыслов и ценностей [Текст] : практико-ориентированная монография / Е. Б. Евладова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - 186 с.

7. Золотарева, А. В. Модели социализации детей, обучающихся по программам дополнительного образования [Текст] // Образование личности: научно-методический журнал. - 2014. - № 1. - С. 18-25.

8. Золотарева, А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 194-199.

9. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] : монография / А. В. Золотарева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. - 290 с.

10. Программа развития МБОУ ДОД ЦДТ «Содружество» Калининского района г. Новосибирска. 2019-2024гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. sodruzhestvonsk.edusite.ru/cs _ document.html. - (Дата обращения: 18.06.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliograficheskij spisok

1. Berezina, V A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii [Tekst] : ucheb-no-metodicheskoe posobie / V. A. Berezina. - M. : ANO «Dialog kul'tur», 2007. - 511 s.

2. Vorob#ev, M. V, Gejn, A. G Informacionnye tehnologii v upravlenii re-gional'noj sistemoj dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 8. - S. 23-27.

136

Д. В. Чернов

3. Golovanov, V. P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej: k vopro-su o novoj koncepcii razvitija [Tekst] // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog: materialy mez-hdunarodnogo foruma. - Jaroslavl' : GAOU JaO IRO, 2014. - S. 60-64.

4. Gruzdev, M. V Integracija formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija: no-vyj sce-narij razvitija [Tekst] // Narodnoe obrazovanie. - 2014. - № 8. - S. 4-38.

5. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razvitija regional'noj si-stemy obrazovanija [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj, S. L. Palad'eva. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - 300 s.

6. Evladova, E. B. Dopolnitel'noe obrazovanie v shkole: V poiskah smyslov i cen-nostej [Tekst] : praktiko-orientirovannaja monografija / E. B. Evladova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 186 s.

7. Zolotareva, A. V. Modeli socializacii detej, obuchajushhihsja po programmam dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] // Obrazovanie lichnosti: nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2014. - № 1. - S. 18-25.

8. Zolotareva, A. V Principy organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii [Tekst] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 194-199.

9. Zolotareva, A. V Integrativno-variativnyj podhod k upravleniju uchre-zhdeniem dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : monografija / A. V Zolotareva. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. - 290 s.

10. Programma razvitija MBOU DOD g. Novosibirska. 2019 2024gg. p://www.sodruzhestvonsk.edusite.ru/cs _ 18.06.2019).

CDT «Sodruzhestvo» Kalininskogo raj-ona [Jelektronnyj resurs]. - URL: htt-document.html. - (Data obrashhenija:

Проектирование программ развития учреждений дополнительного образования детей

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.