Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

Современная ситуация в системе образования требует пересмотра содержания работы с такой нестандартной категорией как одаренные дети. Многие ученые осознают значимость одаренных и талантливых детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. В большинстве исследований определяется ряд трудностей социального развития одаренных, среди которых трудности общения со сверстниками и взрослыми, сложности личностного самоопределения и часто - сложности профессионального самоопределения. В этой связи изучение вопросов профессионального самоопределения видится как актуальная проблема, требующая психологического и педагогического рассмотрения. Как показывает практика, большинство организаций дополнительного образования имеют успешный и интересный опыт в работе с одаренными детьми, которые в дальнейшем оказываются призерами и победителями олимпиадного и конкурсного движения. В 2019-2020 гг. нами проведено исследование, в котором приняли участие 156 обучающихся старшего школьного возраста. С помощью анкетирования нами были изучены и выявлены особенности профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в условиях организаций дополнительного образования г. Костромы (Многопредметная школа для одаренных) и г. Санкт-Петербурга (Академия талантов). Кроме того, нами выявлено некоторое влияние выбираемых программ дополнительного образования на профессиональный выбор молодых людей. Результаты исследования показали, что дополнительное образование играет важную роль в профессиональном самоопределении одаренных обучающихся, и присутствует некоторая взаимосвязь между профилем будущей профессиональной деятельности и выбором того или иного объединения в организации дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GIFTED SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The current situation in the education system requires a revision of the content of work with such a non-standard category as gifted children. Many scientists are aware of the importance of gifted and talented children as the future scientific elite and the engine of the country's progress. Most studies identify a number of difficulties in the social development of the gifted, including the difficulties of communicating with peers and adults, the complexity of personal self-determination, and often the difficulty of professional self-determination. In this regard, the study of issues of professional self-determination is seen as an urgent problem that requires psychological and pedagogical consideration. As practice shows, most organizations of additional education have successful and interesting experience in working with gifted children, who later turn out to be prize-winners and winners of the olympic and competitive movement. In 2019-2020 we conducted a study in which 156 students of senior school age took part. With the help of a questionnaire, we studied and identified the features of professional self-determination of gifted high school students in the conditions of additional education organizations in the city of Kostroma (Multi-subject school for the gifted) and St. Petersburg (Academy of talents). In addition, we have revealed some influence of the chosen programs of additional education on the professional choice of young people. The results of the study have shown that additional education plays an important role in the professional self-determination of gifted students, and there is a certain relationship between the profile of future professional activity and the choice of a particular association in organizing additional education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.545

И. Н. Грушецкая https://orcid.org/0000-0001-8361-7513

Особенности профессионального самоопределения одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656

Для цитирования: Грушецкая И. Н. Особенности профессионального самоопределения одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. № 2 (11). С. 111-119. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-2-11-111-119

Современная ситуация в системе образования требует пересмотра содержания работы с такой нестандартной категорией как одаренные дети. Многие ученые осознают значимость одаренных и талантливых детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. В большинстве исследований определяется ряд трудностей социального развития одаренных, среди которых трудности общения со сверстниками и взрослыми, сложности личностного самоопределения и часто -сложности профессионального самоопределения. В этой связи изучение вопросов профессионального самоопределения видится как актуальная проблема, требующая психологического и педагогического рассмотрения. Как показывает практика, большинство организаций дополнительного образования имеют успешный и интересный опыт в работе с одаренными детьми, которые в дальнейшем оказываются призерами и победителями олимпиадного и конкурсного движения. В 2019-2020 гг. нами проведено исследование, в котором приняли участие 156 обучающихся старшего школьного возраста. С помощью анкетирования нами были изучены и выявлены особенности профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в условиях организаций дополнительного образования г. Костромы (Многопредметная школа для одаренных) и г. Санкт-Петербурга (Академия талантов). Кроме того, нами выявлено некоторое влияние выбираемых программ дополнительного образования на профессиональный выбор молодых людей. Результаты исследования показали, что дополнительное образование играет важную роль в профессиональном самоопределении одаренных обучающихся, и присутствует некоторая взаимосвязь между профилем будущей профессиональной деятельности и выбором того или иного объединения в организации дополнительного образования.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, одаренные дети, самоопределение, профессиональное самоопределение, дополнительное образование, особенности профессионального самоопределения.

© Грушецкая И. Н., 2021

Особенности профессионального самоопределения одаренных обучающихся 111 в условиях дополнительного образования

I. N. Grushetskaya

Features of professional self-determination of gifted schoolchildren in the conditions of additional education

The current situation in the education system requires a revision of the content of work with such a non-standard category as gifted children. Many scientists are aware of the importance of gifted and talented children as the future scientific elite and the engine of the country's progress. Most studies identify a number of difficulties in the social development of the gifted, including the difficulties of communicating with peers and adults, the complexity of personal self-determination, and often the difficulty of professional self-determination. In this regard, the study of issues of professional self-determination is seen as an urgent problem that requires psychological and pedagogical consideration. As practice shows, most organizations of additional education have successful and interesting experience in working with gifted children, who later turn out to be prize-winners and winners of the olympic and competitive movement. In 20192020 we conducted a study in which 156 students of senior school age took part. With the help of a questionnaire, we studied and identified the features of professional self-determination of gifted high school students in the conditions of additional education organizations in the city of Kostroma (Multi-subject school for the gifted) and St. Petersburg (Academy of talents). In addition, we have revealed some influence of the chosen programs of additional education on the professional choice of young people. The results of the study have shown that additional education plays an important role in the professional self-determination of gifted students, and there is a certain relationship between the profile of future professional activity and the choice of a particular association in organizing additional education.

Key words: giftedness, gifted child, gifted children, self-determination, professional self-determination, additional education, features of professional self-determination.

Введение

Выявление одаренных детей, поддержка юных дарований, создание условий для реализации их творческих способностей и гармоничного развития ставится в качестве национальной задачи, в том числе в рамках Указа Президента №240 от 29 ноября 2018 года «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства» [Указ Президента ... , 2018]. В соответствии с данным Указом во всех регионах страны решается комплекс задач, связанных с выявлением и

развитием интеллектуальных и творческих способностей детей на разных возрастных этапах. Кроме того, в национальной программе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость развития детей, умеющих творчески мыслить, находить нестандартные решения, и в дальнейшем, выбирать профессиональный путь.

Изучение проблемы одаренности рассматривается в трудах Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, М. М. Кашапова, В. С. Юрке-вич и других учёных.

112

И. Н. Грушецкая

Соглашаясь с А. И. Савенковым, мы считаем что при употреблении термина «детская одаренность» важно говорить о изучении интеллектуально-творческого потенциала ребенка, что делает проблему выявления и развития детской одаренности важнейшей психолого-педагогической задачей, когда дети с разными видами одаренности могут достигать того или иного уровня академической и жизненной успешности, при определенных условиях [Савенков, 2019].

Авторы Рабочей концепции одаренности определяют феномен «одаренность» как системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [Богоявленская, 2004].

Каждый одаренный ребенок является личностью, не похожей на других, но не смотря на все индивидуальные качества, существует ряд черт, объединяющих одаренных, данные черты проявляются в познавательной деятельности, во время общения со сверстниками и взрослыми [Еремкин, 2011]. Многих одаренных детей отличает низкий интерес к школе, несовпадение интересов со сверстниками, дисинхрония в сфере физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития [Лейтес, 2003].

Ю. З. Гильбух среди особенностей развития одаренных отмечает

очень раннюю познавательную потребность, хорошее логическое мышление, направленность на творческое выполнение различного рода занятий [Гильбух, 1991].

Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми, эффективную деятельность организаций, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, на сегодняшний день существуют трудности не только в выявлении и поддержке одаренных детей, но и вопросах их успешной социализации [Хазова, 2013].

При высоких академических познавательных, творческих способностях, достаточно высокой мотивации и развитом интеллекте, как показывают результаты нашего исследования, большинство одаренных детей имеют трудности личностного, социального и профессионального самоопределения [Щербинина, 2019].

Результаты изучения особенностей самооценки, коммуникативных и организаторских способностей, лидерских потенциалов одаренных детей, позволяют подтвердить суждение о наличии трудностей у ряда одаренных обучающихся в коммуникации со сверстниками и педагогами (развитие коммуникативных способностей, наличие сложностей взаимодействия и решения конфликтных ситуаций), неадекватной самооценке (завышенной и заниженной), тревожности, связанной с ситуациями общения со сверстниками и взрослыми,

И. Н. ГрушефЫ

и к своему будущему в целом [Грушецкая, 2018].

Самоопределение можно определить как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение переосмысливать собственную сущность [Щедровицкий, 2005].

Профессиональное самоопределение вслед за Н. С. Пряжниковым, мы понимаем как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения [Пряжников, 2020].

Составляющая часть национальной системы поиска и поддержки талантов, основы для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства заложена в развитии системы дополнительного образования детей и молодежи [Грушецкая, 2019].

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля программ и времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных интересов и потребностей. Индивидуальная работа педагога в организациях дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы любого ребенка, используя потенциал и их свободное время. [Грушецкая, 2019].

Результаты исследования

Для выявления особенностей и трудностей профессионального выбора одаренных обучающихся нами проведено исследование мотивов профессионального выбора участников программ дополнительного образования, функционирующих при Академии талантов г. Санкт-Петербурга (п=106) и Многопредметной школы для одаренных г. Костромы (п=48). Всего в исследовании приняли участие 225 человек.

Каждая из выбранных организаций, работающих с одаренными детьми, имеет свои уникальные особенности и специфический опыт работы.

ГБНОУ «Академия талантов» является одной из ведущих образовательных организаций г. Санкт-Петербурга, где созданы особые условия для творчества и разностороннего развития детей. С 2018 года «Академия талантов» работает в статусе регионального центра по выявлению и поддержке одаренных детей, создавая организованное пространство для выявления, поддержки и сопровождения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в различных сферах.

Многопредметная школа для одаренных при Костромском государственном университете изначально создана в 2017 году для ребят, вернувшихся из образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), в дальнейшем участниками школы стали ребята, заинтересованные в освоении предметов естественнонаучного и физико-

ШЪбенности профессионального самоопределения одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования

математического циклов. Содержание работы Многопредметной школы охватывает четыре учебных области: математика, информатика, физика и коммуникативный практикум [Грушецкая, 2019].

Участниками исследования в Академии талантов стали ребята, осваивающие программы дополнительного образования преимущественно художественного и спортивного профилей старшей школы, из числа опрошенных 68 % - девушки, 32 % - юноши.

Участниками исследования в Многопредметной школе для одаренных стали 59 % юношей и 41 % девушек.

На вопрос «Определились ли вы с выбором профессии» респонденты-участники программ «Академии талантов» в большинстве своем ответили «Да» - 58 %, и только 42 % опрошенных не определились с

выбором; 62,5 % ребят-участников образовательных программ Многопредметной школы для одаренных также определились с выбором профессии Не определившихся с выбором профессии было 37,5 %.

Для нашего исследования представлял интерес возраст, в котором ребята впервые стали задумываться о своей будущей профессии. На данный вопрос ответы участников программ «Академии талантов» распределились следующим образом: 5-6 лет - 23 %, 7-10 лет -14 %, 11-12 лет - 28 %, 13-15 лет -35 %; представители Многопредметной школы для одаренных ответили, что в 7-10 лет - 27 %, в 11-12 лет - 31 %, в 13-15 лет - 42 %.

Таким образом, весомая доля респондентов впервые задумывались о профессии, обучаясь в начальной школе.

Рис. 1. Возраст первичного профессионального самоопределения

На вопрос о том, какие факторы повлияли на ваш выбор, основополагающим для представителей «Академии талантов» стал собст-

венный интерес к профессии -93 %, возможность самореализации и профессиональный рост - 52 %, высокий доход - 35 %, престиж-

И. Н. Грушей/О,

ность будущей профессии - 24 %, совет родителей - 19 %, совет друзей - 6 % (количество % больше 100, потому что участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа).

Участники Многопредметной школы при Костромском государственном университете ответили, что собственный интерес к профессии - важен для 83 %, возможность самореализации в будущей профессии - значима для 81 % опрошенных, высокий доход и престижность - отметили 50 % от числа респондентов, совет родителей -важен для 12,5 %, а совет друзей -для 8 % от количества опрошенных одаренных ребят.

Кроме того, нами изучены мотивы посещения детьми организации дополнительного образования. Респонденты выбирали несколько мотивов

(количество % больше 100, потому что участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа), так для участников творческих объединений «Академии талантов» основными стали следующие мотивы: получение новых знаний - 60 %, возможность дальнейшего поступления в образовательные организации -52 %, встреча с друзьями и единомышленниками - 42 %, возможность самореализации - 72 %, участие и победы в конкурсах - 80 %.

В Многопредметной школе Костромского государственного университета результаты были следующие: мотивы получения новых знаний - 87,5 %, возможность дальнейшего поступления - 100 %, встреча с друзьями и единомышленниками - 39,5 %, возможность самореализации - 64,5 %, участие и победы в конкурсах - 25 %.

Многопредметна я школа КГУ

Академия талантов

0% 50% 100% 150%

1 участие и победы в конкурсах

1 получение знаний

поступление по профилю

1 новые друзья

самореализация

Рис. 2. Мотивы посещения организации дополнительного образования

Наиболее популярными сферами демии талантов» стали искусство и выбора будущей профессии для оп- творчество - 32 %, система образо-рошенных старшеклассников «Ака- вания - 25 %, система массовых

112

И. Н. Грушецкая

коммуникаций - 24 %, строительство и промышленность - 19 %.

Для костромских одаренных обучающихся популярными сферами выбора будущей профессии стали образование - 19 %, система массовых коммуникаций - 15 %, экономика и финансы - 23 %, право - 13 %, медицина - 10 %.

Большинство респондентов Академии талантов планируют обучаться в образовательных организациях высшего образования г. Санкт-Петербурга (82 %), рассматривают другие города России -10 % (хотят обучаться в таких городах, как Краснодар, Москва, Астрахань), рассматривают зарубежные образовательные организации - 8 % (Мюнхен, Прага).

Большинство Многопредметной школы при Костромском государственном университете планируют обучаться в Костроме - 58 % от числа опрошенных, 23 % опрощенных рассматривают для поступления близлежащие города Иваново и Ярославль; Санкт-Петербург и Москву рассматривают для поступле-

ния 1 9 % респондентов.

Заключение Таким образом, в рамках проведенного исследования становится очевидным достаточно раннее профессиональное самоопределение одаренных обучающихся, большинство из которых сориентированы на будущую профессиональную деятельность с начальной школы. Значимость выбора программ дополнительного образования определяется личными интересами и мотивами, в том числе связанными с будущей профессиональной деятельностью. Наиболее востребованными сферами опрошенных респондентов в Академии талантов (г. Санкт-Петербург) и Многопредметной школе (г. Кострома) являются: образование, искусство, система массовых коммуникаций, экономика, медицина. Для абсолютного большинства одаренных обучающихся доминирующим фактором при профессиональном самоопределении является собственный интерес к профессии.

Библиографический список

1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования, 2004. № 2. С. 46-68.

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. Москва : Знание, 1991. 80 с.

3. Грушецкая И. Н. Проблемы организаций дополнительного образования в поддержке и развитии одаренности детей // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. №1. Специальный выпуск. С. 33-36.

4. Грушецкая И. Н. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организация различного типа / И. Н. Грушецкая, Ж. А. Захарова, О. С. Щербинина // Вестник КГУ 2018. № 4. С. 35-40.

5. Грушецкая И. Н. Содержание социально-педагогической работы по преодолению трудностей социального развития одаренных школьников : науч.-метод.

И. Н. ГрушефШ

рекомендации для педагогов и специалистов общеобразовательных организаций / И. Н. Грушецкая, О. С. Щербинина. Кострома : Костром. гос. ун-т, 2018. 66 с.

6. Грушецкая И. Н. Особенности профессионального самоопределения одаренных школьников - участников программ образовательного центра «Сириус» / И. Н. Грушецкая, О. С. Щербинина // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5(136). С. 210-214.

7. Еремкин А. И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва : АиФ Принт, 2011. 35 с.

8. Лейтес Н. С. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. 2003. № 3. С. 3-7.

9. Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) // URL: https://base.garant.ru/6744437/. (Дата обращения: 08.01.2021).

10. Пряжников Н. С. Профориентология : учебник и практикум для вузов. Москва : Юрайт, 2020. 405 с.

11. Савенков А. И. Детская одаренность как проблема современного образования // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников I Международной научно-практической конференции, Москва, 5-6 ноября 2019 г. ; науч. ред. члена-корреспондента РАО, профессора А. И. Савенкова, профессора Л. И. Ларионовой. Москва : Известия ИППО, 2019. 560 с.

12. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Москва : Академия, 2005. 275 с.

13. Щербинина О. С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей : монография / науч. ред. М. И. Рожков. Кострома : Костромской государственный университет, 2019. 179 с.

14. Хазова С. А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 2. С. 102-107.

15. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_288278/. (Дата обращения: 10.01.2021).

Reference list

1. Bogojavlenskaja D. B. Rabochaja koncepcija odarennosti = Working concept of giftedness // Voprosy obrazovanija, 2004. № 2. S. 46-68.

2. Gil'buh Ju. Z. Vnimanie: odarennye deti = Attention: gifted children. Moskva : Znanie, 1991. 80 s.

3. Grusheckaja I. N. Problemy organizacij dopolnitel'nogo obrazovanija v podderzhke i razvitii odarennosti detej = Problems of organizations of additional education in the support and development of gifted children // Vestnik Kyrgyzskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Arabaeva. 2019. №1. Special'nyj vypusk. S. 3336.

4. Grusheckaja I. N. Osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty s odarennymi det'mi v obrazovatel'nyh organizacija razlichnogo tipa = Features of social and pedagog-

112

И. Н. Грушецкая

ical work with gifted children in educational organizations of various types / I. N. Grusheckaja, Zh. A. Zaharova, O. S. Shherbinina // Vestnik KGU. 2018. № 4. S. 35-40.

5. Grusheckaja I. N. Soderzhanie social'no-pedagogicheskoj raboty po preodoleniju trudnostej social'nogo razvitija odarennyh shkol'nikov : nauch.-metod. rekomendacii dlja pedagogov i specialistov obshheobrazovatel'nyh organizacij = The content of social and pedagogical work to overcome the difficulties of social development of gifted schoolchildren: scientific method. recommendations for teachers and specialists of educational organizations / I. N. Grusheckaja, O. S. Shherbinina. Kostroma : Kostrom. gos. un-t, 2018. 66 s.

6. Grusheckaja I. N. Osobennosti professional'nogo samoopredelenija odarennyh shkol'nikov - uchastnikov programm obrazovatel'nogo centra «Sirius» = Features of professional self-determination of gifted schoolchildren - participants in the programs of the educational center "Sirius" / I. N. Grusheckaja, O. S. Shherbinina // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019. № 5(136). S. 210-214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Eremkin A. I. Shkola odarennosti. Tajna rozhdenija geniev = School of gifted-ness. The mystery of the birth of geniuses. Moskva : AiF Print, 2011. 35 s.

8. Lejtes N. S. Chto znachit «odarennyj rebenok»? = What does "gifted child" mean?// Iskusstvo v shkole. 2003. № 3. S. 3-7.

9. Nacional'naja Obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola» (utv. Prezidentom RF ot 4 fevralja 2010 g. N Pr-271) = National Educational Initiative "Our New School" (approved by the President of the Russian Federation of February 4, 2010 N Pr-271) // URL: https://base.garant.ru/6744437/. (Data obrashhenija: 08.01.2021).

10. Prjazhnikov N. S. Proforientologija = Vocational guidance : uchebnik i praktikum dlja vuzov. Moskva : Jurajt, 2020. 405 s.

11. Savenkov A. I. Detskaja odarennost' kak problema sovremennogo obrazovanija = Children's giftedness as a problem of modern education // Psihologija odarennosti i tvorchestva: Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 5-6 nojabrja 2019 g. ; nauch. red. chlena-korrespondenta RAO, professora A. I. Savenkova, professora L. I. Larionovoj. Moskva : Izvestija IPPO, 2019. 560 s.

12. Shhedrovickij P. G. Ocherki po filosofii obrazovanija = Essays on the philosophy of education. Moskva : Akademija, 2005. 275 s.

13. Shherbinina O. S. Preodolenie trudnostej social'nogo razvitija odarennyh detej = Overcoming the difficulties of social development of gifted children : monografija / nauch. red. M. I. Rozhkov. Kostroma : Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2019. 179 s.

14. Hazova S. A. Odarennyj podrostok kak sub#ekt mezhlichnostnogo vzaimodejstvija = Gifted teenager as a subject of interpersonal interaction // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2013. T. 19. № 2. S. 102-107.

15. Ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2017 N 240 «Ob ob#javlenii v Rossijskoj Federacii Desjatiletija detstva» = Decree of the President of the Russian Federation of 05/29/2017 N 240 "On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation" // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_288278/. (Data obrashhenija: 10.01.2021).

Особенности профессионального самоопределения одаренных обучающихся 113 в условиях дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.